Вязать это переходный глагол или нет

Переходные и непереходные глаголы

Что такое переходность глаголов?

Переходность глагола – грамматическая категория глагола, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.

Особенности переходных глаголов

Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.

Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.

С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:

  • Процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
  • Чувственное восприятие (ощущать тепло, слышать шорохи);
  • Воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить друзей, гладить кота);
  • Отношение к объекту (ненавидеть грубость, предпочитать кофе).

От переходных глаголов образуются страдательные причастия.

Особенности непереходных глаголов

Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.

С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:

  • Психическое, физическое состояние, положение в пространстве (грустить, заболеть, присесть);
  • Движение и существование (ходить, передвигаться, быть, являться);
  • Профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
  • Становление и выявление качеств (подрастать, краснеть, уменьшаться).

Как определить переходность глагола?

Подводя итоги, можно выделить 3 основных способа определить переходность глагола:

  • Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды);
  • Непереходные глаголы при сочетании с существительными в винительном падеже требуют использования предлога (пересесть в машину, поссориться из-за спора).
  • Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, строиться, влюбиться).

Переходность глаголов

Поговорим о таком качестве глаголов, как переходность. В русском языке бывают две категории глаголов — переходные и непереходные. Первые могут присоединять к себе объект, обычно это существительное или местоимение в винительном падеже или родительном падеже, а сочетание возможно без предлога. Если глагол невозможно дополнить объектом (он так и называется — дополнение), то глагол относится к непереходным. Непереходные глаголы могут означать состояние человека, положение и движение в пространстве, занятие и развитие.

Пример переходного глагола с существительным в винительном падеже:
Девочка гладит кошку.

Пример непереходного глагола:
Кошка спит.

Пример переходного глагола с существительным в родительном падеже:
а) с функцией отрицания:
Я не купила молока.

б) с указанием на часть объекта:
Хочется почитать хороших книг.

Существуют также глаголы, которые могут быть переходными и непереходными в зависимости от ситуации. Такие глаголы называются лабильными и их не так много в русском языке.
Автор пишет книгу. Автор пишет.

Как определить, переходный глагол или непереходный?

1. Если глагол с существительным в винительном падеже требует использования предлога, то это непереходный глагол.

Сесть в автобус.

2. Все возвратные глаголы относятся к непереходным.

Знание категории переходности глаголов может помочь вам в склонении объекта (существительного или местоимения), поскольку одна из популярных ошибок у начинающих изучать русский язык, это использование существительного в родительном падеже в сочетаниях с непереходными глаголами.

Переходные и непереходные глаголы в русском языке — что это? Примеры

В русском языке все глаголы делятся на переходные и непереходные.

Переходные глаголы — это глаголы, действие которых направлено на предмет. Они обозначают действие, переходящее на какой-то объект. При этом дополнение стоит в винительном падеже, без предлога.
Пример: купить — переходный глагол. Я купил (что?) подарок. Они купили (кого?) кошку.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например: жить, думать, рисовать, трудиться.

Переходные глаголы способны управлять прямым дополнением. Дополнение — существительное или местоимение — чаще всего стоит в винительном падеже, без предлога.

Победить (кого?) соперника
Нести (что?) кирпич
Видеть (кого?) сестру
Обнаружить (что?) ошибку

В отдельных случаях — с существительными и местоимениями в родительном падеже: выпил молока, налил водки, купил цветов.

Непереходные глаголы. Что такое непереходный глагол. Примеры

Непереходные глаголы — это все остальные глаголы русского языка. Их действие не направлено на предмет. Они могут обозначать движение, положение в пространстве, состояние.

Примеры непереходных глаголов:
стоять, гулять, прыгать, сомневаться, переживать

Непереходные глаголы не имеют при себе прямого дополнения, они не могут управлять формой винительного падежа существительного или местоимения.

Непереходные глаголы употребляются с существительными или местоимениями с предлогами и без предлогов в формах:

Родительного падежа. Требовать (чего?) уважения. Проезжать (мимо чего?) мимо деревни.

Дательного падежа. Рассказывать (кому?) друзьям. Служил (чему?) стране. Скучать (по чему?) по Родине. Подтолкнуть (к чему?) к размышлениям.

Винительного падежа с предлогом. Не верила (во что?) в совпадения. Попасть (во что?) в яблочко. Войти (во что?) в комнату. Вдохновить (на что?) на свершения.

Творительного падежа. Утомила (чем?) болтовней.Повеяло (чем?) ароматом. Дорожим (чем?) дружбой. Летит (над чем?) над лесом.

Предложного падежа: Жить (в чем?) в квартире. Располагаться (на чем?) на холме. Плавать (в чем?) в бассейне.

Все возвратные глаголы являются непереходными. Если глагол оканчивается на -ся или -сь, то он относится к возвратным, и переходным быть не может. Например: Вскоре на одной стороне улицы из-за угольного дома показался молодой офицер (А.С. Пушкин).

Непереходные возвратные глаголы. Примеры:
обидеться (на что?) на знакомого
тревожиться (за кого?) за свою судьбу
оскорбиться (чем?) подозрениями
сомневаться (в чем?) в ответе

Как отличить переходный глагол от непереходного?

Чтобы узнать, переходный или непереходный перед вами глагол?

Возможно ли при нем дополнение? Если нет, это точно непереходный глагол.

Определите падеж. Годится ли винительный падеж? Подходит ли к дополнению вопрос кого? что? Если нет, то

Установите, есть ли предлог. Если предлог есть — это непереходный глагол.

Итак, если перед вами глагол с дополнением без предлога в винительном падеже (винить кого? что?) — это переходный глагол.

Переходные и непереходные глаголы: правило с примерами, таблица, особенности. ВИДЕОУРОК

В русском языке определенные категории глаголов могут присоединять прямое дополнение. В этом случае речь идет о переходности глаголов. В статье подробно описаны особенности переходных и непереходных глаголов с приведением наглядных примеров.

Что такое переходность глаголов?

Переходность глагола – грамматическая категория глагола, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).Например: посетить выставку, есть конфеты (прямое дополнение); расти на глазах, стоять возле двери (непрямое дополнение).

В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.

Особенности переходных глаголов

Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.

Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.

Примеры переходных глаголов: приглашать (кого?) подруг, испытывать (что?) радость, не читать (чего?) книг, не получить (чего?) благодарности, выпить (чего?) воды.

С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:

  • Процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
  • Чувственное восприятие (ощущать тепло, слышать шорохи);
  • Воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить друзей, гладить кота);
  • Отношение к объекту (ненавидеть грубость, предпочитать кофе).

От переходных глаголов образуются страдательные причастия.

Особенности непереходных глаголов

Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.Непереходные глаголы примеры: лежать на диване, жить с родителями, радоваться новому дню, учительствовать в школе, разместиться в машине.

С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:

  • Психическое, физическое состояние, положение в пространстве (грустить, заболеть, присесть);
  • Движение и существование (ходить, передвигаться, быть, являться);
  • Профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
  • Становление и выявление качеств (подрастать, краснеть, уменьшаться).

Различия переходных и непереходных

Теперь нужно узнать, чем отличается переходный от непереходного. Прежде всего это его значение. Переходные обычно обозначают:

  1. Создание, видоизменение или уничтожение объектов (построил дом, уменьшил дозу),
  2. Чувственное восприятие объектов (слышу музыку, вижу город),
  3. Контактирование с объектом без его изменения (потрогал стену, погладил кота),
  4. Отношение к объекту (люблю фантастику, обожаю контрастный душ).

Отличить переходный также возможно, попытавшись образовать от него страдательное причастие. Если получится – глагол переходный, не получится – непереходный. Обожать-обожаемый

Словосочетания с переходными глаголами всегда состоят из глагольной формы и прямого дополнения, иногда может включаться определение, обстоятельство: рубить деревья, водить автобус, найти пиратский клад, быстро выучить урок.

Переходные и непереходные глаголы в русском языке

Алгоритм определения переходности/непереходности глагола

Переходность многозначных глаголов

Глагольные формы слова могут иметь несколько значений. При этом в первом значении имеет место переходный тип, а во втором значении это же слово – непереходный тип. «Он говорит (что?) неправду» переходный, но «ребёнок уже говорит (разговаривает)» непереходный. «Оркестр играет (что?) марш» переходный, но «ребёнок играет (занят игрой)» непереходный.

В юмористических текстах возможна ситуация, когда в норме непереходный приобретает переходность: «Водку пьянствовать и дисциплину хулиганить».

На этом строится комический эффект, глаголы при этом как бы приобретают значения тех, вместо которых они поставлены – «хулиганить» вместо «нарушать» и т. д.

Устаревшие значения непереходных глагольных форм могут иметь переходность.

«Торговать» в современном русском языке непереходный глагол, однако ранее, имея значение «прицениваться», он был переходным: «Торговать лошадь». Такое употребление осталось в фольклоре.

Видеоурок

как различить переходный и непереходный глагол?

Глаголы переходные и непереходные

Различаются глаголы переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? ‘/что? ‘, писать статью, вязать свитер, петь песню.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:

1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объ­ект действия. Ср. : простоять час (в очереди) или жить неделю (на море) , где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В. п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет) .

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.

Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом — непереходным. Ср. : Я говорю правду (говорю — «высказываю» — переходный глагол) . Ребёнок уже говорит (говорит — «разговаривает» — непереходный глагол) ; Завтра я поеду од­на, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь от­дам тем, кому она, может быть, нужна (А. Чехов) ; учить уроки (переходный глагол).

1)
Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? ‘/что? ‘, писать статью, вязать свитер, петь песню.
Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:
1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.
2)
к переходным глаголам можно подставить существительное в винительном падеже. обсуждать (что?) задачу. это переходный а допустие если глагол думать тогда не получится подставить сущ в винит. падеже. это непереходный

1)
Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? ‘/что? ‘, писать статью, вязать свитер, петь песню.
Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:
1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.
2)
к переходным глаголам можно подставить существительное в винительном падеже. обсуждать (что?) задачу. это переходный а допустие если глагол думать тогда не получится подставить сущ в винит. падеже. это непереходный

1)
Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? ‘/что? ‘, писать статью, вязать свитер, петь песню.
Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:
1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.
2)
к переходным глаголам можно подставить существительное в винительном падеже. обсуждать (что?) задачу. это переходный а допустие если глагол думать тогда не получится подставить сущ в винит. падеже. это непереходный

1)
Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? ‘/что? ‘, писать статью, вязать свитер, петь песню.
Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:
1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.
2)
к переходным глаголам можно подставить существительное в винительном падеже. обсуждать (что?) задачу. это переходный а допустие если глагол думать тогда не получится подставить сущ в винит. падеже. это непереходный

Глаголы переходные и непереходные

Различаются глаголы переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? ‘/что? ‘, писать статью, вязать свитер, петь песню.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:

1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объ­ект действия. Ср. : простоять час (в очереди) или жить неделю (на море) , где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В. п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет) .

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.

Глаголы переходные и непереходные

Различаются глаголы переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? ‘/что? ‘, писать статью, вязать свитер, петь песню.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:

1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объ­ект действия. Ср. : простоять час (в очереди) или жить неделю (на море) , где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В. п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет) .

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.

Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом — непереходным. Ср. : Я говорю правду (говорю — «высказываю» — переходный глагол) . Ребёнок уже говорит (говорит — «разговаривает» — непереходный глагол) ; Завтра я поеду од­на, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь от­дам тем, кому она, может быть, нужна (А. Чехов) ; учить уроки (переходный глагол).

Глаголы переходные и непереходные

Различаются глаголы переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? ‘/что? ‘, писать статью, вязать свитер, петь песню.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:

1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объ­ект действия. Ср. : простоять час (в очереди) или жить неделю (на море) , где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В. п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет) .

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.

Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом — непереходным. Ср. : Я говорю правду (говорю — «высказываю» — переходный глагол) . Ребёнок уже говорит (говорит — «разговаривает» — непереходный глагол) ; Завтра я поеду од­на, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь от­дам тем, кому она, может быть, нужна (А. Чехов) ; учить уроки (переходный глагол).

Переходность глаголов является одним из самых сложных для понимания глагольных признаков.
Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет в форме винительного падежа (прямого дополнения) : «строить (что? ) здание» , «покупать (что? ) книгу» и другие.
Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:

1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.

Непереходные глаголы обозначают действия, которые замыкаются на самом субъекте: «мама отдыхает» , «песня звучит» и другие. Действия, таким образом, не переходят на предметы, а лишь затрагивают их.
Кроме того, отмечается, что среди переходных и непереходных глаголов можно выделить несколько семантических групп.
Так, переходные глаголы, как правило, представляют собой:
глаголы со значением созидания материальных и идеальных объектов: «создавать» , «сочинять» , «пить» ;
глаголы со значением разрушения объекта: «уничтожить» , «убить» ;
глаголы со значением изменения объекта: «сократить» , «переделать» ;
глаголы со значением перемещения объекта: «двигать» , «перекладывать» ;
глаголы со значением эмоционального отношения к объекту:
«любить» , «уважать» ;
глаголы со значением восприятия, ощущения:
«слышать» , «чувствовать» .
Напротив, к непереходным глаголам зачастую относятся:
глаголы, указывающие на положение объекта в пространстве:
«лежать» , «стоять» ;
глаголы, указывающие на изменение положения или движение объекта: «бегать» , «путешествовать» ;
глаголы со значением становления признака:
«белеть» , «вянуть» ;
глаголы со значением свойства, занятости субъекта:
«лодырничать» , «управлять» , «флиртовать»
и другие.
Способность обозначать переходность или непереходность скрыта в семантике глаголов. Тем более, переходные и непереходные глаголы могут взаимодействовать друг с другом:
«бежать по дороге» — «перебежать дорогу» .
По большому счету, между переходными и непереходными глаголами нет жесткой границы. иии

Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными.
Все остальные глаголы являются непереходными.
Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога:

брал (что?) книгу (в. п.), встречать (кого?) его (в. п.)

При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже:

1) при отрицании:
не купил (чего?) хлеба (р. п.), не выпить (чего?) молока (р. п.);

2) при указании на часть предмета:
отрезал (чего?) сыру (р. п.), нарвать (чего?) цветов (р. п.)

Глаголы переходные и непереходные

Различаются глаголы переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? ‘/что? ‘, писать статью, вязать свитер, петь песню.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:

1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объ­ект действия. Ср. : простоять час (в очереди) или жить неделю (на море) , где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В. п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет) .

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.

Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом — непереходным. Ср. : Я говорю правду (говорю — «высказываю» — переходный глагол) . Ребёнок уже говорит (говорит — «разговаривает» — непереходный глагол) ; Завтра я поеду од­на, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь от­дам тем, кому она, может быть, нужна (А. Чехов) ; учить уроки (переходный глагол).

Глаголы переходные и непереходные

Различаются глаголы переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? ‘/что? ‘, писать статью, вязать свитер, петь песню.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:

1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объ­ект действия. Ср. : простоять час (в очереди) или жить неделю (на море) , где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В. п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет) .

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.

Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом — непереходным. Ср. : Я говорю правду (говорю — «высказываю» — переходный глагол) . Ребёнок уже говорит (говорит — «разговаривает» — непереходный глагол) ; Завтра я поеду од­на, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь от­дам тем, кому она, может быть, нужна (А. Чехов) ; учить уроки (переходный глагол).

Глаголы переходные и непереходные

Различаются глаголы переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? ‘/что? ‘, писать статью, вязать свитер, петь песню.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:

1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объ­ект действия. Ср. : простоять час (в очереди) или жить неделю (на море) , где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В. п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет) .

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.

Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом — непереходным. Ср. : Я говорю правду (говорю — «высказываю» — переходный глагол) . Ребёнок уже говорит (говорит — «разговаривает» — непереходный глагол) ; Завтра я поеду од­на, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь от­дам тем, кому она, может быть, нужна (А. Чехов) ; учить уроки (переходный глагол).

Читайте также:  Вязание спицами для детей до 1 года шапочки для девочек схемы
Оцените статью