Вязание у древних славян

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Техника преобразования негативных чувств в позитивные действия В жизни часто сл.

Женские промахи, которые мужчины не прощают никогда Казалось бы, любовь может простить все, но ин.

Сленг советской молодежи В советские времена возник .

Капрезе Unagrande Ингредиенты на 4 порции: Моцарелла Unagrande…250 г (2 .

Салат с кальмарами кальмары — 250−300 г помидоры — 1−2 шт. .

Рубрики

  • Системно-векторный психоанализ Толкачева (9)
  • Вера, религия, молитвы (4)
  • Видео (5)
  • Женские имена (2)
  • Заработок в интернете (2)
  • Здоровье женщины (6)
  • Знаменитости, люди, имена (10)
  • Искусство (16)
  • Календарь (0)
  • Кино (16)
  • Коллекционирование, нумизматика (0)
  • Космос (2)
  • Кошки (38)
  • Красота (48)
  • Лечебные, исцеляющие, целебные звуки (4)
  • Литература (12)
  • Любимые рецепты (76)
  • Магия, ритуалы (24)
  • Медицина, здоровье (21)
  • Мода, времена (4)
  • Музыка (14)
  • Общество, социум (15)
  • Онлайн-игры (0)
  • Оргон, оргонит, оргонная энергия, оргонный генерат (2)
  • Погода (2)
  • Полезные советы (21)
  • Притчи (3)
  • Психология (27)
  • Самоцветы, минералы, драгоценные камни (2)
  • Сказки (1)
  • Славяне, язычество, веды (1)
  • Советские мультики! (3)
  • Спорт (1)
  • Стиль (21)
  • Таро (1)
  • Творчество (31)
  • Тэги для дневника (0)
  • Фото (21)
  • Фоторепортажи (3)
  • Французская кухня (7)
  • Цитаты (8)
  • Цифровая фотография (2)
  • Юмор, позитив (56)

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Включи свою музыку84 канала потокового радио с тематической музыкой. Выбери свою музыку и слушай
  • Музыкальный плеер
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

МАГИЯ ПРЯДЕНИЯ,ВЯЗАНИЯ,ПЛЕТЕНИЯ У СЛАВЯН

Понедельник, 01 Октября 2012 г. 18:20 + в цитатник

МАГИЯ ПРЯДЕНИЯ,ВЯЗАНИЯ,ПЛЕТЕНИЯ У СЛАВЯН

О традициях вязания на Руси

О вязанье бабушка вообще потрясающие вещи рассказывала!

Например, что существовала целая система передачи информации, которой владели почти исключительно женщины-ведуньи.

Для разной цели использовалась разная основа: шерсть животных, лён, конопля, крапива, другие травы.

Прялась пряжа (тоже разными способами), это всё происходило в виде ритуала, в строго определённое время.

Потом по мере необходимости спрядённая нить использовалась для вязки посланий.

Причём для «передачи» чаще использовалась, скажем, так, — линейная вязка.

А для сохранения (летописания), поучения, или наставления будущему поколению использовалась вязка полотна, иногда и ткачество и простая вышивка.

В полотне узоры и их размещение несли огромную информацию.

Потом полотенца, скатерти, платки дарились и служили долгое время не просто как украшения интерьера и одежда, а и как обереги.

В «Линейной вязке» плотность информации была тоже очень высокой.

По сути дела узлы (вязы) это как бы трёхмерные иероглифы.

Вязы существовали, как бы, основные (корневые), их были многие сотни, так и дополнительные, привязи, навязи, подвязы (подвязки).

Были и специальные (технические) вязы, они облегчали чтение и, как бы, переводили чтеца на новые «регистры» считывания. Таковыми вязами были перевязь и развязка, ещё какие то, всё не помню.

Дистанция, пространственное положение и чередование вязов на нити тоже имело важное значение.

И вообще вязка осуществлялась с помощью родового «Устя».

Усть – этакая палка длинной в локоть и толщиной с руку, она полностью покрыта сложным и глубоко нарезанным орнаментом. Я его сам лично держал в руках с разрешения бабули.

Походит на толстое, длинное, но тупоконечное веретено, или скорее даже на палицу.

Основной его узор идёт в виде двух встречных спиралей с утолщениями, ямками (перстками) и знаками, а так же в некоторых местах из Устя торчат маленькие округлые бугорки-рожки,
особенно у вершины устя, там они самые большие (4 штуки с фалангу
большого пальца).

Усть у бабули был по её словам из спицы от колесницы, на которой ездили наши предки в незапамятные времена.

У других родов бывали Устя и костяные и из бивня мамонта. Родовой
Усть, хранят как святыню, обернув в материю.

Вязание происходит на Усте всегда по единой схеме, как по программе, но с многочисленными вариациями.

С его помощью не только «вяжут» разговор (т.е. записывают, наматывают на усть «нить повествования»), но и «завязывают» боли, или душевные муки.

Завязанную таким образом болезнь, например, хоронят в топком месте или сжигают в печи.

Кстати можно и беду сотворить такой методой.

С помощью Устя и нити можно даже буквально «Вымотать» у человека душу.

Связанное на Усте послание, за тем сматывалось в клубок и вручалось гонцу-ходоку, который специально или по оказии шёл в землю, где живёт адресат.

Иногда адресат был не один и клубочек, обходя род за родом, селение за селением, помаленьку уменьшался в размерах, каждый отматывал на Усть («мотал на ус (Усть)») себе от него.

Читайте также:  У меня все вяжут пикабу

А в иные времена каждому адресату полагалось нести по отдельному
клубочку и тогда ходоки несли с собой вестей «с три короба»!

Многие старцы, тоже умели прочитать вязь, но сами никогда не вязали.

И ещё, бабуля утверждала что царь (король на её картах) в руках держит не что иное как Усть и клубок!

Которые являются своего рода грамотой, документом, заверяющим народ, что сей князь посажен править с благославления Ведающих людей и принадлежит белому (славянскому) роду!
Это объяснение истинной природы символов власти — Скипетра и Державы, для меня вообще удивительны, такой версии я нигде больше не слышал!

И говорила, что вообще письменность простого люда произошла от отпечатков главных узлов этой древней вязи.

Т.е. узлы, если их обмакнуть в краску и прижать к той же бересте,
отпечатаются узором, и из этих узоров, как раз, и был составлен
тот древний «алфавит», от которого пошла через много тысяч лет
глаголица.

Если посмотреть на буквы глаголицы, то они на самом
деле довольно витиеваты, в них есть разные колечки, загогулинки, петельки.

Так что лично для меня такая версия происхождения букв видится очень даже правдоподобной.

Магия прядения, вязания, плетения у славян

Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена.

В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание.При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр. Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 — замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.

Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов. В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).

Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот — выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити — наузами.Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.

Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на «пряху» и «непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету — изба «пряха»; если печь помещалась слева от входа — изба «непряха»).

Духи прядущие, ткущие, вышивающие

Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. «От кикиморы не дождешься пряжи» — говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками – быть беде. Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными – дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу.Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.
В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее: духи и люди сосуществуют рядом.
Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь , Ма-кош означает “Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac — «быть видимым, проявляться»).

Читайте также:  Таблица расчета петель для вязания носков по размеру

Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».
Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).
Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.

Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель, что служит определенным символом – (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.Кикимора (вариации мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве – иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.

Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.
«Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.
Комоха (персонификация лихорадки) – помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет.
Баба Середа (помогающая прясть и белить холсты).

Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга, либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается – а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.

Женщина Иного мира, помогающая кому-то в мире человечьем – используя магические способности она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами – низшим, высшим и срединным.
Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» — «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя».

Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть… Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом – в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние».

Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лет, по пятницам.Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи; б) место прядения: на пороге дома, «на воде», на ходу, у окна; в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-»недоростки», часто ни разу до этого момента не прявшие). Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена «от себя» (против часовой стрелки).

Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа») женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая — создавать, вынашивать и рождать желаемое).
В ночь зимнего солнцестояния, когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.
Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».

Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.
Используемый в прядении материал — чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь). Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы – как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.
В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне — и видят тонкие плетения — с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них «плести» потоки также легко, как для людей нити.
Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).

Читайте также:  Вязание крючком свитер красивый

Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке — браслетом, на пальце – кольцом, на талии – поясом.Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.

Использование нити/кудели/веревки в обрядах:

Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.

1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».

2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все на милого гляжу» прослеживается та же идея – если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся.

3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрят – утонет или поплывет.
4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели – к дверям, — жди сватов, от дверей – в девках куковать.

5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).

6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр. Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?).

7. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо».

8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.

9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.

10. Скручивание шерсти в нитку, совершаемое колдуньей при пересечении дороги свадебному поезду моделировало пересечение жизни зарождающейся семье, разлад в ней.

11. Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь.

12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).

13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом).

14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.

15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей – но по сути является одной).

16. Веревка – это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).

17. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного – так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.

19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».

Рекомендуем к ознакомлению:

Оцените статью