Вязание традиции русского народа

О традициях вязания на Руси

О вязанье бабушка вообще потрясающие вещи рассказывала!

Например, что существовала целая система передачи информации, которой владели почти исключительно женщины-ведуньи.

Для разной цели использовалась разная основа: шерсть животных, лён, конопля, крапива, другие травы.

Прялась пряжа (тоже разными способами), это всё происходило в виде ритуала, в строго определённое время.

Потом по мере необходимости спрядённая нить использовалась для вязки посланий.

Причём для «передачи» чаще использовалась, скажем, так, — линейная вязка.

А для сохранения (летописания), поучения, или наставления будущему поколению использовалась вязка полотна, иногда и ткачество и простая вышивка.

В полотне узоры и их размещение несли огромную информацию.

Потом полотенца, скатерти, платки дарились и служили долгое время не просто как украшения интерьера и одежда, а и как обереги.

В «Линейной вязке» плотность информации была тоже очень высокой.

По сути дела узлы (вязы) это как бы трёхмерные иероглифы.

Вязы существовали, как бы, основные (корневые), их были многие сотни, так и дополнительные, привязи, навязи, подвязы (подвязки).

Были и специальные (технические) вязы, они облегчали чтение и, как бы, переводили чтеца на новые «регистры» считывания. Таковыми вязами были перевязь и развязка, ещё какие то, всё не помню.

Дистанция, пространственное положение и чередование вязов на нити тоже имело важное значение.

И вообще вязка осуществлялась с помощью родового «Устя».

Усть – этакая палка длинной в локоть и толщиной с руку, она полностью покрыта сложным и глубоко нарезанным орнаментом. Я его сам лично держал в руках с разрешения бабули.

Походит на толстое, длинное, но тупоконечное веретено, или скорее даже на палицу.

Основной его узор идёт в виде двух встречных спиралей с утолщениями, ямками (перстками) и знаками, а так же в некоторых местах из Устя торчат маленькие округлые бугорки-рожки,
особенно у вершины устя, там они самые большие (4 штуки с фалангу
большого пальца).

Усть у бабули был по её словам из спицы от колесницы, на которой ездили наши предки в незапамятные времена.

У других родов бывали Устя и костяные и из бивня мамонта. Родовой
Усть, хранят как святыню, обернув в материю.

Вязание происходит на Усте всегда по единой схеме, как по программе, но с многочисленными вариациями.

С его помощью не только «вяжут» разговор (т.е. записывают, наматывают на усть «нить повествования»), но и «завязывают» боли, или душевные муки.

Завязанную таким образом болезнь, например, хоронят в топком месте или сжигают в печи.

Кстати можно и беду сотворить такой методой.

С помощью Устя и нити можно даже буквально «Вымотать» у человека душу.

Связанное на Усте послание, за тем сматывалось в клубок и вручалось гонцу-ходоку, который специально или по оказии шёл в землю, где живёт адресат.

Иногда адресат был не один и клубочек, обходя род за родом, селение за селением, помаленьку уменьшался в размерах, каждый отматывал на Усть («мотал на ус (Усть)») себе от него.

А в иные времена каждому адресату полагалось нести по отдельному
клубочку и тогда ходоки несли с собой вестей «с три короба»!

Многие старцы, тоже умели прочитать вязь, но сами никогда не вязали.

И ещё, бабуля утверждала что царь (король на её картах) в руках держит не что иное как Усть и клубок!

Которые являются своего рода грамотой, документом, заверяющим народ, что сей князь посажен править с благославления Ведающих людей и принадлежит белому (славянскому) роду!
Это объяснение истинной природы символов власти — Скипетра и Державы, для меня вообще удивительны, такой версии я нигде больше не слышал!

И говорила, что вообще письменность простого люда произошла от отпечатков главных узлов этой древней вязи.

Т.е. узлы, если их обмакнуть в краску и прижать к той же бересте,
отпечатаются узором, и из этих узоров, как раз, и был составлен
тот древний «алфавит», от которого пошла через много тысяч лет
глаголица.

Если посмотреть на буквы глаголицы, то они на самом
деле довольно витиеваты, в них есть разные колечки, загогулинки, петельки.

Так что лично для меня такая версия происхождения букв видится очень даже правдоподобной.

Что мы знаем о вязании на Руси

Когда ты занимаешься каким-то рукоделием, всегда хочется знать, откуда оно пошло. Вязание развивалось по разным направлениям в зависимости от климата и места проживания. На юге из шелковых нитей плели # кружево . На севере вязали из шерсти овец теплые вещи, спасаясь от холода.

Мне стало интересно, а что вязали наши предки на Руси. У нас тоже было холодно, и они тоже любили # красивые вещи , любили себя украшать. Вязание пришло к нам из Европы. В те времена народы связывала торговля, через нее передавались разные навыки.

Если вы поделитесь этой статьёй в социальных сетях , она будет сохранена на вашей страничке. Смотрите также: все статьи канала «Сундучок с подарками»

Также у моего канала есть групповой чат . Там вы можете задать любые интересующие вас вопросы

Вязание крючком

Еще в допетровскую эпоху на Руси владели техникой игольного кружева. Украшали одежду и называли это «украсами».

Петр Первый в 1725 году пригласил из Венеции мастериц для обучения наших рукодельниц шитью кружев и вязанию на коклюшках.

Вязание крючком в России стало активно развиваться только в конце 19 в. Не только в крестьянских, но и в дворянских домах девушки вязали кружевные салфетки, воротники и даже скатерти. В 20 в. # вязание крючком превратилось в модное рукоделие. В начале 20 века обучение вязанию рекомендовалось во всех женских учебных заведениях

Как вязали носки и варежки

Из теплой овечьей шерсти на Руси вязали # носки, # чулки и # варежки испокон веков. Первый образец вязаного носка был найден в Архангельской области и датируется 11 — 12 веком. Носок, найденный в Рязанской области, был связан уже на 5 спицах. Он датируется 16-17 веком.

Для повседневного использования носки вязали однотонными.Но носки и варежки играли важную роль в свадебных церемониях. Невеста одаривала родню мужа носками и варежками, которые она вязала сама. Чем ярче и сложнее был узор, тем более умелой считалась будущая жена. Часто использовались # славянские узоры , в которых зашифровывались различные обереги.

Так же делали и скандинавские рукодельницы, только узоры были разными.

Смотрите также: Классические скандинавские узоры для вязания

Смотрите также: Шикарные скандинавские вязаные модели для зимы

Оренбургский платок

На Урале около 250 лет назад зародилось рукоделие, которое имеет до сих пор мировое признание — вязание оренбургских платков. Оно пошло от местных скотоводов, которые в самые лютые морозы не замерзали, укутываясь в шарфы и платки из начёсанного козьего пуха. У калмыков вязка платков была сплошной и плотной. Уральские казачки стали применять навыки вязания кружев для вязания платков.

В 1851 году Оренбургские шали были показаны на Всемирной Лондонской выставке. В 1862 г-на 4-ой Всемирной выставке # пуховые платки , связанные М.Н. Усковой получили медаль.

Плечевые изделия у нас не получили такого развития, как на севере Европы, этот вид вязания стал развиваться только в 20 веке.

Читайте также:  Страна мастеров вязание крючком со схемами

Все фотографии в статье приведены в качестве примеров и взяты из открытых источников.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • ***полезные сайты для рукодельниц (2)
  • альбомы, музыка, концерты (58)
  • анимация (79)
  • аптека, лекарственные препараты (45)
  • артисты индийского кино 80-х гг. (9)
  • аудиокниги (33)
  • бисероплетение, вышивка бисером (139)
  • болезни животных, лечение (7)
  • ботанические, тропические сады мира (25)
  • водопады мира, реки,озёра, бухты (33)
  • всё для дошколят (209)
  • вышивание /техника, приёмы, инструменты/ (31)
  • вышивание гладью (22)
  • вышивание крестиком (331)
  • вышивка алмазная (2)
  • вышивка лентами (90)
  • вязаная одежда для кукол (48)
  • вязание (условные обозначения) (18)
  • вязание /видео-уроки/ (568)
  • вязание /техника, приёмы вязания/ (428)
  • ВЯЗАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ (3475)
  • вязание для дома (429)
  • ВЯЗАНИЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН (10894)
  • ***варежки, перчатки, сумочки, украшения (229)
  • ***зонтики, воротнички, кокетки (32)
  • ***комбинезоны, куртки (4)
  • ***кофты, блузки (409)
  • ***купальники, пляжные костюмы, маечки, халаты (101)
  • ***носки, гольфы, тапочки, гамаши, сапожки (304)
  • ***пальто, пончо, куртки (276)
  • ***платья, костюмы, сарафаны (852)
  • ***пуловера, джемпера, кардиганы (3721)
  • ***свитера, жакеты, туники (2495)
  • ***топы, жилеты, болеро, митенки (1363)
  • ***шапки, панамки, береты,повязки (731)
  • ***шарфы, шали, манишки, снуды, палантины, накидки (745)
  • ***шорты, юбки, брюки (182)
  • ВЯЗАНИЕ ДЛЯ МУЖЧИН (673)
  • вязание салфеток спицами (14)
  • вязание скатертей крючком (43)
  • вязание скатертей спицами (6)
  • вязание тунисское (76)
  • вязаные жаккардовые узоры, изделия (262)
  • вязаные игрушки (430)
  • вязаные крючком салфетки (308)
  • вязаные цветы (129)
  • горы, вулканы (11)
  • готовимся к Пасхе (304)
  • готовимся к свадьбе (11)
  • грибы: съедобные, ядовитые (26)
  • детские болезни (74)
  • детские схемы для вышивки, вязания (27)
  • детское творчество (22)
  • дизайн интерьера (93)
  • для будущих мам (52)
  • для оформления дневника (167)
  • домашнее хозяйство, животноводство, птицеводство (11)
  • дороги, мосты (1)
  • животные, насекомые (212)
  • жизнь знаменитых и известных (117)
  • заповедники (6)
  • здоровье (863)
  • знаменитые курорты, гостиницы, отели (24)
  • игры с детьми (41)
  • интересное (291)
  • история (58)
  • к 8 МАРТА (10)
  • к дню Святого Валентина (53)
  • календари (10)
  • картинки для блога, комментарии, спасибки (45)
  • кино (509)
  • клипарт (19)
  • кнопочки-переходы (29)
  • коллажи (66)
  • компьютер (117)
  • КОНСЕРВАЦИЯ (602)
  • ***варенья, джемы, повидло (97)
  • ***компоты (29)
  • ***соленья (434)
  • ***сушка, заморозка (2)
  • коньяк, вино, напитки, ликёры (149)
  • красота и здоровье (467)
  • крепости (2)
  • Крым (121)
  • КУЛИНАРИЯ (5355)
  • ***беляши, гренки (9)
  • ***блины, оладьи, лепёшки, хачапури (193)
  • ***блюда в мультиварке (64)
  • ***блюда из грибов (10)
  • ***вареники, пельмени, тесто (171)
  • ***вторые блюда (814)
  • ***выпечка (1365)
  • ***глазурь.мастика, сгущенка (13)
  • ***десерт, торты, пирожные (885)
  • ***домашний хлеб (16)
  • ***закуски (651)
  • ***запеканки, сырники (50)
  • ***котлеты, зразы, тефтели (104)
  • ***кремы (26)
  • ***лазанья (6)
  • ***лапша домашняя (2)
  • ***майонез, соусы, горчица, подливы (72)
  • ***мороженое (41)
  • ***паштеты (2)
  • ***первые блюда (145)
  • ***пиццы (44)
  • ***пончики (16)
  • ***салаты (399)
  • ***сало, буженина, колбасы (125)
  • ***сухарики, чипсы (1)
  • ***сыры, йогурты, творог (34)
  • ***холодец, заливное (1)
  • ***чебуреки, самса (45)
  • ***шаурма (1)
  • ***шашлыки, маринады (22)
  • ландшафтный дизайн (39)
  • лекарственные травы (99)
  • логопедия (2)
  • магия, заговоры (63)
  • макияж (15)
  • маникюр (16)
  • мода (90)
  • мои фото, мои цветы (4)
  • молитвы (109)
  • музеи, галереи, театры (28)
  • музыкальная открытка (126)
  • музыкальные флэш-эпиграфы (2)
  • мультфильмы (68)
  • наш дом, наша дача, своими руками (293)
  • Новый год, Рождество (515)
  • обитатели морей, океанов, озёр, рек (17)
  • обои для рабочего стола (10)
  • орехи и их польза (2)
  • острова, долины (17)
  • открытки поздравительные (91)
  • парки, скверы (18)
  • первые месяцы жизни (22)
  • пещеры, ущелья (6)
  • пирамиды, гробницы (1)
  • пляжи (6)
  • поделки (375)
  • полезное для детей (191)
  • полезные советы (547)
  • полезные уроки для блога (204)
  • правильное питание, диеты (52)
  • пресмыкающие, рептилии. (3)
  • приметы, суеверия (2)
  • природа, пейзажи (40)
  • причёски (49)
  • птицы (59)
  • пустыни (1)
  • разделители для текста (36)
  • РАМОЧКИ (865)
  • *** с цветами (128)
  • *** текстовые (117)
  • ***весенние (25)
  • ***детские (9)
  • ***для видео (5)
  • ***для рецептов красоты (1)
  • ***заготовки (6)
  • ***зимние (92)
  • ***компьютер (1)
  • ***кулинарные (67)
  • ***лек.рецепты (3)
  • ***летние (11)
  • ***морские (11)
  • ***музыкальные (19)
  • ***осенние (48)
  • ***праздничные (108)
  • ***природа (20)
  • ***религиозные (35)
  • ***романтические (209)
  • ***рукоделие (7)
  • ***с животными (4)
  • ***садово-огородные (9)
  • ***сказочные (3)
  • религия, православные праздники (115)
  • ремёсла мира (40)
  • рецепты народной медицины (868)
  • рисование (65)
  • РУКОДЕЛИЕ (348)
  • ***аппликации из пуговиц (1)
  • ***всякие украшения, декупаж (63)
  • ***вышивка из органзы (1)
  • ***грелки на чайник (4)
  • ***декоративные швы (1)
  • ***игольницы (7)
  • ***игрушки текстильные (18)
  • ***из помпонов (1)
  • ***из фетра,флиса (46)
  • ***канзаши (6)
  • ***квиллинг (3)
  • ***корзинки из материи (7)
  • ***лоскутное шитьё, пэчворк (18)
  • ***магнитики на холодильники (2)
  • ***макраме, плетение (2)
  • ***мыловарение, корзиночки, свечи (2)
  • ***обереги, бирки (8)
  • ***органайзеры (4)
  • ***оригинальные шкатулки (10)
  • ***открытки (1)
  • ***папки-альбомы (1)
  • ***плетение из газет (44)
  • ***подушки (7)
  • ***полезные сайты для рукодельниц (4)
  • ***прихватки, подставки под горячее (11)
  • ***ришелье (1)
  • ***роспись, тесто солёное (3)
  • ***салфетки на рамке (1)
  • ***точечная росписья (3)
  • ***холодный фарфор (8)
  • ***цветы (22)
  • рыбалка (14)
  • сад, огород (680)
  • Севастополь (62)
  • семья и дети (43)
  • семья, психология, отношения (77)
  • сервировка стола (7)
  • смайлики (15)
  • стихи (701)
  • страны, архитектура, города (190)
  • схемы оформления (152)
  • сценарии праздников (3)
  • творчество Игоря Наджиева (104)
  • телефоны, планшеты, смартфоны (9)
  • техника, автомобили (108)
  • трафареты, шаблоны (34)
  • узор крючком (348)
  • узор спицами (765)
  • украшаем блюда (117)
  • филейное вязание (69)
  • флэш-часики (16)
  • фотографии красоток (20)
  • фотошоп (29)
  • храмы, соборы, церкви, дворцы, замки (140)
  • художники, картины (163)
  • цветы, растения (399)
  • часики (37)
  • шапка для блога (4)
  • шитьё (869)
  • эпиграфы (89)
  • юмор (157)
  • юридические консультации (25)

Цитатник

Гуара — или просто Гривистый волк: Волк с внешностью лисы. https://i.ibb.co/zxJn6ZY/Screensho.

Нижегородское чудо: необыкновенный рыбный пирог! https://i.ibb.co/Zh6XDjn/b2673572-jpeg1.

РУССКАЯ КУХНЯ — Засолка грибов — «козырной туз» русской кухни. https://i.ibb.co/gSLfDnF/Scr.

Простой рецепт заготовки без стерилизации!Маринованные, сладкие помидоры на долгую зиму с чесноком и.

Читайте также:  Схема вязания ажурного узора спицами для начинающих

Цианотис Травянистое многолетнее растение цианотис (Cyanotis) имеет прямое отн.

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым — от признания в любви, до
  • Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

Ссылки

Фотоальбом

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

История развития вязания крючком и спицами в России.

История развития вязания крючком и спицами в России тесно связана с историей развития этих видов рукоделия в Европе.

Можно сказать, что сложная техники вязания спицами и крючком пришли к нам из других европейских государств: Италии, Испании, Франции, Англии и, в том числе, Скандинавии.

Косвенным доказательством того, что Россия была преемником некоторых технологий вязания является последовательность во времени возникновения их в нашем государстве.

Так если, считается, что вязание крючком в Европе возникло и стало бурно развиваться с начала 19 в. (см. «История развития вязания крючком в Европе до 20 в.»), то в России крючок получил распространение лишь с конца 19 в. (Википедия)

Русские мастерицы крючком вязали в основном кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Совершенно очевидно, что речь идет об ажурном филейном вязании крючком, или вязании крючком с использованием филейной сетки.

На вопрос, владели ли они техникой Ирландского кружева крючком, и если «да», то насколько в ту эпоху этот вид кружева был в России распространен среди наших вязальщиц,, я пока ответа не нашла.

С уверенностью можно только лишь сказать, что еще в допетровскую эпоху на Руси были знакомы с такой техникой игольного кружева, как шитье по сетке («шитье по выдергу»), а также шитье иглой «на воздухе», но только по краю изделия или тесьмы. Только в 1725 году Петр 1 пригласил венецианских мастериц для обучения русских вышивальщиц искусству шитья кружев с помощью иглы, а также с помощью коклюшек.

Существует мнение, что искусство вязания на спицах к нам пришло из Скандинавии, где вязальщиками были, в основном, мужчины.

В России крестьянские девушки-рукодельницы вязали из теплой овечьей шерсти такие изделия как чулки, носки, варежки, и конечно же, Оренбургские пуховые платки! Рассмотрим вкратце историю развития вязания в каждом из этих напрвлений.

История вязаных носков на Руси.

В Рязанской области, под городом Пронском, археологи нашли носок , вместе с надетым на него башмаком. (фото 1) Обувь сохранилась плохо, а вот носку повезло больше. Его датируют 11-12 веком, а хранят в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. И нтересно не только то, что носок отлично сохранился, а еще и то, что он был явно выше самого ботинка, и снимался, скорее всего, вместе с ботинком. Совершенно не говорится о том, в какой технике вязания выполнены эти носки. Вполне возможно, что выполнен он не спицами, а в технике одноигольного вязания , которое прекрасно имитирует лицевую гладь. (см. «Когда и где возникло настоящее вязание спицами.»)

Фото 1. Носок с башмаком. 11-12 в. Найден в Рязанской области под г. Пронском. Рязанский историко-архитектурный заповедник.

Еще один интересный образец носка, сохранившийся до наших дней, относится к более позднему периоду: 16-17 в.

Фото 2. Носок. 16-17 в. Связан на пяти спицах. Археологический выставочный комплекс «Старый Гостинный двор».

Предполагается, что он связан на пяти спицах по кругу. Хранится в Археологическом выставочном комплексе «Старый Гостинный двор»

На Руси вязаные носки ручной работы играли важную роль в свадебных церемониях и различных ритуалах. Вязаные носки и варежки составляли значимую часть приданого. В основном, носки были исключительно однотонные. Однако, в таких губерниях как, например, Рязанской, Тульской и Пензенской праздничные изделия вязали с использование красочных орнаментов.

В Архангельской области считалось, что невеста одаренная и умелая, если она собственноручно одаривала родню мужа связанными носками, и чем разнообразнее узоры и больше носок, тем более мастеровитая будет будущая супруга. Такие дорогие подарки надевали лишь по праздничным дням. Самыми знаменитыми были узоры из растений и геометрических фигур. Специальные носки ручной работы вязались из шерсти красного цвета, который означал «красивый», «значимый».

Несмотря на высокий уровень развития машинного трикотажа, носки, связанные вручную спицами с орнаментом или однотонные, пользуются спросом и в наши дни!

Фото 3. Носки с орнаментом.

В конце XIX – в начале XX века в России становится популярным вязание сапожек, которые были украшены красивыми цветочными орнаментами. Однако идея вязаных сапожек, как и многие другие идеи в вязании, возродилась в наши дни и прекрасно воплотилась в новых оригинальных дизайнерских моделях. (фото 4-5)

Фото 4. Вязаные сапожки с цветочным орнаментом «Павлопасадские».

Фото 5. Вязаные белые сапожки на каблучке.

Истории вязаных варежек на Руси.

Существует несколько версий происхождения русского слова «варежка».

Согласно первой из них, «варежка» происходит от словосочетания «варяжская руковица» , что является подтверждением заимствования этого вида одежды от Варяг, выходцев скандинавских стран.

Второй версией происхождения этого слова является глагол «варовати», что значит «защищать» , «охранять» . Очевидно от холода.

Третий вариант: от слова «вареги» , т. е. «варить» . В те времена шерстяные рукавички заваривали кипятком, чтобы они стали более плотными и теплыми.

Хотя техника вязания варежек пришла к нам из Скандинавии, где вязали в основном мужчины, на Руси это искусство освоили женщины. Причем учились они этому с раннего детства. Девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое, которое состояло не только из свадебного платья, вышитых полотенец и скатертей, но и из вязаных носков и варежек для всех родственников жениха.

Варежки делились на мужские и женские. Женские — миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли «исподочки» ), а затем меховые — мехом наружу ( «мохнатки») . Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили «исподочки» с орнаментом, в будни — однотонные.

Фото 6. Варежки с орнаментом.

Читайте также:  Схемы лицевого вязания крючком

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили «накулачники» ( «митенки») — длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

Однако этот дамский аксессуар возродился и стал актуален в наши дни. Изящные, женственные и стильные митенки прекрасно дополнят любой дамский костюм.

Фото 7. Белые ажурные митенки.

Оренбургские пуховые платки.

Говоря об истории развития вязания спицами на Руси, невозможно не обратиться к такому виду рукоделия, как вязание Оренбургских пуховых платков.

Фото 8. Оренбургский пуховый платок.

Зародившаяся около 250 лет назад в России пуховязальная промышленность, подарила всему миру уникальное произведение искусства, каковым является Оренбургский пуховый платок, ставший несомненно одним из символов России!

Еще уральские казаки, обосновавшиеся на реке Яик (ныне Урал), заметили, что местные скотоводы (калмыки и казахи) даже в самые сильные морозы скакали на лошадях в легких одеждах и не замерзали. Оказалось, что под легкими одеяниями у них были теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз.

Первоначально пух и изделия из него уральские казаки выменивали на чай и табак. Затем сами стали чесать коз, прясть нить и вязать платки. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была сплошной. Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, использовали в вязке растительный орнамент. Первоначально это были просто вязаные платки с кисточками.

Так зародилось и стало развиваться, передаваясь по наследству из поколения в поколение это удивительное искусство изготовления Оренбургских пуховых шалей, пока впервые в 1851 году они не попали на Всемирную универсальную выставку в Лондоне, откуда о них узнал весь мир.

« С утра до вечера в «Хрустальном дворце» толпилась публика у экспонатов с Российскими ювелирными украшениями и драгоценностями. Как далекую и любопытную экзотику рассматривали европейцы… «невесомые» и красивые оренбургские шали, связанные из козьего пуха».

1 мая (19 апреля по ст.ст.) 1862 г., в период расцвета английской промышленности, в Лондоне открылась очередная, четвертая по счету Всемирная универсальная выставка, на которой были представлены 6 пуховых тончайших платков из козьего пуха, связанные уральской казачкой М.Н. Усковой. До закрытия выставки все платки были раскуплены, а Мария Ускова получила медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром.

С тех пор оренбургские платки стали появляться на выставках в Чикаго, Париже, Брюсселе и восхищать публику по всему миру. Продолжают восхищать и сегодня.

Секрет такой феноменальной популярности Оренбургских пуховых платков кроется в пухе коз, выращенных только в двух степных местах России с ярко выраженным континентальным климатом: Оренбергской области и Волгоградского Прихоперья.

Летом козы долгое время находятся в степи под палящим солнцем. Температура воздуха в Волгоградских и Оренбургских степях летом доходит до 42-45 градусов по Цельсию, а земля прогревается до 60 град. В это время у козы активно растет пух, считается, что пух аккумулирует солнечную энергию. Именно сочетание непомерно жаркого для этих широт лета с холодными зимами придает козьему пуху в этих условиях уникальное сочетание удивительной легкости, нежности и способности сохранять тепло.

Фото 9. Коза. Оренбургская порода. Выведена народной селекцией.

Иностранные компании пытались наладить производство пуховых платков в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия из оренбургского козьего пуха были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку «имитация под Оренбург».

Платки принято было носить поверх кокошников, а замужние женщины обязательно покрывали платком голову. На Руси платок был самым желанным подарком, преподносившимся женихами или мужами в знак внимания. Ухаживая за девушкой, парень обязательно дарил ей красивый платок, а муж, возвращавшийся с дальних земель, привозил супруге теплую шаль. Каждый старинный платок уникален, ведь в его оформление вкладывался особый смысл и соответствующая народная символика.

Различают в основном два вида пуховых платков: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные платки из белого пуха, которые проходят в кольцо или, что является еще одним шиком, помещаются в гусиное яйцо! Тонкий оренбургский платок размером 2х2 метра будет весить не больше 70 г.! (фото 10-11)

Фото 10. Оренбургский пуховый платок. Серый, плотный, пушистый.

Фото 11. Оренбургский пуховый платок. Тонкий, ажурный из белого пуха.

Если важно, чтобы изделие было теплым, то выбирают прежде всего плотные пушистые платки из серого пуха. Тонкие ажурные платки, которые еще называют «паутинкой», также достаточно теплые, но их ценят, прежде всего за красоту и неповторимость. Именно тонкие ажурные Оренбургские платки должны проходить через кольцо.

Фото 12. Ажурный тонкий Оренбургский платок проходит через кольцо.

Кстати, помимо прохождения в кольцо, «шиком» у пуховязальщиц считается, чтобы изделие помещалось в гусиное яйцо.

Фото 13. Ажурный тонкий Оренбургский платок помещается в гусиное яйцо.

Вяжут паутинки на двух тонких спицах, набирая при этом по нескольку сотен петель. Все они прекрасно помещаются на спице, благодаря свойствам пуха, который при вязке не только хорошо сжимается, но и прекрасно тянется.

Сначала вывязывается центральная часть платка – его основа, а затем к ней подвязывают решетку, кайму, зубцы. Все из разных узоров: звездочек, кругов, ромбов, точек. Однако платок еще не готов. Его стирают и отбеливают. Затем мокрым его натягивают на деревянную раму или пяльцы, и оставляют высыхать для выравнивания.

Фото 14. Сушка Оренбургского платка на деревянной рамке.

После высыхания у Вас в руках окажется ажурное облако. Это и есть знаменитый ажурный Оренбургский пуховый платок, который проходит через кольцо или помещается в гусиное яйцо!

Фото 15. Просто красивый Оренбургский пуховый платок.

До 1985 года оренбургские пуховые платки ручной работы были недоступны большинству российских женщин. Все пуховницы состояли на учете и не могли продавать свои изделия с рук. Вся продукция шла на экспорт. Но сегодня купить такую вещь может любая женщина.

Фото 16. Современные оригинальные ажурные пуховые платки.

В заключение можно сделать следующий вывод:

история вязания крючком и спицами в России впитала в себя часть Европейской культуры вязания, преломила ее через себя, внесла свою самобытность и породила такое удивительное и феноменальное явление, каковым является вязание Оренбургских пуховых платков из пуха коз, выросших в уникальных условиях резко континетального климата Волгоградских и Оренбургских степей России.

Оцените статью