- Вязание на спицах для начинающих
- Необходимые материалы и инструменты, используемые при вязании спицами
- Как набирать петли
- Видео Набор петель
- Как вязать лицевые петли
- Видео Как вязать лицевые петли
- Как вязать изнаночные петли
- Видео как вязать изнаночные петли
- Как вязать спицами резинку
- Видео как вязать резинку
- Вязание кос и жгутов
- Видео как вязать косы и жгуты
- Как вязать английскую резинку
- Видео
- Как закрывать петли
- Видео
- Как научиться читать схемы и вязать по ним
- Условные обозначения петель и способы их выполнения для начинающих
- Видеоуроки по вязанию спицами для начинающих
- Как вязать ажурный шарф
- Как вязать носки
- Видеоурок «Носки в стиле пэчворк, техника энтерлак»
- Простая кофточка для малыша спицами
- Коврик с вытянутыми петлями
- Конспект урока по трудовому обучению «Вязание. Основные приемы работы спицами»
Вязание на спицах для начинающих
Рукоделие увлекает все большее количество современных людей. Плюсов в этом увлечении множество: создание красивых вещей своими руками и получение удовольствия от процесса и результата, отвлечение от ежедневных проблем и суеты, возможность занять с пользой свое свободное время, дополнительный заработок. Виды рукоделия и разнообразие занятий растут постоянно, но на протяжении долгого времени популярность не теряет вязание.
Если нравится, как смотрятся вязаные вещи, но пугает их стоимость – учимся вязать спицами самостоятельно. На уроках труда в советской школе все пробовали вязать, и первой вязаной вещью у большинства девочек был шарф. Он был разной длины, местами больше, местами уже по ширине, но эта универсальная вещь хорошо подходила для обучения вязанию спицами.
Со временем кто-то забросил это занятие, а кто-то продолжил и стал профессиональным вязальщиком красивых вещей. В настоящее время не все уроки труда практикуют обучение вязанию, поэтому рассмотрим эту тему подробно, чтобы заинтересовать читателей темой этого вида рукоделия.
Необходимые материалы и инструменты, используемые при вязании спицами
Как научиться вязать спицами с нуля и что для этого нужно, расскажем далее. В первую очередь, стоит приобрести инструменты и необходимые составляющие.
- Нитки для вязания. Могут быть разными по качеству и цвету. Для обучения мы не рекомендуем выбирать дорогие и очень качественные. У новичков нередко путаются нити, завязываются в узлы, работу приходится распускать и переделывать. Поэтому выберите нитки средней толщины, двух цветов для разнообразия, по невысокой стоимости.
- Спицы разного предназначения:
- Обычные спицыподойдут для обучения набору, первым примитивным петлям (изнаночной и лицевой), обучению закрывания рядов.
- Спицы для вязания кос имеют согнутую середину. С их помощью можно научиться вывязывать жгуты и косички.
- Спицы круговые соединены между собой с помощью лески, на них можно вязать изделия по кругу, также используют подобные спицы для вязания предметов одежды большой ширины.
- Чулочные спицы продаются по 5 штук, их используют для вязания носок, варежек, вывязывают с их помощью горловины и шапочки. На четырех спицах набирают петли изделия, пятая используется для процесса вязки, поочередно заменяясь.
- Швейная игла с широким ушком необходима, чтобы соединять связанные детали друг с другом.
- Большая булавка для вязания. Используется для свободных петель, чтобы можно было их перекинуть непровязанными (если так необходимо в схеме).
Это все, что потребуется для начала процесса обучения вязанию на спицах. Предметы и аксессуары для вязания продаются в отделах рукоделия. Если не знаете, как подобрать нитки и размер спиц, обратитесь к продавцу-консультанту, который подскажет верные пропорции. Далее необходимо вооружиться терпением, разобраться в пособиях и выделить свободное время для самостоятельного обучения.
Смотрите также:
Как набирать петли
Вязание с нуля следует начать с обучения набору петель. Новичкам подобные вязальные премудрости могут показаться сложными, но через некоторое время вы станете выполнять операции «на автомате», это просто дело привычки. Существует два основных способа набрать петли.
Первый – на двух спицах. Не набирайте для начала много петель. Отмотайте немного нить, положите ее так, чтобы свободный конец свисал вниз, а клубок был в противоположной от него стороне. Сама нить должна проходить через центр ладони. Обведите нить вокруг большого и указательного пальцев, проведя ее сзади. Пропустите ее между ними, уложите в ладошку и держите тремя остальными пальчиками.
В правой руке держите 2 спицы, подхватите петельку, которая находится возле большого пальца сзади по направлению от верха к низу. Направьте инструменты к нитке, лежащей в области 2-го пальца и также подхватите ее. Концы инструментов вновь пустите в 1-ю петлю, отодвиньте 1-й палец и затяните на спицах некрепкий узел.
Не затягивайте сильно нить, когда начнете вязать, будет сложно попадать в петельки иголкой. Свободные концы нити следует потянуть и спустить в ладошку. Следующий этап – подхватывание нити уже в направлении от низа кверху, протягивание ее через указательный палец. Процедуру повторяют столько раз, сколько требуется набрать петель в ряду.
Набор петель на две спицы
Второй способ набора – с одной спицей. Для этого нитку укладываем в центр ладони, спускаем свободный конец. Со стороны клубка нить придерживаем пальцами. В правую руку берем одну спицу, захватываем нитку у указательного пальца и поворачиваем спицу от себя, чтобы нитка на ней перекрутилась.
Далее следует обвести вокруг второго пальца спицу, завести ее под нитку, сняв пряжу с левой руки. Манипуляции повторять необходимое количество раз, чтобы набрать нужное количество петель.
Видео Набор петель
Как вязать лицевые петли
После того, как будет освоен процесс набора петель, следует изучить, как быстро научиться вязать лицевую сторону (гладь). Это один из главных вязальных способов, используемый в большинстве изделий. Если набор петель производился двумя спицами, следует аккуратно вынуть одну, взять правой рукой пустую спицу, а левой –с петельками.
Также подхватите нить, идущую с клубочка, левой рукой, перекинув ее через указательный. Пропустите спицу пустую через крайнюю петлю и просто пересадите ее вправо (теперь главная петля, от которой идет нитка, находится в руке справа).
Держите нитку назад, правую иголку изнутри заведите в следующую левую петлю, протяните ее к нитке, захватите нитку и вытяните сквозь петельку. Новая петля останется на правой спице, а прежняя сбросится вниз в первый ряд.
Весь ряд провяжите таким образом. Последняя петля всегда и во всех изделиях провязывается изнаночной – это правило.
Видео Как вязать лицевые петли
Как вязать изнаночные петли
Провязав первый ряд лицевой гладью, посмотрите, как вязать спицами изнаночные петли. Это будет вторая сторона изделия и не менее популярная вязка. Также снимите, не провязывая, первую петлю с левой спицы на правую, протяните нить вперед. Правую спицу заведите внутрь петли на левой спице.
Переместите нитку под правую спицу и заведите захваченную нить в петлю. Новая петля остается на правой спице, прежняя спускается в провязанный ряд.
Смотрите также:
Видео как вязать изнаночные петли
Как вязать спицами резинку
Резинка — это неотъемлемая часть большинства вязаных изделий. А некоторые вещи вяжутся таким способом целиком (шарфы, шапки, платья), но в основном она используется для вязки манжетов, горловины и низа свитеров и пуловеров.
Как же вяжется резинка? По сути, это чередование лицевых и изнаночных петель. Есть резинки, где идет вывязывание по одной петле, есть две на две, есть две на три – все зависит от модели и фасона изделия.
Видео как вязать резинку
Вязание кос и жгутов
Вывязывание кос осуществляется также с помощью петель изнаночных и лицевых. Для этой цели, кроме спиц, понадобится булавка под снятые петли с основной спицы. Коса должна иметь четное количество петель, так как через некоторое число провязанных рядов будет делиться пополам.
- наберите 20 петель
- провяжите 5 изнаночных петель
- затем 8 лицевых
- снова 5 изнаночных
- 8 лицевых
- переверните спицы, вяжите изнанку наоборот: 5 лицевых
- 8 изнаночных
- 5 лицевых
Повторив такой вязкой 4-6 рядов, приступите к формированию косы.
- Первый 5 петель провязываете, как обычно, изнаночными.
- Возьмите булавку и перекиньте на нее 4 лицевых петли, не провязывая.
- Булавку можно завести за рисунок или оставить впереди рисунка, это по желанию.
Но если выбираете один способ, его и повторяйте всегда на этом изделии.
Провяжите 5-8 петлю лицевыми, переместите налево петли с булавки.
Провяжите их также лицевыми, а далее свяжите 5 изнаночных.
Заднюю сторону вывязывайте, как привыкли: 5 петель лицевых, 8 изнаночных, 5 лицевых.
Повтор перекручивания – через выбранное и определенное количество рядов. Запоминайте это, чтобы коса была ровной и одинаковой.
Видео как вязать косы и жгуты
Как вязать английскую резинку
Английская резинка пользуется популярностью у модниц во все времена. Такой вязкой изготавливают одежду, головные уборы, сумки, пледы, украшают отдельные детали вязаных вещей. Техника ее исполнения относительно проста.
Петли набираются на спицы, начальный ряд провязывается чередованием в пропорции 1х1 петель изнаночной и лицевой вязки. Во втором ряду первая после крайней снимается на спицу и не провязывается, вторая провязывается как лицевая, после — на правую вязальную иглу делается накид нити. Следующая петля – изнаночная.
Дальше ряд вяжется аналогично: начальная снимается, последующая лицевая вяжется через 2, накид — в конце.
Видео
Как закрывать петли
В это разделе расскажем, как закрывать петли после окончания вязания. Так делают, чтоб изделие не распускалось, правильно было подготовлено к дальнейшей сборке. 2 первые петельки провязываются как одна.
Следующая петля скидывается на вязальную иглу слева и провязывается вместе со следующей. Таковой способ повторяется до полого окончания вязального ряда. После провязывания крайней петли иглу вынимают, а нитку затягивают в узел.
Видео
Как научиться читать схемы и вязать по ним
Все вязанные изделия легко можно изготавливать по прилагаемым к узорам схемам. Начинающие рукодельницы теряются при виде многочисленных значков и палочек, а опытные читают их, как обычный текст.
Запомните, что обычно в конце схемы для вязания того или иного изделия разработчики прилагают расшифровку значков и символов, по которой легко можно запомнить порядок вязания.
Перед тем, как начать вязать, знакомьтесь с приложением, некоторые рукодельницы даже переписывают схемы понятными для себя словами. Каждая петля имеет собственный символ, краткое описание.
Старайтесь учесть также и те рекомендации, которые касаются толщины нитей и размера спиц, иначе плотность вязания может не совпадать с оригиналом, и изделие будет отличаться по размеру.
Перед тем, как читать сложные схемы, обучитесь азам вязания на спицах. Этим видом рукоделия можно заниматься где угодно, он требует лишь освещения и места, где можно удобно сесть.
Смотрите также:
Условные обозначения петель и способы их выполнения для начинающих
Вязаные вещи всегда в моде, они могут быть как легкими, так и теплыми, вязаные аксессуары пользуются успехом у женщин, мужчин и детей.
Научившись вязать, вы всегда сможете выглядеть стильно, иметь дополнительный доход и занимать с пользой свободное время. А мелкая моторика, которая развивается в ходе вязания, благотворно влияет на умственную деятельность и сохраняет память.
Видеоуроки по вязанию спицами для начинающих
Как вязать ажурный шарф
Как вязать носки
Видеоурок «Носки в стиле пэчворк, техника энтерлак»
Простая кофточка для малыша спицами
Коврик с вытянутыми петлями
Конспект урока по трудовому обучению «Вязание. Основные приемы работы спицами»
Дата: ____________ Класс: _____________ Предмет: ________________ № урока _______
Тема: Основные приемы работы спицами.
Образовательные цели: познакомить учащихся с новым видом рукоделия – вязанием на спицах, историей вязания, инструментами и материалами, используемыми при вязании, правилами подбора спиц и пряжи, правилами безопасности труда. Обучить набору петель, вязанию лицевых и изнаночных петель. Ознакомить с условными обозначениями лицевых и изнаночных петель.
Воспитательные цели: воспитывать усидчивость, аккуратность, взаимопомощь.
Развивающие цели: развивать логическое мышление, умения сопоставлять, сравнивать; развивать художественный вкус.
Образцы вязаных изделий.
Инструкционные карты по теме урока.
Книги по вязанию на спицах.
Журналы мод по вязанию на спицах.
Презентация к уроку. Лучшие проектные работы учащихся прошлых лет по вязанию на спицах.
Компьютер и проекционная система.
Материалы и инструменты:
Пряжа шерстяная, х/б, синтетическая и др.
Вязание на спицах в проектных работах учащихся
Вязание на спицах». Наверное, и в вашем гардеробе есть вязаные изделия. Ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности, а связанные вручную модные, художественно оформленные вещи пользуются постоянным успехом. Вязание было и остаётся популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, модные, тёплые и красивые вещи для детей и взрослых, для украшения дома.
Проектная работа вам хорошо знакома и вы знаете, что для работы над проектом необходимы базовые теоретические знания и практические умения. В течение нескольких занятий мы изучим теорию вязания спицами, научимся набору петель, вязанию лицевых, изнаночных петель, рассмотрим способы прибавления и убавления петель, познакомимся с условными обозначениями, применяемыми при вязании на спицах, научимся читать схемы вязания и работать по ним. Все эти знания и умения помогут вам выполнить качественную и красивую проектную работу.
Тематика проектных работ разнообразна. Это могут быть предметы одежды: варежки, носки, гетры, шарфы, шапки, береты, топы, джемпера, туники и другие вязаные на спицах вещи. Можно связать сувенирные изделия, например, мягкие игрушки. Учитель демонстрирует образцы вязаных изделий (см. приложение 1 ), иллюстрации из журналов мод по вязанию и презентацию лучших проектных работ учащихся прошлых лет (см. презентация ).
Работа над проектом поможет вам выразить свой творческий замысел, придать изделию индивидуальность.
Итак, тема урока: «Вязание на спицах. Виды петель и их образование». Сегодня мы разберем ряд теоретических вопросов, необходимых в проектной деятельности, научимся набирать петли, вязать лицевые, изнаночные петли.
История вязания (выступления учащихся)
«Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас учёные стараются доказать, что ещё за долго до начала нашей эры люди уже владели техникой вязания. Вязали сначала без каких – то специальных приспособлений, а просто на пальцах.
Обратимся к археологическим исследованиям. Самая древняя вязаная вещь – декоративный вязаный пояс с птицей колибри – найдена в Перу и относится к началу 3 века нашей эры. Сложность рисунка, тонкость исполнения и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте.
В египетских гробницах найдены экземпляры некоторых вязаных вещей 4 -5вв. н.э. Одна из находок – детский носок из цветной шерсти – связана очень оригинально. Большой палец связан отдельно от остальных так, чтобы между ними мог проходить ремешок сандалии. Эта находка хранится в музее императора Фридриха в Берлине. Приблизительно к тому же периоду относится находка вязальных спиц в германских гробницах.
В 13 в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию. В 16 в. вязание уже известно во всех странах Европы. Вязаные вещи, особенно чулки, стали очень популярными (главным образом при королевских дворах и среди знати).
Ручное изготовление вязаных чулок в то время значительно опередило изготовление других вязаных изделий и вскоре было организовано в цехи. В мужской моде того времени были популярны штаны – колготы и вязаные облегающие чулки, которые лучше подчёркивали форму ноги, чем сшитые чулки.
Интересно, что вязание было вначале мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, пражские чулочники в 1612 г. постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.
И они стали великолепными, изобретательными вязальщицами! Некоторые даже удостоились звания «королевы вязания», демонстрируя своё искусство на представительных соревнованиях. Одна из них – швейцарская вязальщица с удивительно быстрыми пальцами за 71 минуту связала свитер, правда, толстыми спицами.
Подобно каждой новинке, вязание не было принято сразу и, кроме приверженцев, имело своих противников. Магистрат Магдебурга, например, в 1583 г. отдал распоряжение, которым запрещалось носить шёлковые чулки как вредную и излишнюю роскошь.
Кроме простых вещей – носков, шарфов, тёплого белья – высокопрофессиональные мастерицы вязали узорные и ажурные вещи.
Перелом в вязании произошёл с появлением вязального станка (1583 г.), изобретённого английским священником Вильямом Ли. На его принципе были сконструированы почти все вязальные машины. Казалось, что машинное вязание вытеснит ручное. Жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускается изделий массового машинного производства, тем более ценными становятся вещи, связанные вручную» [1].
А сейчас проведем деловую игру. Представьте себе, что мы открываем трикотажную мастерскую, которая будет заниматься изготовлением вязаных на спицах изделий. Нам необходимо организовать несколько творческих групп, которые решат следующие вопросы:
1 группа рассмотрит вопросы материаловедения.
2 группа разработает рекомендации по подбору спиц.
3 группа разработает инструкцию по охране труда в трикотажной мастерской.
Учащимся предлагается литература, с помощью которой они могут ответить на все вопросы, возникающие в ходе деловой игры (рекомендуются книги, указанные в списке литературы к конспекту урока).
Материаловедение (возможный вариант ответа 1 группы)
«Нитки бывают ручного и машинного прядения.
Если раскрутить нитку, то можно увидеть что она состоит из более тонких нитей – волокон. Свойства волокна определяют свойства ниток.
Волокна растительного происхождения вырабатывают из хлопка и льна.
Волокна животного происхождения получают из коконов тутового шелкопряда и шерсти овец, коз, кроликов, верблюдов. Изделия из таких ниток тёплые. Вообще опытные мастерицы считают, что лучшие нитки для вязания – шерстяные и хлопчатобумажные.
Химические волокна получают промышленным путём. Из древесины – вискозное волокно. Из продуктов переработки нефти, газа, угля – капрон, лавсан и др.
Определить вид пряжи можно путём сжигания нити. Хлопчато – бумажная нитка горит без пламени, быстро, с запахом жжёной бумаги, оставляя после сжигания серый пепел. Шерстяная нитка горит медленно, спекается в обуглившийся комочек, издаёт запах жжёного рога. Обуглившийся комочек можно растереть пальцами. Синтетическая нитка не горит, а плавится, образуя жёсткий спёк.
К основным свойствам ниток относятся: толщина, длина, крутка, ровность, упругость, прочность.
Упругость и прочность нитки – свойства, неотделимые друг от друга. Если нитка пружинит в руках при растяжении, значит она прочна, изделия из неё будут хорошо носиться и сохранять форму. Менее прочную нитку лучше соединить с другой, более прочной.
Из сильно скрученных ниток изделие получится жёстким, неэластичным, оно будет плохо сохранять тепло. Но если нужно связать изделие, которое должно сохранить форму (сумка, тапочки и др.), то для вязания таких изделий нужно брать именно эти нитки.
В зависимости от вида изделия подбирают и толщину пряжи. Для зимних и спортивных изделий берут более толстую пряжу, для летних – более тонкую.
Изделия для детей вяжут из мягкой нежной пряжи» [1].
Учитель демонстрирует мотки различной пряжи (ангорская шерсть – пух ангорского кролика, мериносовая шерсть – один из лучших сортов овечьей шерсти, мохер – шерсть ангорских коз, акрил и др.).
Фантазийная пряжа изготавливается по особой технологии с добавлением различных по качеству, цвету, свойствам нитей.
Покупая пряжу в магазине, сохраняйте ярлычок, на котором сообщаются следующие сведения: процентное содержание волокон того или иного происхождения, вес, приблизительная длина (в метрах), предполагаемый номер спиц. Все эти данные в дальнейшем могут пригодиться.
Спицы (возможный вариант ответа 2 группы)
Подбор спиц – важный момент, потому что, даже имея очень хорошую, качественную пряжу, но используя в работе неудобные спицы, вы никогда не получите удовольствия от вязания, да и внешний вид изделия окажется не на должном уровне. Вязание можно выполнять на двух, пяти или круговых спицах.
«Для работы необходимо приобрести легкие, хорошо отполированные спицы. Концы их должны быть не слишком острыми, но и не слишком тупыми. Даже малейшие шероховатости на поверхности спиц мешают скольжению нити и затрудняют работу. Предпочтение можно отдать стальным никелированным спицам, хотя они несколько тяжеловаты. Алюминиевые спицы легкие, но пачкают светлую пряжу. Можно использовать пластмассовые, бамбуковые и костяные спицы: если они толстые, ими удобно вязать, тонкие же гнутся и быстро ломаются.
Многие любят работать металлическими спицами на капроновом тросике. Спицы с полихлорвиниловой трубкой менее практичны, так как петли по ней продвигаются с усилием и трубка быстро ломается. На спицах с тросиком можно вывязывать широкие детали, которые удобно прикладывать к выкройке или изготавливать цельновязаные изделия.
Спицы имеют свой номер. Он соответствует ее диаметру в миллиметрах. Номер спиц выбирается соответственно толщине нити: спица должна быть в два раза толще нити. Если вы затрудняетесь в выборе спиц, положите на стол одну спицу, сложите нитку от клубка вдвое, слегка скрутите. Сравните толщину скрученной нити и спицы – если они будут одинаковыми, можно смело браться за работу. Если разница будет существенной, поменяйте спицы» [2].
Инструкция по охране труда при вязании крючком и спицами (возможный вариант ответа 3 группы)
I. Общие требования безопасности
Вязальные крючки и спицы должны быть хорошо отшлифованы; хранить их следует в специальных пеналах.
Во время работы следует быть внимательными и аккуратными.
При вязании крючком или спицами возможно воздействие на работающих следующих опасных факторов:
прокалывание пальцев рук острым крючком или спицами;
поражение глаз и других частей тела осколками сломавшегося крючка;
травмирование рядом сидящего человека;
снижение остроты зрения, вызванное плохим освещением.
При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан сообщить учителю.
II. Требования безопасности перед началом работы
Убрать волосы под косынку.
Организовать своё рабочее место так, чтобы освещение было достаточным. Свет должен падать на рабочую поверхность спереди или слева.
Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.
III. Требования безопасности во время работы
Вязальные крючки и спицы использовать только по назначению.
Нельзя делать резких движений рукой с крючком или спицами в направлении рядом сидящего человека.
Следить за правильной организацией рабочего места, не ходить по кабинету с расчехленным крючком или спицами.
Следить за правильным положением рук и посадкой во время работы.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
При плохом самочувствии сообщить учителю.
При получении травмы оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
V. Требования безопасности по окончании работы
По окончании работ снять спецодежду.
Привести рабочее место в порядок.
Приступаем к выполнению практического задания. Сейчас мы научимся набирать петли начального ряда, вязать лицевые и изнаночные петли. Учитель демонстрирует приемы набора петель и вязания, используя инструкционные карты (см. приложение 2 ).
Вопросы для закрепления пройденного материала
Назовите основные свойства пряжи.
Как подобрать спицы к данному виду пряжи?
Какие правила ТБ необходимо соблюдать при вязании на спицах?
Итоги практической работы
Тренировочные упражнения, выучить правила подбора спиц и пряжи