Мастер-класс «Вязаная дымковская водоноска»
Ирина Серганова
Мастер-класс «Вязаная дымковская водоноска»
Мастер-класс «Вязаная дымковская водоноска«
Здравствуйте дорогие гости моей странички, педагоги, коллеги, друзья.
Предлагаю вашему вниманию мастер- класс вязаной дымковской водоноски.
Для работы потребуется разноцветная пряжа, синтепон или другой наполнитель, крючок, нитки, игла, бусины для глаз, картон для выполнения коромысла.
Голова, туловище и юбка вяжутся по кругу столбиками без накида.
Набрать кольцо амигуруми белой пряжей и вязать по кругу равномерно прибавляя в каждом ряду по 6 петель, пока диаметр головы не составит 7 см. Далее делаем убавки в каждом ряду, убавляя по 6 петель в каждом ряду. Когда останется 12 петель, вяжем 3 круговых ряда, это будет шея куклы.
Далее меняем белую нить на зеленую и вяжем грудь, равномерно прибавляя в каждом ряду по 6 петель, пока диаметр не достигнет в обхвате15 см. После этого делаем убавки для талии, убавляя по 6 петель, пока не останется 48 петель.
Присоединяем белую пряжу и начинаем вязать юбочку, прибавляя через ряд по 4 петли в каждом круговом ряду. Длина юбки составляет 16 см.
Руки кукле вяжем зеленой пряжей начиная с колечка амигуруми. Далее увеличиваем количество петель до 18. Длина рук 9 см,далее меняем нить на белую, это кисти рук и вяжем 1 см. Закрыть все петли одновременно, провязывая по 2 петли вместе.
Коромысло делаем из картона. Длина 25 см, высота 10 см. Далее эту заготовку обвязываем по кругу столбиками без накида.
Ведро вяжется по кругу, начиная с колечка амигуруми, прибавляя в каждом ряду по 6 петель, пока на достигнет 24 петли. Это дно ведра. Далее вяжем высоту ведра без прибавления петель 4 см.
Кокошник. Набрать 36 петель.
Вязать:1 ряд: 36 столбиков без накида.
2 ряд: столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с одним накидом, столбик с 2 накидами, столбик с накидом, полустолбик. (повторить в ряду 6 раз. Связать 2 такие детали. Сшить вместе.
Косу кукле сделать из пряжи. Намотать на картонку длиной 10 см, разрезать, разделить на 3 части, заплести косу.
Украсить куклу разноцветными кружочками. Большие кружочки вязать: колечко амигуруми, 6 петель, прибавить во втором ряду 6 петель, получится 12 петель.
Маленькие колечки: колечко амигуруми, вязать 6 петель.
Можно украсить куклу на свое усмотрение, воланами, рюшами, воздушными петельками.
Пришить 2 бусины-глазки. Вышить красной нитью рот.
Дымковская роспись. Мастер-класс «Юбка для барышни» Сегодня Вашему вниманию хочу представить мастер- класс по Дымковской росписи. Выполняли работу детки с ОВЗ из подготовительной группы. Для.
Мастер-класс «Дымковская барыня из глины» Цель: учить лепить дымковскую барыню из глины. Задачи: 1. Познакомить с приемами лепки барыни по этапам. 2. Познакомить с декоративным.
Мастер-класс «Мышка, вязаная крючком — символ года» Год Крысы или Мышки начинает 12-летний цикл лунного календаря китайского зодиака. Многим кажется, что крысы и мыши выглядят угрюмыми, а.
Мастер-класс «Вязаная игольница — чашечка» Организуя жилое пространство, все знают, что даже мелочи имеют значение. Швейная иголка, имеющаяся в каждом доме, обязательно должна иметь.
Мастер-класс «Вязаная игрушка «Котик» Хочу представить вашему вниманию мастер- класс игрушки «котик», вязаного из пряжи на спицах. Сегодня 1 Марта в России День кошки. Это.
Мастер-класс «Вязаная игрушка «Заяц» Наверно, ни к одному празднику мы не начинаем готовиться так задолго, как к Новому году. И пора выбора подарков уже настала. Подарки на.
Мастер-класс «Вязаная одежда для куклы к празднику 9 мая» Мастер-класс «Вязаная одежда для куклы к празднику 9 мая» Здравствуйте, дорогие друзья, коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс.
Мастер-класс «Вязаная пасхальная корзиночка» Продолжаю тему приближающегося праздника Светлой Пасхи. Сегодня предлагаю Вам связать корзиночку с цветочками. Данный мастер-класс будет.
Мастер-класс. Вязаная шкатулка «Сказочный домик» Приближается любимое всеми, самое лучшее время года – лето! Лето окрашивает природу в яркие краски. Это пора изобилия всевозможных цветов,.
Вязаная новогодняя ёлочка. Мастер-класс Для изготовления ёлочки понадобилось совсем немного: — пряжа голубого, красного, оранжевого и жёлтого цвета, — холлофайбер, — вязальный.
Методическая разработка «Композиция «Карусель» по мотивам дымковской игрушки
Создание вязаной дымковской игрушки способствует формированию у детей интереса к народно-прикладному искусству «Дымковская игрушка», своей Родине и ее истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.docx | 717.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Композиция «Карусель» по мотивам дымковской игрушки»
(сокращенная версия работы)
Кощеева Юлия Владимировна
Педагог дополнительного образования МКУ ДО «Дом детского творчества»
г. Нолинска Кировской области
История возникновения промысла
Дымковская игрушка – одна из визитных карточек не только Вятского края, где её изготавливают, но и всей России-матушки. Она имеет практически такое же мировое значение, как балалайка и матрешка. Эти ослепительно-белые глиняные фигурки с яркими неповторимыми рисунками завоевывают сердце того, кто их видит, раз и навсегда.
Для детей нет большей радости, чем посвистеть в расписную свистульку. И, глядя на это, хочется смеяться и балагурить, потому что яркие краски и контрастные рисунки настраивают на чрезвычайно позитивный лад, как говорят наши современники. А наши предки, которые это чудо придумали, сказали бы, что такой игрушке сердце радуется!
Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Здесь и появилась дымковская игрушка. Козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане — изначально, в основном, женщины и животные служили моделями для будущих расписных поделок. Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология изготовления передавалась по наследству. Поначалу промысел этот был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины. Толчком к возникновению этих уникальных фигурок послужило празднование «Свистуньи». Именно для этого праздника изготавливалась дымковская игрушка.
Начали отмечать этот день в память о погибших в 1418 году вятчанах и устюжанах. Поначалу каждый год справляли тризну по погибшим. Потом она переросла в народное гуляние, сопровождавшееся свистом из глиняных свистулек. Для этого праздника и наловчились местные мастера делать яркие и голосистые фигурки, которые позже получили название «дымковская игрушка». История, для детей и их веселого свиста начавшаяся, получила продолжение, потому что свистульки эти полюбились и взрослым. А позже к ним добавились игрушки.
Методика создания вязаной игрушки
Повзрослев, каждый человек в душе остаётся ребёнком. Остаётся желание что-то создавать, творить!
Создание вязаной дымковской игрушки способствует формированию у детей интереса к народно – прикладному искусству «Дымковская игрушка», своей Родине и её истории.
Происходит знакомство с характерными особенностями дымковской техники выполнения не из привычных материалов (пластилина, глины), а из обычных ниток при помощи крючка. Соблюдаются все особенности выполнения дымковской игрушки: изготовление отдельных геометрических фигур с последующим соединением частей в готовую игрушку.
Знакомство с характерными видами росписи дымковской игрушки, учитывая при вязании цвет пряжи, элементы и орнаменты для украшения, помогают создать игрушку, схожую с оригиналом (вылепленную из глины).
При создании вязаной Дымковской игрушки дети закрепляют знания и умения вязания игрушек – сувениров различного вида сложности.
Для работы необходимо:
100 г . – пряжи белого цвета;
20 г. — пряжи жёлтого цвета;
20 г. — пряжи зелёного цвета;
15 г. — пряжи тёмно- синего цвета;
10 г. — пряжи голубого цвета;
25 г. — пряжи красного цвета;
По 5 г. — пряжи чёрного и сиреневого цвета;
Бисер, бусины, пайетки для украшения сувенира.
Цвет пряжи – белый
Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо.
2 ряд – в каждый ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =16 ст. б/н;
3 ряд – в каждый 2-й ст. б/н провязать по 2ст б/н =24 ст. б/н;
4-15 ряды =24 ст. б/н;
16 ряд — в каждый 5 –й ст. б/н провязать по 2ст б/н =30 ст. б/н;
17 — 21 ряды =30 ст. б/н;
22 ряд — в каждый 3 –й ст. б/н провязать по 2ст б/н =36 ст. б/н;
23-25 ряды =36 ст. б/н;
Разделить всё вязание на две части по 18 ст. б/н. Далее каждую деталь вязать отдельно.
26-28 ряды =18 ст. б/н;
Присоединить жёлтую нить
2 ряд – с передней части лапы выполнить 3 прибавления по 3 ст. б/н через 1 ст. б/н основания;
Далее провязать ряд до конца ст. б/н без прибавления столбиков.
3 ряд – в петли прибавки предыдущего ряда вывязать по 3 ст. б/н.
Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо;
1 ряд — 8 ст. б/н в кольцо;
2 ряд – в каждый ст. б/н провязать по 2 ст б/н =16 ст. б/н;
Цвет пряжи – чёрный
Цепочку из 4 в. п. замкнуть в кольцо;
1 ряд — 8 ст. б/н в кольцо;
2 ряд – в каждый 2-й ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =12 ст. б/н;
Цвет пряжи – жёлтый
3 ряд – в каждый 2-й ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =18 ст. б/н;
4-6 ряды — 18 ст. б/н;
Деталь клюва наполнить синтепоном. С двух сторон детали чёрной нитью вышить «петельки».
Деталь бородки (4 шт.)
Цвет пряжи – красный
Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо;
1 ряд — 8 ст. б/н в кольцо;
2-4 ряды – 8 ст. б/н;
Деталь наполнить синтепоном.
5 ряд – каждые 1-й и 2 –й ст. б/н провязать вместе.
Нижняя часть (1 шт.)
Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо.
1 ряд — 7 ст. б/н в кольцо;
2-4 ряды – 7 ст. б/н;
5 ряд – каждые 1-й и 2-й ст. б/н провязать вместе.
Деталь не наполнять.
Боковая часть (2 шт.)
Цепочку из 3 в. п. замкнуть в кольцо;
1 ряд — 6 ст. б/н в кольцо;
2-4 ряды – 6 ст. б/н;
5 ряд – каждые 1-й и 2-й ст. б/н провязать вместе.
Деталь не наполнять.
Цвет пряжи – красный
Цепочку из 7 в.п. обвязать 12-ю рядами столбиков без накида за заднюю петлю.
Цвет пряжи – белый
Цепочку из 25 в.п. обвязать 6-ю рядами ст. б/н, выполняя прибавления с двух сторон цепочки.
Оформление детали крыла
Выполнить вышивку узором «сетка» розовой нитью с двух сторон. Этой же нитью по краю детали выполнить обвязку узором «рачий шаг», оставив центральную часть — «спинку» без обвязки.
На детали крыльев пришить рюшку.
Цвет пряжи – зелёный
Цепочку из 30 в. п. обвязать 1 рядом ст. с/н, ступая в каждую петлю основания по 2 ст. б/н =60 ст. б/н.
Цвет пряжи – белый. Цепочку из 25 в.п. обвязать 4 -мя рядами ст. б/н, выполняя с одной стороны детали прибавления, а с другой – повороты ряда, заменяя
1 ст. б/н воздушной петлей.
5 ряд – не довязывать до конца ряда по 5 ст. б/н. с двух сторон;
6 — 16 ряды — не довязывать до конца ряда по 2 ст. б/н. с двух сторон.
Внутренняя деталь соединяет между собой все основные детали сувенира – головы, туловища и хвоста.
Цвет пряжи – белый
Цепочку из 24 в. п. замкнуть в кольцо
Обвязать 10-ю рядами ст. б/н.
Деталь наполнить синтепоном.
Дополнительные детали (украшения)
Цвет пряжи – тёмно –синий
Цепочку из 50 в.п. обвязать ст. с/н, ступая в каждую петлю цепочки по 2 раза =100 ст. с/н.
По краю рюшку обвязать полустолбиками, ступая за заднюю стенку —
с нижней стороны нитью голубого цвета, с верхней стороны – красной.
Цвет пряжи – белый
Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо.
2 ряд – (цвет пряжи – жёлтый) в каждый ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =16 ст.б/н.
В серединку каждого кружка пришить по бордовой бусинке.
Соединить с внутренней стороны обе детали хвоста по краю ст. б/н. Деталь вывернуть на лицевую сторону. Вставить внутрь детали картон. Нижнюю часть детали хвоста обвязать узором «рачий шаг».
По краю детали хвоста с внутренней стороны пришить рюшку тёмно-синего цвета.
На лицевую деталь хвоста пришить украшения – кружочки.
С обратной стороны хвоста пришить 4 кружочка, выполненных красной и жёлтой пряжей.
Пришить внутреннюю деталь, соединяя детали хвоста, головы и туловища. Сверху пришить деталь крыльев, хвоста. Пришить дополнительные детали.
План – конспект занятия, проведённого в Доме детского творчества
Объединение «Сувенир», первый год обучения.
Расписная Дымковская игрушка – «Барыня», связанная крючком.
Задача: Научить выполнять изделие, состоящее из нескольких деталей с каркасом из картона.
1. Познакомить с процессом изготовления Дымковской игрушки крючком.
2. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, аккуратность, самостоятельность в работе.
3.Воспитывать интерес, уважение к народным промыслам своего края.
4.Развивать умение выполнять детали крючком различной геометрической формы, творческое воображение.
Оборудование для детей: «Технологическая карта» изготовления Дымковской игрушки — «Барыня»; по 50г. пряжи белого цвета для изготовления головы игрушки; крючки №1,№2, ножницы;
Оборудование для педагога : несколько видов Дымковской игрушки – «Олень», «Индюк», «Барыня» и т.д.
Шаблон Дымковской игрушки из плотного картона и наряды к ней.
Дымковская игрушка «Барыня», выполненная педагогом крючком из обычных ниток.
- Оргмомент. Проверка готовности детей к занятию.
- Основная часть.
- Вступительная беседа.
Дымковская игрушка – уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без весёлых нарядных Дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства. О Дымковской игрушке немало написано специальных статей и очерков и даже стихов.
В Дымкове, за Вяткою рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок,
На столе – ещё сырая глина,
Грубый, не оформленный комок.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит…нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поёт, бесхитростно – светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
В слободе Дымково, под Вяткой (ныне город Киров) издавна существует русский народный художественный промысел. Его мастерицы создают жизнерадостные, нарядные и весёлые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнца, песни, говор и смех слободских гуляний.
Послушайте сказку: Жил – был комочек глины. Дождик его мочил, солнышко сушило. Однажды лежал он себе в овраге. Шла мимо женщина: «Вот то, что я искала». Взяла она комочек и положила его в корзину. Пришла женщина домой поставила корзину в кладовую, а там уже было много – много таких же кусочков.
Много времени прошло. Настала зима.
Принесли комок глины в избу и положили на стол. А на столе лежит уже столько всего: вода в тазике, молоко, яйца, мел. В комнате тепло, весело полыхают в печи дрова. Взяли добрые руки мастерицы кусочек глины, раскатали его колбаской, взяли другой кусочек глины, расшлёпали его в лепёшку, а её свернули воронкой – конусом. Оказалось, что это юбочка. Сверху прилепили туловище с ручками, головку, на головку надели высокий кокошник, дали в руки коромысло, вылепили ведёрки. Получилась Барышня – водоноска.
(Во время рассказывания сказки все элементы демонстрируются – шаблоны, вырезанные из плотного картона).
Ждёт. Сохнет игрушка три дня и три ночи. А потом поставили её в печь. Из печи Барыня вышла закалённая, крепкая. Потом развели мел в молоке и побелили водоноску. Вот настала пора расписывать игрушку. А на столе у мастерицы много красок. Какую взять?
— Поможем мастерице. Вспомним, какими красками раскрашивают Дымковскую игрушку?
-Синий, красный, зелёный, жёлтый. Можно ещё взять оранжевый и малиновый.
— Ещё напомним мастерице, какие узоры можно использовать в росписи (кружочки, кружочки с рисунком, волнистые линии, точки и т.д.)
(Показ карточек с элементами).
Всё вспомнила мастерица и расписала игрушку. Так простой серый комочек глины превратился в яркую, нарядную Барыню.
Мы сегодня тоже начнём выполнять Дымковскую игрушку, но немного необычную.
Вместо глины и красок мы будем использовать яркие нитки. А вместо кисточек мы будем пользоваться крючками для вязания.
— На какие части можно разделить всю игрушку? И какую геометрическую фигуру напоминает каждая часть?
-Голова-шар, юбка- конус, туловище и ведёрки – цилиндр, кокошник и передник – половина плоского круга, коромысло – узкий прямоугольник и и.д.
3) Практическая часть.
Сегодня мы выполним только одну деталь нашей Барыни – голову.
— Пряжа какого цвета понадобится?
Белая. Имитация побеленной глины.
— Какую геометрическую форму напоминает голова?
Самостоятельное выполнение детали по «Технологической карте» под наблюдением педагога.
На следующем занятии мы продолжим выполнение Дымковской игрушки – Барыни.
— Какие материалы и инструменты понадобятся для изготовления туловища и юбки?
— подумать, какой сувенир на тему Дымковской игрушки хотели бы связать;
— написать проект на тему «Применение вязаной Дымковской игрушки или ее элементов (украшения) в быту».