Цепочка воздушных петель и петля подъема
Уроки вязания крючком для начинающих, часть 3
Воздушные петли в вязании крючком образуют цепочку, которая служит начальным рядом вязания. Воздушные петли являются также элементом многих узоров. Как вязать воздушные петли показано на фотографии: начальную петлю зажимаем между большим и средним пальцем левой руки, захватываем крючком рабочую нить и протягиваем ее в петлю, затем вновь захватываем нить крючком и протягиваем во вновь образованную петлю. Так, последовательно вывязывая петли, получаем цепочку.
Важно: при подсчете воздушных петель та петля, что на крючке, не считается. Эта петля называется ведущей. При вязании следующего ряда первой будет та петля, которая предшествует ведущей.
Вяжите цепочку из воздушных петель до тех пор, пока она не будет получаться у вас ровной и в меру затянутой. Цепочка не должна быть слишком плотной — тогда в петли невозможно будет ввести крючок. Слишком рыхлая цепочка выглядит небрежно.
Внизу — цепочка слишком тугая, вверху — нормально затянутая цепочка.
Как уже говорилось, цепочка служит начальным рядом вязания. Та сторона цепочки, что обращена к вам напоминает косичку. При вязании петлю косички подхватывают крючком за переднюю, заднюю или обе стенки.
Следующий ряд удобнее всего вязать за переднюю стенку петли, но первый столбик ряда всегда вяжут за обе стенки петли, чтобы кромка полотна была ровной и достаточно плотной.
Петли подъема
Для того, чтобы получить красивый боковой край полотна, связанного крючком, используют петли подъема. Петля (или петли) подъема — это воздушные петли в начале нового ряда полотна, которые позволяют подняться на высоту, необходимую для вязания следующего ряда. В начале вязания число петель подъема прибавляется к необходимому числу воздушных петель начальной цепочки. Количество петель подъема различно для разных столбиков, так как высота столбиков разная: самый короткий соединительный столбик, а вот столбик с накидом будет значительно выше. Чем выше столбик — тем больше петель подъема потребуется. Если петель подъема будет недостаточно, полотно по бокам будет стянуто; лишние петли подъема образуют неровный боковой край полотна.
Рекомендуемое количество петель в зависимости от высоты столбика:
- соединительный столбик (полустолбик) — петля подъема не требуется;
- столбик без накида — 1 петля подъема;
- столбик с накидом — 2 петли подъема.
Отсчет петель подъема на цепочке воздушных петель идет от ведущей петли (той, что на крючке), при этом ведущая петля в расчет не входит. Например, если следующий ряд вяжут столбиками без накида, то первый столбик в ряду провязывают во вторую петлю цепочки:
Уроки вязания крючком для начинающих
Чтобы освоить вязание крючком, мало простого желания, еще необходимы усидчивость и терпение. Без этих качеств связать красивую вещь не получится. Помимо этого, необходимо уметь концентрировать свое внимание на мелочах и быть предельно точным. Ну и ещё нужна внимательность и аккуратность: если пропустишь петли, или провяжешь лишние, излишне затянешь петельки, то изделие получится неровное, все вкривь и вкось, и вся работа будет насмарку. Многие только из-за этого бросают вязать, так и не закончив. Недовязанные изделия пылятся где-нибудь в шкафу. Кажется, что ничего не получается, узор кривой, становится неинтересно. Пропадает интерес к процессу вязания, поскольку, складывается такое впечатление, что работа не задалась.
Во избежание подобной ситуации, уроки вязания крючком для начинающих включают ряд элементарных, но необходимых правил:
- Первое, надо верно выбрать материал для работы (пряжу) и главное орудие (крючок).
- Второе, необходимо, чтобы рабочий инструмент сразу же был правильно взят в руку.
- Третье, научиться основным приемам набора несложных петель,
- Четвертое, уделять вязанию много времени, чтобы быстрее привыкнуть, освоиться в этом деле и наработать мастерство.
- Пятое, четко выполнять работу, точно придерживаясь описания и ориентируясь по схеме вязания крючком, особенно это важно для начинающих.
Принимаясь за вязание, нужно хорошо представлять себе, что должно получиться в итоге.
Нить для вязки изделия и крючок должны соответствовать друг другу иначе изделие получится либо слишком плотным, либо чересчур свободным. И то и другое смотрится не очень красиво (за исключением, когда вязка должна быть рыхлой, например, ажурные шали, паутинки, но это особый разговор).
Крючок можно выбрать металлический, пластмассовый или деревянный, это не имеет значения, смотрите, чтобы его поверхность была ровной, без шероховатостей, чтобы нить не зацепилась в процессе вязания. Главное, чтобы было удобно вязать. Надо, чтобы его головка не была чересчур остроконечной, но и не полностью закругленной. Как правило, она должна быть слегка вытянутой округлой формы.
Также закругленной и вытянутой должна быть бородка крючка, благодаря этому нить будет хорошо удерживаться, и не будет соскальзывать с крючка. На этапе обучения можно воспользоваться крючками под No 2,5; 3 и 3,5 . Размер крючка всегда указан на самом инструменте.
Нить для удобства вязания на начальном этапе лучше брать скрученную, она не будет расслаиваться и путаться. Размер берите средний, для простоты и удобства обучения, чтобы получился образец довольно крупный, для наглядности. Пряжа средней толщины — это примерно 300 метров на 100 грамм. Пряжу лучше использовать светлую, так как на ней лучше будет виден узор. Визуальная оценка работы при вязании крючком для начинающих очень важна.
На нитках, купленных в магазине, всегда есть этикетка, внимательно рассмотрите ее: должно быть указание, какой номер крючка или спиц подходит для работы с этой нитью. Если моток пряжи старый и этикетка не сохранилась, то подходящий крючок придется выбирать ориентировочно, на глаз: держа крючок в вертикальном положении, чтобы головка была внизу, помещаем нитку в углубление крючка, натягиваем, но не сильно. Кончик бороздки должен находиться на одинаковом уровне с нитью.
Начав занятия, с первых же уроков по вязанию, следует научиться верно держать инструмент, ведь от его правильного положения будет зависеть быстрота работы, а также ее качество, то есть, внешний вид изделия. Есть два варианта по тому, как держать крючок — как карандаш при письме или как ложку во время еды.
Выбор делается в зависимости от того, как кому удобнее, это связано только с индивидуальными предпочтениями. Какой бы способ вы ни выбрали, нужно помнить, что крючок надо держать в руке с легкостью, как перышко, не надавливая на него и не сжимая изо всех сил, что является ошибкой большинства новичков.
Нить для работы также должна располагаться между пальцами свободно. Просто нужно сразу учиться вязать без напряжения в пальцах – легко и непринужденно. Такое умение придет со временем, но сначала будет даваться с большим трудом. В первое время с непривычки на пальцах могут образоваться мозоли или уплотнения кожи, но это вскоре пройдёт. Со временем, руки автоматически будут выполнять движения при вязании, и вывязывать узоры будете, уже не глядя.
Итак, для начала вязания нам необходимы крючок No3 или No3,5 и светлая, однородная, хорошо скрученная нить средней толщины.
Рабочая нить во время работы располагается свободно между пальцами левой руки, так что образовывается некая волна: вначале нить ложится на указательный палец сверху, затем она проходит под средний и безымянный пальцы, затем ложится на мизинец сверху.
Получается, что нить в левой руке закреплена дважды: между указательным и средним пальцами и между безымянным и мизинцем. Закрепленная таким образом нить будет плавно проходить (скользить) между пальцами, не съезжая при этом в сторону.
Нить можно не пропускать между безымянным и мизинцем, а свободно спустить вдоль ладони. Просто во время работы слегка прижимать ее мизинцем к ладони, чтобы она равномерно продвигалась при вытягивании петли.
Пальцы левой руки должны быть собраны в неплотно сомкнутый кулачок. При такой постановке руки вы сможете лучше контролировать размер петелек при вывязывании. При этом петельки получаются более ровные, не слишком вытянуты, но и не затянутые в тугую петлю. Повторюсь, что сильно сжимать нить не нужно, нужно чтобы она могла свободно скользить между пальцами.
Такое расположение нити в руке у меня получается непроизвольно, я на это уже не обращаю внимания. Когда только начинаешь учиться, это может показаться сложным, но не нужно на этом заострять внимание. Со временем у вас выработается своя техника вязания, как будет удобно именно вам.
Для того чтобы научиться быстро и красиво вязать, нужно освоить некоторые основные элементы вязания. Любое изделие, каким бы сложным и замысловатым оно ни казалось, состоит из простых базовых петель, достаточно легких при вязании. Научившись их выполнять, можно уже смело приниматься за выполнение несложного вязанного изделия.
Начало вязания. Первая петля воздушной цепочки.
Перекрещиваем нить, чтобы образовалась простая петелька, размещаем ее на указательном пальце сверху.
Нить в месте перекрестия слегка прижимаем большим пальцем,
в отверстие петельки вводим крючок по направлению от себя, захватываем рабочую нить, расположенную между указательным и средним пальцами.
И затем эту нить вытягиваем через петельку на себя.
Получилась первая «воздушная петля».
Слегка затягиваем ее, но не сильно.
Крючком снова подхватываем рабочую нить, вытягиваем через вновь образованную петельку движением руки на себя,
вот и образовалась вторая «воздушная петля».
Подобным же образом провязываем цепочку из нескольких «воздушных петель».
Для тренировки, чтобы «набить руку» свяжите цепочку длиной 2-3 метра или больше.
Попробуйте связать более плотную цепочку, сильнее затягивая петли и менее плотную, оставляя петли незатянутыми, более свободными.
Если петли в цепочке получаются сильно затянутыми, то в дальнейшем при вывязывании изделия в петли будет трудно вводить крючок. Если же петли получатся чересчур свободными, то изделие выйдет рыхлым, а это не всегда красиво. Еще одна ошибка — это когда петли провязывают неодинаковыми по длине, изделие, связанное неравномерными петлями, выходит корявым.
Как вязать воздушные петли, как начинать вывязывать цепочку с самой первой петельки, смотрите на видео: «Воздушная петля»
С цепочки из петель начинается вязание практически любого изделия. Это самый простой элемент вязания крючком для начинающих. Длина первоначальной цепочки из воздушных петель зависит от длины планируемого изделия. Необходимое количество петель рассчитывается согласно схеме узора. Провязав примерно 15 см цепочки, можно приступать к вывязыванию первого простейшего узора.
Начальную петельку, находящуюся на крючке, мы в расчет не берем, назовем ее рабочей петлей. Отсчет начинаем со следующей петли, которая будет первой. Она же будет «петлей подъема» для первого ряда столбиков без накида, ее оставляем, не провязывая.
Во вторую петлю (считая от крючка) вводим крючок по направлению от себя,
захватываем рабочую нить и протягиваем ее сквозь петлю по направлению к себе.
На крючке сейчас две петли.
Вновь захватываем рабочую нить крючком и проводим ее одновременно сквозь обе петли, находящиеся на крючке.
Получился первый столбик без накида.
Вводим крючок в следующую петлю нашей цепочки, третью по счету от крючка, и повторяем предыдущую операцию:
захватываем нить, протягиваем сквозь петлю к себе.
На крючке вновь две петли.
Захватываем нить и проводим ее сквозь эти 2 петли, находящиеся на крючке.
Получился второй столбик без накида. Так продолжаем вязать до конца нашей цепочки. В итоге мы должны получить первый ряд столбиков без накида:
Столбики нужно вывязывать из каждой петли «цепочки», не делая пропусков: из одной петли должен получиться один столбик. Завершив первый ряд столбиков без накида, приступаем ко второму ряду.
Разворачиваем полотно, продолжаем вязать в обратном направлении. Провязываем 1 воздушную петлю (кромочную).
Вводим крючок под вторую петлю, так чтобы обе стенки этой петли оказались над крючком, подхватываем нить, вытягиваем её по направлению к себе,
на крючке теперь 2 петли.
Снова подхватываем крючком рабочую нить, протягиваем сквозь эти две петли, получился очередной «столбик без накида», и так до конца ряда. Провяжите несколько рядов столбиками без накида и вы увидите, что у вас уже вырисовывается узор.
Есть три способа, как можно провязывать столбики без накида.
Попробуйте связать три образца тремя разными способами и сравните между собой результаты. Вы заметите, что в каждом образце получаются разные узоры. Кроме того, в первом и втором варианте получатся узоры, одинаковые с каждой из сторон работы, а в третьем варианте будут разные узоры с разных сторон работы. Это смотрится интересно.
1 образец:
Во всех рядах Столбики без накида провязываем только первым способом: головку крючка вводим под петельку предыдущего ряда так, чтобы обе стенки петли находились над крючком, через них вытягиваем рабочую петлю по направлению к себе. Полученный узор одинаков с обеих сторон.
2 образец:
Этот образец вяжется или вторым (все ряды за ближнюю стенку) или третьим способом (все ряды за дальнюю стенку). В обоих случаях получается один и тот же узор. Этот узор также получается одинаковым с обеих сторон.
3 образец:
В третьем образце чередуются 2-й и 3-й способы вязания столбиков без накида: четные ряды провязывают «за ближнюю стенку», а нечетные «за заднюю стенку». Получается узор, в котором чередуются рельефные горизонтальные полосы. А вот с обратной стороны этой вязки выходит совершенно другой узор:
В каждом ряду, начиная со второго, вначале провязываем две петли подъема.
Делаем накид.
Далее, движением от себя, вводим крючок в петлю предыдущего ряда, используя прием «за обе стенки» , захватываем рабочую нить, протягиваем её на себя.
На крючке у нас 3 петельки, считая вместе с накидом. Провязываем эти петельки в два этапа попарно — сначала две петли, затем еще две.
Для этого захватываем рабочую нить, протягиваем через крайнюю петлю и накид:
На крючке снова остается две петли, провязываем их вместе:
Получился первый столбик с накидом.
Так выглядит первый ряд столбиков с накидом.
А вот так выглядит образец, связанный столбиками с накидом приемом «за обе стенки»