Вязание — искусство и ремесло
Вязание – что это? Трудно определить характер этого занятия, поскольку оно относится и к ремеслу, и к хобби, и к настоящему искусству. Это издавна известное занятие многих женщин. Для настоящих мастеров данный вид рукоделия действительно является искусством. Ведь при изготовлении изделия передается любовь, тепло рук и душа мастерицы. Вязаные узоры напоминают мазки художника, а кропотливый труд превращается в шедевр искусства, отличающийся своей уникальностью в любом исполнении.
Процесс вязания спицами или крючком напоминает медитацию, поэтому действует умиротворяюще, успокаивает, позволяет с пользой провести время за любимым занятием.
Любая создаваемая вещь становится творением, ведь даже для обычных носков женщина всегда тщательно подбирает узор, материалы, нитки и цвета. Чаще всего с помощью спиц вяжутся шарфы, шапки и варежки. Даже при вязании по готовым схемам, которых в интернете сегодня предостаточно, женщины не забывают вкладывать фантазию. Таким образом, всегда получается нечто особенное. Такие вещи символизируют особое тепло, которым будет наслаждаться носитель такого изделия.
Этот вид ремесла имеет весьма богатую историю. В этом виде рукоделия многие народы отражали свою индивидуальность, самобытность и особенные способы вязания. Не менее важным оставалось и изготовление пряжи, так как каждый народ создавал ее из наиболее доступных для него материалов. Нет такого места, где о вязании не знали бы. Вязаные вещи носят практически везде. Интересно, что даже в жарких краях были такие изделия. Об этом свидетельствует наличие вязаных носков в гробницах фараонов.
Со временем техника вязания, сырье и инструменты совершенствовались. Само вязание находит все больше поклонников. Изначально вязанием занимались лишь мужчины, но именно женщины стали настоящими мастерицами-вязальщицами. Если вы хотите освоить этот вид рукоделия, то курсы вязания в Москве (здесь) отличное решение для начинающих Каждая вязаная вещь создается из пряжи. Сегодня ассортимент нитей представлен шиком выбором: кашемир, ангорка, меринос, альпака и другие. Сегодня можно найти и натуральную, и искусственную пряжу, а может даже небольшое добавление синтетической нити. Хорошо себя зарекомендовала синтетическая акриловая пряжа.
Обычно изделия вяжутся с помощью спиц или крючка. Эти инструменты относятся к древним изделиям для ремесла, но и сегодня вовсе не утратили своей актуальности. Напротив, многие современные дизайнеры создают целые коллекции, посвященные вязаной одежде. Спицы и крючки могут быть сделаны из металла, бамбука, дерева, пластика. Также много и типов спиц и крючков, поскольку можно встретить длинные, короткие, круговые и даже фигурные инструменты. Но, как правило, у мастериц со временем появляются любимые спицы и крючки, с помощью которых она создает настоящие шедевры.
Развитие техники не обошло стороной и индустрию рукоделия. Сегодня созданы различные машины для вязания, которые могут заменить тяжелый ручной труд вязальщиц. Но именно ручные вещи пользуются особым отношением и признанием всего мира.
Филиппинка возвела вязание крючком в искусство
Этот инструмент обычно связывают просто с ремеслом, а не с искусством. В случае с Азе — все иначе.
Почему до XVII века вязанием на спицах занимались только мужчины, и как женщины отвоевали право на это ремесло
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Истоки старинного рукоделия теряются в глубинах истории задолго до нашей эры. И сейчас уже достоверно никто не знает, кем и когда была связана первая петелька. Однако, как утверждают исследователи, ручное вязание было придумано мужчинами, а самыми искусными мастерами в древние времена считались арабы, которые 2000 лет тому назад уже умели создавать на костяных спицах многоцветные сложные узоры и владели множеством секретов вязания.
Ученые археологи утверждают, что самые древнейшие вязаные изделия появились в III-I веках до нашей эры на территории древнего Египта. Так в одном из захоронений археологами был найден детский башмачок, связанный более четырех тысяч лет тому назад. Богатые египтянки в те времена в своем гардеробе имели калазирис – трикотажную юбку связанную вручную, плотно облегающую тело и закрепленную под оголенной грудью лентой.
В III веке нашей эры в исторических летописях уже упоминается об простейших инструментах, используемых при вязании — костяных спицах. С этих времен вязание переходит на более высокий уровень, и появляется сложнейшая орнаментальная техника вязания шелком. Само же рукоделие становится все более популярным и распространяется по миру.
По предположению исследователей вязание в Европу пришло с египетскими христианами.
В XII столетии вязать стали испанцы и итальянцы. А к XIII веку во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности.
Целые артели мужчин-вязальщиков стали вязать носки, шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. А в Шотландии появляется традиционный головной убор — берет. Правда, вязаных изделий производилось настолько мало, что их едва хватало только для членов королевских семей и приближенной аристократии.
В XVI веке вязание уже покорило всю Европу. Мужчины-вязальщики очень длительное время старались не допускать женщин к доходному ремеслу, которым позволялось лишь прясть пряжу для их изделий. Так, по документальным свидетельствам, в 1612 году Пражские чулочники заявили, что «под страхом денежного взыскания не примут на работу в артель ни одной женщины».
И опасения мужчин были не напрасны. С течением временем это рукоделие постепенно перекочевало в руки женщин. Женщины переняли все тайны вязания и стали искусными вязальщицами. Стоит вспомнить ирландское кружево, которое мастерицы возвели в ранг искусства и довели до уровня шедевров.
В Европе изделия из трикотажа стали набирать популярность на рубеже XVI-XVII столетия. Тогда и был изобретен Уильямом Ли первый вязальный станок. Согласно легенде изобретателем оказался священник, влюбившийся в вязальщицу чулок Мари, которая вынуждена была вязать денно и нощно. Чтобы освободить любимую от изнурительного труда Уильям в течении трех лет работал над изобретением.
Чудо-машина в своей конструкции имела 2500 крючков, которые за 1 минуту делали 1200 петель. Для сравнения в одну минуту вязальщица вручную могла провязать лишь 100 петель.
В конце XVIII века во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вяжущую по кругу. Изделия, которые вязала эта машина быстро вытеснила ручные изделия, так как стоили намного дешевле.
В ХIХ столетии с возникновением брюк мужские чулки укоротились, превратившись в носки. Они и по сей день являются неотъемлемой частью мужского гардероба.
В одно время , казалось, что машинное вязание полностью заменит ручное, однако вещи ручной работы не потеряли своей ценности, а приобрели еще большую значимость и популярность.
Вязание в западноевропейской живописи
На картинах многих старых мастеров западноевропейской живописи, а также в старинной иконографии, нашло свое отражение это древнейшее рукоделие. О чем свидетельствует нижеследующая подборка картин.
Увлекательная история вязания
Где и когда появилось вязание и собственно петли, точно никто не знает, но с уверенностью можно сказать что, история возникновения вязания длится с незапамятных времен, это ремесло было известно уже до нашей эры. Впервые вязаная детская туфелька была обнаружена в египетской гробнице. По оценке археологов, туфелька была связанна более 4 тысяч лет назад. Это говорит о том что, история вязания богата множеством пережитых времен и эпох.
Более ранние находки относятся уже к началу нашей эры, которые подтверждают, что в далекие времена техника вязания находилась на высоком уровне. Об этом свидетельствует красивое шелковое платье связанное металлическими спицами, обнаруженное на раскопках старого Каира. В современных музеях есть экземпляры вязаных вещей относящихся к 9-10 векам нашей эры, которые подтверждают мастерство умельцев древних времен.
В Европе история вязания началась благодаря египетским христианам-коптам. В миссионерские поездки копты брали с собой необычной красоты вязаные вещи, которые приковывали взгляды всех окружающих. Таким образом в 12 веке вся Европа была поглощена вязанием, которое даже стало домашней работой. Во Франции история вязания началась в 13 веке. Вязание заняло довольно прибыльную и большую нишу в промышленности, вязали перчатки, шляпки, чулки и другие предметы одежды.
Изначально вязание было мужским занятием, и мужчины-ремесленники боролись с женщинами за свое первенство в мастерстве. Так парижские чулочники в 1612 году отказались брать на работу женщин. И лишь спустя много лет, когда вязание стало распространяться по миру, им стали заниматься женщины. Как рассказывает история вязания, первый вязанный станок был изобретен в 1589 году помощником священника Уильямом Ли из Вульбриджа. Промышленные предприятия потеснили группы вязальщиков, и они стали не конкурентоспособны. Но чем больше выпускалось вещей массового производства, тем больше и дороже стали цениться изделия связанные вручную.
Вязание крючком пользовалось успехом больше, оно было всегда уникально с неповторимыми узорами, в отличие от вязания на спицах, которое напоминало машинное. В Италии в соборе Св. Петра среди многообразия кружев, сохранились экземпляры связанные крючком, относятся они к 16 веку, история вязания крючком также уходит корнями в далекое прошлое. Именно с 16 века кружево, одежда и предметы домашнего обихода начали покорять Европу, и уже в 19 веке искусство вязания крючком достигло небывалого успеха. Широкое развитие вязание кружева получило в Ирландии. Дорогие брюссельские кружева были не по карману бедным и простым людям, ирландские мастерицы простолюдинки смогли сами разобрать сложные замысловатые узоры, и со временем их мастерство достигло высокого уровня, кружева получались шедеврами рукоделия.
В настоящее время ирландское кружево крючком очень высоко ценится. В холодных странах, долгими зимними вечерами женщины вязали теплую и красивую одежду для своих семей. Женщины-южанки от знойного солнца спасались вещами, выполненными своими руками: зонтики, шляпки, перчатки, шали все это было связано с помощью крючка и ниток. Любая рукодельница имея в своем арсенале крючок и нитки может связать по истине оригинальные и неповторимые вещи: салфетки, одежду, скатерти, обувь, игрушки, полотенца, занавески, перчатки, шали и шляпки, украшения.
Первыми издавать схемы вязания начали голландцы в журнале «Penelope» в 1824 году. В конце 19 века были унифицированы символы и знаки схем вязания, разработаны две системы обозначения: американская и британская. В Европе, Америке, Азии и Африке для записи узоров условными знаками использовалась американская система, в Англии и Австралии другая — британская. Во всех печатных изданиях есть таблица переводов, и разобраться в обозначениях очень легко. Русская система обозначений полностью совпадает с американской. Милые рукодельницы и мастерицы, творите и удивляйте своим творчеством.
Происхождение вязания
Вязание является одним из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, он существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции.
Вязание — это технология производства тканей, полотен из нитей пряжи. В отличие от ткачества, вязание не требует ни ткацкого станка, ни какого-либо другого крупного оборудования, что делало его особенно ценным для кочевых и аграрных народов.
Старейшая находка, связанная с вязанием, напоминает носок. Считается, что чулки и носки-первые изделия, сделанные методом, аналогичным вязанию.
Большинство историй, связанных с местом происхождения вязания ведут на Ближний Восток, откуда вязание распространилось в Европу по маршрутам средиземноморских торговцев, а затем в Северную и Южную Америку вместе с освоением этих земель. Самые ранние из известных примеров вязанных вещей были найдены в Египте и представляли собой чулки сложной многоцветной вязки из шерсти цвета индиго и белой. Датированы чулки 11-14 в до н.э.
Мы с вами обращаемся к старинному рукоделию, начало которого теряется в глубинах истории. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света, относятся к IV-V вв. н.э., а на территории Нового Света (Перу) — к III веку н.э.
А что было раньше? Ведь древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания, составления узоров, выборе цвета, а период более раннего развития был, без сомнения, очень длительным. Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее. В различных странах Востока есть предполагаемые доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к ХIХ веку до н.э. и изображающий семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина Илиады в носках, поразительно напоминающих современные. В 1867 г. Вильям Фелкин в своем труде о истории чулок пытался с помощью более или менее логических умозаключений доказать, что вязание было известно еще во времена Тройской войны, в период создания «Одиссеи» Гомера и лишь вследствие неточности переводчиков и переписчиков, а также из-за возможной подобности терминов произошла замена слов «вязанье» и «тканье». Как известно, Пенелопа, ожидавшая возвращения своего мужа Одиссея, сдерживала нетерпеливых женихов обещанием, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам всегда распускала то, что за день соткала. В действительности Пенелопа должна была именно вязать, так как распустить быстро, без нарушений нити и без видимых следов можно только связанное полотно, но не сотканное. И на древнегреческих вазах времен Тройской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже.
Однако это всего лишь предположения и догадки, ныне часто опровергнутые или поставленные под сомнение археологическими исследованиями. Если принять во внимание, что древнейшие дошедшие до нас вязаные предметы — сравнительно сложные по технологии — относятся к III — V в.в. н.э. и местам, весьма отдаленным друг от друга, это можно считать доказательством, что вязание возникло гораздо раньше, хотя и неизвестно, когда именно. Если исходить из того, что в древности каждый вид труда развивался медленно, нельзя исключить возможности, что люди научились вязать за несколько столетий до нашей эры.
О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции
Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Все девушки Древней Греции, без исключения, почитали Афину за то, что она учила их мастерству рукоделия. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Она гордилась своим искусством и однажды решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, страшной, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня Афина и предостерегла гордячку — нельзя быть выше богов. Но Арахна не послушалась старуху. Соткала она полотно, чтобы представить его на суд всех богов. Но они не признали ее победы. Несчастье Арахны не знало предела, и она не смогла вынести такого позора. Она покончила с собой. Афина, будучи мудрой и милосердной, спасла девушку. Но не оставила ее жить в человеческом обличии, а превратила ее в паука. И с тех пор паук-Арахна вечно занят паутиной. Он денно и нощно ткет свою паутину. Но не только в мифах и легендах, но и в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. Так, в древнем Китае из паутинного шелка шили платья.
Раннее европейское вязание
Самые ранние известные вязанные изделия в Европе были сделаны мусульманскими вязальщицами, нанятыми членами испанской королевской семьи. Их работы высочайшего качества были обнаружены в захоронениях аббатства Санта-Марии-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас (королевский монастыль, недалеко от Бургоса, Испания). Среди этих изделий обнаружили трикотажные наволочки и перчатки в гробнице принца Фернандо де ла Серда, умершего в 1275 году. Шелковые наволочки вязались примерно 20-ю петлями на дюйм.
Несколько европейских картин 14 века изображают Богоматерь за вязанием, например, полотно Томмазо де Модена (ок. 1325-1375) и «Посещение Ангела» 1400-1410 Мастера Бертрама Миндена.
Первые изнаночные петли появились в середине 16-го века, в красных шелковых чулках, в которых хоронили Элеонору де Толедо, жену Козимо Медичи, они же являются первоисточником кружева. Английская королева Елизавета I заказывала себе чулки из шелка- мягкой, тонкой и более декоративной пряли, чем грубая шерсть. Чулки, принадлежавшие ей до сих пор сохранились, что еще раз доказывает высочайшее качество изделий, которые были сделаны специально для королевы. В эту эпоху вязание имело огромное значение для многих британцев, которые занимались изготовлением шерстяных чулков и экспортом их заграницу. Школы вязания создавались, чтобы обеспечить работой и деньгами бедные слои населения. Также мода того времени, когда мужчины носили короткие штаны требовала ношение чулок. Чулки, связанные в Англии отправлялись в Испанию, Нидерланды и Германию.
Значение Шотландии в истории вязания
Вязание так распространилось среди населения Шотландии в 17-18-м веках, что целые семьи участвовали в изготовлении свитеров, чулков, носков и других аксессуаров. Шотландцами была разработана специальная техника многоцветных красочных узоров. Свитера из шерсти, пропитанные специальными маслами, были особенно необходимы большому количеству здешних моряков, чтобы защищать их от неблагоприятных условий работы.
Шотландское вязание дало основу для таких техник вязания, как косы и араны, придуманными в начале 20 века в Ирландии.
Вязание во время Второй мировой войны. Промышленная революция
Рудиментарные устройства для вязания были придуманы раньше этого времени, но они носили единичный характер. С приходом промышленной революции, прядение ниток и ткачество переместилось на заводы. Женщины были задействованы на машинных механизмах, а не пряли и вязали на дому. Заводская пряжа была более равномерная и следовательно можно было ее оценивать по весу.
Город Ноттингем, особенно район, известный как кружевной рынок, доминировал в производстве трикотажных изделий и машинного кружева как в годы промышленной революции, так и десятилетия спустя.
1939-1945: Вязание во имя победы. «Обходись тем, что имеешь и чини» гласили плакаты британского правительства времен второй мировой войны. Шерсть в те годы в Великобританию поступала очень ограниченными партиями, поэтому женщины распускали старые вязанные вещи, которые уже не носили, чтобы повторно использовать пряжу.
Специально выпущенные вязальные схемы балаклав и перчаток были распространены, чтобы обеспечить шерстяными вещами на зиму армию и флот. Эта акция не только помогла изготовить множество необходимых вещей, но и придала смысла деятельности женщин-домохозяек на их «домашних фронтах».
50-60-е годы: высокая мода
В послевоенные годы появилось вязание во всем его многообразии форм и цветов пряжи. Тысячи вязальных схем утоляли вязальный голод на рынке. Появились так называемые двойки — популярные вязанные комплекты, состоящие из топа с коротким рукавом и кардигана с длинным рукавом в цвет.
Девочек обучали вязанию в школах, как показала война, вязание-очень полезный навык, а не только увлечение. Журналы типа «Иголки и булавки» распространяли схемы и выкройки вязанных вещей различной сложности, а также покрывал, детских игрушек, занавесок, сумок.
80-е: Забытые традиции
Появление большого количества одежды, связанной на машинках практически приостановило существования ручного вязания. Популярность его падала еще и в связи с дороговизной: цена готового вязанного изделия не превышала, а порой и была значительно меньше, чем цена пряжи и схемы для ручного вязания.
Двадцать первый век: Возрождение
В двадцать первом веке ручное вязание возродилось. Во-первых, в розничной продаже появился огромный выбор шерстяной пряжи: альпака, ангора, мохер, меринос; растительных волокон: в основном хлопка, бамбука а также шелка. Кроме того производители пряжи стали выпускать очень толстую пряжу, вещи из которой быстро вяжутся на толстых спицах и шикарно выглядят, что приносит вязальщицам огромное удовлетворение от вязания.
Вклад в популяризацию вязания также внесли знаменитости, такие как Джулия Робертс, Вайнона Райдер, Кэмерон Диаз, Дакота Фенинг и Рассел Кроу. В 21-м веке много мужчин начали вязать.
Современные девушки вяжут
Время, технологии-все меняется, меняется и мир вязания. Интернет позволяет объединиться вязальщикам и вязальщицам, поделиться схемами, книгами, журналами по вязанию, а также схемами и собственными секретами. Появилось большое количество информативных блогов, форумов для обсуждения вязания той или иной модели. Также появились вязальные клубы и сообщества, социальные сети, вязальные подкасты, обучающие ролики и многое многое другое.
Так что давайте объединяться и, наслаждаясь, возобновлять традиционное старинное ремесло-вязание!