Вязальная проволока для арматуры как вязать

Нюансы применения вязальной проволоки

Армирование железобетонных конструкций является ключевым фактором, предопределяющим их надежность и долговечность. Сооружения из бетона усиливаются арматурными каркасами, собирающимися с помощью вязальной проволоки, о которой мы поговорим в данной статье.

Проволока для вязки арматуры

В публикации представлена проволока для армирования, рассмотрена сфера ее использования, разновидности и особенности применения. Приведена инструкция по расчету расхода материала и рекомендации по его выбору.

1 Вязальная проволока — где и зачем используется?

Арматурная проволока применяется в сфере индивидуального и промышленного строительства для изготовления каркасов, используемых с целью армирования железобетонных конструкций. Посредством вязальной проволоки выполняется соединение смежных прутков арматуры в месте их перехлеста.

Материал может использоваться при сборке следующих типов каркасов:

  • фундаментных (ленточных, монолитных, столбчатых);
  • перекрытий (цокольных и междуэтажных);
  • стяжек полов.

Наиболее распространена проволока для армирования в монолитном строительстве. При промышленном изготовлении железобетонных изделий — свай, плит перекрытия, ЖБ блоков, их каркасы, с целью экономии затрат времени, стыкуются с помощью точечной сварки.

Соединение арматуры проволокой

Соединение армокаркасов посредством вязальной проволоки имеет два важных преимущества в сравнении с технологией сварки. Во-первых — это отсутствие у каркаса слабых мест с повышенной подверженностью к коррозии, которыми являются сварные швы. В процессе эксплуатации швы контактируют с влагой, проникающей сквозь микропоры бетонной конструкции, арматура ржавеет и каркас теряет первоначальную прочность.

Также многие инженеры указывают, что каркас соединенный проволокой отличается эластичностью, что увеличивает общую прочность и устойчивость бетонной конструкции к деформациям. Тогда как жесткий сварной каркас не способен отрабатывать серьезные сгибающие нагрузки, способные являющиеся причиной появления трещин на бетоне.
к меню ↑

1.1 Как рассчитать расход материала?

Согласно положениям СНиП, норма расхода вязальной проволоки при сборке армокаркаса составляет 30 см на одно соединение либо 4 кг на тонну арматуры. Чтобы узнать, какое количество материала вам потребуется использовать, необходимо определить число точек стыковки арматуры в каркасе и высчитать общий расход.

В качестве примера приводим расчет расхода проволоки для армирования фундамента ленточного типа. Используем условный размер фундамента 5*6 м, в нем будет 2 пояса продольной арматуры — верхний и нижний, по 3 прутка в каждом, соединенные вертикальными и поперечными перемычками с шагом 40 см.

Алгоритм определения расхода:

  1. Высчитываем периметр каркаса: 5*6 = 30 метров.
  2. Определяем количество перемычек исходя из шага в 40 см: 30/0,4 = 75 шт.
  3. На каждой перемычке будет по 6 точек стыковки (по 3 прутка на каждом поясе), определяем количество соединений: 75*6 = 450 шт.
  4. Высчитываем расход вязальной проволоки: 450*0,3 = 135 м.

Итого, для соединения прутков каркаса нам потребуется использовать 135 метров материала. Аналогичным образом, определив количество соединений и умножив их на нормативный расход, можно высчитать общий расход проволоки для сборки армокаркаса любой конфигурации.
к меню ↑

2 Классификация и разновидности

Проволока для армирования классифицируется на разновидности по таким параметрам как:

  • наличие либо отсутствие защитного покрытия;
  • термическая обработка;
  • класс прочности.

В зависимости от наличия защитного покрытия материал делится на две разновидности: изготовленный из обычной низкоуглеродистой стали и оцинкованный. Покрытие наносится посредством горячего цинкования, которое подразумевает выдерживание бухт проволоки в ваннах расплавленного цинка.

Материал с защитным покрытием делится на два класса — 1Ц и 2Ц. Отличия между ними заключаются в толщине слоя оцинковки, в материале класса 2Ц защитный слой значительно толще: для сравнения — 155 против 85 г/м 2 в проволоке диаметром 6 мм. Альтернативой оцинкованным материалам является проволока МНЖКТ из медно-никелевого сплава, однако в строительстве ее применение неоправданно ввиду высокой стоимости.

Оцинкованная проволока ВР-1

По типу закалки арматурная проволока классифицируется на необработанную и прошедшую отжиг (имеет в маркировке литеру О). Суть термической обработки заключается в нагреве материала до заданной температуры в доменной печи и его последующего охлаждения. В результате отжига изменяется кристаллическая структура металла и разрушается внутреннее напряжение стали, что обеспечивает повышенную эластичность и механическую прочность проволоки.

Читайте также:  Способ вязания манишки для мальчиков

В зависимости от класса прочности изделия классифицируются на две группы В-1 (обычная) и В-2 (высокопрочной). Отличия между ними заключается в марке используемых сплавов, для изготовления проволоки В-1 применяется низкоуглеродистая сталь, для В-2 — сталь с увеличенным количеством легирующих компонентов. Материалом В-2 выполняется соединения каркасов из напрягаемой арматуры, тогда как класс В-1 предназначен для монтажа ненапрягаемых конструкций.
к меню ↑

2.1 Типоразмеры и вес

Диаметр материала зависит от наличия защитного покрытия — оцинкованная проволока выпускается в диаметрах 0.2-6 мм, без покрытия — 0.16-10 мм. С завода изделия поставляются в мотках (вес от 15 до 250 кг) либо катушках (500-1500 кг). Моток должен состоять из одного отрезка проволоки, катушка — не более, чем из 3-ех.

Приводим таблицу проволока вязальная вес 1 метра, марка ВР, наиболее востребованной на рынке :

  • ВР-1 (диаметр 1 мм) — вес 0.012 кг;
  • ВР-2 (диаметр 2 мм) — вес 0.025 кг;
  • ВР-3 (диаметр 3 мм) — вес 0.06 кг;
  • ВР-4 (диаметр 4 мм) — вес 0.1 кг;
  • ВР-6 (диаметр 6 мм) — вес 0.23 кг.

Характерной особенностью марки ВР является наличие рифленых стенок, за счет которых увеличивается адгезия (сцепление) материала с прутками арматуры, что позитивно влияет на общую прочность железобетонных конструкций.

В последнее время распространение на рынке получила проволока для вязки арматуры с кольцами, также именуемая «Казачка». Она выпускается в виде отрезков длиной 8, 10, 12 и 14 см, на концах которых расположены кольца под крючок для вязки. Соединение арматуры «Казачкой» выполняется значительно быстрее, чем стандартным аналогом, поскольку отпадает необходимость в нарезке и самостоятельном формировании колец. Поставляется материал в виде бабин, состоящих из 1-5 тысяч отрезков.
к меню ↑

2.2 Вязка арматуры проволокой (видео)


к меню ↑

2.3 Как вязать?

Для сборки каркаса из прутков арматуры 10-14 мм нужно использовать проволоку диаметром 1.2-1.4 мм. Если материал имеет плохую эластичность бухту необходимо выдержать в течении 20-30 минут в костре, после чего дать охладиться при естественной температуре. Использовать изделия меньшего диаметра можно, однако в таком случае выполняя соединение потребуется перегибать ее в два раза.

Читайте также: как производят проволоку для пломбирования, и какой она бывает?

Вам потребуется специальный инструмент — крючок для вязки, который может быть ручным либо механическим. Ручной крючок можно купить за 100-300 рублей или же сделать его из мастерка либо малярного валика, подогнув и заточив их конец.

Инструкция по вязке арматуры крючком

Арматурная проволока вяжется достаточно просто — отрезок длиной 30 см складывается пополам, на расстоянии 1/3 от петли проволока огибается вокруг пальца и подсовывается под нахлест арматуры. В петлю вставляется крючок, после чего свободный конец материала загибается через арматуру и вводится в ложе крючка.

Далее вращением инструмента соединение затягивается. Количество оборотов крючка определяется на глаз так, чтобы соединение было достаточно прочным, но при этом не перетягивалось.

В процессе изготовления каркаса железобетонных конструкций необходимо соблюдать защитный слой бетона толщиной 3-5 см. Тут вместо специальных подставок можно использовать нарезанные кольца пластиковых сантехнических труб диаметром 4-5 см.

Как правильно вязать арматуру: способы и правила, советы для начинающих

Вязка арматуры – это один из основных этапов работы, по созданию арматурного каркаса. Соединяя арматуру, создаётся армирующая конструкция, благодаря которой, бетон получает большую прочность как на сжатие, так и на растяжение. Выполнив неправильно соединение прутов, готовая монолитная конструкция не получит проектную прочность. Для того чтобы этого избежать, разберём как правильно вязать арматуру соблюдая все нормы и правила, и каким инструментом можно выполнить работу, это будет полезно для начинающих арматурщиков, и для строителей с опытом.

Способы вязки арматуры

Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:

  1. Вязка проволокой.
  2. Сварка.
  3. Пластиковые хомуты.

Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?

Преимущества и недостатки соединения сваркой

Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной. Обычно её использовали при монтаже громоздких каркасов, которые усиливают фундамент для многоэтажных домов и габаритный коттеджей.

Читайте также:  Вяжем кошке домик крючком

Подобный метод имеет некоторые недостатки:

  1. Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
  2. Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
  3. Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.

Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.

Плюсы и минусы соединения методом вязки

Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:

  1. Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
  2. Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
  3. Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
  4. Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
  5. Себестоимость работы намного ниже.

Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой. Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.

Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами

Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.
Недостатки, у данного способа следующие:

  1. Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
  2. Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
  3. Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
  4. Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
  5. Температура. Лопаются при отрицательных температурах.

На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.

Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними

Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:

  1. Ручной крючок.
  2. Вязальный пистолет.
  3. Шуруповёрт.
  4. Клещи.


Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.

Как правильно вязать арматуру крючком?

Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.

В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.

Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.

Простой узел связки арматуры крючком

Самый распространённый и простой узел, выполняется следующим образом:

  1. Чтобы соединить пруты между собой, нужно взять проволоку длинно 15–20 см, и согнуть её пополам.
  2. Согнутая проволока снова сгибается, но не до конца, должен получиться крючок.
  3. Просовываем проволоку под арматуру, которую необходимо связать.
  4. Дальше в ход идёт сам крючок. Его нужно вставить в полученную петлю и зацепить свободный конец проволоки.
  5. Делается один оборот. При этом важно придерживать свободный конец.
  6. Натянув крючок на себя, докручиваем проволоку до её отрыва.

Обратите внимание! Чтобы не покупать вязальный крючок, можно сделать его своими руками. Потребуется кусок стального прута, а ручку можно изготовить из пластика или дерева. Сделав его один раз, можно постоянно пользоваться инструментом для вязки. Пошаговую инструкцию по изготовлению крючка своими руками смотрите тут.

На видео ниже, профессиональный арматурщик показывает как правильно выполнять простой узел вязки арматуры крючком, и какой скорости можно достичь работая данным инструментом.

Читайте также:  Вязание крючком пятиугольник схема

«Мёртвый узел»

Данный узел применяется для армирования конструкций, состоящих из прутов арматуры и хомутов, это балки и колонны. Так как он надёжно фиксирует арматуру в угол хомута, арматурщики назвали его «мёртвым» узлом. Чтобы быстро и качественно выполнить такой узел, необходимо много практиковаться. Рассмотрим, инструкция по выполнению узла:

  1. Берём проволоку длиною 20–40 см, её размер зависит от диаметра используемой арматуры, и сгибаем пополам.
  2. Запускаем проволоку, петлей вперёд, под низ арматуры слева от хомута, оставляя 2–4 см для завершения узла.
  3. Заводим проволоку наверх хомута и загибаем опять под низ арматуры.
  4. Крючок вставляем в петлю и зацепляем свободный конец проволоки.
  5. Тянем крючок на себя и одновременно делаем несколько оборотов, пока не почувствуем что проволока зажалась, или пока не оторвётся петля.

Следует отметить! Для того чтобы этот узел надёжно зафиксировал арматуру в угол хомута, проволоку следует как можно плотнее прижимать к арматуре и углу хомута, иначе завязка получится ненадёжной.

Проверить качество узла, можно подёргав хомут рукой, если шатается, то выполнен неправильно или до конца не затянут. Затягиваем либо делаем дополнительную завязку простым узлом.

Выполняя армирование сложных конструкций, например, полукруглых балок, узлы можно комбинировать. Сначала делается «мёртвый» узел, а потом два простых крест-накрест, как на фото ниже.

Специальный пистолет для вязки

Для вязки арматуры – это идеальный инструмент. С ним процесс выполняется намного быстрее и проще. Собирать металлический каркас с ним удобней всего. Единственный нюанс заключается в том, что подобный агрегат стоит не дёшево. Вот почему он используется на масштабных строительных объектах. Минимальная стоимость – 30 тыс. рублей.

Он выглядит как обычная дрель. Только в него вставляется рулон с проволокой. Для вязки нужно направить пистолет на место стыка и нажать на курок. Он сам выполнит вязку за считанные секунды. Это самый простой и доступный вариант, как связать арматуру.

На заметку! На 1 узел, связанный при помощи крюка, у не очень опытного арматурщика уходит 9 секунд. Если вязать автоматизированным крюком, то потребуется 7 сек. А вязка при помощи пистолета занимает всего 1-2 секунды на 1 узел.

Но и у этого способа есть свои минусы:

  1. Не везде им можно добраться, для выполнения вязки.
  2. Стоимость.
  3. При исправлении армирования, крючком узел уже не развяжешь.
  4. Не выполнишь вязку арматуры большого диаметра.

Использования шуруповёрта с крючком

Чтобы ускорить процесс и сделать его автоматизированным, используется модернизированный шуруповёрт. Достаточно вставить в него самодельный крючок. Для этой цели подходит шиферный гвоздь. Он зажимается в шуруповёрте и готов к работе.

Принцип его работы ничем не отличается от предыдущего варианта. Отличием является только то, что процесс значительно ускоряется. А если у шуруповёрта есть регулировка скоростей, то его настраивают так, чтобы при максимальной натяжке проволоки она не обрывалась.

Вязка арматуры клещами

Данный способ вязки хорош тем, что в процессе работы экономится проволока, за счёт того, что можно связать в одну, и не надо делать петли, как для вязального крючка.

Из минусов следует отметить:

  1. Требует больше практики, для скоростной вязки.
  2. Скорость вязки в 2 раза меньше чем у крючка.
  3. При вязке в 2 проволоки получается жёсткий с острым концом узел, необходимо носит спецобувь, а то можно пробить ногу.

На видео ниже, показано какой скорости, можно достичь вязкой клещами, но для этого нужно очень много практики. Профессиональный арматурщик, делает завязку за 3–4 сек.

Выбор проволоки для вязки арматуры

Проволока – один из важных элементов работы. А это значит, что от её выбора зависит качество будущего каркаса, его прочность и скорость выполнения работы.


Согласно строительным нормам СНиП, а также положению из ГОСТ 3282-74, проволока должна соответствовать прописанным требованиям. Вот некоторые из них:

  • если арматура имеет сечение до 12 мм, то потребуется проволока для вязания сечением 1,2 мм;
  • если сечение от 16 до 18 мм, то сечением 1,6 мм;
  • при сечении больше 18 мм, используем сечение 2 мм (или две по 1,2 мм).

Совет от мастера! За свой 10-летний стаж, в монолитном строительстве, хочу сказать, что самая популярная и удобная для работы проволока имеет диаметр – 1,2 мм. А самым подходящим инструментом для вязки арматуры являет ручной крючок, доказано практикой.

Оцените статью