Узел УИАА: как выглядит и где применяется?
Узел Мунтера, или УИАА, — один из тех универсальных вариантов связки веревок со страховкой мулом, о которых стоит знать каждому альпинисту или походнику. Главным его преимуществом является способность работать под нагрузками, как на спуске, так и при других видах работ. О том, как выглядит схема вязания узла УИАА, какова его сфера применения, стоит поговорить более подробно.
Что это такое?
Мало какие связки в альпинизме имеют так много названий, как узел Мунтера, или УИАА, он же итальянский, полустременной, пожарный. На родине альпинизма он и вовсе носит труднопроизносимое наименование Halbmastwurf. При этом сам узел вовсе не выглядит сложным. Распространенное в России наименование можно назвать данью UIAA — международного союза, объединяющего альпинистов и скалолазов. Его ввели в обиход в 70-х годах XX века, но прижился этот вариант только на постсоветском пространстве.
В странах Европы узел известен исключительно по фамилии Вернера Мунтера — швейцарца, посвятившего восхождениям всю свою жизнь. Он был гидом в горах, активно продвигал необычную систему торможения, которую сам же и придумал. Страховка с помощью узла половинное стремя получила короткую аббревиатуру HMS.
Именно ее стоит поискать на карабине, планируя восхождение. Такой знак имеют только те варианты, которые подходят для использования с узлом UIAA.
Комбинация Мунтера и мула обеспечивает создание двойного крепления. Основной узел — полустремя, отвечает за торможение, вспомогательный мул обеспечивает дополнительную фиксацию для страховки.
Схема вязания
Применяется две основных схемы вязания узла UIAA. Одна из них и дала ему неофициальное наименование — полустремя. В этом случае порядок действий при формировании узла будет таким.
- На веревке с двумя свободными концами формируется стремя без опоры. Концы укладываются параллельно друг другу, край петли загибается так, чтобы по бокам получились «ушки».
- Выполняется сложение способом «книжка». Оба ушка при этом накладываются друг на друга.
- Берется грушевидный карабин типа HMS — другие варианты не годятся. Петли полустремени вщелкиваются в него.
- Карабин замуфтовывается. Узел затягивается.
При вязке узла Мунтера важное значение придается расположению ходового конца веревки. Он должен располагаться не со стороны муфты карабина, а в противоположной его части. Определить ходовой конец просто — он будет не под нагрузкой. Контрольный мул делают обязательно.
Существует и другой вариант, при котором узел вяжется сразу на карабине, без предварительного формирования петель, но с колышкой. Если выбрана эта схема действий, последовательность придется соблюдать в таком порядке:
- сформировать петлю;
- защелкнуть ее карабином с муфтой;
- сформировать колышку;
- защелкнуть ее на карабине;
- замуфтовать, затем затянуть узел.
Простая схема не отменяет того, что связку UIAA можно сформировать с ошибками.
Действовать нужно последовательно, обязательно с учетом пошаговой инструкции, желательно с созданием контрольного фиксатора.
Использовать можно только крепеж с муфтой. Другие типы карабинов — без нее, не подойдут.
Помимо одинарного, иногда появляется необходимость сформировать упрочненное двойное соединение с большей интенсивностью торможения. Создать его можно, просто накрутив второй узел поверх первого. Но здесь есть свои нюансы. Например, наложение подвижного конца веревки на муфту. «Лечится» такая проблема простым снятием и расправлением всех элементов с карабина (можно использовать не только грушевидный, но и овальный).
Финальная обвязка — мул, обеспечивает обвитие коренного конца. Под нагрузкой она может смещаться, затягиваться, осложняя развязывание.
Где применяется?
Основное назначение узла Мунтера — торможение. Его используют для спуска на карабине, в качестве элемента в динамической страховочной системе на тросах из растительного сырья. Высокая надежность позволяет узлу выдерживать даже самые экстремальные нагрузки при невысоких требованиях к оснастке.
Основные сферы применения для него можно сформулировать так.
- Пожарно-спасательные работы. Узел UIAA используется для обеспечения безопасного спуска по тросам.
- Создание автоблока в горах. Он формируется за счет узла УИАА и двух карабинов.
- Спасательные операции под большими нагрузками или с тонкими веревками. Такой выбор позволяет заметно повысить тормозное усилие, снизив вероятность кручения веревки.
- Формирование аварийных плавающих систем. Они актуальны для разноски нагрузок между станциями, подстраховки. Для вязания используют репшнур в отрезке на 5-6 метров.
- Спуск пострадавших. В этом случае к УИАА добавляется узел Прусика в качестве страховочного. Таким способом можно подстраховать и спуск напарника, не получавшего травм.
- Нижняя страховка. Используется в альпинизме при восхождениях с напарником. На маршрутах не выше 3 категории этот способ вязки легко заменяет собой классическую страховку.
Это основные сферы применения, в которых узел УИАА актуален. Кроме того, умение его вязать может сильно выручить альпиниста или походника в любой экстремальной ситуации.
Продвинутый узел УИАА
— О! А может вообще не использовать всякие корзинки, а пользоваться узлом?
— Нет. Он сильно крутит верёвку.
Узел очень прост. В этом его сложность. У некоторых он получается только после вдумчивой практики. Как в случае с другими узлами, научитесь вязать его на земле, чтобы потом не спрашивать у напарника на другом конце верёвки, что делать.
Обычный узел УИАА
Им можно страховать первого или второго точно так же, как корзинкой. Прядь верёвки, на которую придётся нагрузка, должна прилегать к цельной части карабина (напротив защёлки). При таком расположении больше всего нагрузки придётся на самую прочную часть карабина.
Для работы с УИАА лучше использовать карабин грушевидной формы. На картинках ниже овал, и он работает немного хуже.
На видео мужик на двойном УИАА спускает груз весом 272 килограмма. После узла он держит только 3 килограмма. При этом первый оборот узла закручивает верёвку, а второй раскручивает.
Вместо него можно использовать супер-УИАА. Он проще вяжется, при этом суть его не меняется.
Как заблокировать узел УИАА
Если при спуске кого-то (или себя) вам понадобится освободить руки делайте так:
Пропускаем связанные верёвки через УИААА
Когда вам нужно спустить что-то (или кого-то) на две верёвки, лучше использовать специально разработанные техники. Но если они по каким-то причинам не подходят или кажутся излишними, можно использовать наш сегодняшний узел в сочетании с дубовым (им связывают верёвки при спуске).
Итак, если вы уроните корзинку на спуске, если понадобится спустить кого-то очень тяжёлого или не такого тяжёлого, но на две верёвки, используйте разные формы узла УИАА.
Узел «УИАА»
Стандартный тормозной узел УИАА, используется при страховке, спускании по вертикальным перилам (веревке), эвакуации пострадавших. Большинством мировых альпинистских школ, рекомендуется к использованию, при невозможности применения специальных страховочно-спусковых приспособлений. Страхование таким способом, иногда считается более предпочтительной, чем использование «восьмерки».
Он получается в процессе небольшого изменения (одним из вариантов) узлов «стремя». Отличие заключается в создании большого трения, а не фиксации троса при его протягивании. Это происходит путем изменения геометрии узла, при вязании на карабин (лучше использовать специальные HMS модели, определенной формы).
Расшифровка УИАА
В начале 30-х годов прошлого века, стали возникать первые альпинистские формирования Европы. Съезд объединений альпинизма 18-ти стран (в Шамони, 1932 г), дал толчок созданию союза альпинистских ассоциаций. С этого момента, он становится международной организацией. Во французском варианте, Uni-pn Internationale des Associations Alpinisme, сокращенно UIAA (УИАА). Сейчас, союз насчитывает 88 федераций различных стран со всего мира.
Альпинистский узел UIAA, рекомендуется применять на мягких, эластичных шнурах во время динамического страхования.
При вязке необходимо правильно располагать кольца узла в карабине, с учетом предполагаемой стороны рывка.
Как вязать узел
Узел вяжется довольно просто, хотя и требует определенной тренировки на земле. Это необходимо при безошибочной заводке витков, уже непосредственно в работе:
Одиночный строп проводится через карабин. | |
На конце, который будет под нагрузкой делается петля. | |
Петля накидывается на карабин, через замок. | |
Узел УИАА готов к нагрузке. |
Усиленный УИАА
Можно, для большей надежности, сделать усиленный вариант УИАА. Для этого потребуется сделать дополнительные витки.
Способ 1:
Способ 2:
Спуск при помощи узла UIAA
Спускаться на узле УИАА, необходимо без спешки. Веревка, при слишком быстром спуске, будет производить сильное трение, что неизбежно приведет к ее повреждению. Чтобы избежать закручивания стропа, потери контроля над спуском, необходимо придерживаться ногами о поверхность, по которой происходит спуск.
Для надежной работы с таким узлом, используется карабин с муфтой. Форма, должна быть грушевидная. Другие модели – ухудшают работу узла.
Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал.
При спасработах подручными средствами ресурсы снаряжения чаще всего ограничены.
Поэтому очень важно умение использовать минимальное количество снаряжения с максимальной эффективностью.
Подручные спусковые (тормозные) системы должны отвечать следующим основным требованиям:
● Использовать минимум снаряжения без потери надежности
● Быстро и просто собираться и разбираться
● Позволять регулировать усилие торможения по ходу спуска
● Легко блокироваться и разблокироваться под нагрузкой.
● Работать с веревками разных диаметров
Ниже приведены наиболее оптимальные тормозные системы.
I. Узел УИАА. Рис.1, 2.
На рис.1 Показан один из способов вязки узла УИАА.
Узел УИАА – это самое простое, надежное и универсальное спусковое и страховочное устройство.
Его плюсы:
● Используется только один карабин
● Работает на веревках любых диаметров
● Работает на двойной веревке
● Быстро и просто собирается и разбирается
● Легко блокируется и разблокируется под нагрузкой при необходимости остановки спуска (см. рис.2)
● Позволяет регулировать усилие торможения по ходу спуска путем изменения угла подачи веревки в карабин.
● Работает в обе стороны – при необходимости перейти от спуска к подъему
не требуется дополнительных манипуляций: узел легко переворачивается и
переходит в положение верхней страховки.
● Крутит веревку.
● Позволяет надежно спускать только одного человека.
● Для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный карабин с
муфтой. На карабинах другой формы узел работает хуже.
Важно!
● Для надежного спуска двух человек (пострадавшего и сопровождающего)
усилия торможения узла УИАА недостаточно!
Адекватные системы для спуска двух человек показаны ниже.
● Использовать карабины без муфты для работы с узлом УИАА опасно!
Веревка может выстегнуться из карабина!
Практические советы:
Эффект подкручивания веревки может быть существенным образом снижен применением правильной техники работы с узлом УИАА:
● Важно выдавать веревку через узел, не протравливая её через руки, а плавно
перебирая руками, так как делают при подъема флага.
● Входящая и исходящая из узла части веревки должны находиться в одной плоскости.
II. «Усиленный» (Полуторный) узел УИАА. Рис. 3 – 5
Плюсы:
«Усиленный» (Полуторный) узел УИАА обладает всеми перечисленными выше положительными качествами обычного узла УИАА.
А также:
● Позволяет одному спасателю надежно спускать двух человек
● Существенно меньше обычного узла УИАА крутит веревку
● Хорошо работает на тонких веревках.
Недостатки/Минусы:
● Все-таки подкручивает веревку.
● Для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный карабин с
муфтой. На карабинах другой формы узел работает хуже.
● Практически не работает на двойной веревке. Только на самых тонких.
Практические советы:
● При полной нагрузке узел принимает форму, показанную на рисунке 5А.
На работе узла это никак не сказывается.
● Выдавать веревку надо так же, как при работе с обычным узлом УИАА.
● При работе с жесткой или замерзшей веревкой и необходимости уменьшения
трения можно завязать узел на двух карабинах, как показано на рис. 7Б
III. Узел Двойной УИАА. Рис. 6-7.
● Узел двойной УИАА позволяет легко спускать очень тяжелые грузы.
С его помощью один спасатель может, не напрягаясь, спускать даже трех человек (двух сопровождающих и пострадавшего).
● Узел особенно удобен при работе при работе с тонкими и скользкими
веревками.
● В отличие от обычного узла УИАА практически не крутит веревку!
Недостатки/Минусы:
● Для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный карабин с
муфтой.
● Хорошо работает только в спусковом положении. Достаточно сложно
переворачивается в положение верхней страховки и создает слишком большое
трение.
● Не работает на двойной веревке (узел слишком громоздкий)
● Сложен для запоминания
Практические советы:
● Двойной УИАА оптимально работает при больших нагрузках. Поэтому узел
идеально подходит для спуска двух человек на отвесе.
● При работе с жесткой веревкой, а также на пологих участках или с небольшим
грузом, трение в узле может быть слишком большим. В таких случаях для
уменьшения трения можно завязывать узел на двух карабинах рис.7Б.
Либо использовать полуторный УИАА.
IV. Тормозная система методом «Удлинения станции». Рис. 8-10
Для организации этой системы используются 2-3 карабина, страховочное устройство и оттяжка.
Плюсы:
● Система работает практически со всеми основными типами страховочно —
спусковых устройств и карабинов, применяемых в альпинизме.
● Работает на одинарной и двойной веревке — рис.9Б
● Работает с веревками разных диаметров
● Не крутит веревку при работе со страховочными устройствами типа Реверсо и его аналогов — рис. 8
● Просто и быстро собирается и разбирается
● Позволять регулировать усилие торможения по ходу спуска
● Система достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под
нагрузкой одним спасателем – рис. 8б — 8В.
Недостатки/Минусы:
● По сравнению с узлами УИАА требуется больше снаряжения – 2-3карабина и
страховочно-спусковое устройство.
● При работе с тонкими или скользкими веревками в схемах, показанных на
рис. 8-9, может быть недостаточно усилия торможения для надежного спуска двух
человек.
● Работает только в одном направлении (на спуск).
● Подкручивает веревку при работе с восьмеркой.
Практические советы:
● Для экономии карабинов оттяжка может крепится к станции
полусхватывющим узлом.
● Вместо оттяжки можно использовать основную веревку рис. 9В.
Для экономии карабинов веревка также можно закрепить на станции узлом.
● При необходимости повысить усилие торможение, это можно сделать при
помощи дополнительного перегибающего карабина, как показано на рис. 10.
● Для еще большего торможения можно снова пропустить веревку в карабин на
станции.
● !Важно! При использовании данной системы возможно большое трение
спусковой веревки об удлиняющую оттяжку.
Не рекомендуется использовать в качестве удлинителя оттяжки из Dyneema и
Spectra – это опасно! У этих материалов очень низкая температура плавления –
всего 147С (начинают размягчаться уже при 100С).
V. Карабинный тормоз. Рис. 11-12.
Различные варианты карабинного тормоза – это традиционные спусковые системы из подручных средств, применяемые в альпинизме.
Плюсы:
● Работают на одинарной и двойной веревке — рис.9Б
● Работают с веревками разных диаметров
● Не крутят веревку.
● Система достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под
нагрузкой одним спасателем.
Недостатки/Минусы:
● По сравнению с узлами УИАА требуется намного больше снаряжения –
как минимум 3-4 карабина.
● Сложно и долго собирается и разбирается (по сравнению с предыдущими
способами)
● Многие современные карабины (со сложной формой или сверхлегкие, с
проволочной защелкой) малопригодны для сборки карабинного тормоза.
● Работает только в одном направлении (на спуск).
● При использовании ледоруба или молотка сложнее работать в одиночку, так
как их желательно придерживать рукой. Для этого нужна помощь второго спасателя.
Практические советы:
● Желательно использовать карабины одинаковой формы
● Защелки парных карабинов должны смотреть в разные стороны.
● Одинарный тормоз (рис.11А,Б,В и 12 Е,Ж) годиться только для спуска одного
человека.
● Для спуска двух человек необходимо использовать двойной тормоз – рис. 12Г – 12Д