- Как вязать лицевые и изнаночные петли спицами. Классический и бабушкин способ
- Строение петли
- Расположение петли на спице
- Способы вязания петель: классические и бабушкины петли
- Бабушкины и классические петли: плюсы и минусы
- Вязание лицевыми и изнаночными петлями классическим способом
- Разработка урока по технологии «Вязание на спицах. Лицевые и изнаночные петли. Плотность вязки» план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Как вязать лицевые и изнаночные петли спицами. Классический и бабушкин способ
Лицевые и изнаночные петли — основа вязания на спицах. В этой статье мы подробно рассмотрим классический и бабушкин способы вязания. Но прежде, чем перейти к способам вязания, рассмотрим строение самой петли и варианты расположения петель на спице. Эти моменты будут очень важны для полного понимания того, чем один способ вязания петель отличается от другого, каковы преимущества и недостатки того или иного способа.
Строение петли
В процессе вывязывания петли следующего ряда, стенки петли предыдущего ряда остаются параллельными либо поворачиваются и перекрещиваются. Исходя из этого, по своему строению петля в полотне может быть с параллельными стенками (прямая петля) или со скрещенными стенками (скрещенная петля).
Слева — обычная петля, справа — скрещенные петли.
Прямые и скрещенные петли — ключевые понятия в вязании спицами. От того, какие петли в полотне, прямые или скрещенные, зависит внешний вид и свойства того или иного узора. Это очень хорошо видно, например, на самой простой, платочной вязке. Посмотрите образцы на фотографии: для вязания того и другого образца было набрано одинаковое количество петель. Образец вверху — петли прямые, он более рыхлый и значительно больше по размерам. Образец внизу — скрещенные петли, полотно получилось гораздо плотнее и меньше по размерам.
По умолчанию в инструкциях по вязанию подразумевается, что петли в полотне прямые. Если нужны скрещенные — это оговаривается специально. И тут-то возникает путаница, так как при разных способах вязания петель скрещенные петли получаются по-разному.
Расположение петли на спице
Когда петля находится на спице, одна из ее стенок располагается перед спицей (передняя стенка петли), а другая за спицей (задняя стенка петли). Как правило, при этом на переднем плане располагается правая стенка, как на этой фотографии. Такую петлю мы будем называть правой или неперевернутой петлей.
В некоторых случаях на передний план выходит левая стенка петли, а правая оказывается сзади как на фото ниже. И эту петлю мы назовем левой или перевернутой петлей.
Именно от расположения петли на спице зависит, как получить прямую или скрещенную петлю. А как получаются правые и левые петли мы рассмотрим ниже.
Способы вязания петель: классические и бабушкины петли
Бабушкин и классический способы вывязывания петель — именно способы, а не виды петель. «Бабушкины петли» и «Классические петли» говорят для краткости. На самом деле способов вязания больше (см. видео в конце страницы), но так как в России распространены именно эти способы, мы на них и остановимся. Часто классический способ вязания петель называют первым, а бабушкин — вторым, есть и другие названия, терминология окончательно не устоялась. Я использую термины «классический способ» и «бабушкин способ» основываясь на книге «Азбука вязания» М.В. Максимовой. На мой взгляд это одна из самых грамотных книг по технике вязания. А ее популярность говорит сама за себя: с 1979 года, книга переиздавалась более 40 раз большими тиражами. Книга востребована и переиздается до сих пор. Так что терминология, принятая Максимовой, знакома, пожалуй, большинству вязальщиц.
Классический способ вязания лицевой петли — подхватывается передняя стенка петли предыдущего ряда. Захват рабочей нити идет сверху вниз.
Бабушкин способ вязания лицевой петли — подхватывается задняя стенка петли предыдущего ряда. Захват рабочей нити идет сверху вниз.
Классический способ вязания изнаночной петли — подхватывается передняя или задняя стенка петли предыдущего ряда. Захват рабочей нити идет вверху, над левой спицей. Для удобства кончик правой спицы обвивают рабочей нитью. Рабочая нить протягивается в петлю движением сверху вниз.
Бабушкина изнаночная петля — подхватывается передняя или задняя стенка петли предыдущего ряда. Захват рабочей нити идет внизу, под левой спицей, зачерпывающим движением. Рабочая нить протягивается в петлю движением снизу вверх.
Важно: при вязании лицевых как классическим, так и бабушкиным способом, петли получаются правыми (неперевернутыми), при вязании изнаночных петель классическим способом петли также получаются правыми, а вот бабушкина изнаночная получается перевернутой (левой). И тут-то собака зарыта, потому что именно от расположения петли на спице зависит, как получить прямую или скрещенную петлю.
Правило:
- если вязать правые (неперевернутые) петли за переднюю стенку, получим прямые петли, если за заднюю — скрещенные;
- при провязывании левых (перевернутых) петель получается наоборот: чтобы получить прямую петлю вяжем за заднюю стенку, чтобы получить скрещенную — за переднюю.
Как можно заметить, классификация способов вязания лицевых и изнаночных петель основана на разных принципах: лицевые петли относят к тому или иному способу по признаку того, за какую стенку провязывают, а изнаночные — в зависимости от того, как подхватывают нить, снизу или сверху. На первый взгляд это получается не логичным. Но если посмотреть как получить базовую, чулочную вязку из прямых петель, то увидим, что лицевые и изнаночные связанные классическим способом соответствуют друг другу, так же и бабушкиным. Т. е. при сочетании в лицевой глади бабушкиных лицевых и изнаночных, петли получаются прямыми: когда перевернутая петля, связанная бабушкиной изнаночной, провязывается затем бабушкиной лицевой за заднюю стенку — скрещивания петли в полотне не происходит. То же и при классическом способе: при вязании классической изнаночной получается неперевернутая петля, она провязывается затем классической лицевой за переднюю стенку и скрещивания петли также не происходит.
Бабушкины и классические петли: плюсы и минусы
А теперь посмотрим, в чем плюсы и минусы бабушкиного и классического способа вязания петель.
Изнаночные петли бабушкиным способом вязать легче. Петля получается такой же плотности, что и лицевая, поэтому при вязании простыми узорами, прежде всего, лицевой гладью или обычной резинкой, полотно, как правило, получается ровнее, а работа идет быстрее. В более сложных узорах или при вязании по кругу, т. е. там, где вязание бабушкиным способом приводит к необходимости вязать изнаночную за заднюю стенку, это преимущество теряется, т. к. вязание изнаночных за заднюю стенку любым способом не удобно, да и плотность изнаночной петли получается меньше лицевой.
В инструкциях по вязанию, как в книгах, так и журналах, подразумевается, что вы вяжете классическим способом. Объясняется это просто. Нет путаницы с левыми и правыми петлями. Петли всегда получаются правыми. Поэтому приверженцы классики в выигрышном положении: ошибки сводятся к минимуму и не нужно адаптировать инструкцию под свою манеру вязания.
На фото: внизу, до маркера, лицевая гладь связана классическим способом, вверху — бабушкиным. Ряд на уровне маркера связан скрещенными петлями.
Вывод: то, каким способом вы вяжете, не имеет решающего значения. Вязание — занятие творческое, в нем нет жестких канонов. Вы сами решаете, каким способом вам удобнее и приятнее вязать. Однако понимание техники вязания сделает вашу работу легче и качественнее. Главное, за чем следует следить — чтобы скрещенные петли появлялись только там, где требуется.
Из видео урока Ольги Боган вы узнаете 8 способов вязания петель, разберетесь в том, что такое скрещенные петли и как их применять и у вас больше не останется вопросов по вязанию лицевых и изнаночных.
Вязание лицевыми и изнаночными петлями классическим способом
Здравствуйте! Сегодня закрепим знания, полученные на предыдущих уроках.
Для тех, кто не присутствовал на предыдущих занятиях — вам нужно пройти уроки:
Освоив эти главные приёмы вязания, начнём приобретать опыт. Опыт приходит через практику. Вот мы и потренируемся, провязывая рядами лицевые и изнаночные петли классические.
Важно понимать, где находится лицевая сторона вашего вязания, т.е. наружная сторона, которую все будут видеть.
Всегда определяйте это по хвостику нити, который остался, когда мы набирали петли начального ряда. Когда вы смотрите прямо перед собой на лицевую сторону вязаного полотна, хвостик находится внизу с правой стороны.
Итак, продолжим вязание лицевыми и изнаночными петлями. Берём наше начатое вязание и смотрим: мы уже провязали первый ряд лицевыми петлями и второй ряд изнаночными петлями.
Проверим исходную позицию:
- перед нами лицевая сторона работы;
- хвостик внизу справа;
- нить от клубка – за вязанием.
Первая петля на левой спице – кромочная, выполняет служебную роль, отвечает за ровный край, в узоре не участвует. Первая кромочная петля просто снимается с левой спицы, никак не провязывается.
Как снимать кромочную петлю – спицу вводить в петлю с правой стороны или с левой?
Так как мы сейчас начинаем вязать ряд лицевыми классическими петлями, т.е. спицу будем вводить во все петли ряда слева, то и при снятии кромочной петли поступим также, чтобы не запутаться.
Сейчас, возможно, поступят возражения, что, мол, неудобно так снимать, когда спица вводится в кромочную петлю с левой стороны.
Но на данном этапе самого начального обучения рекомендуется одинаковый подход ко всем петлям, находящимся на левой спице. Чтобы не было путаницы.
Итак, сняли кромочную петлю.
Вторая петля ряда – это первая петля узора. Наш узор – лицевые петли. Или, можно сказать – лицевая гладь. Напомню, как провязывается лицевая петля:
- Вводим спицу с левой стороны петли.
- Продвигаем правую спицу внутрь петли.
- Располагаем конец правой спицы сверху нити от клубка и справа от неё.
- Захватываем нить снизу движением к себе.
- Протягиваем обратно через петлю.
- Как только петля провязана, снимаем её с левой спицы.
Повторяем шаги 1 – 6 до конца ряда. Последняя петля в ряду – кромочная, — провязывается, как и все петли ряда, лицевой классической петлёй.
Далее разворачиваем вязание обратной стороной. Здесь у нас другой узор – изнаночная гладь. Вспомним, что при вязании изнаночной классической петли спица вводится в петлю с правой стороны. При этом нить от клубка должна быть спереди – перед вязанием.
В предыдущем уроке вы можете посмотреть подробное описание того, как вязать изнаночную петлю классическим способом.
Видеоролик сегодняшнего урока ещё раз дополнительно разъясняет все непонятные моменты в технике выполнения лицевых и изнаночных петель.
Вам остаётся только аккуратно и точно повторить все приёмы, обращая особое внимание на вязание изнаночных петель.
Когда освобождается правая спица, начинаем вязать следующий ряд. Так постепенно тренируемся до тех пор, пока не почувствуем в руках лёгкость и естественность. Доводим движения до автоматизма, чтобы перед провязыванием очередной петли не думать долго, с какой стороны нужно ввести спицу.
Мы вяжем рядами, справа налево:
- 1-ый ряд – лицевые петли;
- 2-ой ряд – изнаночные петли;
- 3-ий ряд – повторяем с 1-го ряда.
Постарайтесь провязать для начала, не прерываясь, хотя бы 20 рядов.
Что же касается кромочных петель, то в одном из последующих уроков рассмотрим связанные с ними все секреты и хитрости.
Желаю терпения и удачи в освоении данного урока!
Вопросы к уроку:
1. Достаточно ли ровно у вас выглядит лицевая сторона вязания?
2. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении сегодняшнего урока?
Разработка урока по технологии «Вязание на спицах. Лицевые и изнаночные петли. Плотность вязки»
план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему
Разработка урока по технологии «Вязание на спицах. Лицевые и изнаночные петли. Плотность вязки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 76.55 КБ |
Предварительный просмотр:
П лан-конспект урока.
Раздел: Рукоделие. Художественные ремесла.
Тема : Вязание на спицах. Лицевые и изнаночные петли, способы их вывязывания. Плотность вязания. Кромочные петли.
Образовательная : Способствовать расширению кругозора обучающихся в процессе изучения приёмов вязания на спицах.
Развивающая: Способствовать овладению основными приёмами вязания на спицах.
Воспитательная: Способствовать формированию и развитию эстетических, экономических, экологических и других качеств личности.
Методическое оснащение урока:
Наглядные пособия: Образцы вязаных изделий, учебная литература по вязанию на спицах, журналы и пр. Виды пряжи, спицы и тд.
Раздаточный материал: Образцы вязок.
Средства обучения: необходимые инструменты и приспособления для вязания на спицах.
Межпредметные связи: химия и биология (химические и физические свойства пряжи), русский язык (новая терминология).
I .Организационный момент.
Приветствие. Проверка посещаемости и готовности к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
На прошлых уроках вы познакомились с материалами и инструментами необходимыми для вязания на спицах и их видами. Изучили правила выбора спиц с учётом толщины пряжи и техники вязания. Научились набирать петли на спицы.
III.Повторение изученного материала.
От качества инструмента и пряжи, от правильности их выбора многое зависит – и качество того изделия, которое мы вяжем, и скорость вязания. Правильно подбирая спицы, вы избежите наиболее часто встречающихся дефектов вязания: петли разной величины и слишком рыхлое полотно получается, если спицы толще, чем нужно; а если спицы тоньше пряжи, то вязание будет чересчур плотным. Делая выбор спиц , следует помнить, что диаметр их должен быть примерно в два раза больше толщины нити.
IV. Работа по теме урока.
- Правила ТБ и санитарно-гигиенические требования при вязании на спицах.
- Подбор инструментов.
- Проверка материала и инструментов на наличие дефектов.
- В вязании спицами основными элементами являются петли лицевые и изнаночные, комбинируя которые и варьируя другими способами и элементами, можно получить самые различные узоры.
- Кромочные – это те петли, которые начинают и заканчивают каждый ряд. На схемах они не указываются. По высоте они равны двум рядам: лицевому и изнаночному. В тех узорах, где используется только один цвет пряжи, первую петлю всегда снимают на правую спицу не провязывая. Когда же идёт смена цвета нити, первую кромочную петлю следует провязывать нитью другого цвета.
В каждом узоре есть часть петель и приёмов, которая постоянно повторяется, это – раппорт узора. Раппорт записывается по рядам: лицевые обозначаются нечётными числами, а изнаночные – чётными. - Изучение порядка выполнения «лицевой петли». Поместить рабочую нить под левую спицу. Правую спицу при этом ввести в петлю под левую спицу слева направо, захватить рабочую нить сверху и протянить на себя. Образовавшаяся петля должна остаться на правой спице, а провязанная (петля предыдущего, начального ряда) сбрасывается с левой спицы. Аналогично вяжутся все петли ряда.
Полотно, что связано только лицевыми петлями, выглядит плотным и одинаковым и с изнаночной, и с лицевой стороны. Такая вязка двусторонняя и называется платочной.
- Изучение порядка выполнения «изнаночной петли». Поместить рабочую нить над левой спицей. Правую спицу вводим в нужную петлю справа налево над левой спицей, захватываем нить вращая спицей по часовой стрелке сверху справа и протянуть её от себя. Полученную петлю оставить на правой спице, ну а провязанную петлю из предыдущего ряда сбросить с левой спицы. Подобным же образом вяжите все остальные петли ряда.
Обратите внимание, что лицевая сторона изнаночных петель и изнаночная сторона лицевых выглядят практически одинаково. Поэтому, в случае, если вязать только изнаночными петлями, то тоже получим платочную вязку .
При случае чередования лицевых рядов и изнаночных (нечётные – лицевыми, чётные – изнаночными), получаем полотно чулочной вязки или лицевой глади , оно более тонкое.
Учащиеся под руководством учителя вывязывают и оформляют образцы вязок.
Как рассчитать плотность вязания ? Для того чтобы определить плотность вязания необходимо связать образец в ширину больше 10 см (в данном случае 15 см), в длину так-же более 10 см (15см). Расчет плотности вязания будет осуществляется по этому образцу. Перед расчетом образец следует немного отпарить. Наколоть на мягкую подстилку изнаночной стороной наверх. И далее приступать к расчету. Необходимо определить плотность вязаного полотна по вертикали и горизонтали . Плотность вязания по вертикали – это число рядов в 1см. Для расчета приложите линейку по вертикали и отсчитайте количество рядов, умещающихся в 10 см. Далее количество рядов делим на количество сантиметров и получаем число рядов в 1см. 10 см = 20 рядов Кол-во рядов / кол-во см = кол-во рядов в 1 см. 20 рядов/10 см=2 ряда в 1 см. Плотность вязания по горизонтали – число петель в 1см. Для расчета приложите линейку по горизонтали и отсчитайте количество петель, умещающихся в 10 см. Далее количество петель делим на количество сантиметров и получаем число петель в 1см. Кол-во петель / кол-во см = кол-во петель в 1 см. 20 петель/10 см=2 петли в 1 см. Учащиеся под руководством учителя рассчитывают плотность вязания по вертикали и горизонтали, результаты вычислений записывают в тетрадь. Раздаются бланки для самооценивания. Правильность подбора инструмента и пряжи. Проверка материалов и инструментов на наличие дефектов. |