Урок история вязания спицами

Интегрированный урок. История вязания. Основные приемы вязания
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

План-конспект к интерированному уроку по технологии в 5 классе «История вязания. Основные приемы вязания»

Скачать:

Вложение Размер
Интегрированный урок. История вязания. Основные приемы вязания 221.5 КБ

Предварительный просмотр:

История вязания. Основные приемы вязания

1. Образовательная – расширить кругозор учащихся в процессе изучения темы;

2. Развивающая – развивать у учащихся умение пользоваться приемами вязания на спицах;

3.Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса и повышать интерес к рукоделию;

4. Практическая – научить учащихся первоначальным приемам вязания на спицах.

устное объяснение материала, использование наглядности, ИКТ.

различные вязанные изделия;

различные виды пряжи, набор спиц.

технологические карты по выполнению разных видов петель.

Оборудование, инструменты, материалы :

набор спиц разного размера, ножницы, пряжа для вязания, ИКТ.

1. Организационный момент :

1) организация и подготовка к уроку;

2) отметка отсутствующих;

3) сообщение темы и цели урока.

2. Актуализация знаний учащихся по смежным темам.

1) Какие виды пряжи вам известны?

2) Как правильно подбирать в зависимости от толщины ниток

инструменты для вязания спицами?

3) Как правильно обращаться с изделиями, связанными спицами,

после завершения вязания?

3. Изучение новых понятий и способов действий:

1) историческая справка о вязании;

2) пряжа, виды пряжи;

3) спицы, виды спиц;

4) процесс вязания;

5) правила подбора спиц в зависимости от толщины и длины нити;

6) подготовка к вязанию; Правила ТБ

4. Практическая часть .

2) провязывание лицевых петель

3) провязывание изнаночных петель

5. Подведение итогов занятия:

1) проверка выполнения практической работы;

2) анализ допущенных ошибок в работе;

3) демонстрация лучших работ;

4) выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся.

6. Домашнее задание:

потренироваться в выполнении петель, повторить изученный материал, быть готовыми к следующему уроку.

7. Уборка рабочих мест.

И так тема сегодняшнего урока «История вязания. Основные приемы вязания.»

Я думаю, вы уже успели заметить, что сейчас очень модны вязаные вещи. Они одинаково популярны и среди женщин и среди мужчин. Ведь, вязаная кофточка не только красива и оригинальна, но еще в ней комфортно и тепло. А вязаные игрушки, украшения и прочие вязаные аксессуары очень полюбились детям. Помимо всего прочего любую вязаную вещь можно сделать своими руками, но для этого придется научиться вязать.

Скажите, а вам нравятся вязаные кофточки, сумочки, шапочки, шарфики?

А как вы думаете, что нужно знать, прежде чем начать вязать?

А вы хотели бы научиться вязать?

Ну, тогда приступаем к изучению сегодняшней темы.

Из истории вязания.

Ручное вязание – древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является

Подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется.

Установить точно, когда родилось ручное вязание, трудно: ведь трикотаж не камень, не легко ему сохраниться тысячелетиями. Однако во время раскопок древнеегипетских гробниц был обнаружен вязаный детский носок, у которого большой палец был вывязан отдельно, вероятно, для того, чтобы можно было надеть сандалию. Ученые установили, что «возраст» этого носка около 5 тысяч лет.

Приблизительно к тому же периоду относятся и длинные шерстяные штаны с пришитым носком (чулком), и вязальные спицы, найденные в Европе, в германских гробницах.

С V в. техника вязания развивается, главным образом на Востоке и в странах с влиянием арабской культуры.

C ХI века трикотаж уже был известен во всех странах Европы — этому определённо способствовали крестовые походы. А вязаные вещи стали очень популярны — главным образом, среди королевской знати.

Интересно, что занимались этим ремеслом в те времена исключительно мужчины.

В 1589 году в ручном вязании произошел переворот: английский священник Вильям Ли придумал ручной вязальный станок с крючковыми иглами, который позволил увеличить скорость вязания по сравнению с ручным в 10 раз. Принцип работы станка и его важнейший элемент – игла с крючком на конце – сохранились в современных вязальных машинах.

В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными, но в некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались нарядными орнаментами. В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца 19 начала 20в. было распространено вязание сапожек, украшенных цветочными мотивами.

В сочетании оригинальных узоров и цветовых комбинаций, применяемых в вязаных изделиях, проявлялась богатая творческая фантазия русского народа.

Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в 18в.

Такой платок размером 2х2м весит всего 70г. Искусство вязания оренбургских пуховых платков передается из поколения в поколение.

Вязание, безусловно, один из самых древних и полезных видов рукоделия. Как и любой другой вид прикладного искусства, вязание постоянно развивается и видоизменяется. Мы знаем, что вязать можно крючком, на спицах, на машинах производственных и бытовых.

Пряжа, виды пряжи .

Лучший материал для вязания изделий – шерстяная пряжа.

Мериносовая пряжа производится из шерсти мериноса – особой породы овец. Шерсть очень мягкая. отлично сохраняет тепло, хорошо тянется и устойчива к сминанию.

Ангорскую шерсть — получают от кроликов ангорской породы. В чистом виде эта шерсть практически не используется.

Верблюжья шерсть не только на редкость теплая, но и мудрая — она является прекрасным изолятором, поддерживающим постоянную температуру тела.

Шерсть альпаки (ламы)- обладает всеми свойствами верблюжьей шерсти.

Мохер – вид пряжи, который производят из шерсти ангорских коз. В России для производства мохера используется шерсть оренбургских коз.

В последнее время в практике применяется искусственная пряжа с примесью целлюлозы, нейлоновая, «мелан», «ирис», а также хлопчатобумажная.

Спицы, виды спиц.

Основным инструментом вязальщицы являются спицы Можно сказать, это продолжение ее рук. За несколько веков спицы не претерпели больших изменений во внешнем виде, но материалы для их изготовления стали намного разнообразнее.

Спицы могут быть из различных материалов: пластмассовые, деревянные, бамбуковы, костяные, стальные, алюминиевые.

Для вязания нужны лёгкие, хорошо отполированные спицы.

По форме спицы бывают:

  1. Обычные прямые спицы для прямого вязания.
  2. Чулочные для кругового вязания носков, варежек.
  3. Круговые для вязания по кругу горловины.
  4. Вспомогательные , с их помощью можно на время снять петли с основной спицы.

Непременным условием красивой вязки является правильный подбор спиц и нити.

Номер спиц выбирают в соответствии с толщиной пряжи: спица должна быть в 2 раза толще пряжи.

Правила безопасной работы при вязании на спицах

Всегда давайте отметать

Мы травмы и опасности.

И в каждом деле соблюдать

  1. Рабочее место должно быть хорошо освещено
  2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула
  3. Концы спиц должны быть безопасными, иметь ограничения
  4. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки
  5. По окончании работы все инструменты убирать в рабочую коробку
  6. Спицы переносить в защитном футляре.
  7. Не вяжите по несколько часов подряд. Старайтесь работать не более 2-х часов и то с перерывами.

8. Делайте все без спешки, так, чтобы движения рук были плавными, равномерными, тогда и вязка будет красивой и ровной.

Прежде чем начать вязать, Нужно петли на спицы набрать

Вязание на спицах. 8-й класс

Разделы: Технология

Класс: 8

Цель урока: Познакомиться с первоначальными способами вязания на спицах.

Задачи:

  • Познакомиться с историей возникновения вязания.
  • Научить элементам и навыкам вязания на спицах.
  • Воспитывать аккуратность, внимательность.
  • Развивать познавательные процессы, речь, эстетический вкус, мелкую моторику рук.
  • Ход урока

    I. Организационная часть.

    II. Начало урока

    У нас сегодня новая тема из раздела рукоделие.

    За петелькою – петелька.
    Прозрачный клекот спиц.
    Свивается изделие
    Под взмах железных птиц.

    Сплетутся петли в кружево
    И в теплые носки,
    И в кофточки, и в варежки
    Для всей моей семьи.

    Свивается изделие,
    Клубком кота маня.
    Под нежное скрипение
    Проходит жизнь моя.

    Как вы думаете, какая темы нашего урока.

    Итак, тема нашего урока Вязание на спицах.

    (Слайд 1, название темы урока)

    (Сейчас моя помощница раскажет стихотворение,

    А вы попробуйте сформулировать цель нашего урока)

    Я себе вязала кофту
    целый месяц, или два.
    Но, увы, в мою работу
    лишь пролезла голова.

    Я опять перевязала,
    но старалась, видно, зря:
    в этот раз в неё влезала
    не одна, а три меня.

    Вновь работу распустила.
    Это был последний раз,
    потому что нитка как-то
    вся сама переплелась.

    Цель нашего урока, Познакомиться с первоначальными способами вязания на спицах.

    (Слайд 2, Цель и задачи урока).

    Задачи нашего урока:

  • Познакомиться с историей возникновения вязания.
  • Познакомиться с видами спиц, инструментами которые используются при вязании.
  • Узнать какие бывают виды пряжи.
  • Научиться набору петель, выполнять изнаночную и лицевую петли.
  • III. Сейчас мы совершим с вами небольшое путешествие.

    (Презентация с 3 слайда фильм история вязания )

    История вязания на спицах

    Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.

    И так наше путешествие начинается в Египте, где в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет.

    В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей носки.

    Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э.

    Детские чулки III-IVв. н.э. найдены в Египте.

    Далее мы переносимся в Каир

    А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.
    Европа XII век.
    В Европу вязание проникло через коптов – египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности.
    Вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины!

    В Испании только в 16 в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки.

    Чулки были необходимым предметом одежды, в 17 и 18 вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины.

    Мы двигаемся дальше и попадаем в Англию где в 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли.

    И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи.
    В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир — чулки и перчатки, связаные из шелка пауков.

    Мы возвращаемся в Россию.

    • В России с давних времен крестьяне вязали чулки, варежки, носки.
    • В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца XIX было распространено вязание сапожек украшенных цветочными мотивами.
    • Уникальным является узорчатое вязание знаменитых оренбургских платков.
    • Такой платок размером 2х2 м весит всего 70 г.

    Спицами вы можете связать себе не только шарфик или носки, но и красивое вечернее платье.

    «История вязания спицами»

    Одной из главных вещей любого человека является одежда. На сегодняшний день она нам нужна не только как первая необходимость, но и как возможность выделиться из масс, блеснуть вкусом или же просто похвастаться.

    Просмотр содержимого документа
    «»История вязания спицами»»

    Истории вязания спицами

    Одной из главных вещей любого человека является одежда. На сегодняшний день она нам нужна не только как первая необходимость, но и как возможность выделиться из масс, блеснуть вкусом или же просто похвастаться.

    Издавна одежду украшали оборками, воланами, кружевами, шили из дорогих тканей и добавляли вязаные элементы. Существует много вязаных вещей и на этом виде рукоделия хочется остановиться поподробнее. Оно существует уже несколько тысяч лет и не утратило своей популярности. А где же истоки этого мастерства и кто создал первые петли на примитивных прутиках-спицах? К сожалению, мы этого так и не узнаем, потому что пряжа быстро гниёт и нам приходится делать выводы из тех немногих образцов, которые сохранились.

    История вязания спицами насчитывает тысячи лет. Родиной считается Древний Египет и в гробнице одного из фараонов нашли носок с пальцем как у варежки. А в музеях Детройта находятся образцы древнеегипетских узоров, на которых отчётливо видны древнеарабские тексты. Египтяне наносили и на стены рисунки, где изображали кардиганы и жакеты. А в Каире сохранилось платье сделанное на металлических спицах и его возраст, по мнению археологов около 2000 лет.

    Хотя, есть мнение, что люди занимались вязанием задолго до нашей эры. Даже в застывшей лаве Помпеи археологи обнаружили отпечатки вязаных чулков.

    Европейцев с этим рукоделием познакомили копты — египетские христиане. Они путешествовали по Европе с миссионерскими целями и брали с собой много красивой одежды ручной работы. Она очень нравилась европейцам так, что ни даже переняли у коптов техники изготовления этих вещей. И таким образом вязание на спицах распространилось по всей Европе. В 13 в. во Франции вещи сделанные на спицах стали прибыльным производством. А в Шотландии вязали целыми семьями, создавая оригинальные, разноцветные узоры, которыми украшали одежду. Шотландцы также создали традиционный берет, который стал символом их страны.

    Ремесло в средние века было исключительно мужским, женщинам в лучшем случае разрешали прясть пряжу. Женщинам пришлось постараться чтобы отвоевать возможность изучать вязание, мужчины даже устраивали различные протесты, на которых заявляли, что не допустят женщин к этому ремеслу.

    Кроме того, существовали специальные школы, где мужчины целых 6 лет учились мастерству, после чего сдавали трудные экзамены. Несмотря на это, только самые одарённые могли прославиться и вязать для богатых людей. Ведь только богатые могли позволить себе такую роскошь. Известно, что шведский король Эрик четвёртый, купил себе пару шелковых чулков ручной работы, которые стоили столько, сколько получал его сапожник за целый год.
    Среди современных мастеров тоже немало мужчин вязальщиков. Например, Дэвид Бэбкок побил рекорд и на вязальном марафоне связал трёхметровый шарф, чуть больше чем за 5 часов. И даже всем известный Джордж Лукас создатель “Звёздных войн” любит уединиться со спицами в руках.

    В 16 в. помощник приходского священника Уильям Ли, изобрёл вязальный станок и процесс изготовления одежды стал гораздо проще и быстрее. Но всё же массовое производство на станке, не смогло вытеснить ручное вязание на спицах и оно до сих пор очень популярно по всему миру. Практически в каждой семье, есть тот, кто увлекается этим занятием. Благодаря нему наш гардероб пополняется тёплыми вязаными носками и свитерами.

    Читайте также:  Вязание крючком столбик рококо
    Оцените статью