- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Легенды острова Гернси — кардиганы от Ralph Lauren
- Гернсийское вязание. Железная логика традиции
- Теплые свитеры с острова Гернси — одежда для рыбаков, которая дошла до наших дней: история этой одежды
- Ганзейский рыбацкий свитер: история возникновения и особенности вязания
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- ВЯЗАНИЕ (3449)
- Вязание спицами (2138)
- Вязание крючком (1166)
- Джемперы, пуловеры, свитера (725)
- Жакеты, кардиганы, пальто (635)
- Болеро, жилеты, топы (401)
- Шарфы, шали, палантины, пончо (367)
- Кофточки, туники (330)
- Платья, сарафаны, юбки (301)
- Головные уборы (243)
- Журналы, книги (139)
- Сумки (86)
- Детские модели (79)
- Узоры (79)
- Мужские модели (71)
- Уроки вязания (62)
- Теплая красота для ручек (58)
- Вязаные мелочи, игрушки (43)
- Вязаная обувь и теплая красота для ножек (27)
- Вязание на вилке (22)
- Модели для полных (14)
- Полезно знать (12)
- Уроки «Дуплет» от истоков (3)
- Немного истории (2)
- ГОТОВИМ КРАСИВО И ВКУСНО (253)
- Мясные блюда (46)
- Торты, печенье, пирожное (41)
- Салаты, закуски. (35)
- Сладкая выпечка, сладкие пироги, блинчики (33)
- Выпечка, пироги (25)
- Сладости без выпечки (12)
- Рыба и морепродукты (10)
- Овощные блюда (9)
- Напитки (5)
- Сервировка стола, этикет (3)
- Консервирование (2)
- Журналы и книги по кулинарии (2)
- Супы (2)
- Диетпитание (1)
- Посуда (1)
- Молочные блюда, сыр (1)
- ДЛЯ ИНТЕРЬЕРА (182)
- Скатерти, салфетки (80)
- Подушки (27)
- Новогодние украшения (20)
- Шторы, занавески (20)
- Покрывала, пледы (19)
- Картины, часы (11)
- Коврики (7)
- Мебель (6)
- Разные полезности (5)
- Мелочи для кухни (5)
- Декор дома (4)
- Абажуры (4)
- Журналы и книги по декору, дизайну, интерьеру (3)
- HANDMADE (107)
- Вышивка (57)
- Шитье (21)
- Бисер (10)
- Из бумаги (7)
- Витражи (1)
- КРУЖЕВО (60)
- Филейное кружево (17)
- Ирландское кружево (16)
- Румынское кружево (14)
- Ленточное кружево (6)
- УКРАШЕНИЯ (43)
- РАЗНОЕ (38)
- Модный альбом (4)
- Растения комнатные и не только (4)
- Книги (4)
- Орхидеи (4)
- Жизненная мудрость (2)
- ЗДОРОВЬЕ (18)
- Лечение народными средствами (5)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Легенды острова Гернси — кардиганы от Ralph Lauren
Воскресенье, 22 Января 2012 г. 00:01 + в цитатник
Гернсийский свитер (англ. guernsey, то есть свитер называется так же, как и сам остров) — вид вязанной верхней одежды, возникший на острове Гернси. Первоначально использовался прежде всего рыбаками и моряками.
Ещё в конце XV века остров Гернси получил королевскую привилегию на импорт английской шерсти и дальнейший экспорт конечных продуктов в Нормандию и Испанию. Точное время возникновения гернсийского свитера неизвестно, первое упоминание слова guernsey как обозначения особого вида одежды за пределами острова относится к 1851 году. Тогда это слово было внесено в Оксфордский словарь.
Гернсийский свитер создавался для нужд рыбаков, которым была нужна тёплая, практичная и относительно непромокаемая (защищающая от дождя и брызг морской воды) одежда. Гернсийский свитер обладает этими качествами благодаря особому способу вязания.
По традиции свитеры вязались жёнами рыбаков, ремесло вязания свитеров передавалось от матери к дочери. Хотя сейчас свитеры частично изготавливаются при помощи машин, завершающая обработка осуществляется вручную.
Гернсийское вязание. Железная логика традиции
Встречается и другое название — «ганзейское вязание», думаю это какая-то фонетическая вариация, или некорректный перевод, а правильно всё-таки «гернсийское», по названию острова в Ла-Манше — Гернси. На этом острове на протяжении столетий рыбачки вязали своим мужьям свитеры для тяжёлой, трудной работы в суровых морских условиях. Сегодня такие изделия вполне себе популярны, но уже не для работы, а для отдыха, а ещё более востребованы гернсийские узоры.
Гернсийский свитер (свитер рыбака) считается одним из самых практичных предметов одежды в истории трикотажа. Каждая деталь его тщательно подобрана, при этом он красив и технологичен в исполнении.
Вязали гернсийские свитеры из грубой толстой шерсти синего и серого цвета. Мало того, что в ней сохранялся природный ланолин, её, насколько я понимаю, ещё дополнительно пропитывали жиром, чтобы не промокала. Верхняя часть — грудь и плечи, выполнены узорами для плотности, соответственно тепла. Большая часть рукавов и низ — гладью, можно распустить и перевязать. Чтобы свитер не сковывал движения при работе, в районе подмышек и у горловины мастерицы вывязывали ластовицы. Рукава делали на тугой резинке, чуть укороченные, чтобы не намокали. И сам свитер был короткий под высокую посадку рыбацких брюк. Вершина изобретательности — отсутствие «переда» и «зада», можно надевать «задом наперед», так вещь меньше вытирается, как минимум на локтях.
Вяжется свитер бесшовным способом снизу вверх. Ластовицы вывязываются простым прибавлением и убавлением петель. Плечи — пагоны, пройма занижена. Рукава вяжутся от проймы сверху — вниз.
Теплые свитеры с острова Гернси — одежда для рыбаков, которая дошла до наших дней: история этой одежды
Чем больше читаю, тем больше убеждаюсь, что рукоделие все таки вышло из народа, обычного трудового народа, для кого оно было не забавой или хобби, а необходимостью.
Гернсийское вязание, гернсийские свитера берут свое название из местности — это остров на Ла-Манше. Мужское население ловило рыбу, а их жены вязали им такие вот свитера, спецодежду в общем-то.
Также есть у этого вязание и другое название — ганзейское вязание.
Про Джерси остров и вязание я вот узнала только что. Небольшое открытие в общем-то для меня. Знала что есть такая ткань, хорошая плотная. А вот про вязание никогда.
Вязали эти свитеры из грубой толстой шерсти. Обычно синего и серого цвета. Шерсть не стирали, так сохранялся природный жир на нитке. И похоже еще нитку или уже свитера дополнительно пропитывали жиром. И должна была в итоге получиться не промокаемая броня.
Я примерно только могу представить что это такое. Мама вязала шерстяные носки иногда не стирая нитку. Это еще шерсть не была грубой и не так наверно все это пахло. А как это жестко было для пальцев. Можно представить руки женщин того времени, они наверно были не такими нежными и мягкими, как им бы хотелось.
Свитера получались очень плотными, поэтому были ветронепродуваемыми и водоотталкивающими. Толщина пряжи 220 м на 100 г. Вязали тоже очень туго. Использовали спицы 2-2,5. Плотность — 32-35 петель/10 см. Есть источники, где говорят, что такая рабочая одежда редко стиралась и еще, что слой грязи усиливал этот самый защитный эффект, которого добивались вязальщицы.
А в другой стороны, как все это вязание можно было стирать? Да еще руками? Видимо эта была еще та работа. Я не представляю, как стирать толстенный плотный свитер, который пропитан жиром, грязью и рыбой. Хотя конечно при необходимости то как-то это делали наверно. А вот как все это сушили потом.
Основным в вязании было то, что у свитеров не было швов. Они всегда вязались по кругу. Вязали так не ради удобства и чтобы быстро связать. Скорее это было для удобства рыбаков, чем вязальщиц. Во влажной среде любой шов натирал очень сильно и это бы мешало работе. Говорят, эти свитера надевали на голое тело. (Как представишь все это — соленая морская вода, холод, рыба, этот грязный свитер и все на голое тело. )
Еще эти свитера вязались с ластовицей в подмышках. Для удобства в движении. И не было еще у этой одежды задней и передней стороны, тоже было удобно видимо.
Были при вязание свои правила похоже, которых всегда придерживались.
Узор — лицевые и изнаночные петли и иногда говорят еще косы. Но мне кажется все делалось все таки чтобы быстро связать. А украшение уже было желанием самих жен, чтобы мужьям все таки было приятно и чтобы они помнили о своем доме и своей семье.
На фото видно, что узоры были разные. Получается что вышивальщицы даже обменивались своими узорами и своим опытом.
Да и один и тот же узор не так то и располагал наверно в быстрому вязанию. Я вот по себе знаю, что одно и то же долго не получится делать. А тут люди годами вязали.
Хоть и традиции дошли до сегодняшних дней, скорее всего сейчас уже вяжут иначе. Вот всяком случае свитера уже не такие плотные и не пропитаны жиром. Но вот узор, его расположение и круговое вязание — это да.
Мы ведь сейчас просто берем понравившийся узор и даже не задумываемся о том, откуда он мог появится. А бывают оказывается вот такие вот истории.
Осовремененные свитера смотрятся красиво. Ничего не напоминает о тяжелом труде ни рыбаков, ни вязальщиц тех далеких времен.
Сейчас ведь можно найти много информации. Просто мы не знаем иногда что и как искать. Банально не знаем как это называется, хотя сам то и может быть представляем что хотим.
Вот поэтому, я всегда радуюсь, когда нахожу, казалось бы, новые названия, новые термины. Сейчас ведь многое мы знаем не по названию. Где-то увидели, кто-то поделился и все. А откуда оно взято изначально уже никто и не знает толком. А это тоже бывает интересным.
И вот я узнала что есть такой вид вязание. Кстати родственник моих любимых аранов. Они оказалось тоже изначально были спецодеждой рыбаков. Кто бы мог подумать).
Спасибо что были со мной. Будьте здоровы, счастливы. Берегите себя! До новых встреч! Надеюсь вам нравится у меня.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал! Благодарю за внимание!
Ганзейский рыбацкий свитер: история возникновения и особенности вязания
Для начала определимся, что значит «ганзейский».
Термины gansey и guernsey употребляются взаимозаменяемо. Английский оксфордский словарь (1900 г.) утверждает, что «слово gansey используется в Йоркшире, на Шетландских островах, Саффолке, хотя в Западном Саффолке пишется как ganzy. Обычно gansey — это плотная, хорошо облегающая верхняя одежда, которая вяжется по кругу, обычно из синей шерсти и носится рыбаками как джерси. Для одежды типа пуловера используются названия двух островов, Гернси и Джерси.»
Джерси ассоциируется с вязанием уже 400 лет. В XVI в. вязаная одежда острова Джерси экспортировалась в Англию и Францию. В основном это были чулки и мужские рубашки.
Тогда производство трикотажа достигло на острове такого масштаба, что возникла угроза для производства продуктов питания, так как многие фермеры семьями бросали работу в поле, с головой уходя в вязальную промышленность. В 1608 году совет Джерси издал закон, по которому каждому жителю острова старше 15 лет, застигнутому во время сбора урожая за вязанием, грозило тюремное заключение. Именно с тех пор слово «джерси» стало синимом вязания. Таким образом, слово джерси используется для описания вязаной одежды, получившей свое название от этого крупнейшего из Нормандских островов.
Подобно этому, соседний остров Гернси (Guernsey), второй по величине среди Нормандских островов, расположенных в проливе Ла-Манш, дал свое имя классическому шерстяному свитеру прямоугольной формы с прямой горловиной, так что его можно было надевать задом наперед. Ганзей (gansy) — это диалектный вариант Гернси.
«Таймс» в своей статье писала: «Есть объяснение разницы между двумя предметами одежды (джерси и гернси), которые получили свои названия от двух областей Нормандских островов. Почти неизменно гернси — это толстая темно синяя шерсть, в то время, как джерси тоньше и других цветов. Джерси стало более широко известно благодаря расцвету кораблестроения и поставке шерстяной одежды для моряков. Два предмета одежды имеют идентичную форму, и отличаются различными типами вязки, но надо быть экспертом, чтобы увидеть разницу.»
В конце XV века остров Гернси получил от королевы Англии привилегию на импорт английской овечьей шерсти и дальнейший экспорт вязаных изделий в Испанию, Нормандию.
Вязальная промышленность Нормандского архипелага началась с Елизаветы I, носившей чулки из пряжи джерси — плотного шерстяного трикотажа ручной вязки. На острове Гернси утверждают, что на королеве Шотландии, претендентке на английский престол Марии Стюарт в день казни были чулки из шерсти гернсийской выделки, тогда остров экспортировал по 10 000 пар чулок каждую неделю.
Чулочное производство получило толчок в 1589 году, когда Вильям Ли, священник из Ноттингемшира, придумал первую машину для вязания чулок. Она была в ходу долгое время, неоднократно улучшалась и принцип ее действия остается неизменным до сих пор. После усовершенствования она имела 20 игл на дюйм вместо первоначальных восьми, и на ней можно было вязать тонкие шелковые чулки. Несмотря на то, что первые связанные на этой машине шелковые чулки были в 1601 г. преподнесены королеве, Елизавета I отказала изобретателю в выдаче патента, мотивируя это тем, что многие вязальщицы могут лишиться работы и средств к существованию. Тогда мастер переехал во Францию, имея 9 машин и 9 наемных работников, и при поддержке Генриха IV основал мануфактуру в Руане. После его смерти его брат вернулся в Англию и продолжил работу. Хотя промышленности потребовалось почти столетие, чтобы широко внедрить эту машину, данное изобретение является основой чулочного производства.
Самым ранним в Англии сохранившимся предметом одежды, связанной вручную, является шелковая вязаная рубашка короля Карла I, в которой он был казнен в 1649 г. Она сохранилась только благодаря статусу своего владельца, и находится сейчас в Музее Лондона. Она связана из шелка голубого цвета, плотность 8,5 петель в 1 см. В ней уже прослеживаются элементы ганзейского свитера: она связана по кругу снизу вверх, изнаночные петли образуют четкий узор на лицевой глади, она считается точкой отсчета в развитии ганзейских свитеров.
Рыбацкий ганзейский свитер — это плотно связанная рабочая одежда, появившаяся на Нормандских островах в 1800-х г.г. Главная ее цель — защита от ветра и воды. Упоминания о ganseys становятся все более частыми с 1830 года, в газетах. Есть множество фотосвидетельств некоторых моделей. Узоры полностью сформированы, но, должно быть, эволюционировали в течение многих лет. Похоже, что они развивались в течение 18-19 в.в. Лорд Нельсон рекомердовал Адмиралтейству ввести этот свитер как часть английской морской униформы.
Несмотря на то, что такой свитер получил имя Нормандского острова, носили их по всему побережью Англии, Шотландии, Ирландии, а также на материке, в Дании, Голландии и Германии.
Активное производство большого количества вязаной одежды осуществлялось женщинами, вяжущими для всей семьи и на продажу. Каждый деревенский магазин мог похвастаться отделом пряжи, а городские рынки имели по меньшей мере один процветающий магазин шерсти.
Женщины Йоркширских рыболовецких портов, таких как Уитби и Файли, а также маленьких деревень, которых множество вдоль изрезанного Нортумберлендского побережья, сидели на улице у дверей своих домов и вязали. Никогда не упускался момент, чтобы заработать несколько пенни, женщины работали допоздна при свете тростниковых ламп и вязали синие свитера практически наощупь.
Вязание не было неторопливым занятием и вязальщицы работали очень быстро. В Йоркшире на доходы от вязания покупались фермы. В 18-м веке чулки могли иметь больше петель, чем в взрослый джемпер в 21-м. В контракте вязальщицы могла быть указана норма скорости работы в 200 петель в минуту. Эти люди могли бы побить мировой рекорд, немногие современные вязальщицы могут достигнуть таких скоростей.
«Селедочные девушки». Так называли женщин, которые занимались чисткой, потрошением и затариванием рыбы в бочки. Они передвигались по побережью в то время, как рыбаки преследовали на кораблях огромные косяки сельди, а когда те привозили на берег богатый улов, приступали к своей работе. Во время ожидания судов они, конечно же, вязали ганзейские свитера для своих мужей, женихов и родственников.
В то время, пока мужчины делают бочки для сельди, их женщины вяжут.
Плотно связанные свитера были фактически ветронепродуваемыми и водоотталкивающими. Пряжа для свитеров была толщиной 220 м на 100 г, вязалась очень туго на спицах 2-2,5, обычная плотность 32-35 петель в 10 см. Как рабочая одежда, они редко стирались, нет сомнения, что слой грязи добавлял защитного эффекта. При этом, конечно, каждый имел свой «воскресный выходной», который надевался в церковь и по праздникам.
Почти все детали такого свитера и его форма диктовалась практичностью. Он вязался по кругу без швов не только по причине быстроты и удобства вязания, но и для того, чтобы швы во влажных условиях работы не натирали кожу, так как он носился на голое тело. Нижняя резинка, горловина и манжеты вязались плотно, чтобы не задувал ветер.
Все ганзейские свитера имели подмышечную ластовицу для свободы движения. Она имеет ромбовидную форму и не вшивается, а ввязывается в пройму опять-таки по причине, чтобы не натирать швами кожу. Вообще, у ганзейских вязальщиц было правило «Никогда не сшивай, если можно связать (без швов)».
Из-за того, что брюки имели высокий пояс, ганзейский свитер был относительно короткий. Позднее они заправлялись в брюки. Поэтому нижняя часть почти всегда вязалась гладью.
Манжеты намеренно заканчивались выше запястья, чтобы не мешаться и не намокать в морской воде во время работы. Такой дизайн еще помогал не зацепиться рукавом или низом за снасти или оборудование, в противном случае это могло оказаться фатальным.
Рукава вязались от проймы вниз. Когда со временем изнашивались манжеты и локти нижнюю часть рукава можно было распустить и перевязать.
Верх свитера связан более плотно, чем низ, чтобы обеспечить дополнительную теплоту, не зря мы видим так много свитеров с верхней частью, сплошь покрытой жгутами, они придают полотну толщину. А на кокетке и верхней части рукава вязальщица имела возможность показать все свои вязальные умения и вывязать на простой чулочной глади многочисленные вариации.
Хотя изначально ганзейские свитера были гладкими, впоследствии используемые рисунки из лицевых и изнаночных петель стали более изысканными по мере их дальнейшего распространения на север, и наиболее полно раскрылись в шотландских рыбацких деревнях. Эти замысловатые узоры вернулись обратно на юг с шотландским селедочным флотом, так же, как женщины следовали за своими мужьями на берег потрошить рыбу.
Женщины учились запоминать сложные узоры, которые передавались устно от матери к дочери, обрастая вариантами от поколения к поколению. Нередко и мужчины вязали. Вязание было естественным продолжением такого занятия, как плетение и починка рыболовных сетей, рутинной работы, которая требует значительной ловкости.
Существует множество мифов относительно уникальности вязальных узоров. Один из них таков, что каждая деревня, и даже семья, имела свой собственный особенный узор. Возможно, он возник после выхода в 1904 г. ирландской пьесы «Всадники на море», в которой женщина опознала своего брата, утонувшего и выброшенного на берег, по своей собственной ошибке в узоре свитера, надетого на нем.
Правда заключается в том, что рыбацкие семьи были почти единственной реально мобильной частью общества. В то время большинство работников селились и работали в одном месте, в противном случае они не получали скудную пенсию, и часто рождались, жили и умирали в одном месте, рыбацкие же семьи часто переезжали. Когда мы рассматриваем старые фотографии ганзейских свитеров, одинаковые рисунки можно встретить в Шотландии, Йоркшире, Норфолке и Корнуолле.
Ганзейские свитера могут быть характерными для какой-то области или даже района. Например, в некоторых местах использовали вертикально расположенные узоры, в других — горизонтальные, некоторые покрывали все жгутами, другие нет. Но определенные узоры для каждой деревни, даже семьи — это преувеличение. Даже при том, что в каждой деревушке придерживались примерно похожего дизайна, женщины часто добавляли подсмотренные где-то или придуманные самостоятельно новые мотивы.
Сохранившиеся фотографии также не поддерживают романтическую идею «семейных узоров». На групповых фотографиях морских экипажей, а также семейных портретах мы можем увидеть, что все одеты в свитера с разными узорами, даже если это жители одной деревни или члены одной семьи.
Узоры прекрасно перемещались вдоль берега вслед за сельдью, и вязались «селедочными девушками», перенимающими узоры друг у друга. Нет сомнения, что было огромное взаимное проникновение между шотландскими, норфолкскими и йоркширскими узорами, также, как и взаимное влияние между Англией, Шотландией, Данией и Нидерландами, куда тоже дошла гензейская традиция.
По традиции свитера, носимые всеми мореплавателями, были ли они рыбаками, моряками или морскими офицерами в отставке, были синего цвета, как море и небо. До изобретения синтетических красителей в конце 19-го века, синий цвет получали использованием натурального индиго, экстракта растения, импортируемого из Индии. Ежедневные свитера традиционно были темно синими, белые или серые носили на выход.
Ганзейские свитера были распространены не только на островах, но и на материке, в Дании и Голландии.
С постройкой множества новых рыболовецких судов в 1870г. датские рыбаки могли путешествовать дальше на север к водам Шотландии и Англии, обещавшим богатый улов. Лервик на Шетландах стал временной базой для очень прибыльной сельдевой индустрии и рыбаки со всего Северного моря могли встретиться здесь. В то время как датские рыбаки традиционно носили льняные сорочки, шотландские и английские рыбаки носили ганзейские свитера. Около 1875 г. датчане стали заимствовать более традиционные и практичные виды одежды.
Первые свитера были, вероятно, куплены или обменяны, привезены домой из Англии и затем скопированы моряцкими женами или привнесены английскими женщинами, которые были замужем за датчанами.
Большинство деревень на побережье Северного моря не имеют своих портов. Многие рыбаки со всей страны нанимались на суда в больших портовых городах, если рыбная ловля в собственной деревне была бедной. Это объясняет, почему мы видим так много разных свитеров на групповых фотографиях и свитера, которые не ожидалось увидеть в этом месте.
В Дании многие рыбаки завязывали воротник завязкой. Эластика тогда не существовало и от частого надевания и снимания воротник начинал растягиваться. В этом случае скрученная нитка продевалась через ворот, украшалась кисточками или помпонами и завязывалась.
Свитер носился так долго, как только возможно, перевязывался и постоянно чинился, пока не выходил из строя и не использовался как половая тряпка или палубная швабра.
Многие мотивы, используемые для декорирования ганзейского свитера, взяты из повседневных объектов в жизни рыбацкой семьи. Некоторые из хорошо известных узоров обозначают канат, сеть, якорь, елочку. Другие основаны на погоде, изображая форму волн, града или вспышку света. Некоторые имеют более сложное символическое значение. Один из традиционных рисунков Файли, например зигзаг, называется «линия женитьбы», и отображает взлеты и падения в семейной жизни.
Дизайн состоит из двух или более элементов, например, жгут и рис или канат и лестница. Особый узор из Файли — вертикальная комбинация жгута, Бетти Мартина и ромбов с рисом. Якоря и сердца появляются главным образом в Шотландии.
Узоры в шотландских ганзеях расположены вертикально, а узоры Гибридских островов состоят из горизонтальных на груди и вертикальных внизу. Уитби — единственный английский порт, включающий вертикальные линии треугольников, известных как шотландский флаг, вымпел или килт. Гладкий перед и спина с плечами, украшенными жгутами найдены по всему восточному берегу Британии. Горизонтальные полосы риса, разделенные рядами изнаночных поперек груди, были известны в Корнуолле и Саффолке, также как и в Йоркшире. Часто нижняя гладкая часть свитера отделялась от узорной кокетки рубчиком из нескольких изнаночных рядов.
Вот что пишет Э. Стармор в своей книге » Fishermens sweaters»: «Из всех разных вязальных традиций в мире техника вязания рыбацких ганзейских свитеров по кругу наиболее технична и изыскана. Я родилась и выросла в шотландской рыбацкой деревне, где вязались ганзейские свитера и я научилась вязать и говорить одновременно. Мои вязальные корни прочно исходят из этих мест. Как профессиональный дизайнер, тем не менее, я постоянно использую и описываю большое количество других техник, но ничто так не радует мой глаз, как детали и математическая конструкция хорошо выполненного ганзейского свитера, связанного по кругу.»
Техника родилась от абсолютной практичности — для теплоты и удобства человека, проводящего тяжелую жизнь на море. Женщины смогли решить эту сложную задачу путем сочетания практичности с декоративными и эстетическими элементами и создали одежду, которую можно отнести к области искусства.
Почему эта техника сейчас в сущности не практикуется? Вязание свитера полностью по кругу не трудно. Это, конечно, потребует определенной практики и старания. К тому же дизайнеров, способных сочинить узор для аутентичного ганзейского свитера, очень мало.
Когда вязаные свитера стали модными в 20-х годах, компании по производству пряжи и женские журналы начали публиковать схемы рисунков. Дизайнеры этих узоров пришли в вязание из производства готовой одежды и не были профессиональными вязальщиками. Было сделано несколько попыток опубликовать инструкции для простых свитеров, но и техника, и дизайн были искажены.
Взять, например рукава. В некоторых инструкциях рукава вместо того, чтобы вязать по кругу, были связаны отдельно и затем вшивались в пройму. Этот способ не использовался ганзейскими вязальщицами. Это грубо и портит важную практическую цель. Ганзейские рукава должны набираться от проймы и вязаться по кругу вниз, к манжете. Это значит, что манжеты и локти — что в рабочем свитере снашивается быстрее всего — могли быть отремонтированы путем распускания и перевязывания. Вот почему так много старых свитеров имели рукава с рисунком только до локтя, а от локтя до манжеты гладкими. Целью был практический результат, который давал очень позитивную дизайнерскую черту.
Техника вязания традиционного ганзейского свитера
Этот метод подходит для ганзейских свитеров, а также для свитеров в технике Fair Isle. Круговое вязание, шейная и подмышечная ластовица, плечевые погоны и стики – все перечисленное здесь дает основное представление об этой особенной технике. Помним, что каждая деталь имеет значение и практическую цель.
Традиционный ганзейский свитер никогда не был мешковатым. Сегодня, конечно, нет необходимости вязать его в обтяжку, но если он будет использоваться именно как «рыбацкий», он не должен быть слишком широким.
Можно разработать свой собственный дизайн. Здесь полная свобода творчества. Можно оттолкнуться от имеющегося, можно придумать что-то свое. Это касается и узоров, и их расположения. Можно в символах зашифровать что-то персональное. Ромбы — сеть, символизирует богатый улов, «рис» — песок или галька, рыбацкие штучки — канат, лесенка, якорь, можно придумать и еще что-нибудь. Но не надо пытаться впихнуть сюда все, ганзейские свитера все-таки лаконичные.
Набираем петли (набор двойной нитью), помечаем начало ряда. Набор двойной нитью дает прочность и нужен для того, чтобы нижняя кромка дольше не снашивалась.
Вяжем резинку нужной высоты, затем отмечаем первую и среднюю петлю и вяжем их изнаночной, обозначающей ложный «шов». Эти дорожки разделяют свитер на перед и спинку. Они могут быть просто изнаночной петлей, а могут быть шириной 2-3 петли каким-нибудь незамысловатым узором.
Это нужно для того, чтобы легче ориентироваться в расположении узора.
Возможно, после выхода пьесы вязальщицы стали вводить в узор либо намеренные ошибки, либо вывязывать инициалы носителя или год, или какой-нибудь знак, например, якорь, сердечко, крест. Сегодня, конечно, это просто милая деталь. Она вывязывается или сбоку сразу поверх резинки, или сбоку вблизи от ластовицы. Кстати, узор из «риса» читается лучше.
Тело вяжется по кругу без прибавлений до уровня на 8-10 см ниже проймы, затем вывязывается ластовица. Эти ластовицы — цельновязанные части традиционных ганзейских свитеров и выполняются гораздо легче, чем может показаться.
Они начинаются с прибавления одной петли с каждой стороны от петли «шва», таким образом образуется 3 петли в каждой ластовице. Далее петли прибавляются так же в каждом втором ряду, пока ластовица не достигнет необходимой ширины.
Когда будет достигнут уровень проймы, петли ластовицы снимаются на дополнительную спицу и дальше перед и спинка довязываются отдельно прямыми и обратными рядами.
На плечах детали соединяются либо сшиванием, либо ввязыванием погона.
Рукава вяжутся по кругу и начинаются с провязывания петель ластовицы, а затем набора петель из кромочных переда и спинки вдоль проймы. Во время вязания рукавов петли ластовицы убавляются симметрично прибавлениям до тех пор, пока не останется одна петля «шва».
По мере дальнейшего вязания петли рукава убавляются с обеих сторон от петли «шва». Когда рукав будет требуемой ширины, вяжется резинка, затем закрывается.
Есть ряд красивых и эффектных традиционных способов добавить деталей к плечам. Соединение путем провязывания по две вместе петель переда и спинки — это простейший способ сделать плечевой шов. Его можно делать как по лицевой стороне, так и по изнаночной. Здесь рекомендуется взять нить потолще и использовать правую спицу большего номера, в противном случае плечевой шов получится слишком тугой.
Шейная ластовица — это очень умный способ добавить форму в точке, где плечи поворачиваются к шее. Когда будете закрывать плечевые петли, от проймы к шее, остановитесь за несколько петель до горловины.
На правой спице одна закрывающая петла. Треугольная ластовица начинается с провязывания одной петли одного плеча, таким образом у нас на правой спице две петли. Поворачиваем вязание и провязываем две изнаночные по изнаночной стороне, затем первую петлю другого плеча. Таким образом ластовица имеет уже 3 петли. Каждый ряд вводим в работу по одной петле то одного, то другого плеча, пока все петли с обоих плечей не присоединим к ластовице. Затем объединям петли обеих ластовиц и петли горловины переда и спинки и вяжем бейку горловины.
Есть два способа, каждый из которых широко используется в ганзейских свитерах из Шотландии. Первый вяжется поперек, как продолжение переда, так что узор плеча полностью вяжется одной деталью. Это значит, что плечевой шов перемещается на заднюю сторону погона и находится не по центру плеча, как обычно.
Связав погон на желаемую ширину, погон со спинкой сшиваются вместе.
Более интересный плечевой погон вяжется с лицевой стороны плеч. Чтобы сделать этот тип погона, плечевые петли помещаются на спицы, а петли погона набираются на вспомогательную нить со стороны шеи.
Провязывается ряд контрастной нитью, затем вводится в работу основная нить и вяжется погон выбранным узором, присоединяя в каждом ряду по одной петле, то со стороны переда, то со стороны спинки, провязывая вместе последнюю петлю погона со следующей петлей плеча. Когда присоединятся все петли плеча, тогда погон готов.
Петли погона помещаются на вспомогательнцю спицу, а затем набираются вдоль проймы при наборе петель рукава. Погон вяжется вместе с рукавом до манжеты. Вспомогательная нить на шее позднее отплетается и петли насаживаются на спицу во время вязания обтачки горловины.
Этот метод также подходит и для вязания узорных жаккардовых свитеров Fair Isle. Начало так же, ластовица так же, после ластовицы помещаем ее петли на вспомогательную спицу, а в этом же ряду набираем в проймах петли стика и продолжаем вязать по кругу. При формировании горловины откладываем средние петли, в этом же ряду набираем петли стика и вяжем горловину. Горловина формируется убавлением петель с обеих сторон стика. Все петли стика закрываются в последнем ряду. Затем сшиваются плечевые петли. Рукава с ластовицей вяжутся так же как и в ганзейском свитере. Стики горловины разрезаются , набираются петли бейки и вяжутся по кругу. Стики затем обрабатываются, подгибаются и пришиваются.
Несколько примеров современных ганзейских свитеров.
И напоследок несколько интересных фактов. Во время подготовки этой публикации я наткнулась на упоминание «вязального пояса» и «вязальных ножен», которые использовались именно ганзейскими вязальщицами. Раньше я ничего о них не слышала. Британский способ вязания совсем не похож на наш. Рабочая нить у них находится в правой руке, а правая спица неподвижна и они держат ее зажатой подмышкой. Ганзейские свитера вязались на пяти спицах толщиной 1,5-2 и длиной 35-40 см, при этом вязание сидя на месте было роскошью, обычно вязали на ходу. Поэтому для удобства они упирали эту длинную тонкую спицу в специальный кожаный мешок, прикрепленный к поясу, а иногда вставляли в специальные ножны, также прикрепленные к поясу. Говорят, что это здорово увеличивает скорость вязания. Выглядит это так:
Кстати, в ролике показана Хазел Тиндалл, самая быстрая вязальщица в мире. Она с Шетландских островов, вязальщица в третьем поколении, связала сотни жаккардовых свитеров. Сейчас сама придумывает узоры, дает уроки, участвует в Шетландской шерстяной неделе, пишет книги, статьи, получила приз за самую высокую скорость вязания.
Оказывается, Лорд-канцлер в Английском парламенте сидит на мешке с шерстью. Этот мешок символизирует национальное достояние страны и этот обычай пошел с тех пор, когда Англия была главным экспортером шерсти в Европу. Это, конечно, не простой мешок, а красный большой пуф, но тем не менее.
В публикации использованы материалы из различных источников.