Вязание — увлекательный урок технологии
Обучение вязанию на уроках технологии не только увлекательно для детей, но и развивает усидчивость, внимание, мелкую моторику. Сначала девочки изготавливают простые изделия, постепенно развивают навыки. А уже спустя некоторое время они самостоятельно могут создавать предметы одежды — платья, шапки, носки не только для игрушек, но и для людей.
Краткая история возникновения вязания
Самая древняя вязаная вещь была обнаружена в одной из гробниц фараона. Это был детский носок. Неожиданная находка и изображение египтян в обтягивающих одеждах, которые очень похожи на вязаные, доказывают, что древние египтяне уже умели вязать.
На Западе этот вид рукоделия появился только в IX веке н.э., что совершило революцию в изготовлении одежды. Даже европейские короли носили вязаные чулки, потому что они были гораздо удобнее, чем кожаные или тканевые.
Вязание пришло к нам из древности, но до сих пор остаётся популярным видом рукоделия.
Фото: flickr.com/Courtney.
Техники
Техника вязания спицами или крючком зависит от выбранного материала, схемы.
Различают несколько основных способов вязания:
- по кругу (изготавливают центральный круг, остальная часть изделия навязывается вокруг него);
- ажурное (используется для изготовления тонких красивых узоров);
- жаккардовое (изделие изготавливается по схеме в виде рисунка, петли плотно прилегают друг к другу);
- тунисское (необходим длинный крючок, петли провязываются одновременно по лицевой стороне);
- ирландское (сочетание нескольких сложных техник, изделия закрепляются между собой тонкой сеткой или тканью, в итоге получается необычный предмет одежды);
- брюггское кружево (вязаные тесёмки соединяют петлями);
- филейное (из рядов петель изготавливают сетку, одновременно вывязывая на ней узор);
- авторское (модные техники, которые нельзя отнести к какому-либо определенному виду).
Ожерелье, выполненное крючком в технике ирландского кружева.
Фото: flickr.com/spiritinaphotograph.
Инструменты
Основные инструменты — спицы, вилка или крючок. В зависимости от размера пряжи подбирают необходимую толщину инструментов, дополнительные приспособления.
У каждой мастерицы имеется набор разных инструментов для творчества.
Фото: flickr.com/jiva.
Например, при вязании большого изделия, можно использовать спицы на проволоке. Когда ширина ряда петель становится больше длины спиц, он спускается на проволоку.
Материалы
Основной материал — пряжа. Она может быть шерстяная или синтетическая.
Важную роль играет толщина нити:
- тонкую пряжу используют для вязания сетки;
- средняя толщина подходит для изготовления узоров;
- толстой пряжей вывязывают фон.
На радость рукодельницам выбор пряжи в магазинах разнообразен.
Приёмы вязания
В первую очередь нужно освоить приёмы «начальный ряд» (набор петель), «лицевая» и «изнаночная петля».
Сложные схемы состоят из чередования этих петель.
Условные обозначения для изготовления узоров:
- Лицевая — вертикальная полоса.
- Изнаночная — горизонтальная полоса.
- Накид — круг.
- Скрещённая лицевая — петля.
- Скрещённая изнаночная — петля, подчёркнутая снизу.
- Сдвиг — полоса, расположенная в квадрате схемы по диагонали. В сторону наклона полосы сдвигаются петли.
Митенки для юной модницы простым узором крупной вязки.
Фото: flickr.com/Katrina Br*?#*!@nd.
Виды изделий
Вязаные вещи встречаются в каждом гардеробе, так как обладают очень важными свойствами: хорошо сохраняют тепло и позволяют коже «дышать». При этом предметы одежды могут быть повседневными – тёплый свитер, носки, шарф и «на выход» — платья, туники, ажурные накидки и даже костюмы. Их также можно условно разделить на:
- верхние (кардиганы, кофты и пр.);
- бельевые;
- чулочно-носочные;
- головные (шапки);
- перчаточные;
- корсетные;
- платочно-шарфовые вязаные изделия.
Тёплые пинетки всегда пользуются спросом.
Фото: flickr.com/SolangeCamargo.
Вязание на уроках технологии в школе
Вязание на уроках технологии в России начинается в среднем звене или старших классах, когда мальчики и девочки разделяются. Посещать творческие кружки можно с раннего возраста. Учитель знакомит школьников с историей, развитием, видами вязания, дети делают доклады, презентации.
Для многих учеников вязание становится любимым увлечением. Сначала моделями выступают куклы и игрушки. С приобретением опыта дети могут вязать сложные изделия, например платья или кофты для взрослых.
Технология изготовления по технологии вязание спицами
Цель: Разработать модели и связать спицами задуманные изделия.
Задачи:
1. Изучить технологию вязания спицами;
2.Провести исследования и разработать эскиз проектного изделия;
3. Подобрать инструменты и приспособления для вязания спицами;
4. Подобрать пряжу для изделия;
5. Описать технологический процесс изготовления изделий.
6. Изготовить изделие;
7. Провести контроль качества своей работы;
8. Изучить основные правила по уходу за изделием.
9. Рассчитать себестоимость изделия.
1.Обоснование выбранной темы.
Для проекта я выбрала изделие, выполненное в технике ручного вязания на спицах. Самые первые уроки по технике вязания мне дали мама и бабушка. Последнее время ручное вязание становится все более популярным. Объяснить это можно, наверное, тем, что вязание даёт целительные минуты покоя среди ежедневной суеты неотложных дел и вместе с тем приручает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела.
В нашу жизнь неотвратимо вошел стандарт. А стандарт в одежде удручает прежде всего творческих личностей молодого поколения, которые во все времена, намного более, чем люди зрелого возраста, стремились подчеркнуть своеобразие во внешнем облике. Вязание способствует развитию творческого начала, даёт самые широкие возможности создавать неповторимые рисунки и модели одежды. Связанная своими руками вещь всегда уникальна.
Недавно мне родители купили новую куртку, а вот шарф я решила связать сама. Я подберу пряжу фиолетового и белого цвета, и дополню свой гардероб новой оригинальной вещью. Решено: я вяжу шарф.
2.«Звёздочка» обдумывания.
3 .Выявление основных параметров и ограничений.
Изделие должно отвечать следующим требованиям: Изделие должно быть выполнено аккуратно. Изделие должно соответствовать выбранной стилистике. Изделие должно быть красивым. Изделие должно быть прочным. Изделие должно быть практичным.
4.Теоретические сведения.
Основные термины вязания на спицахПередняя стенка петли — вертикальная часть петли, расположенная перед спицей.
Задняя стенка петли — вертикальная часть петли, находящаяся за спицей.
Дуга петли — верхняя горизонтальная часть петли, лежащая на спице.
Протяжка— нить, соединяющая снизу две соседние петли одинакового цвета.
Лицевая петля «классическая», или обычная, — петля, вывязанная за переднюю стенку.
Лицевая «бабушкина» петля — петля, вывязанная за заднюю стенку.
Скрещенная петля— петля, стенки которой лежат крест-накрест.
Петельный столбик— вертикальный ряд петель.
Вязать по рисунку, или как смотрят петли, — это значит, что над лицевыми петлями следует вязать лицевые, над изнаночными — изнаночные.
Одностороннее вязание— трикотажное полотно, у которого с лицевой и изнаночной сторон различное строение поверхности, например, чулочное.
Двустороннее вязание — полотно у которого с лицевой и изнаночной сторон одинаковое строение поверхности, например, платочное.
* — условный знак, встречающийся при описании узоров. Указывает на повторение мотива.
Схема или раппорт— изображение используемых в вязании петель с помощью условных знаков.
Дуга петли— верхняя горизонтальная часть петли, лежащая на спице.
Протяжка — нить, соединяющая снизу две соседние петли одинакового цвета
Воздушная петля — петля для набора очень тонкого края трикотажного полотна. Техника исполнения на спицах и вязальным крючком различна.
Лицевая гладь— узор, в котором в лицевых рядах все петли провязываются лицевыми, а в изнаночных — изнаночными.
Изнаночная гладь — узор, в котором в лицевых рядах все петли провязываются изнаночными, а в изнаночных — лицевыми.
Платочная вязка— узор, в котором в лицевых и изнаночных рядах все петли провязываются лицевыми.
Кромочная петля (кромочная) — первая и последняя петли трикотажного полотна. Они не участвуют в формировании узора.
Мотив — определенная комбинация из петель и рядов, повторяющаяся в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Основная нить— нить, из которой связано изделие.
Передняя стенка петли— вертикальная часть петли, расположенная перед спицей.
5.Сведения из истории.
Исследователи истории прикладного искусства не без основания полагают, вязаные руками предметы одежды появились намного раньше, нежели шитые из ткани. Петли вязаного полотна можно образовывать без каких-либо вспомогательных инструментов – просто на пальцах. Ощутимый толчок к развитию вязание получило при введении в рукоделие спиц – сначала, по-видимому, костяных и деревянных. Ручной трикотаж сравнительно легко подвергается порче, именно поэтому не сохранилось вещей ранних периодов существования человечества. Однако можно с уверенностью полагать, что амазонки одевались в вязаные облегающие штаны, это отчетливо просматривается на рисунках греческих ваз. А Пенелопа, поджидая Одиссея, распускала по ночам, обманывая настойчивых женихов, не тканое, а вязаное полотно. Только связанную, а не тканую вещь можно быстро, без нарушений нити и видимых следов распустить.
Более реально о времени возникновения ручного вязания можно судить по сохранившимся археологическим находкам. Например, в Перу обнаружен декоративный вязаный пояс с орнаментом — колибри. Период создания этой дивной находки — ḬḬḬ век нашей эры. Оригинал экспонируется в Институте искусств в Детройте.
В египетских гробницах (4-5 века нашей эры) был найден детский носок из цветной шерсти довольно сложной вязальной техники: большой палец отделен от остальных для того, чтобы было удобнее продевать ремешок сандалии. К этому же периоду относятся вязальные спицы, что обнаружены в одной из германских гробниц. О высоком уровне культуры одежды и владения техникой вязания древних германцев говорит и находка из датских болот – длинные шерстяные штаны с пришитым чулком.
В Америке вязание развивалось совершенно самостоятельно, об этом говорят работы индейцев – самобытные, с яркими геометрическими орнаментами, которые имели для владельцев вязаных вещей мифический смысл.
Уместно заметить, что вязание очень долго было приверженностью мужчин.
Замечательные свойства шерсти — сохранять тепло в холодную погоду, не давать перегреваться телу в жару, отталкивать капли воды в ненастье – люди оценивали издавна. В 16 веке вязание уже было известно во всех странах Европы. Из вязаных вещей стали особо популярными чулки. Выполненные из тонкого шелка, они стоили немалых денег, поэтому стали принадлежностью туалетов королей и знати. Английская королева Елизавета после вступления на трон получила в подарок от своей придворной дамы пару вязаных чёрных шелковых чулок.
Со временем производство чулок по всей Европе было организовано в цехах. Именно с этого момента женская конкуренция стала заметно теснить мужские позиции в вязании. Мужчины старались удержать свои привилегии. Пытаясь предотвратить это явление, в 1612 году пражские чулочники постановили под страхом денежных взысканий не принимать на работу ни одной женщины. Но факт уже свершился: Женщин, постигших искусство вязания, стало так много, что у них вошло в обычай собираться на посиделки со своими работами.
Бурное развитие вязание как ремесла началось с изобретением англичанином Вильном Ли вязального станка (1589 год), по принципу которого позднее были созданы почти все вязальные конструкции. Совершенствование вязального производства шло медленно, по-настоящему оно было механизировано только в 19 веке.
В нашей стране вязание на спицах было распространено почти повсеместно. Нам весь мир знамениты оренбургские и пензенские шали – мягкие, тонкие, лёгкие и тёплые. Ручное вязание как промысел существовало во многих губерниях, в особенности в Прибалтике, — вязали чулки, носки, варежки, перчатки. С появлением трикотажной промышленности ручное вязание потеряло промысловое значение, но, не утратив своей популярности, стало развиваться в ином направлении. Это рукоделие превратилось в один из видов прикладного искусства.
Нить, тянущаяся от клубка, и ныне завораживает таящимся в ней бесконечными возможностями. Мелькают спицы, разматывается клубок – создаётся полотно, а на нём проступают узоры будущего изделия. Создатель при этом получает неизъяснимую радость причастия к искусству сотворенного собственными руками. Сочинить узор, подобрать к нему цвет нитей, придумать фасон будущей вещи и проследить за тем, как всё это реализуется, — увлекательное занятие!
6.Банк идей.
Изучив теоретический материал, я приняла решение выбрать в качестве объекта творческого проекта изделия, выполненные в технике вязания спицами, с помощью которых можно было бы пополнить свой гардероб и моей сестры.