Цепочка воздушных петель и петля подъема
Уроки вязания крючком для начинающих, часть 3
Воздушные петли в вязании крючком образуют цепочку, которая служит начальным рядом вязания. Воздушные петли являются также элементом многих узоров. Как вязать воздушные петли показано на фотографии: начальную петлю зажимаем между большим и средним пальцем левой руки, захватываем крючком рабочую нить и протягиваем ее в петлю, затем вновь захватываем нить крючком и протягиваем во вновь образованную петлю. Так, последовательно вывязывая петли, получаем цепочку.
Важно: при подсчете воздушных петель та петля, что на крючке, не считается. Эта петля называется ведущей. При вязании следующего ряда первой будет та петля, которая предшествует ведущей.
Вяжите цепочку из воздушных петель до тех пор, пока она не будет получаться у вас ровной и в меру затянутой. Цепочка не должна быть слишком плотной — тогда в петли невозможно будет ввести крючок. Слишком рыхлая цепочка выглядит небрежно.
Внизу — цепочка слишком тугая, вверху — нормально затянутая цепочка.
Как уже говорилось, цепочка служит начальным рядом вязания. Та сторона цепочки, что обращена к вам напоминает косичку. При вязании петлю косички подхватывают крючком за переднюю, заднюю или обе стенки.
Следующий ряд удобнее всего вязать за переднюю стенку петли, но первый столбик ряда всегда вяжут за обе стенки петли, чтобы кромка полотна была ровной и достаточно плотной.
Петли подъема
Для того, чтобы получить красивый боковой край полотна, связанного крючком, используют петли подъема. Петля (или петли) подъема — это воздушные петли в начале нового ряда полотна, которые позволяют подняться на высоту, необходимую для вязания следующего ряда. В начале вязания число петель подъема прибавляется к необходимому числу воздушных петель начальной цепочки. Количество петель подъема различно для разных столбиков, так как высота столбиков разная: самый короткий соединительный столбик, а вот столбик с накидом будет значительно выше. Чем выше столбик — тем больше петель подъема потребуется. Если петель подъема будет недостаточно, полотно по бокам будет стянуто; лишние петли подъема образуют неровный боковой край полотна.
Рекомендуемое количество петель в зависимости от высоты столбика:
- соединительный столбик (полустолбик) — петля подъема не требуется;
- столбик без накида — 1 петля подъема;
- столбик с накидом — 2 петли подъема.
Отсчет петель подъема на цепочке воздушных петель идет от ведущей петли (той, что на крючке), при этом ведущая петля в расчет не входит. Например, если следующий ряд вяжут столбиками без накида, то первый столбик в ряду провязывают во вторую петлю цепочки:
Как научиться вязать воздушную петлю крючком для начинающих
Вязание, как вид ручной работы, известно в разных странах. Это сочетание нитей и дополнительных элементов, позволяющих воссоздать мотивы схемы. Техника вязки крючком стала популярной благодаря своей незамысловатости и скорости выполнения. Благодаря простому инструменту, возможно создание красивых ажурных элементов и сложных мотивов. Основой работы считается воздушная петля крючком, научиться вязать которую несложно.
Выполнение основного элемента
Чтобы вязать воздушные петли правильно, надо приспособиться держать крючок в соответствии с требованиями. Для этого предлагается два варианта: как карандаш (создаётся обширная рабочая зона, позволяющая выполнять различные сложные мотивы), как нож (предлагается начинающим мастерицам, познающим основные элементы техники). Не нужно ограничивать себя в выборе метода, можно попробовать поработать, сравнивать две техники. Главное в процессе — удобность.
Перед началом процесса делается начальная петля, для этого пряжа складывается вдвое и сквозь образовавшуюся петлю протягивается нить основы. Полученный элемент является первой петлёй в работе и дальше остальные звенья будут брать начало от него.
Для удобности нити можно придерживать большим и средним пальцами, накрутить пряжу несколько раз на руке, чтобы в процессе вязки она не провисала, а петли выходили аккуратными и ровными.
Чтобы сделать первую воздушную петлю крючком, достаточно протащить нить основы сквозь звено на спинке инструмента и скинуть его на новое. После этого немного подтянуть нить, чтобы основа была ровной и аккуратной. Следующие звенья выполнять таким же образом. В результате вязки получится длинная цепочка. Остальные ряды будут накладываться на неё и процесс с вертикального станет горизонтальным.
При подсчёте количества элементов, каждая воздушная петля является отдельной, петля основы не считается. Если в технике вязания спицами дополнительно провязывались, но не числились кромочные петли, то здесь этого нет и полотно выполняется равномерным узором. После завершения вязки можно дополнительно украсить края вещи, обработав их инструментом.
Делать петли крючком для начинающих не составит труда, если перед этим немного потренироваться и подобрать равномерную средней толщины хлопковую пряжу. Такая толщина даст возможность следить за качеством петель, контролировать натяжку нити.
Главные виды петель
Для создания узора используются разные виды элементов, состоящие из одного или нескольких накидов. Технику вязания можно выполнять как одним типом узоров, так и чередовать типы звеньев для получения уникального изделия. К основному виду можно отнести:
- Столбик без накида. Выполняется с помощью продевания сквозь петлю основания нити и провязывания дополнительной петлей двух частей сразу. Используется для расширения вязки и визуального уплотнения.
- Полустолбик с накидом. На крючке сделать накид новой петли, но не провязывать её, продеть инструмент сквозь основу и вытащить ещё одну петлю, затем провязать три элемента одним разом. Внимательно следить, чтобы нить основы не затягивалась слишком сильно, иначе в следующих линиях выполнить вязку будет проблематично.
- Столбик с накидом. Выполняется часть так же, как и без накида, но здесь вместо провязывания трёх звеньев за один раз происходит выполнение в два приёма. Элемент получается пухлым и подходит для толстой пряжи, является частью техники «ананас».
- Столбики с несколькими накидами выполняются попарно с кратным количеством приёмов протягивания нити.
- Соединительный элемент провязывается с помощью протягивания нити основы сквозь звено цепочки и петлю на крючке.
- Для ажурных мотивов выполняется пико. Сначала провязывается три воздушные элементы, затем крючок вводится в следующую петлю и делается вязка без накида. Не рекомендуется чередовать в пико элемент с накидом и без, поскольку это негативно скажется на внешнем оформлении.
- Рачки. Элемент провязывается плотно и с затягиванием нити, как столбики без накида, но слева направо. Техника подходит для кромочных петель и обрамления мотива, выделения его среди остальных частей изделия. Можно сделать другим оттенком нити.
К более сложным вариантам сочетания можно отнести рельефные вставки, выполняющиеся с накидом и без на лицевую и изнаночную сторону. Рукодельницы в одном изделии могут сочетать не только разные варианты вязки, но и инструменты для процесса. Например, дополнительные спицы помогут создать объёмный узор или связать косу, провести перекрещивание нитей слева направо.
Мозаическая техника
Чтобы освоить процесс выполнения петель с помощью крючка и создавать красивые вещи, достаточно попрактиковаться в нескольких ключевых сочетаниях и подставлять их элементы в процесс. Вязка мозаикой относится к начальному уровню сложности и состоит из простых компонентов. Для процедуры понадобится крючок и пряжа, хотя можно заменить этот элемент на спицы, узор от этого привлекательность не потеряет.
- Набрать два воздушных звена для поворота крючка, на втором провязать столбик без накида и сделать пико из трёх воздушных петель. Это будет основой мозаики, её ажурной частью. Выполнить столбик с накидом на этом звене, ещё одну воздушную петлю, чтобы расширить параметры вязки и дополнительный столбик с накидом. Продолжать на цепочке воздушных петель основы до конца ряда.
- Начать линию надо с набора пары воздушных звеньев, чтобы развернуть инструмент и потом перейти на следующий ряд. Провязывание дальнейших линий аналогично начальной, но теперь столбик с накидом внутри схемы будет совершаться под воздушную петлю из предыдущего ряда.
- Каждая линия должна заканчиваться провязкой столбика с накидом для создания кромочной петли.
Поскольку мозаика является универсальной вязкой, то для оформления окаймления можно пользоваться как столбиками и сложными элементами, так и обычными звеньями, аккуратно затянутыми под каждую часть и довольно ровными.
Вязать воздушную петлю крючком для оформления окантовки несложно, главное — соединять её со всеми частями вязки, не пропуская петли.
Колоски крючком
Для основания набирается число звеньев, кратное трём и дополнительная петля подъёма. Первая линия состоит из воздушного элемента перехода на новый ряд и мотивов без накида в каждое звено основания. Визуально приём поднимает вязку и делает её пышной и плотной. Если провязывать колоски без этого ряда, то узор получится рыхлым и пряжа быстро растянется.
- Следующий ряд начинается с двух воздушных петель для удобности поворота крючка, затем выполняется три звена с накидом, что создаст вид колосков. Столбики провязываются только на третьей петле от основы. После этого снова отсчитывается три петли и делается элемент с накидом. Процесс продолжить до конца линии.
- Третий ряд аналогичен первому и являет собой провязывание частей без накидывающей петли во все дуги основы. В остальных линиях происходит чередование предыдущих рядов. В процессе работы надо следить за натяжением нити и ровностью петель.
Узор может стать украшением свитера или шарфа, дополнить красивую тунику или платье из хлопковой пряжи. Мотив считается универсальным и может быть использован как в техниках одиночным инструментом, так и для спиц.
Виды узоров
Точного количества орнаментов, созданных крючком, нет. Можно говорить лишь о приблизительных подсчётах. Техника вязания развивалась на протяжении нескольких эпох в разных странах и со всякими инструментами. Сейчас принято пользоваться наиболее лёгкой модификацией — крючком.
С помощью инструмента можно выполнить такие узоры, как:
- Простые характеризуются плотностью и равномерностью техники, однотонностью и отсутствием перехода на разные стили.
- Сетчатые. Техника используется для филейных элементов и перехода между мотивами.
- Ажурные. Узор предназначается для создания целостного элемента без перехода на другую вязку. Для воплощения техники используются пышные столбики и части с добавочными накидами.
- Ракушки. Тип вязки предназначается для декорирования интерьера и выполнения компонентов толстой мягкой пряжей. Редко используется как основа создания полотна, но в качестве дополнительных вставок можно встретить в дизайне зимней одежды и аксессуаров.
- Жаккардовые относятся к популярным в разных странах техникам.
- Плотные узоры используются для вязки полотна для шарфов, снудов и свитеров. Непроницаемость не означает примитивность, зачастую здесь сочетаются всякие виды столбиков и пико с большим количеством накидов. Нет разницы, какой пряжей выполняется этот узор, его плотность все равно будет достаточной для основы изделия.
- Вязка для создания мотивов состоит из столбиков с накидами и ажурных деталей. Нет точного образца её выполнения, но варианты сочетания с другими узорами дают общее представление.
- Рельефные элементы.
Простые орнаменты создаются с помощью чередования несложных петель и столбиков без накида. Для создания сложных вариантов используются добавочные приёмы переплетения нитей. Формирование нескольких рядов строго по схеме и с выполнением структуры называется вязкой. От выбранного типа техники зависит не только плотность, эластичность, долговечность полотна, но и визуальное оформление изделия.
Советы вязальщицам
Не стоит думать, что дорогая пряжа и правильно выбранная схема гарантируют красивую вещь. Для создания надо потрудиться и попрактиковаться в технике. Основой станут знания, как вязать крючком воздушные петли для начинающих, ведь это главный элемент работы.
В процессе выполнения компонентов надо смотреть на натяжение нити, оно должно быть не слишком тугим, но и не свисающим, чтобы петли были красивыми и ровными. Если надо поменять нить на другую, то делать при этом узелки не стоит, ведь крючком создаются двухсторонние узоры, а узелки и неправильные переходы нитей могут ухудшить вид. Также нельзя подбирать разную за толщиной пряжу, ведь от этого потеряется однородность полотна, узор может осунуться.
Начинающие мастерицы могут ошибаться при провязывании петель, выполняя протягивание нити не через дужку, а через одну из стенок. В таком случае не получится передать узор и каждый новый ряд горизонтально будет отделяться от предыдущего линией. Задняя и передняя стенки основания используются в том случае, если вязка проводится спицами и надо сделать объёмный узор. Тогда чередования петель и дополнительные ажурные элементы помогут воссоздать схематические обозначения.
Каждый раз перед началом нового ряда надо растягивать уже провязанный мотив, чтобы все звенья имели одинаковую натяжку нитей, не возникали перекосы и затягивания петель. Если в ряду была обнаружена ошибка, то лучше распороть лишнюю вязку и вернуться к исходной позиции, нежели продолжать с ошибочным элементом. Можно сделать столбик с накидом возле проблемной петли и провязать два звена как одно. Это позволит в остальных рядах не повторять ошибку, а следовать инструкции и описанию.
Изделия из пряжи всегда будут пользоваться популярностью и востребованностью. Вещи, сделанные своими руками, смогут украсить гардероб даже требовательных модниц и удивить окружающих оригинальностью и неординарностью.