Способ вязания одной иглой

ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЁСЛА
видеокаталог ремёсел, хозяйства и плотницкого мастерства

Вязание одной иглой

Традиционным мужским занятием карел и вепсов издавна было вязание одной иглой. Этот способ вязания один из самых древних ремёсел, бытовавших на территории европейского севера. Связанная одной иглой промысловая одежда была очень прочной и тёплой. В давние времена одежду для охоты и рыбалки изготавливали сами мужчины-промысловики, они верили, что участие женщины могло принести неудачу в промысле.

Иглы для вязания делали из дерева, кости, ковали из металла. Как правило, вязали из неокрашенной шерстяной нити домашнего прядения. Процесс вязания иглой более трудоемкий, чем вязание спицами или крючком. Вязание осуществляется по спирали, сначала вяжется полоса первого ряда, второй ряд начинают вязать в первую верхнюю петлю первого ряда, оставляя уголок начала вязания. Когда нить заканчивается, к ней привязывают следующий отрезок нити, узелки во время вязания располагают на изнаночной стороне изделия. Носки и рукавицы вязали гораздо более большими, чем размер ноги или руки, т. к. впоследствии готовые изделия стирали в горячей воде, отчего оно сильно садились и становились очень плотными и теплыми, как валенки. Распустить вязаные иглой изделия практически невозможно.

Носки вязали без пятки. Кроме рабочих повседневных носков, карелы вязали узорные чулки, нижнюю однотонную часть чулок обычно вязали одной иглой, а верхнюю узорную (голенище) — спицами. Рукавицы, предназначенные для зимней рыбной ловли, вязали из овечьей шерсти с добавлением к ней жёсткой короткой (коровьей) шерсти, жёсткие кончики шерсти и узелки впивались в руку и «разгоняли», разогревали кровь, не давая руке замёрзнуть в мороз.

Существует несколько способов вязания иглой, которые отличаются количеством петель и направлением движения иглы. На видео демонстрируется способ вязания, который бытовал у вепсов в д. Шёлтозеро, основанный на переплетении основной нити с шестью нитями (основы) в три приёма, сначала игла справа налево захватывает первую, вторую, пятую и шестую нити, потом слева направо третью и четвёртую нити, завершая круг, игла захватывает образованную основной нитью петлю. Когда вязание уходит на второй ряд, то третьим приёмом захватывается каждая последующая верхняя петля предыдущего ряда.

Методическое пособие «Техника вязания одной иглой.»
методическая разработка (8 класс) по теме

Вязание- старинное ремесло, которым славился Арзамасский уезд. Вязали спицами, крючком. Из архивного документа А.В.Карпова «Кустарные промыслы Арзамасского уезда» узнали, что в 19 веке в с. Кичанзино и с. Красном широко распространена была техника вязания одной иглой, которая почти забыта сегодня.

Настоящее пособие — это один из результатов исследовательской работы экспедиции объединения «Декоративное вязание». Изучив архивный документ и переняв технику вязания одной иглой, от вязальщицы Лидии Павловны Толкачёвой (1927 года рождения ),жительницы с. Кичанзино и было составлено данное пособие.

Для того, чтобы научиться вязать одной иглой, необходимо освоить 7 приёмов (раздел 2,фото 1-7 ).Вязание (формирование « плетешков»)происходит в левой руке на большом пальце, а нить проходит как в обмёточном шве «через край».

Вязали этим способом в основном носки, варежки, но можно связать и свитер, коврик и т.д. При изготовлении носков и варежек имеются отличительные особенности:

1.Изделия вывязываются шерстяной нитью с двумя концами, т.е. отрезают от клубка 2-3 метра нити.

2.Вывязываются от пальцев к запястью.

3.Формируют изделие по боковым частям.

4.Варежку не убавляют в области запястья руки.

5.Носки вывязывают без пяток.

Изделия получаются мягкими, тёплыми и уютными.

Данное методическое пособие будет полезно педагогам для работы в системе дополнительного образования, учителям технологии для работы с детьми среднего школьного возраста.

ВЯЗАНИЕ ИГЛОЙ скандинавские носки

Это архаичная текстильная технология, практически ушедшая из современной цивилизации. Наиболее древние находки, относящиеся к технике вязания одной иглой, датируются пятым тысячелетием до н.э. В российских удаленных деревушках еще остались женщины, которые помнят это замысловатое ремесло.

Фрагментов вязаных изделий не было найдено в нашем регионе, однако на Трусо были найдены иглы для вязания (рис.6), такие же, как в там, где были найдены вязаные изделия (Скандинавия, Швеция, Дания, Финляндия, Ладога, Новгород).

Иглы для вязания IX-X вв. Трусо. (Pacifica terra. Prusowie-Slowianie-Wikingowie u ujscia Wisly, 2004, C.112)

Иглы для вязания IX-X вв. Трусо.

u ujscia Wisly, 2004, C.112)

Процесс вязания иглой немного более трудоемкий, чем вязание спицами. Характерная черта вязаной иглой вещи – невозможность ее распустить, потянув за кончик нити.

Вязание иглой впервые в археологии появляется в 7 веке до н.э.(Haymes A.M., 2004). На эпоху викингов в Северной Европе найдены вязаные шапочки (Юго-Восточная Балтия), носки (Коппергейт, Упсалла), варежки (Польша, Финляндия, Норвегия), перчатка (Бирка) стельки и тапки [*]. Фрагментов более крупных вещей не обнаружено.

Это может быть вызвано тремя причинами: во-первых, вязаное полотно хорошо смотрится в небольшом количестве, а при больших плоскостях проигрывает по внешнему виду тканому, во-вторых, при вязании иглой нитка часто кончалась бы, и в ткани могли появиться дефекты на местах соединения нитей, которые на маленькой вещи незаметны, в третьих, процесс вязания все же дольше, чем процесс ткачества.

Всего существует около 30 способов вязания иглой, которые отличаются количеством петель, задействованных для набора следующей и направлением движения иглы. Детальный разбор способов требует отдельной работы, и здесь только два способа, принципиально отличающихся по технике вязания.

II тип, UU/OOO F2 по нотации Hansen’а. (Larry Schmitt называет его «York stitch») (Priest-Dorman C., 2001).

Этим типом вязания (рис. 7, слева вверху) связан носок из Коппергейта (рис. 7, слева внизу).

Вязание иглой, тип II. Слева вверху – способ вязания, слева внизу — носок из Коппергейта, справа — реконструкция Зиборевой Н.А.

Вязание иглой, тип II.

Слева вверху – способ вязания, слева внизу — носок из Коппергейта, справа — реконструкция Зиборевой Н.А.

Реконструкция выполнена базовым, более простым способом, т.е. вместо 3-х петель для каждой следующей задействуются две: предыдущая и нижняя.

Тип IIa, UO/UOO F1 по нотации Hansen’а (Larry Schmitt называет его «Oslo stitch») (Priest-Dorman C., 2001). Этот способ ближе к современной технике вязания крючком.

Вязание иглой, тип IIa. Слева — способ вязания и археологическая ткань (Нахлик А., 1963, С.265), справа — реконструкция Зиборевой Н.А.

Вязание иглой, тип IIa.

Слева — способ вязания и археологическая ткань (Нахлик А., 1963, С.265),

справа — реконструкция Зиборевой Н.А.

Существуют также различные способы соединения вязаных частей, рисунок 9 (Lewins S., 2004).

Читайте также:  Все виды кос при вязании спицами

Способы соединения вязаных частей.

Есть предположения, что в данный период существовало также вязание крючком, т.к. в Польше были найдены достаточно массивные крючки, которыми, тем не менее, возможно вязание. Однако неизвестно, проверяли ли польские археологи найденную рядом с крючками варежку на предмет возможности распускания, следовательно, нельзя утверждать, что она была связана крючком.

В развитых странах среди любителей средневековья растет интерес к возрождению вязания одной иглой. Бесшовную одежду, изготовленную таким способом, используют в исторических ролевых играх, в музеях истории и культуры, работающих по принципу «ожившей экспозиции». В Карельском государственном краеведческом музее хранятся рабочие рукавицы, связанные одной иглой их овечьей шерсти с добавлением конского волоса. Иногда в изделия добавляли коровий волос. Рукавицы становились более прочными на истирание. Они были незаменимы при ловле рыбы и рубке леса в зимнее время, поскольку сохраняли свои теплоизоляционные качества, при этом удерживали воду меньше, чем изделия из чистой шерсти. Инструментом является игла с округлым острием и отверстием на другом конце. Материалом служат дерево, кость, металл. Встречаются иглы по форме напоминающие пропеллер — с отверстием по середине, с отогнутыми остриями.

Считается, что когда-то вязание одной иглой было традиционным мужским занятием. Этим способом вязали теплые вещи, которые надевали на охоту или рыбалку: носки, рукавицы, шарфы, свитера. Считалось, что такую одежду должны вязать сами мужчины, т.к. участие женщины могло принести неудачу на промысле. Однако, карельские женщины все же умели сами вязать с помощью одной иглы. Вещи, связанные одной иглой были грубее, плотнее. А в Карелии еще помнится поговорка о хорошей жене, которая проворна как при вязании одной иглой.

Статья была найдена на просторах ЖЖ-полей и выбрана из-за своей простоты и конкретики. Автору спасибо.

Ну, начнем исполнение задуманного, а точнее собирание и выкладывание сюда инфы по исторической реконструкции X века. А то я уже перестала разбираться, что где и на каком компьютере у меня хранится. Тем более, что это может кому-нить еще пригодиться.

Одна из животрепещущих тем для меня, это теплые ноги. Так что для того, чтобы в холодные фестивальные ночи они были в тепле надо обязательно связать носки, а лучше всего гольфы. Вот собрала некоторую информацию:

Носки вязались иглой, что-то вроде этих. (Рис.1.Иглы)

Процесс вязания иглой немного более трудоемкий, чем вязание спицами. Характерная черта вязаной иглой вещи – невозможность ее распустить, потянув за кончик нити.

Вязание иглой впервые в археологии появляется в 7 веке до н.э. На эпоху викингов в Северной Европе найдены вязаные шапочки (Юго-Восточная Балтия), носки (Коппергейт, Упсалла), варежки (Польша, Финляндия, Норвегия), перчатка (Бирка) стельки и тапки. Фрагментов более крупных вещей не обнаружено.

Это может быть вызвано тремя причинами: во-первых, вязаное полотно хорошо смотрится в небольшом количестве, а при больших плоскостях проигрывает по внешнему виду тканому, во-вторых, при вязании иглой нитка часто кончалась бы, и в ткани могли появиться дефекты на местах соединения нитей, которые на маленькой вещи незаметны, в третьих, процесс вязания все же дольше, чем процесс ткачества.

Всего существует около 30 способов вязания иглой, которые отличаются количеством петель, задействованных для набора следующей и направлением движения иглы.

Вывешу два самых распространенных способа

II тип по нотации Hansen’а. Этим типом вязания связан носок из Коппергейта.(Рис.2.II тип по нотации Hansen’а)

Тип IIa по нотации Hansen’а. Этот способ ближе к современной технике вязания крючком.(Рис.3.Тип IIa по нотации Hansen’а)

Существуют также различные способы соединения вязаных частей (Рис.4.Способы соединения вязаных частей)

Многие ткани эпохи викингов изготовлялись из шерстяных нитей с саржевым переплетением. Часто нить или ткань целиком окрашивались в яркие цвета. С заменой вертикального ткацкого станка на горизонтальный (около 10 в.) ткани стали плотнее и толще. Поэтому многие предметы костюма, в особенности богатого, были сделаны из качественной, мягкой и яркой ткани.

Некоторые области обладали доступом к полотну: Англия, где производили льняную ткань, или Швеция, куда ее ввозили. Несмотря на плохую сохранность льняного полотна, в этих регионах существует значительное количество свидетельств ее существования. Шелк был доступен приблизительно с 9го века, и довольно свободно использовался некоторыми людьми, погребенными в Бирке (10в.). Хотя свидетельств использования хлопка не найдено в могилах викингов, известно, что в 10в. византийская армия использовала особый вид хлопчатой одежды — «бамбакион» (bambakion). Варяжская дружина Константинополя, скорее всего, также носила этот вид одежды.

Некоторые виды тканей, лен и шерсть, нередко оставались некрашенными. Однако, шерсть обычно окрашивалась в яркие цвета, есть также находки льняного полотна, окрашенного мареной. Наиболее распространенными цветами были следующие: красный (краситель — марена), синий (краситель — вайда (Isatis tinctoria)), желтый (резеда (Reseda luteola) или неопределенный краситель на таниновой основе, возможно, луковая шелуха), лиловый и фиолетовый (лишайники или комбинация различных красителей) и зеленый (передержка в неопределенном желтом красителе с добавкой вайды). Известны также коричневые фрагменты ткани (краситель — ореховая скорлупа).

Химический анализ указывает на определенное распространение цветов в различных регионах: красный в Области Датского права, лиловый в Ирландии, синий и зеленый в Скандинавии. Хотя это только гипотеза, но, возможно, это указывает на определенные региональные предпочтения.

Иконографические источники, такие как изображения на рунических камнях Готланда или гобелен из Усеберга, предполагают, что существовало как минимум два варианта покрытия ног: широкие штаны, мешковидные в верхней части, и более узкие, приблизительно одинаковой ширины на всю длину. К сожадению немного находок определяются как штаны, и остатки не дают возможности выявить покрой.

Несколько находок штанов, датируемых эпохой переселения народов (т.е. между падение Рима и эпохой викингов), позволяют предположить, что покрой штанов, по крайней мере, узкого варианта, имеет довольно долгую историю. Штаны, найденные в Thorsbjerg Mose (Дания), представляют собой одежду довольно сложного покроя, где ластовица сшивалась из трех раздельных кусков, и могут послужить опровержением утверждения, что одежда раннего периода не требовала вмешательства портного. Низ штанин расширяется для покрытия ступни, подобно современным детским пижамам.

Останки курганного погребения эпохи переселения народов в Эвбе (Evebo, Gloppen, Западная Норвегия) доказывают, что «шотландка» не была неизвестной в скандинавском мире. Штаны были сшиты из клетчатой ткани, с размером квадрата 15*15 см, как минимум в трех цветах: крайсный, зеленый и синий. Поскольку на ткани не обнаружено следов складок, то скорее всего, это был узкий вариант штанов.

Среди фрагментов тканей из раскопок в Хедебю обнаружен фрагменты одежды, которые интерпретированы как остатки ластовицы широкого варианта штанов (Pumphose). Материал фрагментов — тонкая качественная шерстяная ткань с креповым переплетением. Некоторые фрагменты были желтоватые, иные — красные. Существовало сходство с покроем штанов из Торсбьерга, что позволило идентифицировать находку как детали ластовицы. К сожалению, общий покрой штанов реконструкции не поддается.

Читайте также:  Мир вязания схемы ажурных узоров спицами

Остатки штанов, найденных в Бирке, были, вероятно, широкого и короткого покроя (чуть ниже колена). Штаны были полотняные (или подшитые полотном) с металлическими петлями пришитыми к нижней части штанин; шерстяные чулки прикреплялись маленькими крючками к штанам сразу под коленом. Подобные крючки распространены по всей Северной Европе от Бирки до Винчестера и даже до Йорвика, в особенности в областях расселения саксов. Их предназначение дискуссионно: возможно, крючки использовались не на штанах, но на подвязках. Непотревоженный контекст находки из Бирки приобретает при этом особо важное значение.

Существует некоторое количество информации по покрою нижней рубахи эпохи викингов. Большая часть найденных фрагментов из шерсти, однако многие женские нижние рубашки, найденные в Бирке, сшиты из полотна. Скорее всего, рубашки из Области Датского Права и Ирландии также были полотняными. Много фрагментов полотняных одежд 9-10 веков найдены в Йорке, большинство из них по технологическим характеристикам могут относиться к нижней одежде.

Ярл эпохи переселения народов из Эвбе носил две нижних рубахи одна на другую. Его красная туника длиной до колена была украшена по вороту, подолу и рукавам плетеной тесьмой со сложным орнаментом из красных, желтых и черных нитей. Ворот скреплялся бронзовыми застежками, обычными для англо-саксонских погребений того же периода. К сожалению сложно определить покрой этой рубахи.

Рубахи из Хедебю были двух вариантов. Для обоих характерны полукруглый вырез ворота, скругленные отверстия для рукавов и раздельные детали для передней и задней частей, сшитые в плечах. Различалось оформление боков: для одних, более узких, характерен прямой шов, в другие же вшивались клинья. Большинство рубах шерстяные, некоторые были окрашены. Рукава сужались к запястью и могли быть выкроены из нескольких деталей.

Меньшее количество находок происходит из погребений Бирки. Некоторые из них имели прямой разрез ворота, а не округлый, как в Хедебю. Рубаха шилась из цельного куска ткани, а не сшивались в плечах. Рукава, скорее всего, пришивались отдельно.

В целом, данные о нижних рубахах могут быть экстраполированы и на верхние рубахи, для понимания покроя этого предмета костюма. Как для нижних рубах, для верхних есть свидетельства об использовании как льняной, так и шерстяной тканей.

Верхняя рубаха ярла из Эвбе была шерстяной, возможно, синего цвета, украшенная по вороту двуцветной тесьмой с изображениями животных. К этой рубахе были прикреплены серебряные застежки, но из-за некоторых недочетов в полевой фиксации, неизвестно были ли они застежками рукавов или передней части рубахи. Поскольку красная нижняя рубаха была обильно украшена, синяя одежда могла быть и не верхней рубахой, но чем-то подобным пальто, т.е. распашным спереди: в этом случае серебряные застежки могли быть использованы для застегивания одежды на груди.

В Йорвике 9-10 вв. полосы шелковой ткани ярких расцветок использовались для отделки краев верхней одежды, приблизительно так же, как ныне используются ленты. Существует достаточно свидетельств из Дублина эпохи викингов использованию шелковых полос для оторочки. Аналогичное использование выявлено в погребении из Маммена. Эта мода также представлена и в погребениях 9-10 вв. Бирки, причем в некоторых случаях тканая тесьма с металлической нитью дополняла шелковые ленты на груди и рукавах.

Погребение 735 Бирки (середина 10 в.) выявило уникальный орнаментальный комплекс из шелка и тканой с серебром тесьмы. Комплекс состоял из восьми параллельных полос, горизонтально нашитых на шелковый прямоугольник. Этот комплекс стал источником для многочисленных изображений кафтана русов, но, как это часто случается, иллюстраторы поняли все неверно. Мужчина из погребения 735 НЕ БЫЛ одет в кафтан, застегивающийся на пуговицы; на нем была одеваемая через голову рубаха сине-зеленой шерсти, украшенная на груди. И хотя форма орнаментального комплекса не совсем ясна, но существуют предположения, что руква были украшены аналогичным орнаментом.

Другая верхняя рубаха из Бирки была из полотна, украшенная вертикальными полосами из тесьмы от рукава до низа, что напоминало византийский клавий clavii. Кроме того, рубаха была украшена китайским шелком, насчитывавшим к моменту погребения несколько столетий.

Исходя из археологических материалов, существовали два варианта верхней одежды. С целью упрощения различий их можно назвать «куртка» и «пальто». На «куртке» не было застежек, в отличие от «пальто», которое застегивалось на пуговицы. Возможно, оба варианта представляют собой различные способы оформления одного и того же вида верхней одежды, поскольку никогда не встречались в погребениях одновременно.

«Куртка» найдена вразличных местах скандинавской ойкумены, и, похоже, является довольно традиционной одеждой. Наиболее ранний пример этого варианта изображен на фигурах со шлема из Саттон-Ху, где одеяния напоминают нечто похожее на современный халат. Согласно изображению, фигуры одеты в длинные запахивающиеся одеяния. Дополнительные свидетельства выявлены в погребениях саксов (как в Европе, так и в Англии): остатки подобных одеяний орнаментированы спереди златотканой тесьмой. Предполагается, что такая одежда могла иметь ритуальное значение. Фрагменты «куртки» из Хедебю сшиты из ткани с саржевым переплетением в 2 нити. Предполагется, что одеяние достигало середины бедра и было орнаментировано «псевдо-мехом» из шерсти вдоль разреза и по нижнему краю.

«Пальто», или кафтан, выглядит исключительно восточной (швеско-русской) одеждой. Убедительные свидетельства такого одеяния обнаружены только в Бирке в погребениях 10-11 вв. Оно представляет собой длинное запашное одеяние, застегивающееся на пуговицы от горла до пояса, и украшенное металлизированной тесьмой. Найдены остатки 5 подобных одеяний, на каждом из которых обнаружены металлические пуговицы. Возможно, существовали деревянные или костяные пуговицы, которые плохо сохраняются. Предполагается, что этот предмет костюма заимствован со скараманга, византийской повседневной придворной одежды.

Плащевой комплекс эпохи викингов обычно состоял из прямоугольного плаща и фибулы. Фибулы могли быть подковообразными или булавками с кольцевидной головкой. Плащи делались из различных тканей: от тонкой с обычным переплетением нитей до «псевдо-меховой» ткани, известной как rogvarfel?r.

Ярл из Эвбю покоился в легком прямоугольном плаще с бахромчатыми краями. Это была красная «шотландка» с синимии и желтыми полосами, которые образовывали квадраты 12*12 см. По краям были нашиты тканые ленты с сине-зеленым или желто-красным орнаментом. Фибулы в погребении не обнаружено.

Фрагменты красной и некрашеной ткани, возможно «псевдо-меховой», обнаружены в Йорвике. Погребение 750 Бирки содержало остатки аналогичной сине-красной ткани с ворсом длиной в ноготь.

Читайте также:  Как вязать с несколькими клубками

Шерстяной плащ, найденный в погребении Маммен, был украшен сложной двуцветной вышивкой. Мотивы включали две различных версии повторяющихся лиц и рук в стиле «хватающихся человечков», а также листовидный мотив, напоминающий орнаментацию саксов. Плащ был украшен также золотой фольгой.

Мужские погребения Бирки содержали плащи, которые были либо на покойном, либо лежали рядом с ним. В большинстве своем это были толстые синие плащи, заколотые на плече или на бедре. В некоторых погребениях плащи находились рядом с погребенным. Из пяти мужских погребений, убедительно датированных IX столетием, все фибулы располагались на плече. Несколько плащей X века застегивались на бедре, иные же располагалиись поблизости от погребенных. Существует предположение, что обычай укладывать плащ рядом с покойным объясняется желанием показать более красивые одежды на теле. Однако, из этой гипотезы следует, что одежды IX века из Бирки были менее орнаментированы, чем одеяния X столетия, что, скорее всего, не соответствует действительности. Более того, обычай отдельного размещения плаща прослеживается и в более ранних погребениях, например, в Саттон-Ху.

Иные предметы костюма.

Существуют немногочисленные свидетельства иных одеяний эпохи викингов. Остатки тканей из Хедебю включают в себя нечто, реконструируемое как жилет. Этот предмет был сшит из плотной шерстяной ткани, довольно тесно облегающим и достигал бедра.

Перекрестные обмотки, столь распространенные в костюме франков и саксов, как предполагается, не были популярны в скандинавской одежде. Однако, в погребениях найдены полосы ткани, которые обычно интерпретируются как обмотки. В Хедебю были найдены спициально сотканные, но неотрезанные от более широкого куска ткани полосы шириной 10 см. Техника изготовления различна: наиболее красивые сделаны в технике переплетения елочкой из лиловых нитей. Подобные полосы найдены и в других памятниках Северной Европы. Предполагается, что обмотки спирально наматывались от верхней части голени и закреплялись на лодыжке, а излишки скрывались в туфле.

Шляпы и головные уборы.

В Бирке идентифицированы три типа головных уборов. Два типа соотносятся с иными предметами костюма: типы A и B найдены в погребениях с кафтанами. Тип А, обнаруженный в погребениях IX и X столетий, представляет собой остроконечную шляпу, по меньшей мере частично сделанную из шелка, орнаментированную либо металлическими нитями по передней части колпака, либо серебряным воронкообразным орнаментом по верху колпака и шариками серебряного шитья на завершении. Тип В — более степенная инновация X века, которую также носили с кафтаном. Он представляет собой низкий колпак, орнаментированный по кругу одной или несколькими полосами металлизированной ленты или пришитой спиральной проволокой. Взаимосвязь между шапкой и кафтаном обычно особо выделяется, поскольку использована схожая система орнаментации. Тип С состоит из металлизированной тканой полосы — возможно, это упоминающийсяя в сагах hla?. Этот тип обнаружен в погребениях, где не выявлены остатки верхней одежды.

Необычный головной убор найден в погребении Маммен. Его реконструкция представляет собой шелковое кольцо украшенное тесьмой. От этого кольца отхоят два шелковых клина, украшенных золотой вышивкой по центру. Полосы китового уса, вероятно, предназначались для поддержания головного убора в вертикальном положении.

На Оркнейских островах найден целый шерстяной капюшон, датированный эпохой викингов. Его покрой гораздо проще более поздних капюшонов и представляет собой в сечении квадрат. Капюшон сделан из ткани с переплетением-елочкой и украшен по краю двуцветными полосами тесьмы.

Хотя кожа пояса далеко не всегда сохраняется, существует множество находок металлических деталей поясного набора из погребений эпохи викингов. Пряжки, поясные наконечники и кольца неоднократно найдены в мужских погребениях, хотя кожа не сохранилась. Пряжки эпохи викингов не выглядят гораздо проще, чем пряжки из погребений англо-саксонского времени. Обычно это бронзовые предметы овальной формы с язычком. Известны также костяные пряжки.

Различные варианты поясов найдены в Бирке. Некоторые кожаные пояса были украшены по всей длине металлическими бляшками; в погребении 1074 обнаружен пояс с двумя охвостьями и блишками. Эти пояса обнаружены в тех же погребениях, что и кафтаны с бронзовыми пуговицами.

Несколько поясов из шелковой парчи, украшенных серебряным шитьем обнаружены в погребениях, где встречены также и бронзовые пуговицы. Поскольку сохранились лишь фрагменты, то затруднительно создать полную реконструкцию такого пояса: вероятно, их ширина достигала 6 см, а серебряная орнаментация располагалась по узкой части. Вероятно, такой пояс завязывался, а серебряное шитье выполняло функцию ременного наконечника. Остатки поясов не найдены в погребениях с верхними рубахами, поэтому нельзя утверждать использовали ли люди в такой одежде пояса.

Безусловно, мужчины не носили сложных ожерелий из бусин и подвесок. Однако, витые гривны, найденные в различных кладах эпохи викингов, были, скорее всего, универсальным украшением, равно как и амулеты. «Молотчки Тора» найдены повсеместно в «мире викингов». Их носили и во время набегов: один из скандинавов, погребенный в Рептоне (Repton, Derbyshire, Англия) и погибший в сражениях 873-874 гг., носил на шее простой серебряный «молоточек Тора» между двух различных бусин.

Известны туфли, сшитые из одного куска кожи, так и сшитые из нескольких деталей. Обычно высота туфли достигала лодыжки, однако известна также и короткая обувь наподобие древнерусских поршней. Существует множество вариантов способов застегивания обуви: кожаные шнурки, кожаные цилиндрические пуговицы или вообще незастегивающиеся туфли. Для шитья обуви использовались различные виды кожи.

Были найдены в Торсберге, в Хэдебю и на Гренландии.

Во франкских рукописях и в сагах они упоминаются как одежда для зажиточного человека.

Длина — 2,5 метра.

Материал — лен, шерсть.

Как показывает опыт, сделанные изо льна обмотки могут в самый неподходящий момент развязаться, так что предпочтительнее использовать шерсть.

Если в качестве материала взять шерсть “с начесом“, то возможно особо край не обрабатывать, так как из-за структуры ткани часто нити “сыпаться“ не будут.

Последние 10 (или чуть больше) сантиметров следует разрезать на две полосы вдоль и ими подвязывать. Иначе — возможно использование крючков, как на верхней одежде.

Материал — неокрашенная шерсть (Йорк).

Техника вязания — игольная, достаточно кропотливая в исполнении.

Длина варьируется от длинных (типа гольф (Швейцария)), до оканчивающихся у щиколотки (Йорк, а так же Шведские находки).

N.B. Современные носки, конечно, могут использоваться, но лучше их одевать под брюки, гетры и обмотки. Разумеется, предпочтительна некрашеная пряжа.

Шапочка Материал — шерсть, возможно кожа.

Обшивалась (не всегда) мехом.

Тканая тесьма в основном шерстяная. Не стоит использовать магазинную тесьму. Тканую лучше заказать мастеру или попробовать научиться делать самому. Наиболее часто украшались тесьмой горловина и край рукавов.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Оцените статью