- Технология вязания крючком
- Использование воздушной петли, столбика без накида и столбика с накидом в современной технологии вязаний крючком. Использование геометрического, растительного, зооморфного и антропоморфного орнаментов в технологии вязания крючком. Построение композиции.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Технология вязания крючком
Использование воздушной петли, столбика без накида и столбика с накидом в современной технологии вязаний крючком. Использование геометрического, растительного, зооморфного и антропоморфного орнаментов в технологии вязания крючком. Построение композиции.
Рубрика | Производство и технологии |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.01.2015 |
Размер файла | 87,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. История возникновения вязания крючком
Во время раскопок одной из древнеегипетских гробниц археологи обнаружили рядом с золотыми статуэтками и драгоценными шкатулками вязанный детский носок, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет примерно 5 тысяч лет.
Самыми искусными вязальщицами древности считались кочевники — бедуины.
Вязать их заставила жизнь. Днём в пустыне жара, а ночи выдаются настолько холодные, что без тёплой одежды не обойтись. В верблюжьей шерсти недостатков не было, надо было только найти способ превратить её в одежду. В начале бедуины вязали лишь простые вещи. Причём занимались этим мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть. Когда рано утром пастухи уходили на пастбище, они непременно брали с собой клубок и спицы.
Эти пастухи и заложили основы современного рукоделия — изобретали воздушные петли, способ вязания пятки, различные виды вязания.
Искусство вязания, попав в Европу, долгое время оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. Высоким мастерством славились испанцы, шотландцы, французы. Национальный головной убор шотландцев — вязанный берет -насчитывает много веков.
Во Франции ручное вязание с XIII века становиться весьма доходным занятием. Этим способом изготовляли шляпки, береты, фуфайки, перчатки. В XIV — XV веках научились вязать капюшоны, шапки, штаны.
Мы любим носить одежду, связанную своими руками, тем более, что вязание, как справедливо утверждают врачи, отгоняет мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение. При вязании человек проявляет фантазию в выборе изделия, цветного сочетания, отделки.
Вязание крючком известно издавна. История его уводит нас в далёкое прошлое. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная полоска.
В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества и использовались петли. Для простоты чтения узора при вязании крючком принято пользоваться следующими условными обозначениями:
Соединительная (вспомогательная) петля
Столбик без накида (плотная петля)
Столбик с накидом
Столбик с двумя накидами
Все схемы можно расшифровать, пользуясь этими обозначениями.
Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимых занятий рукодельниц.
2. Основные элементы техники вязания крючком
Основные элементы вязания крючком — это воздушная петля, столбик без накида и столбик с накидом. Другие элементы — их производные. Узоры вязания состоят из разных сочетаний воздушных петель и столбиков.
При вязании Крючок необходимо держать в правой руке, как карандаш или ручку. Указательный палец немного выдвинут вперед, и лежит на крючке. Конец нитки от клубка перекидывают через указательный палец левой руки к себе и прижимают большим и средним пальцами. Нитка к клубку проходит между ладонью и остальными пальцами. Нитка от клубка называется рабочей. Во время вязания следует придерживать петли на крючке, чтобы они не вытягивались и получались одинаковой длины
Для образования первой петли необходимо:
А) Конец нити от клубка перекинуть через указательный палец левой руки к себе и прижать его большим пальцем.
Б) Нить от клубка пропустить между ладонью и остальными пальцами левой руки.
В) Повернуть крючок бородкой влево и движением от себя с левой стороны ввести под нить.
Г) Оттянуть нить вверх от указательного пальца левой руки и повернуть крючок с нитью вокруг нити против часовой стрелки.
Д) Прижать нить вместе, перекидывая большим пальцем левой руки.
Е) Крючок вести под нить с левой стороны.
Ж) Крючок поворачивают бородкой влево, захватывают нить и протягивают в петлю, которая находится на крючке (рис. 04а). Большой палец отнимают и, придерживая конец нитки.
З) Затягиваем узел придерживать конец нити.
Для образования 2-й воздушной петли (рис. 04б) крючок вводят под нитку и, захватив ее, протягивают через петлю, находящуюся на крючке.
Множество воздушных петель образуют цепочку из воздушных петель, которая служит начальным рядом почти всех изделий (рис. 05).
Во время вязания полотна по верхнему краю будет образовываться цепочка петель, под которые вводится крючок. При этом в каждой петле различают внешнюю полупетлю — половинку петли, находящуюся с внешней стороны полотна, и внутреннюю полупетлю — половинку петли, находящуюся с внутренней стороны полотна. От того, под какую полупетлю (или под всю петлю) вводится крючок, зависит рисунок вязки.
И еще одно понятие.
Накид — это накидывание нити на крючок после того, как на нем уже имеется петля. Каждый накид после провязывания образует петлю. На крючок можно делать несколько накидов для получения столбиков разной высоты. Один накид удлиняет столбик на одну петлю, два — на 2 петли и т. д.
Полустолбик или соединительный столбик.
Он провязывается в конце ряда, при вязании по кругу или, если требуется сместить начало ряда. Крючок вводят в петлю цепочки или петлю предыдущего ряда, захватывают рабочую нить и протягивают ее одновременно через петлю цепочки или петлю предыдущего ряда и петлю на крючке (рис. 06).
Столбик без накида.
Крючок вводится в петлю цепочки, захватывается рабочая нить и протягивается через петлю цепочки. На крючке образуются 2 петли. Снова захватывают рабочую нить и протягивают через 2 петли на крючке (рис. 07).
Столбик с накидом.
На крючке делают накид, вводят крючок в петлю цепочки, захватывают нить и протягивают через петлю цепочки. Петли и накид, находящиеся на крючке, провязывают так. Накинув рабочую нитку на крючок, протягивают ее через петлю и накид (рис. 08а). Затем, поддев рабочую нить, протягивают ее через 2 петли на крючке (рис. 08б). Второй столбик вяжут на следующей петле цепочки.
Столбик с 2-мя накидами.
Делают один за другим 2 накида, на крючок и вводят его в петлю цепочки, захватывают рабочую нить и протягивают через эту петлю. На крючке находятся 2 петли и 2 накида. Их провязывают так: захватив крючком рабочую нить, протягивают ее через петлю и первый накид, еще раз захватывают рабочую нить и протягивают через петлю и второй накид, в последний раз захватывают нить и протягивают через оставшиеся 2 петли (рис. 09).
Столбик с 3-мя и более накидами
Выполняя столбик с 3-мя и более накидами, делают необходимое число накидов, а все петли, находящиеся на крючке, провязывают по 2 вместе в несколько приемов.
Связать 2 или несколько столбиков с накидом в одну петлю предыдущего ряда, но выполнять их не до конца, оставляя от каждого столбика на крючке по петле. Затем сделать накид и провязать им все находящиеся на крючке петли.
Другой вариант выполнения пышного столбика: вытянуть из одной петли несколько петель (обычно 3-6) примерно до высоты столбика с накидом. Затем подхватить рабочую нить и провязать ею все вытянутые петли вместе, кроме последней. В конце провязать одним накидом эту последнюю петлю и предыдущую. (рис. 10).
Используют как украшения по краю и внутри вязаного изделия. Провязывают 3-4 воздушные петли и затем вводят крючок в 1-ю воздушную петлю или в последний столбик и вяжут столбик без накида (рис. 11).
3. Технологические основы вязания крючком
3.1 Особенности вязания крючком
Вязание крючком — одно из неповторимых явлений мирового декоротивно — прикладного творчества. Владение, ими дает возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и приобрести индивидуальный стиль в жизни. Оно характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия; салфетки и скатерти, шторы, одежды и элементы ее украшения. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. Научиться вязать крючком не сложно, легче, чем спицами. Для вязания крючком пригодны все нити: катушечные, «ромашка», ирис, гарус, мулине, синтетические и шерстяные. Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 1до 6 мм).
Использовали различные мотивы орнамента:
Геометрический орнамент может состоять из точек, из линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звёзд, крестов, спиралей, и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречаются в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту.
Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью первобытный человек выражал свое представление о мире. В начале этого были простые, легко запоминающиеся знаки-символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия- землю, квадрат или ромб- поле, волнистая линия- воду. Их ритмическое расположение на предмете, возможность составления более сложных узоров побуждали к творчеству, развивали эстетические чувства человека и его мышление. Постепенно люди стали обогащать орнаменты реальными наблюдениями и фантастическими мотивами, соблюдая при этом ритмическое начало узора, усложняя его содержание и эстетическую значимость.
Составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т.п. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «древо жизни»-это растительный орнамент. Его изображают и как цветущий куст, и более декоративно-обобщено. В древнегреческих растительных орнаментах часто использовали аканта, лотоса, папируса, пальмы и др. А у восточных народов популярным растительным орнаментом был орнамент «ислими»-спирально изогнутый вьюнок. Композиции такого орнамента весьма разнообразны.
Изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относится к этому виду орнамента.
В качестве мотивов используют женские и мужские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Сюда же можно отнести различные фантастические существа типа дева-птица, человек-конь и др.
Крючки диаметром 3-6 мм применяются для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гарус, берут более тонкий крючок- 1,5-2,5 мм в диаметре. Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязаное полотно будет ажурным, с большими просветами.
Плотно вязаное полотно можно получить, если вязать толстыми нитками и тонким крючком, то тогда крючок подобран правильно.
Крючки бывают: большие и маленькие, толстые и тонкие.
Толстый теплый шарф, например, вяжут толстым крючком, кружево тонкими, которые чуть-чуть толще иголки. Учиться вязать лучше всего, средним крючком. Важно только, чтобы нитки тоже были средние- не толстые, не тонкие. Потому что толстую нитку таким крючком сложно захватить, а из очень тонких будут получаться слишком большие петли, и вязание будет неровным, некрасивым.
Современные технологии позволяют широко использовать при изготовлении трикотажных изделий вязальные машинные, автолаши и полуавтоматы. Но во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом.
3.2 Особенности построения композиции
Композиция как значимое соотношение частей художественного произведения в народном искусстве может строиться по разнообразным схемам. Условно выделяют следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет(тему) плоскостное или объемное пластическое решение.
Для достижения композиционных закономерностей обязательно восприятие образа художественной вещи или пространственно-объемной композиции в целом.
Цвет (из выразительных средств в народном искусстве) рассматривается как важнейший компонент декоративного образа. Он не ассоциируется с конкретными признака изображаемого предмета или явления. В центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных вещей, связанные с традиционной технологией, обработки материалов. Достижения выразительности в декоративной работе связано с тоном и цветовым контрастами.
В декоративной работе необходимо позаботиться о гармоничном соотношении цветов, причём реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. Колористическое единство всех орнаментов достигается с помощью цветовых решений в декоративной работе.
3.3 Правила безопасности труда при вязании крючком
1. Крючок и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованы; хранить их надо в специальных пеналах.
2. Нельзя делать резких движений ручкой с крючком в направлении, рядом сидящего человека.
3. Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иглы и булавки в коробочке с крышкой.
4. Ножницы должны лежать сомкнутыми лезвьями, передавать их следует кольцами вперед.
5. Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе, исправным утюгом.
3.4 Подбор материалов, инструментов и приспособлений для вязания крючком
вязание крючок столбик петля
Полотно, связанное крючком, отличается своеобразным переплетением нитей, плотностью и малым растяжением при вязании нити разного типа.
Для вязания тёплой зимней одежды используют шерстяные, полушерстяные, вигоневые и синтетические нити. Для летней одежды ирис, мулине и другие хлопчатобумажные нити.
Кружева и воротники вяжут из шерстяных, льняных, щелковых, катушечных нитей, мулине и тонкого ириса. Вышитые салфетки, фартуки, полотенце обвязывают нитками мулине или ириса, сочетающимися по цвету с вышивкой или тканью. В зависимости от толщены полотна и нити для вязания подбирают соответствующий крючок.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Изучение теоретических сведений об истории вязания на Руси. Схемы вязания, разделенные по уровню сложности. Основы техники безопасности при работе крючком. Технология выполнения индивидуального и самостоятельного задания по вязанию носового платка.
конспект урока [16,2 K], добавлен 13.01.2011
Краткая историческая справка о вязании крючком. Оборудование и средства, используемые при вязании. Обоснование выбора материала и цветовой гаммы. Технология изготовления изделия, схема вязания игрушки. Оценка материальных и технических затрат.
презентация [559,2 K], добавлен 09.03.2011
Теории возникновения вязания крючком. Появление ирландского кружева. Особенности выбора пряжи для вязания. Крючки и приспособления для вязания. Определение дизайнерской задачи. Технологическая карта выполнения изделия. Экономический расчет и реклама.
творческая работа [5,3 M], добавлен 06.04.2011
Краткая история вязания крючком. Схема вязания фигурной сетки без смещения. Убавление пустых клеток в начале и в конце ряда с образованием прямого края. Общие правила техники безопасности при вязании. Экономические расчеты, экологические проблемы.
творческая работа [4,0 M], добавлен 11.11.2013
Товароведная характеристика ниток для вязания. Потребительская оценка возможности использования природных красителей для их окраски. Комплексная переработка коры лиственницы. Разработка технологии крашения шерстяной пряжи. Оценка устойчивости ее окраски.
дипломная работа [726,9 K], добавлен 02.06.2015