Северное узорное вязание
Узорное вязание – один из самых распространённых видов бытового народного рукоделия, возможно поэтому он остался малоизученным. В XIX — ХХ вв. ручное вязание наряду с ткачеством служило для изготовления одежды, а также для украшения предметов быта — одеял, покрывал.
Как самостоятельный вид орнаментального искусства узорное вязание получило большое распространение на Русском Севере, на территории современной Архангельской области. Здесь сложились типы геометрического орнамента, имеющие общие корни с традиционными мотивами узорного ткачества. Суровый климат края вызывал постоянную потребность в теплых шерстяных вещах, особенно в чулках и рукавицах. Им отводилась большая роль в обрядах. Девушки, готовя себе приданое, вязали до сорока пар рукавиц, чтобы в день свадьбы подарить их родне мужа. Не только от холода, но и от всяческих бед и напастей должны были защитить покрытые орнаментами чулки и рукавицы.
Передавая из поколения в поколение приемы вязки и сами узоры, мастерицы из северных деревень донесли до наших дней искусство, столь же необходимое теперь, как и прежде. В современном архангельском вязании продолжают жить геометрические мотивы, воплощающие древние символы и образы народного творчества.
Образцов дореволюционного вязания практически не сохранилось. Одежда интенсивно эксплуатировалась, и многое, что приберегалось лишь для праздников, износилось в годы лихолетий и войн. Вязать же новые образцы варежек, тёплых ботинок, платков, кофт, одеял было некогда, да и некому. Представить красоту и орнаментальное богатство народного творчество можно по образцам, выполненным потомственными мастерицами уже в конце XX века.
Ф.Ф.Осташева. Чулок. 1962.
Русский музей
Орнамент чулка состоит из поперечных полос с рядами мелких геометрических фигур, представляющих собой различные комбинации из углов. Давнее соседство русских и коми и взаимовлияния их культур сказались на орнаментальном искусстве вязания. Отдельные элементы подобных узоров встречаются также на чулках и рукавицах из Лешуконского района.
Рукавицы из собрания Русского музея. 1970-1980-е годы.
В рукавицах, как правило, один или два крупных цельных мотива покрывают всю поверхность предмета. Темный узор четко выделяется на светлом фоне или на фоне разноцветных поперечных полос. Характерны также узоры из частей мотивов различного цвета, которые можно «прочитать» рядами. Но и они непременно образуют единый нерасчлененной мотив. Узоры имеют свои местные названия. Очень распространенный мотив солнечного символа называется «знак», «большая звезда», «лапочки в коленках». Фигура из пяти соединенных вершинами ромбиков — «лягушка». Ромб с косым крестом внутри — «околенка». Ромб с продленными сторонами — «меленка». Эти и другие мотивы варьируются в разнообразных комбинациях с «крючками» и «гребешками». Известное в ткачестве геометризованное изображение женской фигуры из ромбов и крючков воплотилось в рукавицах под названием «куколки».
Еще одна отличительная особенность северного вязания — его многоцветность. В подборе цветовых сочетаний отсутствует строгая система. Как правило, вяжут из тех ниток, какие есть в доме. Здесь проявляется индивидуальная фантазия и художественное чутье каждой мастерицы. Сочетания цветов всегда звучные, Контрастные, например, красное с зеленым, синим и желтым. Один из самых любимых у сегодняшних мастериц — ярко-малиновый или, как они говорят, «аленький» цвета.
В узорном вязании с его многоцветием, выражающим радостное восприятие окружающего, древними мотивами, воплощающими извечные представления о жизни, продолжают развиваться исконные черты русского народного искусства. Источник их развития заключается в жизнелюбии и большой душевной щедрости жителей северных сел и деревень, а также в их постоянной тяге к творчеству.
Литература:
1. Т.И.Шлык. Кладовая сокровищ. — В кн.: Мезень — край поморский. Архангельск, 1980.
2. Л.С.Грибова. Узорное вязание. — В кн.: Декоративно-прикладное искусство народов коми. М., 1980, с.4, 93 — 98.
3. Т.Б.Васильева. Вязание. — В кн.: Русское народное искусство в собрании Государственного русского музея. Л., 1984, с. 263-264.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Excel (1)
- (0)
- Америка (47)
- Англия (22)
- Британская монархия (4)
- драгоценности Британской королевской семьи (3)
- поместья и парки (6)
- Архитектура (1)
- вышивка (111)
- вязание (6)
- Вязание крючком (163)
- журналы (48)
- Вязание мехом (11)
- Вязание на спицах (2233)
- журналы азиатские (161)
- журналы на немецком (19)
- журналы на английском (9)
- юбки (5)
- журналы иностр. (1)
- варежки, носки (156)
- жилет, пончо (52)
- журналы (416)
- ленивые узоры (20)
- малышам (1)
- обувь,следки (95)
- платки,шарфы,снуды,шали (297)
- Пуловеры (321)
- сумки (44)
- узоры (252)
- уроки (180)
- условные обозначения (9)
- шапки (202)
- шапки ажурные (39)
- шапки детские (3)
- шапки детские (1)
- шапки жаккардовые (5)
- шапки журналы, книги (14)
- шапки с мехом (3)
- шапки теория (5)
- шапки теплые (44)
- шапки-ушанка (8)
- Галерея мастериц (1)
- Германия (3)
- Домашнему мастеру (7)
- Кладовка (1)
- Драгоценности (2)
- Здоровье (293)
- Аппликатор Кузнецова (1)
- дорогие лекарства (3)
- Инсульт (10)
- Израиль (30)
- Интерьеры (38)
- Искусство (71)
- (1)
- история костюма (29)
- Китай (2)
- компьютер (78)
- Косметика (107)
- косметика2 (147)
- брови, ресницы (2)
- волосы (20)
- гимнастика тела (1)
- зубы (1)
- маски,лосьоны, кремы (57)
- массаж, гимнастика лица (8)
- ноги (13)
- Парфюм (4)
- продукты для косметики (22)
- разные советы (9)
- руки (10)
- угри (1)
- уход после 40 (5)
- чистка лица, скрабы (6)
- шея (5)
- Кулинария (339)
- печенье постное (4)
- Лиру (24)
- макраме (2)
- мир (164)
- музыкотерапия (1)
- Онкология (4)
- Свекла в онкологии (1)
- ХИМИОТЕРАПИЯ (1)
- Чтобы болезнь не вернулась (1)
- Парки и сады (1)
- Плетение из газет (36)
- Поделки (230)
- макраме (3)
- Шкатулка (15)
- праздники (24)
- новый год (21)
- психология (23)
- Россия (104)
- дворцы (2)
- РПЦ (20)
- рукоделия (23)
- журналы (9)
- Советы (211)
- Садоводу (76)
- ссылки по рукоделию (15)
- ссылки по вязанию (9)
- уголок рукоделия (7)
- удивительно (10)
- учеба (9)
- Уютный дом (190)
- кухня (55)
- чистота (85)
- шторы (6)
- Франция (2)
- история (1)
- цветосочетание (13)
- Шитье (495)
- головные уборы (20)
- сумки (243)
- тапки (35)
- этикет (3)
- Юмор (2)
- япония (3)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Северный цветной узорный орнамент в вязании
Северный цветной узорный орнамент в вязании.
Вяжем варежки и чулки .
Вязаные варежки рукодельницы из Северодвинска Надежды Красновой можно купить здесь и заказать здесь Северное узорное вязание сохраняет глубокую традицию эпического образа. В районах Архангельской области (особенно в Лешуконском, Мезенском и Пинежском) распространено вязание цветного узорного орнамента на чулках и рукавицах (варежках). Здесь сложились типы геометрического орнамента, имеющие общие корни с мотивами узорного ткачества. И, как говорят мастерицы, нет ни одного тканого узора, который нельзя было бы вывязать на спицах. Из поколения в поколение передавались не только приемы вязания, но и характерные для каждой местности узоры и цветовая гамма. Они служили своего рода «паспортом» по ним определяли из какой местности человек. В Пинежье эти особенности сохранились до сих пор в орнаментации, в порядке расположения узоров на изделиях, в расцветке . Схемы орнаментирования вязаных изделий условно можно разделить на три группы: — Однообразный крупный орнаментированный мотив по одноцветному контрастному фону. Нередко одна схема дается в сочетании с другой. Северные народные узоры очень технологичны и построены так, что нить по изнанке тянется не более, чем на 5 петель и редко через семь. Все узоры начинаются со счета петель 3 — 3:3 , т.е. первый ряд всегда вяжется петлями двух цветов, три петли одного цвета чередуются с тремя етлями другого. Эта закономерность сохраняется на протяжении всего узора и обязательно повторяется через два ряда в третьем; зная об этой особенности можно восстановить любой узор, даже очень сложный. При всем многоцветье узоров в работе одновременно заняты нити двух цветов. А в три цвета вяжут только опытные вязальщицы, т.к. по изнанке нити провисают и их обязательно надо закреплять. Расцветка вязаных изделий зависит от того, какими узорами они украшены. Сетчатые узоры из простых мотивов обычно вяжутся двумя цветами (черно-белыми, черно-желтыми, сине-красными, желто-бордовыми и т.д.). В орнаменте часто встречается ромб с двумя отростками на каждом углу, включаемый в диагональную сетку. В вязаных изделиях крупный узор разделяется цветом на множество поперечных полос. Варежки делаются сплошь узорные, кроме резинки, связанной в полоску. Чулки вяжутся целиком узорные, иногда узором покрывается только их верхняя часть. Мотивы семеричных бордюров Семеричные бордюры одного изделия обычно бывают двух видов: желто-черные часто с красными вкраплениями и зелено- Варежки с семеричными узорами и «рубцом» красные, могут быть с белыми вкраплениями. Окаймляющие бордюры одного изделия тоже по расцветке двояки: красно-белые и черно-желтые (белые), причем цвета должны повторяться через узор, т.е. если вяжется окаймляющий бордюр красно-белого цвета, семеричный бордюр должен быть черно-желтый, но в следующем семеричном бордюре должны быть обязательно красно-белые цвета. Иногда белый цвет заменялся на зеленый и оставался только вкраплениями в центре узора, тогда как окаймляющий бордюр вязался красно-белым для придания вещи нарядности. В Пинежском орнаменте представлены семеричные бордюры из мотивов. Варежки: способ вязания, узоры, обереги Варежки обычно выполняют по кругу на пяти спицах: на четырех находятся петли, а пятой вяжут . Вязать варежки начинают с резинки 2×2; 1×1; 2×1 (2 петли лицевые, 2 изнаночные и т.д.) полосами произвольной ширины и цветов пряжи на высоту примерно 4-5 см. Закончив резинку, приступают к вывязыванию рисунков. Все узоры начинаются одинаково. Три петли одним цветом, три петли —другим. Поэтому, когда рассчитываем перед началом вязания количество петель для варежки и узор, общее количество петель должно делиться на двадцать, для того чтобы легче было распределить их на четыре спицы. Теперь вяжем по часовой стрелке по внешней стороне круга чулочной вязкой по схеме до основания большого пальца. Спица, с которой мы начали вывязывание орнамента, считается первой, а соединение узора, или срост, на варежке должно находиться на ребре ладони. Это место считается наиболее незаметным при носке варежки. Соответственно с этим отверстие для большого пальца правой руки мы делаем на третьей спице, предварительно провязав 2 (или 3, если большой размер варежки) петли, снимаем 9-10 петель на булавку и снова набираем столько же петель. Если у нас в работе две нити, набираем их по очереди, чтобы они не провисали. Отверстие для большого пальца для левой руки мы делаем на четвертой спице, сначала сняв 9-10 петель и набрав их вновь, но при этом также оставляем на спице 2-3 петли с края, которые и провязываем. Эти петли нужны для того, чтобы палец не получился на боку (ребре) варежки. Закончить варежку можно несколькими способами. Наиболее старинный способ — провязывание каждых двух первых петель на каждой из четырех спиц в каждом ряду. В современной практике этот способ используется при вязании носков. Современные северные мастерицы-вязальщицы используют при работе способ заканчивания варежки «мыском» или «домиком», потому что конец законченной варежки напоминает крышу дома. В этом случае провязываем вместе в каждом ряду первые петли в начале первой и третьей спиц за заднюю стенку и последние второй и четвертой за переднюю. Когда на спицах остается четыре петли (на каждой по одной) их стягивают на одну нить и закрепляют. Большой палец удобнее вязать на трех спицах. Узор для него выбирают простой, типа шахмат, лесенки или крапинок. Иногда его Варианты вязки узоров на большом пальце варежек вяжут одноцветным, но в этом случае палец получается не таким теплым и быстро протирается. Размер варежек определяется не только выбранным узором, но и толщиной пряжи, и плотностью вязания. Варежки всегда стараются связать плотными, чтобы были теплее. Для этого на Пинеге пользуются так называемым «бабушкиным вязанием». Все рукавицы и чулки вяжут, как в старину, не с пальца, а с накидом, т.е. каждый раз накидывают нить на спицу, а не снимают ее с пальца. В результате этого получается более плотный узор, ровнее петли и соответственно орнамент. Вариант узора варежки с мезенским узором. Распространен на Пинеге Для вязания орнаментов пользуются пряжей из овечьей шерсти натуральной окраски, но чаще крашеной. С давних времен мастерицы пользовались естественными красителями, главным образом растительного происхождения, но постепенно их заменили анилиновые. Современные мастерицы пользуются уже ими, и только отдельные старые мастера сохраняют секреты приготовления натуральных красителей. Часто орнамент вяжут одним цветом, а фон — полосатым. Иногда меняют и цвет узоров, и цвет фона —такие варежки распространены в основном в Лешуконском районе. Постепенно в ходе веков менялась, совершенствуясь технология, но темы изображений, рисунки и знаки наносимые на предметы ремесла, охранялись традицией. Их не меняли, потому что все они несли смысловую нагрузку, имели определенное значение, часто магическое, заюганательное. Было страшно их изменять, так как магия играла ведущую роль в верованиях язычников и эти рисунки и должны были свято охраняться, они дожили в народном искусстве до наших дней. Узоры орнамента — это не просто украшение, надуманные завитушки, нет, это запечатленный рассказ о далеком прошлом, и только так следует их воспринимать. Например, так называемый меандр, напоминающий прямоугольно загнутый крючок, изначально был нанесен самой природой на поверхностный слой дентина — вещества бивня. А с бивней мотив меандра перешел на другие вещи. И на русском севере он встречается не только в археологических раскопках древнейших стоянок, но и на варежках, рубахах, полотенцах всех последующих веков.Эти мотивы напоминают свастику. Этот знак выражал привет, пожелание благополучия. Ведь в переводе с санскритского свастика объясняется как «дарующий все хорошее, приносящий счастье». Знаком свастики, начиная с глубокой древности, у предков славян и арьев стал обозначаться свет, солнце как источник жизненного счастья, да и самой жизни. Этот знак прослеживается от Архангельска до Бенареса. В Индии он распространен очень широко — им украшают одежду, дома. На севере существовало два вида свастики: женская и мужская. Женская — против часовой стрелки, мужская — по часовой. Узоры придавали вещам магическую силу: чулки и рукавицы должны были защищать не только от холода, но и от всяческих бед и напастей. Кроме этого существовал специальный прием, при выполнении которого удваивалась магическая сила оберега. Этот прием называется вывязывание обручка (на верхнем фото — в центре, на нижнем — слева). Обручок —перевив из двух или более ниток обычно контрастного цвета, выполняемый после окончания вывязывания резинки и до начала вывязывания орнамента. Для того чтобы получился обручок берем два клубк ниток и по очереди от двух клубков начинаем провязывать ряд изнаночными петлями, при этом нити находятся перед работой и сначала вяжется вторая нить от спицы. Провязанная петля снимается, на правую спицу, а нити после этого меняются местами, сейчас нить, которая была первой, становится второй, провязываем ее тоже изнаночной петлей,при этом нить идет сверху предыдущей и как бы обвивает ее. Так продолжаем по всему периметру рукавицы, В результате получается как бы шнурок, скрученный из двух или более ниток, прикрепленный к рукавице. Он и является оберегом. Наиболее старинный способ вязания рукавиц — с рубцами — плотная горизонтальная вязка, состоящая из 3-4 полос, где каждая полоса — два вязанных ряда. Рубец вяжется вместо резинки сразу из двух клубков. Набираем на спицы число петель, которое рассчитано так же, как и у предыдущей варежки, берем два клубка ниток одного цвета, первый ряд вяжем изнаночными петлями двумя нитками через петлю (первую петлю вяжем ниткой из первого клубка, вторую — из второго, третью снова из первого и т.д.), при этом нитки меняются местами перед работой, т.е. находятся перед вязанием. Второй ряд вяжем лицевыми петлями из одного клубка. Каждые 2 ряда, связанные этим способом, представляют собой один ряд «рубца». При вязании «рубца» надо учитывать, что все петли вяжутся с накидом или «бабушкиным способом», а не так, как мы привыкли сейчас вязать с пальца. Закончив «рубец», варежку вяжут тем же способом, что и варежку с резинкой. Если варежка вяжется одним крупным узором, то его надо просто увеличить на высоту резинки, провязав вместо нее узор. Если же варежка вяжется семеричными узорами, то начинается она с окаймляющего бордюра, затем семеричный узор и так далее. Заканчивается варежка также окаймляющим бордюром и «мыском». В старинных варежках, связанных семеричными узорами, большой палец и конец варежки были одноцветными . Ниже приводятся схемы узоров сетчатого и мезенского орнаментов, а также семеричные узоры, которые используются при вязании чулок и варежек на Пинежье. Узор «Куколки» или «Крестики на поперечине» Семеричный узор. Местное название «Косы коленки» | |||