Северные орнаменты для вязания

Северное узорное вязание

Узорное вязание – один из самых распространённых видов бытового народного рукоделия, возможно поэтому он остался малоизученным. В XIX — ХХ вв. ручное вязание наряду с ткачеством служило для изготовления одежды, а также для украшения предметов быта — одеял, покрывал.

Как самостоятельный вид орнаментального искусства узорное вязание получило большое распространение на Русском Севере, на территории современной Архангельской области. Здесь сложились типы геометрического орнамента, имеющие общие корни с традиционными мотивами узорного ткачества. Суровый климат края вызывал постоянную потребность в теплых шерстяных вещах, особенно в чулках и рукавицах. Им отводилась большая роль в обрядах. Девушки, готовя себе приданое, вязали до сорока пар рукавиц, чтобы в день свадьбы подарить их родне мужа. Не только от холода, но и от всяческих бед и напастей должны были защитить покрытые орнаментами чулки и рукавицы.

Передавая из поколения в поколение приемы вязки и сами узоры, мастерицы из северных деревень донесли до наших дней искусство, столь же необходимое теперь, как и прежде. В современном архангельском вязании продолжают жить геометрические мотивы, воплощающие древние символы и образы народного творчества.

Образцов дореволюционного вязания практически не сохранилось. Одежда интенсивно эксплуатировалась, и многое, что приберегалось лишь для праздников, износилось в годы лихолетий и войн. Вязать же новые образцы варежек, тёплых ботинок, платков, кофт, одеял было некогда, да и некому. Представить красоту и орнаментальное богатство народного творчество можно по образцам, выполненным потомственными мастерицами уже в конце XX века.


Ф.Ф.Осташева. Чулок. 1962.
Русский музей

Орнамент чулка состоит из поперечных полос с рядами мелких геометрических фигур, представляющих собой различные комбинации из углов. Давнее соседство русских и коми и взаимовлияния их культур сказались на орнаментальном искусстве вязания. Отдельные элементы подобных узоров встречаются также на чулках и рукавицах из Лешуконского района.


Рукавицы из собрания Русского музея. 1970-1980-е годы.

В рукавицах, как правило, один или два крупных цельных мотива покрывают всю поверхность предмета. Темный узор четко выделяется на светлом фоне или на фоне разноцветных поперечных полос. Характерны также узоры из частей мотивов различного цвета, которые можно «прочитать» рядами. Но и они непременно образуют единый нерасчлененной мотив. Узоры имеют свои местные названия. Очень распространенный мотив солнечного символа называется «знак», «большая звезда», «лапочки в коленках». Фигура из пяти соединенных вершинами ромбиков — «лягушка». Ромб с косым крестом внутри — «околенка». Ромб с продленными сторонами — «меленка». Эти и другие мотивы варьируются в разнообразных комбинациях с «крючками» и «гребешками». Известное в ткачестве геометризованное изображение женской фигуры из ромбов и крючков воплотилось в рукавицах под названием «куколки».

Еще одна отличительная особенность северного вязания — его многоцветность. В подборе цветовых сочетаний отсутствует строгая система. Как правило, вяжут из тех ниток, какие есть в доме. Здесь проявляется индивидуальная фантазия и художественное чутье каждой мастерицы. Сочетания цветов всегда звучные, Контрастные, например, красное с зеленым, синим и желтым. Один из самых любимых у сегодняшних мастериц — ярко-малиновый или, как они говорят, «аленький» цвета.

В узорном вязании с его многоцветием, выражающим радостное восприятие окружающего, древними мотивами, воплощающими извечные представления о жизни, продолжают развиваться исконные черты русского народного искусства. Источник их развития заключается в жизнелюбии и большой душевной щедрости жителей северных сел и деревень, а также в их постоянной тяге к творчеству.

Литература:
1. Т.И.Шлык. Кладовая сокровищ. — В кн.: Мезень — край поморский. Архангельск, 1980.
2. Л.С.Грибова. Узорное вязание. — В кн.: Декоративно-прикладное искусство народов коми. М., 1980, с.4, 93 — 98.
3. Т.Б.Васильева. Вязание. — В кн.: Русское народное искусство в собрании Государственного русского музея. Л., 1984, с. 263-264.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Excel (1)
  • (0)
  • Америка (47)
  • Англия (22)
  • Британская монархия (4)
  • драгоценности Британской королевской семьи (3)
  • поместья и парки (6)
  • Архитектура (1)
  • вышивка (111)
  • вязание (6)
  • Вязание крючком (163)
  • журналы (48)
  • Вязание мехом (11)
  • Вязание на спицах (2233)
  • журналы азиатские (161)
  • журналы на немецком (19)
  • журналы на английском (9)
  • юбки (5)
  • журналы иностр. (1)
  • варежки, носки (156)
  • жилет, пончо (52)
  • журналы (416)
  • ленивые узоры (20)
  • малышам (1)
  • обувь,следки (95)
  • платки,шарфы,снуды,шали (297)
  • Пуловеры (321)
  • сумки (44)
  • узоры (252)
  • уроки (180)
  • условные обозначения (9)
  • шапки (202)
  • шапки ажурные (39)
  • шапки детские (3)
  • шапки детские (1)
  • шапки жаккардовые (5)
  • шапки журналы, книги (14)
  • шапки с мехом (3)
  • шапки теория (5)
  • шапки теплые (44)
  • шапки-ушанка (8)
  • Галерея мастериц (1)
  • Германия (3)
  • Домашнему мастеру (7)
  • Кладовка (1)
  • Драгоценности (2)
  • Здоровье (293)
  • Аппликатор Кузнецова (1)
  • дорогие лекарства (3)
  • Инсульт (10)
  • Израиль (30)
  • Интерьеры (38)
  • Искусство (71)
  • (1)
  • история костюма (29)
  • Китай (2)
  • компьютер (78)
  • Косметика (107)
  • косметика2 (147)
  • брови, ресницы (2)
  • волосы (20)
  • гимнастика тела (1)
  • зубы (1)
  • маски,лосьоны, кремы (57)
  • массаж, гимнастика лица (8)
  • ноги (13)
  • Парфюм (4)
  • продукты для косметики (22)
  • разные советы (9)
  • руки (10)
  • угри (1)
  • уход после 40 (5)
  • чистка лица, скрабы (6)
  • шея (5)
  • Кулинария (339)
  • печенье постное (4)
  • Лиру (24)
  • макраме (2)
  • мир (164)
  • музыкотерапия (1)
  • Онкология (4)
  • Свекла в онкологии (1)
  • ХИМИОТЕРАПИЯ (1)
  • Чтобы болезнь не вернулась (1)
  • Парки и сады (1)
  • Плетение из газет (36)
  • Поделки (230)
  • макраме (3)
  • Шкатулка (15)
  • праздники (24)
  • новый год (21)
  • психология (23)
  • Россия (104)
  • дворцы (2)
  • РПЦ (20)
  • рукоделия (23)
  • журналы (9)
  • Советы (211)
  • Садоводу (76)
  • ссылки по рукоделию (15)
  • ссылки по вязанию (9)
  • уголок рукоделия (7)
  • удивительно (10)
  • учеба (9)
  • Уютный дом (190)
  • кухня (55)
  • чистота (85)
  • шторы (6)
  • Франция (2)
  • история (1)
  • цветосочетание (13)
  • Шитье (495)
  • головные уборы (20)
  • сумки (243)
  • тапки (35)
  • этикет (3)
  • Юмор (2)
  • япония (3)
Читайте также:  Схема вязания калл крючком

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Северный цветной узорный орнамент в вязании

Северный цветной узорный орнамент в вязании.

Вяжем варежки и чулки .

«Заслоночки» — семеричный узор

Семеричный узор для вязания варежек, чулок

Широкий узор, используемый в чулках. Может быть также и сетчатым и использоваться самостоятельным орнаментом

(По материалам статьи Галины Баландиной «Традиционные женские ремесла Пинежья» из книги «Рукоделие», АО «АСЦЕНДЕНТ», М. 993)

Вернуться наверх

Вязание перчаток. Орнамент на перчатках

(Источник: журнал «Kasitoo» №11/1976, Кунст, Таллин)

Начинающей вязальщице следует сделать предварительно образец вязки, так как число петель для перчатки должно быть еще точнее, чем для варежки.

Делая набор петель, надо учитывать стягивается ли вязка («виккель» и жгут) или же значительно растягивается в ширину (ажурная и патентная). Тыльная сторона руки шире ладони, поэтому набирается больше. При одинаковом рисунке на верхней стороне набирают на три петли больше (дополнительные петли). Если рисунок вязки позволяет, то эти три петли вяжутся до конца и остаются в промежутке между пальцами. Желательно эти петли пометить, тогда проще будет вывязывать пальцы. Ажурный узор расширяет изделие. К ажурной тыльной стороне перчатки при лицевой вязке ладони петли не прибавляют. При узорах «винкель» и жгут к тыльной стороне перчатки добавляют более трех петель — в зависимости от ширины рисунка и эластичности вязки.
Перчатку, рисунок которой начинается от запястья и кончаетя на пальцах, вязать труднее (см. рис. 5). Поэтому уже вначале нужно знать распределение петель для пальцев и разметку узора. Если узор с тыльной cтopоны перчатки продолжается на пальцах, надо рассчитать, чтобы он приходился на середину пальцев. Независимо от ширины запястья число петель для вязывания основной части должно сответствовать узору. Простейший способ распределения петель на пальцы: петли разделить надвое, для тыльной стороны на 3 петли больше. По обе стороны от ycловных боковых линий отсчитываются по 2—3 петли, остальные распределяют на тыльной стороне и ладони для пальцев.
Правильное расположение большого пальца такое, когда в начале cnицы провязывается 2—3 петли (для правой перчатки).
Вязаная перчатка должна выглядеть так же, как кожаная, то есть на каждом пальце должно быть четыре грани: верхняя, нижняя и боковые. Надо также помнить и о толщине кисти, то есть о ее боках.
Большой бок (со стороны указатьного пальца) равен грани пальца или на 1—2 петли уже. Малый бок (со стороны мизинца) — на 1—2 петли уже большого. Распределение на пальцы происходит следующим образом: набранные петли разделить на десять частей — 4 части на пальцы с тыльной стороны, 4 — на пальцы со стороны ладони и 2 на бока. Количество петель каждой части зависит от рисунка перчатки, причем тыльную часть нельзя обуживать.
Например, если число петель 62, то 62 — 3:10. Это значит: 62 — 3 (дополнительные петли на тыльную сторону), полученное число разделить на десять. На 9 частей приходится по 6 петель и на одну — 5, она будет для стороны у мизинца. На пальцы с тыльной стороны будет 27 (4х 6+3) петель, со стороны ладони 24 (4х6), на большой бок — 6 и на малый — 5 петель.
Если число петель точно не делится, то, например, на мизинце может быть меньше петель или на других пальцах больше. После распределения петель на пальцы надо точно отметить промежутки между пальцами и ширину боков, тогда позднее гораздо проще соединять пальцы.
Вязание перчатки начинается от запястья (как вязание варежки). Простую перчатку (без клина на большом пальце) вязать до пальцев так же, как варежку. Вязание клина большого пальца (см. рис. 6) начинается или вслед за запястьем или на 1 см выше. Обычно клин образуется воздушными петлями (в вязке остаются дырочки). Прибавление петель начинается с края ладони у большого бока. Связать одну воздушную петлю, затем две петли основной вязкой, опять воздушную петлю. Дальше — основной вязкой. За каждым кругом с прибавлением вязать 3—4 круга без прибавления. Каждый следующий круг с прибавлением увеличивается на две петли в промежутке между дырочками. Связав клин нужной высоты его петли берут на нить (см. рис. 7). В следующем ряду на их месте набирают новые петли (примерно половина снятых петель) и вяжут дальше. После отверстия большого пальца провязать 2—3 круга, затем на одной стороне большого пальца провязать две петли вместе, на второй — тоже. За уменьшенным кругом следует один круг без уменьшения. Тек вязать, пока останется столько же петель, сколько было до начала вывязывания клина большого пальца. После этого вязать до мизинца (высоту вязки получают по образцу). Если распределение на пальцы сделано заранее, то вязать их проще. Мизинец начинается ниже, чем другие пальцы, поэтому его петли берут на нитку (с верхней, нижней и боковых частей, см. рис. 8). Затем набирают петли для промежутка у пальца.
Промежуток у пальца (см. рис. 8) соединяет петли ладони и тыльной стороны в один круг. Промежуточные петли свободно набираются на вязальной нитью. Промежуточными петлями нужно придать пальцу соответствующую ширину. Другие пальцы начинаются выше мизинца, поэтому надо связать 3 круга и затем взять на нитку петли среднего пальца.
Указательный палец вяжется первым. Верхняя, нижняя грани и бок. Петли на ладони и тыльной части в отмеченных местах соединяются промежуточными петлями в один круг. Начало пальца должно быть просторным, во втором-третьем круге можно убавить лишние петли. Так как палец к ногтю тоньше, то надо еще на половине высоты его убавлять петли. Уменьшение делается по бокам пальца или на ладони, реже — сверху. Но если нужно уменьшать из-за рисунка, то следует делать это так, чтобы рисунок получился правильным. Палец вяжется до ногтя, затем петли снимают. Вязание конца пальца заканчивается на трех спицах. В конце каждой спицы провязывается по 2 петли вместе, пока на спице не останутся 2 петли.
Последние 5—6 петель стягиваются иголкой с ниткой. Конец нити закрепляется на внутренней стороне. Для вязания других пальцев соответствующие петли берутся на спицы, где нужно — набираются промежуточные, и пальцы вяжутся до конца. Открытые петли большого пальца берутся на три спицы. С верхнего края отверстия берут столько петель, сколько сделано, в дополнение к ним с двух сторон по бокам еще надо прибавить по 1—2 петли. После 2—4 кругов снимают с обеих сторон по одной петле. При необходимости снимают петли и дальше — в основном снизу. Конец вывязывается так же, как на всех пальцах перчатки.
Наконец, перчатку проглаживают через влажную ткань. Если она связана правильно, то после глажения мизинец окажется сверху.

Узоры, мотивы орнамента на перчатках используются те же, что и при цветном вязании элементов верхней одежды ( джемпера, жилеты).Посмотреть схемы орнамента можно на странице форума, «Вяжем спицами сами» .

Оцените статью

Вязаные варежки рукодельницы из Северодвинска Надежды Красновой можно купить здесь и заказать здесь

Северное узорное вязание сохраняет глубокую традицию эпического образа. В районах Архангельской области (особенно в Лешуконском, Мезенском и Пинежском) распространено вязание цветного узорного орнамента на чулках и рукавицах (варежках). Здесь сложились типы геометрического орнамента, имеющие общие корни с мотивами узорного ткачества. И, как говорят мастерицы, нет ни одного тканого узора, который нельзя было бы вывязать на спицах. Из поколения в поколение передавались не только приемы вязания, но и характерные для каждой местности узоры и цветовая гамма. Они служили своего рода «паспортом» по ним определяли из какой местности человек. В Пинежье эти особенности сохранились до сих пор в орнаментации, в порядке расположения узоров на изделиях, в расцветке .

Схемы орнаментирования вязаных изделий условно можно разделить на три группы:

— Однообразный крупный орнаментированный мотив по одноцветному контрастному фону.
— Однообразный одноцветный мотив по двухцветному или многоцветному фону, состоящему из цветных горизонтальных полос равной ширины.
— Несколько орнаментальных мотивов, расположенных горизонтальными бордюрами один над другим,на контрастных полосах.

Нередко одна схема дается в сочетании с другой. Северные народные узоры очень технологичны и построены так, что нить по изнанке тянется не более, чем на 5 петель и редко через семь. Все узоры начинаются со счета петель 3 — 3:3 , т.е. первый ряд всегда вяжется петлями двух цветов, три петли одного цвета чередуются с тремя етлями другого. Эта закономерность сохраняется на протяжении всего узора и обязательно повторяется через два ряда в третьем; зная об этой особенности можно восстановить любой узор, даже очень сложный. При всем многоцветье узоров в работе одновременно заняты нити двух цветов. А в три цвета вяжут только опытные вязальщицы, т.к. по изнанке нити провисают и их обязательно надо закреплять.

Расцветка вязаных изделий зависит от того, какими узорами они украшены. Сетчатые узоры из простых мотивов обычно вяжутся двумя цветами (черно-белыми, черно-желтыми, сине-красными, желто-бордовыми и т.д.).

В орнаменте часто встречается ромб с двумя отростками на каждом углу, включаемый в диагональную сетку. В вязаных изделиях крупный узор разделяется цветом на множество поперечных полос. Варежки делаются сплошь узорные, кроме резинки, связанной в полоску. Чулки вяжутся целиком узорные, иногда узором покрывается только их верхняя часть.

Мотивы семеричных бордюров

Семеричные бордюры одного изделия обычно бывают двух видов: желто-черные часто с красными вкраплениями и зелено-

Варежки с семеричными узорами и «рубцом»

красные, могут быть с белыми вкраплениями. Окаймляющие бордюры одного изделия тоже по расцветке двояки: красно-белые и черно-желтые (белые), причем цвета должны повторяться через узор, т.е. если вяжется окаймляющий бордюр красно-белого цвета, семеричный бордюр должен быть черно-желтый, но в следующем семеричном бордюре должны быть обязательно красно-белые цвета. Иногда белый цвет заменялся на зеленый и оставался только вкраплениями в центре узора, тогда как окаймляющий бордюр вязался красно-белым для придания вещи нарядности. В Пинежском орнаменте представлены семеричные бордюры из мотивов.

Варежки: способ вязания, узоры, обереги

Варежки обычно выполняют по кругу на пяти спицах: на четырех находятся петли, а пятой вяжут .

Вязать варежки начинают с резинки 2×2; 1×1; 2×1 (2 петли лицевые, 2 изнаночные и т.д.) полосами произвольной ширины и цветов пряжи на высоту примерно 4-5 см. Закончив резинку, приступают к вывязыванию рисунков. Все узоры начинаются одинаково. Три петли одним цветом, три петли —другим. Поэтому, когда рассчитываем перед началом вязания количество петель для варежки и узор, общее количество петель должно делиться на двадцать, для того чтобы легче было распределить их на четыре спицы.

Теперь вяжем по часовой стрелке по внешней стороне круга чулочной вязкой по схеме до основания большого пальца. Спица, с которой мы начали вывязывание орнамента, считается первой, а соединение узора, или срост, на варежке должно находиться на ребре ладони. Это место считается наиболее незаметным при носке варежки.

Соответственно с этим отверстие для большого пальца правой руки мы делаем на третьей спице, предварительно провязав 2 (или 3, если большой размер варежки) петли, снимаем 9-10 петель на булавку и снова набираем столько же петель. Если у нас в работе две нити, набираем их по очереди, чтобы они не провисали.

Отверстие для большого пальца для левой руки мы делаем на четвертой спице, сначала сняв 9-10 петель и набрав их вновь, но при этом также оставляем на спице 2-3 петли с края, которые и провязываем. Эти петли нужны для того, чтобы палец не получился на боку (ребре) варежки.

Закончить варежку можно несколькими способами. Наиболее старинный способ — провязывание каждых двух первых петель на каждой из четырех спиц в каждом ряду. В современной практике этот способ используется при вязании носков. Современные северные мастерицы-вязальщицы используют при работе способ заканчивания варежки «мыском» или «домиком», потому что конец законченной варежки напоминает крышу дома. В этом случае провязываем вместе в каждом ряду первые петли в начале первой и третьей спиц за заднюю стенку и последние второй и четвертой за переднюю. Когда на спицах остается четыре петли (на каждой по одной) их стягивают на одну нить и закрепляют.

Большой палец удобнее вязать на трех спицах. Узор для него выбирают простой, типа шахмат, лесенки или крапинок. Иногда его

Варианты вязки узоров на большом пальце варежек

вяжут одноцветным, но в этом случае палец получается не таким теплым и быстро протирается.

Размер варежек определяется не только выбранным узором, но и толщиной пряжи, и плотностью вязания. Варежки всегда стараются связать плотными, чтобы были теплее. Для этого на Пинеге пользуются так называемым «бабушкиным вязанием». Все рукавицы и чулки вяжут, как в старину, не с пальца, а с накидом, т.е. каждый раз накидывают нить на спицу, а не снимают ее с пальца. В результате этого получается более плотный узор, ровнее петли и соответственно орнамент.

Вариант узора варежки с мезенским узором. Распространен на Пинеге

Для вязания орнаментов пользуются пряжей из овечьей шерсти натуральной окраски, но чаще крашеной. С давних времен мастерицы пользовались естественными красителями, главным образом растительного происхождения, но постепенно их заменили анилиновые. Современные мастерицы пользуются уже ими, и только отдельные старые мастера сохраняют секреты приготовления натуральных красителей.

Часто орнамент вяжут одним цветом, а фон — полосатым. Иногда меняют и цвет узоров, и цвет фона —такие варежки распространены в основном в Лешуконском районе.

Постепенно в ходе веков менялась, совершенствуясь технология, но темы изображений, рисунки и знаки наносимые на предметы ремесла, охранялись традицией. Их не меняли, потому что все они несли смысловую нагрузку, имели определенное значение, часто магическое, заюганательное. Было страшно их изменять, так как магия играла ведущую роль в верованиях язычников и эти рисунки и должны были свято охраняться, они дожили в народном искусстве до наших дней.

Узоры орнамента — это не просто украшение, надуманные завитушки, нет, это запечатленный рассказ о далеком прошлом, и только так следует их воспринимать.

Например, так называемый меандр, напоминающий прямоугольно загнутый крючок, изначально был нанесен самой природой на поверхностный слой дентина — вещества бивня. А с бивней мотив меандра перешел на другие вещи. И на русском севере он встречается не только в археологических раскопках древнейших стоянок, но и на варежках, рубахах, полотенцах всех последующих веков.Эти мотивы напоминают свастику. Этот знак выражал привет, пожелание благополучия. Ведь в переводе с санскритского

свастика объясняется как «дарующий все хорошее, приносящий счастье». Знаком свастики, начиная с глубокой древности, у предков славян и арьев стал обозначаться свет, солнце как источник жизненного счастья, да и самой жизни. Этот знак прослеживается от Архангельска до Бенареса. В Индии он распространен очень широко — им украшают одежду, дома. На севере существовало два вида свастики: женская и мужская. Женская — против часовой стрелки, мужская — по часовой.

Узоры придавали вещам магическую силу: чулки и рукавицы должны были защищать не только от холода, но и от всяческих бед и напастей. Кроме этого существовал специальный прием, при выполнении которого удваивалась магическая сила оберега. Этот прием называется вывязывание обручка (на верхнем фото — в центре, на нижнем — слева).

Обручок —перевив из двух или более ниток обычно контрастного цвета, выполняемый после окончания вывязывания резинки и до начала вывязывания орнамента. Для того чтобы получился обручок берем два клубк ниток и по очереди от двух клубков начинаем провязывать ряд изнаночными петлями, при этом нити находятся перед работой и сначала вяжется вторая нить от спицы. Провязанная петля снимается, на правую спицу, а нити после этого меняются местами, сейчас нить, которая была первой, становится второй, провязываем ее тоже изнаночной петлей,при этом нить идет сверху предыдущей и как бы обвивает ее. Так продолжаем по всему периметру рукавицы, В результате получается как бы шнурок, скрученный из двух или более ниток, прикрепленный к рукавице. Он и является оберегом.

Наиболее старинный способ вязания рукавиц — с рубцами — плотная горизонтальная вязка, состоящая из 3-4 полос, где каждая полоса — два вязанных ряда. Рубец вяжется вместо резинки сразу из двух клубков. Набираем на спицы число петель, которое рассчитано так же, как и у предыдущей варежки, берем два клубка ниток одного цвета, первый ряд вяжем изнаночными петлями двумя нитками через петлю (первую петлю вяжем ниткой из первого клубка, вторую — из второго, третью снова из первого и т.д.), при этом нитки меняются местами перед работой, т.е. находятся перед вязанием. Второй ряд вяжем лицевыми петлями из одного клубка. Каждые 2 ряда, связанные этим способом, представляют собой один ряд «рубца».

При вязании «рубца» надо учитывать, что все петли вяжутся с накидом или «бабушкиным способом», а не так, как мы привыкли сейчас вязать с пальца.

Закончив «рубец», варежку вяжут тем же способом, что и варежку с резинкой. Если варежка вяжется одним крупным узором, то его надо просто увеличить на высоту резинки, провязав вместо нее узор.

Если же варежка вяжется семеричными узорами, то начинается она с окаймляющего бордюра, затем семеричный узор и так далее. Заканчивается варежка также окаймляющим бордюром и «мыском». В старинных варежках, связанных семеричными узорами, большой палец и конец варежки были одноцветными .

Ниже приводятся схемы узоров сетчатого и мезенского орнаментов, а также семеричные узоры, которые используются при вязании чулок и варежек на Пинежье.

Узор «Куколки» или «Крестики на поперечине»

Семеричный узор. Местное название «Косы коленки»