Рыбацкий штык схема вязания

Узлы «штык»: их разновидности и схемы вязания

Морское или рыбацкое дело просто не может обходиться без узлов. Опытный рыбак всегда сможет надежно объединить разные виды лески, привязать крючок или другие снасти.

Очень полезно знание различных узлов для тех, кто ходит рыбачить в море. Нужно знать, как завязать узел, чтобы он не развязался в неподходящий момент. Узлы «штык» позволяют создавать незатягивающуюся петлю, они очень просты в исполнении, но крепки и достаточно надежны.

Полезное об узлах

Узлом называют старинный способ соединения одной или нескольких веревок. Это происходит за счет переплетений и связывания «корневого» и «ходового» концов веревки, лески или каната.

Корневой конец – та часть троса, которая зафиксирована в неподвижном состоянии. Он представляет собой незакрепленную часть веревки, с помощью которой мы и получаем определенный узел.

Все узлы принято разделять на определенные группы по назначению. Узлы «штык» являются незатягивающимися. Чаще всего их используют в рыболовном и морском деле.

Разновидности

Из узлов, которые не затягиваются, именно полуштык является наиболее простым в исполнении. Делают его так им образом: вокруг опоры обносят ходовой конец, затем его же оплетают вокруг коренного конца каната, в итоге ходовой конец нужно пропустить в петлю, которая только что образовалась. Завершают работу страховочным узлом, который вяжут ходовым концом.

Этот простой в исполнении узел способен выдержать сильную тягу. Он может переместиться к опоре, но никогда не затянется.

Этот узел получают, объединяя два полуштыка. В этом варианте число полуштыков не должно превышать 3 – этого будет достаточно, к тому же от большего их количества прочность узла выше не станет.

В данном случае использование страховочного узла является обязательным. Узлы «штык» считаются очень надежными. Они применяются, когда веревку нужно закрепить на опоре для сильной тяги (буксировка автомобиля или наведение навесной переправы).

Главным отличием этого узла от предыдущего является наличие второго шлага вокруг опоры. Наличие второго шлага сделает узел более надежным. В данном варианте также необходимо применение страховочного узла.

Якорный узел (рыбацкий штык)

Именно этот узел моряки называют самым надежным при креплении якоря к канату. Данный вариант схож с узлом «штык со шлагом», однако имеется одно существенное отличие. Веревку в «рыбацком штыке» протягивают также через второй дополнительный шлаг, который обхватывает опору. Даже при сильной тяге морской узел «штык рыбацкий» не стягивается и держит очень крепко.

Такое название получил неправильный (перевернутый) «штык». Зачастую его применяют именно туристы.

Узел «штык»: как вязать

«Простой штык» — один из наиболее простых узлов, которые не затягиваются. Чтобы правильно его выполнить, необходимо, начиная сзади, обернуть ходовой конец каната вокруг объекта. Далее его нужно обернуть вокруг коренного конца один раз и продеть в получившуюся петлю. Рабочий конец необходимо еще раз пронести поверх коренного, обернуть его и вывести через вторую образовавшуюся петлю.

Даже если коренной конец веревки будет нагружен, узлы «штык» все равно не будут затягиваться. Их всегда можно развязать, не снимая нагрузку с коренного конца.

Как завязать «двойной штык»

Якорный узел (именно так еще называют «двойной штык») — это яркий пример незатягивающихся узлов, который пользуется популярностью у моряков с давних времен, а все благодаря надежности.

Правильно его можно выполнить таким способом:

  • ходовой конец протягивают в якорное кольцо сзади;
  • через это кольцо в том же направлении ходовой конец веревки протягивают еще раз;
  • далее этот конец пускают за коренным и протягивают через две только что образовавшихся петли;
  • затем ходовой конец протягивают за коренным, а потом – перед ним, и направляют в петлю – таким образом получается полуштык;
  • в итоге узел затягивают, а два конца каната стягивают и закрепляют бечевкой.

Советы

  1. «Простой штык» не рекомендуют использовать при привязывании крючка на синтетическую леску. Если тяга будет очень большой, узел будет скользить.
  2. Узел под названием «штык со шлагом» имеет большое преимущество – его достаточно просто развязать. Хоть он и не считается надежным, моряки и рыбаки используют его довольно часто.
  3. Двойной штык – узел, который чаще всего используют для крепкого и надежного крепления троса с якорем.
  4. Нужно помнить, что правильно завязанный узел никогда не подведет. Преимущество всех видов узла «штык» заключается в том, что они никогда не развяжутся самостоятельно при натяжении. При этом, если они были завязаны правильно, их очень легко развязать.

Узел штык и все его разновидности надежны и достаточно прочны в случае, когда веревка сильно натянута. Если нагрузки на веревку носят переменный характер, узел может развязаться. Поэтому, применяя одну из разновидностей узла «штык», необходимо вязать дополнительный страховочный узел или же фиксировать ходовой конец каната бечевкой или тонким шнуром.

Узел штык

Рыбацкий узел штык, или, по-другому, якорный узел — название говорит само за себя, используется для крепления каната к рыму или к скобе якоря.

За все время существования судоходного дела, а это не одна тысяча лет, не придуман более подходящий способ для крепления якоря. Этот вариант узла чем-то схож с простым штыком или простым штыком со шлагом.

Отличие его в том, что первый из полуштыков проходит внутри шлага, который обхватывает предмет.

Разновидности

У любого рыбака любимое дело не обходится без узлов. Опытный рыбак всегда сумеет надёжно объединить в удочке несколько видов лески, привязать крепко крючок, блесну или другую снасть, зафиксировать все необходимое на леске.

С умом привязать садок под улов, чтобы тот не отвязался. Особенно полезно знание узлов тем, кто ходит рыбачить в море. Всегда необходимо владеть информацией о том, как правильно завязать узел, чтобы он не развязался в неподходящий момент.

Статья посвящена разновидностям узлов, которые найдут свое применение не только в указанных ситуациях. Каждый из узлов можно считать уникальным, так как может применяться где угодно.

Мы расскажем, что собой представляет узел, какой вид узла уместнее использовать в той или иной ситуации, а так же как правильно их вязать.

Узел – это старый способ соединения одной или более верёвок. Происходит оно с помощью связывания и переплетения «ходового» и «коренного» концов каната, веревки, лески.

Ходовым концом называется незакрепленная часть троса, которой мы образовываем узел. Коренной конец представляет собой вторую часть троса, зафиксированную в неподвижном состоянии.

Все существующие узлы разделены на группы по их назначению. В нашем рассказе речь пойдёт о незатягивающихся узлах, широко используемых в морском и даже рыболовном деле.

Штык с обносом

Штык с обносом — узел, который в несколько раз крепче по сравнению с обычным штыком с двумя шлагами. Его отличие заключается в отсутствие скольжения троса по объекту, за которым закреплен узел, и поэтому крепёж концов на этом узле необязателен.

Отсутствие скольжения даёт преимущества при резком изменении направления тяги.

Неплохо подойдет, чтобы надежно привязать садок к неподвижному объекту и даже если в воде присутствует течение, садок не развяжется и вода не заберет ваш улов.

Как правильно вязать узел штык с обносом

  • Сделайте оборот ходового конца вокруг предмета, направление: сзади наперед;
  • Протяните ходовой конец за коренным и сделайте оборот предмета теперь спереди назад;
  • Далее заведите ходовой конец над коренным, после чего выведите его за коренной и протяните в образовавшуюся петлю – у вас образуется один полуштык;
  • Повторите действия, чтобы сделать еще один полуштык;
  • Закрепите концы друг с другом бечевкой, затяните узел.

Простой штык

Этот узел получают, объединяя два полуштыка. В этом варианте число полуштыков не должно превышать 3 – этого будет достаточно, к тому же от большего их количества прочность узла выше не станет.

В данном случае использование страховочного узла является обязательным. Узлы «штык» считаются очень надежными. Они применяются, когда веревку нужно закрепить на опоре для сильной тяги (буксировка автомобиля или наведение навесной переправы).

Выполнение

Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рисунок а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рисунок б).

В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рисунок в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара.

Завязанный узел показан на рисунке г.

Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.

Штык со шлагом

Главным отличием этого узла от предыдущего является наличие второго шлага вокруг опоры. Наличие второго шлага сделает узел более надежным. В данном варианте также необходимо применение страховочного узла.

Как правильно вязать

  • Оберните объект ходовым концом вокруг объекта по направлению сзади наперед;
  • Сделайте еще два оборота в том же направлении;
  • Образуйте ходовым концом вокруг коренного полуштык;
  • Сделайте на коренном конце еще один полуштык;
  • Крепко стяните оба конца тонкой бечевкой;
  • Затяните узел.
  • Поздравляем, узел штык со шлагом готов!

Рыбацкий штык

Именно этот узел моряки называют самым надежным при креплении якоря к канату. Данный вариант схож с узлом штык со шлагом, однако имеется одно существенное отличие. Веревку в рыбацком штыке протягивают также через второй дополнительный шлаг, который обхватывает опору. Даже при сильной тяге морской узел штык рыбацкий не стягивается и держит очень крепко.

Как правильно вязать рыбацкий штык

  • Проденьте ходовой конец в якорное кольцо сзади;
  • Пропустите в кольцо в том же направлении еще один раз;
  • Проведите конец за коренным и протяните через образовавшиеся петли;
  • Проведите ходовой конец сначала «за», а потом «перед» коренным, затем направьте в петлю – образуется полуштык;
  • Затяните узел.
  • Стяните два конца каната и закрепите их бечевкой.

Простой полуштык

Простой полуштык — самый распространенный и давний вид узлов. Он имеет широкий круг применения, поскольку является одним из элементарных незатягивающихся узлов.

Сам по себе этот узел не представляет никакой надёжности, однако, с зафиксированным ходовым концом эффективно справляется с любой тягой.

Неважно, какая сила натяжения будет на узел, он ни за что не затянется, максимум он затянет петлю и тем самым передвинется к предмету.

Основной его задачей является закрепление других видов узлов.

Однако и рыбакам он может пригодиться: например, быстро привязать ваше судно к пирсу, если остановка будет недолгой, или при необходимости временно соединить части лески.

Узел штык, его варианты и способы вязания

Простой штык — это петля, сделанная на основе двух-трех полуштыков. Благодаря особым свойствам узел «штык» можно завязать и развязать, даже если веревка находится под нагрузкой. После сильных нагрузок он также легко развязывается.

Типичный штык из трех полуштыков.

Его предпочитают вязать в основном для крепления веревки к опоре, хотя возможны и другие варианты.

Простой штык — очень надежный узел. Он легко запоминается и быстро вяжется. Именно эти качества сделали его одним из самых используемых в морском деле рыбацких узлов.

Не обделили его вниманием и экстремалы: этот узел часто используют как туристический и в альпинизме – для крепления веревки к опоре при натяжении навесной переправы, поскольку развязывать веревку приходится в тот момент, когда она сильно натянута. Многие другие узлы для этого не подходят, так как могут быть развязаны, только когда веревка будет ослаблена.

В видео ниже показано, насколько легко и быстро вяжется этот узел:

Как вязать простой штык

Рассмотрим ситуацию, когда завязать простой штык необходимо на вертикально стоящей опоре.

Этот способ завязывания будет выглядеть так:

  1. Ходовой конец веревки заводится за опору слева направо.
  2. Ходовой конец перебрасывается, через коренной и заводится снизу в образовавшуюся петлю — получается так называемый полуштык.
  3. Ходовой конец отводится вправо, его середина берется в правую руку, а конец снова ведется влево, перебрасывается через коренной и просовывается снизу в новую петлю, образовывая второй полуштык, а вместе с тем формируя прямой узел «простой штык».
  4. Для надежности можно сформировать третий полуштык, но обычно двух полуштыков вполне хватает.
  5. Ходовой конец привязывается к коренному контрольным узлом. Теперь можно смело говорить о том, что веревка правильно и надежно закреплена к опоре.

Вместо контрольного узла иногда ходовой конец веревки привязывают к коренному концу веревкой меньшего диаметра. В этом случае полуштыки, формирующие простой штык, вообще не затягиваются — и крепеж без особых проблем развязывается даже после сильных нагрузок. Пример такого крепежа показан на фото ниже:

Этим часто пользуются моряки, когда крепят к опоре трос, однако в туризме я не встречал такого варианта: обычно вязание узла заканчивается формированием контрольного узла ходовым концом веревки.

Иногда, когда запас веревки большой, и поэтому неудобно вязать штык всей бухтой, этот узел вяжут сдвоенным концом. То есть свободный конец веревки в удобном месте складывают вдвое и вяжут простой штык так, как если бы вместо сдвоенного конца был одинарный.

Основные ошибки

При вязании этого узла могут быть допущены ошибки. Разберем основные из них.

Ошибка №1. При вязании двух полуштыков на коренном конце веревке получается коровий узел вместо выбленочного (другое название — «стремя»).

Это ошибка: при значительном натяжении веревки может произойти сильное затягивание узла, а значит возникнут дополнительные сложности при его развязывании.

Ошибка №2. При вязании вместо максимально рекомендуемых трех полуштыков вяжется четыре и более. На фото показана такая ошибка:

Это ошибка, так как вязание более трех полуштыков не повышает надежности крепежа, а лишь увеличивает время на его завязывание и развязывание.

Ошибка №3. На конце простого штыка не вяжется контрольный узел, а ходовой конец веревки не фиксируется на коренном рекомендуемым ранее способом.

Это ошибка, ведь без «контрольки» или фиксации ходового конца веревки крепеж при переменных нагрузках все же может развязаться.

Другие варианты штыка

Кроме простого штыка существуют и другие его разновидности, обладающие теми или иными отличиями и свойствами, позволяющими использовать их в конкретных ситуациях с максимальной эффективностью.

К ним относятся, например:

  • двойной и тройной штыковый узел;
  • рыбацкий;
  • штык с обносом;
  • мокрый полуштык;
  • обратный;
  • коечный;
  • мачтовый.

Коротко рассмотрим каждый из этих вариантов.

Двойной и тройной штыки

Также называются штыком со шлагом и с двумя шлагами соответственно.

Они отличаются от простого крепежа тем, что вместо одного оборота веревки вокруг опоры делается два или три. Ниже на фото показан штык с двумя шлагами:

А здесь — с тремя:

Благодаря дополнительным оборотам эти два варианта более надежны, поскольку воздействие на полуштыки в составе узла будет минимальным из-за силы трения веревки в местах соприкосновения с опорой, да и перетирается веревка в этом случае медленнее.

Рыбацкий штык

Также известен под названием «якорный узел», ведь именно его издавна используют для крепления якоря. Он представляет собой двойной штык, в котором первый полуштык вяжется с продеванием ходового конца в две петли, накинутые на опору.

Рыбацкий обладает теми же преимуществами по сравнению с простым узлом, что и предыдущий вариант. Однако, если вместо контрольного узла ходовой конец веревки привязать к коренному более тонкой веревкой, у него появляется дополнительное преимущество — он вообще не затягивается даже при очень сильных нагрузках.

Штык с обносом

Его схема вязания такова: в начале делается оборот ходовым концом вокруг опоры, затем он перебрасывается через коренной и снова обводится вокруг опоры, но в обратном направлении, после чего вяжутся полуштыки, как и в случае с простым узлом.

Преимущества этого узла перед простым такие же, что и у штыка со шлагом, с той только разницей, что штык с обносом немного меньше скользит при переменном направлении нагрузки, в том числе и благодаря тому, что петли веревки обхватывают опору по обе стороны от коренного конца, к которому прикладывается нагрузка.

Мокрый полуштык

Этот вариант представляет собой недовязанный штык с обносом, где вместо двух полуштыков завязывается один, причем сдвоенным ходовым концом. Вместо контрольного узла в этом случае можно ходовой конец веревки просунуть в выходящую из полуштыка петлю, образованную сдвоенным концом.

Прелесть этого узла — в легкости его развязывания.

Этот крепеж по сравнению с простым и штыком с обносом может быть легко и быстро развязан даже при очень большом натяжении веревки. Для этого достаточно ходовой конец вынуть из петли и потянуть за него.

Обратный штык

Это не что иное, как «перевернутый» штык с обносом.

Используется обратный штык в основном в морском деле, когда возникают сложности при обносе коренного конца троса вокруг опоры, к которой его необходимо крепить. Благодаря особенностям вязки этого узла, опору необходимо обойти всего один раз, в то время, как при вязании штыка с обносом, обход вокруг опоры пришлось бы совершить два раза.

Имеет те же преимущества перед простым узлом, что и штык с обносом, но по сравнению со вторым, как и было сказано ранее, при определенных условиях обратный вариант удобнее для вязки.

Коечный штык

Данный вариант предпочитали завязывать для подвешивания коек на кораблях, благодаря чему он и получил свое название.

Отличие в вязке этого узла от простого варианта сводится к тому, что вместо начального простого узла вокруг опоры вяжется восьмерка.

Возможно, у этого варианта и есть какие-то преимущества перед простым штыком, раз он пользовался большой популярностью среди моряков на протяжении долгого времени, но лично я, применяя этот крепеж на практике, таковых не обнаружил. Нашел разве что недостатки, связанные в первую очередь с более сложным и продолжительным вязанием коечного штыка.

Мачтовый штык

Мачтовый штык представляет собой два узла «стремя»: один вяжется на опоре, второй — на коренном конце веревки. Собственно, как и было замечено ранее, стремя на коренном конце веревки вяжется двумя полуштыками и в простом штыке, и в некоторых других его вариантах.

Преимущество мачтового штыка перед простым опять же заключается в дополнительных шлагах (оборотах) веревки вокруг опоры, благодаря чему веревка медленнее перетирается. Кроме того, благодаря наброшенному на опору стремени, воздействие на полуштыки, завязанные на коренном конце веревки, будет меньше, чем в других рассмотренных ранее вариантах узла.

Если на конце связать контрольный узел, то мачтовый штык затянется и крепко обожмет опору, исключая скольжение веревки в любом из направлений. Но в этом случае развязать узел будет сложнее.

Если же ходовой конец веревки после формирования мачтового штыка привязать к коренному, то узел не затянется даже при очень больших нагрузках на веревку, и после ослабления веревки сможет быть легко развязан.

Мачтовый штык — это некое сочетания двойного штыка и стремени.

Существуют и другие узлы, в названии которых присутствует слово «штык», но которые сами по себе не являются «родственниками» простому штыку. К таким узлам относятся, например, задвижной штык и плоский штык. В рамках сегодняшней темы рассматривать их не будем.

Как видим, известно множество штыков, у каждого из которых есть свои достоинства и недостатки. Однако нет смысла запоминать все варианты: для туриста или человека, увлекающегося вопросами выживания в дикой природной среде, будет достаточно запомнить два-три узла из этой категории.

Лично я рекомендовал бы к запоминанию всего один вариант — штык с обносом. На основе этого узла при необходимости легко связать простой штык, а сам узор крепежа на опоре представляет собой основу для узла УИАА и узла Прусика, которые используются для спуска и подъема по веревке. Если знать и уметь вязать штык с обносом, будет проще запомнить и эти узлы.

Читайте также:  Швы при вязании реглана от горловины
Оцените статью