Русские народные ремесла вязание

Вязание — искусство и ремесло

Вязание – что это? Трудно определить характер этого занятия, поскольку оно относится и к ремеслу, и к хобби, и к настоящему искусству. Это издавна известное занятие многих женщин. Для настоящих мастеров данный вид рукоделия действительно является искусством. Ведь при изготовлении изделия передается любовь, тепло рук и душа мастерицы. Вязаные узоры напоминают мазки художника, а кропотливый труд превращается в шедевр искусства, отличающийся своей уникальностью в любом исполнении.

Процесс вязания спицами или крючком напоминает медитацию, поэтому действует умиротворяюще, успокаивает, позволяет с пользой провести время за любимым занятием.

Любая создаваемая вещь становится творением, ведь даже для обычных носков женщина всегда тщательно подбирает узор, материалы, нитки и цвета. Чаще всего с помощью спиц вяжутся шарфы, шапки и варежки. Даже при вязании по готовым схемам, которых в интернете сегодня предостаточно, женщины не забывают вкладывать фантазию. Таким образом, всегда получается нечто особенное. Такие вещи символизируют особое тепло, которым будет наслаждаться носитель такого изделия.

Этот вид ремесла имеет весьма богатую историю. В этом виде рукоделия многие народы отражали свою индивидуальность, самобытность и особенные способы вязания. Не менее важным оставалось и изготовление пряжи, так как каждый народ создавал ее из наиболее доступных для него материалов. Нет такого места, где о вязании не знали бы. Вязаные вещи носят практически везде. Интересно, что даже в жарких краях были такие изделия. Об этом свидетельствует наличие вязаных носков в гробницах фараонов.

Со временем техника вязания, сырье и инструменты совершенствовались. Само вязание находит все больше поклонников. Изначально вязанием занимались лишь мужчины, но именно женщины стали настоящими мастерицами-вязальщицами. Если вы хотите освоить этот вид рукоделия, то курсы вязания в Москве (здесь) отличное решение для начинающих Каждая вязаная вещь создается из пряжи. Сегодня ассортимент нитей представлен шиком выбором: кашемир, ангорка, меринос, альпака и другие. Сегодня можно найти и натуральную, и искусственную пряжу, а может даже небольшое добавление синтетической нити. Хорошо себя зарекомендовала синтетическая акриловая пряжа.

Обычно изделия вяжутся с помощью спиц или крючка. Эти инструменты относятся к древним изделиям для ремесла, но и сегодня вовсе не утратили своей актуальности. Напротив, многие современные дизайнеры создают целые коллекции, посвященные вязаной одежде. Спицы и крючки могут быть сделаны из металла, бамбука, дерева, пластика. Также много и типов спиц и крючков, поскольку можно встретить длинные, короткие, круговые и даже фигурные инструменты. Но, как правило, у мастериц со временем появляются любимые спицы и крючки, с помощью которых она создает настоящие шедевры.

Развитие техники не обошло стороной и индустрию рукоделия. Сегодня созданы различные машины для вязания, которые могут заменить тяжелый ручной труд вязальщиц. Но именно ручные вещи пользуются особым отношением и признанием всего мира.


Филиппинка возвела вязание крючком в искусство
Этот инструмент обычно связывают просто с ремеслом, а не с искусством. В случае с Азе — все иначе.

История развития вязания крючком и спицами в России.

Главное меню → История развития вязания крючком и спицами в России.

История развития вязания крючком и спицами в России тесно связана с историей развития этих видов рукоделия в Европе.

Можно сказать, что сложная техники вязания спицами и крючком пришли к нам из других европейских государств: Италии, Испании, Франции, Англии и, в том числе, Скандинавии.

Косвенным доказательством того, что Россия была преемником некоторых технологий вязания является последовательность во времени возникновения их в нашем государстве.

Так если, считается, что вязание крючком в Европе возникло и стало бурно развиваться с начала 19 в. (см. «История развития вязания крючком в Европе до 20 в.»), то в России крючок получил распространение лишь с конца 19 в. (Википедия)

Русские мастерицы крючком вязали в основном кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Совершенно очевидно, что речь идет об ажурном филейном вязании крючком, или вязании крючком с использованием филейной сетки.

Читайте также:  Шапка косынка для девочка вязание

На вопрос, владели ли они техникой Ирландского кружева крючком, и если «да», то насколько в ту эпоху этот вид кружева был в России распространен среди наших вязальщиц,, я пока ответа не нашла.

С уверенностью можно только лишь сказать, что еще в допетровскую эпоху на Руси были знакомы с такой техникой игольного кружева, как шитье по сетке («шитье по выдергу»), а также шитье иглой «на воздухе», но только по краю изделия или тесьмы. Только в 1725 году Петр 1 пригласил венецианских мастериц для обучения русских вышивальщиц искусству шитья кружев с помощью иглы, а также с помощью коклюшек.

Существует мнение, что искусство вязания на спицах к нам пришло из Скандинавии, где вязальщиками были, в основном, мужчины.

В России крестьянские девушки-рукодельницы вязали из теплой овечьей шерсти такие изделия как чулки, носки, варежки, и конечно же, Оренбургские пуховые платки! Рассмотрим вкратце историю развития вязания в каждом из этих напрвлений.

История вязаных носков на Руси.

В Рязанской области, под городом Пронском, археологи нашли носок , вместе с надетым на него башмаком. (фото 1) Обувь сохранилась плохо, а вот носку повезло больше. Его датируют 11-12 веком, а хранят в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. И нтересно не только то, что носок отлично сохранился, а еще и то, что он был явно выше самого ботинка, и снимался, скорее всего, вместе с ботинком. Совершенно не говорится о том, в какой технике вязания выполнены эти носки. Вполне возможно, что выполнен он не спицами, а в технике одноигольного вязания , которое прекрасно имитирует лицевую гладь. (см. «Когда и где возникло настоящее вязание спицами.»)

Фото 1. Носок с башмаком. 11-12 в. Найден в Рязанской области под г. Пронском. Рязанский историко-архитектурный заповедник.

Еще один интересный образец носка, сохранившийся до наших дней, относится к более позднему периоду: 16-17 в.

Фото 2. Носок. 16-17 в. Связан на пяти спицах. Археологический выставочный комплекс «Старый Гостинный двор».

Предполагается, что он связан на пяти спицах по кругу. Хранится в Археологическом выставочном комплексе «Старый Гостинный двор»

На Руси вязаные носки ручной работы играли важную роль в свадебных церемониях и различных ритуалах. Вязаные носки и варежки составляли значимую часть приданого. В основном, носки были исключительно однотонные. Однако, в таких губерниях как, например, Рязанской, Тульской и Пензенской праздничные изделия вязали с использование красочных орнаментов.

В Архангельской области считалось, что невеста одаренная и умелая, если она собственноручно одаривала родню мужа связанными носками, и чем разнообразнее узоры и больше носок, тем более мастеровитая будет будущая супруга. Такие дорогие подарки надевали лишь по праздничным дням. Самыми знаменитыми были узоры из растений и геометрических фигур. Специальные носки ручной работы вязались из шерсти красного цвета, который означал «красивый», «значимый».

Несмотря на высокий уровень развития машинного трикотажа, носки, связанные вручную спицами с орнаментом или однотонные, пользуются спросом и в наши дни!

Фото 3. Носки с орнаментом.

В конце XIX – в начале XX века в России становится популярным вязание сапожек, которые были украшены красивыми цветочными орнаментами. Однако идея вязаных сапожек, как и многие другие идеи в вязании, возродилась в наши дни и прекрасно воплотилась в новых оригинальных дизайнерских моделях. (фото 4-5)

Фото 4. Вязаные сапожки с цветочным орнаментом «Павлопасадские».

Фото 5. Вязаные белые сапожки на каблучке.

Истории вязаных варежек на Руси.

Существует несколько версий происхождения русского слова «варежка».

Согласно первой из них, «варежка» происходит от словосочетания «варяжская руковица» , что является подтверждением заимствования этого вида одежды от Варяг, выходцев скандинавских стран.

Второй версией происхождения этого слова является глагол «варовати», что значит «защищать» , «охранять» . Очевидно от холода.

Третий вариант: от слова «вареги» , т. е. «варить» . В те времена шерстяные рукавички заваривали кипятком, чтобы они стали более плотными и теплыми.

Хотя техника вязания варежек пришла к нам из Скандинавии, где вязали в основном мужчины, на Руси это искусство освоили женщины. Причем учились они этому с раннего детства. Девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое, которое состояло не только из свадебного платья, вышитых полотенец и скатертей, но и из вязаных носков и варежек для всех родственников жениха.

Варежки делились на мужские и женские. Женские — миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли «исподочки» ), а затем меховые — мехом наружу ( «мохнатки») . Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили «исподочки» с орнаментом, в будни — однотонные.

Фото 6. Варежки с орнаментом.

Читайте также:  Можно ли вязать мини йорка с мини йорком

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили «накулачники» ( «митенки») — длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

Однако этот дамский аксессуар возродился и стал актуален в наши дни. Изящные, женственные и стильные митенки прекрасно дополнят любой дамский костюм.

Фото 7. Белые ажурные митенки.

Оренбургские пуховые платки.

Говоря об истории развития вязания спицами на Руси, невозможно не обратиться к такому виду рукоделия, как вязание Оренбургских пуховых платков.

Фото 8. Оренбургский пуховый платок.

Зародившаяся около 250 лет назад в России пуховязальная промышленность, подарила всему миру уникальное произведение искусства, каковым является Оренбургский пуховый платок, ставший несомненно одним из символов России!

Еще уральские казаки, обосновавшиеся на реке Яик (ныне Урал), заметили, что местные скотоводы (калмыки и казахи) даже в самые сильные морозы скакали на лошадях в легких одеждах и не замерзали. Оказалось, что под легкими одеяниями у них были теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз.

Первоначально пух и изделия из него уральские казаки выменивали на чай и табак. Затем сами стали чесать коз, прясть нить и вязать платки. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была сплошной. Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, использовали в вязке растительный орнамент. Первоначально это были просто вязаные платки с кисточками.

Так зародилось и стало развиваться, передаваясь по наследству из поколения в поколение это удивительное искусство изготовления Оренбургских пуховых шалей, пока впервые в 1851 году они не попали на Всемирную универсальную выставку в Лондоне, откуда о них узнал весь мир.

« С утра до вечера в «Хрустальном дворце» толпилась публика у экспонатов с Российскими ювелирными украшениями и драгоценностями. Как далекую и любопытную экзотику рассматривали европейцы… «невесомые» и красивые оренбургские шали, связанные из козьего пуха».

1 мая (19 апреля по ст.ст.) 1862 г., в период расцвета английской промышленности, в Лондоне открылась очередная, четвертая по счету Всемирная универсальная выставка, на которой были представлены 6 пуховых тончайших платков из козьего пуха, связанные уральской казачкой М.Н. Усковой. До закрытия выставки все платки были раскуплены, а Мария Ускова получила медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром.

С тех пор оренбургские платки стали появляться на выставках в Чикаго, Париже, Брюсселе и восхищать публику по всему миру. Продолжают восхищать и сегодня.

Секрет такой феноменальной популярности Оренбургских пуховых платков кроется в пухе коз, выращенных только в двух степных местах России с ярко выраженным континентальным климатом: Оренбергской области и Волгоградского Прихоперья.

Летом козы долгое время находятся в степи под палящим солнцем. Температура воздуха в Волгоградских и Оренбургских степях летом доходит до 42-45 градусов по Цельсию, а земля прогревается до 60 град. В это время у козы активно растет пух, считается, что пух аккумулирует солнечную энергию. Именно сочетание непомерно жаркого для этих широт лета с холодными зимами придает козьему пуху в этих условиях уникальное сочетание удивительной легкости, нежности и способности сохранять тепло.

Фото 9. Коза. Оренбургская порода. Выведена народной селекцией.

Читайте также:  Вязание спицами модели квадратов

Иностранные компании пытались наладить производство пуховых платков в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия из оренбургского козьего пуха были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку «имитация под Оренбург».

Платки принято было носить поверх кокошников, а замужние женщины обязательно покрывали платком голову. На Руси платок был самым желанным подарком, преподносившимся женихами или мужами в знак внимания. Ухаживая за девушкой, парень обязательно дарил ей красивый платок, а муж, возвращавшийся с дальних земель, привозил супруге теплую шаль. Каждый старинный платок уникален, ведь в его оформление вкладывался особый смысл и соответствующая народная символика.

Различают в основном два вида пуховых платков: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные платки из белого пуха, которые проходят в кольцо или, что является еще одним шиком, помещаются в гусиное яйцо! Тонкий оренбургский платок размером 2х2 метра будет весить не больше 70 г.! (фото 10-11)

Фото 10. Оренбургский пуховый платок. Серый, плотный, пушистый.

Фото 11. Оренбургский пуховый платок. Тонкий, ажурный из белого пуха.

Если важно, чтобы изделие было теплым, то выбирают прежде всего плотные пушистые платки из серого пуха. Тонкие ажурные платки, которые еще называют «паутинкой», также достаточно теплые, но их ценят, прежде всего за красоту и неповторимость. Именно тонкие ажурные Оренбургские платки должны проходить через кольцо.

Фото 12. Ажурный тонкий Оренбургский платок проходит через кольцо.

Кстати, помимо прохождения в кольцо, «шиком» у пуховязальщиц считается, чтобы изделие помещалось в гусиное яйцо.

Фото 13. Ажурный тонкий Оренбургский платок помещается в гусиное яйцо.

Вяжут паутинки на двух тонких спицах, набирая при этом по нескольку сотен петель. Все они прекрасно помещаются на спице, благодаря свойствам пуха, который при вязке не только хорошо сжимается, но и прекрасно тянется.

Сначала вывязывается центральная часть платка – его основа, а затем к ней подвязывают решетку, кайму, зубцы. Все из разных узоров: звездочек, кругов, ромбов, точек. Однако платок еще не готов. Его стирают и отбеливают. Затем мокрым его натягивают на деревянную раму или пяльцы, и оставляют высыхать для выравнивания.

Фото 14. Сушка Оренбургского платка на деревянной рамке.

После высыхания у Вас в руках окажется ажурное облако. Это и есть знаменитый ажурный Оренбургский пуховый платок, который проходит через кольцо или помещается в гусиное яйцо!

Фото 15. Просто красивый Оренбургский пуховый платок.

До 1985 года оренбургские пуховые платки ручной работы были недоступны большинству российских женщин. Все пуховницы состояли на учете и не могли продавать свои изделия с рук. Вся продукция шла на экспорт. Но сегодня купить такую вещь может любая женщина.

Фото 16. Современные оригинальные ажурные пуховые платки.

В заключение можно сделать следующий вывод:

история вязания крючком и спицами в России впитала в себя часть Европейской культуры вязания, преломила ее через себя, внесла свою самобытность и породила такое удивительное и феноменальное явление, каковым является вязание Оренбургских пуховых платков из пуха коз, выросших в уникальных условиях резко континетального климата Волгоградских и Оренбургских степей России.

Фото на миниатюре:

Москва, Красная площадь, предположительно конец 18 начало19 в.

Автор: Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753-55, Петербург — 11 (23) ноября 1824, там же) — русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века.

Оцените статью