- Как вязать узел штык: простой, двойной, задвижной
- Разновидности
- Возможные ошибки при вязке
- Узел «штык»: как вязать
- Пошаговая схема вязки узла рыбацкий штык
- Как завязать «двойной штык»
- Советы
- Мачтовый штык
- Как вязать узел штык: простой, двойной, задвижной
- Полезное об узлах
- Простой полуштык
- Как правильно вязать простой полуштык
- Общая информация
- Применение
- Простой штык
- Выполнение
- Коечный штык
- Штык со шлагом
- Альтернативные варианты штыка
- Двойной и тройной
- С обносом
- Обратный
- Коечный
- Штык с обносом
- Как правильно вязать узел штык с обносом
- Обратный штык
- Рыбацкий штык
- Как правильно вязать рыбацкий штык
- Мокрый полуштык
Как вязать узел штык: простой, двойной, задвижной
Простой штык — это петля, сделанная на основе двух-трех полуштыков. Благодаря особым свойствам узел «штык» можно завязать и развязать, даже если веревка находится под нагрузкой. После сильных нагрузок он также легко развязывается.
Типичный штык из трех полуштыков.
Его предпочитают вязать в основном для крепления веревки к опоре, хотя возможны и другие варианты.
Простой штык — очень надежный узел. Он легко запоминается и быстро вяжется. Именно эти качества сделали его одним из самых используемых в морском деле рыбацких узлов.
Не обделили его вниманием и экстремалы: этот узел часто используют как туристический и в альпинизме – для крепления веревки к опоре при натяжении навесной переправы, поскольку развязывать веревку приходится в тот момент, когда она сильно натянута. Многие другие узлы для этого не подходят, так как могут быть развязаны, только когда веревка будет ослаблена.
В видео ниже показано, насколько легко и быстро вяжется этот узел:
Разновидности
Из узлов, которые не затягиваются, именно полуштык является наиболее простым в исполнении. Делают его так им образом: вокруг опоры обносят ходовой конец, затем его же оплетают вокруг коренного конца каната, в итоге ходовой конец нужно пропустить в петлю, которая только что образовалась. Завершают работу страховочным узлом, который вяжут ходовым концом.
Этот простой в исполнении узел способен выдержать сильную тягу. Он может переместиться к опоре, но никогда не затянется.
Этот узел получают, объединяя два полуштыка. В этом варианте число полуштыков не должно превышать 3 – этого будет достаточно, к тому же от большего их количества прочность узла выше не станет.
В данном случае использование страховочного узла является обязательным. Узлы «штык» считаются очень надежными. Они применяются, когда веревку нужно закрепить на опоре для сильной тяги (буксировка автомобиля или наведение навесной переправы).
Главным отличием этого узла от предыдущего является наличие второго шлага вокруг опоры. Наличие второго шлага сделает узел более надежным. В данном варианте также необходимо применение страховочного узла.
Якорный узел (рыбацкий штык)
Именно этот узел моряки называют самым надежным при креплении якоря к канату. Данный вариант схож с узлом «штык со шлагом», однако имеется одно существенное отличие. Веревку в «рыбацком штыке» протягивают также через второй дополнительный шлаг, который обхватывает опору. Даже при сильной тяге морской узел «штык рыбацкий» не стягивается и держит очень крепко.
Это интересно: Какие существуют способы транспортировки пострадавшего на воде
Такое название получил неправильный (перевернутый) «штык». Зачастую его применяют именно туристы.
Возможные ошибки при вязке
При формировании якорного узла можно допустить некоторые ошибки:
- При формировании двух полуштыков на основном конце троса выходит коровий узелок вместо выбленочного. Это считается ошибкой. При натяжении каната может произойти затягивание крепления, таким образом, появятся сложности при его формировании.
- При формировании соединений вместо 3 полуштыков вяжут 4 и больше. Это является ошибкой, потому что создание больше трех полуштыков не увеличит надежности крепления, а только повысит время завязывания и развязывания крепежа.
- На конце простого штыка не формируют контрольный узелок, а свободный конец каната не фиксируют на основном предложенным раньше способом. Это ошибка. Без крепления свободного конца троса крепеж при переменных нагрузках может развязаться.
Если, учитывая возможные ошибки, вы сможете правильно завязать данный морской узел, то это поможет осуществить крепление якоря к яхте или паруснику и надежно закрепить судно к якорному грузу или опоре, которая находится на берегу.
Узел «штык»: как вязать
«Простой штык» — один из наиболее простых узлов, которые не затягиваются. Чтобы правильно его выполнить, необходимо, начиная сзади, обернуть ходовой конец каната вокруг объекта. Далее его нужно обернуть вокруг коренного конца один раз и продеть в получившуюся петлю. Рабочий конец необходимо еще раз пронести поверх коренного, обернуть его и вывести через вторую образовавшуюся петлю.
Даже если коренной конец веревки будет нагружен, узлы «штык» все равно не будут затягиваться. Их всегда можно развязать, не снимая нагрузку с коренного конца.
Пошаговая схема вязки узла рыбацкий штык
Зная, как завязать узел простой штык на вертикальной опоре, можно спокойно оставлять лодку на берегу. Свободный конец каната за опору заводят слева направо. Свободный конец троса перекидывают через основной, заводят снизу в получившуюся петлю. Так образуют полуштык.
Затем свободный конец каната отводят вправо, его центр берут в правую руку, а часть троса, зафиксированную в узле, опять тянут влево, перебрасывают через основной и просовывают снизу в новую петлю, создавая второй полуштык и при этом формируя простой крепеж.
Чтобы соединение было более прочным, можно таким же образом сделать 3 полуштык. Но в простой ситуации достаточно бывает 2 полуштыков. Свободный конец каната привязывают к основному контрольным соединением. Таким образом, канат закрепляется к опоре надежно.
Вместо контрольного соединения можно свободный конец троса привязать к основному концу тросом малого диаметра. При этом полуштыки, образующие простое соединение, не затягивают, и соединение развязать легко, даже при под большой нагрузкой. Так делают моряки во время крепления каната к опоре.
У альпинистов завязывание такого узла заканчивается образованием контрольного крепления ходовой стороной каната. Если имеется большой запас каната, такое соединение формируют сдвоенным концом: ходовой конец троса складывают вдвое и выполняют простой крепеж так, как если бы одинарный канат был вместо двойного.
Как завязать «двойной штык»
Якорный узел (именно так еще называют «двойной штык») — это яркий пример незатягивающихся узлов, который пользуется популярностью у моряков с давних времен, а все благодаря надежности.
Правильно его можно выполнить таким способом:
- ходовой конец протягивают в якорное кольцо сзади;
- через это кольцо в том же направлении ходовой конец веревки протягивают еще раз;
- далее этот конец пускают за коренным и протягивают через две только что образовавшихся петли;
- затем ходовой конец протягивают за коренным, а потом – перед ним, и направляют в петлю – таким образом получается полуштык;
- в итоге узел затягивают, а два конца каната стягивают и закрепляют бечевкой.
Советы
- «Простой штык» не рекомендуют использовать при привязывании крючка на синтетическую леску. Если тяга будет очень большой, узел будет скользить.
- Узел под названием «штык со шлагом» имеет большое преимущество – его достаточно просто развязать. Хоть он и не считается надежным, моряки и рыбаки используют его довольно часто.
- Двойной штык – узел, который чаще всего используют для крепкого и надежного крепления троса с якорем.
- Нужно помнить, что правильно завязанный узел никогда не подведет. Преимущество всех видов узла «штык» заключается в том, что они никогда не развяжутся самостоятельно при натяжении. При этом, если они были завязаны правильно, их очень легко развязать.
Узел штык и все его разновидности надежны и достаточно прочны в случае, когда веревка сильно натянута. Если нагрузки на веревку носят переменный характер, узел может развязаться. Поэтому, применяя одну из разновидностей узла «штык», необходимо вязать дополнительный страховочный узел или же фиксировать ходовой конец каната бечевкой или тонким шнуром.
Мачтовый штык
Мачтовый штык представляет собой два узла «стремя»: один вяжется на опоре, второй — на коренном конце веревки. Собственно, как и было замечено ранее, стремя на коренном конце веревки вяжется двумя полуштыками и в простом штыке, и в некоторых других его вариантах.
Преимущество мачтового штыка перед простым опять же заключается в дополнительных шлагах (оборотах) веревки вокруг опоры, благодаря чему веревка медленнее перетирается. Кроме того, благодаря наброшенному на опору стремени, воздействие на полуштыки, завязанные на коренном конце веревки, будет меньше, чем в других рассмотренных ранее вариантах узла.
Если на конце связать контрольный узел, то мачтовый штык затянется и крепко обожмет опору, исключая скольжение веревки в любом из направлений. Но в этом случае развязать узел будет сложнее.
Если же ходовой конец веревки после формирования мачтового штыка привязать к коренному, то узел не затянется даже при очень больших нагрузках на веревку, и после ослабления веревки сможет быть легко развязан.
Мачтовый штык — это некое сочетания двойного штыка и стремени.
Существуют и другие узлы, в названии которых присутствует слово «штык», но которые сами по себе не являются «родственниками» простому штыку. К таким узлам относятся, например, задвижной штык и плоский штык. В рамках сегодняшней темы рассматривать их не будем.
Как видим, известно множество штыков, у каждого из которых есть свои достоинства и недостатки. Однако нет смысла запоминать все варианты: для туриста или человека, увлекающегося вопросами выживания в дикой природной среде, будет достаточно запомнить два-три узла из этой категории.
Лично я рекомендовал бы к запоминанию всего один вариант — штык с обносом. На основе этого узла при необходимости легко связать простой штык, а сам узор крепежа на опоре представляет собой основу для узла УИАА и узла Прусика, которые используются для спуска и подъема по веревке. Если знать и уметь вязать штык с обносом, будет проще запомнить и эти узлы.
Автор: Максим Чечетов
Как вязать узел штык: простой, двойной, задвижной
Узлы − неотъемлемая часть морского, рыбацкого дела и туризма, со своей многовековой историей. Важно знать, как сделать надежную связку, чтобы не развязалась в ненужный момент. Чтобы связать прочный узел, важно сначала ознакомиться с главными принципами, техниками вязания. Сегодня мы рассмотрим «штыковые», и их применение.
- Узел – древний метод соединения одной или нескольких веревок, при помощи переплетения, а также связывания «корневого» и «ходового» концов каната, лески либо троса.
- Корневой конец – веревочная часть, зафиксированная неподвижно (Рисунок 1).
- Ходовой конец – незакрепленная веревочная часть, образовывающая узелок.
Рисунок 1. Для понимания дальнейших вариантов вязки определимся где корневой и ходовой конец узла
Рассмотрим самые популярные вариации:
- Простой штык;
- Простой полуштык;
- Со шлагом;
- Двойной и тройной;
- С обносом;
- Рыбацкий или якорный;
- Мокрый полуштык;
- Задвижной.
Полезное об узлах
Узлом называют старинный способ соединения одной или нескольких веревок. Это происходит за счет переплетений и связывания «корневого» и «ходового» концов веревки, лески или каната.
Корневой конец – та часть троса, которая зафиксирована в неподвижном состоянии. Он представляет собой незакрепленную часть веревки, с помощью которой мы и получаем определенный узел.
Все узлы принято разделять на определенные группы по назначению. Узлы «штык» являются незатягивающимися. Чаще всего их используют в рыболовном и морском деле.
Простой полуштык
Является основой этого «семейства», но может применяться и самостоятельно. Начало своей истории простой полуштык берёт в Европе примерно 100 лет назад. Данный узел является самым простым из незатягивающихся, а следовательно — легко развязывающимся (когда это Вам нужно, конечно). Зачастую он служит завержающим элементом многих узлов в морском деле, то есть для страховки основного узла.
Как правильно вязать простой полуштык
Веревка охватывает опору, далее обводится кругом корневого конца троса, ходовой продевается в образовавшуюся петлю. Далее укрепляем свободный хвост бечевкой или любым контрольным узлом (Рисунок 2).
Рисунок 2. Схема вязания узла «простой полуштык»
Данный тип может применяться также для соединения двух канатов.
Общая информация
Морской штык выполняют на основе простого узла, его относят к типу незатягивающихся морских узлов. Простой штык представляет собой петлю, выполненную на основе 2−3 полуштыков. Крепеж обладает такими качествами, что его можно легко развязывать и завязывать, даже в том случае, когда трос держится под давлением. Этот крепеж вяжут из 3 полуштыков.
Простой крепеж отличается высокой прочностью. Выполнить его легко и несложно запомнить способ вязки. Поэтому он и используется у моряков. Таким соединением альпинисты пользуются для фиксации троса к опоре при изготовлении подвесной переправы, так как развязывать канат надо, когда он сильно затянут. Другие узлы не подойдут для этой цели, так как их можно развязать, лишь когда ослаблен трос.
Применение
Такое соединение используют в морском судоходстве для привязывания троса к стояночному якорю. За многие годы применения узла в морском деле он не потерял своей актуальности. Для использования на морских судах он считается надежным, прочным, его легко развязать, когда это нужно. Крепление не портит канат в результате перетирки. Даже под воздействием морских волн это соединение отлично держит якорь.
Простой штык
Надёжный вариант, который нетрудно запомнить, а также легко вязать, благодаря чему является одним из наиболее популярных в рыбацком деле. Часто он используется альпинистами при сооружении навесных переправ, поскольку просто завязывается и развязывается, когда канат находится под нагрузкой. Также используется для прикрепления троса к опоре, фиксации страховки, при буксировке автомобилей, погрузочных работах на кораблях.
Простой штык образуется при завязывании двух полуштыков. Важно верно выполнить второй, иначе связка затянется.
Рисунок 3. Схема узла «простой штык»
На рисунке 3 а) показано правильное расположение петель, образующих при сведении выбленочный узел.
Рисунок 3 б) – при сведении петель получился коровий узел, который затягивает петлю, является неправильным исполнением простого штыка.
Для увеличения прочности можно добавить еще полуштык. Вязать большее количество не имеет смысла. Это не повысит надежность, но увеличит время связывания и развязывания.
Выполнение
- Накидываем петлю кругом точки опоры.
- Проводим веревку через образованную петлю. Не суть важно, проводите ли вы свободный конец под или над веревкой. Все последующие должны быть завязаны так же, как первый.
- Делаем петлю вокруг каната.
- Проводим свободный конец сквозь образованную петлю, аналогично первому разу.
- Закрепляем контрольным узлом либо бечевкой.
Коечный штык
Данный вариант предпочитали завязывать для подвешивания коек на кораблях, благодаря чему он и получил свое название.
Отличие в вязке этого узла от простого варианта сводится к тому, что вместо начального простого узла вокруг опоры вяжется восьмерка.
Возможно, у этого варианта и есть какие-то преимущества перед простым штыком, раз он пользовался большой популярностью среди моряков на протяжении долгого времени, но лично я, применяя этот крепеж на практике, таковых не обнаружил. Нашел разве что недостатки, связанные в первую очередь с более сложным и продолжительным вязанием коечного штыка.
Штык со шлагом
Данный вариант отличается от простого тем, что вокруг опоры делается дополнительный (двойной) оборот, что увеличивает надежность связки, позволяет избежать перетирания. Применим чаще всего при креплении швартовых, но в случае, если корабль стоит длительное время.
Рисунок 4. Схема вязания узла «штык со шлагом» (1); фото узла «штык со шлагом» или двойной (2); фото тройного узла (3)
Штык со шлагом может называться еще и двойным, соответственно, тройной – это узел с двумя шлагами (Рисунок 4). Понятно, что для вязания тройного нужно сделать дополнительный сдвоенный оборот каната кругом опоры, как показано на картинке.
Альтернативные варианты штыка
Есть и другие виды штыка, имеющие отличия и позволяющие применять их в некоторых ситуациях с наибольшей эффективностью. Это двойной и тройной, штык с обносом, мокрый полуштык, рыбацкий, штык со шлагом, коечный, мачтовый, обратный.
Двойной и тройной
Двойной и тройной штыки отличаются от простейшего тем, что вместо одного оборота каната вокруг опоры делают 2 или 3. Эти виды отличаются большей прочностью благодаря добавочным оборотам. При этом воздействие нагрузки на полуштыки, которые составляют крепеж, будет наименьшим из-за силы трения каната в точках крепления к опоре. При этом канат не будет истираться.
С обносом
Чтобы понять, как вязать штыковой узел с обносом, сначала совершают свободным концом веревки оборот вокруг стояка. Потом узелок перебрасывают через основной и опять окручивают столб в противоположную сторону. После этого делают полуштыки, как при простом соединении. Крепеж меньше скользит при переменном направлении нагрузки. Петли каната обвивают столб по обе стороны от основного конца, на которое оказывается давление. Двумя шлагами штык с обносом позволяет привязать садок к неподвижному объекту. Конструкция зависит от прочности первого и второго шлага.
Обратный
Обратный штык — это перевернутый крепеж с обносом. Используют его моряки, когда появляются препятствия при обносе основного конца шнура вокруг столба. При создании узла опору надо обойти один раз. При вязании соединения с обносом обходить вокруг столба нужно 2 раза. Эта конструкция имеет те же достоинства, в отличие от простейшего соединения, что и крепеж с обносом, но при сравнении с ним обратный тип более удобный.
Коечный
Коечный штык раньше в морской практике завязывали для подвешивания гамаков на судах. Он отличается от простого типа тем, что вместо первого простого соединения вокруг столбов вяжут восьмерку. У такой конструкции есть достоинства в отличие от простого крепления. Недостатком является более сложная и длительная вязка коечного крепления.
Штык с обносом
Такая связка в несколько раз крепче относительно штыка с двумя шлагами. Преимуществом является отсутствие скольжения троса в месте закрепления, благодаря петлям, обхватывающим опору с обеих сторон от коренного конца (Рисунок 5). Также, благодаря этому, появляется преимущество при резком изменении натяжения и направлении тяги.
Рисунок 5. Схема вязки узла «штык с обносом»
Как правильно вязать узел штык с обносом
- Делаем оборот веревки вокруг опоры с направлением сзади наперед.
- Затем перебрасываем хвостовой через коренной, снова делаем оборот вокруг опоры, но уже спереди назад.
- Вяжем два полуштыка, закрепляем окончания бечёвкой.
Обратный штык
Это не что иное, как «перевернутый» штык с обносом.
Используется обратный штык в основном в морском деле, когда возникают сложности при обносе коренного конца троса вокруг опоры, к которой его необходимо крепить. Благодаря особенностям вязки этого узла, опору необходимо обойти всего один раз, в то время, как при вязании штыка с обносом, обход вокруг опоры пришлось бы совершить два раза.
Имеет те же преимущества перед простым узлом, что и штык с обносом, но по сравнению со вторым, как и было сказано ранее, при определенных условиях обратный вариант удобнее для вязки.
Рыбацкий штык
Такой вариант еще называют якорным, соответственно, применяется он для крепления каната к скобе якоря.
Он подобен штыку со шлагом, но есть небольшое отличие. Оно заключено в том, что первый полуштык должен проходить внутри шлага, охватывающего предмет (Рисунок 6).
Рисунок 6. Схема вязки узла «рыбацкий штык»
Как правильно вязать рыбацкий штык
- Проденьте ходовой в якорное кольцо сзади;
- Еще раз пропустите в кольцо в том же направлении;
- Проведите ходовой за коренным, протяните сквозь образовавшиеся петли;
- Проведите ходовой сначала «за», а потом «перед» коренным, далее направьте в петлю – образуется полуштык;
- Затяните узел, стяните два веревочных конца, закрепите их бечевкой.
Незатягивающиеся морские узлы
Простой полуштык
(рис. 9). Простой полуштык, являясь самым простым из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морском деле. Он служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесите вокруг предмета, к которому хотите привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропустите в образовавшуюся петлю. После этого ходовой конец троса прикрепите схваткой к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется. Простой полуштык применяется для соединения двух тросов “чужими” и “своими” концами.
Рис. 9. Простой полуштык
Простой штык
(рис. 10). Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Выражение “накинуть полштыка” обозначает добавить к уже сделанному узлу еще один обнос и перекрещивание ходового конца вокруг коренного конца троса. На схеме показан широко применяемый в морском деле незатягивающийся узел – один из самых простых и надежных узлов для крепления швартовов за причальные кнехты, битенги, пушки и палы. Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка, две петли узла нужно сблизить. Если при этом получится выбленочный узел (см. рис. 48), то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т. е. неправильно завязанного простого штыка (рис. 10,
б
), ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо
выбленочного
получается
коровий
узел (см. рис. 46). Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при натяжении троса они будут сходиться вместе, и узел будет затягиваться. Основное применение простого штыка на флоте – это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепление лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу. Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этоговполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится. О надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские морские пословицы: “Два полуштыкаспасли корабль королевы” и “Три полуштыка – это более чем достаточно и для королевской яхты”. Моряки нередко применяют два простых штыка для временного соединения двух швартовов, кабельтовых и перлиней. На берегу этот нехитрый, но надежный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например за крюк при буксировке автомобиля.
Рис. 10. Простой штык:
а – правильно завязанный; 6 – перевернутый (неправильный)
Коечный штык
(рис. 11). На протяжении многих столетий постелью для матросов на кораблях служила парусиновая подвесная койка в виде гамака с тонким матрацем из крошеной пробки. В плане она имеет вид прямоугольника, у малых сторон которого сделано по восемь люверсов для так называемых шкентросов. Эти шкентросы соединяются в кольцах, которые в свою очередь подвешиваются за коечные штерты к особым рымам в бимсах или к прутьям, сделанным в кубрике корабля для подвешивания на ночь коек. Днем койки в скатанном виде вместе с подушкой, одеялом и простыней хранились в так называемых коечных сетках вдоль борта на палубе и служили надежным бруствером от ядер и шрапнели во время боя. Вечером, перед отбоем по команде «Койки вниз!» их несли под палубу и подвешивали. Завязывание узла для подвешивания койки – дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал. Самое главное, чтобы он не развязался сам под действием непрерывной качки корабля. Матросы пользовались для подвешивания своих коек различными узлами, но наиболее надежным считался коечный штык.
рис. 11. Коечный штык
Простой штык со шлагом
(рис. 12). От простого штыка этот узел отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к которому крепят трос. Он так же служит в основном для крепления тросов и перлиней при швартовке за кнехты, битенги и палы, но применяется, в отличие от простого штыка, в тех случаях, когда не возникает необходимости быстро отдать швартовы. Этот узел удобен также для крепления троса к гаку, огону, рыму и пр. Два шлага вокруг предмета делают этот узел более надежным при длительных стоянках, во всяком случае, он за счет дополнительного шлага перетрется не так быстро, как простой штык.
Рис. 12. Простой штык со шлагом
Простой штык с двумя шлагами
(рис. 13). Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от предыдущего узла – дополнительный, третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Крепление троса к гаку с применением этого узла – весьма надежный способ.
Рис. 13. Простой штык с двумя шлагами
Штык с обносом
(рис. 14). Если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепления коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую симметрию, узел в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан. Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно ходовым концом сделать один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и еще раз сделать шлаг, но в другую сторону. После этого следует один или два полуштыка.
Рис. 14. Штык с обносом
Рыбацкий штык (якорный узел)
(рис. 15). Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле – это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем рыбацкий штык. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом (см. рис. 12). Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.
Рис. 15. Рыбацкий штык (якорный узел)
Обратный штык
(рис.16). При швартовке судов к пристаням и причалам нередко возникает ситуация, когда ходовой конец троса обнести вокруг пала или бревна очень трудно. Иной раз приходится буквально подлезать под причал, чтобы с носа шлюпки или катера продеть конец за бревно или рым. Применяя обратный штык, вы можете обнести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которому крепите швартов. Для этого ходовой конец троса нужно сложить на длине 2-3 метра вдвое и, петлей вперед пропустив его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Теперь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками. Обратный штык удобен для применения в тех случаях, когда доступ к предмету, к которому хотят прикрепить трос, затруднен или неудобен для вязки узла, например к буксирному крюку, у некоторых марок автомобилей.
Рис. 16. Обратный штык
Мачтовый штык
(рис. 17). Здесь оригинальная комбинация двух хороших узлов дает надежный и простой узел. Сначала вокруг предмета, к которому крепят трос, завязывают выбленочный узел (см. рис. 48) и на коренном конце троса делают обычный штык, который,как известно, тоже представляет собой видоизмененный выбленочный узел. Чтобы мачтовый штык не получился затягивающимся, первый узел до конца не затягивают.
Рис. 17. Мачтовый штык
Буксирный узел
(рис. 18). Этот узел используют для крепления троса на буксирном гаке или на битенге. Им можно задерживать или стравливать буксирный конец. Благодаря последовательному наложению на битенг нескольких шлагов троса буксирный конец можно травить с битенга, а при ослаблении натяжения буксира выбирать его снова в виде петель, накидываемых сверху на битенг.
Рис. 18. Буксирный узел
Портовый узел
(рис. 19). Задержать швартовный синтетический конец на парном кнехте – дело нехитрое. А как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона? Для этой цели в морской практике есть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, который можно отнести к числу незатягивающихся узлов. Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт. Этот узел не скользит, надежно держит. Трос можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта.
Рис. 19. Портовый узел
содержание .. 1 2 3 4 ..
Мокрый полуштык
Часто бывает так, что развязать намокшую веревку становится непосильной задачей, потому их приходится в прямом смысле рубить. Чтобы избежать этого моряки придумали мокрый полуштык (Рисунок 7). Плюс этого варианта − он выдерживает сильнейшую тягу и рывки, но при этом легко развязывается даже намокнув.
Рисунок 7. Схема узла «мокрый полуштык»