Творческий проект по технологии «Вязание крючком»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 п. Карымское
Творческий проект по технологии
Шемякина Ольга Николаевна,
Забайкальский край п.Карымское,
МОУ «СОШ №2 п.Карымское»,8 «А» класса,
Научный руководитель: Волкова Галина
Юрьевна, учитель технологии
первой квалификационной категории,
МОУ «СОШ №2 п. Карымское»
п. Карымское, 2018
1.1. Обоснование выбора проекта………………………………………………3
1.2. История вязания крючком………………………………………………….3
2.1.Выбор инструментов и приспособлений……………………………………7
2.2.Правила техники безопасности……………………………………………..12
2.3. Санитарно-гигиенические требования…………………………………….13
2.4.Технология изготовления изделия………………………………………….13
Библиографический список………………………………………………… …19
Не секрет, что даже взрослые любят игрушки. Они позволяют пусть и на короткое время вернуться в мир, где нет тревог и забот, где все просто и интересно, в мир своего детства. Может, поэтому многих захватывает изготовление игрушек. Кто-то мастерит их из кожи и дерева, кто-то – из лоскутков ткани, отливает фарфоровые или гипсовые лица кукол, лепит из глины крошечные ручки и ножки, а кто-то берет в руки спицы или крючок и начинает вязать. Порой из рук мастерицы выходит не совсем аккуратный персонаж, не то, что хотелось бы, но все равно эта игрушка для ребенка становится наиболее любимой.
Для кого-то вязание игрушек становится настоящим увлечением, а процесс их создания увлекает и завораживает. Сначала связаны голова и туловище, а затем одна за другой появляются ручка или лапка. Многим нравится вязать кукол, а лица каждый раз получаются другими, несмотря на то, что вяжутся они по одной и той же схеме. Каждая связанная вами игрушка будет иметь свой характер и свою историю создания, а затем – и историю жизни.
Обоснование выбора проекта
У моей младшей сестрёнки скоро день рождения, а я не знаю, что ей подарить. Сначала я хотела купить ей что-нибудь полезное или красивое для дома, но потом я обнаружила, что карманных денег на хороший подарок мне не хватит. Мне срочно надо было придумать, что подарить сестре, и я решила, что мне надо сделать что-нибудь своими руками. Немного подумав, я вспомнила, что она любит красивые игрушки, и тут мне в голову пришла идея связать что-нибудь ей на день рождения.
Цель проекта: связать крючком красивую игрушку, в подарок сестрёнки.
изучить историю появления вязания крючком;
разработать эскиз моего проектного изделия;
организовать рабочее место;
подобрать материал для изделия с правильным сочетанием цвета;
История вязания крючком
Точный срок истории возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно вязание крючком уходит глубокими корнями в далекое прошлое. При раскопках гробниц древних греков был найден детский носок, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет примерно 5 000 лет. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой примерно около 4 000 лет. Самыми лучшими вязальщиками были признаны Арабы, а сложнейшие узоры были придуманы еще до нашей эры. В XII веке вязание крючком получило распространения в Италии, Франции, Шотландии, Испании и Англии.
В России история возникновения вязания крючком также не определена временным периодом. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти. В XIX-XX стало распространено вязание сапожек. На праздники вязаные вещи украшались цветными орнаментами.
В Европе история возникновения вязания крючком началась благодаря египетским христианам-коптам. В Миссионерские поездки они брали с собой вязаные крючком вещи, которые приковывали к себе внимание окружающих. Таким образом, в 13 веке вся Европа была поглощена вязанием крючком. В дальнейшем вязание даже стало домашней работой. Вязание крючком стало довольно прибыльной промышленной нишей. Вязались шляпки, перчатки, чулки, зонтики. Изначально вязанием занимались только мужчины, а парижские чулочники отказывались брать на работу женщин. Мужчины-ремесленники соревновались с женщинами за первенство в мастерстве вязания крючком. В дальнейшем промышленные предприятия вытеснили вязальщиков с рынка. Однако чем больше вязаных вещей выпускалось массово на производстве, тем больше ценились вещи, связанные в домашних условиях.
В Италии в соборе Св. Петра сохранились изделия, связанные крючком в 16 веке. Именно в 16 веке в Европе получило самое большое распространение вязание крючком. Широкое распространение получило вязание крючком в Ирландии. Брюссельские кружева были очень дорогими и не по карману бедным людям. Впервые схемы вязания крючком были изданы в голландском журнале “Penelope” в 1824 году. В конце 19 века были унифицированы символы вязания крючком, которые разделились на две системы обозначения: американскую и британскую.
Таким образом, на протяжении всей истории вязания крючком вязаные вещи были очень популярны, в моде, являлись показателем состоятельности и очень высоко ценились.
Выбор лучшей идеи
Выбор инструментов и приспособлений
Ручные швейные иголки бывают разной толщины и длины. Иголки обозначаются номерами от №1 до №12, и чем выше номер, тем иголка толще, причем толщина иголок двух соседних номеров одинаковая, а длина при этом разная. Иголки нечетных номеров длиннее, чем иголки четных номеров. Стандартные иголки выпускаются длиной от 35 до 80мм и толщиной от 0.6 до 1.8мм. Нужная иголка подбирается в зависимости от толщины ткани, с которой предстоит работать. Чем толще ткань, тем выше номер иглы и наоборот. Рис.4
Мех искусственный с длинным и коротким ворсом на трикотажной основе различных расцветок очень подходит для шитья мягких игрушек и подушек — зверушек. Шелковые ткани нежные, струящиеся. Их хорошо использовать для шитья кукольных платьев, отделки, аппликаций. Валяные ткани. К ним относится фетр. Его особенность состоит в том, что эта ткань не сыпучая и обрезанные края не требуют обметки. Из фетра можно выкраивать отдельные детали: лапки, клювики, хвостики, носы.
Также шерстяные нитки подойдут для оформления игрушек. Из них можно сделать волосы для куклы, хвосты для зверушек, ими можно вышить отдельные детали мордочки: глаза, нос, рот. Мулине, цветной шелк, цветные катушечные нитки №50 – 80, люрекс, ирис, гарус используют для отделочных работ, вышивки деталей одежды и оформления мордочек зверушек. Рис.5
Для набивки игрушек используется вата, синтетические материалы — синтопон, синтепух и поролон. С натуральной ватой работать сложнее, так как при набивке часто образуются комки. Искусственная вата — синтепон и синтепух более объемные, легкие и не образуют комков. Работать с ними намного легче.
Меланжевая пряжа образуется путем смешения разных нитей, которые отличаются друг от друга цветом, фактурой, качеством и составом. Часто к этой разновидности относят секционную пряжу и даже в крупных интернет-магазинах встречается подмена этих понятий. Однако секционка изначально прядется из бесцветного волокна, а готовая нить окрашивается частями через определенные промежутки. Меланжевая пряжа — это скрутка уже прокрашенных ниточек. В ее одном мотке может сочетаться хлопок и натуральная шерсть, мохер и акрил. Из нее вяжут одежду и аксессуары, подушки и пледы. Изделия получаются интересными за счет фактуры и цвета. Рис.6
Это натуральный материал, издревле получаемый из состриженной шерсти овец. Такая шерсть хорошо сохраняет тепло, нивелирует разницу между температурой тела и температурой воздуха, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для вязания гладких, рельефных и многоцветных узоров. Очень часто используется при вязании детских изделий, носков, шарфов и шапочек. Рис.7
Это шерсть, взятая с холки овцы мериноса. Мериносы — порода тонкорунных овец. Самая мягкая шерсть, очень гигроскопична, хорошо сохраняет тепло. Нити из мериноса очень эластичны, что позволяет связать из нее облегающие фигуру вещи. Благодаря своим качествам хорошо стирается как в стиральной машине при специальном режиме, так и при ручной стирке, не теряя своих качеств. Рис.8
Это тончайший пух (подшерсток) высокогорной козы кашемировой породы. Изысканный, шикарный, ультрамодный, утонченный и справедливо самый дорогой материал. Не случайно его называют «королевская пряжа», «шерстяной бриллиант» или «драгоценная нить». Кашемировое сырье состоит из нитей толщиной всего 13-19 мкм (человеческий волос 50 мкм), поэтому прикосновение к кашемиру создает ощущение великолепия.Рис.9
Это разновидность ламы. Шерсть альпак обладает исключительными свойствами: она легкая, мягкая, однородная и шелковистая, сохраняющая шелковистый уникальный блеск весь срок службы изделия. Очень теплая, с высокими терморегулирующими свойствами; прочная, не подвержена скатыванию, сваливанию и сминанию. Не вызывает аллергических реакций. Подобных качеств нет ни у одного другого вида шерсти. Рис.10
Крючки бывают металлические, пластмассовые и деревянные. Удобно использовать деревянные крючки. Крючки имеют диаметр от 1 до 8 мм и длину приблизительно 140 мм . Номер крючка (1; 1,5; 2; 2,5; 3 и т. д.) соответствует его диаметру. Например, крючок №2 имеет диаметр 2 мм. Чем выше номер, тем больше диаметр крючка. Вязальщице желательно иметь набор крючков разных диаметров.Рис.11
Для получения качественного вязаного полотна необходимо диаметр крючка подбирать соответственно толщине ниток и выбранному узору. Вязание тонким крючком толстых ниток дает слишком плотную грубую вязку, вязать трудно. Вязание толстым крючком тонких ниток дает рыхлую неравномерную вязку. При неправильном подборе диаметра крючка и толщины нити может теряться узор.
Фурнитура – это множество красивых мелочей, без которых нам невозможно завершить изготовление игрушки, сделать ее выразительной, придать ей индивидуальный характер. Что же это за мелочи? Разноцветный бисер, белые жемчужины разных размеров с дырочкой посередине, стеклярус, стразы, кисточки, тесьма и кружево, пуговицы, кусочки кожи, клеенки и меха можно использовать для оформления мордочек, глаз, украшения одежды, аппликаций, панно, ковриков и подушек. Рис.12
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
1.Крючки и спицы должны быть хорошо отшлифованы и храниться в специальных коробочках или пеналах.
2. Нельзя делать резких движений рукой с крючком или спицей — можно поранить сидящего рядом товарища .
3.Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
4.Не пользоваться ржавыми иглами и булавками — они могут испачкать и порвать изделие, сломаться. Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.
5.Влажно-тепловую обработку изделий проводить в отведенном месте, утюг ставить на специальную подставку. Следить за исправностью утюга. Шнур не должен попадать под подошву утюга и перекручиваться. После работы утюг сразу же выключать из электросети.
1.Рабочее место должно быть хорошо освещено, источник света располагается впереди или слева.
2.Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
3.Во время вязания крючком работу необходимо держать на расстоянии 35-40 см от глаз.
4.Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – 5. можно поранить рядом сидящего ученика.
5.Крючки должны быть хорошо отшлифованы.
6.Храните крючки в определённом месте (в специальном пенале или футляре).
7.Используйте крючки только по назначению.
Технология изготовления изделия
Подведем итог затраченных средств. Стоимость сантиметровой ленты, наперстка, ножниц не учитываются, т. к. они нашлись у меня дома. Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время.
Технология. Художественные ремёсла. Вязание крючком. 6-й класс
Класс: 6
Ключевые слова: технология , вязание крючком
Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных организаций / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. — М.: ВентанаГраф.
Цель урока: Формирование творческих способностей обучающихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка по средствам вязания крючком.
Задачи:
- Образовательная: сформировать стремление к углублению знаний по теме «Вязание крючком», ознакомить обучающихся с материалами, инструментами и приспособлениями для вязания крючком, организацией рабочего места, условными обозначениями, схемами для вывязывания узоров, технологией вязания крючком; сформировать умения вывязывать крючком основных петель и полотна крючком.
- Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.
- Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.
- Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку.
- Предметные: общее представление о материалах, инструментах и приспособлениях для вязания крючком; формирование умений вывязывать полотно столбиками без накида несколькими способами, умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1. Организационный момент
Приветствует:
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Заполняет журнал, явку обучающихся.
Настраиваются на урок, готовят учебные принадлежности.
Личностные:
— эмоциональный настрой на урок;
— самоорганизация.
2. Формулирование темы и целей урока
Чтобы узнать тему урока, прочтите анаграмму:
ЯНАЗВЕИ (вязание). Это первое слово темы.
Чтоб узнать второе слово, поработайте с карточками (на карточках слова КРЮЧОК, СПИЦЫ). Расскажи все о предмете, не называя его, так, чтоб все поняли, что это за предмет.
И так, вы знаете, что существует два основных инструмента для вязания: крючок и спицы.
Тема урока: ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ.
Запишите тему в тетради. На этом уроке мы должны:
— Кратко ознакомиться с историей вязания, ассортиментом изделий, выполненных в технике вязания крючком;
— Ознакомиться с инструментами и пряжей;
— Научиться подбирать крючок и нитки для вязания;
— Научиться вывязывать петли;
— Выяснить, для чего необходимо научиться вязанию.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока.
Дети могут привести следующие определения: инструмент для вязания, состоящий из двух палочек, соединенных между собой леской — круговые спицы, инструмент для вязания, похожий на спицу, один конец которой загнут – крючок.
Личностные:
— активное погружение в тему;
— умение осознавать значимость поставленных учебных задач.
Регулятивные:
— умение поставить учебную цель.
Познавательные:
— умение анализировать, структурировать знания;
умение выделять и формулировать задачи.
Коммуникативные:
— умение выражать свои мысли в устной форме.
Предметные:
— закрепление знаний по предыдущим темам.
3. Актуализация опорных знаний
Назовите несколько пословиц или слова из известных стихотворений о рукоделии, вязании.
1) «Три девицы под окном пряли поздно… вечерком». («Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин);
2) «…старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла ему… пряжу» («Сказка о золотой рыбке»);
3) Не игла шьет (вяжет), а… руки.
4) Взялся за дело, выполняй его… умело.
5) Резать сразу не спеши, а измерь всё и… реши.
6)Тому не стыдно, чью работу… видно.
7) Рано встала, да много… напряла.
8) Не ленись прясть, хорошо оденешься.
9) Не учись безделью, а учись… рукоделью.
10) Прялка – не бог, а рубаху… даёт.
11) С мастерством люди не родятся, а добытым… гордятся.
12) Полно мотать, пора и узел… вязать.
В 6 классе вы выполняете проектную работу по разделу программы «Художественная обработка материалов.
Вязание спицами или крючком». Наверное, и в вашем гардеробе есть вязаные изделия. Ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности, а связанные вручную модные, художественно оформленные вещи пользуются постоянным успехом. Вязание было и остаётся популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, модные, тёплые и красивые вещи для детей и взрослых, для украшения дома.
Проектная работа вам хорошо знакома и вы знаете, что для работы над проектом необходимы базовые теоретические знания и практические умения. В течение нескольких занятий мы изучим теорию вязания, научимся набору и вывязыванию петель, познакомимся с условными обозначениями, применяемыми в вязании, научимся читать схемы и работать по ним. Все эти знания и умения помогут вам выполнить качественную и красивую проектную работу.
Тематика проектных работ разнообразна. Это могут быть предметы одежды: варежки, носки, гетры, шарфы, шапки, береты, топы, джемпера, туники и другие вязаные на спицах вещи. Можно связать сувенирные изделия, например, мягкие игрушки. Учитель демонстрирует образцы вязаных изделий, иллюстрации из журналов по вязанию и лучшие проектные работы обучающихся прошлых лет.
Работа над проектом поможет вам выразить свой творческий замысел, придать изделию индивидуальность.
Вспоминают, приводят примеры.
Личностные:
— активное погружение в тему;
— умение осознавать значимость поставленных учебных задач.
Регулятивные:
— способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке.
4. Изучение нового материала
История вязания
«Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас учёные стараются доказать, что ещё за долго до начала нашей эры люди уже владели техникой вязания. Вязали сначала без каких-то специальных приспособлений, а просто на пальцах.
Обратимся к археологическим исследованиям. Самая древняя вязаная вещь – декоративный вязаный пояс с птицей колибри – найдена в Перу и относится к началу 3 века нашей эры. Сложность рисунка, тонкость исполнения и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте.
В египетских гробницах найдены экземпляры некоторых вязаных вещей 4 -5 вв. н.э. Одна из находок – детский носок из цветной шерсти – связана очень оригинально. Большой палец связан отдельно от остальных так, чтобы между ними мог проходить ремешок сандалии. Эта находка хранится в музее императора Фридриха в Берлине. Приблизительно к тому же периоду относится находка вязальных спиц в германских гробницах.
В 13 в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию. В 16 в. вязание уже известно во всех странах Европы. Вязаные вещи, особенно чулки, стали очень популярными (главным образом при королевских дворах и среди знати).
Ручное изготовление вязаных чулок в то время значительно опередило изготовление других вязаных изделий и вскоре было организовано в цехи. В мужской моде того времени были популярны штаны – колготы и вязаные облегающие чулки, которые лучше подчёркивали форму ноги, чем сшитые чулки.
Интересно, что вязание было вначале мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, пражские чулочники в 1612 г. постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.
Подобно каждой новинке, вязание не было принято сразу и, кроме приверженцев, имело своих противников. Магистрат Магдебурга, например, в 1583 г. отдал распоряжение, которым запрещалось носить шёлковые чулки как вредную и излишнюю роскошь.
В 1859 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте. Ей показалось, что чулки, связанные на этой машине толще, чем сшитые из шелка. Королева посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую.
На его принципе были сконструированы почти все вязальные машины. Казалось, что машинное вязание вытеснит ручное. Жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускается изделий массового машинного производства, тем более ценными становятся вещи, связанные вручную».
Как вы думаете, почему?
Деловая игра
А сейчас проведем деловую игру. Представьте себе, что мы открываем трикотажную мастерскую, которая будет заниматься изготовлением вязаных изделий. Нам необходимо организовать несколько творческих групп, которые решат следующие вопросы:
1 — рассмотрит вопросы материаловедения.
2 — разработает рекомендации по подбору крючка.
3 — разработает инструкцию по охране труда в трикотажной мастерской.
Обучающимся предлагается литература, с помощью которой они могут ответить на все вопросы, возникающие в ходе деловой игры (рекомендуется учебник и дополнительная литература).
Материалы и инструменты
Демонстрирует мотки различной пряжи (ангорская шерсть – пух ангорского кролика, мериносовая шерсть – один из лучших сортов овечьей шерсти, мохер — шерсть ангорских коз, акрил и др.).
Смесовая пряжа содержит различные по составу волокна, например 30 процентов шерсти, 20 процентов нейлона, 50 процентов акрила.
Фасонная пряжа с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей.
Фантазийная пряжа изготавливается по особой технологии с добавлением различных по качеству, цвету, свойствам нитей различной фактуры. К ней можно отнести и меланжевую (окрашенную с переходами от одного цвета к другому).
Покупая пряжу в магазине, сохраняйте ярлычок, на котором сообщаются следующие сведения: процентное содержание волокон того или иного происхождения, вес, приблизительная длина (в метрах), предполагаемый номер спиц. Все эти данные в дальнейшем могут пригодиться.
Организация рабочего места
Рабочее место должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны. Сидеть нужно прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40см. во время вязания клубок лучше положить в клубочницу или коробку и поставить с левой стороны от себя. Перед началом работы следует вымыть руки с мылом, чтобы нитки при вязании оставались чистыми. После вязания нужно сполоснуть руки, чтобы смыть частички волокон. Все инструменты должны храниться в специальной коробке. После окончания работы спицы или крючок вкалывают в работу или клубок и убирают в пакет или коробку.
Расчёт количества петель для изделия
Для расчёта количества петель нужно связать образец из 25 петель высотой 12см. Отмерить квадрат 10 на 10см, посчитать сколько помещается петель внутри квадрата. Полученное количество умножить на десятки сантиметров изделия.
Отпаривание деталей и сборка готового изделия
На утюжильной доске изнаночной стороной вниз кладут деталь и отпаривают через влажный проутюжильник, осторожно касаясь утюгом. Дают высохнуть.
Вязанные резинки отпаривать нельзя.
Затем детали складывают лицевыми сторонами внутрь и сшивают с изнаночной стороны петлеобразными стежками «назад иголку» или воздушными петлями крючком.
Основные виды петель:
Начальная петля;
Воздушная петля;
Цепочка воздушных петель;
Соединительный столбик;
Столбик без накида;
Столбик с накидом;
Петли подъёма (поворота).
Любой узор вязки можно вязать по описанию или по схеме, которую необходимо уметь читать.
Вязание полотна
Чтобы связать полотно необходимой ширины, вяжут цепочку из необходимого количества воздушных петель. Вязание полотна вяжут рядами, поворачивая вязку в начале нового ряда, выполняя петли подъёма (поворота).
Каждая петля поворота состоит из определённого количества воздушных петель и считается первой в новом ряду (для ряда со столбиками – 2в.п., для столбиков с накидом – 3в.п. и т.д.).
Преимущества крючка над спицами:
Каждый провязываемый ряд – последний;
Нет эффекта спуска петель;
В работе участвуют только несколько петель.
Материалы и инструменты
Нитки бывают ручного и машинного прядения.
Если раскрутить нитку, то можно увидеть что она состоит из более тонких нитей – волокон. Свойства волокна определяют свойства ниток.
Волокна растительного происхождения вырабатывают из хлопка и льна.
Волокна животного происхождения получают из коконов тутового шелкопряда и шерсти овец, коз, кроликов, верблюдов. Изделия из таких ниток тёплые. Вообще опытные мастерицы считают, что лучшие нитки для вязания – шерстяные и хлопчатобумажные.
Химические волокна получают промышленным путём. Из древесины – вискозное волокно. Из продуктов переработки нефти, газа, угля – капрон, лавсан и др.
Определить вид пряжи можно путём сжигания нити. Хлопчатобумажная нитка горит без пламени, быстро, с запахом жжёной бумаги, оставляя после сжигания серый пепел. Шерстяная нитка горит медленно, спекается в обуглившийся комочек, издаёт запах жжёного рога. Обуглившийся комочек можно растереть пальцами. Синтетическая нитка не горит, а плавится, образуя жёсткий спёк.
К основным свойствам ниток относятся: толщина, длина, крутка, ровность, упругость, прочность.
Упругость и прочность нитки – свойства, неотделимые друг от друга. Если нитка пружинит в руках при растяжении, значит она прочна, изделия из неё будут хорошо носиться и сохранять форму. Менее прочную нитку лучше соединить с другой, более прочной.
Из сильно скрученных ниток изделие получится жёстким, неэластичным, оно будет плохо сохранять тепло. Но если нужно связать изделие, которое должно сохранить форму (сумка, тапочки и др.), то для вязания таких изделий нужно брать именно эти нитки.
Виды крючков и спиц
Крючки и спицы изготавливают из разных материалов и различной толщины. Толщина крючка соответствует диаметру головки крючка в миллиметрах. Самые тонкие крючки изготавливают из стали или никелированного алюминия от № 0,6 до 1,75. Более толстые крючки из алюминия – от 2,0 до 7,0; из пластмассы – от 2,5 до 15. Для тех, кто вяжет рыхло, нужно взять тонкий крючок, кто вяжет плотно – более толстый.
Спицы кроме как различные по толщине, они ещё и различны по длине. Они должны быть идеально гладкими. Для вязания полотна нужны две спицы с наконечниками (ограничителями), для вязания по кругу круговые (в них спицы соединены тросиком). Чулочные спицы (15 или 20 см.) имеют в своём составе пять спиц – на четырёх находятся петли, а провязывают их пятой спицей.
Инструкция по охране труда при вязании спицами и крючком
Общие требования безопасности:
— Вязальные крючки и спицы должны быть хорошо отшлифованы; хранить их следует в специальных пеналах.
— Во время работы следует быть внимательными и аккуратными.
— При вязании крючком или спицами возможно воздействие на работающих следующих опасных факторов:
— прокалывание пальцев рук острым крючком или спицами;
— поражение глаз и других частей тела осколками сломавшегося крючка;
— травмирование рядом сидящего человека;
— снижение остроты зрения, вызванное плохим освещением.
При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан сообщить учителю.
Требования безопасности перед началом работы:
— Убрать волосы под косынку.
— Организовать своё рабочее место так, чтобы освещение было достаточным. Свет должен падать на рабочую поверхность спереди или слева.
— Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.
Требования безопасности во время работы:
— Вязальные крючки и спицы использовать только по назначению.
— Нельзя делать резких движений рукой с крючком или спицами в направлении рядом сидящего человека.
— Следить за правильной организацией рабочего места, не ходить по кабинету с расчехленным крючком или спицами.
— Следить за правильным положением рук и посадкой во время работы.
Требования безопасности по окончании работы:
— Зачехлить инструменты.
— Привести рабочее место в порядок.
Личностные:
— проявление интереса к новому содержанию;
— осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению.
Регулятивные:
— умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой.
Познавательные:
— умение работать с различными источниками информации;
— выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний;
— умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Коммуникативные:
— умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации.
— умение выражать свои мысли в устной форме.
Предметные:
— умение давать определения новым понятиям темы.
5. Физкультминутка
Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся.
Гимнастика для глаз
1. Исходное положение — сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8–12 раз.
2. Исходное положение — сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8–10 раз.
3. Исходное положение — сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4–6 раз.
4. Исходное положение — сидя на стуле. Выполнить четыре моргания в течение 15–30 секунд.
Подтягивание
1. Исходное положение — стоя, руки опущены. На раз — руки поднять вверх, потянуться; на два – вернуться в исходное положение. Повторить 4–6 раз.
Полуприседания
1. Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки на поясе. На раз — присесть на носках или всей стопе, на два – вернуться в исходное положение.
Выполняют физические упражнения.
Личностные:
— формирование ценности здорового образа жизни.
6. Первичное закрепление нового знания
Актуализирует полученные на уроке новые знания; предлагает ответить на вопросы:
1. Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную?
2. Какие простейшие изделия для дома вы уже можете связать самостоятельно?
3. Покажите, как можно схематично изобразить рисунок вязки простейшей прихватки, выполненной столбиками без накида.
4. Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства?
Слушают учителя;
обобщают новые знания.
Познавательные:
— умение анализировать, структурировать знания; выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные:
— умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи.
7. Практическая работа «Изготовление образцов вязания крючком»
Проводит вводный инструктаж по выполнению обучающимися практической работы:
— Сообщает обучающимся название практической работы;
— Разъясняет задачи практической работы;
— Демонстрирует основные приемы вязания крючком;
— Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы.
Организует обсуждение критериев оценивания, например:
1. Соблюдали вы правила техники безопасности.
2. Выполнили образец вязки строго по схеме.
3. Аккуратное ли вязание.
4. Уложились в отведенное время.
Проводит текущий инструктаж:
— Делает целевые обходы.
— Контролирует правильность выполнения приемов.
— Контролирует выполнение объема и качество работы.
— Контролирует соблюдение правил безопасной работы.
— Оказывает помощь обучающимся, испытывающим затруднения.
Проводит заключительный инструктаж:
1. Организует взаимопроверку работ:
(несколько девочек публично проводят самоанализ).
Оцените работу друг друга.
2. Анализирует выполнение самостоятельной работы.
Целью нашего урока было освоение вами техники вязания крючком, и исполнение в этой технике небольшого элемента в виде полотна. Представленные работы показывают, что большинство из вас отлично справились с заданием, несмотря на то, что сегодня некоторые впервые взяли крючок в руки.
Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно, с нужной плотностью. Другим девочкам надо еще потренироваться дома с выполнением основных видов петель.
Насколько хорошо вы освоили технические приемы вязания, насколько правильно вы держите крючок во время работы, вы можете оценить сами по своим ощущениям. Если у вас быстро устает рука при вязании и вам неудобно держать крючок, то при выполнении тренировочных упражнений необходимо обратить внимание на постановку рук, положение крючка, так как в процессе работы на уроке несколько обучающихся допустили серьезную ошибку. У них средний палец правой руки лежал на крючке, а это может привести к деформированию руки.
3. Выставление оценок.
Организуют рабочее место;
повторяют правила безопасной работы;
готовят необходимые для выполнения практической работы материалы;
выполняют практическую работу: «Технология выполнения воздушных петель, столбиков без накида и столбиков с накидом».
— Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения.
Личностные:
— осознание своих возможностей;
— мотивация на творческую деятельность;
— осознание ответственности за качество своей деятельности.
Регулятивные:
— умение планировать свою деятельность; организовать рабочее место;
— умение осуществлять контроль по результату.
Познавательные:
— умение осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы;
— умение соблюдать трудовую дисциплину;
— умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления;
— умение обосновывать критерии качества конечного результата.
Коммуникативные:
— умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные:
— закрепление полученных знаний на уроке;
применение новых знаний на практике.
8. Рефлекаия
Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока.
— Мне понравилось на уроке…
— Мне не понравилось на уроке…
— Легко ли для вас давалось освоение техники вязания крючком?
— Что ещё хотелось бы узнать?
Проводят самооценку – выставка работ обучающихся;
оценивают работу одноклассников.
Личностные:
— умение провести самооценку.
Регулятивные:
— умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.
Коммуникативные:
— умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников.
9. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Инструктирует обучащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку:
— Связанные образцы прикрепить в альбом и подписать.
— Принести нитки, крючок, схему, конспект.
Рекомендация учителя: в свободное время отработайте еще несколько раз приемы вязания. Когда ваши руки будут уверено держать крючок, то вы сможете вязать ровные и аккуратные образцы. И это занятие будет приносить вам огромное удовлетворение.
Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание;
записывают домашнее задание в дневник.
Методы ведения урока:
- ИКТ;
- рассказ;
- беседа; индивидуальная практическая работа;
- демонстрация наглядных пособий;
- работа с учебником и тетрадью.
Средства обучения:
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.
Презентация: «Вязание крючком».
Наглядные пособия:
- образцы готовых изделий, связанных крючком;
- набор крючков из различных материалов;
- различные виды пряжи;
- таблицы с рисунками основных видов петель;
- таблица условных обозначений основных видов петель;
- образцы схем; инструкционная карта.