Урок «Вязание спицами. Материалы и инструменты»
Тема урока: «Вязание на спицах. Материалы и инструменты».
Цель урока: Познакомить учащихся с инструментами и материалами для вязания спицами.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения вязания. Вязание как вид декоративно- прикладного искусства.
2.Научить подбирать спицы и пряжу для вязания, набирать петли начального ряда.
3. Воспитывать аккуратность и старательность при изготовлении вязаных изделий.
4.Развивать познавательные процессы, речь, эстетический вкус, мелкую моторику рук.
Компьютер, образцы изделий, набор спиц, приспособлений для вязания, образцы пряжи.
Инструменты и материалы: спицы, пряжа, ножницы.
Тип урока: комбинированный.
I. Организационная часть.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Какие предметы быта, одежды можно связать спицами или крючком?
Дополняя ответы учащихся, учитель сообщает о том, что вязание спицами является видом декоративно-прикладного искусства, овладев которым можно создавать удобные, нарядные и неповторимые вещи.
Как вы думаете, какая тема нашего урока.
Итак, тема нашего урока Вязание на спицах.
(Слайд 1, название темы урока)
(Сейчас моя помощница расскажет стихотворение,
А ваша задача сформулировать цель нашего урока)
Я себе вязала кофту
целый месяц, или два.
Но, увы, в мою работу
лишь пролезла голова.
Я опять перевязала,
но старалась, видно, зря:
в этот раз в неё влезала
не одна, а три меня.
Вновь работу распустила.
Это был последний раз,
потому что нитка как-то
вся сама переплелась.
Цель нашего урока, Познакомить учащихся с инструментами и материалами для вязания спицами.
(Слайд 2, Цель и задачи урока).
Задачи нашего урока:
1. Познакомить с историей возникновения вязания. Вязание как вид декоративно- прикладного искусства.
2.Научить подбирать спицы и пряжу для вязания, набирать петли начального ряда.
3. Воспитывать аккуратность и старательность при изготовлении вязаных изделий.
4.Развивать познавательные процессы, речь, эстетический вкус, мелкую моторику рук.
III. Изучение нового материала.
Сейчас мы совершим с вами небольшое путешествие. (Презентация фильм история вязания )
2.История вязания на спицах. Вязание как вид ДПИ.
Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.
И так наше путешествие начинается в Египте, где в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет.
В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей носки.
Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э.
Детские чулки III-IVв. н.э. найдены в Египте.
Далее мы переносимся в Каир
А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.
Европа XII век.
В Европу вязание проникло через коптов – египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности.
Вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины!
В Испании только в 16 в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки.
Чулки были необходимым предметом одежды, в 17 и 18 вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины.
Мы двигаемся дальше и попадаем в Англию где в 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли.
И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи.
В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир — чулки и перчатки, связаные из шелка пауков.
Мы возвращаемся в Россию.
В России с давних времен крестьяне вязали чулки, варежки, носки.
В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца XIX было распространено вязание сапожек украшенных цветочными мотивами.
Уникальным является узорчатое вязание знаменитых оренбургских платков.
Спицами вы можете связать себе не только шарфик или носки, но и красивое вечернее платье.
IV. Познакомимся с правилами безопасной работы при вязании на спицах
Слайд
V. Правила при вязании на спицах
Первая петля всегда снимается на правую спицу не провязывая.
Слайд
Второе правило.
Лицевая петля провязывается за заднюю стенку.
Слайд
Третье правило.
Последняя петля ряда провязывается изнаночной.
( учащиеся делятся на три группы и получают карточки-задания для самостоятельного ознакомления с материалом и предоставления полученной информации).
Группа 1:вопросы материаловедения (пряжа и ее виды)
Группа 2:разработка рекомендаций подбора спиц для вязания
Группа 3:подготовка инструкции безопасности труда и санитарно-гигиенических требований при вязании спицами
А теперь выполним тест на закрепление знаний.
После выполнения теста, обменяться тестами и проверить поставить оценки, за тестовое задание.
( Слайд. Ответы показаны на слайдах)
При вязании спицами нужно подобрать не только понравившуюся вам пряжу, но и определённый набор инструментов.
При подготовке к уроку, я попросила дома найти информацию о видах спиц, о видах пряжи и инструментах которые используются при вязании спицами.
Спицы — это основной инструмент вязальщицы. В зависимости от того, из какого материала они выполнены, спицы могут быть алюминиевые, стальные, деревянные, костяные, пластмассовые и др. Спицы должны быть абсолютно гладкими, чтобы петли по ним могли легко скользить, и иметь удобный для работы конец, не слишком тупой и не слишком острый.
Качество вязанного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Для вязания спицами применяют шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные, синтетические,
Вопросы:
1.Назовите, какие виды спиц вы знаете, как подобрать спицы? Демонстрация спиц.
2.Какие виды пряжи вы знаете, как правильно подобрать пряжу? Перед вами лежат образцы пряжи рассмотрите их пожалуйста.
3.Каким образом мы можем определить волокнистый состав пряжи.
4. Расскажите о санитарно- гигиенических требованиях, которые необходимо соблюдать при вязании.
5.Перечислите правила безопасной работы при вязании.
Слайд
Акрил – синтетическое волокно плавится, горит коптящим пламенем с образованием твердого шарика на конце
Вискоза – искусственные волокна, горят ровным ярким пламенем, пахнет сожженной бумагой
Натуральные волокна (мериносовая шерсть, ангора, мохер) горят сильным пламенем, и чувствуется запах горелых перьев.
Слайд
ТОЛЩИНА СПИЦЫ ДОЛЖНА БЫТЬ ВДВОЕ БОЛЬШЕ ТОЛЩИНЫ НИТИ.
Посмотрите и запишите в тетрадь 2 способа платочной вязки.
1-й способ все петли провязываются лицевыми.
2-й способ все петли провязываются изнаночными.
VI. Практическая работа
Вязание любого изделия, начинают с набора петель. Вот мы сейчас и попробуем с вами набрать петли. Для начала нам нужно знать какую длину нити нужно взять. Например для образца 10 см., примерно нужно взять 20 см. нити, это значит в два раза больше ширины изделия.
Правила безопасной работы при вязании спицами
Рабочее место должно быть хорошо освещено
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула
Концы спиц должны быть безопасными, иметь ограничения
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки
По окончании работы все инструменты убирать в рабочую коробку
Спицы переносить в защитном футляре
IX. Показать наглядно набор петель.
( набор петель показать видео)
Показать на слайдах и показать на спицах как правильно набирать петли .
При наборе петель используем обе спицы для того чтобы при вывязывании первого ряда петли не затягивались, а свободно облегали спицы. Набираем 12 петель. Это примерно 6-7 см., свободную нить берем примерно 15 см.
Просмотреть как девочки справились с работой.
X. Зарядка для глаз
(Видео зарядка на слайдах)
Итак, мы продолжаем. Мы набрали петли, и теперь должны научиться вязать петли. Теперь давайте посмотрим как правильно провязывают лицевые петли.
Смотрим образец, как правильно вывязывать лицевую петлю. ( Слайд )
Вяжем до конца ряда, но не довязываем последнюю петлю. Теперь внимательно смотрим на как правильно провязать изнаночную петлю, вспомним последнее правило последнюю петлю провязываем изнаночной петлей.
Итак попробуем, провязать следующий ряд. Переворачиваем вязание и вяжем следующий ряд.
Просмотреть как девочки справились с работой.
XI. Выставляю оценки за практическую работу.
XII. Закрепление. Итог урока.
Составьте схему вязки по текстовому описанию. (Один учащийся работает возле доски, комментируя составление схемы.)
1.Какие материалы и инструменты необходимы для ручного вязания?
2.Назовите основные правила подбора спиц.
3.Расскажите о правилах безопасной работы при вязании.
XIII. Домашнее задание.
Выучить правила, и связать образец лицевыми петлями (платочной вязкой) 10х10 см.
Открытое занятие «Вязание на спицах»
план-конспект
Вязание спицами начинается с набора определенного количества петель. Существует много вариантов набора петель, которые в удачном сочетании с узором вязки делают изделие особенно привлекательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_vyazaniyu_.docx | 76.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие «Вязание на спицах»
Автор Раднаева Марина Батуевна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Эвенкийский центр развития творчества «Давдын»
Педагог: О вязании рассказывает одна из легенд древней Греции. Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусству и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку — нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Связала она полотно. Но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не перенесла позора и покончила с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук-Арахна вечно ткет свою паутину. И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. Король Франции Людовик XIV получил сувенир — чулки и перчатки, связанные из шелка пауков. В 1709 году французский натуралист Бон де Сент Иллер написал диссертацию «О пользе паучьего шелка», в которой детально описал основы прядения из паутины.
Самыми искусными вязальщиками в древности считались арабы. Сложные многоцветные узоры они придумывали уже 2 тысячи лет назад.
К началу нашей эры люди довели технику этого рукоделия до очень высокого уровня. Основная заслуга в этом принадлежит, конечно, тем народам, которым не очень повезло с климатической зоной. Вспомните, например, скандинавские сказки. Да что далеко ходить, в самых древних сказках Руси герою непременно вручался клубок ниток!
У одного из древних кочевых племен существует легенда о чудаковатой старухе-колдунье, которая по рассеянности вместо ниток сматывает в клубок дороги, а потом вяжет из них новые, тем самым, запутывая усталых странников.
В IX-XI веках искусные вязальщицы стали наносить тексты на носки. В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор — вязаный берет. Появились целые вязальные цеха.
В 1589 году помощник приходского священника Вильям Ли изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились изделия, изготовленные вручную.
Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в XVIII в. Здесь изготавливают платки двух видов: плотные, пушистые из серого пуха и тонкие, ажурные — из белого. Последние неизменно вызывают восхищение красотой узоров, легкостью и высочайшим мастерством исполнения. Такой платок размером 2 х 2 м весит всего 70 г. Искусство вязания оренбургских пуховых платков передается из поколения в поколение.
Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима.
- Организация начала занятия. (На столах лежат клубки пряжи, спицы.)
За петелькою – петелька.
Прозрачный клекот спиц.
Под взмах железных птиц.
Две весёлые сестрицы –
На все руки мастерицы:
Сделают из ниточки
Носки и рукавички.
Мы начинаем новую тему «Вязание на спицах». Вы научитесь набирать петли начального ряда, вывязывать лицевую и изнаночную петли, узнаете способы закрепления петель последнего ряда, познакомитесь со схемами.
Тема занятия: Набор петель начального ряда.
Цель : Знакомство с традиционным набором петель начального ряда.
- Подготовка к основному этапу занятия
Прежде чем начать объяснение нового материала, соблюдаем технику безопасности.
1. Рабочее место должно быть хорошо освещено
2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула
3. Концы спиц должны быть безопасными: иметь колпачки и резинки ограничения
4. Храните спицы в коробке.
5. Во время работы не вертитесь, поворачиваясь к соседу, опускайте спицы вниз или вкалывайте в клубок.
6. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.
7. Закончив работу, уберите спицы в коробку или вколите в изделие.
8. Для ножниц есть закон простой:
Ты для начала их закрой.
И лезвиями от себя
Всегда клади, себя щадя.
Подруге захочешь ты их передать,
Колечки вперед не забудь ей подать.
Объяснение нового материала:
Прежде чем вязать,
Нужно петли на спицы набрать.
Правило 1 : Длина свисающего конца нити должна быть примерно вдвое шире предполагаемого полотна, для которого набирают петли.
Чтобы был красивым край,
Первую петлю всегда снимай,
А последнюю, смотри,
Ты изнанкой провяжи.
Вязание спицами начинается с набора определенного количества петель. Существует много вариантов набора петель, которые в удачном сочетании с узором вязки делают изделие особенно привлекательным. При этом каждый способ набора имеет свои преимущества. Мы познакомимся с традиционным способом .
Традиционный набор, — самый распространенный вариант набора петель при вязании. Он может быть использован при начале вязания любого изделия. При таком способе, после набора петель, с первого же ряда можно начинать вязать полотно выбранным узором.
Для этого нить от клубка берут в левую ладонь. Длина свисающего конца нити, должна быть примерно вдвое больше ширины предполагаемого полотна, для которого набирают петли.
Обводят нить вокруг большого пальца левой руки по часовой стрелке и кладут ее на указательный палец. Оба конца нити зажимают в левой ладони ( см. приложение).
Две спицы, сложенные вместе, вводят в петлю на большом пальце, подхватывают нить, лежащую на указательном, и вытягивают ее в петлю на большом пальце (см. приложение). После этого сбрасывают петлю с большого пальца и помогают этим и указательным затянуть образовавшуюся петлю на спице (см. приложение).
Придерживая указательным пальцем правой руки полученную петлю, опускают спицы вниз на себя. Затем выполняют те же движения, что и при образовании первой петли (см. приложение). На спицах будет уже две петли. Следующие петли выполняют так же, как вторую.
Чтобы нижняя цепочка не перекручивалась вокруг спиц, каждую новую петлю придерживают указательным пальцем правой руки.
3.Показ слайда с набором петель начального ряда.
4.Возникла проблема, мы не знаем безопасных приемов охраны труда при работе со спицами. Каждый из вас должен подумать над этой проблемой и назвать один безопасный прием.
Всегда давайте отметать мы травмы и опасности.
И в каждом деле соблюдать законы безопасности:
А теперь приступаем к практической работе по набору петель начального ряда. Для того, чтобы вам было наглядно видно последовательность выполнения набора петель, я открою на компьютере презентацию. Вы повторяйте те действия, которые будут на картинках.
5.Показ презентации «Последовательность набора петель»
6. Практическая деятельность обучающихся – набор петель начального ряда.
7. Проводится физкультминутка.
Вы хорошо потрудились, теперь дадим возможность нашим глазам и пальцам отдохнуть.
Проделаем несколько упражнений.
1. Зажмурим глаза, посчитаем до трёх. Откроем. И так три раза.
2. Растопырим пальцы и с силой согнём. Повторим пять раз.
3. Поочерёдно поморгаем глазами пять раз.
8. Практическая деятельность обучающихся – набор петель начального ряда.
9. Придумать для чего можно использовать набор петель начального ряда.
10. Домашнее задание. На следующем занятии мы будем учиться вывязывать лицевую петлю. Я раздам вам материал, который поможет вам расширить свои представления о материалах, инструментах и истории вязания.