Поурочный план по технологии вязание крючком

урок по технологии «Вязание крючком»
план-конспект урока по технологии (7 класс) по теме

Данное занятие направленно приобщение учащихся к художественному вязанию, формирование знаний учащихся о технологии выполнения вязаных изделий (крючком). На уроке используется мультимедийная презентация. Выбранная форма использования средств ИКТ способствует решению всех задач урока (получение новой информации, наглядность при изучении нового материала, закрепление знаний).

Скачать:

Вложение Размер
urok_vyazanie_kryuchkom.rar 2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Родничок

Балашовского района Саратовской области»

«Технология (обслуживающий труд) »

Ф.И.О. учителя: Старунова Светлана

II квалификационная категория

Программа: программа «Технология (обслуживающий труд)», 2008г. Под редакцией В.Д. Симоненко

Кол-во часов в неделю: 2 часа

Тема. Вязание крючком. История. Набор петель крючком. Узоры вязания.

Практическая работа : Набор начального ряда; вязание образцов полустолбик, столбик.

Цель урока: приобщение учащихся к художественному вязанию

— формирование знаний учащихся о технологии выполнения вязаных изделий (крючком);

— ознакомить учащихся с историей вязания, с условным обозначением петель;

— научить приемам работы крючком (подбор крючка, набор петель начального ряда (цепочка из воздушных петель), закрепление нити при окончании вязания, вязание полустолбиком, столбиком без накида

— воспитание интереса к ручному труду, взаимопомощи.

— развитие познавательных интересов к декоративно-прикладному искусству;

— формирование навыков анализа и синтеза.

Тип урока: комбинированный

Методы и методические приёмы: эвристическая беседа, практические работы, опрос по новой теме.

Оборудование для учителя:

  1. мультимедийная презентация к уроку «Вязание крючком»
  2. наборы крючков для вязания
  3. различные виды пряжи
  4. Коллекция схем и образцов вязок

2.дополнительная литература: книги по вязанию крючком, журналы «Диана. Креатив», «Валя-Валентина», «Сабрина. Вязание крючком»

3.таблицы по технике безопасности

Межпредметные связи: информатика и ИКТ, история, русский язык.

Литература и другие информационные источники:

  1. http://www.club-rukodelie.com/toys.html Клуб рукоделие
  2. http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E%20%D0%BA%D1%80%D1%8E%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%BC&where=all&filmId=UxJEz%2BO%2FUXI%3http://vaizanie-etoprosto.by.ru/vaiz%20spic.htm видео уроки
  3. Вязание крючком. Новые узоры/Сост.К.А. Ляхова.- М.: РИПОЛ классик, 2007. – 320 с.
  4. http: ruko-delie.Ru Схемы вязания
  5. http: www. Khitka. ru
  1. Организацион-

ный этап – 1 мин.

за готовностью к уроку

Проверка количества присутствующих учащихся

Подготовка тетрадей, учебников, необходимого оборудования.

II. Актуализация знаний учащихся – 2 мин.

— Здравствуйте! Сегодня мы начнем изучение новой темы «Вязание крючком». Поднимите руки, кто из вас знаком с технологией вязания изделий крючком (выявить помощниц учителя на уроке).

На уроке вы узнаете:

  • Что такое вязание
  • Об инструментах и материалах для вязания
  • О названиях петель при вязании крючком, их схемы
  • Подбирать пряжу и крючок для вязания.
  • Выполнять набор петель начального ряда (цепочка из воздушных петель),
  • закрепление нити при окончании вязания.
  • Вязать полустолбиком, столбиком без накида .

-Записывают тему урока

— Знакомятся с планом урока

III.Формирование новых знаний

Вязание — один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет.

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает. Но известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры, что люди владели техникой вязания в древнейшие времена.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-египтологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

А уже в начале нашей эры техника вязания и принципы составления узоров находились на очень высоком уровне. Например, в древнем Евфрате были обнаружены превосходные образцы арабских вязаных изделий.

В одном из районов старого Каира в Египте найдено удивительно красивое многоцветное шелковое изделие. В Египте сохранились экземпляры вязанных вещей IV и V веков нашей эры. Полагают, что в Европу вязание проникло через египетских христиан — коптов. Как миссионеры они бывали в Испании, Франции, Италии и Англии, часто брали с собой в странствие вязаные изделия, которые привлекали всеобщее внимание.

С XII века вязание во Франции — уже доходная отрасль промышленности.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом. Так, в 1612 году пражские чулочники постановили, что под страхом денежного взыска-ния не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную, особенно крючком.

Искусство вязания крючком в начале XIX века поистине ювелирно. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством.

И в наше время вы часто в своей жизни встречаете вещи, связанные крючком. Это и скатерти, и блузы, платья, жакеты, шали и многие другие вещи.

Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.

Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые модели.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами.

Ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал — пряжу — можно использовать несколько раз и без особых потерь.

— Скажите, каким образом мы можем найти информацию, необходимую для урока?

Конспект урока технологии Вязание крючком

Тема урока: «Вязание крючком: традиции и современность» .

1) познакомить учащихся с новым видом рукоделия — вязания крючком;

2) научить приёмам вязания крючком основных видов петель;

3) развивать координацию движений;

4) содействовать воспитанию художественного вкуса;

5) сформировать навыки по организации рабочего места.

Тип урока : комбинированный.

Методы : словесный, наглядный.

Оборудование : мультимедийное оборудование; образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи.

Словарь : начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала.

— Посмотрите внимательно на картинки. Предметы, изображенные на них сшиты или связаны? (Связаны).

— Они связаны спицами? (Нет. Крючком)

— Сформулируйте тему нашего урока. ( Вязание крючком)

— А как можно сформулировать цель нашего урока? (Научиться вязать крючком.)

а) Актуальность вязания крючком.

В современный век научно-технического прогресса, когда очень многие виды деятельности женщины в доме заменили запрограммированные машины, большая редкость – вещи, изготовленные руками самой хозяйки. Ведь женщина – не только хранительница семейного очага, она создаёт в своем жилище уют, красоту, комфорт, тем самым выражая свой неповторимый стиль, подчеркивая яркую индивидуальность своего характера. По интерьеру, по созданному уюту можно судить о самой женщине.

Ребята, а как вы считаете, какими вещами, предметами, изготовленными своими руками, может современная женщина украсить свой дом? ( Салфетка,скатерть,коврик,вязаная вазочка, прихватка и т.д.)

Сейчас рукоделие для женщины стало просто приятным развлечением. У современной женщины отпала необходимость заниматься кройкой и вязанием. Ей проще купить все в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.

Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства – вязание крючком. Вязание крючком просто, многообразно и доступно каждому!

Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше.

Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна. Ни у одного другого человека на всей планете нет такой же.

Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязаные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.

б) Сообщение « История вязания крючком »

Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в соблазнительно облегающих платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

В V веке вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.

После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.

В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев – вязаному берету – уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки.

В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Особенно это относилось к вязанию крючком, потому что, вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия. Начиная с XVI века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли “гулять по Европе”, а в XIX веке это искусство стало поистине ювелирным.

В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30–40-е годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.

Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы – различные геометрические фигуры, цветы.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.

Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать.

в) Инструменты и материалы.

Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов . Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.

Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают на хрупкое острие крючка для его защиты.

Крючки для вязания нитками изготавливают также из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, а изготовленные из пластмассы – номера от 2,5 до 15.

Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно – более толстый крючок .

Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком – хлопок. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.

Из льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.

Вязать крючком можно также из лыка, толстой ковровой пряжи, тесьмы и других материалов

г) Оборудование рабочего места и техника безопасности при работе с крючком.

Не кладите крючок в портфель без пенала.

Крючок храните с специальном футляре или шкатулке.

Клубок ниток при вязании положите в ёмкость с ровными краями, чтобы он не укатился.

Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать с левой стороны.

При вязании сидите удобно: откиньтесь на спинку стула, не ставьте локти на стол, не горбитесь.

Делайте перерывы во время вязания, выполняйте упражнения для снятия усталости мышц глаз.

Вяжите без спешки так, чтобы движения были плавными и равномерными. На рабочем месте должен быть порядок.

Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи

Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.

д) Основные виды петель.

Положение крючка в руке.

Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш . При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож . При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.

Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .

Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.

Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.

Цепочка воздушных петель.

Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.

После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля”), в подсчет не включаются (рисунок ). Если необходимо связать большую начальную цепочку из воздушных петель, легко ошибиться в расчетах, чтобы облегчить себе задачу, воспользуйтесь маленькой хитростью. Начальную цепочку свяжите из ниток с отдельного клубочка, затем аккуратно привяжите новую нить к первой петле начальной цепочки и продолжите вязание по схеме, таким образом, вы легко сможете либо довязать недостающие петли начальной цепочки, либо распустить лишние, не распуская проделанной работы.

3. Практическая работа.

Вязание основных видов петель:

цепочка воздушных петель.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.

4. Закрепление изученного материала.

Как нужно держать крючок?

Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?

Что означает номер крючка?

Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

— Перед вами образцы вязания. Из них я постаралась сделать маленький домик –счастья. Но мне очень хочется, чтобы вы дополнили мою картину своими работами, сделав из них солнышко с лучами, травку и небо с облачками.(Девочки поочередно выходят и прикрепляют булавками свои работы так, чтобы получилось солнышко, трава, облака.)

— Я рада, что встретилась с вами .И как память о нашей встрече у меня останется эта картина.

Читайте также:  Как вязать ворот двойной спицами
Оцените статью