Подчеркните глаголы от которых деепричастия не образуются вязать пахать

Глаголы, от которых не образуются деепричастия. Как же весело эту тему изучать

Добрый день всем читателям!

Уверен, все знают или хотя бы слышали о деепричастиях. Даже если прогуливали уроки русского в школе. Однако есть глаголы, от которых деепричастия образовать невозможно. Или подобные словоформы почти не употребляются. То ли из-за неблагозвучия, то ли из-за лексического значения.

Тема довольно занимательная, в некоторых моментах не удержаться от улыбки. Поехали!

Чуть-чуть теории

От глаголов могут образовываться два деепричастия: несовершенного и совершенного вида. Два примера:

Кричать — кричат — крича́ (что делая?)
Закричать — закричат — закричав (что сделав?)

Однако сегодня интереснее рассмотреть случаи, когда от глаголов деепричастия образовать невозможно или затруднительно. О таких ситуациях носители вряд ли задумываются. Чаще эти сложности вспоминают иностранцы, которые изучают русский язык и сталкиваются с причудливыми моментами нашей грамматики.

В основном подобные ограничения относятся к формам несовершенного вида. С совершенным ещё можно более-менее извернуться.

Почему такое возникает?

Грамматика русского языка предоставляет возможности для образования самых разных словоформ, однако так получается, что в устной и письменной речи не все они оказываются нужными. В итоге у нас возникают такие явления, как недостаточные глаголы. Все помнят ситуацию с глаголами победить, убедить, очутиться?

Иногда та или иная словоформа фактически не употребляется из-за смысла (глагол тели́ться странно бы звучал в форме 1-го лица), а в некоторых ситуациях она попросту неблагозвучна (те же *победю, *побежу, *очучусь ).

Похожая ситуация возникает с существительными, самым уязвимым можно назвать родительный падеж множественного. Вспомним пресловутое мечта — *мечт (форма эта считается неупотребительной, проще говоря, ошибочной). На эту тему даже бородатый анекдот есть:

Стоят двое, смотрят в небо:
— Смотри, сколько на небе звездов!
— Не звездов, а звездей!
Подошёл третий:
— Да где ж вы таких словов-то понабралися?

Итак, теоретическую подготовку выполнили, теперь перейдём к сути.

*Пекя, *печа? Напомню, под звёздочкой — гипотетические, несуществующие формы. От глаголов на -чь деепричастия почти не образуются.

А что насчёт слова лечь ? Тоже никак. Напомню, что лёжа — от слова лежать .
От глагола изречь формально образуется форма изрекши , но когда вы её последний раз видели или слышали?

В общем, основы на -к и -г почти не дружат с такими деепричастиями. К примеру, течь → текут — *теча́ ? 🙂

Теоретически возможно: толкут → толча́ (хотя в словарях и написано, что «несвободно»), берегут → бережа́ (эта форма эпизодически встречается в литературе XIX в.) . Однако с повседневным употреблением этих слов не заладилось.

Более полный список таких глаголов: беречь, жечь, лечь, мочь, стеречь, влечь, печь, сечь, течь, толочь.

Бежать, хотеть, ехать

Напомню, речь идёт о несовершенном виде. Форма бежа́ возможна, но малоупотребительна. Хотя́ — зафиксировано в словаре Н. А. Еськовой с пометой «употребляется несвободно». От глагола ехать образуется е́дучи , но эта форма широко не употребляется, как и в целом деепричастия на -учи/-ючи (кроме бу́дучи от быть) , они только для стилизации народной и старинной речи хороши.

Читайте также:  Вязание подследников укороченными рядами

Вянуть

Как там, *вяня, *вяв* ? Да никак. Деепричастия несовершенного вида от глаголов на -нуть тоже почти не образуются .

Форма вянув отмечена в «Словаре трудностей…» К. С. Горбачевича как малоупотребительная.

Здесь ещё играет роль семантика: глаголы на -нуть часто обозначают однократное действие, тогда как длительность им может быть не присуща.

Ах, да. Ещё вспомнились гнуть (*гня?!) и пнуть (*пня?!) . Исключение — тянуть , от него возможно образование деепричастия тяня́ , и то в словарях есть пометы «несвободно», «затруднительно».

Кроме того, трудно представить такие словоформы от глаголов мёрзнуть, крепнуть, мокнуть, глохнуть и т. д.

Лизать

Никаких *лижа, *лиза или ещё как-нибудь. :))

Пахать

Напрашиваются слова *паха́я, *паша́ или ещё какие-нибудь образования. Но не то, совсем не то.

Шить, лить, жать, ткать

Основа настоящего времени состоит из одних согласных, поэтому деепричастия от них не образуются: шьют, льют, жмут, ткут. Хотя попробуйте, вдруг совместными усилиями мы заполним эту лакуну. :))

Примерно так: *шья, *лья, *жмя, *ткя*.

Более полный список таких глаголов: врать, ждать, лгать, жрать, рвать, ржать, ткать, мере́ть, переть, жать, мять, вить, пить, шить и др. Как видим, почти у всех односложная основа.

Ещё сюда можно добавить бдеть .

Спать — спя

Деепричастие несовершенного вида спя есть, но употребляется несвободно, его даже не все словари приводят.

Писать — пиша́?

О деепричастии «пиша» часто спрашивают в контексте необычных, редких слов. Действительно, формально такое слово в русском языке есть, о чём свидетельствует его наличие в некоторых толковых словарях. В словаре трудностей Н. А. Еськовой зафиксировано с пометой «Употребляется несвободно», в «Грамматическом словаре» Зализняка написано, что «деепричастие затруднительно».

На этом всё. Стилистические особенности и употребление деепричастий — в следующей публикации . Там тоже хватает неоднозначных моментов. Ставьте «Нравится» и подписывайтесь, чтобы видеть новые публикации.

Глаголы, от которых не образуются деепричастия. Как же весело эту тему изучать

Добрый день всем читателям!

Уверен, все знают или хотя бы слышали о деепричастиях. Даже если прогуливали уроки русского в школе. Однако есть глаголы, от которых деепричастия образовать невозможно. Или подобные словоформы почти не употребляются. То ли из-за неблагозвучия, то ли из-за лексического значения.

Тема довольно занимательная, в некоторых моментах не удержаться от улыбки. Поехали!

Чуть-чуть теории

От глаголов могут образовываться два деепричастия: несовершенного и совершенного вида. Два примера:

Кричать — кричат — крича́ (что делая?)
Закричать — закричат — закричав (что сделав?)

Однако сегодня интереснее рассмотреть случаи, когда от глаголов деепричастия образовать невозможно или затруднительно. О таких ситуациях носители вряд ли задумываются. Чаще эти сложности вспоминают иностранцы, которые изучают русский язык и сталкиваются с причудливыми моментами нашей грамматики.

В основном подобные ограничения относятся к формам несовершенного вида. С совершенным ещё можно более-менее извернуться.

Почему такое возникает?

Грамматика русского языка предоставляет возможности для образования самых разных словоформ, однако так получается, что в устной и письменной речи не все они оказываются нужными. В итоге у нас возникают такие явления, как недостаточные глаголы. Все помнят ситуацию с глаголами победить, убедить, очутиться?

Иногда та или иная словоформа фактически не употребляется из-за смысла (глагол тели́ться странно бы звучал в форме 1-го лица), а в некоторых ситуациях она попросту неблагозвучна (те же *победю, *побежу, *очучусь ).

Читайте также:  Вязание женский свитер спицами описание араны

Похожая ситуация возникает с существительными, самым уязвимым можно назвать родительный падеж множественного. Вспомним пресловутое мечта — *мечт (форма эта считается неупотребительной, проще говоря, ошибочной). На эту тему даже бородатый анекдот есть:

Стоят двое, смотрят в небо:
— Смотри, сколько на небе звездов!
— Не звездов, а звездей!
Подошёл третий:
— Да где ж вы таких словов-то понабралися?

Итак, теоретическую подготовку выполнили, теперь перейдём к сути.

*Пекя, *печа? Напомню, под звёздочкой — гипотетические, несуществующие формы. От глаголов на -чь деепричастия почти не образуются.

А что насчёт слова лечь ? Тоже никак. Напомню, что лёжа — от слова лежать .
От глагола изречь формально образуется форма изрекши , но когда вы её последний раз видели или слышали?

В общем, основы на -к и -г почти не дружат с такими деепричастиями. К примеру, течь → текут — *теча́ ? 🙂

Теоретически возможно: толкут → толча́ (хотя в словарях и написано, что «несвободно»), берегут → бережа́ (эта форма эпизодически встречается в литературе XIX в.) . Однако с повседневным употреблением этих слов не заладилось.

Более полный список таких глаголов: беречь, жечь, лечь, мочь, стеречь, влечь, печь, сечь, течь, толочь.

Бежать, хотеть, ехать

Напомню, речь идёт о несовершенном виде. Форма бежа́ возможна, но малоупотребительна. Хотя́ — зафиксировано в словаре Н. А. Еськовой с пометой «употребляется несвободно». От глагола ехать образуется е́дучи , но эта форма широко не употребляется, как и в целом деепричастия на -учи/-ючи (кроме бу́дучи от быть) , они только для стилизации народной и старинной речи хороши.

Вянуть

Как там, *вяня, *вяв* ? Да никак. Деепричастия несовершенного вида от глаголов на -нуть тоже почти не образуются .

Форма вянув отмечена в «Словаре трудностей…» К. С. Горбачевича как малоупотребительная.

Здесь ещё играет роль семантика: глаголы на -нуть часто обозначают однократное действие, тогда как длительность им может быть не присуща.

Ах, да. Ещё вспомнились гнуть (*гня?!) и пнуть (*пня?!) . Исключение — тянуть , от него возможно образование деепричастия тяня́ , и то в словарях есть пометы «несвободно», «затруднительно».

Кроме того, трудно представить такие словоформы от глаголов мёрзнуть, крепнуть, мокнуть, глохнуть и т. д.

Лизать

Никаких *лижа, *лиза или ещё как-нибудь. :))

Пахать

Напрашиваются слова *паха́я, *паша́ или ещё какие-нибудь образования. Но не то, совсем не то.

Шить, лить, жать, ткать

Основа настоящего времени состоит из одних согласных, поэтому деепричастия от них не образуются: шьют, льют, жмут, ткут. Хотя попробуйте, вдруг совместными усилиями мы заполним эту лакуну. :))

Примерно так: *шья, *лья, *жмя, *ткя*.

Более полный список таких глаголов: врать, ждать, лгать, жрать, рвать, ржать, ткать, мере́ть, переть, жать, мять, вить, пить, шить и др. Как видим, почти у всех односложная основа.

Ещё сюда можно добавить бдеть .

Спать — спя

Деепричастие несовершенного вида спя есть, но употребляется несвободно, его даже не все словари приводят.

Писать — пиша́?

О деепричастии «пиша» часто спрашивают в контексте необычных, редких слов. Действительно, формально такое слово в русском языке есть, о чём свидетельствует его наличие в некоторых толковых словарях. В словаре трудностей Н. А. Еськовой зафиксировано с пометой «Употребляется несвободно», в «Грамматическом словаре» Зализняка написано, что «деепричастие затруднительно».

На этом всё. Стилистические особенности и употребление деепричастий — в следующей публикации . Там тоже хватает неоднозначных моментов. Ставьте «Нравится» и подписывайтесь, чтобы видеть новые публикации.

Читайте также:  Вязание поперечного узора косы спицами

От каких глаголов не образуются деепричастия? вязать, пахать, писать, написать, тонуть, согнуть, стеречь, испечь, ждать, ожидать,

спать, лить, быть.

стеречь, испечь, быть вроде так

Другие вопросы из категории

повесить нос, делать из мухи слона, попасть впросак, вставлять палки в колёса.

б) Мы придвинулись к столу и он начал рассказывать.

в) Тут он зааплодировал и на лице у него играла уверенная улыбка но в глазах этой уверенности отнюдь не было.

Читайте также

А) летать, махать, узнавать
В) спросить, нарисовать, исчезнуть
С) летать, нарисовать, спросить
Д) махать, спросить, нарисовать,
Е) молчать, махать, летать
(Если есть какие-то правила, пожалуйста, напишите)

Определите их спряжение, лицо. Подчеркните окончания.

1. Мы (смотреть и любоваться) этой замечательной картиной. 2. Чуть-чуть (дышать) теплый ветерок и слегка (колыхать) листья на деревьях. 3. Мы (бороться и добиваться) счастливой жизни для всех. 4. Часто ли ты (писать) письма брату? 5. К зиме этот дом (построить). 6. Он (смотреть и не видеть), что делается кругом. 7. Ветер (гнать) стаи туч на север.

Упражнение 2.

Образуйте от приведенных ниже глаголов форму несовершенного вида 1-го лица единственного числа. Образец: усвоить — усваиваю.

Застроить, засеять, затеять, надеть, вышить, обстрелять, одолеть, воспеть, согреть, застрять, затмить, подытожить,

Упражнение3.

Раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами.

1. Я (убедить) вас в необходимости дополнительных занятий. 2. Если я не сдам экзамен, то (очутиться) в неприятном положении. 3. Без специального компьютерного стола я скорее всего (ощутить) неудобство. 4. Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я (победить).

Упражнение 4.

Раскройте скобки, выбрав одну из форм. Выбор мотивируйте.

1. Развитие науки (обусловливает — обуславливает) технический прогресс. 2. Обычно мы старались (приурочить — приурачивать) свой отпуск к началу лета. 3. При подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать — сосредотачивать) внимание на главном. 4. За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался — удостаивался) высоких наград.

Тест по теме «Употребление глаголов»

1. От каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?

2. Какая из форм глагола является только разговорной?

3. В каком случае форма повелительного наклонения глагола образована правильно?

4. Укажите глаголы со значением «говорение, речь».

А) Утвердиться (во мнении).

Б) Проговорил (шёпотом).

В) Декламировал (стихотворение).

5. Укажите глаголы со значением «умственная деятельность».

6. Укажите глаголы со значением «перемещение в пространстве».

7. В чём отличие глаголов несовершенного и совершенного вида в сравниваемых парах?

1. Решать — решить, писать — написать, класть — положить.

2. Решать — прорешать, писать — переписать, класть — сложить.

А) Отличаются только грамматическим значением вида.

Б) Отличаются грамматическим значением и лексическим значением (его оттенками).

8. Как могут быть образованы глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?

1. Перемолоть — перемалывать. 2. Разрешить — разрешать.3. Обедать — пообедать.

А) Присоединением приставки.

Б) Присоединением другого суффикса (заменой суффикса).

В) С помощью чередований в корне и суффикса.

9. Как образован глагол совершенного вида в паре засыпать — засыпать!

А) Присоединением приставки.

Б) Заменой слова другим с иной основой.

10. Найдите глаголы, образованные заменой слов с иной основой при образовании пары по виду (совершенный/несовершенный).

А) Бросить — бросать, дать — давать, злиться — обозлиться.

Б) Говорить — сказать, брать — взять, ловить — поймать.

Оцените статью