План работы кружка по вязанию для пенсионеров

Рабочая программа кружка вязания крючком и спицами «Клубочек».

_______ /Советникова С.Е.

от «28» августа 2018г.

Заместитель директора по ВР

МБОУ «Школа № 156»

Советского района г. Казани

«28 » августа 2018г.

Директор
МБОУ «Школа № 156»

Советского района г. Казани

________ М.В. Хоменко

от « 28 » августа 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА ВЯЗАНИЯ «КЛУБОЧЕК»

МАТВЕЕВОЙ ЮЛИИ ГЕОРГИЕВНЫ

Рассмотрено на заседании

от «28» августа 2018 г.

2018-2019 учебный год

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Оно многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.

Декоративно – прикладное искусство призвано украшать быт человека: изделия должны быть полезными и одновременно красивыми. Декоративная вещь создается по законам красоты, которые необходимо знать.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы были посильны детям 8-12 летнего возраста. Занятия в кружке позволят не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, что безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

Программа « Вязание спицами и крючком » вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой курс обучения позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течение всего года и дополнять их новыми сведениями и умениями.

Актуальность программы. Программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Так же актуальность программы « Вязание спицами и крючком » связана с выполнением социального заказа на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров и практических навыков, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.

Занятия по данной программе открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она не только поможет обучающимся научиться вязать на спицах, но и разовьёт их художественно – эстетический вкус, научит аккуратности, вниманию, ответственности.

Содержание образовательной программы обуславливается: учебной деятельностью; внеклассной деятельностью; работой с родителями. Таким образом, работа по данной программе способствует: увеличению занятости детей в свободное время; организации полноценного досуга; развитию определенных качеств личности; развитию и поддержке талантливых и одаренных детей; ранней профессиональной ориентации.

Программа « Вязание спицами и крючком » имеет художественно-эстетическую направленность.

Цель программы: гармоничное духовно-нравственное, художественно-эстетическое развитие личности, как носителя и хранителя русской национальной культуры и народных промыслов, создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области декоративно-прикладного искусства.

Читайте также:  Вязание спицами для девочки платья рукава реглан

Познакомить с историей и развитием художественного вязания, с основами цветоведения и материаловедения.

Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами.

Научить чётко выполнять основные приёмы вязания, свободно пользоваться схемами из журналов и альбомов по вязанию

Обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно.

Развить образное мышление, внимание, моторные навыки, творческие способности, фантазию,

Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам.

Помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.

— учащиеся приобретут знания по видам рукоделия;

— разовьют умения и навыки в процессе изготовления изделий;

— повысится интерес к изучению видов рукоделия, активизируется познавательная деятельность;

— выявится интерес к художественно-декоративной деятельности, который способствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.

Программа кружка « Вязание спицами и крючком » рассчитана на 1 год обучения по 4,5 часа в неделю ( 157,5 часов в году ) для учащихся 2-6 классов (8-12 лет).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « ВЯАНИЕ СПИЦАМИ И КРЮЧКОМ »

Методическое пособие по проведению развивающих занятий в кружке вязания

Вязание – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Изучение вязания как части духовного и материального наследия своего народа способствует воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к различным видам декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.

Кружок вязания также создается в школе с целью развития творческих способностей детей, удовлетворения их эстетических потребностей.

Программа обучения в кружках вязания рассчитана на 1 год. На занятия отводится 68 часов в учебный год, которые проводятся по два часа один раз в неделю.

Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и декоративно-прикладного творчества в младших и средних классах на уроках технологии, изобразительного искусства, музыки и других.

Подбор изделий, техника выполнения могут изменяться в зависимости от назначения изделий, а также умений, навыков и возможностей кружковцев.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека (учащегося) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности.

Читайте также:  Вязание крючком игрушки амигуруми кролик

Цель настоящей программы — нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания на спицах, содействие становлению активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам прикладного искусства.

Цель организации занятий кружка вязания — освоение учащимися технологии вязания на спицах.

В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи .

— познакомить с историей и развитием художественного вязания;

— обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

— познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

— научить чётко выполнять основные приёмы вязания;

— обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

— ознакомление учащихся с различными видами петель, техникой их выполнения и способами их применения в различных узорах;

— научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

— привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

— воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

— освоение технологии вязания на спицах в процессе выполнения различных по степени сложности декоративных творческих работ;

— привить основы культуры труда.

— развить образное мышление;

— развить моторные навыки;

— развить творческие способности;

— выработать эстетический и художественный вкус.

При подготовке программы учтены следующие принципы:

 принцип доступности и последовательности;

 учет возрастных особенностей;

 принцип связи теории с практикой;

Данная программа, являясь теоретико-прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания на спицах. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Система оценки результатов включает:

— оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективной и индивидуальной работы (качество работы);

— оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс-опросов на каждом занятии, также в кружке проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу;

— итогом работы детей является участие их в выставках и конкурсах.

Формы и методы организации занятий.

Занятия в кружке будут проводиться теоретические и практические.

Занятия в кружке имеют познавательное, воспитательное и развивающее значение. Важным является развитие у учащихся таких межпредметных умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты.

На занятиях в кружке учитываются индивидуальные особенности учащихся, даются им задания в соответствии с их интересами и склонностями.

На занятиях кружка выделяется время для развития у учащихся умений самостоятельно работать с популярной литературой по вязанию.

Практические занятия организуются по индивидуальным заданиям таким образом, чтобы характер работ вызывал у кружковцев познавательный интерес, способствовал развитию их пространственному воображению и мышлению. Задания подбираются с учетом индивидуальной подготовленности и способностей членов кружка; по форме они должны быть занимательными и требующими для их решения определенных творческих умений.

Читайте также:  Мастер класс вязания реглана с низу

Требования к уровню освоения содержания кружка

Учащиеся, посещающие занятия кружка, должны знать:

правила поведения, техники безопасности

Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон

различные технологические приемы вязания на спицах, существующие в современном декоративно-прикладном творчестве;

основные приемы работы, применяемые в творческих изделиях.

Учащиеся, посещающие занятия кружка, должны уметь:

соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом;

работать с конкретными материалами, инструментами и вспомогательным оборудованием, применяемыми при вязании на спицах;

анализировать процесс изготовления изделия и своевременно устранять недостатки эстетического и технологического характера;

свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию на спицах, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно;

самостоятельно создавать декоративные изделия в данной технике по авторскому или готовому эскизу.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения : объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, метод проблемного обучения: проблемное изложение материала, создание проблемных ситуаций; метод проектов: создание композиций из вязанных изделий.

Работа кружка «Вязание на спицах» рассчитана на три года и знакомит с историей ручного художественного вязания, инструментами и материалами, техникой вязания. На первом году обучения происходит общее знакомство учащихся с различными видами вязания, на втором и третьем – более углубленное постижение основ мастерства.

На первом году обучающиеся осваивают свойства полотна, учатся вязать на пяти спицах.

На втором году обучающиеся выполняют вязание ажурных узоров и используют их при вязании своих изделий.

На третьем году обучающиеся конструируют одежду, самостоятельно выбирают фасон, узор, изготавливают изделие по размеру. Изделия носят индивидуальный характер.

К знаниям первого года обучения следует отнести:

-Правила техники безопасности и личной гигиены при работе;

-историю ручного вязания;

-особенности построения схем;

-законы построения цветовой гаммы.

К умениям следует отнести:

-подбор хлопчато-бумажных ниток, пряжи, крючков, спиц;

-владение крючком и спицами;

-разбор схем, узоров;

К навыкам следует отнести:

-вязание крючком и спицами;

-составление простейших схем.

К знаниям второго года обучения следует отнести:

-сведения из истории русского кружева;

-основные термины при вязании крючком и на спицах.

К умениям следует отнести:

-конструирование и моделирование изделий;

-оценку результата своего действия.

К навыкам следует отнести:

-вязание различными узорами;

-навыки культурного общения со сверстниками;

К знаниям третьего года обучения следует отнести:

-история развития художественного вязания;

-необходимые правила при составлении узора или орнамента при вязании крючком и спицами.

К умениям следует отнести:

-подбор ниток по фактуре и цвету;

-самостоятельное воплощение от задуманного до конечного результата.

К навыкам следует отнести:

-вязание и составление орнамента;

Примерный план занятий кружка вязания

Оцените статью