Рабочая программа кружка вязания крючком и спицами «Клубочек».
_______ /Советникова С.Е.
от «28» августа 2018г.
Заместитель директора по ВР
МБОУ «Школа № 156»
Советского района г. Казани
«28 » августа 2018г.
Директор
МБОУ «Школа № 156»
Советского района г. Казани
________ М.В. Хоменко
от « 28 » августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА ВЯЗАНИЯ «КЛУБОЧЕК»
МАТВЕЕВОЙ ЮЛИИ ГЕОРГИЕВНЫ
Рассмотрено на заседании
от «28» августа 2018 г.
2018-2019 учебный год
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Оно многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.
Декоративно – прикладное искусство призвано украшать быт человека: изделия должны быть полезными и одновременно красивыми. Декоративная вещь создается по законам красоты, которые необходимо знать.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы были посильны детям 8-12 летнего возраста. Занятия в кружке позволят не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, что безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
Программа « Вязание спицами и крючком » вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой курс обучения позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течение всего года и дополнять их новыми сведениями и умениями.
Актуальность программы. Программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Так же актуальность программы « Вязание спицами и крючком » связана с выполнением социального заказа на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров и практических навыков, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.
Занятия по данной программе открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она не только поможет обучающимся научиться вязать на спицах, но и разовьёт их художественно – эстетический вкус, научит аккуратности, вниманию, ответственности.
Содержание образовательной программы обуславливается: учебной деятельностью; внеклассной деятельностью; работой с родителями. Таким образом, работа по данной программе способствует: увеличению занятости детей в свободное время; организации полноценного досуга; развитию определенных качеств личности; развитию и поддержке талантливых и одаренных детей; ранней профессиональной ориентации.
Программа « Вязание спицами и крючком » имеет художественно-эстетическую направленность.
Цель программы: гармоничное духовно-нравственное, художественно-эстетическое развитие личности, как носителя и хранителя русской национальной культуры и народных промыслов, создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области декоративно-прикладного искусства.
Познакомить с историей и развитием художественного вязания, с основами цветоведения и материаловедения.
Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами.
Научить чётко выполнять основные приёмы вязания, свободно пользоваться схемами из журналов и альбомов по вязанию
Обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно.
Развить образное мышление, внимание, моторные навыки, творческие способности, фантазию,
Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам.
Помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.
— учащиеся приобретут знания по видам рукоделия;
— разовьют умения и навыки в процессе изготовления изделий;
— повысится интерес к изучению видов рукоделия, активизируется познавательная деятельность;
— выявится интерес к художественно-декоративной деятельности, который способствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.
Программа кружка « Вязание спицами и крючком » рассчитана на 1 год обучения по 4,5 часа в неделю ( 157,5 часов в году ) для учащихся 2-6 классов (8-12 лет).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « ВЯАНИЕ СПИЦАМИ И КРЮЧКОМ »
Методическое пособие по проведению развивающих занятий в кружке вязания
Вязание – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Изучение вязания как части духовного и материального наследия своего народа способствует воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к различным видам декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Кружок вязания также создается в школе с целью развития творческих способностей детей, удовлетворения их эстетических потребностей.
Программа обучения в кружках вязания рассчитана на 1 год. На занятия отводится 68 часов в учебный год, которые проводятся по два часа один раз в неделю.
Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и декоративно-прикладного творчества в младших и средних классах на уроках технологии, изобразительного искусства, музыки и других.
Подбор изделий, техника выполнения могут изменяться в зависимости от назначения изделий, а также умений, навыков и возможностей кружковцев.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека (учащегося) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности.
Цель настоящей программы — нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания на спицах, содействие становлению активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам прикладного искусства.
Цель организации занятий кружка вязания — освоение учащимися технологии вязания на спицах.
В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи .
— познакомить с историей и развитием художественного вязания;
— обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
— познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
— научить чётко выполнять основные приёмы вязания;
— обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;
— ознакомление учащихся с различными видами петель, техникой их выполнения и способами их применения в различных узорах;
— научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
— привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
— воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
— освоение технологии вязания на спицах в процессе выполнения различных по степени сложности декоративных творческих работ;
— привить основы культуры труда.
— развить образное мышление;
— развить моторные навыки;
— развить творческие способности;
— выработать эстетический и художественный вкус.
При подготовке программы учтены следующие принципы:
принцип доступности и последовательности;
учет возрастных особенностей;
принцип связи теории с практикой;
Данная программа, являясь теоретико-прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания на спицах. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Система оценки результатов включает:
— оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективной и индивидуальной работы (качество работы);
— оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс-опросов на каждом занятии, также в кружке проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу;
— итогом работы детей является участие их в выставках и конкурсах.
Формы и методы организации занятий.
Занятия в кружке будут проводиться теоретические и практические.
Занятия в кружке имеют познавательное, воспитательное и развивающее значение. Важным является развитие у учащихся таких межпредметных умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты.
На занятиях в кружке учитываются индивидуальные особенности учащихся, даются им задания в соответствии с их интересами и склонностями.
На занятиях кружка выделяется время для развития у учащихся умений самостоятельно работать с популярной литературой по вязанию.
Практические занятия организуются по индивидуальным заданиям таким образом, чтобы характер работ вызывал у кружковцев познавательный интерес, способствовал развитию их пространственному воображению и мышлению. Задания подбираются с учетом индивидуальной подготовленности и способностей членов кружка; по форме они должны быть занимательными и требующими для их решения определенных творческих умений.
Требования к уровню освоения содержания кружка
Учащиеся, посещающие занятия кружка, должны знать:
правила поведения, техники безопасности
Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон
различные технологические приемы вязания на спицах, существующие в современном декоративно-прикладном творчестве;
основные приемы работы, применяемые в творческих изделиях.
Учащиеся, посещающие занятия кружка, должны уметь:
соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом;
работать с конкретными материалами, инструментами и вспомогательным оборудованием, применяемыми при вязании на спицах;
анализировать процесс изготовления изделия и своевременно устранять недостатки эстетического и технологического характера;
свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию на спицах, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно;
самостоятельно создавать декоративные изделия в данной технике по авторскому или готовому эскизу.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения : объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, метод проблемного обучения: проблемное изложение материала, создание проблемных ситуаций; метод проектов: создание композиций из вязанных изделий.
Работа кружка «Вязание на спицах» рассчитана на три года и знакомит с историей ручного художественного вязания, инструментами и материалами, техникой вязания. На первом году обучения происходит общее знакомство учащихся с различными видами вязания, на втором и третьем – более углубленное постижение основ мастерства.
На первом году обучающиеся осваивают свойства полотна, учатся вязать на пяти спицах.
На втором году обучающиеся выполняют вязание ажурных узоров и используют их при вязании своих изделий.
На третьем году обучающиеся конструируют одежду, самостоятельно выбирают фасон, узор, изготавливают изделие по размеру. Изделия носят индивидуальный характер.
К знаниям первого года обучения следует отнести:
-Правила техники безопасности и личной гигиены при работе;
-историю ручного вязания;
-особенности построения схем;
-законы построения цветовой гаммы.
К умениям следует отнести:
-подбор хлопчато-бумажных ниток, пряжи, крючков, спиц;
-владение крючком и спицами;
-разбор схем, узоров;
К навыкам следует отнести:
-вязание крючком и спицами;
-составление простейших схем.
К знаниям второго года обучения следует отнести:
-сведения из истории русского кружева;
-основные термины при вязании крючком и на спицах.
К умениям следует отнести:
-конструирование и моделирование изделий;
-оценку результата своего действия.
К навыкам следует отнести:
-вязание различными узорами;
-навыки культурного общения со сверстниками;
К знаниям третьего года обучения следует отнести:
-история развития художественного вязания;
-необходимые правила при составлении узора или орнамента при вязании крючком и спицами.
К умениям следует отнести:
-подбор ниток по фактуре и цвету;
-самостоятельное воплощение от задуманного до конечного результата.
К навыкам следует отнести:
-вязание и составление орнамента;
Примерный план занятий кружка вязания