Рабочая программа объединения вязания «Волшебный клубок»
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и
остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса.
Главная цель этого курса – научить превращать обыкновенный клубок ниток в самые разнообразные вещи. Сам процесс вязания – это своего рода разрядка, снятие ежедневного стресса и отдых. Ритмичные движения успокаивают нервную систему, а полученная в результате красивая вещь приносит радость. Дети должны научиться создавать для себя, своих близких и друзей вязаные вещи, придумывать собственные узоры.
Программа имеет творческую направленность, составлена на основе образовательной программы «Вязание на спицах», разработанной педагогом дополнительного образования Дома творчества Усть-Джегутинского муниципального района Коробейниковой Е.О..
Возраст детей, на которых рассчитана программа — 9 — 15 лет.
На занятия отводится 2 часа в неделю. 68 часов в году. Программа составлена на 3 года.
В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния. Приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия.
Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет немалую экономическуюроль в жизни человека.
Цель программы создание условий для развития у учащихся качеств творческой личности, развитие практических навыков, способность оценить выполненное изделие и уметь применять полученные знания на практике , использовать их в своей жизни
В процессе реализации программы должны быть решены задачи:
• Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративноприкладного творчества.
• Формировать интерес к рукоделию.
• Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
• Развивать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.
• Развивать мелкую моторику и координацию рук.
• Развивать художественный вкус и творческую инициативу.
• Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.
• Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
• Научить вязать различные изделия.
• Освоить различные техники вязания.
Формы и методы обучения.
Учитывая цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов.
Обучающиеся посещают музей, проводятся беседы о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками основная форма проведения занятий – практическая работа.
Формой подведения итогов реализации программы является выставка изделий,
Рабочая программа Кружка «Вязание на спицах и крючком»
рабочая программа по технологии (5 класс)
Программа «Вязание крючком и спицами» ориентирована на самореализацию детей в вязании крючком и спицами, на побуждение к освоению знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nefteyuganskoe_rayonnoe_munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_byudzhetnoe_uchrezhdenie.docx | 53.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»
кружка «Вязание на спицах и крючком»
Смышляева Надежда Георгиевна,
первая квалификационная категория
Программа «Вязание крючком и спицами» ориентирована на самореализацию детей в вязании крючком и спицами, на побуждение к освоению знаний.
Вязание способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, формированию общей культуры личности, эстетического вкуса.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
1. Целью современного образования , которая заключается в воспитании и развитии личности учащихся, в формировании ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
2. Особенностью современной ситуации: решение вопроса занятости детей, умения организовать свой досуг, учащиеся учатся самостоятельно открывать для себя волшебный мир вязания, превратить его в предметы быта.
3. Возрастными психологическими особенностями школьников: занятия в кружке помогают развивать мелкие мышцы кистей рук. Кроме того, вязание позволяет снять эмоциональное напряжение после школы, стрессовое состояние от нагрузок, которыми чревата современная жизнь.
Цель программы : обучение основам и техникам вязания крючком и спицами.
— изучение технологии и особенностей вязания изделий различной степени сложности;
— умение пользоваться схемами и образцами для выполнения моделей;
— овладение методами и приемами самостоятельной работы;
— освоение правил безопасной работы с инструментами и материалами.
— развитие усидчивости, аккуратности, внимания, моторных навыков;
— развитие творческого мышления и добросовестного отношения к работе;
— развитие эстетического вкуса.
— формирование интереса обучающихся к вязанию крючком и спицами;
— воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, взаимовыручки и взаимопомощи;
— воспитание упорства в достижении желаемых результатов;
— воспитание на лучших традициях женского рукоделия.
Программа кружка «Вязание крючком и спицами» носит практико-ориентированный характер. Она способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых умений и навыков, но и способствует развитию личностного и творческого потенциала обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности.
Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, авторской программы «Вязание крючком» (автор – Объедкова В.В.), программы образовательной области «Технология», с учетом многолетнего опыта работы с детьми по вязанию крючком.
Образовательная программа «Вязание крючком и спицами» предназначена для учащихся среднего школьного возраста (11-13 лет). Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объем программы – 70 часов. Режим занятий: 2 часа в неделю (двухчасовое занятие с 15-минутным перерывом 1 раз в неделю). Предусмотрена групповая форма проведения занятия.
Образовательная программа «Вязание крючком и спицами» предполагает, что группы могут быть разновозрастными, обязательное условие: подготовка детей либо начальная либо полное отсутствие.
Для каждого занятия подбираются варианты заданий (для детей с опережающим развитием они усложняются, для отстающих дается упрощенный вариант). Это необходимо для того, чтобы интерес к творчеству не угасал и ребенок был избавлен от ненужных переживаний из-за неудач.
При трехгодичной программе каждый учебный год можно выделить как определенный, относительно завершенный этап освоения знаний, умений и навыков.
1-й год обучения – знакомство с материалом, правилами работы; знакомство с простейшими технологическими картами. Практическая деятельность носит репродуктивный характер с элементами самостоятельной работы.
2-й год обучения – построение и углубление полученных ранее знаний; активизация самостоятельной деятельности при выполнении практических работ; работа с более сложными схемами, технологическими картами.
3-й год обучения – повышение требований к самостоятельной деятельности во время всего процесса создания изделия (планирование, организация теоретической и практической деятельности, анализ), т.е. на занятии создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи.
Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, образцов, схем).
Практическое обучение происходит при непосредственном вязании изделия (от простого к сложному) при участии педагога и самостоятельно.
В организации занятий выделяются следующие этапы работы:
— вступительная часть (повторно-мотивационная),
— основная часть (теоретический и практический этапы),
— заключительная часть (подведение итогов).
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются следующие методы обучения:
1) Словесные методы (объяснение, беседа, консультация, диалог).
2) Методы практической работы (вязание изделий, зарисовка схем, подготовка и участие в выставках).
3) Проектно-конструкторские методы (создание моделей, выполнение творческих заданий).
4) Наглядный метод (рисунки, схемы, таблицы, литература по вязанию, образцы изделий).
6) Метод проблемного обучения (объяснение основных понятий, терминов, определений).
Для реализации образовательной программы подготовлено дидактическое обеспечение:
1) образцы изделий;
2) изделия, изготовленные учащимися;
3) литература по вязанию;
4) схемы изготовления изделий.
Для оценки эффективности образовательной программы разработан оценочно-результативный блок. Для оценки результативности используются следующие группы методов диагностики:
1. Информационно-констатирующие (анкеты, опросы, беседы, тесты).
2. Оценочные: экспертные оценки, независимые характеристики (отзывы родителей, учителей, зрителей).
3. Поведенческие: наблюдения, специальные ситуации (ситуации свободного выбора), игры.
4. Продуктивные: анализ продуктивной деятельности, участие в фестивалях, конкурсах, праздниках, достижения кружковцев.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу первого года обучения дети должны:
Правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом.
Соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом.
Название и назначение различных материалов (различные виды нитей, синтепон, вата).
Самостоятельно подобрать крючок, нитки для изделия.
Название и назначение ручных инструментов (ножницы, крючок, булавка, сантиметровая лента и т.д.).
Правильно пользоваться инструментами.
Термины, употребляемые при вязании крючком, спицами (воздушная петля, столбик без накида и с накидом, соединительный столбик, лицевая петля, изнаночная петля).
Оформить готовое изделие, выполнить окончательную обработку готового изделия.
Простейшие условные обозначения, используемые в схемах.
Зарисовать условные обозначения и вязать их.
Правила вязания прямого и круглого полотна, правила прибавления и убавления петель.
Освоить технику вязания прямого и круглого полотна, уметь прибавлять и убавлять петли, вязать по простейшим схемам и описаниям.
К концу второго года обучения дети должны:
Правила безопасности труда, правила планирования и организации труда.
Строго соблюдать правила безопасности труда. Организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы.
Название изученных инструментов и материалов, их назначение.
Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.
Условные обозначения, используемые в схемах.
Изготавливать простейшие виды изделий (аналогичные изделиям, предусмотренным программой).
Правила работы по схемам и описаниям (в соответствии с программой).
Пользоваться схемами и описаниями.
К концу третьего года обучения дети должны:
Материалы и инструменты, их назначение.
Правильно подбирать материалы и инструменты.
Правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда.
Строго соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы.
Разные техники вязания крючком, спицами.
Самостоятельно изготавливать различные виды изделий (аналогичные изделиям по программе).
Учебно-тематический план первого года обучения
План работы кружка «Вязание на спицах»
В документе план работы кружка «Вязание на спицах»
Просмотр содержимого документа
«План работы кружка «Вязание на спицах»»
Вязание – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает мир ребёнка, доставляет радость общения с настоящим искусством. Изучение вязания как части материального и духовного наследия своего народа способствует воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у школьников чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Организация трудовой деятельности учащихся, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к различным видам декоративно-прикладного искусства. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она поможет обучающимся не только научиться вязать на спицах, но и разовьёт их художественно-эстетический вкус, творческие способности, научит внимательности, усидчивости, ответственности, самостоятельности, умению прийти на помощь товарищу.
Программа обучения в кружке вязания рассчитана на 1 год. На занятия отводится 34 часа в учебный год, которые проводятся по 1 часу один раз в неделю.
Цель организации занятий кружка вязания – освоение учащимися технологии вязания спицами.
Ознакомление учащихся с различными видами петель, технологией их выполнения и способами их применения в различных узорах;
Ознакомление школьников с историей возникновения и развития данного вида рукоделия;
Освоение технологии вязания на спицах в процессе выполнения различных по степени сложности декоративных творческих работ;
Развитие мелкой моторики рук, фантазии, природных задатков и творческого потенциала, навыков общения;
Воспитание усидчивости, внимательности, доброжелательности, самостоятельности.
Требования к уровню освоения содержания кружка
Учащиеся, посещающие кружок, должны знать:
Различные технологические приёмы вязания на спицах, существующие в современном декоративно-прикладном творчестве;
Основные приёмы, применяемые в творческих изделиях;
Технику безопасности и правила поведения при работе со спицами.
Учащиеся, посещающие кружок, должны знать:
Учащиеся, посещающие кружок, должны уметь:
Работать с конкретными материалами, инструментами и вспомогательным оборудованием, применяемом при вязании на спицах;
Анализировать процесс изготовления изделия и своевременно устранять недостатки эстетического и технологического характера;
Самостоятельно создавать декоративные изделия в данной технике по авторскому или готовому эскизу;
Соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами, правила поведения на занятиях.