План конспекты уроков вязания столбиков

Конспект занятия «Материал, инструменты, наборная цепочка, петли подъёма. Полотно, связанное столбиками без накида, выполнение столбика с накидом.»
план-конспект

Скачать:

Вложение Размер
material_instrumenty.docx 32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Материал, инструменты, наборная цепочка, петли подьёма. Полотно, связанное столбиками без накида, выполнение столбика с накидом.

Цель: Дать элементарное представление о вязание крючком, ознакомить с материалами и инструментами.

Задачи:

Обучающая: Научить, выполнять цепочку, столбик без накида, столбика с накидом, вывязывать ровный край.

Развивающая: Развивать правильную постановку рук.

Воспитательная: Воспитывать внимание, усидчивость.

Методы проведения занятия : Обьяснително – иллюстративный, компьютерные технологии.

Приёмы: рассказ, показ презентации.,

Условные знаки и обозначения:

  • воздушная петля
  • столбик без накида
  • раппорт – повторяющаяся часть узора — по горизонтали
  • раппорт по вертикали.

Материалы и приспособления: Рисунки с изображением крючков, образцы пряжи, рисунок с выполнением цепочки, столбика без накида, столбика с накидом.

  1. История вязания крючком.
  2. Материалы и инструменты.
  3. Выполнение наборной цепочки.
  4. Выполнение столбика без накида.
  5. Выполнение столбика с накидом.
  1. Вязание крючком – один из древнейших видов прикладного искусства.

Вязание появилось на севере Африки.

В 13 – 14 веках вязание пришло из стран Востока в Европу, в том числе и на Белорусские земли, в Великое княжество Литовское. В 18 веке вязать научились в России. Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появились как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней (носки, варежки, чулки, перчатки, кружева), оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению интерьера. Так, на Беларусии с середины 19 века с распространением чистых изб отапливаемых по-белому, появились декоративные скатерти, салфетки, покрывала, занавески на окна, кружева для постельного белья и столового.

Орнаменты кружев были богаты: ромбы, полосы, зигзаги, треугольники, кресты, многолепестковые розетки, листики, фигуры людей и животных, выполненые как правило, плотным узором на ажурном фоне.

Крючком можно связать плотно, упругое и тёплое полотно, тонкие, тонкие ажурные вещи, филейные работы.

2.Фактура крючкового полотна интересна сама по себе, поэтому для работы можно использовать различную пряжу: шерсть, хлопок, лён, вискозу, искусственные и синтетические нити.

Выбор материала зависит от изделия и его назначения.

(показать образцы пряжи).

Крючки для работы бывают разного диаметра, выбор которого зависит от толщины пряжи и от способа вязки.

Крючки делают, из нержавеющей стали, пластмасса, дерева.

Различают три вида крючков:

Классические крючки (рис 1).

Они имеют головку с одного конца, другой конец прямой. Форма головки может быть разной:

(Рис 2) Такая головка иногда рекомендуется для пушистой пряжи.

(Рис 3) Такая головка применяется при вязании из х/б пряжи.

Основным рабочим инструментом является короткий крючок. Наиболее удобная длина его – 14-16 см.

3.Возьмите крючок двумя пальцами правой руки – большим и указательным, расположив их на рабочей выемке стержня (Показать). Средний палец при вязании цепочки может помогать удерживать крючок, а при выполнении столбиков он держит нити, находящиеся на рабочей части стержня.

Конец рабочей нити перекиньте к себе через указательный палец левой руки и прижмите большим пальцем. Нить, идущую от клубка, вложите внутрь ладони с согнутыми пальцами.

Введите крючок справа налево под рабочую нить и поверните его против часовой стрелки на 360 градусов. Образовавшуюся на крючке «скользящую петлю» (показать рисунок) немного растяните и прижмите точку перекрещивания нитей большим пальцем к указательному пальцу. Движением слева направо введите крючок под рабочую нить, захватите её и протяните через скользящую петлю, находящуюся на крючке, — образовалась первая воздушная петля (показать рисунок).

И так продолжать до конца цепочки.

4.Для начала запишем первые схематические обозначения.(запись в тетрадь).

Для выполнения ряда столбиком без накида необходимо связать цепочку из воздушных петель, длина которой равна ширине полотна. Этот ряд — подготовительный в любом узоре и в счет не входит. Петля на крючке не входит в счет петель цепочки.

Для выполнения первого столбика первого ряда вытянуть нить из второй от крючка воздушной петли — на крючке 2 петли. Захватить нить и протянуть ее через обе петли за один прием (показать рисунок). Повторять приемы, вводя крючок последовательно в каждую петлю цепочки. Количество получившихся в первом ряду столбиков на единицу меньше числа воздушных петель цепочки.

Каждый столбик состоит из петли основания (или косички), перемычки и ножки. Петля основания (косички), в свою очередь, составлена из передней и задней нитей или передней и задней полупетель.

5.Для выполнения второго ряда из столбиков с накидом необходимо связать 2 воздушные петли для подъема и повернуть полотно. Вариантов введения крючка в полотно много. Чаще всего крючок вводится под обе полупетли петли основания столбика.

Обычным движением крючка возьмите рабочую нить на крючок – это накид. Введите крючок под петлю основания столбика без накида. Снова накиньте нить и протяните её через две петли, находящиеся на крючке. После этого движения – на крючке 2 петли.

Захватите рабочую нить и протяните через эти петли – провязан первый столбик полотна. Выполните такие же столбики, вставая под каждый столбик предыдущего ряда.

Конспект урока по рукоделию на тему: «Вязание полотна столбиками с накидом»

Конспект открытого урока в 6 классе

Тема: «Вязание полотна столбиками с накидом».

Цель: Дать понятие «столбик с накидом», познакомить учащихся с технологией выполнения столбиков с накидом.

научить учащихся выполнять столбики с накидом, вязать полотно рядами, выполнять петлю поворота, читать схемы вязания;

корригировать и развивать мышление, память, моторику рук;

воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.

Оборудование: крючки, пряжа, таблица «Основные виды петель», таблица «Строение петли», образцы вязания, карточки с изображением крючка, ПК.

Словарь: вязание полотна, петля поворота, петля основания, ножка столбика, накид, столбик с накидом.

I . Организационный момент 5 мин

Цель: подготовка учащихся к уроку.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Повторение правил ТБ

Сообщение темы и цели урока.

— Вы научились вязать цепочки из воздушных петель, столбики без накида, сегодня мы с вами познакомимся со следующим приемом вязания – столбик с накидом. И тема сегодняшнего урока «Вязание столбиков с накидом». Но сначала мы повторим ранее изученный материал.

II . Актуализация знаний 10 мин.

Цель: повторение пройденного материала.

Как нужно держать крючок в руке? (как карандаш – крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу).

Что означает № крючка? (толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах).

Назовите основные приемы вязания крючком? (воздушная петля, полустолбик, столбик без накида).

Назовите какие вы знаете виды пряжи? ( хлопок, лен, шерстяная пряжа, вискоза, акрил, синтетическая).

Что такое цепочка воздушных петель? (основа первого ряда, получается путем повторений первой воздушной петли несколько раз).

Для чего нужна петля поворота и как ее выполнить? (в начале каждого ряда выполняют петли поворота, чтобы крючок находился на одной высоте с петлями. Каждая петля поворота считается первой петлей нового ряда).

III . Проверочная работа 5 мин.

Цель: Выявление трудностей при изучении материала.

1. Нарисуйте как обозначаются на схемах (1в. – воздушные петли, 2в. – столбики без накида).

2. Назовите главные части крючка (карточки).

1 – головка крючка; 2 – бородка;

3 –плоская площадка, № крючка.

— Молодцы с заданием справились, а сейчас немного отдохнем.

Повторяем движения за словами:

Руки кверху поднимаем.

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

V . Объяснение нового материала 15 мин.

Цель: познакомить учащихся с технологией вязания столбиков с накидом.

Столбики с накидом – это те же самые «родные братья» столбиков без накида, но только выше

«ростом». И условный знак у них тоже выше приблизительно в два раза — (слайд).

— Для правильного выполнения данной работы необходимо:

1. Связать воздушную цепочку длиной 10-15 см.

2. Накинуть нитку на крючок, вводя его под нитку, – этот прием называется накид.

3. Крючок с последней петлей цепочки и накидом ввести в 4 петлю цепочки.

4. Накинуть рабочую нить на крючок.

5. Протянуть рабочую нить через петлю цепочки.

6. На крючке находиться 2 петли и накид.

7. Накинув рабочую нитку на крючок, протаскивают ее через петлю и накид (слайд).

8. Затем, поддев рабочую нитку, протаскивают ее через 2 петли на крючке (слайд).

9. Когда на крючке осталась одна петля – столбик с накидом связан (слайд).

— Так провязываем столбики с накидом в каждую петлю цепочки. Перед началом следующего ряда делаем 2 воздушные петли для подъема – петли поворота.

Схема вязания столбиками с накидом выглядит похожей на само вязание (слайд).

Готовый образец связанный столбиками с накидом выглядит так (слайд + готовый образец).

VI . Пальчиковая гимнастика 5 мин.

Цель: коррекция моторики рук.

— Ребята перед тем как приступить к практической части нашего урока, чтобы наши руки хорошо трудились, мы с вами поиграем.

1. «Трудолюбивые пальчики». «Большому пальцу дрова рубить, тебе воду носить, тебе печь топить, тебе тесто месить, а малышке песни петь, песни петь, да плясать, родных братьев забавлять». По очереди загибать пальцы на обеих руках, на последнюю фразу шевелить одновременно всеми пальцами рук.

2. «Улей». «Вот маленький улей, где пчелы спрятались, никто их не увидит. Вот они показались из улья. Одна, две, три, четыре, пять! З-з-з-з!». Пальцы сжать в кулак, выпрямлять по одному.

3. «Пять пальцев». «На руке моей пять пальцев, пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб вязать и чтобы шить, чтобы брать и чтоб дарить». Ритмично сжимать и разжимать пальцы.

— Молодцы, а сейчас мы можем приступать к работе.

Цель: формирование навыка работы с крючком при вывязывании столбиков с накидом.

Учащиеся осмысливают новую информацию, пользуясь слайдами и инструкционными картами, выполняют образцы 10х10 столбиками с накидом.

Во время практической работы учащихся учитель проверяет правильность выполнения работы, инструктирует по выполнению отдельных операций, следит за соблюдением правил ТБ.

VIII . Упражнения для активизации работы мышц глаза 5 мин.

Цель: снятие статистического напряжения мышц глаза.

Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (5-6 раз).

Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (3-4 раза).

Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).

Быстро моргать (1 мин.)

Смотреть вдаль, сидя перед окном (1 мин.).

I Х. Продолжение практической работы 15 мин.

Цель: продолжать формировать навык работы с крючком при вывязывании столбиков с накидом.

Дети продолжают работу по вязанию образца 10х10х столбиками с накидом.

Х. Дидактическая игра «Что изменилось?» 5 мин.

Цель: развитие и коррекция внимания, памяти, мышления, закрепление цветов.

Детям предлагаются клубки пряжи разных цветов. Ребята запоминают их расположение. Закрывают глаза. Учитель меняет клубки местами, убирает или добавляет новые. После этого дети должны посмотреть на клубки еще раз и рассказать, как изменилось их расположение.

Х I . Подведение итогов 5 мин.

Цель: проверить уровень усвоения учебно-практического материала урока.

С какими петлями мы сегодня познакомились?

Как они обозначаются на схемах?

Проверка индивидуально выполненных работ.

Анализ допущенных ошибок.

Выставление оценок, их аргументация.

Дети оценивают свои работы и работы друг друга.

Вывязывание столбиков с накидом, пышные столбики

Тема: Вывязывание столбиков с накидом, пышные столбики.

Цель: приобретение практических навыков вывязания крючком столбиков с накидом, пышных столбиков.

научить вывязыванию столбиков с накидом, пышных столбиков. Сообщение познавательных сведений.

развить практические навык работы с крючком, мелкую моторику рук. Развить творческие способности детей, склонность к тонкой и точной работе,

воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, уважительное отношение к товарищам, экономное и бережное отношение к материалам

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Тип занятия: Обучающая, общеразвивающая, формирование и применение знаний на практике.

Форма занятия: Отработки умения и навыков на практике.

Оформление: слайдовая презентация, наглядность, видео фильм, схемы, образец готового изделия.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран для проецирования. Материалы и инструменты: крючки, нитки, ножницы.

Методы: Иллюстративный (демонстрация слайдовых презентаций). Проблемный (постановка проблемной ситуации с целью обеспечения мотивации и принятия детьми цели учебно — познавательной деятельности). Эвристический (вопрос – ответ). Репродуктивный (составление заданий с использованием видео этапов изготовления изделий).

Поисковый (легенда о цветке Нарцисс).

Приемы деятельности педагога: создание ситуации для решения проблемной задачи, использование меж предметов связей (литература, математика, история). Объяснение, рассказ, индивидуальная помощь затрудняющимся.

Педагог: Добрый день! Дорогие ребята и гости! (СЛАЙД 1)

Я рада видеть вас.

У вас хорошее настроение? Если так, то я прошу вас поднять карточку соответствующую вашему настроению. Спасибо. (СЛАЙД 2)

Мониторинг настроения (таблички с разными лицами)

-Объявление темы занятия. (СЛАЙД 3)

Тема: Вывязывание столбиков с накидом, пышные столбики.

Цель: приобретение практических навыков вывязания крючком столбиков с накидом, пышных столбиков.

О вязании известно многое. Этот вид рукоделия всегда служил людям, приносил добро в трудную минуту. Например, в годы Великой Отечественной войны в тылу врага женщины вязали теплые вещи для солдат и отправляли посылки на фронт. Этим самым они не только согревали их, но и поднимали боевой дух, но и стремление к победе.

Рукоделие – это сложное слово состоит из двух «руками» и «делать», то есть трудиться. А знаете ли вы поговорки о труде?

-Минута вопроса и ответа.

Давайте мы с вами поиграем в игру «Доскажи пословицу»

Я говорю пословицу, а вы ее договариваете.

Умелые руки (не знают скуки)

Терпенье и труд (все перетрут)

Труд человека кормит, а (лень портит)

Землю красит солнце, а (человека труд)

Семь раз отмерь, (один раз отрежь)

Без труда (не вынуть рыбку из пруда)

Скучен день до вечера, (коли делать нечего.)

Молодцы! Я вижу, народные пословицы вы знаете.

А как же появились и распространились художественные промыслы по нашей земле? Про то слушаем сказку.

Слайд 7 . Ребенок рассказывает сказку. «Жила-была на свете сиротка. Звали ее Марьюшкой. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерица, почитай, во всей округе лучше ее не было. Слайд 8. Шила Марьюшка шелками и бисером , вязала кружевные салфетки , скатерти и шали. Кому рубашку, кому рушник, а кому ажурную скатерть сделает. А что за работу получит, тем и довольна, на то и жила.

Прослышали об искуснице купцы заморские, ( Слайд 9 ) из далеких стран приехали посмотреть сироткино рукоделие. Увидели и от изумления даже рты разинули. Не думали красоту подобную увидеть. Потом наперебой стали уговаривать Марьюшку с ними поехать, горы золотые сулили. А Марьюшка в ответ:

— Не надо мне вашего золота. Никуда я не поеду из родной деревни. (СЛАЙД 10) А работу мою, коли нравится, продать могу.

С тем купцы и уехали. Только славу о рукодельнице по всей земле понесли. И дошел тот слух до Кощея Бессмертного. (СЛАЙД 11) Осерчал Кощей, что есть на свете красота великая, какой он не видывал. Прикинулся тогда Кощей добрым молодцем, полетел через моря глубокие, (СЛАЙД 12) через горы высокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой. (СЛАЙД13) Постучал он в дверь, (СЛАЙД 14) поприветил мастерицу, как положено. Попросил показать рукоделие готовое. Вынесла ему Марьюшка (СЛАЙД 15) рубашки да рушники шитые, кружевные салфетки да скатерти – одно другого краше.

— Бери, добрый молодец, что тебе по душе придется. Коли сейчас денег нет, отдашь, когда будут. А коли работа моя не приглянулась, то скажи, как сделать. А я уж постараюсь.

Увидел Кощей (СЛАЙД 16) такую красоту, услыхал такие слова ласковые – пуще прежнего озлобился . Виданное ли это дело, что крестьяне простые красотой владели, какой у него, у самого Кощея Бессмертного нет! Стал он поначалу сиротинку уговаривать:

— Поедим ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце (СЛАЙД 17) из драгоценных каменей. Есть будешь на золотой посуде. Спать на лебяжьем пуху. Гулять (СЛАЙД 18) будешь в саду, где птицы поют райские, (СЛАЙД 19) где растут яблоки золотые.

— Не проси меня, добрый молодец, — отвечает Марьюшка. — Не нужно мне твое богатство, не нужны и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых (СЛАЙД 20) полей и лесов. Не поеду я из родных мест никуда. Здесь батюшка и матушка мои похоронены. Здесь и люди живут, которым мое рукоделие радость приносит. А для тебя одного не неволь вышивать и вязать не стану.

Не стерпел Кощей подобных слов:

— Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей. (СЛАЙД 21)

Глядь, на том месте, где стояла Марьюшка, стонет, бьется Жар-птица, А сам Кощей взвился Орлом черным! ( СЛАЙД 22) И упал Орел с поднебесья. Схватил Жар-птицу в острые когти и взвился под облака. (СЛАЙД 23)

Как почувствовала Марьюшка силу железных когтей, как поняла, что уносят ее от родных мест, решила она людям последнюю память о себе оставить.

Стала Жар-птица перья свои красочные на землю сбрасывать. Падали они (СЛАЙД 24) на луга заливные, в леса густые, (СЛАЙД 25). Упадет перо на землю, а ветер-баловник травой, да листьями принакроет, а все равно сияния их разноцветного притушить не может. Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы ее к концу подходят. Померла Жар-птица в когтях у Орла черного. А перья сами по себе на земле жить продолжают. Были те перья не простые, а волшебные. Но не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает, и руки ту красоту для других создавать готовы…»

Были эти перья народными промыслами. А одно перышко – это вязание крючком.

«Сказка-ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок». Другими словами, сказки мы не просто читаем и отдыхаем, во время чтения, мы обязательно чему-то учимся у сказок, узнаём, что-то новое, поучительное. Вот и получается, что вязание вместе с другими промыслами, по народному преданию, произошло и распространилось по земле по волшебству Жар-птицы, поэтому и может творить чудеса.

(СЛАЙД 26) И мы с вами, на наших занятиях, прокладываем свой путь по дорогам красоты и прекрасного, в мир искусства, а так же это прекрасная возможность воплотить свои мечты в жизнь. Вещь, связанная своими руками, это не только предмет для гордости, она еще делает вас неповторимой и непохожей на других. Кстати, этот вид рукоделия доступен не только взрослым, но детям.

На прошлых занятиях, мы отрабатывали навыки вывязывания столбиков с накидом и воздушные пели. У нас получились вот таки цветы. Как называется этот цветок? (Нарцисс). Существует легенда о том, как он получил своё название.

В цветке чего — то не хватает?

Педагог: — вы, можете мне помочь, предложить варианты заполнения серединки цветка?

Дети: — помпон (подходит или нет), из чего делаю помпон? На круг наматывают нитки, затем завязывают, получается шарик.

Плоский круг (вязание по кругу).

При предложении вариантов вы должны учитывать тему нашего занятия.

Кто, помнит тему занятия? (Вывязывание столбиков с накидом, пышные столбики).

-Обзор материалов и инструментов

Чем бы будем сегодня пользоваться на занятии? Посмотрите, пожалуйста, на рабочее место и скажите, что у вас лежит на столах.

(СЛАЙД 27) Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями

Всегда давайте отметать мы травмы и опасности.

И в каждом деле соблюдать законы безопасности

Хранить крючки в коробочке или пенале.

Осторожно обращаться с крючком, не размахивать им.

Запрещается брать крючок в рот.

Во время работы не вертись, поворачиваясь к соседу, опускайте крючок вниз или вкалывайте в клубок.

Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.

Расстояние от глаз до работы 35-40 см.

По окончанию работы в первую очередь убирают острые предметы, а затем остальное.

Закончив работу, уберите крючок в коробочку или пенал.

Для ножниц есть закон простой: ты для начала их закрой,

и лезвиями от себя всегда клади, себя щадя.

Подруге ты их захочешь передать, колечки вперед не забудь ей дать.

(СЛАЙД 28 ) Положение крючка в руке:

Крючок можно держать в руке, как карандаш (а)

(СЛАЙД 29) Ребята, обратите внимание на условные обозначения. Пышный столбик.

Приступаем к работе. Вывязывание столбиков с накидом, пышные столбики. (Видео фильм. Цветы вязания крючком, урок 68 часть 1)..

Физ. Минутка. (Слайды 30 -33)

Практическая работа. (Видео фильм)

Серединка для цветка готова. Прикрепляем ее к цветку.

Подведение итогов работы.

1. Ребята, как называются столбики, которые вы сегодня применяли на практике? (Столбик с накидом и пышный столбик).

2. Что такое вязание?

(это трикотажное полотно, находящееся в работе).

Петля – состоит из… (передней и задней стеночек).

(Слайд 34) Покажите, пожалуйста, как обозначается пышный столбик на схеме?

Столбик с накидом?

Ребята, а куда мы сможем применить наш цветок нарцисс (повязка на голову, брошка, заколка – как декоративный элемент, салфетка,

Рефлексия. Поднимите, пожалуйста, таблички со смайликом, какое у вас сейчас настроение. Спасибо! (таблички с разными смайликами).

Читайте также:  Игла для вышивки по вязанию
Оцените статью