Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком»
план-конспект
Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком» (1-ый год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_priemy_vyazaniya_kryuchkom.docx | 434.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
«Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком»
(1-ый год обучения)
Моисеенкова Галина Петровна
педагог дополнительного образования
Тема занятия: « Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком»
Цель урока: научиться выполнять начальную петлю и цепочку из воздушных петель.
- ознакомить обучающихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с условными обозначениями.
- научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, цепочка из воздушных петель;
- развивать мелкие мышцы рук при выполнении упражнений по вязанию крючком;
- воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь, технологическая карта, образцы объектов труда, карточки задания, крючок, пряжа.
Методы: объяснительно-иллюстративный, метод развития познавательного интереса (метод «Ассоциации», игровой прием «Волшебный клубок», «Заколдованный цветок») репродуктивный.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный
Наглядные пособия : образцы готовых изделий связанных крючком, журналы по вязанию крючком, таблица условных обозначений основных видов петель, инструкционные карты.
Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.
I. Организационный момент 5 мин
- приветствие,
- проверка готовности учащихся к уроку.
Пословицы на доске
« Взялся за дело, выполняй его умело».
«Торопливый всегда дважды вяжет»
«Кто аккуратен, тот и людям приятен».
Вхождение в тему.
Метод «Ассоциации»: — Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «крючок»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.) написать на доске
В течение всего занятияя вас буду оценивать: за каждый правильный ответ я вам буду давать один стикер и + практическая работа (макс 3 стик)
II. Основная часть 5 мин
1. Актуализация опорных знаний
Сегодня на занятии вы познакомитесь с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с названием петель и их схематичном изображении, в практической части освоите выполнение начальной петли, воздушной, цепочки из воздушных петель. Но прежде, чем приступить к изучению темы, вспомним, какие правила мы должны помнить, когда работаем с крючком.
1. С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.
2.Не делать во время работы резких движений рукой с крючком, можно поранить сидящего рядом.
3. Крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.
4. Нельзя пользоваться ржавыми крючками— они портят пряжу, нитки.
5. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.
1. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.
2. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.
3. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.
4.Через каждые 15-20 мин. делайте перерыв на 2-3 мин., сделайте несколько круговых движений головой (чтобы размять мышцы шеи).
III. Изложение нового материала (показ готовых изделий) 10 мин
Педагог: Сейчас я вас немного познакомлю с историей вязания крючком.
Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства.
Вязание крючком – вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки.
Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами.
— Для этого что нам потребуются? нитки и крючок.
— Какие нитки используют для вязания крючком? Качество вязаного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Нитки должны соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. п. Для вязания крючком применяют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и синтетические нити.
Для вязания крючком лучшими нитками считаются: хлопчатобумажные и шерстяные нитки.
— Как вы думаете как можно определить вид пряжи?
Определить вид пряжи можно путём сжигания ее. Шерстяные нитки горят медленно, спекаются в обуглившийся комочек, при этом издавая запах жженого рога; хлопчатобумажные нитки горят без пламени, быстро, с запахом жженой бумаги, оставляя после сжигания серый пепел; синтетические нитки не горят, они плавятся как свечи.
Умение правильно выбрать инструмент для работы — это залог успеха в работе настоящего мастера. Правильный выбор крючка, а также ниток используемых для вязания, имеет огромное значение. От правильного выбора инструмента во многом зависит качество вязаных изделий, а также — производительность нашего труда. Поэтому к подбору инструмента, необходимо подходить не менее тщательно, чем к подбору материалов для вязания.
Крючки бывают разные — металлические, деревянные, костяные, пластмассовые. Также они бывают различной толщины. Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Чем толще пряжа, тем толще должен быть крючок.
Большим крючком и толстыми нитками – свитера и шапочки
Маленьким крючком и тонкими нитками – изящные изделия, похожие на плетеные кружева салфетки, манжеты, ажурные воротнички. –
Теперь давайте рассмотрим крючок
1 – головка крючка;
3 –плоская площадка, № крючка
Положение крючка в руке
Как держать крючок.
Крючок можно держать двумя способами
- либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);
- либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).
Основные виды петель
В основе вязания всех видов узоров лежат несколько элементов:
- образование воздушной петли (цепочка воздушных петель); (возд.п. — )
- полустолбики; (полуст.- )
- столбики без накида; (ст.б/н — )
- столбики с накидом. (ст с/н — )
Педагог: — Как вы думаете для чего нам нужны условные обозначения?
— для того, чтобы записывать и читать схемы вязания крючком.
Начальная петля . Любая работа по вязанию начинается с образования первоначальной петли. На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.
Воздушная петля составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.
Цепочка воздушных петель – основа первого ряда. Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель петля на крючке не включаются в счет. Цепочка из воздушных петель образует основу для вязания первого ряда, но она не считается за ряд.
III. Закрепление знаний «Волшебный клубок»
Педагог кидает клубок обучающемуся и задает вопрос, если он затрудняется ответить, перекидывает клубок другому.
- От чего зависит качество вязанных изделий?
- Какое должно быть соотношение крючка и нити?
- Какие нити используют при вязании крючком?
- Что такое начальная петля?
- Как мы можем определить где хлопчатобумажная, шерстяная, и синтетическая пряжа?
- Как нужно держать крючок?
- Что означает номер крючка?
«Заколдованный цветок» Для того чтобы проверить как вы запомнили условные обозначения основных петель, я предлагаю сыграть в игру, которая называется «Заколдованный цветок»
Условие игры: Вы вытягиваете один лепесток, на котором нарисовано условное обозначение. Этот лепесток вы должны приложить к правильному ответу, который написан на нашем цветке на доске. А мы все вместе будем проверять.
IV. Практическая, работа «Выполнение начальной петли и цепочки из воздушных петель» (15-20 мин)
Задание: cвязать цепочку воздушных петель длиной 30 см
Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.
V. Итог занятия (5 мин)
Что нового узнали?
Были ли трудности?
(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
Педагог: — Ну, вот и закончилось наше занятие. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего занятия.
Если занятие для вас прошло плодотворно, и вы остались довольны — прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если занятие прошло хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если занятие не принесло вам ничего нового – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на занятии, то – желтый, чахлый лист.
Конспект урока по теме «Вязание крючком как один из видов рукоделия.»
план-конспект занятия по теме
еКонспект урока по теме «Вязание крючком как один из видов рукоделия.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_krushedolskaya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия «Вязание крючком как один из видов рукоделия.»
Педагог дополнительного образования : Крушедольская Елена Николаевна
руководитель учебной группы « Рукодельница »
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Городская станция юных туристов» г. Ногинска
Время занятия : 60 минут
В озраст учащихся : 7 — 8 лет
Цель: дать знания о вязании как о традиционном виде рукоделия
— уточнить знания детей о происхождении и способах изготовления ниток,
— о бучить навыкам работы с пряжей и крючком,
— формировать навыки и умения организации рабочего места,
— воспитывать усидчивость, интерес к процессу работы, чтобы результат труда приносил радость и удовлетворение.
— воспитывать эстетический вкус,
— развивать интерес к народной культуре,
— развивать творческие способности, воображение,
— развивать речь учащихся, образное и пространственное мышление, глазомер.
Методы обучения: словесные , наглядно – иллюстративные, практический.
Тип занятий: комбинированный
2. Изучение нового материала :
рассказ о различных видах рукоделия,
показ образцов вязаных изделий
рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток».
разучивание пословиц,
беседа о происхождении вязания,
4.Самостоятельная работа учащихся: набор петель крючком.
5. Подведение итогов занятия.
Оборудование и материалы Коллекция промышленных образцов тканей и ниток; иголки, крючки, нитки, образцы вязаных изделий.
Педагог: Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами узнаем, о том, что такое рукоделие. Познакомимся с таким древнейшим видом рукоделия как вязание, узнаем какие бывают нитки, для чего они нужны? Вы узнаете, что такое вязание крючком? Как правильно держать его в руках, и в итоге занятия мы с вами научимся набирать петли крючком и вязать «цепочку».
Изучение нового материала
Рукоделием люди занимаются с древнейших времен. Все виды рукоделия, известные нам, появились в результате жизненной необходимости: людям нужна была одежда и обувь, предметы домашнего обихода и утвари, и все это можно было сделать собственными руками. Вначале довольно примитивное, рукоделие со временем достигло высокого уровня мастерства, позволяя даже из самых простых исходных материалов создавать настоящие предметы искусства. Так, благодаря утилитарной необходимости, появился такой вид рукоделия, как ручное вязание. Сколько тысяч лет оно существует, сейчас уже вряд ли удастся определить, однако когда археологи обнаружили в одной из египетских гробниц детскую вязаную туфельку, стало ясно, что вязание уже существовало более четырех тысяч лет назад. К началу нашей эры технология и приемы вязания достигли очень высокого уровня.
Известно, что вязанием вначале занимались только ремесленники-мужчины, которые старались оградить конкуренцию женщин особыми договорами. Позднее, с повсеместным распространением вязания, вязанием стали заниматься преимущественно женщины. Однако мужчины не утратили интерес к вязанию В настоящее время некоторые спортсмены в перерыве между тренировками занимаются вязанием, так как оно успокаивает нервную систему и развивает мелкую моторику рук.
В наше время этот вид прикладного искусства развивается дальше, обогащая свой арсенал новыми мотивами и приемами композиции, а также современными материалами. Ручное вязание привлекает не только своими богатыми возможностями, но и тем, что, в отличие от шитья, вещь никогда нельзя испортить окончательно – ведь ее можно просто перевязать! А для экономных и бережливых вязание дает великолепную возможность неоднократно использовать одну и ту же пряжу для выполнения разных моделей.
Овладев техникой вязания крючком, можно изготовить модные вязаные вещи или уникальные декоративные предметы, которые сделают интерьер индивидуальным и неповторимым. Это могут быть разного рода покрывала, пледы, кружевные скатерти, накидки, салфетки и т.п. Невозможно представить себе наш гардероб без трикотажных вещей, а то, что они сделаны своими руками, придает им особую ценность. Некоторые виды вязания, требует от мастерицы такой фантазии и вкуса , что поднимают самовязаную вещь до уровня авторской работы модного дизайнера.
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.
Вот посмотрите: какие красивые вязаные вещи, хранятся в моей семье (показывает).
Послушайте, я вам загадаю загадку:
Ими вяжут, ими шьют,
Но сначала их прядут
И в клубочки их мотают,
На катушки собирают.
Дети: Нитки.
Педагог : Правильно! А вы что-нибудь знаете про нитки?
Дети: Да, знаем.
Педагог : Расскажите из чего можно сделать нитки ?
Показ наглядного пособия – коллекцию промышленных образцов тканей и ниток.
Дети: Из шерсти овцы, ламы, верблюда – получаются шерстяные нитки. Из пуха кролика и козы – пуховые нитки. Гусениц-шелкопрядов специально разводят и кормят тутовыми листьями, чтобы получить шелковые нитки.
Педагог: Правильно. Это нитки животного происхождения. А еще из чего делают нитки?
Ответы детей .
Педагог: Из древесины – ацетатные или искусственный шелк, из нефти – капроновые.
Да, так получают нитки искусственного происхождения, а из чего еще делают нитки.
Дети: Из хлопка – хлопковые нитки, изо льна – льняные.
Педагог : Правильно. Это нитки растительного происхождения. А сейчас давайте вспомним, как раньше играли дети, чтобы запомнить, что надо делать со льном, чтобы получить льняные нитки.
Упражнение с движениями.
Уж я сеяла, сеяла ленок
Я полола, полола ленок.
Уж я дергала, я дергала ленок,
Уж я стлала, стлала ленок.
Я мочила, я мочила ленок,
Я сушила, я сушила ленок.
Уж я мяла, уж я мяла ленок
Я трепала, я трепала ленок
Я чесала, я чесала ленок,
Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я ткала, я ткала ленок.
Педагог: А вы знаете, для чего нужны нитки и что ими можно делать?
Дети: Шить, вязать, пришивать пуговицы, зашивать дырки, вышивать узоры, ткать коврики.
Педагог : Значит нитки бывают какие?
Дети: Вязальные, вышивальные, швейные, штопальные.
Педагог дополняет: ирис, мулине, пряжа, катушечные, ковровые…
А что это у вас на столах разложено? А это что за палочка металлическая?
Дети: Это крючок для вязания.
Педагог : Вы знаете, какие бывают крючки?
Ответы детей .
Педагог: Пластмассовые, металлические, костяные, деревянные.
Пальчиковая гимнастика «Вяжем шарфик»
То крючок, то петелька.
Вяжем шарфик Петеньке.
(Скрепить мизинцы обеих рук друг с другом, как 2 крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев)
Педагог : А знаете ли вы дети пословицы о труде?
Педагог дополняет ответы:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Какова пряха, такова и на ней рубаха.
Рядись, не стыдись, а работать не ленись.
Умелые руки не знают скуки.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Не откладывай на завтра, то, что можно сделать сегодня.
На бога надейся, а сам не плошай.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Шила и мыла, гладила и катала, пряла и ткала, да всё языком.
Терпенье и труд – всё перетрут.
Педагог: А сейчас, дети, я покажу вам, как правильно держать крючок в руках и набирать цепочку из воздушных петель.
Педагог объясняет правила техники безопасности при работе с крючком.
Подходит к каждому ребенку и показывает.
4.Самостоятельная работа детей.
Дети учатся набирать петли. Учитель по очереди помогает каждому ребенку.
Педагог: Дети, молодцы! Как хорошо выполнили свою работу.
Из этих цепочек дети, мы с вами можем изготовить интересные поделки, например, поясок для куклы или ремешок для сумочки, а еще различные панно из цепочек. Показ готовых изделий .
5.Подведение итогов занятия
Педагог: Итак, что нового вы узнали на занятии?
С каким видом рукоделия познакомились?
Педагог: Дети, вам понравилось работать с крючком? На следующем занятии мы с вами продолжим работу и будем учиться набирать столбики без накида.
Домашее задание: Узнайте, кто из родственников занимался и занимается вязанием. Принесите вязаные изделия, выполненные вашими мамами, бабушками.