Конспект урока по технологии для 6 класса. тема «Вязание крючком»
Валяшкина Вера Олеговна , учитель технологии
Урок технологии в 6 «В» классе
Раздел: Декоративно-прикладное творчество
Тема: « Вязание крючком»
Оборудование: Крючок 1,5 м, нитки «Ирис»
Методы обучения: словесный, наглядный
Формы: практическая
Тип урока: изучение нового материала , формирование навыков и умений
Словарная работа: В оздушная петля, цепочка воздушных петель, столбик без накида, столбик с накидом.
1.Организационный момент – 2мин
2. Изучение нового материала – 10 мин
3. Практическая работа – 15 мин
4. Закрепление изученного материала – 5 мин
5. Итог урока — 6 мин
6. Домашнее задание -2 мин
Проверка готовности учащихся к занятию.
Сообщение темы (Слайд 1) , сообщение цели урока (Слайд 2) .
Показ презентации (Слайд 3)
Цель: Ознакомление учащихся с техникой безопасности при работе с крючком.
1. Необходимо правильно держать крючок
2. Нельзя отвлекаться во время работы
3. Не желательно оставлять крючок на изделии без присмотра
4. Не подпускайте детей к рабочему месту
5. Не пытайтесь брать крючок в рот
6. Ни в коем случае не подносите крючок к глазам
7. Рабочее место должно быть чистым
8. Также на рабочем месте не должно быть ничего лишнего
9. Следить за нитками и не разбрасывать их
2. Изучение нового материала.
Слово учителя.
(Слайд 4)
Сейчас вы узнаете несколько интересных фактов о вязании:
Вязание крючком известно с древнейших времен. Изначально это считалось исключительно мужским ремеслом. Недавно в Египте была обнаружена одна очень интересная находка – детская вязаная туфелька, ученые установили, что ей более четырех тысяч лет!
Вязание крючком – это быстрый способ создать уникальные тонкие, плотные и в то же время ажурные узоры.
Изначально не было крючков в современном понимании. Вместо них люди пользовались ровными деревянными палочками. Сейчас же крючки представлены в огромном разнообразии – и металлические, и деревянные, и пластмассовые. Обычно пользуются крючками от 1 до 8 мм.
Актуальность вязания крючком в наши дни.
В отличие от древних времен, когда рукоделие было необходимым, рукоделие сейчас стало просто развлечением и приятным времяпрепровождением.
И хотя можно просто купить нужную вещь в магазине, многие очень ценят ручной труд, потому что всё, сделанное своими руками непременно делается от души!
Вязание крючком сейчас очень актуально, потому что просто, доступно и получается очень красиво!
С каждым годом поклонников вязания крючком всё больше.
Плюсом является то, что можно не опасаться встретить у кого-то похожую вещь. Ведь каждая ручная работа – это эксклюзив!
Вязание крючком очень успокаивает, помогает развивать мелкую моторику. Что несомненно будет полезно и детям и взрослым.
Вспомните миф об Ариадне. Тезей, чтобы спасти Ариадну из лабиринта Минотавра разматывал шерстяную нить клубка, чтобы не заблудиться, размотанная нить и указала путь. Из этого можно сделать вывод, что Древние Греки знали вязание.
Также, как вы уже знаете, вязание было известно и в Египте. На некоторых, дошедших до нас памятниках искусства, Египтяне изображены в плотно облегающих платьях, многие искусствоведы считают эти платья вязаными.
Также на Востоке в пятом веке активно применялось вязание. В те же времена вязали как раз деревянными палочками и исключительно мужчины.
Около девятого века вязание проникло и в Европу.
Крючком вязали национальный головной убор шотландцев, а также шапки, перчатки, а позднее и целые наряды.
В 1589 году стало проще, ведь изобрели вязальный станок. Тога казалось, что эпоха ручного вязания уходит. Но нет! Оказалось, что ручные изделия более ценны и уникальны.
В 19 веке искусство вязания стало практически ювелирным.
И по сей день вручную связанные изделия в цене и на них постоянно есть спрос.
В России же вязание стало распространяться лишь с конца девятнадцатого века. До этого большинство увлекалось вышивкой. И именно поэтому из вышивки были заимствованы многие узоры для вязания.
Виды крючков и первые крючки для вязания. (Слайды 6 – 7)
Крючки можно разделять по толщине. Крючки потолще делаются из стали, потоньше – из пластмассы. Наиболее распространены сейчас металлические крючки. И многие любят их за удобство, простоту и выгодную цену.
Толщину крючка можно определить по номеру непосредственно на самом крючке. Соответственно, чем больше номер – тем выше толщина.
Важно правильно подобрать крючок. Для разных ниток нужен свой номер. Также нужно учитывать стиль вязания. Если вы вяжете плотно – вам нужен более толстый крючок.
Материалы для вязания
Чаще всего используются хлопковые нитки. Они очень удобные, у них высокое качество и много разнообразных цветов.
Для вязания декоративных изделий применяются нитки из льна.
Также широко используют и шерстяную пряжу. Она идеально подходят для вязания гладких узоров.
Из новинок можно выделить так называемую «Блестящую пряжу». Акриловые нити придают ей эффект блеска.
Условные обозначения петель.( Слайд 8)
Положение крючка в руке. (Слайд 9)
Важно научиться правильно держать крючок в руке.
Это можно делать по-разному. Но на мой взгляд самое удобное – это держать крючок как письменную принадлежность в правой руке, держа большим и указательным пальцами.
Воздушная петля. ( Слайд 10)
Воздушная петля – это основа для самого первого ряда. Его еще иногда называют нулевым и не учитывают при вязании. Также воздушная петля используется для перехода к другому ряду и для поворота.
Нужно следить, чтобы все воздушные петли были одинаковыми по размеру и плотности.
Как сделать воздушную петлю:
Для этого берем крючок в правую руку, нитку в левую. Перекидываем нитку через указательный палец левой руки и придерживаем нитку. Вводим крючок под нитку, проворачиваем его один раз против часовой стрелки. Затем придерживая нитку, вводим крючок под нее, захватываем нитку, протаскиваем через образовавшуюся петельку и затягиваем.
Цепочка воздушных петель. Презентация (Слайд 11)
Теперь нужно сделать цепочку из воздушных петель. Для этого опять же вводим крючок под нитку, захватываем ее и протаскиваем через петельку, которая образовалась на крючке.
И продолжаем цепочку. Важно, чтобы цепочка состояла из одинаковы петелек. Чтобы было удобнее можно придерживать цепочку средним и большим пальцами левой руки.
Таким образом мы набираем цепочку из воздушных петель до нужной нам длины.
Столбик без накида. (Слайд 12)
Нужно ввести крючок в предпоследнюю получившуюся петлю. Захватываем нить снизу и протягиваем через петлю. На крючке образуется две петли. После этого еще раз захватываем нить снизу и протягиваем через эти две петли.
Повторим те же самые действия для следующей петли.
Столбик с накидом. (Слайд 13)
Нужно перевернуть изделие и набрать две воздушные петли для подъема ряда
затем мы делаем накид на крючок и вводим крючок в первую петлю не включая воздушные петли и делаем захват, получается три петли
затем мы захватываем нить снизу и протягиваем сначала через две петли, теперь снова захватываем нить и протягиваем через оставшиеся две петли
3. Практическая работа.
Вяжем: Воздушную петлю, Столбик без накида, столбик с накидом.
На этом этапе учитель должен обходить рабочие места учеников, проверяя правильность выполнении и соблюдение техники безопасности.
4. Закрепление изученного материала. Презентация (Слайд 10)
Вопросы:
Как нужно держать крючок?
Как правильно выбрать крючок?
Для чего нужен номер крючка?
5.Итог урока.
Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.
6.Домашнее задание.(Слайд 14)
Сделать столбики с двумя и тремя накидами по аналогии.
Заключительное слово учителя:
Считаю, что поставленные цели в начале урока, были достигнуты.
Спасибо за урок!
Спасибо за внимание.
Домашняя работа:
1. Столбик с двумя накидами:
2. Столбик с тремя накидами:
Анализ урока: Презентацию можно немного сократить, чтобы было больше времени на практическую работу.
Конспект к уроку по технологии «Основы вязания крючком» (6 класс)
Тема: Основы вязания крючком
Цели урока: познакомить с условными обозначениями петель, возможностями применения техники вязания крючком; учить умению организовывать рабочее место, приемами безопасного труда; учить подбирать крючок для конкретного вида пряжи, читать схему рисунка, вывязывать воздушные петли и столбики без накида, самостоятельно выполнять практические задания; развивать наблюдательность, внимание, память; воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; практический/ индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия и термины: крючки вязальные, начальная петля, воздушная петля, столбик без накида, цепочка воздушных петель, соединительный столбик, схема вязания.
Оборудование: учебник «Технология. Технологии ведения дома»; крючки вязальные, пряжа.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные умения: узнают об условиях обозначениях петель, возможностях применения техники вязания крючком; научится организация рабочего места, приемам безопасного труда; научится подбирать крючок для конкретного вида пряжи, читать схему рисунка, вывязывать воздушные петли и столбики без накида.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные – научится принимать и сохранять учебную задачу;
познавательные – научится наблюдать, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализировать информацию, делать выводы;
коммуникативные – научится формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассником, учителя, воспринимать мнение других.
Личностные: проявляют интерес к новым знаниям.
Организационная структура урока
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся. Сообщение темы урока.
— Наш урок будет посвящен художественным ремеслам, тому, что в быту мы называем рукоделием. Каждый из вас также сможет подобрать себе образец для рукоделия.
Изучение нового материала
Заслушивание сообщение «История вязания».
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Основы вязания: подготовка материалов, подбор крючков, организация рабочего места».
— Вязание крючком – это вид рукоделия, который отличается быстротой создании изделий. Инструмент, используемый для создания изделий, не только прост, но и удобен в применении. Крючки бывают разными, в зависимости от их применения. Самые большие крючки, изготовленные из самшита и слоновой кости, предназначены для выполнения крупных изделий шерстяными или хлопчатобумажными нитками. Самые тонкие крючки, обычно стальные, используются для вязания тонких изделий (салфеток).
Рукоделие в технике «тунисского» вязания выполняется длинным крючком, он применяется в основном для создания вещей, которые подвергаются частой стирке, например: детских, так как при использовании длинного крючка вещи имеют меньшую плотность вязки.
Важно отметить, что конец крючка должен быть хорошо выполнен, отполирован с внутренней стороны и не очень заострен. Бородка крючка должна быть слегка закругленной, а сам крючок должен быть достаточно легким, чтобы рука не напрягалась.
Для работы крючком предназначен широкой выбор пряжи. Все зависит от изделий, которые вы будете создавать. Для тонких кружев и прошивки используются тонкие нити. Для более плотных изделий – нити потолще: шерстяные и хлопчатобумажные. Вы купили красивую пряжу и принялись вязать, но что-то не такое вязаное полотно получается, как вы задумывали? Не спешите отказаться от вязания, скорее всего, дело в том, что вы неправильно подобрали номер крючка к пряже.
Все должны знать правило , что диаметр одной вязальной спицы должен быть в два раза больше, чем толщина пряжи.
Для того чтобы вязание приносило удовольствие, очень важно правильно организовать рабочее место:
При вязании спицами и крючком необходимо сесть поудобнее, выпрямить спину. В таком положении вы будете отдыхать за вязанием.
Если будете работать сгорбившись, то быстро устанете, появится сутулость, вязание принесет вам не пользу, а вред.
Инструменты и приспособления должны находиться в коробке, рядом расположенной.
Чтобы пряжа не замаралась и к ней не прилипли посторонние частицы, лучше расположить ее в корзине или в коробке.
Заслушивание сообщения «Виды крючков и их использование для изготовления различных изделий».
Рассматривание материалов и крючков.
Выполнение задания: подбор крючка для конкретной пряжи.
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Элементы вязания крючком и условные обозначения петель. Схема рисунка».
— Основные элементы вязания крючком – это воздушная петля, столбик без накида и столбик с накидом. Другие элементы – их производные. Узоры вязания состоят из разных сочетаний воздушных петель и столбиков. Каждый элемент вязания имеет свое условное обозначение.
Демонстрация приемов работы с объяснением правил расчета петель.
Чтение схемы рисунка.
— прочитайте схему рисунка.
Творческая практическая деятельность
Практическая работа: вывязывание петель.
— Выполнение упражнения по вывязыванию петель различного вида.
Выставка работ. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результата работы.
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.