План конспект схемы для вязания

Тема урока: Чтение схем и вязание по схемам.

Тема урока: Чтение схем и вязание по схемам.

Цели урока: — научить читать схемы и пользоваться схемами описания при изготовлении изделия;

закрепить знания, умения, навыки, полученные на предыдущих уроках;

формировать чувство прекрасного, воспитывать внимательность, аккуратность, самостоятельность.

Материально-техническое оснащение урока: нитки х/б, крючок 1,5-2,0 мм, схемы вязания бабочек, цветов образцы готовых изделий бабачек, цветов связанных по схемам, персональный компьютер с выходом в Интернет.

Продолжительность урока — 45 минут.

Возрастная группа — 6 класс.

I . Организационный момент.

проверить присутствие учащихся и внешний вид;

проверить готовность к уроку.

II. Вводный инструктаж.

1. Повторение пройденного материала.
Вопросы для повторения:

как подбирают крючки к будущему вязанию? (крючки подбирают, учитывая толщину ниток и узор будущего изделия)

каким получится изделие, если связать на основе из толстых ниток тонким крючком? (слишком плотным, неэластичным)

— сколько воздушных петель соответствует высоте столбика с
накидом? (две воздушные петли)

2. Сообщить учащимся тему и цель урока (вступительное слово
педагога).

На занятиях вы изучили основу вязания крючком — цепочку из воздушных петель, полустолбики, столбики, столбики с накидом, вязание по кругу, т.е. приобрели очень ценные и необходимые навыки.

Полученные вами умения и навыки должны постепенно усложняться, таким образом, вы будете добиваться все новых успехов.

Вот и сегодня тема нашего урока — «Чтение схем и вязание по схемам». Изучив ее, вы сможете вязать изделия по тем схемам и описаниям, которые даны в журналах, книгах по вязанию, на Интернет-сайтах, посвящённых рукоделию.

3. Объяснение новой темы.

Пока мы с вами вязали простые изделия, которые не требовали сложных описаний, но в дальнейшем вам придется вязать более сложные изделия, для описания которых необходимо много времени, чтобы этого избежать, гораздо удобнее пользоваться схемами узоров для вязания.

Работая со схемой, вы научитесь думать и рассуждать, а это очень важно, потому что, поняв, в чем секрет, вам захочется побыстрее его сделать.

Начало нашего урока мы посвятим «путешествию» по Интернет-сайтам, посвящённым рукоделию и оформлению интерьера изделиями, связанными крючком.

Я думаю, вам будет полезно записать в тетрадь адреса тех сайтов, которые мы с вами посетили, чтобы в дальнейшем вы самостоятельно могли воспользоваться полученной информацией.

Нам всем понравились увиденные изделия. Каждая из вас, мне кажется, захочет изготовить что-нибудь из увиденного. А для этого необходимо для начала изучить условные обозначения и научиться читать схемы.

Для начала в вашу рабочую тетрадь запишем таблицу условных знаков.

Таблица условных знаков

В разных заданиях могут быть свои условные обозначения. Поэтому вы должны вначале изучить обозначения, предлагаемые данным источником, а затем четко следовать инструкциям. Например, если изделие круглое, то схематическое изображение будет круглым. Все круговые ряды читаются справа налево.

Если изделие прямоугольной формы, то и схематическое изображение будет этой формы. Схема обычно читается снизу вверх.

(Во время объяснения показать в журналах образцы схематического изображения)

Итак, мы разобрали, что такое вязание по схемам. А сейчас попробуем связать образцы различной формы с помощью условных знаков.

Прежде чем перейти к практике, вы должны знать что.

Труд — дело очень важное,

Порой, не безопасное.

Правила должны вы знать,

Свои знания по охране труда и безопасности трудовых дел вы должны показать, отвечая на мои вопросы «да» или «нет».

Крючки для вязания должны быть хорошо отшлифованы. Да. Нет.

Хранить крючки надо в целлофановом пакете. Да. Нет.

Ножницы на рабочем столе должны лежать с сомкнутыми лезвиями. Да. Нет.

Можно ли делать резкие движения крючком в направлении рядом сидящего человека. Да. Нет.

Можно ли нить откусывать зубами. Да. Нет.

Во время вязания клубок лучше держать в коробочке, стоящей с левой стороны от себя. Да. Нет.

7. Работать нужно только исправным инструментом. Да. Нет.
Ответы: 1-да; 2-нет; 3-да; 4-нет; 5-нет; 6-да; 7-да.

III . Текущий инструктаж и практическое выполнение работы. Работа в группах.

1. А сейчас попробуем связать с помощью условных знаков по схемам образцы изделий. Будут они относительно простыми, но, постепенно приобретая необходимый опыт, вы научитесь вязать изделия любой сложности и разных форм.

Для работы лучше использовать х/б нити — типа краше, ириса.

Для выполнения практической части вам предлагается несколько схем различной формы.

Изучив схему, начинаем выполнять воздушные петли, количество которых указано на схеме.

Для того чтобы избежать ошибок, учитель проводит текущий инструктаж, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

Вся последующая работа строится на четком изучении схемы и точном ее выполнении.

Длительная работа с крючком вызывает напряжение глаз и их быстрое утомление, поэтому для профилактики глазных заболеваний, рекомендуется каждые 15-20 минут делать перерывы в работе, выполняя упражнения для глаз.

Читайте также:  Носочки для стульев вязать

Упражнение 1. Согревание глаз ладонями.

Закрыть глаза. Положить слегка согнутые ладони на глазницы, не касаясь глазных яблок. При этом центр ладони (рис.1) должен находиться против значка, и представить себе, что тепло ваших ладоней сконцентрировалось именно в центре ладони. В течение 30-50 секунд направлять это тепло на глаза.

Упражнение 2. Круговые движения глаз.

Закрыть глаза и проводить ими круговые движения: налево-вверх-направо-вниз (рис.2), затем в обратном направлении. Движение делать в медленном темпе, повторяя по 5-10 раз в каждом направлении.

Упражнение 3. Движение по горизонтали.

Вытянуть правую руку перед собой, разогнуть ее в кисти, взгляд фиксировать на ногте среднего пальца. Сопровождать ноготь взглядом, перевести руку вправо так, чтобы она составила с правым плечом одну линию. Перемещать руку по горизонтали в направлении левого плеча (рис.3). Повторить 5 раз, сменяя руку.

Во время отдыха можно послушать тихую музыку. Это способствует расслаблению мышц всего тела, что необходимо при длительной работе сидя в определенном положении.

IV . Заключительный инструктаж.

1. Подведение итогов урока:

сообщить каждому ученику результаты его работы и оценку;

разобрать типичные затруднения и ошибки, которые имели место при выполнении задания;

показать и проанализировать лучшие работы учащихся;

Конспект урока по ДПИ на тему «Ажурное вязание по схемам»

План – конспект урока

по теме: «Ажурное вязание по схемам».

План- конспект урока

Тема раздела: «Вязание крючком.»

Тема урока: « Ажурное вязание по схемам.»

Тип урока : комбинированный.

Обучающая – способствовать формированию и развитию умений пользоваться схемами описания;

Развивающая – способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук) и стремления к углублению знаний;

Воспитывающая – способствовать формированию чувства самоконтроля, взаимопомощи, самостоятельности.

Объект труда : мотив «Цветок».

 выставка книг и журналов;

 выставка ажурных изделий: салфетки, воротничок, накидка, пончо, шарф, кофточка;

 крючки, пряжа, ножницы, карточки со схемой и описанием вязания цветочного мотива, образец мотива «Цветок».

Словарь : ажурное вязание, раппорт, салфетка.

I. Организационный момент.

Приветствие, пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы.

II. Мотивация учебной деятельности.

1. Вступительное слово педагога.

Изучив на предыдущих занятиях основные правила вязания крючком, вы приобрели очень ценные и необходимые навыки. Их необходимо совершенствовать, поэтому на сегодняшнем занятии практическое задание будет усложненным. В этом, наверное, и состоит притягательная сила рукоделия – день ото дня, от задания к заданию вы будете стремиться к углублению знаний, добиваться новых успехов и с каждым разом вязать все более сложные и интересные изделия.

Вот и сегодня новая тема нашего занятия: «Ажурное вязание по схемам».

— Посмотрите и сравните два изделия, связанных крючком, подумайте и скажите, чем они отличаются друг от друга, что значит ажурная вязка? (Техникой вязания: одно изделие связано плотной вязкой, а другая легкая, воздушная, с отверстиями: ажурная вязка).

Ажур – узор со множеством небольших сквозных участков, разделенных тонкими перемычками и создающих сложную композицию; — узор, выполненный петлями с накидом. (Обращаю внимание на выставку ажурных изделий).

Сегодня мы с вами должны научиться читать и пользоваться схемами описания, опираясь на схему, связать мотив «Цветок».

Изучив сегодняшнюю тему, вам будет намного легче ориентироваться по тем схемам и описаниям, которые даны в журналах и книгах по вязанию. (Обращаю внимание на выставку книг и журналов).

III. Актуализация опорных понятий, технологических действий.

— Назовите основные виды петель. (Воздушная петля, соединительный столбик, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом).

— Назовите три основные способа вывязывания петли. (Вводя крючок под обе стенки петли; под заднюю стенку петли; под переднюю стенку петли).

— Назовите два способа вязания по кругу. (По спирали, кругами).

IV. Активизация учебной деятельности.

— Как мы изучали приемы вязания, на что опирались при вязании плотного полотна, круга? ( Читали описание последовательности действий в книге и вязали).

Пока мы с вами на практике изучали самые элементарные приемы вязания, которые не требуют больших словесных описаний. Но если вы в дальнейшем будете вязать крупные изделия: шарф, шаль, кофточку, то для их описания может не хватить и нескольких страниц. Как вы думаете, что используют в таких случаях? (Условные обозначения). Гораздо удобнее применять для этого условные обозначения и составлять из них схемы узоров для вязания. Значит, какие две формы может иметь описание работы?

Итак, описание работы может иметь две формы:

словесные пошаговые указания (то есть словами описывается вся последовательность действий ряд за рядом);

Давным-давно какой-то умный человек выдвинул идею воплощать слова в условные знаки, и надо признать, не ошибся со своим изобретением. Многие рукодельницы признают только схемы описания. Им бывает достаточно одного взгляда, чтобы понять всю суть работы над вязаным изделием. Картина становится ясной: сколько петель необходимо набрать, какова форма и размер изделия, будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям и т.д. Работая со схемой, вы учитесь думать и рассуждать, а это очень важно, потому что поняв, в чем секрет вязания какого-либо изделия, вам захочется побыстрее его сделать.

Читайте также:  Вяжем макушку игрушки мочалки

А словесное описание не дает такой четкой картины. Вчитываясь в строки, необходимо напрягаться, мысленно представлять все этапы работы. Такую форму можно порекомендовать лишь тогда, когда образец или изделие является очень простым, не требующим большого практического опыта и глубоких знаний.

Схематическое изображение очень сильно экономит листы в рабочей тетради, в книгах и журналах.

Чтобы отчетливей понять, что такое схема, откройте журнал. Вы видите какие-то палочки, кружочки, крестики. Мы с вами эти условные знаки записывали в рабочей тетради. Давайте еще раз их посмотрим.

(Чтение условных знаков. Обратить внимание учащихся на сокращения в условных обозначениях: соед. ст.; в. п.; ст. б/н; ст. с/н; ст. с 2/н )

Сейчас хочется остановиться на таком моменте. Просматривая различные пособия, книги по вязанию крючком, можно обнаружить, что в разных изданиях при описании какого-либо приема вязания используют различное схематическое изображение. Например, столбик без накида может быть представлена знаками I или + , полустолбик – знаками – или Т . Но это не принципиально. Четко следуйте инструкциям, и у вас обязательно получится то изделие, над которым вы работаете.

Теперь давайте поговорим о том, каким образом могут располагаться схемы.

Если вы будете вязать образец или какое-нибудь прямоугольное изделие, то и схематическое изображение будет этой формы. Внимательно посмотрите на схему.

— Как вы думаете, как читается схема при вязании прямоугольного изделия?

— Что обозначают цифры?

Схема обычно читается снизу вверх , вязание нечетных рядов начинается справа налево, а четные слева направо . В других случаях направление вязания показывается стрелками. Цифры на каждом ряду обозначают его номер.

Если изделие круглое, например, салфетка, то схематическое изображение также будет круглым.

— Что обозначают цифры на каждом ряду? (Цифры на каждом ряду обозначают его номер). Номера рядов указаны в тех местах, откуда они начинаются. Нельзя пропустить ни одного ряда, иначе весь рисунок собьется и дальнейшая работа может вызвать огромные затруднения. Внимательно посмотрите на схему, подумайте и скажите, как читаются круговые ряды? Все круговые ряды читаются справа налево .

Запись в тетради: Цифры на каждом ряду обозначают номер ряда. Все круговые ряды читаются справа налево. При вязании прямоугольного изделия схема читается снизу вверх.

И еще один важный момент, с которым вы можете сталкиваться при чтении схемы.

— Присмотритесь внимательно к схеме, подумайте и скажите, почему, по вашему мнению, схема дана не полностью? (Определенное количество петель повторяется и соответственно рисунок повторяется)

Правильно, некоторое количество петель постоянно повторятся. Таким повторением создается общий вид рисунка. Эта основная часть называется раппортом узора. При словесном описании вязки раппорт узора отмечается звездочками * .

В рабочую тетрадь запишем определение.

Раппорт узора – это повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка.

Итак, мы разобрали, что такое вязание по схемам, и попробуем теперь связать мотив «Цветок» с помощью схемы (условных знаков) и описания работы. Будет она относительно простой, но постепенно приобретая необходимый опыт, вы научитесь вязать изделия любой сложности, разных форм и размеров. Если соединить цветочные мотивы между собой, то какое изделие может получится? (Салфетка, шарф, шаль, даже кофточка.) Любая салфетка, искусно связанная, всегда может служить не только для украшения дома, но и будет отличным подарком на любой праздник. Тогда частичка вашего душевного тепла перейдет другому человеку. Если открыть словарь В. Даля, то о салфетке там можно прочитать следующее: « Салфетка – от французского кусок (часть) камчатной или браной ткани для утирки за столом или малая скатерть, нередко цветная, на чайный столик».

V . Инструктаж по технике безопасности. Санитарно-гигиенические требования.

 Свет должен падать слева.

 Крючки должны быть хорошо отшлифованы.

 Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего.

 Не вязать при плохом освещении.

 Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями кольцами к работающему, передавать их кольцами вперед.

 При вязании сидеть нужно на всей поверхности стула.

 Не вязать по несколько часов подряд.

VI . Практическая работа.

1. Вводный инструктаж учителя:

 сообщение названия практической работы;

 разъяснение задач практической работы;

 ознакомление с объектом труда (образцом мотива «Цветок»).

Читайте также:  Схема вязания спицами джемпера акрил

 работа со схемой цветочного мотива;

 разбор по карточке технологии изготовления цветочного мотива.

Для того, чтобы избежать ошибок, постоянно контролируйте свою работу: наличие определенного количества петель, точность и аккуратность выполнения работы и т.д. Самоконтроль поможет избежать большого количества ошибок. Также есть хороший проверенный способ, который помогает быстрей научиться разбираться в схемах – изредка меняйтесь своими изделиями и проверяйте работу другого человека. При этом существует прекрасная возможность сравнить достоинства и недостатки вязания каждого и лучше запомнить различные особенности работы. Помогайте друг другу, подсказывайте, показывайте приемы вязания.

После выполнения практической работы проверьте качество выполненной работы:

 изделие должно быть плоским;

 рисунок точно соответствует схеме вязания;

 нить после окончания вязания закреплена правильно.

2. Самостоятельная работа учащихся.

Итак, прежде чем мы начнем работать, сядьте поудобнее, выпрямите спину. В таком положении вы будете отдыхать за вязанием. А если будете работать сгорбившись, то быстро устанете, появится сутулость и вязание принесет вам не пользу, а вред.

Делайте все без спешки, так, чтобы движения рук были плавными, равномерными, тогда и вязка будет красивой и ровной.

Выполнение учащимися мотива «Цветок» по схеме.

3. Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

4. Формирование новых знаний.

 проверка организации рабочих мест учащихся;

 соблюдение правил ТБ, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.

Гимнастика для глаз

Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 раз.

1) Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до трех).

2) Горизонтальные движения глазами вправо, влево.

3) Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

Укрепление вестибулярного аппарата

Упражнение выполняется сидя.

1) Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.

2) Повороты головы вправо и влево до упора.

Профилактика нарушений осанки

3) Исходное положение – стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад. Подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.

6. Усвоение новых знаний.

 о профессии вязальщицы;

Владение технологией вязания крючком является составной частью профессии вязальщицы трикотажных изделий вручную. Профессионально важными качествами вязальщицы являются: хорошее зрение и цветовосприятие, пространственное воображение, зрительно-моторная память. Устойчивость к монотомии, усидчивость, аккуратность, стремление к творчеству.

Медицинские противопоказания: плохое зрение, пониженное цветоощущение, болезни опорно-двигательного аппарата.

 проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

 инструктирование по выполнению задания в соответствии схемы и описания работы.

7. Целевые обходы.

 оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

8. Заключительный инструктаж.

 анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

 разбор типичных ошибок;

 вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

 повторное объяснение способов устранения ошибок.

VII . Закрепление усвоенных знаний.

— Какие формы описания работы используют при изготовлении изделия? (Словесные пошаговые указания и схематическое изображение.)

— Почему вязание по схемам пользуется большей популярностью, чем словесные указания? (Одного взгляда на схему бывает достаточно, чтобы понять, в чем суть работы над изделием: сколько петель нужно набрать, каковы его форма и размер, будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям.)

— Что обозначают цифры на каждом ряду любой схемы? (Номер ряда.)

— Как читаются круговые ряды? (Справа налево.)

— Как читается схема при вязании прямоугольного изделия? (Снизу вверх.)

— Что такое раппорт узора? (Повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка.)

VIII . Подведение итогов урока.

Надеюсь, что работа доставила вам удовольствие и занятия по вязанию крючком вдохновили вас на самостоятельное выполнение более сложных и интересных работ. В свободное время отработайте еще раз приемы вязания. Когда ваша рука будет уверенно держать крючок, вязать ровные и аккуратные образцы, этот вид рукоделия будет приносить вам огромное удовлетворение!

А сейчас проведем анализ выполненных работ – разберем недостатки и отметим лучшие изделия. (Оценка результатов труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.)

— Почему цветочки получились разных размеров, хотя все работали по одной и той же схеме? (Каждый человек вяжет с разной плотностью; разный номер крючка; толщина пряжи разная.)

Заключительное слово учителя.

Урок хочется закончить словами:

Я возьму в руки нить и простой крючок,

И немножко фантазии и мастерства.

И свяжу я такое, что вам и не снится

Только чтобы жила на земле красота!

Оцените статью