- План-конспект урока «Вязание крючком: традиции и современность» 5 класс. план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком» план-конспект
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
План-конспект урока «Вязание крючком: традиции и современность» 5 класс.
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Данный урок знакомит учащихся с новым видом рукоделия-вязанием крюком. Учит приемам вязания крючком основных видов петель. Развивает координацию движения. Содействует воспитанию художественного вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_sovremennost_v_vyazanii_kryuchkom.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Вязание крючком: традиции и современность» .
1) познакомить учащихся с новым видом рукоделия — вязания крючком;
2) научить приёмам вязания крючком основных видов петель;
3) развивать координацию движений;
4) содействовать воспитанию художественного вкуса;
5) сформировать навыки по организации рабочего места.
Тип урока : комбинированный.
Методы : словесный, наглядный.
Оборудование : мультимедийное оборудование; образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи.
Словарь : начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Изучение нового материала.
— Посмотрите внимательно на картинки. Предметы, изображенные на них сшиты или связаны? (Связаны).
— Они связаны спицами? (Нет. Крючком)
— Сформулируйте тему нашего урока. ( Вязание крючком)
— А как можно сформулировать цель нашего урока? (Научиться вязать крючком.)
а) Актуальность вязания крючком.
В современный век научно-технического прогресса, когда очень многие виды деятельности женщины в доме заменили запрограммированные машины, большая редкость – вещи, изготовленные руками самой хозяйки. Ведь женщина – не только хранительница семейного очага, она создаёт в своем жилище уют, красоту, комфорт, тем самым выражая свой неповторимый стиль, подчеркивая яркую индивидуальность своего характера. По интерьеру, по созданному уюту можно судить о самой женщине.
Ребята, а как вы считаете, какими вещами, предметами, изготовленными своими руками, может современная женщина украсить свой дом? ( Салфетка,скатерть,коврик,вязаная вазочка, прихватка и т.д.)
Сейчас рукоделие для женщины стало просто приятным развлечением. У современной женщины отпала необходимость заниматься кройкой и вязанием. Ей проще купить все в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.
Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства – вязание крючком. Вязание крючком просто, многообразно и доступно каждому!
Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше.
Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна. Ни у одного другого человека на всей планете нет такой же.
Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязаные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.
б) Сообщение « История вязания крючком »
Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в соблазнительно облегающих платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными.
В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.
В V веке вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.
После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.
В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев – вязаному берету – уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки.
В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Особенно это относилось к вязанию крючком, потому что, вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия. Начиная с XVI века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли “гулять по Европе”, а в XIX веке это искусство стало поистине ювелирным.
В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30–40-е годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.
Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы – различные геометрические фигуры, цветы.
Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.
Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать.
в) Инструменты и материалы.
Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов . Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.
Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают на хрупкое острие крючка для его защиты.
Крючки для вязания нитками изготавливают также из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, а изготовленные из пластмассы – номера от 2,5 до 15.
Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно – более толстый крючок .
Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком – хлопок. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Из льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.
Вязать крючком можно также из лыка, толстой ковровой пряжи, тесьмы и других материалов
г) Оборудование рабочего места и техника безопасности при работе с крючком.
- Не кладите крючок в портфель без пенала.
- Крючок храните с специальном футляре или шкатулке.
- Клубок ниток при вязании положите в ёмкость с ровными краями, чтобы он не укатился.
- Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать с левой стороны.
- При вязании сидите удобно: откиньтесь на спинку стула, не ставьте локти на стол, не горбитесь.
- Делайте перерывы во время вязания, выполняйте упражнения для снятия усталости мышц глаз.
- Вяжите без спешки так, чтобы движения были плавными и равномерными. На рабочем месте должен быть порядок.
- Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи
- Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.
д) Основные виды петель.
Положение крючка в руке.
Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш . При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож . При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.
Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .
Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.
Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.
Цепочка воздушных петель.
Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.
После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля”), в подсчет не включаются (рисунок ). Если необходимо связать большую начальную цепочку из воздушных петель, легко ошибиться в расчетах, чтобы облегчить себе задачу, воспользуйтесь маленькой хитростью. Начальную цепочку свяжите из ниток с отдельного клубочка, затем аккуратно привяжите новую нить к первой петле начальной цепочки и продолжите вязание по схеме, таким образом, вы легко сможете либо довязать недостающие петли начальной цепочки, либо распустить лишние, не распуская проделанной работы.
3. Практическая работа.
Вязание основных видов петель:
цепочка воздушных петель.
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.
4. Закрепление изученного материала.
Как нужно держать крючок?
Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
Что означает номер крючка?
Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.
— Перед вами образцы вязания. Из них я постаралась сделать маленький домик –счастья. Но мне очень хочется, чтобы вы дополнили мою картину своими работами, сделав из них солнышко с лучами, травку и небо с облачками.(Девочки поочередно выходят и прикрепляют булавками свои работы так, чтобы получилось солнышко, трава, облака.)
— Я рада, что встретилась с вами .И как память о нашей встрече у меня останется эта картина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Брюки – основной вид одежды современной молодежи».Цель: образовательная: закрепить полученные знания по теме: «Женские брюки»;развивающая: ознакомить учащихся с историей образования женских брю.
План-конспект урока: «Праздники и традиции» для 7 класса.
Данный урок разработан на основе УМК Г.И.Данилова. Мировая Художественная культура 7-9 классы. Издательство «Дрофа». 2013 год. Издание 15 -е.,стереотипноеЭто 1-ой у.
План – конспект урока «Вязание крючком»Учитель технологии Калетурина Галина Павловна Цель урока: Ознакомить учащихся с техникой выполнения различного вида петель, с материалами и инс.
План-конспект урока «Вязание крючком».
Конспект рока «Вязание крючком традиции и современность.»7 класс.
Знакомство с современными способами отделки швейных изделий, что способствует расширению кругозора учащихся. Закрепление профессиональных навыков шестиклассников по швейному делу.
Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком»
план-конспект
Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком» (1-ый год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_priemy_vyazaniya_kryuchkom.docx | 434.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
«Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком»
(1-ый год обучения)
Моисеенкова Галина Петровна
педагог дополнительного образования
Тема занятия: « Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком»
Цель урока: научиться выполнять начальную петлю и цепочку из воздушных петель.
- ознакомить обучающихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с условными обозначениями.
- научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, цепочка из воздушных петель;
- развивать мелкие мышцы рук при выполнении упражнений по вязанию крючком;
- воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь, технологическая карта, образцы объектов труда, карточки задания, крючок, пряжа.
Методы: объяснительно-иллюстративный, метод развития познавательного интереса (метод «Ассоциации», игровой прием «Волшебный клубок», «Заколдованный цветок») репродуктивный.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный
Наглядные пособия : образцы готовых изделий связанных крючком, журналы по вязанию крючком, таблица условных обозначений основных видов петель, инструкционные карты.
Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.
I. Организационный момент 5 мин
- приветствие,
- проверка готовности учащихся к уроку.
Пословицы на доске
« Взялся за дело, выполняй его умело».
«Торопливый всегда дважды вяжет»
«Кто аккуратен, тот и людям приятен».
Вхождение в тему.
Метод «Ассоциации»: — Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «крючок»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.) написать на доске
В течение всего занятияя вас буду оценивать: за каждый правильный ответ я вам буду давать один стикер и + практическая работа (макс 3 стик)
II. Основная часть 5 мин
1. Актуализация опорных знаний
Сегодня на занятии вы познакомитесь с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с названием петель и их схематичном изображении, в практической части освоите выполнение начальной петли, воздушной, цепочки из воздушных петель. Но прежде, чем приступить к изучению темы, вспомним, какие правила мы должны помнить, когда работаем с крючком.
1. С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.
2.Не делать во время работы резких движений рукой с крючком, можно поранить сидящего рядом.
3. Крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.
4. Нельзя пользоваться ржавыми крючками— они портят пряжу, нитки.
5. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.
1. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.
2. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.
3. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.
4.Через каждые 15-20 мин. делайте перерыв на 2-3 мин., сделайте несколько круговых движений головой (чтобы размять мышцы шеи).
III. Изложение нового материала (показ готовых изделий) 10 мин
Педагог: Сейчас я вас немного познакомлю с историей вязания крючком.
Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства.
Вязание крючком – вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки.
Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами.
— Для этого что нам потребуются? нитки и крючок.
— Какие нитки используют для вязания крючком? Качество вязаного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Нитки должны соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. п. Для вязания крючком применяют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и синтетические нити.
Для вязания крючком лучшими нитками считаются: хлопчатобумажные и шерстяные нитки.
— Как вы думаете как можно определить вид пряжи?
Определить вид пряжи можно путём сжигания ее. Шерстяные нитки горят медленно, спекаются в обуглившийся комочек, при этом издавая запах жженого рога; хлопчатобумажные нитки горят без пламени, быстро, с запахом жженой бумаги, оставляя после сжигания серый пепел; синтетические нитки не горят, они плавятся как свечи.
Умение правильно выбрать инструмент для работы — это залог успеха в работе настоящего мастера. Правильный выбор крючка, а также ниток используемых для вязания, имеет огромное значение. От правильного выбора инструмента во многом зависит качество вязаных изделий, а также — производительность нашего труда. Поэтому к подбору инструмента, необходимо подходить не менее тщательно, чем к подбору материалов для вязания.
Крючки бывают разные — металлические, деревянные, костяные, пластмассовые. Также они бывают различной толщины. Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Чем толще пряжа, тем толще должен быть крючок.
Большим крючком и толстыми нитками – свитера и шапочки
Маленьким крючком и тонкими нитками – изящные изделия, похожие на плетеные кружева салфетки, манжеты, ажурные воротнички. –
Теперь давайте рассмотрим крючок
1 – головка крючка;
3 –плоская площадка, № крючка
Положение крючка в руке
Как держать крючок.
Крючок можно держать двумя способами
- либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);
- либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).
Основные виды петель
В основе вязания всех видов узоров лежат несколько элементов:
- образование воздушной петли (цепочка воздушных петель); (возд.п. — )
- полустолбики; (полуст.- )
- столбики без накида; (ст.б/н — )
- столбики с накидом. (ст с/н — )
Педагог: — Как вы думаете для чего нам нужны условные обозначения?
— для того, чтобы записывать и читать схемы вязания крючком.
Начальная петля . Любая работа по вязанию начинается с образования первоначальной петли. На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.
Воздушная петля составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.
Цепочка воздушных петель – основа первого ряда. Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель петля на крючке не включаются в счет. Цепочка из воздушных петель образует основу для вязания первого ряда, но она не считается за ряд.
III. Закрепление знаний «Волшебный клубок»
Педагог кидает клубок обучающемуся и задает вопрос, если он затрудняется ответить, перекидывает клубок другому.
- От чего зависит качество вязанных изделий?
- Какое должно быть соотношение крючка и нити?
- Какие нити используют при вязании крючком?
- Что такое начальная петля?
- Как мы можем определить где хлопчатобумажная, шерстяная, и синтетическая пряжа?
- Как нужно держать крючок?
- Что означает номер крючка?
«Заколдованный цветок» Для того чтобы проверить как вы запомнили условные обозначения основных петель, я предлагаю сыграть в игру, которая называется «Заколдованный цветок»
Условие игры: Вы вытягиваете один лепесток, на котором нарисовано условное обозначение. Этот лепесток вы должны приложить к правильному ответу, который написан на нашем цветке на доске. А мы все вместе будем проверять.
IV. Практическая, работа «Выполнение начальной петли и цепочки из воздушных петель» (15-20 мин)
Задание: cвязать цепочку воздушных петель длиной 30 см
Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.
V. Итог занятия (5 мин)
Что нового узнали?
Были ли трудности?
(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
Педагог: — Ну, вот и закончилось наше занятие. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего занятия.
Если занятие для вас прошло плодотворно, и вы остались довольны — прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если занятие прошло хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если занятие не принесло вам ничего нового – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на занятии, то – желтый, чахлый лист.