- Основные элементы вязания крючком
- Прочный столбик.
- Столбик без накида, с вытянутой петлей.
- Столбик патентный, с накидом.
- Столбики незаконченные, с накидом.
- Столбик на двух ножках.
- Пышный столбик.
- Открытый урок 9 класс «Основные элементы вязания крючком»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Основы вязания крючком.
- Вяжем крючком — основные самые простые элементы вязания
- Урок «Вязание спицами — как вид декоративно-прикладного искусства. Основные элементы вязания спицами» (8 класс).
- Урок по технологии 8 класс
Основные элементы вязания крючком
Вязание крючком, не смотря простоту исполнения и доступность инструментов, очень богато на разнообразие узоров, с каждым новым освоенным, не перестаешь удивляться, возможностями крючка.
Рассмотрим некоторые, наиболее часто встречающиеся, элементы вязания крючком.
Прочный столбик.
Вяжем одну петлю для подъема, делаем накид, вводим крючок в петлю основания, подхватываем петлю из рабочей нити, ещё раз делаем накид, и протаскиваем его через три полученные петли.
Столбик без накида, с вытянутой петлей.
Одна петля для подъёма, крючок вводим в петлю основания, подхватываем рабочую нить, вытягиваем её, и провязываем. После, провязываем две полученные петли вместе.
Столбик патентный, с накидом.
Вяжем две петли для подъема, делаем накид, крючок вводим в петлю основания, или цепочки, захватываем рабочую нить, вытягиваем петлю, провязываем её, еще раз подхватываем рабочую нить, протягиваем через две петли, после провязываем две петли, оставшиеся на крючке.
Столбики незаконченные, с накидом.
Для подъёма вяжем две петли, делаем накид, крючок вводим в петлю цепочки, или основания, вытягиваем петлю из рабочей нити, получаем три петли на крючке, провязываем петлю с накидом, на крючке остается две петли. Делаем накид, вводим крючок в следующую петлю цепочки, вытягиваем петлю из рабочей нити, провязываем её с накидом. Таким образом, не до конца, провязываем нужное количество столбиков, с каждым следующим столбиком на крючке прибавляется одна петля, после все петли провязываем вместе.
Столбик на двух ножках.
Вяжем три петли для подъема, делаем два накида, крючок вводим в петлю основания, подхватываем рабочую нить, полученную петлю и один накид провязываем. Опять накид, вводим крючок в петлю основания, через одну от предыдущей, образуем петлю из рабочей нити, провязываем её вместе с накидом, получаем четыре петли на крючке, две петли и накид провязываем. После, через оставшиеся две петли протягиваем рабочую нить и провязываем их, для начала следующего столбика, из полученной петли вяжем две воздушные.
Пышный столбик.
Вяжем две петли для подъема, делаем накид, вводим крючок в петлю основания, вытягиваем петлю из рабочей нити, опять накид, и так, до пяти раз в зависимости от толщины нити. После, делаем накид, протягиваем его через все полученные петли, остается одна петля которую еще раз провязываем. Для следующего столбика, вяжем две воздушные петли, и пропускаем одну петлю основания.
Из петли основания вяжем цепочку из нескольких воздушных петель, и прикрепляем её полустолбиком к петле основания.
Рассмотренные элементы можно сочетать между собой, в результате чего получать различные узоры.
Открытый урок 9 класс «Основные элементы вязания крючком»
Выбранный для просмотра документ pr1.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ Вязание крючком- вид декоративно-прикладного искусства. Позволяет изготавливать одежду, изделия быта…
Какие изделия вы можете назвать?
Какие изделия ещё вы можете назвать?
Крючки разные нужны…. Запомните правило: чем крючок толще, тем номер больше. Диаметр крючка для обычного вязания подбирают в два раза больше диаметра нити головка крючка крючок стержень Из каких материалов изготавливают крючки дерево пластмасса кость сталь алюминий В современном вязании крючком различают три основные техники – тунисское вязание (выполняется длинным крючком), обычное вязание (плотное или тамбурное, выполняется коротким крючком) , филейное вязание (отдельные элементы вывязываются коротким крючком, а затем с помощью определённых техник собираются в изделие ) .
Выбор пряжи для вязания пряжа Натуральная Фасонная Меланжевая Льняные, хлопковые, шерстяные, пуховые Пряжа с добавлением синтетических и металлизированных нитей, различных по цвету и качеству Смешанные природные и синтетические волокна с добавлением металлизированных нитей Блестящая Вискозные или акриловые нити, придающие золотистый или серебристый эффект
Основные приёмы вязания Элементы вязания крючком Цепочка из воздушных петель Начало вязания
Приёмы вязания по схемам
Способы вязания Правила При вязании по кругу не забывайте делать прибавки. Вязание полотна столбиками без накида можно выполнить тремя способами: вводя крючок под обе стенки петли, под заднюю или под переднюю стенку петли 1.Полотно 2.По кругу 3.По кругу, на 6 углов 4. По кругу на 4 угла 5. Полотно с углом №1 №5 №4 №2 №3
Спасибо за внимание Успехов во всех начинаниях!
Выбранный для просмотра документ pr2.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Охрана труда при вязании спицами и крючком.
Внешний вид и освещение. Ничто не должно при работе мешать: Волосы нужно заколоть или под косынку убрать, Источник света располагается впереди Или слева, как удобно, сама смотри.
Соблюдать правильные приёмы вязания Сидеть нужно прямо, не расслабляться, Не болтать за работой, не отвлекаться, Крючок нужно взять как карандаш, Без происшествий пройдёт урок наш
Использовать инструменты по назначению Крючком и спицами можно только вязать, Не махать как указкой, в рот их не брать, Не бросать где попало (чтоб потом не искать), Их назначение- в работе помогать. Запомни крепко, напомни подружке: Крючок и спицы совсем не игрушка!
Причины возможного травматизма. Острым концом уколоть можно больно Сидящего рядом , даже невольно, Если инструмент взять длиннее, чем нужно, С ним при вязании справиться трудно. Ну, а если сломался крючок ненароком, Травма неизбежно послужит уроком, Или он ржавый, заусенцев имеет немного, Ошибки эти учтём, нам не надо такого.
Сообщить учителю, оказать помощь. Если случилась неприятность у вас, Учителю сообщить нужно в тот же час, Он помощь окажет и даст совет, Ведь безвыходных ситуаций просто нет.
Уборка рабочего места. Закончил работу, вокруг посмотри, Рабочее место за собой прибери. Чтобы было вокруг всё чисто, красиво, Такое требование – справедливо.
Будем внимательными Правила эти запомнить нужно, И соблюдать их будем дружно, Будем аккуратны, внимательны и терпеливы, Послушны, усидчивы и от травмы хранимы.
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Номер материала: ДБ-460825
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Основы вязания крючком.
Учиться вязать лучше из светлой или ярко-окрашенной пряжи средней толщины. Клубок для вязания находится слева от вас, а нитки — на пальцах левой руки. Основными элементами вязания крючком являются: цепочка (воздушные петли), полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли.(рис. 1)
Цепочка (рис. 1б) — служит основой, с которой начинается вязание крючком. На конце крючка надо сделать петлю, для этого введите крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверните его вместе с нитью: на крючке образуется петля, а под ним перехлест. Слегка растяните петлю и прижмите перехлест большим пальцем левой руки к указательному. Снова введите крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив ее, протяните в образовавшуюся петлю. Отпустите большой палец с перехлеста и затяните петлю. Так повторяйте до тех пор, пока не свяжите цепочку нужной длины.
Полустолбик (соединительный столбик) служит, как правило, для замыкания цепочки в кольцо. Для его провязывания сначала крючок, на котором находится последняя петля в цепочке, введите в первую петлю, на крючке образуются две петли. Затем накиньте нитку на крючок и протяните ее через обе эти петли.
Столбик без накида (рис. 1в). Большинство игрушек, связанных крючком, выполнены столбиком без накида. Связав цепочку из 15 — 20 см., введите крючек в третью петлю (отсчет ведут, начиная с петли на крючке) и, накинув нить на крючок, протяните ее через эту петлю. На крючке появятся две петли. Снова накиньте нить на крючок и протяните ее через две петли, находящиеся на нем. Так вяжите до конца ряда, вводя крючок последовательно в каждую петлю цепочки. Поверните вязание и свяжите одну воздушную петлю (петля подъема). Дальше все ряды вяжите такими же столбиками.
На схемах петля на крючке и петли для подъема не указываются.
Полустолбик с накидом. Выполнить цепочку из воздушных петель. Накинуть нить на крючок, подведя крючок под нить. Получится накид. Ввести крючок в третью петлю от крючка. Захватить и вытянуть нить. На крючке получится три петли: начальная, накид и вытянутая. Захватить нить и протянуть ее через все три петли. Полустолбик с накидом готов. Далее вяжите подобные столбики в каждую следующую петлю до конца цепочки. Две воздушные петли в начале цепочки (первый рисунок) пропускаются для выполнения петель подъема. Соответственно, для того чтобы связать новый ряд полустолбиками с накидами нужно в начале ряда делать две воздушные петли подъема.
Столбик с накидом (рис. 1г). Связав цепочку длинной 15-20см., накиньте нить на крючок. Введите крючок в четвертую петлю цепочки, накиньте нить на крючок и протяните ее через петлю цепочки. На крючке три петли: петля, накид, петля. Вновь накинув нить на крючок, протяните ее через петлю и накид, находящийся на крючке; еще раз накиньте нить на крючек и протяните ее через две оставшиеся на нем петли. Так вяжите до конца ряда.Поверните вязание, свяжите две воздушные петли подъема и вновь вяжите столбиками с накидом
Длинные (вытянутые) петли (рис. 1д). Свяжите цепочки длиной 15-20 см, а на ней ряд столбиков без накида. Поверните вязание, перед провязыванием второй петли цепочки перехватите полотно правой рукой, а большой палец левой руки подведите под рабочую нить и немного оттяните ее на себя. Перехватите полотно левой руки так, чтобы конец петли, находящийся на большом пальце, был подведен к крючку, провяжите столбик без накида, после чего освободите большой палец от петли. На полотне окажется закрепленная длинная петля. Затем подхватите полотно правой рукой, большим пальцем левой руки оттяните рабочую нить, образовав из нее петлю, и закрепите ее провязыванием следующего столбика без накида. Так вяжите до конца ряда. Следующий ряд свяжите столбиком без накида — это закрепляющий ряд. Далее чередуйте ряды.
В следующей статье я расскажу про вязание по кругу.
Вяжем крючком — основные самые простые элементы вязания
Вязание крючком пожалуй самый легкий и простой вид вязания. Для того, чтобы начать вязать практически «с нуля» нужно освоить несколько элементов и всё, можно начинать творить.
А здесь я опишу и покажу самые простые элементы вязания, с помощью которых Вы уже сможете что-то связать.
1. Цепочка- основа состоит из воздушных петель, она может быть разной. Просто цепочка из воздушных петель ( пока что именно ей и будем пользоваться), утолщенная цепочка и уплотненная цепочка. Это мы освоим чуть позже.
2. Классический столбик без накида . Крючок вводим в петлю цепочки или в элемент нижнего ряда, набрасываем ниточку и вытягиваем петельку. На крючке находятся две петли. Снова набрасываем ниточку и провязываем одновременно эти две петли. И так дальше по всему ряду.
3. Столбик с накидом . ( с краю провязываем петли подъема — для толбика без накида одну, а для столбика с накидом две воздушные петли ) Итак, делаем накид к имеющейся на крючке петле, вводим крючок в элемент нижнего ряда, накидываем на крючок нитку, вятягиваем петельку . У нас на крючке три петли. Сперва провязываем две крайние вместе, затем провязываем получившуюся и третью петлю вместе.
И повторяем все сначала. Получится вот такой ряд:
С помощью всего трех элементов вязания: воздушная петля, столбик без накида и столбик с накидом Вы уже можете творить! Например, идеи из статьи «Варежка для телефона» .
Вы можете уже связать ажурный шарф (завтра именно это и расскажу, дам схему и полное описание), а так же можете сделать что-то для домашнего уюта, к примеру «Вязаные горшочки для цветов»
Понятно, что существует ещё много разнообразных элементов вязания крючком, но освоив эти три, всё остальное будет очень просто.
Подписывайтесь на канал, свяжем для начала шарфик ажурный, крючком на весну
Урок «Вязание спицами — как вид декоративно-прикладного искусства. Основные элементы вязания спицами» (8 класс).
Урок по технологии 8 класс
Тема: Вязание спицами – как вид декоративно-прикладного искусства. Приемы работы спицами. Основные элементы вязания спицами.
Цель урока: познакомить учащихся с новым видом декоративно-прикладного творчества – вязанием спицами.
Образовательная: ознакомить учащихся с историей вязания спицами; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы с элементами вязания; обеспечить усвоение материала по теме.
Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, усидчивости, приобщить к самодеятельному творчеству посредством вязания спицами, формировать у учащихся любовь к труду, интерес к культуре и искусству.
Развивающая: развитие воли к достижению конечного результата; творческих способностей, воображения; развитие моторных навыков, умений учебного труда (запоминать, наблюдать, осуществлять самоконтроль); сенсорных навыков (умение работать с информацией).
Практическая работа: выполнение основных элементов вязания спицами
Методы обучения : объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, частично – поисковый.
Межпредметные связи: история, искусство, зоология, ИЗО, литература
Термины: лицевые и изнаночные петли , накид
Материально – техническое оснащение: мультимедийное оборудование; образцы готовых изделий, связанных спицами; набор спиц из различных материалов; различные виды пряжи.
Дидактический материал : технологические карты по выполнению разных видов петель.
Тип урока: комбинированный: изучение нового материала, формирование умений и навыков
Подготовка дежурными рабочих мест
Подготовка учащихся к занятию
Получение сведений об отсутствующих учащихся (подает дежурный)
Сообщение темы урока
Чтобы узнать тему урока, прочтите анаграмму: Я Н А З В Е И (вязание). Это первое слово темы. Чтоб узнать второе слово, поработайте с карточками (на карточках слова КРЮЧОК, СПИЦЫ). Расскажи все о предмете, не называя его, так, чтоб все поняли, что это за предмет.
(Дети могут привести следующие определения: инструмент для вязания, состоящий из двух палочек, соединенных между собой леской — круговые спицы, инструмент для вязания, похожий на спицу, один конец которой загнут — крючок).
Итак, вы знаете, что существует 2 основных инструмента для вязания: крючок и спицы.
Тема урока: вязание спицами – как вид декоративно-прикладного искусства. Приемы работы спицами. Основные элементы вязания спицами. Запишите тему в тетради. Сегодня вы узнаете больше о вязании спицами. На практической работе вы научитесь вязать основные элементы .
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Какие виды пряжи вам известны?
Как правильно подбирать в зависимости от толщины ниток
инструменты для вязания спицами?
Как правильно обращаться с изделиями, связанными спицами,
после завершения вязания?
Изучение нового материала:
Сейчас рукоделие для женщины стало просто приятным развлечением. У современной женщины отпала необходимость заниматься кройкой и вязанием. Ей проще купить все в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.
Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства – вязание спицами. Вязание спицами просто, многообразно и доступно каждому! Поклонниц вязания спицами с каждым годом все больше.
Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна. Ни у одного другого человека на всей планете нет такой же.
Вязание спицами позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязаные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.
Краткие сведения из истории рукоделия
Вязание — один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства. Появление вязания спицами относят к временам еще до 3000 лет до н. э. В египетских захоронениях находят вязаные вещи. Так, в одном из таких погребений была найдена любопытная вещица — маленькая вязаная туфелька, явно детская. По оценкам археологов, возраст изделия — больше 4 тыс. лет. Другая находка среди древнеегипетских сокровищ — носок, в котором отдельно провязан большой палец. Считается, что это было нужно для ношения сандалий, ремешок которых проходит между большим и «указательным» пальцами. На изображении в египетской гробнице, датируемом приблизительно 1900 годом до н. э., мы могли бы увидеть женщину, которая надевает вязаные носки. В Египте же были найдены первые детские чулки. Они также вязались для носки с сандалиями. На основе подобных находок исследователи сделали вывод, что такой «дизайн» вязаных чулок характерен именно для египетского рукоделия.
Другое подтверждение того, что история вязания спицами непосредственно связана с Древним Египтом — рисунок, найденный на стене усыпальницы Аменемхта (Бени-Хасан). Сюжет показывает нам семитов, среди которых четыре женщины. Одежда на женщинах очень похожа на вязаные жакеты. Время создания данного рисунка, по мнению ученых — 9 век до н. э.! Древние вязаные изделия находят и в совсем другом конце света, например, в Перу. Их датируют 3-м веком н. э. Сопоставляя рисунки и способы плетения, можно удостовериться, что и ранее вязание было высоко развито у разных народов. Ученые стремятся отыскать больше доказательств того, что древние цивилизации широко применяли вязание на спицах для создания одежды.
Пожалуй, самым интересным доказательством, из приведенных Фелкином, является эпизод с женой Одиссея. Согласно поэме, Пенелопа сдерживала навязчивых женихов хитростью. Она обещала, что выйдет за кого-либо замуж только лишь тогда, когда соткет свой свадебный наряд. При этом каждую ночь хитроумная Пенелопа распускала нити наряда. По мнению Фелкина, вещь, которую соткали, не могла распускаться и снова использоваться без повреждений. Значит свой свадебный убор жена Одиссея вязала. И, возможно, что тогда в ходу были спицы для вязания, подобные нашим. Большой возраст произведения, неточности в переводе приводят к искажения смысла многих слов. Так, по мнению исследователя истории вязаных вещей, спутались слова «вязание» и «ткание»
«Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Переодевшись в седую, сгорбленную старуху, богиня Афина предстала перед Арахной. Она пыталась предостеречь гордячку, что нельзя быть выше богов. Но не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно. Но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не перенесла позора и покончила с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. С тех пор паук – Арахна вечно ткет свою паутину».
Это легенда, но в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи.
Существует предположение, что в Европу вязание пришло из Египта. Принесли его на эти территории копты, египетские христиане. Сначала их вязаные вещи, взятые с собой в миссионерские поездки, восхищали европейцев. Затем ремесло пустило корни на новом месте и стало обычным делом. Вязание завоевало популярность как способ создания красивых вещей. Во Франции, уже в 13 веке, оно стало самостоятельной, весьма доходной отраслью промышленности. Спицами вязали чулки, шляпки, перчатки, верхнюю теплую одежду. Примечательно, что в Шотландии вязаный берет стал традиционным аксессуаром. Далее процесс вязания в промышленных масштабах подвергался оптимизации. И вот в 1589 году Вильям Ли изобрел вязальный станок. Судьба изобретения была неоднозначна: английская королева Елизавета I не дала создателю машины патент. Причиной стало то, что чулки, сделанные на станке Ли, ей показались грубей сшитых из шелковой материи. Задумку Вильяма Ли по достоинству оценили во Франции.
В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными, но в некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались нарядными орнаментами.
В сочетании оригинальных узоров и цветовых комбинаций, применяемых в вязаных изделиях, проявлялась богатая творческая фантазия русского народа.
С 18 века Россия славилась своими оренбургскими пуховыми платками.
(Тихо звучит фрагмент песни «Оренбургский пуховый платок».)
Их вязали плотными, пушистыми из серого пуха и тонкими ажурными из белого. Мастерицы достигали такого совершенства в работе, что их платки легко продевались через обручальное колечко.
Пожалуй, трудно было найти на Руси девушку, которая не владела бы прикладными искусствами. Ну а если уж такое случалось, то это было очень позорно. Секреты вязания хранились в каждой семье и передавались от матери к дочери. А когда девушки становились постарше, они собирались вместе в больших избах или маленьких светелках и вместе занимались рукоделием.
Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.
Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. Спицами можно связать различную одежду для взрослых и детей, животных, предметы и украшения интерьера, сумки, цветы, игрушки , наряды для кукол, украшения и многое другое.
Инструменты и приспособления
В коробке одной пять сестренок лежали
Зачем они здесь – поначалу не знали
Хвалились они своей стройностью
Держались со всеми со строгостью.
Как только попали в ловкие ручки –
Сразу связали кофточку внучке.
Слайд № 23
Рабочим инструментом вязальщицы являются спицы. Можно сказать, это продолжение ее рук. За несколько веков спицы не претерпели больших изменений во внешнем виде, но материалы для их изготовления стали намного разнообразнее, Изготовляют спицы из различных материалов: пластмассы, дерева, бамбука, кости, стали, алюминия, капрона.
Наибольшее применение нашли стальные спицы различного диаметра и длины. Они тяжелее других, но в процессе работы не гнутся, петли на них хорошо скользят. Алюминиевые спицы легче стальных, но при вязании окисляются. Поэтому на них рекомендуется вязать легкие темные изделия.
Костяные спицы легки, удобны, но гнутся. Ими рекомендуется вязать тонкие ажурные изделия.
Капроновые спицы изготавливаются больших диаметров и применяются для вязания изделий из толстой пряжи.
По форме спицы бывают:
Обычные прямые спицы.
Прямые спицы подходят для вязания деталей прямыми и обратными рядами. Благодаря тому, что спицы от конца сужаются, петли лежат на них свободно и легко провязываются. Ограничители препятствуют соскальзыванию петель, на них указана толщина спиц.
Набор из пяти спиц (чулочные) всегда состоит из 5 относительно коротких спиц (15 или 20 см), заостренных с обеих сторон. Они предназначены, например, для вязания чулок или варежек по кругу. Особенно хороши для этого спицы из бамбука. Они очень легкие и поэтому не выскальзывают из петель.
Круговые спицы — это две прочные спицы, соединенные гибкой леской различной длины. Короткими круговыми спицами вяжут, например, бейки горловины или воротники — гольф. Длинными спицами можно вязать по кругу целые модели.
Вспомогательные спицы или спицы для вязания «кос» используют для перекрещивания петель. Спицы для вязания «кос» имеют посередине небольшой изгиб, чтобы перекрещиваемые петли впереди или соответственно сзади полотна не соскальзывали
Очень важно правильно выбрать диаметр (номер) спиц, от которого зависит плотность вязания. Чем тоньше спицы, тем плотнее вязание.
Для вязания небольших изделий по кругу (перчатки, носки, варежки, гольфы и др.) применяются пять коротких спиц (чулочные спицы) разных диаметров, в зависимости от толщины пряжи.
Немаловажное значение имеет правильная заточка спиц. Острой спицей можно наколоть пальцы, тупая спица затрудняет вязание. Затачивать спицы рекомендуется на конус длиной 10 – 12мм. Наименьший диаметр конуса (то есть конец спицы) должен быть примерно равен половине диаметра спицы.
Каждая спица имеет свой номер в зависимости от диаметра ее в мм. Рекомендуется иметь набор спиц от №1 до №10.
Требования, предъявляемые к спицам : Слайд № 24
Не должны быть сильно острыми, чтобы не поранить руки при работе;
Не должны быть тупыми
Номер спиц должен соответствовать номеру ниток. Вязание толстыми спицами из тонких ниток дает очень рыхлую и неровную по затяжке петель вязку. Вязание же тонкими спицами из толстых нитей, наоборот, делает полотно слишком плотным, неэластичным. Правильно подобранные спицы должны быть в два раза толще нити.
Дополнительные инструменты: Слайд № 25
Иголка с длинным ушком для сшивания деталей изделия
Сантиметровая лента для снятия мерок с фигуры человека
Линейка для определения размера спиц
Пряжа, используемая для вязания спицами.
Пять их было тонких спиц
Шаловливых пять сестриц,
Щекотали за бока,
И за хвост его таскали,
Долго по полу катали.
С ними он весь день игрался,
А под вечер потерялся.
«Где ты, друг наш толстячок,
Где твой кругленький бочок?» —
Звали так его сестрички.
«Здесь!» — сказали рукавички
Сегодня наиболее распространенными видами пряжи являются: шерсть, хлопок, лен, искусственный и натуральный шелк.
Волокна, из которых делают пряжу бывают: натуральные и химические. К натуральным волокнам относятся волокна растительного и животного происхождения. Химические волокна, полученные путем химической переработки различных материалов: дерева, нефти, газа.
К волокнам растительного происхождения относятся: хлопок, лен, кенаф, джут, пенька крапива. Натуральные волокна животного происхождения: шерсть, шелк. Для получения шерстяной пряжи используют шерсть домашних животных: овец, коз, кроликов, собак, верблюдов.
Мериносовая шерсть. Мериносовая пряжа производится из шерсти мериноса – особой породы овец. Шерсть очень мягкая. Мериносовая шерсть дороже, чем обыкновенная шерсть.
Ангорская шерсть — получают от кроликов ангорской породы. В чистом виде эта шерсть практически не используется. Шерсть ангорского кролика очень пушистая, мягкая и теплая.
Мохер – вид пряжи, который производят из шерсти ангорских коз. В России для производства мохера используется шерсть оренбургских коз.
Способы намотки ниток Слайд № 28
Существует несколько способов намотки ниток: клубок, моток, пасма, бобины
Основными характеристиками пряжи являются:
Ровнота – одинаковая толщина нити по всей длине
Упругость – способность нити приобретать первоначальную форму после снятия нагрузки
Прочность окраски (для проверки прочности окраски необходимо конец нити смочить водой, заложить в белую ткань и прогладить утюгом. При плохой окраске на ткани появятся цветные полосы)
Слишком тугая шерстяная нить не подходит для вязания спицами, ее лучше вязать крючком.
Если шерстяная нить при растяжении пружинит, то вещи, связанные из нее, не деформируются, если рвется, то при вязании ее надо соединить с нитью лучшего качества.
К пряже с утолщениями подойдет только рельефный узор, чулочная и ажурная вязка будет неаккуратной.
Пряжа, как правило, продается в мотках или клубках. На этикетке мотка фабричного производства обычно указывается номер пряжи, например 32/2
32 – толщина нити – чем больше число, тем тоньше нить
2 – из скольких нитей скручена пряжа
Меланжевая нить – соединение нескольких по цвету нитей.
Использование нити, бывшей в употреблении Слайд № 30
Для вязания можно использовать не только новую пряжу, но и бывшую в употреблении. После того как вещь распущена, шерсть из клубков наматывают на спинку стула, чтобы нитка не путалась, образовавшиеся пасмы в нескольких местах перевязывают. Готовые пасмы стирают в мыльной воде, после стирки необходимо пасму встряхнуть и подвесить, внизу пасмы подвесить небольшой грузик, чтобы шерсть не пружинила. Когда шерсть высохнет, ее снова сматывают в клубки, следя за тем, чтобы клубки получились мягкими.
Приспособление для растягивания пасмы
Приспособление для сматывания пасмы в клубки
Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности
при вязании спицами
Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны;
Сидеть надо прямо с небольшим наклоном головы вперед, локти должны быть опущены и немного прижаты к туловищу;
Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30-35 см, чтобы не развивалась близорукость и в глаза не попадали частички пряжи;
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи;
Во время вязания клубок ниток лучше держать в специальной клубочнице или коробке, стоящей с левой стороны от работающего
Спицы храните с специальном футляре или шкатулке в горизонтальном положении
Не кладите спицы в портфель без пенала
Брать спицы можно только для работы
Нельзя играть спицами
Делайте перерывы во время вязания, выполняйте упражнения для снятия усталости мышц глаз.
Вяжите без спешки так, чтобы движения были плавными и равномерными. На рабочем месте должен быть порядок.
После окончания работы убрать спицы в специально отведенное место.
Основы подбора цветовых сочетаний
Цвет играет большую роль в нашей жизни. Чистые, яркие тона радуют глаз, создают приятное настроение, а мрачные, блеклые могут угнетать, вызывать чувство подавленности. Подбирая пряжу для вязания, необходимо знать, как влияют друг на друга различные цвета. Для этого необходимо знать цветовую гармонию – согласованность в сочетании цветов. За основу цветового подбора берется цветовой круг, состоящий из тех цветов, что и радуга: красного, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Цветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые, а в другую половину – голубые, синие, фиолетовые. Цвета желтой половины круга называют теплыми, а цвета голубой его половины – холодными. Самый теплый цвет — красный, а самый холодный – синий.
Каждый цвет характеризуется тоном, яркостью и насыщенность.
Цветовой тон — это цветность ( красный, синий, зеленый и т.д.)
Яркость – это степень близости к белому цвету ( розовый, голубой, желтый и т.д.)
Насыщенность – это степень густоты цвета.
Все цвета делятся на хроматические ( все цвета радуги ) и ахроматические (бесцветные, неокрашенные : белый, серый, черный). Цвета, расположенные в противоположных сторонах спектрального круга называют дополнительными. Например, желтый – синий и т.д. Если дополнительные цвета смешать в равных количествах, то получится серый цвет. Если дополнительные цвета расположить рядом, они усиливаю насыщенность цвета. Один и тот же цвет в окружении темных цветов кажется светлее, а в окружении светлых тонов – темнее. Гармоничное сочетание получают из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в спектральном кругу. Контрастное сочетание составляют из цветов, лежащих на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг. Ахроматические цвета хорошо сочетаются между собой и гармонируют с любым цветом.
При выборе цвета пряжи для изделий надо помнить о том, что цвет может зрительно менять форму и величину предмета. Светлые и теплые тона кажутся ближе, чем темные и холодные. Поэтому при использовании в одном изделии различных цветов пряжи помните о цветовой гармонии.
Основные элементы вязания спицами.
Основной единицей вязаного изделия является петля, образуемая из нити с помощью спиц. Вязание же представляет собой процесс превращения непрерывной нити в петли, которые, соединяясь между собой.
Набор петель спицами: Отмеряем нужную длину свободного конца нити и зажимаем нить в этом месте большим и указательным пальцем правой руки. Свободный конец нити располагаем «от себя».
Конец нити, идущий от клубка, кладем на левую ладонь, проводим нить между указательным и средним пальцами левой руки.
Перекидываем нить через указательный палец и обвиваем большой палец левой руки снизу вверх. На большом пальце получится петля. Концы нитей, сложенные вместе, придерживаем в ладони, безымянным пальцем и мизинцем.
В петлю на большом пальце вводим снизу вверх две спицы, сложенные вместе.
Подхватываем нить, лежащую на указательном пальце и протягиваем ее в петлю.
Раздвигая нити большим и указательным пальцем затягиваем на спицах петлю. Петли должны быть затянуты плотно, но не слишком туго, чтобы их можно было перемещать по спицам.
Строение трикотажного полотна
Схемы: лицевые и изнаночные петли
Лицевые петли: классическая лицевая петля за верхнюю дольку
«Бабушкина» лицевая петля за нижнюю (заднюю) дольку
Изнаночные петли: классическая изнаночная петля
«Бабушкина» изнаночная петля
Технологическая последовательность вывязывания лицевой петли:
Первую (кромочную) петлю снимаем с левой спицы на правую не провязывая.
Правую спицу вводим в петлю за переднюю стенку, слева направо. Рабочая нить остается за работой.
Захватываем рабочую нить с указательного пальца сверху вниз и протягиваем ее в петлю. Сбрасываем петлю предыдущего ряда с левой спицы.
Набираем петли на спицу и снимаем кромочную петлю, как обычно. Рабочую нить располагаем за работой. Спицу вводим за заднюю стенку следующей петли.
Захватываем рабочую нить сверху вниз, протягиваем ее в петлю.
Сбрасываем новую петлю на правую спицу.
Технологическая последовательность вывязывания изнаночной петли:
Вводим правую спицу в середину петли на левой спице. Рабочая нить должна быть расположена перед спицей.
Правой спицей подхватываем рабочую нить и обвиваем ей спицу, делая круговое движение по часовой стрелке.
Протягиваем рабочую нить через петлю сверху вниз, придерживая нить большим пальцем левой руки. Вытягиваем новую петлю
Старую петлю скидываем с левой спицы
«Бабушкин способ» способ
Правую спицу вводим в петлю справа налево, рабочую нить располагаем перед левой спицей.
Подхватываем рабочую нить правой спицей (правая спица движется против часовой стрелки).
Протягиваем новую петлю в петлю на правой спице движением снизу вверх.
Накиды — один из самых распространенных способов прибавления петель при вязании спицами.
Накиды бывают прямыми и обратными
Для образования прямого накида концом правой спицы захватываем рабочую нить движением к себе (спица движется по часовой стрелке).
Для образования обратного накида концом правой спицы захватываем рабочую нить движением от себя (спица движется против часовой стрелки).
Существует много способов убавления петель: две петли вместе лицевой за переднюю стенку, две петли вместе за заднюю стенку, две петли вместе изнаночной, три петли вместе …..
Первую петлю снимают с левой на правую спицу не провязывая, как обычно. Вторую петлю провязываем. На правой спице получилось две петли.
Левую спицу вводим слева направо в первую (правую) из петель на правой спице, оттягиваем ее на себя.
Теперь протаскиваем вторую (левую) петлю через первую.
Первая петля сбрасывается со спицы.
Быстро встали, улыбнулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
Практическая работа: выполнение основных элементов вязания спицами
Всем известно, что вязание- это кропотливый труд.
Знай, дружок : за три копейки эксклюзив не продают.
Если жалко тебе денег- не гневись, и не ленись.
Крючок, спицы, нитки в руки- сядь- и сам ты потрудись!
Вводный инструктаж учителя:
сообщение названия практической работы
разъяснение задач практической работы:
инструктаж по технологическим картам;
предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
инструктаж по технике безопасности
Самостоятельная работа учащихся по технологическим картам
Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися практической работы):
Формирование новых умений:
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест учащихся;
соблюдение правил здоровьесберегающих технологий;
Усвоение новых знаний:
проверка правильности использования учащимися технологических карт
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической картой
инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
концентрация внимания учащихся на эффективных приёмах выполнения операций;
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
контроль над учащимися за бережным отношением к средствам обучения;
рациональное использование учебного времени учащимися
Проведение физминутки через 20 минут после начала практической работы:
Зажмурьте глаза, посчитайте до трёх. Откроем глаза. Сделайте так три раза.
Растопырим пальцы и с силой согнем. Повторить 5 раз.
Поочереди поморгаем глазами. 5 раз.
Складываем ладошки вместе и с силой разожмем, оставляя пальцы соединенными. Повторить 5 раз.
Пальчиковая гимнастика «Вяжем шарфик»
То крючок, то петелька.
Вяжем шарфик Петеньке.
(Скрепить мизинцы обеих рук друг с другом, как 2 крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев)
Заключительный инструктаж учителя:
анализ выполнения самостоятельной работы,
разбор типичных ошибок,
вскрытие причин допущенных ошибок,
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок
Закрепление новых знаний и умений учащихся.
Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
Что означает номер спиц?
С каким видом женских рукоделий мы сегодня познакомились?
Как вы считаете, модно ли сегодня вязать?
Какие изделия можно связать спицами?
Какие качества нужны девушке, чтобы научиться вязать?
Назовите инструменты и приспособления для вязания.
Какую пряжу лучше использовать для вязания спицами?
С какой петли начинается вязание спицами?
На уроке вы получили новые навыки. Согласны ли вы с тем, что эти навыки пригодятся вам в будущем? Даже, если вы не будете выполнять такие работы, сегодня вы прикоснулись к национальной культуре, создавая предметы декоративно — прикладного искусства.
Урок закончен. Спасибо за работу. Уборка рабочих мест.
Набор петель спицами
Отмеряем нужную длину свободного конца нити и зажимаем нить в этом месте большим и указательным пальцем правой руки. Свободный конец нити располагаем «от себя» .
Конец нити, идущий от клубка, кладем на левую ладонь, проводим нить между указательным и средним пальцами левой руки.
Перекидываем нить через указательный палец и обвиваем большой палец левой руки снизу вверх. На большом пальце получится петля. Концы нитей, сложенные вместе, придерживаем в ладони, безымянным пальцем и мизинцем.
В петлю на большом пальце вводим снизу вверх две спицы, сложенные вместе.
Подхватываем нить, лежащую на указательном пальце и протягиваем ее в петлю.
Раздвигая нити большим и указательным пальцем затягиваем на спицах петлю. Петли должны быть затянуты плотно, но не слишком туго, чтобы их можно было перемещать по спицам.