Основы вязания крючком для начинающих с картинками

Основы вязания крючком для начинающих: виды петель в картинках

Вы очень хотели научиться вязать крючком, но не знали, с чего начать? Наш мастер-класс об основах вязания крючком и видах петель поможет постичь азы вязания крючком — одного из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Здесь вы найдете простые и понятные инструкции, подробные схемы и описание, различные приемы и техники, а также примеры работ и полезные советы начинающим рукодельницам.

Начинаем с простого

Прежде чем приступить к обучению, необходимо подобрать правильный крючок и рабочую нить.

Начинающим мастерицам не следует выбирать крючок с острой головкой, так как она может испортить нить. Стоит отказаться и от крючка с круглой ручкой, поскольку у вас еще не сформирован навык и нет равномерной плотности вязания.

Размер или номер крючка, как правило, указан на его головке и выражается в миллиметрах.

Диаметр головки равен размеру крючка, если он изготовлен в России. В других странах иная нумерация, чтобы разобраться в размерах крючков иностранных производителей, предлагаем воспользоваться приведенной ниже таблицей соответствия размеров вязальных крючков.

Как правильно выбрать нить и крючок для работы? Необходимо придерживаться основного правила: крючок должен быть в два раза толще нити. Чем толще нить, тем больше крючок.

При покупке пряжи начинающим вязальщицам следует обратить внимание на основной ориентир — этикетку, на которой всегда указан рекомендованный номер крючка. С помощью такой подсказки вы точно не ошибетесь с выбором крючка.

Чтобы вязка была аккуратной и равномерной, необходимо научится правильно держать нить и крючок. О том, как это делать, показано на фото.

Виды петель

Для того чтобы научиться вязать крючком, необходимо освоить основные способы вязания петель. Разберем подробно основные виды петель:

  • Скользящая или начальная петля – это первая или рабочая петля при вязании крючком, ее никогда не считают.

  • Воздушная петля. Делаем петлю, продеваем через нее крючок, накидываем нить и протягиваем ее через петлю.

  • Столбик без накида. Необходимо ввести крючок в петлю цепочки или нижнего ряда, вытянуть новую петлю, захватить нить, провязать две петли за один прием.

  • Полустолбик с накидом. Делаем накид на крючок, вводим крючок в петлю и вытягиваем новую, провязываем в один прием получившиеся три петли на крючке.

  • Столбик с накидом. Делаем накид на крючок, вводим его в петлю цепочки и вытягиваем новую, получившиеся три петли на крючке провязываем в два приема попарно.

Основы вязания воздушных петель, столбиков без накида, полустолбиков с накидом, столбиков с накидом представлены в видео мастер-классе ниже.

  • Столбик с двумя и более накидами. Делаем 2,3,4 накида на крючок, вводим его в петлю цепочки и вытягиваем новую, получившиеся 4, 5, 6 петель на крючке провязываем попарно в 3, 4, 5 приемов.

  • Столбик артесаналь с накидом. Делаем на крючок накид, вводим крючок в петлю цепочки и вытягиваем новую, не захватывая накид, провязывать попарно последующие петли.

  • Столбик артесаналь с двумя (3, 4) накидами. Делаем на крючок 2, 3, 4 накида, вводим крючок в петлю цепочки и вытягиваем новую, не захватывая накид, провязывать попарно последующие петли.
  • Пико. Делаем три воздушных петли, вводим крючок в первую и провязываем столбиком без накида.

  • Соединительный столбик. Вводим крючок в петлю цепочки, захватываем нить и протягиваем ее через петлю цепочки и петлю на крючке.

Процесс вязания основных и сложных петель представлен ниже, в картинках.

От того, как вводится крючок при вязании петель, зависит внешний вид будущего изделия. На схеме представлены основные способы введения крючка.

Видео по теме статьи

Более подробную информацию по вязанию крючком можно получить из видео для начинающих рукодельниц.

Учимся вязать крючком. Для начинающих.

Для того, чтобы начать вязать крючком, необходимо желание и терпение. Сразу красиво вязать получается далеко не у всех. Важно, чтобы петельки получались ровные все, как одна. Это приходит с опытом.

Сначала выберем пряжу и крючок. Они должны соответствовать друг другу. Например, салфетки или панамки вяжем хлопковыми нитками и берём крючок №1, №1,25, №1,5 или №1,75. Чем тоньше крючок, тем изящнее будет изделие. Если вяжем трикотажной пряжей, тогда крючок №5, №7, №8, №9. Для шапок подойдёт крючок №3 или №5. Для игрушек в зависимости от пряжи.

Читайте также:  Вязание крючком юбка с цветами

Начинать проще с акриловых ниток и крючка №3.

Важно правильно держать крючок. Самым удобным считается держать крючок, как ручку.

Учимся вязать крючком. Первая петля.

Нужно закрепить нитку, чтобы в дальнейшем петли не распустились.

Зелёная петелька на рисунке будет считаться первой.

Любое изделие начинается с цепочки воздушных петель или с кольца амигуруми.

Про кольцо амигуруми, или его ещё называют «волшебное кольцо», есть статья Кольцо амигуруми. Для начинающих.

Что такое воздушная петля? Как её вязать?

В петлю ввести крючок, накинуть на него нить и протянуть через петлю.

Начинать лучше с чего-то простого. Чтобы петельки получались ровными, нужно вязать, вязать и вязать, контролировать натяжение нити. Свяжите сначала образцы. Не торопитесь.

Вязать можно по кругу, а можно поворотными рядами.

Когда вяжем столбики без накида, особенно по кругу, узор может получиться или «галочки» или «крестики». При вязании они отличаются тем, как захватываем нить. Предлагаю посмотреть отличный МК как вязать «крестики».

Чаще всего крючком вяжут по схемам. Обозначения на схемах бывают разными, могут отличаться. Приведу несколько примеров.

Вязать крючком интересно. Вещи получаются очень красивые и оригинальные. После стирки, или влажно-тепловой обработки (можете встретить сокращение ВТО), петельки немного распрямляются, изделие растягивается. Очень важно для больших изделий вязать образцы и обязательно подвергать их ВТО.

Начните вязать, например, «бабушкин квадрат».

Простой узор, связанный разноцветными нитками, опять входит в моду. Наши бабушки вязали им коврики, а сейчас он встречается и в кофтах, и в сумках, и в головных уборах, ну, и на полу или стуле.

Нашла отличный МК. Смотрите и учитесь!

Можно начать с игрушки. Что интересно, когда игрушку набиваешь наполнителем, петельки тоже распрямляются.

Можно, конечно, начать с панамки. У нас есть статьи

Чтобы научиться вязать крючком, просто начните вязать.

В процессе будете осваивать всё новые приёмы и техники вязания. Если есть желание, у Вас обязательно получится! Вы будете вязать крючком!

Крестообразные и перекрещенные столбики.

Для подъема будем делать 4 воздушные петли. Затем 2 накида, вводим крючок в пятую от него петлю, захватываем рабочую нить и вытягиваем петлю. Провязываем 2 петли. На крючке сейчас 3 петли. Делаем накид. (Рисунок а).)

Уроки вязания крючком для начинающих

Чтобы освоить вязание крючком, мало простого желания, еще необходимы усидчивость и терпение. Без этих качеств связать красивую вещь не получится. Помимо этого, необходимо уметь концентрировать свое внимание на мелочах и быть предельно точным. Ну и ещё нужна внимательность и аккуратность: если пропустишь петли, или провяжешь лишние, излишне затянешь петельки, то изделие получится неровное, все вкривь и вкось, и вся работа будет насмарку. Многие только из-за этого бросают вязать, так и не закончив. Недовязанные изделия пылятся где-нибудь в шкафу. Кажется, что ничего не получается, узор кривой, становится неинтересно. Пропадает интерес к процессу вязания, поскольку, складывается такое впечатление, что работа не задалась.
Во избежание подобной ситуации, уроки вязания крючком для начинающих включают ряд элементарных, но необходимых правил:

  • Первое, надо верно выбрать материал для работы (пряжу) и главное орудие (крючок).
  • Второе, необходимо, чтобы рабочий инструмент сразу же был правильно взят в руку.
  • Третье, научиться основным приемам набора несложных петель,
  • Четвертое, уделять вязанию много времени, чтобы быстрее привыкнуть, освоиться в этом деле и наработать мастерство.
  • Пятое, четко выполнять работу, точно придерживаясь описания и ориентируясь по схеме вязания крючком, особенно это важно для начинающих.

Принимаясь за вязание, нужно хорошо представлять себе, что должно получиться в итоге.
Нить для вязки изделия и крючок должны соответствовать друг другу иначе изделие получится либо слишком плотным, либо чересчур свободным. И то и другое смотрится не очень красиво (за исключением, когда вязка должна быть рыхлой, например, ажурные шали, паутинки, но это особый разговор).

Крючок можно выбрать металлический, пластмассовый или деревянный, это не имеет значения, смотрите, чтобы его поверхность была ровной, без шероховатостей, чтобы нить не зацепилась в процессе вязания. Главное, чтобы было удобно вязать. Надо, чтобы его головка не была чересчур остроконечной, но и не полностью закругленной. Как правило, она должна быть слегка вытянутой округлой формы.

Также закругленной и вытянутой должна быть бородка крючка, благодаря этому нить будет хорошо удерживаться, и не будет соскальзывать с крючка. На этапе обучения можно воспользоваться крючками под No 2,5; 3 и 3,5 . Размер крючка всегда указан на самом инструменте.

Читайте также:  Вяжем детскую кофточку с воротником

Нить для удобства вязания на начальном этапе лучше брать скрученную, она не будет расслаиваться и путаться. Размер берите средний, для простоты и удобства обучения, чтобы получился образец довольно крупный, для наглядности. Пряжа средней толщины — это примерно 300 метров на 100 грамм. Пряжу лучше использовать светлую, так как на ней лучше будет виден узор. Визуальная оценка работы при вязании крючком для начинающих очень важна.

На нитках, купленных в магазине, всегда есть этикетка, внимательно рассмотрите ее: должно быть указание, какой номер крючка или спиц подходит для работы с этой нитью. Если моток пряжи старый и этикетка не сохранилась, то подходящий крючок придется выбирать ориентировочно, на глаз: держа крючок в вертикальном положении, чтобы головка была внизу, помещаем нитку в углубление крючка, натягиваем, но не сильно. Кончик бороздки должен находиться на одинаковом уровне с нитью.

Начав занятия, с первых же уроков по вязанию, следует научиться верно держать инструмент, ведь от его правильного положения будет зависеть быстрота работы, а также ее качество, то есть, внешний вид изделия. Есть два варианта по тому, как держать крючок — как карандаш при письме или как ложку во время еды.

Выбор делается в зависимости от того, как кому удобнее, это связано только с индивидуальными предпочтениями. Какой бы способ вы ни выбрали, нужно помнить, что крючок надо держать в руке с легкостью, как перышко, не надавливая на него и не сжимая изо всех сил, что является ошибкой большинства новичков.

Нить для работы также должна располагаться между пальцами свободно. Просто нужно сразу учиться вязать без напряжения в пальцах – легко и непринужденно. Такое умение придет со временем, но сначала будет даваться с большим трудом. В первое время с непривычки на пальцах могут образоваться мозоли или уплотнения кожи, но это вскоре пройдёт. Со временем, руки автоматически будут выполнять движения при вязании, и вывязывать узоры будете, уже не глядя.

Итак, для начала вязания нам необходимы крючок No3 или No3,5 и светлая, однородная, хорошо скрученная нить средней толщины.
Рабочая нить во время работы располагается свободно между пальцами левой руки, так что образовывается некая волна: вначале нить ложится на указательный палец сверху, затем она проходит под средний и безымянный пальцы, затем ложится на мизинец сверху.

Получается, что нить в левой руке закреплена дважды: между указательным и средним пальцами и между безымянным и мизинцем. Закрепленная таким образом нить будет плавно проходить (скользить) между пальцами, не съезжая при этом в сторону.

Нить можно не пропускать между безымянным и мизинцем, а свободно спустить вдоль ладони. Просто во время работы слегка прижимать ее мизинцем к ладони, чтобы она равномерно продвигалась при вытягивании петли.

Пальцы левой руки должны быть собраны в неплотно сомкнутый кулачок. При такой постановке руки вы сможете лучше контролировать размер петелек при вывязывании. При этом петельки получаются более ровные, не слишком вытянуты, но и не затянутые в тугую петлю. Повторюсь, что сильно сжимать нить не нужно, нужно чтобы она могла свободно скользить между пальцами.
Такое расположение нити в руке у меня получается непроизвольно, я на это уже не обращаю внимания. Когда только начинаешь учиться, это может показаться сложным, но не нужно на этом заострять внимание. Со временем у вас выработается своя техника вязания, как будет удобно именно вам.

Для того чтобы научиться быстро и красиво вязать, нужно освоить некоторые основные элементы вязания. Любое изделие, каким бы сложным и замысловатым оно ни казалось, состоит из простых базовых петель, достаточно легких при вязании. Научившись их выполнять, можно уже смело приниматься за выполнение несложного вязанного изделия.

Начало вязания. Первая петля воздушной цепочки.

Перекрещиваем нить, чтобы образовалась простая петелька, размещаем ее на указательном пальце сверху. Нить в месте перекрестия слегка прижимаем большим пальцем, в отверстие петельки вводим крючок по направлению от себя, захватываем рабочую нить, расположенную между указательным и средним пальцами. И затем эту нить вытягиваем через петельку на себя. Получилась первая «воздушная петля». Слегка затягиваем ее, но не сильно. Крючком снова подхватываем рабочую нить, вытягиваем через вновь образованную петельку движением руки на себя, вот и образовалась вторая «воздушная петля». Подобным же образом провязываем цепочку из нескольких «воздушных петель». Для тренировки, чтобы «набить руку» свяжите цепочку длиной 2-3 метра или больше. Попробуйте связать более плотную цепочку, сильнее затягивая петли и менее плотную, оставляя петли незатянутыми, более свободными.

Читайте также:  Схема вязания спицами узор вытянутые петли

Если петли в цепочке получаются сильно затянутыми, то в дальнейшем при вывязывании изделия в петли будет трудно вводить крючок. Если же петли получатся чересчур свободными, то изделие выйдет рыхлым, а это не всегда красиво. Еще одна ошибка — это когда петли провязывают неодинаковыми по длине, изделие, связанное неравномерными петлями, выходит корявым.

Как вязать воздушные петли, как начинать вывязывать цепочку с самой первой петельки, смотрите на видео: «Воздушная петля»

С цепочки из петель начинается вязание практически любого изделия. Это самый простой элемент вязания крючком для начинающих. Длина первоначальной цепочки из воздушных петель зависит от длины планируемого изделия. Необходимое количество петель рассчитывается согласно схеме узора. Провязав примерно 15 см цепочки, можно приступать к вывязыванию первого простейшего узора.

Начальную петельку, находящуюся на крючке, мы в расчет не берем, назовем ее рабочей петлей. Отсчет начинаем со следующей петли, которая будет первой. Она же будет «петлей подъема» для первого ряда столбиков без накида, ее оставляем, не провязывая. Во вторую петлю (считая от крючка) вводим крючок по направлению от себя, захватываем рабочую нить и протягиваем ее сквозь петлю по направлению к себе.

На крючке сейчас две петли. Вновь захватываем рабочую нить крючком и проводим ее одновременно сквозь обе петли, находящиеся на крючке.

Получился первый столбик без накида. Вводим крючок в следующую петлю нашей цепочки, третью по счету от крючка, и повторяем предыдущую операцию: захватываем нить, протягиваем сквозь петлю к себе.

На крючке вновь две петли. Захватываем нить и проводим ее сквозь эти 2 петли, находящиеся на крючке.

Получился второй столбик без накида. Так продолжаем вязать до конца нашей цепочки. В итоге мы должны получить первый ряд столбиков без накида: Столбики нужно вывязывать из каждой петли «цепочки», не делая пропусков: из одной петли должен получиться один столбик. Завершив первый ряд столбиков без накида, приступаем ко второму ряду. Разворачиваем полотно, продолжаем вязать в обратном направлении. Провязываем 1 воздушную петлю (кромочную). Вводим крючок под вторую петлю, так чтобы обе стенки этой петли оказались над крючком, подхватываем нить, вытягиваем её по направлению к себе, на крючке теперь 2 петли. Снова подхватываем крючком рабочую нить, протягиваем сквозь эти две петли, получился очередной «столбик без накида», и так до конца ряда. Провяжите несколько рядов столбиками без накида и вы увидите, что у вас уже вырисовывается узор.
Есть три способа, как можно провязывать столбики без накида.

Попробуйте связать три образца тремя разными способами и сравните между собой результаты. Вы заметите, что в каждом образце получаются разные узоры. Кроме того, в первом и втором варианте получатся узоры, одинаковые с каждой из сторон работы, а в третьем варианте будут разные узоры с разных сторон работы. Это смотрится интересно.

1 образец:

Во всех рядах Столбики без накида провязываем только первым способом: головку крючка вводим под петельку предыдущего ряда так, чтобы обе стенки петли находились над крючком, через них вытягиваем рабочую петлю по направлению к себе. Полученный узор одинаков с обеих сторон.

2 образец:

Этот образец вяжется или вторым (все ряды за ближнюю стенку) или третьим способом (все ряды за дальнюю стенку). В обоих случаях получается один и тот же узор. Этот узор также получается одинаковым с обеих сторон.

3 образец:

В третьем образце чередуются 2-й и 3-й способы вязания столбиков без накида: четные ряды провязывают «за ближнюю стенку», а нечетные «за заднюю стенку». Получается узор, в котором чередуются рельефные горизонтальные полосы. А вот с обратной стороны этой вязки выходит совершенно другой узор:

В каждом ряду, начиная со второго, вначале провязываем две петли подъема. Делаем накид. Далее, движением от себя, вводим крючок в петлю предыдущего ряда, используя прием «за обе стенки» , захватываем рабочую нить, протягиваем её на себя. На крючке у нас 3 петельки, считая вместе с накидом. Провязываем эти петельки в два этапа попарно — сначала две петли, затем еще две. Для этого захватываем рабочую нить, протягиваем через крайнюю петлю и накид:

На крючке снова остается две петли, провязываем их вместе:

Получился первый столбик с накидом. Так выглядит первый ряд столбиков с накидом. А вот так выглядит образец, связанный столбиками с накидом приемом «за обе стенки»

Оцените статью