Оренбургский пуховый платок чем вязать

Схема и описание вязания ажурной косынки спицами

Представьте, насколько тонкой должна быть нить и сама вязка этого аксессуара. По внешнему виду пуховый платок очень красив и наряден. Он всегда привлекает к себе внимание, являясь главным украшением зимнего наряда. Поэтому мы представляем вам пошаговый мастер-класс по вязанию пуховых платков, схемы также прилагаем. Также в конце мастер-класса вы сможете посмотреть видео-урок для начинающих.

Изготовить такой аксессуар своими руками сможет практически каждая рукодельница. Только нужно понимать, что процесс вязания платка – занятие, требующее серьезной предварительной подготовки. Но об этом расскажет вам мастер-класс.

Несколько отменных вариантов косынок и платков читайте вот в этой статье.

Классическая оренбургская техника для вязания платочка спицами

Если вы твердо решили взяться за выполнение такой «ювелирной работы», как вязание спицами оренбургского платка, то следующие рекомендации для вас, рукодельницы.

Технология изготовления пуховой нити и вязания ней:

  1. Пух перебрать, освободить от мусора и волосков.
  2. Мелко расщипайте пух.
  3. Помыть пух в теплой воде с шампунем, дважды ополоснуть, разложить в теплом месте и дать высохнуть.
  4. Снова расщипать пух, прочесать специальной гребёнкой, перемешать, снова прочесать дважды.
  5. Прясть тонкую нить, сматывать ее в моток.
  6. Вязание непосредственно платка.

Перед тем, как приступить к выполнению платка, нужно определиться с выбором узоров. Сейчас рассмотрим простейший способ вязания платка со сплошной серединой и ажурными краями. Этот вариант для начинающих мастериц будет в самый раз.

Начинать нужно с середины. Набрать необходимое количество петель + 2 кром. петли. Например, для платка, размер которого будет 120х120 см, нужно набрать 200 или 230 п.

Мастер-класс с пошаговым разбором каждого этапа

  • В следующих рядах снимать 1-ю кром. петлю в начале каждого ряда, не провязывая. Кромочная петля в конце каждого ряда провязывается изнаночной.
  • Для того, чтобы получилась середина-квадрат, нужно увеличить число рядов. Их количество должно превышать количество петель в 1 ряду.
  • Кайма вяжется лиц. петлями, аналогично серединке изделия. Набрать 5 п. + 2 кромочные, провязать изн. ряд. В последующих рядах снимать в начале ряда, не провязывая кром. петлю.
  • Когда будут связаны кайма и середина изделия, необходимо их соединить. Для этого на левую спицу с одной стороны середины набрать крайние петли, а на правую спицу набрать крайние петли каймы. Далее петлю перекинуть с правой спицы на левую и провязать эти петли, как одну петлю. На левую спицу перекинуть 2 петли и провязать 3 петли, как одну. Таким образом продолжать вязать до самого края каймы. Следующую кайму выполнять параллельно с первой. Две следующие каймы набрать на спицы вместе с углами и провязывать цельно.

Интересный факт: опытная вязальщица за пару вечеров легко свяжет такого рода кардиган по схемам и описаниям из журналов спицами для себя или близких!

Особенности оренбургского пухового платка

ЧЕМ ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ

Прежде чем ответить на вопрос «Чем оренбургский пуховый платок отличается от других?», рассмотрим композицию традиционного оренбургского платка, то есть «строение» платка.

Искусствоведы называют композицию традиционного оренбургского пухового полотна трехчастной, то есть состоящую из трех главных элементов пухового платка – середины платка, решетки и каймы с зубцами.

ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПУХОВОГО ПЛАТКА

При рассмотрении полотна платка, мы увидим квадрат, его центр – это середина платка (Г), ее окружает по всему периметру решетка (B), а ее окаймляет третья часть платка — кайма (Б) с зубцами (А).

Главные элементы оренбургского пухового платка

Каждый элемент пухового платка при этом выполняет свою функцию как при ношении платка, так и в композиционном построении узора всего полотна. Поэтому все три части платка отличаются друг от друга размером, узорами.

На общем полотне кайма, решетка и середина напоминают рисунок из трех квадратов, помещенных один внутри другого.

Середина (Г) — самая большая часть платка, несущая основной узор. Середина имеет свой центр, вокруг которого строиться вся композиция платка.

Решетка (В: в1,в2, в3, в4) – это ажурная дорожка, разделяющая середину платка с каймой, она контрастна по отношению к ним и чаще всего она более ажурная.

Кайма (Б: б1, б2, б3, б4) – в 2-3 раза шире решетки, она копирует основной мотив узора середины, подчеркивая стройность геометрической композиции платка.

Когда платок одет, узоры середины платка накладываются друг на друга, а кайма остается на виду, являясь самостоятельной частью платка, украшая своими узорами женский наряд. Богатое разнообразие оренбургских пуховых платков, палантинов и косынок вы можете посмотреть в нашем каталоге

Лента из зубцов (A: a1, a2, a3, a4) – завершает кайму оренбургского платка, хоть и появилась позже, но теперь является неотъемлемой частью оформления. Треугольные по форме сами по себе, они повторяют зигзагообразные мотивы многих узоров, участвующих в общей композиции платка. Зубчики не только украшают полотно платка, но и выполняет практическую функцию: с помощью зубцов платку придают форму после стирки (за вершины зубцов платок растягивают на раме).

Читайте также:  Схема вязания игрушек коровы крючком схемы

Отдельно вывязывают только один элемент платка – первая лента с зубчиками для горизонтальной, нижней, стороны платка(a1), в дальнейшем остальные части вяжут как одно полотно.

Узнав как устроен платок, рассмотрим особенности и приемы, которыми пользуются оренбургские мастерицы, создавая красивый пуховый платок.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЯЗАНИЯ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА

Создавать настоящий пуховый платок начинают с образа картины, которую рисуют в своем воображение вязальщицы, вначале представляют как будет выглядеть будущий платок: какого размера, какая будет композиция, какие узоры украсят его середину, какие мотивы будут развиты в кайме, какую решетку выбрать, определить вид зубцов.

Все части платка должны дополнять друг друга, выдерживать традиционное соотношение, все узоры должны гармонировать между собой.

Традиционные оренбургские узоры: «пшенка», «горох», «соты», «рыбки», «ягодка», «косорядки», «глухотинка», «мышиный след», «кошачья лапка», которые в свою очередь образуют: «цепочки», «змейки», «пилки», дорожки из «мышиного следа», уголки из «косорядов», шестиугольники из «сотов», встречные «пилки», «червонки».

Из этого условно второго по сложности орнаментального ряда образуются еще более сложные варианты: «сосенки», «самоварчики», «бантики», «снежинки», «гармошки». Геометрические мотивы, третьего орнаментного ряда, могут быть образованны из одних и тех же элементов второго ряда, но по-разному расположенных.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЗОРОВ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА (ПУХОВОЙ ПАУТИНКИ)

Узор «Косорядка». Дорожки петель легли косыми рядами справа налево. Название узора уже говорит само за себя, оренбургские пуховницы уже давно дали название «косорядки» этим рядам. Именно с этого узора начинают осваивать ажурное вязание многие поколения вязальщиц. Вывязывание этого элемента узора легко запоминается вязальщицами и позволяет создать различные варианты узоров. «Косорядки» могут располагаться и слева направо, быть провязанными через 3 и через 1 петлю, содержать разное число ажуров в цепочке. Число «косорядок» в раппорте узора тоже может быть разным: 2 или 3, 4 или 5 и т.д.

Узор «Бисерная дорожка». Этот узор очень напоминает «косорядки», но способ вязания совершенно иной. «Бисерная дорожка» по сравнению с «косорядкой» более изящна, ее ажур напоминает бисерные бусы.

Узор «Глухотинка». Способ образования этого ажура тот же, что лежит в основе «косорядок», но «глухотинка» сама стала важным элементом в образовании большого числа более сложных узоров, и поэтому пуховницы выделили его как самостоятельный узор. Рисунок этого узора напоминает ягоду, что отразилось в его названии. Оренбургский искусствовед И.В Бушухина в своей книге «Оренбургский пуховый платок» пишет: «Глухой ягодой» называли в народе ягоды черного цвета: глухая смородина, то есть черная смородина, глухая малина — ежевика.» В зависимости от количества ажуров, образующих «глухотинку» (2 или 3 ажура), различают «большую» и «малую глухотинку». В центре большой глухотинки может быть помещен ажур.

Узор «Кошачьи лапки». Этот узор действительно напоминает следы, которые кошка оставила на запорошенной снегом дорожке. «Кошачьи лапки», как и «глухотинка», образуют свои мотивы, входят в состав разных узоров, композиций. Рисунок «кошачьи лапки» напоминает «малую глухотинку» с ажуром в центре, но порядок провязывания петель иной.

Узор «Мышиный след». Оренбургские пуховницы, занимавшиеся зимними вечерами вязанием, просто уже не могли не вспомнить знакомый персонаж из деревенского быта: кошка и мышка всегда вместе. Четыре ажура образуют крохотный ромбик, а собранные вместе в цепочку — получаем «мышиную дорожку» или «мышиный след». Этот узор также входит как элемент в другие и может образовывать фигуры.

Узор «Рыбка». Многие пуховницы говорят, что узор «решетка из рыбок», его ажурная вязка напоминает рыбьи чешуйки. Иногда его сравнивают с рыбьем глазом: глазок будто прикрывает двумя пленками. Народное название, как мы убедились, никогда не бывает случайным.

Узор «Соты». «Решетка из сот» – один из любимых узоров оренбургских мастериц. Им украшают углы легких платков, отделяют кайму от середины. «Соты» могут образовывать ромбы, шестиугольники. Узор «соты» невозможно спутать с другими, он очень похож на пчелиные соты. Каждый ажур — маленький шестигранник, скрепленный своими сторонами с шестью другими такими же ажурами. Поэтому выделить его в единичный элемент, как например, в узоре «рыбка», нельзя, поэтому рядом должен быть хотя бы еще один ажур, участвующий в образовании одной из шести его сторон.

Узор «Гармошка». Этот узор напоминает русский народный музыкальный инструмент — гармошку. Он используется вязальщицами не очень часто, как другие узоры. «Гармошки» могут быть выстроены в ряд, расположены в шахматном порядке, в роли разделительных дорожек этот узор очень интересен.

ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА

Искусствоведы, изучавшие художественные особенности Оренбургского узора платка обратили внимание на основное правило его построения. Расчет петель при вязание обеспечивает алгебраическое равенство элементов узора, а повтор мотивов образует его ритмический строй. Отсюда и характерные особенности оренбургского пухового платка — симметрия и строгий геометризм, четкий ритмический повтор и композиционная ясность орнамента платка.

Характер орнамента (рисунок платка), то есть подбор узоров платка зависит от его формы. Платок имеет форму квадрата, шарф палантин — прямоугольника, косынка — треугольника. Развитие орнамента идет от центра к краям в виде замкнутых орнаментальных рядов («прутиков», «прутков»). Прутками раньше называли вязальные спицы.

Читайте также:  Журнал вязанию брюггские кружева

«Прутик» отделяется от последующего полосой плотной вязки. Этот же принцип разделения действует по всему декоративному полю платка. Полоса плотной вязки, отделяет одну часть композиции от другой, один узорный мотив от следующего. Контрастные сочетания плотных и ажурных форм являются основными композициями орнамента в платке.

В геометральном орнаменте оренбургского платка ведущая роль принадлежит к ромбическому узору. Ромб украшает середину почти в каждом платке. Его копирует цепочка ромбического узора в кайме, этот узор называется «ягодки».

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЯ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА

В оренбургском пуховом платке можно выделить три типа орнаментной композиции, отличающие друг от друга узором середины платка.

Первый тип оренбургского платка – однокруговый.

Крупный ромб украшает середину почти каждого ажурного платка. Это центральный рисунок, все остальные элементы должны гармонично ему подходить. Внутри самого ромба — чаще всего идет повторение.

Оренбургские мастерицы ромб называют кругом. А платок с ним — однокруговым.

Искусствоведы отмечают, что в русской вышивке и ткачестве, ромб также называют кругом. В народном искусстве ромб — это графический символ солнца. Технически связать круг при помощи спиц затруднительно. Постепенно круг превратился в ромб, сохранив за собой изначально заложенный смысл и название.

При внимательном рассмотрение однокругого платка можно увидеть, что углы ромба направлены в середины сторон квадрата (полотна платка),образуя треугольные формы, углы.

Однокруговый оренбургский пуховый платок

Второй тип оренбургской пуховой паутинки- пятикруговый платок.

В середине этого платка расположена фигура в форме креста, состоящая из пяти ромбов (кругов), один в центре и четыре по бокам. Каждый боковой ромб одной из своих сторон соединяется с центральным. Как правило, все ромбы одинакового размера, но иногда встречаются платки, у которых центральный ромб больше или меньше боковых. Треугольники, образующиеся в углах пятикругого платка, называют углами. А фигуры, образованные сторонами боковых кругов, — угольниками.

Оренбургский пуховый платок — пятикруговый

Третий тип оренбургского пухового платка- платок со сплошной серединой.

Его центральная часть выполнена одним или несколькими элементами – от ажурной сетки до цепочки отдельных мотивов, например “шашочек”, “снежинок”.

Оренбургский пуховый платок со сплошной серединой

КАКИЕ ЕЩЕ НАЗВАНИЯ НОСЯТ ОРЕНБУРГСКИЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ?

Оренбургские пуховницы давали название платкам по количеству петель: «трехсотка», «четырехсотка», «шестисотка» и тому подобное. В 1920 — 1930 годы оренбурские умелицы вязали даже «восьмисотки» так называемые «бисерные» платки.

Сейчас «бисерные платки» — большая редкость из-за снижения качества местного пуха за последнее десятилетие: в настоящее время большая редкость найти тонкий местный пух, который был раньше. Привезенный пух более грубее, и из него не спрядешь тонкой пряжи. Ведь только с очень тонкой пряжи, чуть толше паутины можно связать мелкие петли с маленькими накидами. Чем толще пряжа, тем грубее петли, больше накиды и крупнее рисунок вязания.

ТЕПЛЫЙ ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК

В теплых платках орнамент строится по принципу рапорта, орнаментальных рядов — «прутиков». Середина, обвязка, кайма вяжется отдельно. Кайма присоединяется к середине обвязкой. В готовом виде все четыре трапецивидные каймы соединяются в углах привязками. Большое внимание уделяется узору каймы, которую играет главнейшую роль в декоре теплого платка.

Теплый оренбургский пуховый платок

В основе ритмичных соотношений создается повтор однородных, традиционных, геометрических мотивов. По центру каймы обычно тянется ряд «змеек» или «ромбов», составленных из первичных элементов. Центральный “прутик” поддерживается с обоих сторон двумя параллельными с идентичным орнаментальным мотивом (чаще угольники из косорядок или треугольники из гороха, сотов). Бордюр может быть двойным, тройным от чего увеличивается ширина каймы, как и всего платка.

Обвязка теплых платков соединяет кайму с серединой. Здесь вывязывают один «прутик», повторяющий мотив центрального ряда каймы. Середина представляет собой плотный пуховый квадрат из сплошной («глухой») вязки. Для большего сохранения тепла центральную часть платка оставляют свободную от узора.

Статья написана по книгам: «Так вяжут платки в Оренбурге», Федорова О.А; «Оренбургский пуховый платок» И.В. Бушухина

Мастерим изделие из качественного мохера (если нет пуха)

Не отчаивайтесь, если у вас нет настоящего козьего пуха. Свяжите платок из тонкой мохеровой пряжи. Поверьте, такое изделие будет выглядеть не менее красиво и нарядно, да и согревает оно очень хорошо.

Размер изделия: 111 x 234 см. Для вязания потребуется: 125 г пряжи 70% мохер, 30% шёлка, круговые спицы № 5.

Узоры: платочная вязка, основной узор.

Как связать платок из мохера спицами: основной узор вяжется по схеме, на которой показаны только лиц. р., в изн. р. петли вяжутся по рисунку или по обозначениям, накиды вяжутся изнаночными. Выполнять 1 раз 1- 72 р., затем повторять узор с 57-го по 72-й р., делая расширение узора в обе стороны после окончания схемы.

Плотность вязания (основной узор): 14 петель и 29 рядов = 10 х 10 см.

Описание процесса вязания: набрать на спицы 3 п. и вязать основным узором, выполняя прибавления для формирования боковых скосов по схеме. Через 107,5 см (= 312 р.) от начала вязания выполнить 4 см (= 14 р.) плат. вязкой, продолжая с обеих сторон выполнять расширения, как в 313-м р. (А и В по схеме). Через 111 см (=326 р.) от начала вязания все петли закрыть лицевыми.

Читайте также:  Вязать одежду собаке джек рассел

Так вяжут платки в Оренбурге

Знаменитыми оренбургскими платками-паутинками, теми самыми, что проходят сквозь обручальное кольцо, уже третье столетие очарованы и русские простолюдинки, и изысканные модницы Парижа и Лондона, и особы королевских кровей.

Об этих произведениях уникального народного промысла, родившегося в оренбургских степях, написаны целые тома. Начиная с 1766 года, когда пуховыми платками восхитился известный русский исследователь и историк П.И.Рычков.

Сколько искренних восторгов с тех пор перенесено на бумагу и опубликовано в самых разных источниках! И нежны они, эти необычные изделия из пуха, и теплы, и красивы невероятно.

Книга, которая вышла в Оренбургском издательстве Печатный дом «Димур» — тем не менее – уникальная во всех отношениях

Но эта книга, которая вышла в Оренбургском издательстве Печатный дом «Димур» — тем не менее – уникальная во всех отношениях.

Во – первых, автором ее стала самая известная оренбургская пуховница – единственная вязальщица, удостоенная звания Народного художника, член Союза художников России, обладательница диплома Академии Художеств (признание профессионалов дорогого стоит!) и многочисленных призов различных международных выставок — Ольга Александровна Федорова.

Ее произведения – именно произведения прикладного искусства, а не просто платки! — хранятся в Государственном исторической музее (Москва), в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Оренбургском областном музее изобразительных искусств, Музее истории города (Оренбург), Томском областном художественном музее, Сергиево-Посадском Государственном историко-художественном музее.

А во-вторых, это единственное самое полное собрание приемов обработки пуха, вязания, узоров, которые создавали тысячи безымянных мастериц из поколения в поколение. Ольга Александровна кропотливо и любовно собирала их всю свою жизнь, многое придумала сама. А уж комбинации их, складывающиеся в неповторимый прекрасный узор – тут ей, наверное, не было равных.

Эти платки — настоящие произведения прикладного искусства

К сожалению, уникальная мастерица скончалась два года назад, но, к счасью, успела воплотить в книгу все двухвековое богатство народного творчества, свой собственный огромный опыт мастера и творца.

— Сначала мы делали книгу вообще по истории оренбургского платка, — рассказывает директор Печатного дома «Димур» Зинаида Мурашко,- и обратились к Ольге Александровне. Она же наш самый уважаемый специалист, и в художественном училище преподавала, и в США ее звали — в 11 штатах там проводила занятия, мастер-классы. И так получилось, что в процессе работы мы подружились и выяснили, что за 200 лет существования промысла не создано ни одного связного, внятного пособия о том, как же все-таки вязать оренбургские шали и паутинки? Чтобы можно было вот так взять книжку и начать вязать даже человеку неумеющему. Рукопись создавалась, конечно, долго, потому что Ольга Александровна рассказывала, рисовала схемы все, демонстрировала на фотосъемках, как палец положить, как пух держать… Работа над рукописью заняла три года. Ольга Александровна успела подписать ее в печать. А потом помогала ее сестра Валентина Александровна. Издание этой книги стало возможным и благодаря редактору нашего издательства, Наталье Рахимовой, которая также, как и сестры Федоровы, родом из Саракташского — пуховязального — района.

И для нас оказалось еще что очень важным? Вот есть классические оренбургские узоры, а нам было важно именно зафиксировать их так, как в этом промысле они трактуются и понимаются. Мы посчитали, что хорошо бы, чтобы и весь мир это знал. Книгу перевели на английский, французский и немецкий языки. У нас уже много заявок из многих зарубежных стран.

Об этих произведениях уникального народного промысла, родившегося в оренбургских степях, написаны целые тома

Кстати, я, автор этой заметки, как уроженка Оренбуржья, которая всю жизнь носила паутинки, связанные мамой, авторитетно заявляю: те изделия, что продаются на многочисленных российских развалах и барахолках – не более, чем коммерческие поделки, и от настоящей оренбургской паутинки отличаются так же, как турецко-китайские копии платьев от оригинальных шедевров Версаче.

Посмотрите узоры Федоровой (два из них в натуральную величину прилагаются к книге) – убедитесь сами. Впрочем, можно и в музей сходить…

Видео-урок для начинающих

А теперь мы представляем вам очень познавательный и интересный видео-урок.

Рекомендуем попробовать собственноручно связать женские платья по схемам и описанию — они легко вяжутся, а выглядят на все 100!

Пуховый платок в женском гардеробе лишним не будет. Вы можете накинуть его на плечи в прохладный вечер, надеть на голову или вместо шарфа в холодный день. Выглядит этот аксессуар женственно и нежно. Можно такую теплую вещицу связать своими руками в подарок маме, сестре или подружке. Поверьте, они по достоинству оценят ваш труд и будут с удовольствием носить платок ручной вязки. Сил вам и вдохновения. Вяжите с удовольствием!

Оцените статью