- Как правильно читать схемы вязания крючком: инструкция для новичков
- Виды схем для вязания крючком
- Основные условные обозначения
- Черточки на столбиках
- Как читать схемы: начало и направления вязания, раппорт узора
- Поворотные ряды
- Круговое вязание
- Пример чтения схемы для вязания крючком
- Разбор обозначений
- Процесс вязания
- Уроки вязания крючком для начинающих
Как правильно читать схемы вязания крючком: инструкция для новичков
У каждого своя история обучения вязанию крючком. Она может идти из самого детства, от бабушки-рукодельницы. А может начинаться уже в зрелом возрасте со специальных курсов или видеоуроков. Существует много способов научиться вязать крючком, но почему-то в большинстве из них упускается один важный момент. Научившись вязать основные петли, рукодельницы задают вопрос: как читать схемы для вязания крючком? Ведь умение их расшифровывать требуется для вязания более чем половины всех изделий.
Схема вязания узора «Тюльпаны» крючком
Популярность схем для вязания крючком обоснованна. Они востребованы, потому что:
- заменяют описания длиной в несколько страниц;
- дают возможность как бы посмотреть на узор, еще не связав его (в отличие от схем для вязания спицами);
- легко перерисовываются в тетрадь или блокнот;
- обычно представлены при помощи стандартных условных обозначений.
Вывод таков: научиться читать схемы для вязания крючком однозначно стоит.
Навигация по статье
Виды схем для вязания крючком
Существует два вида схем для вязания крючком:
- схемы для вязания прямого полотна (поворотными рядами);
- схемы для вязания круглого, овального или квадратного полотна (круговыми рядами).
В них используются одни и те же условные обозначения, однако правила чтения значительно отличаются. Об этом мы еще поговорим в данной статье.
Основные условные обозначения
На всех схемах для вязания крючком петли обозначаются примерно одинаково — одними и теми же значками. Бывает, что они не полностью совпадают с общепринятыми. Но настолько похожи, что нормально воспринимаются без дополнительной расшифровки.
Умение быстро разбираться в схемах приходит с опытом. Внешний вид схемы зависит от того, как она сделана. Существует множество компьютерных программ и сайтов в интернете для создания схем. Рукодельницы, занимающиеся вязанием продолжительное время, знают особенности схем, составленных в каждом из таких сервисов. К вам тоже придет это с опытом.
Основные условные обозначения для вязания крючком — ниже.
Основные условные обозначения для вязания крючком
Черточки на столбиках
Один из наиболее популярных вопросов новичков: что означают черточки на столбиках в схемах для вязания крючком?
Как правило, количество черточек обозначает количество накидов. Наиболее популярная петля — столбик с одним накидом. Слово «один» чаще всего выбрасывается, остается просто «столбик с накидом». Столбики с двумя накидами используются достаточно редко, с большим количеством накидов — еще реже. Принцип их вязания такой же, но нужно набросить нить на крючок не один, а большее количество раз.
Как читать схемы: начало и направления вязания, раппорт узора
Существуют незыблемые принципы чтения схем для вязания крючком, которые соблюдаются везде и всеми. Именно о них — ниже.
Поворотные ряды
Вязание поворотными рядами — стандартный вид вязания крючком, обычно объясняемый новичкам. Пример схемы для такого вязания вы видите ниже.
Схема узора «Попкорн» крючком
Начало вязания. Вязание начинается с нижнего правого угла схемы. Рядом с первым рядом обычно стоит цифра «1», а в некоторых случаях текстом указано, что следует читать схему именно отсюда.
Направление вязания. Схемы для вязания поворотными рядами читаются справа налево, снизу вверх. Если говорить точнее, справа налево читаются нечетные ряды, а четные ряды — слева направо. Обычно номер ряда стоит с той стороны, с которой его следует читать (нечетные — справа, четные — слева). Схема, приведенная выше, под это правило не попадает.
Раппорт узора. Так называют часть рисунка, его «ячейка», которая постоянно повторяется. Раппорт узора измеряется количественно — в петлях, которые нужны для вязания этой части рисунка. Обычно он указан под первым рядом, иногда обозначается как «MS». Есть схемы, в которых указан и раппорт рисунка в высоту — это нужно, когда рисунок повторяется через определенное количество рядов.
Петли подъема. Обратите внимание — каждый ряд в вязании поворотными рядами начинается с кружочков. Ими обозначены воздушные петли (см. условные обозначения), они служат для перехода между рядами. Следовательно, где воздушные петли подъема, там начало ряда. Количество петель зависит от высоты ряда. Например, если ряд в целом связан столбиками без накида, понадобится одна воздушная петля подъема.
Круговое вязание
Вязание по кругу не менее распространено, чем вязание поворотными рядами. Оно используется при изготовлении игрушек, салфеток, скатертей, прихваток, шапок, джемперов и много другого. При вязании по кругу можно получить круг, овал, квадрат или прямоугольник.
Пример схемы для кругового вязания крючком — ниже.
Африканский цветок из пяти лепестков
Начало вязания. Вязание начинается из середины круга: из кольца из воздушных петель или из кольца амигуруми. В большинстве источников это называется базовым или начальным рядом, а цифрой не обозначается. Далее ряды обозначаются цифрами.
Направление вязания. Схемы читаются от начала вязания — с середины круга. Ряды идут против часовой стрелки. Это значит, что после петель подъема столбики идут как бы влево.
Раппорт узора. В круговом вязании это понятие не используется, так как с каждым рядом обычно меняется рисунок и всегда прибавляется количество петель — полотно расширяется.
Петли подъема. Могут использоваться или не использоваться. Если вязание по кругу идет с использованием петель подъема, вы увидите их на схеме в виде идущих вверх кружочков в начале каждого ряда. Они каждый раз будут располагаться друг над другом. Можно вязать по кругу без петель подъема — это называется вязанием по спирали. Подробнее об этом в другой статье.
Пример чтения схемы для вязания крючком
Отработаем навык чтения схем для вязания крючком на реальном примере. Возьмем простую схему узора «Галочки». Ее вы видите ниже.
Схема узора «Галочки» с расположением галочек одна над другой
Разбор обозначений
Начало вязания. На данной схеме нет номеров рядов. Значит, определим начало вязания, исходя из общего принципа. Найдем нижний правый угол — в нем видим три петли подъема. Значит, это начало вязания.
Направление вязания. Первый ряд будем вязать справа налево, второй — наоборот. В начале каждого ряда вы видите воздушные петли подъема — ориентируйтесь на них.
Раппорт узора. На данной схеме не обозначен, но составляет 3 петли. То есть, рисунок повторяется каждые три петли. Обратите внимание — для симметрии рисунка дополнительно набирается 2 петли.
Виды петель. В узоре «Галочки» используется всего два вида петель — воздушные петли и столбики с одним накидом. Вы можете сопоставить их с условными обозначениями.
Процесс вязания
Набрать петли. Их число должно быть кратно 3 (потому что раппорт рисунка — 3 петли). Дополнительно наберем 2 петли для симметрии.
Вяжем справа налево. 3 воздушных петли подъема, 1 столбик с накидом в шестую петлю от крючка, 1 воздушная петля, 1 столбик с накидом в ту же петлю, *2 петли пропустить, 1 столбик с накидом в шестую петлю от крючка, 1 воздушная петля, 1 столбик с накидом в ту же петлю* — повторять до конца ряда. Закончить ряд 1 столбиком с накидом в последнюю петлю.
Данный узор очень прост, поэтому все последующие ряды вяжутся точно так же. Если бы следующий ряд был другим, на схеме мы бы читали его слева направо.
Схема прочитана! Да, это очень просто. Любой другой узор читается не сложнее. Теперь вы знаете, как правильно читать схемы для вязания крючком.
Уроки вязания крючком для начинающих
Чтобы освоить вязание крючком, мало простого желания, еще необходимы усидчивость и терпение. Без этих качеств связать красивую вещь не получится. Помимо этого, необходимо уметь концентрировать свое внимание на мелочах и быть предельно точным. Ну и ещё нужна внимательность и аккуратность: если пропустишь петли, или провяжешь лишние, излишне затянешь петельки, то изделие получится неровное, все вкривь и вкось, и вся работа будет насмарку. Многие только из-за этого бросают вязать, так и не закончив. Недовязанные изделия пылятся где-нибудь в шкафу. Кажется, что ничего не получается, узор кривой, становится неинтересно. Пропадает интерес к процессу вязания, поскольку, складывается такое впечатление, что работа не задалась.
Во избежание подобной ситуации, уроки вязания крючком для начинающих включают ряд элементарных, но необходимых правил:
- Первое, надо верно выбрать материал для работы (пряжу) и главное орудие (крючок).
- Второе, необходимо, чтобы рабочий инструмент сразу же был правильно взят в руку.
- Третье, научиться основным приемам набора несложных петель,
- Четвертое, уделять вязанию много времени, чтобы быстрее привыкнуть, освоиться в этом деле и наработать мастерство.
- Пятое, четко выполнять работу, точно придерживаясь описания и ориентируясь по схеме вязания крючком, особенно это важно для начинающих.
Принимаясь за вязание, нужно хорошо представлять себе, что должно получиться в итоге.
Нить для вязки изделия и крючок должны соответствовать друг другу иначе изделие получится либо слишком плотным, либо чересчур свободным. И то и другое смотрится не очень красиво (за исключением, когда вязка должна быть рыхлой, например, ажурные шали, паутинки, но это особый разговор).
Крючок можно выбрать металлический, пластмассовый или деревянный, это не имеет значения, смотрите, чтобы его поверхность была ровной, без шероховатостей, чтобы нить не зацепилась в процессе вязания. Главное, чтобы было удобно вязать. Надо, чтобы его головка не была чересчур остроконечной, но и не полностью закругленной. Как правило, она должна быть слегка вытянутой округлой формы.
Также закругленной и вытянутой должна быть бородка крючка, благодаря этому нить будет хорошо удерживаться, и не будет соскальзывать с крючка. На этапе обучения можно воспользоваться крючками под No 2,5; 3 и 3,5 . Размер крючка всегда указан на самом инструменте.
Нить для удобства вязания на начальном этапе лучше брать скрученную, она не будет расслаиваться и путаться. Размер берите средний, для простоты и удобства обучения, чтобы получился образец довольно крупный, для наглядности. Пряжа средней толщины — это примерно 300 метров на 100 грамм. Пряжу лучше использовать светлую, так как на ней лучше будет виден узор. Визуальная оценка работы при вязании крючком для начинающих очень важна.
На нитках, купленных в магазине, всегда есть этикетка, внимательно рассмотрите ее: должно быть указание, какой номер крючка или спиц подходит для работы с этой нитью. Если моток пряжи старый и этикетка не сохранилась, то подходящий крючок придется выбирать ориентировочно, на глаз: держа крючок в вертикальном положении, чтобы головка была внизу, помещаем нитку в углубление крючка, натягиваем, но не сильно. Кончик бороздки должен находиться на одинаковом уровне с нитью.
Начав занятия, с первых же уроков по вязанию, следует научиться верно держать инструмент, ведь от его правильного положения будет зависеть быстрота работы, а также ее качество, то есть, внешний вид изделия. Есть два варианта по тому, как держать крючок — как карандаш при письме или как ложку во время еды.
Выбор делается в зависимости от того, как кому удобнее, это связано только с индивидуальными предпочтениями. Какой бы способ вы ни выбрали, нужно помнить, что крючок надо держать в руке с легкостью, как перышко, не надавливая на него и не сжимая изо всех сил, что является ошибкой большинства новичков.
Нить для работы также должна располагаться между пальцами свободно. Просто нужно сразу учиться вязать без напряжения в пальцах – легко и непринужденно. Такое умение придет со временем, но сначала будет даваться с большим трудом. В первое время с непривычки на пальцах могут образоваться мозоли или уплотнения кожи, но это вскоре пройдёт. Со временем, руки автоматически будут выполнять движения при вязании, и вывязывать узоры будете, уже не глядя.
Итак, для начала вязания нам необходимы крючок No3 или No3,5 и светлая, однородная, хорошо скрученная нить средней толщины.
Рабочая нить во время работы располагается свободно между пальцами левой руки, так что образовывается некая волна: вначале нить ложится на указательный палец сверху, затем она проходит под средний и безымянный пальцы, затем ложится на мизинец сверху.
Получается, что нить в левой руке закреплена дважды: между указательным и средним пальцами и между безымянным и мизинцем. Закрепленная таким образом нить будет плавно проходить (скользить) между пальцами, не съезжая при этом в сторону.
Нить можно не пропускать между безымянным и мизинцем, а свободно спустить вдоль ладони. Просто во время работы слегка прижимать ее мизинцем к ладони, чтобы она равномерно продвигалась при вытягивании петли.
Пальцы левой руки должны быть собраны в неплотно сомкнутый кулачок. При такой постановке руки вы сможете лучше контролировать размер петелек при вывязывании. При этом петельки получаются более ровные, не слишком вытянуты, но и не затянутые в тугую петлю. Повторюсь, что сильно сжимать нить не нужно, нужно чтобы она могла свободно скользить между пальцами.
Такое расположение нити в руке у меня получается непроизвольно, я на это уже не обращаю внимания. Когда только начинаешь учиться, это может показаться сложным, но не нужно на этом заострять внимание. Со временем у вас выработается своя техника вязания, как будет удобно именно вам.
Для того чтобы научиться быстро и красиво вязать, нужно освоить некоторые основные элементы вязания. Любое изделие, каким бы сложным и замысловатым оно ни казалось, состоит из простых базовых петель, достаточно легких при вязании. Научившись их выполнять, можно уже смело приниматься за выполнение несложного вязанного изделия.
Начало вязания. Первая петля воздушной цепочки.
Перекрещиваем нить, чтобы образовалась простая петелька, размещаем ее на указательном пальце сверху. Нить в месте перекрестия слегка прижимаем большим пальцем, в отверстие петельки вводим крючок по направлению от себя, захватываем рабочую нить, расположенную между указательным и средним пальцами. И затем эту нить вытягиваем через петельку на себя. Получилась первая «воздушная петля». Слегка затягиваем ее, но не сильно. Крючком снова подхватываем рабочую нить, вытягиваем через вновь образованную петельку движением руки на себя, вот и образовалась вторая «воздушная петля». Подобным же образом провязываем цепочку из нескольких «воздушных петель». Для тренировки, чтобы «набить руку» свяжите цепочку длиной 2-3 метра или больше. Попробуйте связать более плотную цепочку, сильнее затягивая петли и менее плотную, оставляя петли незатянутыми, более свободными.
Если петли в цепочке получаются сильно затянутыми, то в дальнейшем при вывязывании изделия в петли будет трудно вводить крючок. Если же петли получатся чересчур свободными, то изделие выйдет рыхлым, а это не всегда красиво. Еще одна ошибка — это когда петли провязывают неодинаковыми по длине, изделие, связанное неравномерными петлями, выходит корявым.
Как вязать воздушные петли, как начинать вывязывать цепочку с самой первой петельки, смотрите на видео: «Воздушная петля»
С цепочки из петель начинается вязание практически любого изделия. Это самый простой элемент вязания крючком для начинающих. Длина первоначальной цепочки из воздушных петель зависит от длины планируемого изделия. Необходимое количество петель рассчитывается согласно схеме узора. Провязав примерно 15 см цепочки, можно приступать к вывязыванию первого простейшего узора.
Начальную петельку, находящуюся на крючке, мы в расчет не берем, назовем ее рабочей петлей. Отсчет начинаем со следующей петли, которая будет первой. Она же будет «петлей подъема» для первого ряда столбиков без накида, ее оставляем, не провязывая. Во вторую петлю (считая от крючка) вводим крючок по направлению от себя, захватываем рабочую нить и протягиваем ее сквозь петлю по направлению к себе.
На крючке сейчас две петли. Вновь захватываем рабочую нить крючком и проводим ее одновременно сквозь обе петли, находящиеся на крючке.
Получился первый столбик без накида. Вводим крючок в следующую петлю нашей цепочки, третью по счету от крючка, и повторяем предыдущую операцию: захватываем нить, протягиваем сквозь петлю к себе.
На крючке вновь две петли. Захватываем нить и проводим ее сквозь эти 2 петли, находящиеся на крючке.
Получился второй столбик без накида. Так продолжаем вязать до конца нашей цепочки. В итоге мы должны получить первый ряд столбиков без накида: Столбики нужно вывязывать из каждой петли «цепочки», не делая пропусков: из одной петли должен получиться один столбик. Завершив первый ряд столбиков без накида, приступаем ко второму ряду. Разворачиваем полотно, продолжаем вязать в обратном направлении. Провязываем 1 воздушную петлю (кромочную). Вводим крючок под вторую петлю, так чтобы обе стенки этой петли оказались над крючком, подхватываем нить, вытягиваем её по направлению к себе, на крючке теперь 2 петли. Снова подхватываем крючком рабочую нить, протягиваем сквозь эти две петли, получился очередной «столбик без накида», и так до конца ряда. Провяжите несколько рядов столбиками без накида и вы увидите, что у вас уже вырисовывается узор.
Есть три способа, как можно провязывать столбики без накида.
Попробуйте связать три образца тремя разными способами и сравните между собой результаты. Вы заметите, что в каждом образце получаются разные узоры. Кроме того, в первом и втором варианте получатся узоры, одинаковые с каждой из сторон работы, а в третьем варианте будут разные узоры с разных сторон работы. Это смотрится интересно.
1 образец:
Во всех рядах Столбики без накида провязываем только первым способом: головку крючка вводим под петельку предыдущего ряда так, чтобы обе стенки петли находились над крючком, через них вытягиваем рабочую петлю по направлению к себе. Полученный узор одинаков с обеих сторон.
2 образец:
Этот образец вяжется или вторым (все ряды за ближнюю стенку) или третьим способом (все ряды за дальнюю стенку). В обоих случаях получается один и тот же узор. Этот узор также получается одинаковым с обеих сторон.
3 образец:
В третьем образце чередуются 2-й и 3-й способы вязания столбиков без накида: четные ряды провязывают «за ближнюю стенку», а нечетные «за заднюю стенку». Получается узор, в котором чередуются рельефные горизонтальные полосы. А вот с обратной стороны этой вязки выходит совершенно другой узор:
В каждом ряду, начиная со второго, вначале провязываем две петли подъема. Делаем накид. Далее, движением от себя, вводим крючок в петлю предыдущего ряда, используя прием «за обе стенки» , захватываем рабочую нить, протягиваем её на себя. На крючке у нас 3 петельки, считая вместе с накидом. Провязываем эти петельки в два этапа попарно — сначала две петли, затем еще две. Для этого захватываем рабочую нить, протягиваем через крайнюю петлю и накид:
На крючке снова остается две петли, провязываем их вместе:
Получился первый столбик с накидом. Так выглядит первый ряд столбиков с накидом. А вот так выглядит образец, связанный столбиками с накидом приемом «за обе стенки»