Обучающие вязание для детей
Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит, за ней легче проследить и ее поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться малышу не только для создания полностью вывязанных из пряжи изделий, но и для соединения или обвязывания деталей из ткани.
Обучение дошкольников вязанию лучше всего организовать в форме занятий кружка, что позволит получить детям навыки вязания и приобрести опыт работы с объемными изделиями. Работа кружка рассчитана на 2 года — в старшей и подготовительной группах.
Содержанием первого года обучения вязанию крючком является знакомство детей с изделиями, инструментами и материалами, правилами техники безопасности, свойствами пряжи, историей рукоделия, формирование умения держать крючок и пряжу, выполнять первую петлю, цепочку из воздушных петель, закрывать цепочку, регулировать натяжение нити, длину петель, использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, создания панно.
Содержанием второго года обучения может стать формирование умения вязать петли «полустолбик», «столбик без накида», «столбик с накидом», приема обвязывания края, изготовления плоскостных и объемных игрушек, одежды на кукол и других изделий.
От условий, в которых занимаются дети, во многом зависит успех обучения.
В оформлении интерьера комнаты, где проводятся занятия, должны быть вязанные крючком изделия, выполненные руками педагога и детей. Большую роль играет рабочее место. Во время работы дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П, главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту малыша, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяются три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ, место для выставки детских работ. Обязательно в уголке наличие фотографий, рисунков игрушек, выкроек, схем вязания, дидактических игр, знакомящих со свойствами пряжи, цветовым колоритом, составлением панно, конструированием игрушек и т.д.
Детям удобнее всего работать с шерстяной пряжей средней толщины в одну нить, достаточно мягкой и нескользкой. Можно использовать и синтетическую яркую пряжу, привлекающую внимание детей своей красочностью. Во время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на полу с левой стороны от работающего. После работы крючок вкалывается в клубок и убирается в коробку вместе с незаконченной работой.
На начальном этапе обучения дети должны пользоваться металлическим крючком средней толщины, диаметр крючка должен соответствовать толщине пряжи.
При планировании работы кружка, подборе содержания занятий, последовательности их проведения следует учитывать дидактические принципы, такие как расположение учебного материала «от простого к сложному», «учет возрастных особенностей детей», «практическая значимость работы», «доступность», «наглядность» и др. С учетом этих принципов процесс обучения дошкольников вязанию может проходить по следующим этапам.
Обучение дошкольников вязанию крючком.
Татьяна Литвинова
Обучение дошкольников вязанию крючком.
У каждого человека есть своё увлечение. Я люблю вязать. Работая в детском саду, я поняла, что вязание – это очень востребованный вид деятельности. Начала я с того, что вязала куколкам наряды, салфеточки, покрывала. Потом пришла в голову идея создать магазин, в котором все товары вязанные. Позже появился вязанный кукольный театр, вязаные картины и многое другое. «А почему бы не научить этому увлекательному занятию детей?» — однажды подумала я. Ведь вязание не только доступно для старших дошкольников, но и очень полезно. Развивается мелкая моторика руки, а это находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Также развивается эстетическое восприятие, формируется потребность творчески проводить свободное время и многое другое.
Обучение дошкольников вязанию я организовала в форме занятий кружка. Путем проб и ошибок поняла, что освоить вязание крючком детям легче, чем спицами. Предпочтительно работать с шерстяной пряжей средней толщины.
Первые занятия я посвятила знакомству с материалами и технике безопасности. Основной задачей первого этапа обучения является формирование у детей интереса и желания научится вязать. В этом вся сложность! Ребенку необходимо научится держать крючок, набирать петли, провязывать столбики. Это работа не одной недели. Пока появится первый результат, интереса уже нет. И увлекательное занятие может легко превратится в утомительный труд. Поэтому уже самые первые шаги решено было обыгрывать. Например, дети создавали пушистое солнышко, а на самом деле учились правильно держать крючок.
Когда пришло время учить детей выполнять первые петельки, то стало ясно, что это отличный материал для создания декоративных панно, ведь повторюсь, детям так важно сразу видеть результат своего труда! Вот примеры интегрированных занятий (вязание и аппликация). Сначала дети вырезают ствол и ветви дерева, наклеивают их на основу, а потом украшают его осенними листочками из разноцветных вязанных первых петелек.
Или вот такой замечательный подсолнух, спрятавшийся за забором.
Для колючего ежа не достаточно нескольких петелек. Чтобы создать такого Колюнчика нужно иметь достаточное мастерство. Ребенок уже овладел техникой создания первой петельки, можно двигаться дальше!
Следующий этап, ребенка нужно научить вязать цепочки из воздушных петель и использовать их в аппликационных работах. Например, гитара, подарок папе на 23 февраля. Струны – это длинные вязаные цепочки, приклеенные на клей ПВА.
В этой же технике можно сделать улитку.
Вязаные цепочки можно совмещать не только с аппликацией. Можно организовать дидактические игры «Выложи букву», «Сложи из цепочки цифру», «Не цепочка, а геометрическая фигура» и многое другое.
Вязаные цепочки можно использовать для изготовления браслетов и бус для сюжетных игр и подарка маме на 8 марта. Достаточно только добавить несколько бусин и украшение готово.
Научив детей набирать воздушные петли и замыкать их в кольцо, можно предложить детям освоить следующий этап – вязание по кругу столбиками без накида. Обвязав небольшое колечко, получаются милые кружочки, из которых дети с удовольствием создают свои маленькие шедевры! Например, корзина с цветами.
Или яблоня со спелыми яблочками, некоторые из которых уже упали на мягкую травку (первые петли).
Никого не оставят равнодушным ветка красной и чёрной смородины.
В заключении хочется отметить, что уделяя должное внимание развитию мелкой моторики,я решаю сразу несколько задач: косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, готовлю к овладению навыками письма, развиваю эстетическое восприятие окружающей действительности.
Моё хобби — вязание! Хочу поделиться своим самым дорогим хобби — вязанием. Вяжу со школы. Самоучка — попросила бабушку научить вязать, она дала мне огромный.
Наряды для маленьких принцесс. h3][/h3]У меня много разных увлечений, но основные — это шитьё и вязание. Вязать меня научила бабушка, когда мне было ещё шесть лет. Потом.
Как научить ребенка вязать
Сегодня рукоделие снова стало модным увлечением. Детское вязание, как полезное хобби, стало набирать обороты в школах и даже детских садах.
Особенно, когда педагоги и психологи отметили его пользу для развития моторики рук и сосредоточенности. Его рекомендуют гиперактивным детям, чтобы легче было сосредоточить внимание на учебном процессе. Но с чего начать вязание для начинающих, если перед вами ребёнок?
Для этого вам нужно:
- крепкие и толстые нитки, можно просто взять один клубок. При этом лучше отдать предпочтение ярким цветам и крепким синтетическим ниткам, которые не будут путаться и рваться;
- крупные пластиковые спицы, желательно с наконечниками. Их можно приобрести в детском наборе для вязания. Такие спицы отвечают современным требованиям безопасности и при нецелевом использовании не смогут никому навредить. С ними специалисты рекомендуют начинать детское вязание;
- ножницы – ими вы можете отрезать ненужные нитки;
- видео, в котором точно показано вязание для начинающих или современные книги и схемы.
С какого возраста стоит начинать уроки вязания?
Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и времени родителей.
Если вы сами в свободное время вяжете вещи или это делает ваша мама или бабушка, то ребенку будет интересно посмотреть, что делают взрослые.
Технология довольно простая, но требующая точной координации. Пусть для начала ребёнок просто наберёт несколько петель и покажет вам. В дальнейшем петли можно распустить, пока он не сделает всё правильно. После того, как результат закрепится, можно показывать, как делается лицевая петля, потом изнаночная. Именно с этого и стоит начинать детское вязание.
Ничего страшного, если вначале будут путаться нитки, и ничего не будет получаться. В конце концов, ребёнок освоит технику вязания, а дальше попросите связать несколько рядов. В дальнейшем можно показать малышу сплошную вязку и так называемую резнику, в которой чередуется лицевая и изнаночная петля. Именно с этих азов и нужно делать вязание для начинающих, чтобы потом стали доступны более сложные схемы. Помните, что детям нужно несколько раз показать, чтобы потом они сами смогли освоить этот процесс.
Вяжем с детьми
Такой вид рукоделия, как вязание, был всегда в почете. А вязаные вещи обычно красивы и необычны. Вязание снова в моде, и многие впервые пробуют взять в руки спицы и крючки. Попробуйте и Вы вместе с ребенком приобщится к этому полезному увлечению.
Вязание – это процесс получения вязаных вещей из непрерывной нити с помощью ручных инструментов, таких, как спицы и крючок.
Узнать больше о всех видах полезного рукоделия с детьми Вы можете в статье Детское творчество.
Зачем детей учить вязать?
Какая польза от обучения вязанию? А польза, несомненно, есть:
- Вязание отлично тренирует маленькие пальчики детей, развивает их мелкую моторику.
- Вязание учит усидчивости, терпению, ведь не так просто связать даже шарфик для куклы!
- Развивается художественный вкус ребенка, его фантазия.
- Тренируется память малыша.
- Занятия вязанием прекрасно сближают ребенка и помогающую ему маму или бабушку.
- Вязаные вещи – это уникальные подарки Вашим родным, которыми малыш будет ужасно гордится.
Виды вязания
Самые распространенные виды вязания, которые хороши для детей – это:
- Вязание на спицах. Используются такие виды петель, как изнаночная, лицевая, кромочная и накид. С их помощью можно связать любую вещь.Существует два способа вязания на спицах:
- Английский способ. Рабочая нить удерживается правой рукой, и при получении новой петли, цепляется правой спицей.
- Континентальный (немецкий) способ. Рабочая нить удерживается в левой руке, и цепляется правой спицей.
- Вязание крючком. Более легкий способ вязки. Используются такие виды петель, как столбик без накида и столбик с накидом, полустолбик и воздушная петля.
Что Вам понадобится
Для начала определите с малышом, каким способом Вы будете вязать: на спицах или крючком. Начните с одного вида вязания. В каждом способе есть свои сложности и достоинства.
- Спицы. Для ребенка выберите деревянные или пластмассовые, средние по толщине (№3) спицы. Отлично, если Вы вместе пойдете их покупать. Лучше, если спицы будут именно детские и яркие.
- Или крючок. Подойдет обычный, средний по толщине.
- Пряжа. Выберите шерстяную гладкую, крученную в одну нить. Цвет должен быть светлым, не режущим глаз.
- Руководство по вязанию. В интернете и журналах их множество.
Как обучать ребенка вязанию
Знакомить кроху с вязанием можно в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно усидчив и внимателен, чтобы вникнуть в сложности техники. Причем увлекаться вязкой могут как девочки, так и мальчики.
При обучении вязанию на спицах:
- сначала покажите ребенку, как набирать петли;
- затем покажите, как вязать петли лицевые;
- вместе освойте платочную вязку;
- после приступайте к технике изнаночных петель;
- и, наконец, покажите, как вязать простую резинку и чулочную вязку;
- позже осваивайте вязку кос и жгутов.
Когда ребенок будет легко справляться с разными видами петель, то попробуйте связать самое простое – шарфик для куклы.
Затем можно попробовать связать изделия из нескольких деталей: полочек, спинки и рукавов. Пусть это будет одежда для любимых кукл.
Попробуйте связать небольшие игрушки. Помогайте и подсказывайте малышу.
Когда ребенок все освоит, то можно переходить с двух на четыре спицы.
При обучении вязанию крючком:
- покажите, что крючок нужно держать, как карандаш;
- руки не должны быть напряжены;
- покажите, как вязать первую воздушную петлю;
- затем цепочку воздушных петель;
- переходите ко второму ряду;
- освойте петлю подъема.
Полезные советы
- Не спишите с освоением этапов, занятия должны быть не более чем по полчаса.
- Будьте терпеливы и не ругайте за спутанные нитки, чаще хвалите маленького вязальщика.
- Проводите обучение в форме игры, рассказывая сказки.
- Следите за тем, чтобы рукодельница или рукодельник сидели прямо, крючок или спицы держали правильно, а нитки лежали в корзинке на полу.
- Побуждайте ребенка к вязанию, покупайте журналы по вязанию и вместе выбирайте интересные модели.
- Вязаные шедевры бережно храните.
Будьте терпеливы, последовательны и старательны, и тогда вязание станет самым любимым увлечением Вашего ребенка!
Александра Народицкая для сайта “Креативные мамы”.