Образуйте деепричастия несовершенного вида вяжешь

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида — это сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся одно­вре­мен­но с дей­стви­ем, обо­зна­чен­ным глаголом-сказуемым, и отве­ча­ю­щие на вопрос что делая?

Узнаем, что такое дее­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го вида, как они обра­зу­ют­ся в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка. Но преж­де вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют грам­ма­ти­че­ским тер­ми­ном «дее­при­ча­стие».

  • (что делая?) гуляя по набережной;
  • (что сде­лав?) посмот­рев фильм.

Деепричастие, как гла­голь­ная фор­ма, име­ет посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — вид. С этой точ­ки зре­ния в мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют дее­при­ча­стия совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида.

Несовершенного вида

Совершенного вида

Деепричастия
Обозначают неза­кон­чен­ное доба­воч­ное действие Обозначают закон­чен­ное доба­воч­ное действие
Отвечают на вопрос что делая? Отвечают на вопрос что сде­лав?
Образуются:
осно­ва гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни + суф­фик­сы -а-, -я-
Образуются:
осно­ва гла­го­ла неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла совер­шен­но­го вида + суф­фик­сы -в-, -вши-, -ши-
Примеры
слу­ша я , дума я , реша я про­слу­ша в , замах­ну вши сь, испек ши

Рассмотрим подроб­нее, какие сло­ва явля­ют­ся дее­при­ча­сти­я­ми несо­вер­шен­но­го вида.

Что такое деепричастия несовершенного вида?

Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют доба­воч­ное неза­кон­чен­ное дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит одно­вре­мен­но с дей­стви­ем, выра­жен­ным глаголом-сказуемым.

Расспрашивая про­хо­жих, турист ищет нуж­ную ему улицу.

Турист одно­вре­мен­но совер­ша­ет два действия:

  • ищет (основ­ное действие)
  • рас­спра­ши­вая (допол­ни­тель­ное действие)

Это допол­ни­тель­ное одно­вре­мен­ное дей­ствие выра­жа­ет­ся грам­ма­ти­че­ской фор­мой дее­при­ча­стия, кото­рое отве­ча­ет на вопрос:

Если дее­при­ча­стие заме­нить спря­га­е­мой фор­мой гла­го­ла, то дей­ствие, обо­зна­чен­ное им, вос­при­ни­ма­ет­ся как одно­вре­мен­ное и равноправное:

Деепричастие сохра­ня­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию вида того гла­го­ла, от кото­ро­го оно образовано:

(что делать?) рас­спра­ши­вать — (что делая?) рас­спра­ши­вая.

Примеры

Аналогично такое же одно­вре­мен­ное дей­ствие обо­зна­ча­ют дее­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го вида в предложениях:

Гуляя по ули­це, девуш­ка рас­смат­ри­ва­ет вит­ри­ны магазинов.

Обычно, зав­тра­кая, ты пьёшь утром чай?

Идя вдоль ржа­но­го поля, я соби­раю василь­ки для венка.

Над бере­за­ми лета­ют, гром­ко стре­ко­ча, сороки.

Пчёлы и шме­ли, жуж­жа над вен­чи­ка­ми луго­вых цве­тов, соби­ра­ют нектар.

Как образовать деепричастия несовершенного вида?

Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся толь­ко от гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида. В их обра­зо­ва­нии участ­ву­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -а/-я, кото­рый при­со­еди­ня­ют­ся к осно­ве насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла (осно­ва фор­мы 3 лица мно­же­ствен­но­го числа).

Посмотрим, как мож­но обра­зо­вать дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида:

  • (что делать?) свер­кать — свер­ка ют — свер­ка я
  • (что делать?) уха­жи­вать — уха­жи­ва ют — уха­жи­ва я
  • (что делать?) кру­жить — круж ат — круж а
  • (что делать?) мур­лы­кать — мур­лыч ут — мур­лыч а .

Имеем в виду, что у гла­го­лов с суф­фик­сом -ва- в неопре­де­лен­ной фор­ме при обра­зо­ва­нии форм насто­я­ще­го вре­ме­ни этот суф­фикс не используется:

  • узна ва ть — узнаю́, узна­ёшь узнаю́т
  • созре ва ть — созре ва я
  • узна ва ть — узна ва я
  • успе ва ть — успе ва я .

Какие глаголы не образуют деепричастий несовершенного вида

Учтем, что не все гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида могут обра­зо­вать соот­вет­ству­ю­щие деепричастия:

1. гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-

2. гла­го­лы с осно­вой на -чь

3. гла­го­лы с осно­вой насто­я­ще­го вре­ме­ни на шипящий

4. одно­слож­ные гла­го­лы с осно­вой на «и»

5. одно­слож­ные гла­го­лы с осно­вой на «а» в инфи­ни­ти­ве :

6. гла­го­лы с осно­вой насто­я­ще­го вре­ме­ни на согласный

В раз­го­вор­ной речи встре­ча­ют­ся дее­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го вида с арха­ич­ным суф­фик­сом -учи-/-ючи-:

  • про­шел, крад учи сь неслыш­но на цыпочках;
  • пере­ли­ва­ет­ся, игра ючи все­ми цве­та­ми радуги;
  • буд учи уве­рен в сво­ей правоте.

Видеоурок «Деепричастия совершенного и несовершенного вида (7 класс)»

Конспект урока «Деепричастие несовершенного вида»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Дагестан

«Учтюбинская ООШ Казбековского района»

Урок русского языка

«Деепричастия совершенного и несовершенного вида»

русского языка и литературы

I квалификационная категория

Тема: Деепричастия несовершенного вида.

1)дать учащимся понятие о деепричастиях несовершенного вида

2)научить образовывать деепричастия несовершенного вида

1)создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,

2)формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память мышление.

1)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю

2)воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки, схемы, новогодние шары(нарисованные, трех цветов), термометры (бумажные), елка (нарисованная)

Тип урока: получение новых знаний.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную

деятельность на уроке; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Способ достижения: обсуждение проблемного вопроса «зачем изучать части речи».

Результат: получение эмоционального настроя на учебную деятельность

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную

деятельность на уроке; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Способ достижения: обсуждение проблемного вопроса «зачем изучать части речи».

Результат: получение эмоционального настроя на учебную деятельность

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Способ достижения : обсуждение проблемного вопроса «зачем изучать части речи».

Результат : получение эмоционального настроя на учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.( Эмоциональный настрой). Послушайте сейчас музыкальную композицию, настройте себя на плодотворную работу. Я надеюсь, у вас все получится.

— при помощи чего вы можете показать свое настроение?

У нас радостное настроение, покажите какое у вас настроение?

-Сегодня мы с вами будем добиваться успехов и подниматься вверх по лестнице успеха. За выполненные задания вы будете сами выставлять оценки, на верху лестницы есть круг, в который вы выставите итоговую оценку.

II. Актуализация опорных знаний

Практическая работа с языковым материалом

Прочитайте басню Эзопа:

У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил её и приготовился есть. Мышь умоляла отпустить её, уверяя, что отплатит добром за своё спасение. Лев, расхохотавшись, отпустил её. Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. Попался лев охотникам и они привязали его верёвкой к дереву. А мышь, заслышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла верёвку и освободила его, сказав так: «Тогда ты надо мною смеялся, не верил, что я смогу отплатить тебе за услугу. А теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благородной».

Беседа по тексту

— Мы только что прочитали очень интересную басню. О чем она? ( О доброте, о взаимовыручке, о том, что добру платят добром).

— Чему она нас учит? ( Ответы учащихся)

— Да, вы правы! Ребята, а найдемте теперь в тексте басни деепричастия и деепричастные обороты.

— А что называется деепричастным оборотом?

— Какими членами предложения являются они?

— Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты?

— Молодцы! Теперь запишите число и тему нашего урока «Деепричастия несовершенного вида». Сегодня мы должны научиться образовывать деепричастия несовершенного вида и правильно их употреблять в письменной и устной речи.

3.​ Этап проверки домашней работы.

Цель: проверить с формированность самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, выявить творческие способности обучающихся.

Способ достижения: фронтальная проверка: устный опрос.

Результат: учитель выяснил, в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний.

— Для начала давайте проверим домашнее задание. Начнем проверку с опроса теоретического материла. В этом нам поможет черная шляпа. Достаем листочки с вопросами и отвечаем на них. Все вопросы будут предусматривать ответ «Да» или «Нет». Будьте внимательны!

— Деепричастие – это самостоятельная часть речи (да)

— Деепричастие изменяется по падежам и лицам (нет)

— Деепричастие обозначает признак предмета, проявляющийся во времени, по его действию (нет)

— Деепричастие обозначает дополнительное действие к основному глаголу (да)

— Деепричастие в предложении выполняет роль определения (нет)

— Деепричастие в предложении выполняет роль обстоятельства (да)

— Деепричастие может быть настоящего, будущего и прошедшего времени (нет)

— Деепричастие может быть совершенного и несовершенного вида (да).

-Молодцы! Запомнили, что такое деепричастие.

4.​ Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание.

Цель: активизировать имеющиеся знания о прилагательном с выходом на тему и цель урока.

Способ достижения: использование приёма «яркое пятно».

Результат: самостоятельная формулировка темы и цели урока .

Ребята, у вас на столах лежат заранее приготовленные рисунки. А ведь спешили они к нам неспроста. Дело в том, что они хотели подсказать тему сегодняшнего нашего урока. Давайте возьмем в руки картинки и посмотрим, что на них изображено.

Что делают все эти объекты? (Совершают действия).

-Что мы можем определить по их действию, когда будем задавать вопрос? (Время, вид).

-Как вы думаете, какому виду относятся действия совершаемые на картинке? (Несовершенному)

-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего нашего урока?! (Несовершенный вид деепричастия).

-Молодцы, чего мы должны достичь на сегодняшнем уроке? (Узнать, чем отличаются, какие суффиксы пишутся, какую роль играют деепричастия).

III .​ Этап изучения новых знаний. Постановка цели и задач урока.

Цель: познакомиться с новым правилом.

Способ достижения: фронтальная работа с классом (приём «совместный поиск»).

Результат: эффективное понимание правила в результате игрового обыгрывания.

— Давайте посмотрим на тему урока (деепричастия несовершенного вида)

-А что мы научимся делать?

(образовывать деепричастия не совершенного вила)

-Что нужно знать, чтобы изучить новую тему ?(что такое деепричастие, что такое деепричастный оборот, на какие вопросы отвечает деепричастие)

-ребята, скажите, на какие вопросы отвечает деепричастие ?(Что делая?Что сделав?)

-как вы думаете, на какой вопрос отвечает деепричастие несовершенного вида?

— Давайте попробуем в некоторых предложенных вам деепричастиях найти ту морфему, при помощи которой образовалось деепричастие. Иными словами, выделим суффикс, определим вид деепричастия.

-Скажите, при помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида? (несов – а, я, учи, ючи; сов – в, вши, ши).

-В любых правилах есть свои исключения. Дело в том, что не от всех глаголов можно образовать деепричастия несовершенного вида.

— Что это за глаголы? Давайте рассмотрим табличку, которую я вам приготовила. Ее вклейте в тетради для правил дома.

НЕЛЬЗЯ ОБРАЗОВАТЬ ДЕЕПРИЧАСТИЯ!

от глаголов, корни которых состоят из одних согласных;

бить – бьют, шить – шьют, жечь – жгут, ждать – ждут, лгать – лгут, лить, пить и др. Искл.: мчаться – мчатся ? мчась .

от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х (глаголы на — ЧЬ) : х;

беречь – берег, мочь – могут, стеречь, течь, жечь, печь, стричь .

от глаголов на -НУТЬ ( с суффиксом -ну- );

пахнуть – пахнут, гнуть – гнут, мокнуть – мокнут, тянуть – тянут, гаснуть – гаснут и др.

от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать – пишут, резать – режут и др.

от глаголов: расти, лезть, бежать, вязать и др.

. От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс -ва- в неопределенной форме (давать, узнавать, вставать, и др.), деепричастие образуется от основы неопределенной формы.

выдавать (выдают) – выдавая, рисовать (рисуют) — рисуя.

(работа учащихся с опорными схемами по новой теме урока (учащимся раздается распечатанный материал по новой теме) Приложение 1.

IV . Закрепление материала.

Цель: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

Способ достижения : закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний (письменная работа над новой орфограммой, распределительный диктант, игра «Ориентир»).
Результат: выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.

— при помощи чего образуются деепричастия несовершенного вида ? ( при помощи суффиксов –а –я)

— образуйте от глагола прилечь деепричастие несовершенного вида. Почему нельзя образовать? ( оканчивается на чь)

-почему нельзя образовать деепричастие несовершенного вида от глагола тянуть ?( оканчивается на -нуть)

— выставляем оценки в свою «Лестницу успеха»

— Сейчас проверим какое у вас настроение. Какой праздник приближается? (Новый год?)

-что является символом Нового года?

Сейчас мы украсим нашу елку шарами. ( красный шар-отличное настроение, мне все интересно; желтый шар – хорошее настроение, но не все понимаю; синий шар – грустное настроение ,мне не интересно)

2). Выполняем задание группой. (2 группы). На листке записаны глаголы, от них нужно образовать деепричастия несовершенного вида, передавая листок по цепочке, исправляя предыдущие ошибки, если они есть.

— учащиеся проверяют по слайду презентации, выставляют оценки в «Лестницу успеха».

3) Физминутка . Закрыли глаза, открыли, посмотрели вверх, вниз, влево, вправо(2 раза)

Цель: избежание перегрузки учащихся.

Способ достижения: упражнения для снятия нагрузки с мышц.

Результат: способствование формированию компетентного отношения к своему здоровью.

Продолжаем физминутку. Я называю разные слова, если деепричастие несовершенного вида, то встаем, все остальные слова-присаживаемся. Все встали.

Открыть, медленно, рисуя , рисунок, падая , вымоченный , светлея , приглушить, замедляя , пустить, обыгрывая.

4) Работа в парах

Подчеркнуть в поэтических текстах деепричастия несовершенного вида (Приложение2)

-проверка с проектора.

Упражнение 196, 2,3 абзац.

-Выставляем оценки, подсчитываем итоговую оценку.

VI .Д\з: Параграф 31, упражнение -197

-чему мы сегодня научились?

-все ли мы знаем о деепричастии?

Цель: проанализировать урок, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Способ достижения: работа со снежинками.

Результат: адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

Сейчас вам нужно будет заполнить анкету.(Приложение 3)

-Что же, сегодня вы активно работали на уроке. Оценки за урок будут выставлены в журнал. Урок окончен. До свидания!


От глаголов, у которых в основе настоящего времени
суффикс -ва- выпадает, деепричастия образуются от основы
неопределённой формы:

узнавать — узнают- узнавая, вставать — встают — вставая.

От глагола быть образуется деепричастие будучи.

Деепричастия несовершенного вида не образуются :

от глаголов на -чь
беречь, мочь, жечь, печь, стричь, стеречь… ;

от глаголов на -нуть
вянуть, тонуть, пахнуть, киснуть… ;

от глаголов, у которых в основе настоящего времени нет гласных
тку, лгу, рву, шью, пью… ;

от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени:
вя ж у, ма ж у, пи ш у, ка ж усь.

Читайте также:  Вяжем спицами схема узора букле
Оцените статью