- Мониторинг результатов образовательной деятельности объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах» методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Педагогический мониторинг кружка «Вязание крючком»
- Просмотр содержимого документа «Педагогический мониторинг кружка «Вязание крючком»»
- Педагогический мониторинг кружка «Вязание крючком»
- Просмотр содержимого документа «Педагогический мониторинг кружка «Вязание крючком»»
- Рабочая программа кружка по вязанию
Мониторинг результатов образовательной деятельности объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах»
методическая разработка по теме
Данная методическая разработка раскрывает особенности организации мониторинга результатов образовательной деятельности объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_rezultatov_obrazovatelnoy_deyatelnosti_obedineniy_vyazanie_kryuchkom_i_vyazanie_na_spicah.doc | 212.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг результатов образовательной деятельности объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах»
Содержание дополнительных образовательных программ «Вязание крючком» и «Вязание на спицах» учитывает потребности воспитанников в овладении данным видом прикладного творчества.
Система обеспечения эффективности образовательного процесса состоит в том, что теоретические знания по выполнению каждого элемента прикладного творчества закрепляются в практическом выполнении готовых изделий. Тем самым можно увлечь ребенка работой. Такие занятия не будут утомительными, они формируют знания, умения, навыки и имеют практический смысл, что очень важно для детей любого возраста.
Одной из главных задач образовательного процесса является развитие познавательного интереса воспитанников к получению определенных знаний, умений и навыков по предмету.
Следовательно, возникает другая задача – определить степень усвоения этих знаний, умений и навыков для того, чтобы найти наиболее эффективные методы и средства обучения.
Обзор методической литературы, в которой представлены формы педагогического контроля, приемлемые для дополнительного образования детей, показал, что адаптированных форм к такому искусству как вязание крючком и спицами крайне мало. В результате анализа и систематизации имеющейся методической литературы была разработана система мониторинга, которая включила известные формы контроля, адаптированные к объединениям «Вязание крючком» и «Вязание на спицах». (См. Таблицу №1)
Данная система мониторинга предполагает использование самых различных форм диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, работа с индивидуальными заданиями на карточках, анализ выставочных работ, викторины, игры и др.
Система мониторинга объединения «Вязание крючком».
Педагогический мониторинг кружка «Вязание крючком»
Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации.
Такой анализ дает возможность конкретизировать план работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств
Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации.
Такой анализ дает возможность конкретизировать план работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств
Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации.
Такой анализ дает возможность конкретизировать план работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств
Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации. Такой анализ дает возможность конкретизировать план работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств
Просмотр содержимого документа
«Педагогический мониторинг кружка «Вязание крючком»»
Педагогический мониторинг кружка «Вязание крючком»
Разработала: учитель технологии
МАОУ СОШ № 28 г. Балаково Саратовской обл.
Саввина Людмила Ивановна
Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации.
Такой анализ дает возможность конкретизировать план работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств. Таким образом, мониторинг выступает средством управления деятельностью, так как отслеживание результатов осуществляется с целью их анализа для дальнейшей корректировки и совершенствования деятельности. Данная методическая разработка отражает особенности организации мониторинга по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Вязание крючком». Обзор методической литературы, в которой представлены формы педагогического контроля, приемлемые для дополнительного образования детей, показал, что адаптированных форм к такому искусству как вязание крючком крайне мало. В результате анализа и систематизации имеющейся методической литературы была разработана система мониторинга, которая включила известные формы контроля, адаптированные к объединению «Вязание крючком». (См. Таблицу №1) Данная система мониторинга предполагает использование самых различных форм диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, работа с индивидуальными заданиями на карточках, анализ выставочных работ, викторины, игры и др. Примеры данных форм представлены в Приложении №1. Система мониторинга объединения «Вязание крючком»
Выявление уровня подготовки воспитанников, их интересов и способностей, корректировки учебнометодического плана и программы.
Метод наблюдения, анкетирование
Определение степени усвоения детьми учебного материала, повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в усвоении материала, своевременное выявление отстающих, корректировка средств и методов обучения.
Метод наблюдения, анализ выполненных работ, тестирование, анкетирование, анализ выставочных работ, анализ выполненных заданий (формы заданий: кроссворд, карточки с индивидуальными заданиями, викторина, игры)
Определение степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения.
Тестирование, анализ выставочных работ
Опросник для обучающихся объединения «Вязание крючком».
Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков.
Инструкция для обучающихся: Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа и отметьте его знаком «+». Критерии оценки: Знаю, умею – 5 баллов; Делаю с помощью педагога – 4 балла; Не знаю, не умею – 3 балла. Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический балл, по которому и определяется уровень развития знаний, умений и навыков. Высокий уровень – 5-4,5 баллов; Средний уровень – 4,4 – 3,6 баллов; Низкий уровень – 3,5 – 3 балла.
Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание крючком» по итогам первого года обучения года обучения
Педагогический мониторинг кружка «Вязание крючком»
Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации.
Такой анализ дает возможность конкретизировать план работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств
Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации.
Такой анализ дает возможность конкретизировать план работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств
Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации.
Такой анализ дает возможность конкретизировать план работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств
Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации. Такой анализ дает возможность конкретизировать план работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств
Просмотр содержимого документа
«Педагогический мониторинг кружка «Вязание крючком»»
Педагогический мониторинг кружка «Вязание крючком»
Разработала: учитель технологии
МАОУ СОШ № 28 г. Балаково Саратовской обл.
Саввина Людмила Ивановна
Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации.
Такой анализ дает возможность конкретизировать план работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств. Таким образом, мониторинг выступает средством управления деятельностью, так как отслеживание результатов осуществляется с целью их анализа для дальнейшей корректировки и совершенствования деятельности. Данная методическая разработка отражает особенности организации мониторинга по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Вязание крючком». Обзор методической литературы, в которой представлены формы педагогического контроля, приемлемые для дополнительного образования детей, показал, что адаптированных форм к такому искусству как вязание крючком крайне мало. В результате анализа и систематизации имеющейся методической литературы была разработана система мониторинга, которая включила известные формы контроля, адаптированные к объединению «Вязание крючком». (См. Таблицу №1) Данная система мониторинга предполагает использование самых различных форм диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, работа с индивидуальными заданиями на карточках, анализ выставочных работ, викторины, игры и др. Примеры данных форм представлены в Приложении №1. Система мониторинга объединения «Вязание крючком»
Выявление уровня подготовки воспитанников, их интересов и способностей, корректировки учебнометодического плана и программы.
Метод наблюдения, анкетирование
Определение степени усвоения детьми учебного материала, повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в усвоении материала, своевременное выявление отстающих, корректировка средств и методов обучения.
Метод наблюдения, анализ выполненных работ, тестирование, анкетирование, анализ выставочных работ, анализ выполненных заданий (формы заданий: кроссворд, карточки с индивидуальными заданиями, викторина, игры)
Определение степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения.
Тестирование, анализ выставочных работ
Опросник для обучающихся объединения «Вязание крючком».
Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков.
Инструкция для обучающихся: Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа и отметьте его знаком «+». Критерии оценки: Знаю, умею – 5 баллов; Делаю с помощью педагога – 4 балла; Не знаю, не умею – 3 балла. Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический балл, по которому и определяется уровень развития знаний, умений и навыков. Высокий уровень – 5-4,5 баллов; Средний уровень – 4,4 – 3,6 баллов; Низкий уровень – 3,5 – 3 балла.
Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание крючком» по итогам первого года обучения года обучения
Рабочая программа кружка по вязанию
Вязание – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Изучение вязания как части духовного и материального наследия своего народа способствует воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к различным видам декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Кружок вязания также создается в школе с целью развития творческих способностей детей, удовлетворения их эстетических потребностей.
Программа обучения в кружках вязания рассчитана на 1 год. На занятия отводится 68 часов в учебный год, которые проводятся по два часа один раз в неделю.
Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и декоративно-прикладного творчества в младших и средних классах на уроках технологии, изобразительного искусства, музыки и других.
Подбор изделий, техника выполнения могут изменяться в зависимости от назначения изделий, а также умений, навыков и возможностей кружковцев.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека (учащегося) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности.
Цель настоящей программы — нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания на спицах, содействие становлению активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам прикладного искусства.
Цель организации занятий кружка вязания — освоение учащимися технологии вязания на спицах.
В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи .
— познакомить с историей и развитием художественного вязания;
— обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
— познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
— научить чётко выполнять основные приёмы вязания;
— обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;
— ознакомление учащихся с различными видами петель, техникой их выполнения и способами их применения в различных узорах;
— научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
— привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
— воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
— освоение технологии вязания на спицах в процессе выполнения различных по степени сложности декоративных творческих работ;
— привить основы культуры труда.
— развить образное мышление;
— развить моторные навыки;
— развить творческие способности;
— выработать эстетический и художественный вкус.
При подготовке программы учтены следующие принципы:
принцип доступности и последовательности;
учет возрастных особенностей;
принцип связи теории с практикой;
Данная программа, являясь теоретико-прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания на спицах. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Система оценки результатов включает:
— оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективной и индивидуальной работы (качество работы);
— оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс-опросов на каждом занятии, также в кружке проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу;
— итогом работы детей является участие их в выставках и конкурсах.
Формы и методы организации занятий.
Занятия в кружке будут проводиться теоретические и практические.
Занятия в кружке имеют познавательное, воспитательное и развивающее значение. Важным является развитие у учащихся таких межпредметных умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты.
На занятиях в кружке учитываются индивидуальные особенности учащихся, даются им задания в соответствии с их интересами и склонностями.
На занятиях кружка выделяется время для развития у учащихся умений самостоятельно работать с популярной литературой по вязанию.
Практические занятия организуются по индивидуальным заданиям таким образом, чтобы характер работ вызывал у кружковцев познавательный интерес, способствовал развитию их пространственному воображению и мышлению. Задания подбираются с учетом индивидуальной подготовленности и способностей членов кружка; по форме они должны быть занимательными и требующими для их решения определенных творческих умений.
Требования к уровню освоения содержания кружка
Учащиеся, посещающие занятия кружка, должны знать:
правила поведения, техники безопасности
Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон
различные технологические приемы вязания на спицах, существующие в современном декоративно-прикладном творчестве;
основные приемы работы, применяемые в творческих изделиях.
Учащиеся, посещающие занятия кружка, должны уметь:
соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом;
работать с конкретными материалами, инструментами и вспомогательным оборудованием, применяемыми при вязании на спицах;
анализировать процесс изготовления изделия и своевременно устранять недостатки эстетического и технологического характера;
свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию на спицах, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно;
самостоятельно создавать декоративные изделия в данной технике по авторскому или готовому эскизу.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения : объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, метод проблемного обучения: проблемное изложение материала, создание проблемных ситуаций; метод проектов: создание композиций из вязанных изделий.
Работа кружка «Вязание на спицах» рассчитана на три года и знакомит с историей ручного художественного вязания, инструментами и материалами, техникой вязания. На первом году обучения происходит общее знакомство учащихся с различными видами вязания, на втором и третьем – более углубленное постижение основ мастерства.
На первом году обучающиеся осваивают свойства полотна, учатся вязать на пяти спицах.
На втором году обучающиеся выполняют вязание ажурных узоров и используют их при вязании своих изделий.
На третьем году обучающиеся конструируют одежду, самостоятельно выбирают фасон, узор, изготавливают изделие по размеру. Изделия носят индивидуальный характер.
К знаниям первого года обучения следует отнести:
-Правила техники безопасности и личной гигиены при работе;
-историю ручного вязания;
-особенности построения схем;
-законы построения цветовой гаммы.
К умениям следует отнести:
-подбор хлопчато-бумажных ниток, пряжи, крючков, спиц;
-владение крючком и спицами;
-разбор схем, узоров;
К навыкам следует отнести:
-вязание крючком и спицами;
-составление простейших схем.
К знаниям второго года обучения следует отнести:
-сведения из истории русского кружева;
-основные термины при вязании крючком и на спицах.
К умениям следует отнести:
-конструирование и моделирование изделий;
-оценку результата своего действия.
К навыкам следует отнести:
-вязание различными узорами;
-навыки культурного общения со сверстниками;
К знаниям третьего года обучения следует отнести:
-история развития художественного вязания;
-необходимые правила при составлении узора или орнамента при вязании крючком и спицами.
К умениям следует отнести:
-подбор ниток по фактуре и цвету;
-самостоятельное воплощение от задуманного до конечного результата.
К навыкам следует отнести:
-вязание и составление орнамента;
Примерный план занятий кружка вязания