Кто придумал вязать салфетки крючком

Творческие проекты и работы учащихся

Автор готового творческого проекта по технологии на тему «Вязание салфетки крючком по схеме» ставит целью работы изготовить красивую салфетку под вазу в технике вязания крючком, используя для этого готовую схему вязания изделия.

Подробнее о проекте:

В индивидуальном творческом проекте по технологии об изготовлении декоративной салфетки крючком автором представлена технологическая карта вязания салфетки по схеме, которая сопровождается подробным описанием каждого этапа работы над изделием. Перед началом работы учащаяся ознакомилась с техникой безопасности при выполнении ручных работ, а после провела экологическую оценку изделия и сделала расчет финансовых затрат на изготовление такой салфетки. Завершением работы стал рекламный проспект полученного изделия.

Оглавление

Введение
1. История вязания.
2. Выбор дизайна салфетки.
3. Выбор материалов, инструментов, (приспособлений) для вязания салфетки.
1.4 Организация рабочего места, техника безопасности.
1.5 Технологическая последовательность вязаниясалфетки крючком.
1.6 Рекламный проспект.
1.7 Экономический расчёт.
1.8 Экологическое обоснование проекта.
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Если мы обратимся к археологическим исследованиям, то узнаем что самая древняя вязаная вещь – декоративный вязаный пояс с птицей колибри – найдена в Перу и относится к началу ІІІ в. н. э. Сложность рисунка, тонкость исполнения и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте.

Есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что индейские племена тоже обладали всеми секретами этого искусства, образцы их древних работ были обнаружены в начале 20 века. Интересно, что вязание было вначале исключительно мужским ремеслом и мужчины боролись с женской конкуренцией даже

специальными договорами. Так, пражские чулочники в 1612 г. постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины.

В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-ые годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.

Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы – различные геометрические фигуры, цветы.

Выбор дизайна салфетки

Анализ идей и выбор оптимального варианта

Салфетка №2 тоже не подходит. Она красивая, но в ней не хватает какой-то «изюминки», не совсем оригинальная.

Салфетка №3 – это то, что мне нужно. Она достаточно оригинальна, проста в изготовлении, цвет подходит к интерьеру комнаты.

Выбор материалов, инструментов, (приспособлений) для изготовления салфетки

Полотно, связанное крючком, отличается своеобразным переплетением нитей, плотностью и малым растяжением. Это и позволяет использовать при вязании нити разного типа. Для вязания теплой зимней одежды используют шерстяные, полушерстяные, вигоневые и синтетические нити. Для летней одежды – ирис, мулине и другие различные хлопчатобумажные нити.

Кружева и воротнички вяжут из шерстяных, льняных, шелковых, катушечных нитей, мулине и тонкого ириса. Вышитые салфетки, фартуки, полотенца обвязывают нитками мулине или ириса, сочетающимися по цвету с вышивкой или

тканью. В зависимости от толщины полотна и нити для вязания подбирают соответствующий крючок. Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины. Различаются они по номерам. Номер крючка соответствует его диаметру в миллиметрах (0,5 до 8 мм). Крючок должен быть хорошо отшлифован.

Слишком острая с глубоким вырезом головка будет цепляться за нить, царапать палец, её плохо протаскивать при вязании. Прежде чем приступить к вязанию, необходимо связать контрольный образец и проверить соответствие толщины нитки и крючка. Так, крючок диаметром от 4 до 8 мм используют для вязания толстой шерстяной пряжи.

Для ириса, мулине, хлопчатобумажных нитей используют более тонкие крючки от 0,5 до 3 мм. Обычно крючок должен быть в два раза толще нитки. Из сильно скрученных нитей получается жесткое, неэластичное изделие. Нити такого типа применяют при изготовлении изделия, имеющего определенную форму, — сумка, шляпа, игрушка и др.

Читайте также:  Как вязать платье для девочки спицами для начинающих

Организация рабочего места, техника безопасности

  • Перед началом и после окончания работы следует мыть руки с мылом, чтобы нить и полотно оставались всегда чистыми.
  • При вязании сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
  • Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.
  • Во время вязания, клубок лучше держать в специальной клубочнице — небольшой корзинке или коробочке, стоящей на полу с левой стороны.
  • Каждые 1 – 1,5 часа глазам необходим 30 минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функций глаз.
  • Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.
  • Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см. При меньшем расстоянии развивается близорукость и в глаза попадают частички пыли, пряжи.
  • Нельзя откусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы, десны и язык.

Правила техники безопасности при работе с ножницами:

  • Хранить в определенном месте (коробочке, футляре и т.п.).
  • Класть с сомкнутыми лезвиями остриём в направление от себя.
  • Брать за кольца, а не остриё.

Правила безопасного труда при вязании крючком:

  • Крючки и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованы; хранить их надо в специальных пеналах.
  • По окончании работы крючок следует вколоть в клубок и вместе с начатой работой положить в целлофановый или тканевый мешок, который хранят в шкафу, на полке.
  • Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.

Технологическая последовательность изготовления салфетки

  1. Толщина крючка, которым Вы будете вязать салфетку, зависит от толщины нитей, которые Вы выбрали. Чем тоньше крючок, тем тоньше должна быть используемая нить.
  2. Приступая к вязанию салфетки, следует помнить, что независимо от того, какую схему Вы выбрали, начальные ряды будут одинаковыми во всех узорах. Итак, нужно связать несколько воздушных петель. В среднем количество их будет колебаться от Вашего желания и выбранного рисунка. Если узор салфетки очень нежный и воздушный – провяжите около восьми воздушных петель. Если же рисунок более плотный, достаточно будет провязать пять петель.
  3. Затем нужно соединить первую и последнюю петлю в столбике. Делать это нужно при помощи полустолбиков. С их же помощью в дальнейшем Вы будете соединять начало ряда с его концом, а также все элементы салфетки, которые будет необходимо соединить.
  4. Далее вяжется первый ряд. В нем, в первую очередь, вяжем три воздушные петли. Затем нужно обвязать столбиками без накида колечко, которое мы вязали из воздушных петель.
  5. Переходим к вязанию второго ряда. Вывязываем пять воздушных петель. Затем следует провязать два столбика с накидом, причем делаем это из основания полустолбика, который у нас был в прошлом ряду. Следующим вяжем столбик с накидом, затем две воздушные петли.
  6. Когда Вы провязали указанное количество петель, самое время перейти к схеме выбранной салфетки. Однако здесь Вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. Все дело в том, что не на всех схемах пишут расшифровку или ключ к этой схеме. Поэтому Вам может понадобиться расшифровка условных обозначений.

История вязания крючком

Вязание крючком — процесс ручного создания полотна, кружева или одежды из нитей с помощью вязального крючка.

Это издавна известное занятие, которое продолжает оставаться популярным в наши дни, благодаря возможности быстро и легко создавать как одежду целиком, так и элементы ее отделки, а так же салфетки, скатерти, украшения, игрушки и многое другое.

По мнению мировой путешественницы и специалистки в области вязания крючкомAnnie Potter — искусство вязания крючком было создано в XVI веке.

Другая исследовательница, Lisа Paludan из Дании, которая ограничила свой поиск истоков вязания крючком территорией Европы, выдвинула 3 теории.

1) Вязание крючком появилось в Аравии, затем направилось на восток до Тибета и на запад до Испании, откуда следовали торговые маршруты в другие страны средиземноморья.

2) Впервые узнали о вязании крючком из Южной Америки, где первобытные племена использовали связанные крючком украшения.

3) В Китае впервые появились связанные крючком куклы.

В заключении Lisа Paludan считала, что нет верных доказательств того, насколько искусство вязания крючком является древним, и откуда оно возникло. Нет доказательств того, что вязание крючком существовало в Европе до 1800 г.

Исследователи же считают, что вязание крючком, скорее всего появилось в XIX веке как род вышивки тамбуром, с использованием очень тонких крючков. Метод состоял в том, что холст сильно натягивали на основу. Под холстом держали рабочую нить. Тонким крючком пронизывали холст и, захватив петли рабочей нити, протягивали их через него вверх. Пока петля была все еще на крючке, его вставляли чуть подальше и создавали другую петлю рабочей нити. Затем ее пронизывали через первую петлю для создания цепочки.

Читайте также:  Как вязать ключницы бисером

В Европе вязание крючком начало развиваться в начале XIX века. Оно получило мощный толчок от Мадемуазель Риего де ла Бланшардье, которая была известна тем, что умела превращать старомодной иглой кружева в модели, связанные крючком. Риего уверяла, что она придумала кружевное вязание — сегодня его называют ирландским кружевом. В то время было издано много книг с ее схемами, чтобы женщины имели возможность их копировать.

Вязание крючком в России распространилось с конца XIX века. Рукодельницы в основном вязали кружева, используя для них узоры из ткачества и вышивки крестом.

История салфетки

Что такое декупаж и историю его возникновения сейчас знает каждая рукодельница. Даже та, которая никогда не занималась декупажем. А вот откуда пришла к нам салфетка и каков ее путь в наш современный мир знают не многие и я в том числе.

Конечно, в идеале мне надо было бы сходить в различные библиотеки и покопаться в первоисточниках. Но откуда же взять столько время? Поэтому я воспользовалась информацией самой близкой и самой доступной — размещенной в интернете.

В интернете очень много информации об истории салфетки, но она достаточно разноречива. На русскоязычных сайтах одни версии возникновения салфетки, на англоязычных другие. Я решила собрать все возможные варианты и хочу поделиться этой информацией, ведь это так интересно узнавать что-то новое, особенно об обыденных вещах.

Сразу предупреждаю, что это не истина в последней инстанции, а просто собранная и систематизированная информация из различных онлайновых источников и я буду благодарна всем, кто может поправить и дополнить ее.

И так, начнем. Преобладает версия о фиговом листке как прообразе современной салфетки. Якобы 3500 лет назад рабы листками вытирали губы хозяевам после сытной трапезы и хозяева эти были, конечно же, из древнего Рима.

Самые первые салфетки изготовлялись из асбестовых волокон (которые используются сейчас при производстве шифера). Если честно, то я не особо представляю как можно вытираться такими волокнами, но видимо асбест — это не только твердый и шершавый шифер ))). Асбестовые салфетки стоили очень дорого – позволить их себе могли только представители знати, а позднее – монархи Ближнего Востока. Для очистки после применения их бросали в огонь. Оказывается, что скатертью из асбеста пользовалась даже императрица Екатерина II. Забавляясь, она швыряла эту скатерть в камин, и гости императрицы были шокированы, когда слуга вынимал скатерть из огня совершенно целую и даже не потемневшую.

Так же упоминается о том, что спартанцы в качестве салфеток использовали хлебные мякиши, нарезанные на кусочки и разложенные на столе.

Первые же полотняные салфетки появились в античном Риме и имели маленький и большой размер. Sudarium (латинский — носовой платок) был маленького размера и предназначался для промокания лба во время трапезы, так было принято в средиземноморском климате, т.к. было жарко и влажно. Mappa (латинский — полотнище) была бОльшего размера и размещалась на крае дивана при приеме пищи лежа и защищала диван от загрязнения. Она же служила для промокания губ и вытирания рук от остатков пиши. Кроме того, в маппу заворачивали остатки еды и относили домой, когда трапезничали в гостях. И сейчас в ресторанах есть такая услуга, когда можно взять с собой то, что не доели. В английском языке даже есть выражение для этого «doggy bags».

И дальше промежуток в более чем тысячу лет. Следующий свой след салфетка оставила на Гобелене из Байё (иногда ковёр из Байё; англ. Bayeux Tapestry; фр. Tapisserie de Bayeux), созданный в конце XI века. Я была потрясена, когда впервые прочитала про этот гобелен. Представляете в конце 11 века на льняном полотне вышили гобелен шириной 48/53 см, а длиной аж 68,38 м (. ). На гобелене изображены сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе. Кроме того, на гобелене есть изображение пиршества норманнов и на нем лицо, ответственное за омовение, подносит не только чашу с водой, но и салфетку своему господину и его друзьям.

Читайте также:  Вязать косынку откуда начинать

Вот фрагмент этого гобелена, слуга с чашей правее от середины внизу.

В раннем средневековье салфетки исчезли со стола, и вытирались тем, что было под рукой — одежда, руки, хлеб и т.д. Спустя некоторое время начали использовать одно общее большое полотно, которое клали на стол и его было достаточно, чтобы каждый нашел для себя чистое место. Пример этого можно увидеть на картине Дирка Боутса «Тайная вечеря» (1464-1467 гг).

История салфетки так же связана и со знаменитым художником Леонардо да Винчи, который был не только великим художником, но и искусным поваром. Оказывается он любил устраивать банкеты для своих друзей, но после празднеств на столе оставались грязные скатерти. Да Винчи брезгливо относился к традиции привязывать к ножкам стула кроликов и вытирать об их шерсть грязные руки и поэтому художник настаивал на том, чтобы у каждого сидящего за столом был свой кусок ткани для гигиены рук и рта.

В средние века мода на салфетки распространилась по всей Европе. И законодателями этой моды были не прекрасные дамы, а бородатые и усатые мужчины, вытиравшие бороды и усы после трапез. Поэтому в Англии, где мужчины в основном брились, салфетки были популярны гораздо меньше.

После этого периода мнения источников разделились, одни пишут, что в 17 веке, другие, что в 18 веке знать перешла на использование столовых приборов. Я не смогла докопаться до истины, хотя, если бы у меня было больше времени, возможно я бы и нашла точную дату, но. В общем, в каком-то из веков, наконец, салфетка стала менее востребована чем ранее.

Во французском дворе были приняты кодексы этикета для аристократии, среди них способы использования салфетки: когда ее использовать и даже как развернуть на коленях. Во французском трактате, датирующимся 1729 годом, отмечается: «Это не по-джентльменски использовать салфетку, чтобы вытереть лицо или очистить зубы. А самая вульгарная ошибка — это вытереть ей нос». Правило этикета того же самого года гласит: «Человек самого высокого ранга в компании разворачивает свою салфетку первым, все другие ожидают пока он не сделал этого. Если же все социально равны, то все разворачивают салфетки одновременно, без церемоний».

Описывается один интересный факт об использования салфетки, однако, я так и не смогла точно определить какое время в нем описывается. Я так поняла, что это как раз 17-18 век: салфетки не стирались между приемами пищи. Они использовались в течение нескольких дней, прежде чем стирались. У каждого члена семьи была личная салфетка и после еды она размещалась в специальном месте. Как предполагают продавцы салфеток, а информация мной была взята с сайтов именно таких компаний, кольца для салфеток изначально использовались для облегчения процесса поиска своей салфетки. Ну и наконец про Россию. Пётр I, прорубивший «окно в Европу», привез в Россию и обычай вытираться после обеда салфеткой (сам он использовал немецкую). Во времена великого государя даже существовало приветствие: «Салфет Вашей милости!», что означало «Здравствуйте».

Когда Владимир Даль составлял свой «Толковый словарь», салфетки уже прочно закрепились в обиходе российской аристократии. Что интересно, салфеткой называли и маленькую скатерть для чайного столика, чаще цветную. Да и сами салфетки были намного больше, чем сейчас. Их красиво вышивали, покрывали узорами и передавали в качестве приданого.

В начале 1800-х годов, салфетки стали частью буржуазного образа жизни, в основном для защиты роскошного платья во время еды.

И уже в 1861 году была опубликована «Книга миссис Битон о ведении домашнего хозяйства». Первое издание руководства насчитывало 1112 страниц, на которых усердный читатель обнаруживал 2751 главу и более 900 рецептов, в том числе в ней был и обширный справочный раздел по салфеткам и их складыванию.

Но днем рождения салфетки считается 9 июля 1867 года. Именно в этот день английский фабрикант и бумажный магнат Джон Дикинсон из Хартфордшира представил другим фабрикантам одно новшество – бумажные салфетки. Это была маленькая революция в нормах застольного этикета и развития цивилизации в целом. Дикинсон, кроме того, изобрел станок, безостановочно производящий бумагу из целлюлозы. Это было начало производства бумаги в промышленных масштабах в Великобритании.

Дальше информация настолько рознится, что я даже не буду ее приводить, потому что каждая компания, выпускающая салфетки, считает своим долгом объявить себя главной компанией в этой области.

Оцените статью