Программа кружка «Вязание на спицах». Начальные классы.
Кружок «Вязание на спицах».
Основное внимание на занятиях вязания на спицах целесообразно уделять формированию практических умений и навыков работы, выполнению элементов украшения для связанных изделий ,правильному подбору инструментов и материалов для задуманного изделия, развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной поделки.
Занятия должны способствовать формированию у учащихся художественной культуры ,художественно-творческой активности ,помочь им в овладении образным языком этого декоративно-прикладного искусства. Развитие школьников осуществляется через знакомство с изделиями этого искусства, традициями народных ремесел ,образцами дизайнерских разработок .Законченные работы могут быть изготовлены для дома, для оформления интерьера школы.
Необходимо учитывать возрастные особенности школьников и специфику внеклассной работы Информация должна сообщаться небольшими порциями ,вновь полученные знания должны сразу закрепляться практическими умениями .Повторение знаний и умений осуществляется не на образцах, а на разнообразных изделиях ,которые несут смысловую нагрузку. Следует начинать с простых изделий по конструкции и небольших по объему работы так ,чтобы учащиеся могли быстро увидеть результат своего труда ,чтобы в каждом новом изделии учащиеся могли проявлять самостоятельность ,творческую инициативу, выдумку при выборе отделки ,рисунка вязания ,формы ,размеров.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно .Общественное значение результатов декоративно -прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
возможности техники вязания на спицах, материалы и инструменты,
свойства шерстяных ,пуховых ,хлопчатобумажных и шелковых нитей,
правила подбора спиц для вязания,
условные обозначения ,применяемые при вязании на спицах,
технология вязания на двух и пяти спицах,
способы ремонта вязаных изделий,
содержание и характер труда специалистов по художественной обработке ткани.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора,
выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений
вязать простые изделия на двух и пяти спицах,
производить ремонт вязаных изделий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: АТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Программа кружковой работы «Волшебные спицы»
рабочая программа (4 класс)
Программа направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами, на обучение детей основам многоцветного вязания, вышивки на трикотажном полотне и кругового вязания спицами, предполагает работу по обучению учащихся особенностям вязания мягких игрушек и их декорирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружковой работы «Волшебные спицы» | 312 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация рабочей программы кружка «Волшебные спицы» .
Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течение первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями. Данная программа рассчитана на возраст учащихся с 8 лет. Набор детей — свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания спицами.
Программа кружка рассчитана на 1год обучения и предполагает 68 ч. (занятия проходят 2 раза в неделю по 1часу).
Программа направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами, на обучение детей основам многоцветного вязания, вышивки на трикотажном полотне и кругового вязания спицами, предполагает работу по обучению учащихся особенностям вязания мягких игрушек и их декорирования.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Занятия по данной программе открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она не только поможет обучающимся научиться вязать на спицах, но и разовьёт их художественно – эстетический вкус, научит аккуратности, вниманию, ответственности.
Цель программы – развитие творческих способностей и нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
- Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
- Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;
- Научить четко, точно выполнять основные приемы вязания;
- Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
- Обучить особенностям вязания различных моделей;
- Обучить основным условным обозначениям;
- Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
- Привить интерес к данному виду творчества;
- Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
- Привить основы культуры труда.
- Развивать творческие способности;
- Развивать произвольность психических процессов;
- Развивать образное мышление;
- Развивать воображение и фантазию;
- Развивать моторные навыки.
Программа кружковой работы: «Волшебные спицы» основана на единых подходах и принципах:
— использование разнообразных форм организации занятий;
— развивающий характер обучения;
— обеспечение психологического комфорта ребёнка;
— формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности
Обучение проводится в двух направлениях :
— усвоение теоретических знаний;
— формирование практических навыков.
Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Происходит в форме бесед, лекций, экскурсий.
Практическая часть — включает в себя навыки изготовления образцов вязания и изделий.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра.
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.
Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей и технического творчества учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию творческих способностей и нравственно-эстетического воспитания детей. Данной задаче формирования личности ребенка может отвечать организация кружка «Волшебные спицы».
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
В настоящее время особенно остро возникает необходимость побудить активный интерес школьников к отечественной истории, к истокам национальной культуры. И большую роль в этом играет знакомство с декоративно – прикладным творчеством, освоение некоторых его видов. Художественное вязание является исконным народным ремеслом.
Веками отточенное мастерство вязания актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность.
Программа способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей желания активно участвовать в продуктивной деятельности, обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Данная программа рассчитана на возраст учащихся с 8 лет. Набор детей — свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания спицами.
Программа кружка рассчитана на 1год обучения и предполагает 68 ч. (занятия проходят 2 раза в неделю по 1часу).
Программа направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами, на обучение детей основам многоцветного вязания, вышивки на трикотажном полотне и кругового вязания спицами, предполагает работу по обучению учащихся особенностям вязания мягких игрушек и их декорирования.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Педагогическая целесообразность программы
Программа «Волшебные спицы» реализуется для детей с разным уровнем подготовки и разным уровнем мотивации к обучению. Главным критерием приема детей является интерес к занятию художественным вязанием. Возникла необходимость составления универсальной программы, которая учитывала бы разносторонние интересы и возможности ребят. В данных условиях программа «Волшебные спицы» — это механизм, который определяет содержание обучения вязанию школьников, методы работы педагога по формированию теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся. В основу Программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных народных промыслах.
Программа курса по художественному вязанию включает в себя курс обучения основным приемам вязания на спицах, теоретических знаний об истории развития трикотажного производства и правил ухода за ними, а также дополнена темами по технике изготовления индивидуальной выкройки.
Дифференцированный подход в подборе изделий, схем вязания является наиболее продуктивным и позволяет каждому ребенку добиться максимально положительных результатов. Занятия в объединении способствуют развитию определенных черт характера: внимания, усидчивости, целеустремленности, чувства ответственности.
Отличительные особенности Программы
Отличительной особенностью данной модифицированной дополнительной образовательной программы «Волшебные спицы» от существующих образовательных программ является то, что она предполагает более углубленное изучение и практическое освоение вязания как одного из видов рукоделия. Содержание программы «Волшебные спицы» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития практических умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учащихся.
Цель программы – развитие творческих способностей и нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
- Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
- Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;
- Научить четко, точно выполнять основные приемы вязания;
- Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
- Обучить особенностям вязания различных моделей;
- Обучить основным условным обозначениям;
- Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
- Привить интерес к данному виду творчества;
- Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
- Привить основы культуры труда.
- Развивать творческие способности;
- Развивать произвольность психических процессов;
- Развивать образное мышление;
- Развивать воображение и фантазию;
- Развивать моторные навыки.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы : принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.
Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.
Используются следующие методы обучения :
— словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);
— метод показа, или наглядный метод;
— метод расчлененного разучивания элемента вязания.
Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Усвоение программы обеспечивает достижение следующих результатов.
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлении о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
7. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
3. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить смысловое высказывание соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся будут знать
- Историю техники вязания на спицах;
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Инструменты и материалы;
- Условные обозначения, понятие «раппорт»;
- Основные приемы набора петель и вязания на спицах.
- Особенности вязания цветных полотен;
- Способы соединения цветных полотен по вертикальной и наклонной линиям;
- Виды украшений вязаных изделий;
- Особенности вышивки на трикотаже;
- Способы переведения рисунка на полотно;
- Особенности снятия мерок и расчета для вязания;
- Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.
- соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами;
- правильно пользоваться вязальными спицами, ножницами;
- подбирать материалы для вязания;
- выполнять основные элементы вязания;
- свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.