Конспект урока вязание шарфа спицами

Вязание на спицах
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Технология 8 класс (обслуживающий труд) «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Конспект урока с презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 8-м классе по теме «Вязание на спицах. Виды петель и их образование»

Образовательные цели: познакомить учащихся с вязанием на спицах, историей вязания, инструментами и материалами, используемыми при вязании, правилами подбора спиц и пряжи, правилами безопасности труда. Обучить набору петель, вязанию лицевых и изнаночных петель. Ознакомить с условными обозначениями лицевых и изнаночных петель.

Воспитательные цели: воспитывать усидчивость, аккуратность, взаимопомощь.

Развивающие цели: развивать логическое мышление, умения сопоставлять, сравнивать; развивать художественный вкус.

  1. Образцы вязаных изделий.
  2. Образцы пряжи.
  3. Книги по вязанию на спицах.
  4. Журналы мод по вязанию на спицах.
  5. Презентация к уроку. Лучшие проектные работы учащихся прошлых лет по вязанию на спицах.
  6. Компьютер и проекционная система.

Материалы и инструменты:

  1. Различные спицы.
  2. Пряжа из натуральных и химических, и смешанных волокон.
  1. Вязание на спицах
  2. История вязания
  • Материаловедение.
  • Спицы.
  • Правила ТБ и санитарно-гигиенические требования при вязании спицами.
  1. Практическая часть: набор петель начального ряда, вязание лицевых и изнаночных петель; условные обозначения петель.
  2. Вопросы для закрепления.
  3. Подведение итогов занятия.

В 8 классе вы знакомитесь с вязанием на спицах по разделу программы «Создание изделий из текстильных и конструкционных материалов.». Наверное, и в вашем гардеробе есть вязаные изделия. Ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности, а связанные вручную модные, художественно оформленные вещи пользуются постоянным успехом. Вязание было и остаётся популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, модные, тёплые и красивые вещи для детей и взрослых, для украшения дома.

Вы знаете, что для создания какого-либо изделия, необходимы базовые теоретические знания и практические умения. В течение нескольких занятий мы изучим теорию вязания спицами, научимся набору петель, вязанию лицевых, изнаночных петель, рассмотрим способы прибавления и убавления петель, познакомимся с условными обозначениями, применяемыми при вязании на спицах, научимся читать схемы вязания и работать по ним. Все эти знания и умения помогут вам выполнить качественную и красивую работу. Это могут быть предметы одежды: варежки, носки, гетры, шарфы, шапки, береты, топы, джемпера, туники и другие вязаные на спицах вещи. Можно связать сувенирные изделия, например, мягкие игрушки. Учитель демонстрирует образцы вязаных изделий, Эта работа поможет вам выразить свой творческий замысел, придать изделию индивидуальность.

Слайд 2-3 История вязания

«Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас учёные стараются доказать, что ещё задолго, до начала нашей эры люди уже владели техникой вязания. Вязали сначала без каких – то специальных приспособлений, а просто на пальцах.

Обратимся к археологическим исследованиям. Самая древняя вязаная вещь – декоративный вязаный пояс с птицей колибри – найдена в Перу и относится к началу 3 века нашей эры. Сложность рисунка, тонкость исполнения и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания.

В египетских гробницах найдены экземпляры некоторых вязаных вещей 4 -5вв. н.э. Одна из находок – детский носок из цветной шерсти – связана очень оригинально. Большой палец связан отдельно от остальных так, чтобы между ними мог проходить ремешок сандалии.. Приблизительно к тому же периоду относится находка вязальных спиц в германских гробницах.

В 13 в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию. В 16 в. вязание уже известно во всех странах Европы. Вязаные вещи, особенно чулки, стали очень популярными.

Ручное изготовление вязаных чулок в то время значительно опередило изготовление других вязаных изделий. В мужской моде того времени были популярны штаны – колготы и вязаные облегающие чулки.

Интересно, что вязание было вначале мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией. Так, пражские чулочники в 1612 г. постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины.

И они стали великолепными, изобретательными вязальщицами! Некоторые даже удостоились звания «королевы вязания», демонстрируя своё искусство на представительных соревнованиях. Одна из них – швейцарская вязальщица с удивительно быстрыми пальцами за 71 минуту связала свитер, правда, толстыми спицами. Может среди нас тоже есть будущая «королева вязания»

Кроме простых вещей – носков, шарфов, тёплого белья – высокопрофессиональные мастерицы вязали узорные и ажурные вещи.

Перелом в вязании произошёл с появлением вязального станка (1583 г.), изобретённого английским священником Вильямом Ли. Казалось, что машинное вязание вытеснит ручное. Жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускается изделий массового машинного производства, тем более ценными становятся вещи, связанные вручную.

А сейчас мы рассмотрим, какие же нитки используются для вязания

«Нитки бывают ручного и машинного прядения.

Если раскрутить нитку, то можно увидеть что она состоит из более тонких нитей – волокон. Свойства волокна определяют свойства ниток.

Волокна растительного происхождения вырабатывают из хлопка и льна, бамбука

Волокна животного происхождения получают из коконов шелкопряда и шерсти овец, коз, кроликов, лам, верблюдов. Изделия из таких ниток тёплые. Вообще опытные мастерицы считают, что лучшие нитки для вязания – шерстяные и хлопчатобумажные.

Химические волокна получают промышленным путём. Из древесины – вискозное волокно. Из продуктов переработки нефти, газа, угля – капрон, лавсан и др.

В домашних условиях определить вид пряжи можно путём сжигания нити. Натуральные волокна горят и обуглившийся комочек можно растереть пальцами, синтетическая нитка не горит, а плавится, образуя жёсткий спёк.

К основным свойствам ниток относятся: толщина, длина, крутка, ровность, упругость, прочность.

Упругость и прочность нитки – свойства, неотделимые друг от друга. Если нитка пружинит в руках при растяжении, значит она прочна, изделия из неё будут хорошо носиться и сохранять форму. Менее прочную нитку лучше соединить с другой, более прочной.

Из сильно скрученных ниток изделие получится жёстким, неэластичным, оно будет плохо сохранять тепло. Но если нужно связать изделие, которое должно сохранить форму (сумка, тапочки и др.), то для вязания таких изделий нужно брать именно эти нитки.

В зависимости от вида изделия подбирают и толщину пряжи. Для зимних и спортивных изделий берут более толстую пряжу, для летних и ажурных – более тонкую.

Изделия для детей вяжут из мягкой нежной пряжи [1].

Учитель демонстрирует мотки различной пряжи (ангорская шерсть – пух ангорского кролика, мериносовая шерсть – один из лучших сортов овечьей шерсти, мохер – шерсть ангорских коз, акрил и др.).

Фантазийная пряжа изготавливается по особой технологии с добавлением различных по качеству, цвету, свойствам нитей.

Покупая пряжу в магазине, сохраняйте ярлычок, эти данные в дальнейшем могут пригодиться.

Для вязания нам потребуются спицы.

Подбор спиц – важный момент, потому что, даже имея очень хорошую, качественную пряжу, но используя в работе неудобные спицы, вы никогда не получите удовольствия от вязания, да и внешний вид изделия окажется не на должном уровне. Вязание можно выполнять на двух, пяти или круговых спицах.

«Для работы необходимо приобрести легкие, хорошо отполированные спицы. Концы их должны быть не слишком острыми, но и не слишком тупыми. Даже малейшие шероховатости на поверхности спиц мешают скольжению нити и затрудняют работу. Предпочтение можно отдать стальным никелированным спицам, хотя они несколько тяжеловаты. Алюминиевые спицы легкие, но пачкают светлую пряжу. Можно использовать пластмассовые, бамбуковые и костяные спицы: если они толстые, ими удобно вязать, тонкие же гнутся и быстро ломаются.

Сейчас появились очень удобные в работе спицы с тефлоновым покрытием.

Многие любят работать металлическими спицами на капроновом тросике. Спицы с полихлорвиниловой трубкой менее практичны, так как петли по ней продвигаются с усилием и трубка быстро ломается. На спицах с тросиком можно вывязывать широкие детали, которые удобно прикладывать к выкройке или изготавливать цельновязаные изделия. На таких спицах мне нравится вязать детские вещи, связанные от горловины, с рукавом реглан. Очень удобно. Ребенок подрастает и увеличить длину очень просто.

Спицы имеют свой номер. Он соответствует ее диаметру в миллиметрах. Номер спиц выбирается соответственно толщине нити: спица должна быть в два раза толще нити. Если вы затрудняетесь в выборе спиц, положите на стол одну спицу, сложите нитку от клубка вдвое, слегка скрутите. Сравните толщину скрученной нити и спицы – если они будут одинаковыми, можно смело браться за работу. Если разница будет существенной, поменяйте спицы. [2].

Инструкция по охране труда при вязании спицами

I. Общие требования безопасности

  1. Вязальные спицы должны быть хорошо отшлифованы; хранить их следует в специальных пеналах.
  2. Во время работы следует быть внимательными и аккуратными.
  3. При вязании спицами возможно воздействие на работающих следующих опасных факторов:
  • прокалывание пальцев рук острым крючком или спицами;
  • поражение глаз и других частей тела осколками сломавшегося крючка;
  • травмирование рядом сидящего человека;
  • снижение остроты зрения, вызванное плохим освещением.
  1. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан сообщить учителю.

II. Требования безопасности перед началом работы

  1. Убрать волосы под косынку.
  2. Организовать своё рабочее место так, чтобы освещение было достаточным. Свет должен падать на рабочую поверхность спереди или слева.
  3. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.

III. Требования безопасности во время работы

  1. Вязальные спицы использовать только по назначению.
  2. Нельзя делать резких движений рукой со спицами в направлении рядом сидящего человека.
  3. Следить за правильной организацией рабочего места, не ходить по кабинету с расчехленным спицами.
  4. Следить за правильным положением рук и посадкой во время работы.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

  1. При плохом самочувствии сообщить учителю.
  2. При получении травмы оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

V. Требования безопасности по окончании работы

  1. По окончании работ снять спецодежду.
  2. Привести рабочее место в порядок.

Приступаем к выполнению практического задания. Сейчас мы научимся набирать петли начального ряда, вязать лицевые и изнаночные петли. Первую петлю рекомендую всегда снимать на другую спицу не провязывая, а последнюю петлю ряда провязывать – изнаночной.

Вопросы для закрепления пройденного материала

  1. Назовите основные свойства пряжи.
  2. Как подобрать спицы к данному виду пряжи?
  3. Какие правила ТБ необходимо соблюдать при вязании на спицах?

Презентация по технологии «Вязание шарфа спицами».

Описание презентации по отдельным слайдам:

Во время французских войн с участием Наполеона женщины собирались вместе, чтобы вязать варежки и носки для солдат. Эта практика продолжалась и в период Первой и Второй мировых войн. Различные виды вязания на спицах зародились в разных частях света. Отличие состоит в моделях, орнаментах, цветовом сочетании нитей. Многие старинные приемы вязания с характерными французскими и немецкими названиями используются и сегодня.

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-1590264

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Творческий проект на тему: «Вязание шарфа спицами»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 157

Творческий проект на тему:

“ Вязание шарфа спицами”

ученица 7Б класса

1.Обоснование выбора проекта……………………………………………..с.2

3.Краткая историческая справка……………………………………………с.3

4.Инструменты и материалы……………………………………………. с.3

5.Обоснование выбора материала…………………………………………..с.4

6.Организация рабочего места……………………………………………с.4-5

7.Правила по технике безопасности……………………………………. с.5

8.Технология изготовления шарфа…………………………………………с.6

9.Затраты на вязания шарфа…………………………………………………с.6

1.Обоснование выбора проекта.

Я выбрала именно этот проект, потому что очень хотела научиться вязать спицами шарф-снуд (хомут, труба, восьмерка), круглый или кольцом шарф, который носят на шее или голове.

узнать историю вязания спицами

освоить технику вязания (по выбранной схеме) красивую, но легкую

выполнить работу за 1 месяц

3.Краткая историческая справка.

Вязаные носки, найденные в коптских гробницах, датируются IV—V века, самые древние (III век, эпоха Прато-Наска) вязаные вещи Нового света обнаружены в Перу.

Вязание было известно ещё во времена Троянской войны.

В Скандинавии в эпоху викингов практиковалась техника, названная в России в конце X века — вязание костяной иглой.

Археологические находки фрагментов вязаных вещей обнаружены в Англии, Финляндии, Германии, Норвегии, России (Новгород) датируются X—XI веками. Способов «вязания» иглой насчитывается около тридцати.

В центральной и южной Европе искусство вязания возродилось в XIII веке.

В XVI веке в Испании было широко распространено вязание чулок, тогда же пришла мода на вязаные перчатки.

4. Инструменты и материалы.

Для вязания используются спицы из различного материала: металлические, пластиковые, деревянные. Желательно, чтобы спица на одном из концов имела ограничитель для предотвращения соскальзывания петель. Для получения цилиндрического бесшовного полотна применяются либо кольцевые спицы (соединённые гибкой связью), либо комплект из четырёх (пяти) спиц, где одна используется как рабочая.

Плоское вязаное полотно выполняется на двух спицах, либо на кольцевых. Оно вяжется в прямом и обратном направлениях и имеет лицевую и изнаночную стороны.

Цилиндрическое полотно вяжется по кругу только по лицевой стороне. Для обозначения размера спиц применяются номера, соответствующие её диаметру в миллиметрах (например, спица № 4 имеет диаметр 4 мм).

Диаметр спиц выбирается в соответствии с толщиной пряжи, обычно в соотношении 2:1. Пряжа для вязания используется самая разнообразная: льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, синтетическая, смесовая, фасонная.

5. Обоснование выбора материала.

В холодную, ветреную погоду так хочется укутаться в теплые и объемные вещи. Шарф снуд или хомут создан специально для этой цели. Он надежно защищает от переохлаждения, не дает замерзнуть даже в сильный мороз. Его удобно надевать, носить и снимать. Это стильный и универсальный аксессуар.

Последние несколько лет на мировых подиумах замечен шарф, хорошо забытый аксессуар 80-х годов прошлого века. Эта удивительная, модная и теплая вещь раньше пользовалась огромной популярностью. Круглый шарф чаще всего был вязаным и использовался в качестве головного убора.

Назывался он капором или трубой. Сегодня шарф имеет более современное название – снуд.

Снуд – простой, но вместе с тем, элегантный аксессуар. Он бывает разных размеров. Большой хомут, благодаря своей ширине, хорошо скрывает плечи и согревает их.

Сделать его легко: сшейте концы обычного шарфа между собой или же свяжите изделие из пряжи самостоятельно.

Эффектно и дорого снуд смотрится, если он сделан из объемной пряжи или оригинального материала. Шарф прекрасно смотрится, если надеть его поверх пальто, пуховика, куртки или на свитер, пиджак. С учетом модных тенденций, стиля, времени, предпочтений и возможностей снуды шьют из различных материалов (меха, пряжи, шерсти, трикотажа, шелка) и любых цветов. В этом году на пике популярности трикотажные, кружевные и меховые снуды.

Я решила связать снуд из шерстяной пряжи крупной вязкой. Цвет выбрала универсальный — белый, чтобы подходил к моей верхней одежде.

6. Организация рабочего места.

Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено, причем, свет должен падать на работу с левой стороны.

Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.

Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развилась близорукость, и в глаза не попадали частички шерсти.

Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми.

Для того, чтобы в процессе вязания пряжа не загрязнилась, советуем вложить клубок в клубочницу (или полиэтиленовый пакет).

При вязании спицами могут понадобиться дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы, сантиметровая лента, булавки.

7. Правила техники безопасности.

1) До начала работы учащийся должен:

— хранить рукоделие в специальной шкатулке (пакете);

— хранить иголки и булавки в игольнице;

2) Во время работы учащийся должен:

— бережно относиться к своей работе и инструментам для работы;

— не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду;

— во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу,
ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями;

— передавать ножницы друг другу только с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед;

— следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол;
— не размахивать ножницами, спицами.

3) По окончании работы учащийся должен:

— проверить количество спиц, булавок в игольнице, их должно быть столько же, сколько в начале работы, найти потерянные спицы и булавки

— убрать ножницы, спицы в специально отведенное место;

— убрать свою работу в сумочку или шкатулку для работы.

8. Технология изготовления шарфа-снуда простой английской резинкой.

Простая английская резинка отличается от обычного полотна более выраженным рельефом, потому что у нее есть выраженный рубчик. Его образует косичка в центре раппорта, придающая изделию привлекательный внешний вид.

Английская вязка эластичная, поэтому имеет свойство поддержки формы. Поэтому ее используют для шарфов, шапок, обработки краев свитера.
Нужно набрать нечетное число петель, провязать их по схеме:

1 ряд – одна лицевая, накид, снять петлю с рабочей ниткой сзади, повторить до конца;

2 – накинуть нить, снять, 2 вяжутся вместе лицевой, продолжать так до конца;

3 – две провязываются совместно лицевой, накинуть нить, перекинуть непровязанной, повторять до конца;

далее идет чередование 2-й и 3-й последовательности;

первая кромочная всегда снимается, не провязывается,

последняя – идет как изнаночная.

Концы шарфа сшить так, чтобы образовалось кольцо.

Читайте также:  Вязать крючком плед техника
Оцените статью