Роскошь в образе и простота в исполнении: шетландские узоры спицами
Наверное, многие из вас видели шикарные и лёгкие, словно пёрышко, ажурные платья из мохера. Или воздушные шали и палантины, будто сотканные из тончайшей паутинки. И вся эта изысканная роскошь состоит из простых, но эффектных узоров, которые мы привыкли называть шетландскими.
Название пришло к нам из одноимённых островов, находящихся на северо-востоке от Шотландии. Издавна шерсть шетландских овец почиталась как самая нежная, тонкая и шелковистая, пряжа из такой шерсти идеально подходила для красивых и одновременно тёплых и нежных вещей.
Говорят, вещи, созданные шетландскими мастерицами, носила даже сама королева Виктория и дамы высшего света!
Ещё бы не носить такую роскошь. ♥ Я постаралась собрать для вас в этой статье схемы самых красивых шетландских узоров.
Условные обозначения для схемы:
Галка влево — 2 петли вместе с наклоном влево
Галка вправо — 2 петли вместе с наклоном вправо
Современные интерпретации шетландских узоров очень многообразны и неповторимы — фантазия рукодельниц не ограничивается только лишь шерстью шетландских овец: по мотивам шетландских узоров вяжут и летние платья из тончайшего хлопка, вискозы и шёлка; и нежные шали, шарфы и палантины из кашемира и мериноса.
Главное правило — это толщина ниточки. Чем тоньше ниточка, тем лучше, ведь шетланд не любит грубость.
Сами по себе схемы узоров очень просты и понятны даже начинающей вязальщице , ведь главная изюминка узора — это обилие накидов, благодаря которым образуется волшебная кружевная паутинка.
Однако есть один сложный момент в вязании: так как накидов очень много, а ниточка для вязания берётся тонкая — легко ошибиться и сделать ошибку даже в самом простом узоре.
Условные обозначения для схемы:
Треугольник влево — 2 вместе лицевой влево
Треугольник вправо — 2 вместе лицевой право
Равносторонний треугольник — 3 вместе лицевой
Пустой квадрат — нет петли, добавлено для симметрии схемы, просто вяжите следующий элемент по схеме
Чётные ряды вязать изнаночными
Чтобы не напутать с узором, рекомендую пользоваться счётчиком рядов или отмечать ряды отдельно в тетрадке.
Даже если вы очень опытная вязальщица, такая перестраховка будет нелишней и снимет ненужное напряжение с глаз, ведь чтобы понять, на каком этапе вы остановились (особенно, если надолго от вязания отвлеклись) — придётся очень внимательно разглядывать уже провязанные ряды.
Палочка влево — 2 вместе лицевой с наклоном влево
Палочка вправо — 2 вместе лицевой с наклоном вправо
Равносторонний треугольник — 3 петли вместе лицевой
Цифры 5, 7, 9 и так далее — это просто указанное количество лицевых петель, чтобы не высчитывать по схеме, а вязать столько сразу. Очень удобно, надо взять на вооружение.
Точка — шишечка (из 1 петли связать 5: провязать одну петлю, не снимая рабочую, далее накид, ещё одна петля, накид, закончить провязанной петлей и снять. Повернуть вязание и провязать эти 5 петель изнаночными, снова повернуть — провязать лицевыми. Ещё ряд изнаночных и в лицевом ряду провязать 5 петель вместе лицевой. Шишечка готова)
Ещё одной особенностью шетландских узоров является то, что их фирменным узором выступает ромб во множестве интересных вариаций.
На первый взгляд, глядя на схемы «шетланд», которые я выложила выше — кажется, что все эти узоры одинаковые. Но это не так! Разницу начинаешь понимать только в самом изделии, ведь ромбик чуть большего или чуть меньшего размера, разное расположение и количество накидов в сумме дают совершенно новый узор. И неважно, что основа одна.
Двигаясь от самых простых к самым сложным переплетениям , можно создавать удивительные шедевры, чья ценность не имеет времени, ведь по-настоящему красивые вещи будут цениться всегда!
И даже если вы вяжете точно таким же узором , как другая рукодельница, ваша вещь всё равно получится уникальной, ведь один и тот же узор может выглядеть по-разному, в зависимости от вашего мастерства, толщины ниточки и состава пряжи.
Я думаю, и говорить не надо о том, как богато и изысканно смотрятся платья шетландскими узорами. Правда, здесь уже играет роль не только мастерство вязальщицы, но и умение швеи: если вы хорошо шьёте, то для вас не составит труда сделать красивый и подходящий подклад. Если же нет, то стоит заранее озаботиться этим моментом, ведь для того, чтобы платье «заиграло» — ему нужна достойная «основа», как нужна ювелирная огранка драгоценному камню.
Роскошно смотрятся длинные платья как с коротким подкладом (это особенно выигрышно для длинных и стройных ног, кокетливо выглядывающих из-под тонкого ажура), так и длинным и пышным вариантом (видели юбки-пачки, как у балерин? Пару лет назад они были очень популярны. Как по мне, идеальный вариант «основы» под платье или юбку шетландскими мотивами).
И если сейчас вы не уверены в своём мастерстве и не готовы вязать платье , юбку, тунику или ещё какую-нибудь крупную вещь шетландскими узорами — это не повод расстраиваться. Ведь можно связать красивый палантин или нежнейшую шаль, да даже просто небольшую косыночку, которая не оставит равнодушными никого, вплоть до случайных прохожих.
Желаю всем творческих успехов и хорошего настроения! ☺
Шетландская техника вязания
На сегодняшний день существует множество разновидностей техник вязания. И сегодня предлагаю поговорить о технике вязания шетланд. Данный вид вязания в последние годы получил довольно широкое распространение. В основе лежат популярные во всем мире ажурные шетландские узоры. Я влюблена в изделия, связанные в данной технике. Они поистине шикарные и требуют от вязальщицы немалого труда, но поверьте это того стоит.
Давайте начнем с небольшого экскурса в историю и узнаем где же истоки такого вязания. Свое название данный вид вязания получил от одноименных шетландских островов, представляющих собой архипелаг, расположенный на северо-восток от Шотландии. Именно сюда еще в древние времена были завезены овцы, которым приходилось выживать в довольно суровом северном климате скалистых островов. Здесь характерны постоянные холодные ветра, короткое лето. У овец к тому же довольно скудный рацион. В основном трава и морские водоросли. И все это наделило животных мягкой и весьма теплой шерстью. Правда, для ткачества такая шерсть из-за своей мягкости не подходила, а вот для вязания была действительно идеальной. Изделия из этой шерсти весьма мягкие и теплые. Именно вязание из-за изолированности материка наряду с рыболовством превратилось в одной из видов бытовой деятельности.
Уже в 16 столетии была налажена торговля вязаными изделиями, в частности шетланских чулок. Однако с развитием в начале 1800 годов машиной чулочной индустрии в Британии торговля пришла в упадок и шетланские вязальщицы начали осваивать вязание шикарных кружевных шалей, пользовавшихся немалым спросом среди европеек. Как известно сама королева Виктория и дамы придворного общества носили кружевные шали и ажурные колготки, изготовленные шетланскими вязальщицами. И несмотря на то, что машинная индустрия набирала обороты популярности вязальщицы, проживавшие в отдаленных частях островов все, знали особенности и секреты мастерства, которые и приносили немалый доход. Все секреты передавались из поколения в поколение, а также постоянно совершенствовались. Сюда можно отнести и технику обработки шерсти, и умение сохранить натуральный цвет либо придать нужный оттенок, используя природные красители, а также приемы вязания и узоры.
Так в чем же секрет такого очарования шетланских узоров и почему они так популярны в наши дни. Простые ажурные узоры вязальщицы стали комбинировать между собой и при этом использование небольшие приемы. В результате этого и получались сложные комбинации шетланских узоров.
Стоит сказать, что еще в 11 столетии центром ажурного вязания, а также ажурных чулок стала Испания. Более того, бытуем мнение о том, что искусство вязания ажуров было начато еще более ранее либо в Индии, либо Греции. Однако сегодня мы говорим не просто об ажурном вязании, а шетланских ажурах, покоряющих своей красотой.
Самое интересно, что за счет специального вязального пояса скорость вязания достигалась 200 петель в минуту. Данный пояс носился вокруг талии с правой спицей, которая втыкалась в прорезь мешка, набитого конским волосом. Данный способ позволял поддерживать спицу и работу. Как только изделие увеличивалось в размерах его подкалывали с помощью крючка пояса и булавок на левом бедре. Такие манипуляции позволяли постоянно держать нить в нужном натяжении и тем самым увеличивать скорость вязания. Для вязания использовали стальные спицы, которые именовали wires, что переводится как проволока. Такие спицы под воздействием силы упругости самостоятельно выпрямлялись, что также позволяло увеличить скорость вязания.
Стоит отметить, что в целом львиная доля вязаных вещей на этих островах можно смело отнести к повседневной одежде, которая идеальна для выхода в море и сурового климата. А вот шетландское кружево – это действительно исключение.
Особенности вязания и пряжа
Одним словом, история возникновения этой техники очень интересна, но имеет ряд своих особенностей. Ведь, как я уже отмечала шетландское кружево уникально и непохоже на другие виды кружевного вязания. Как правило оно представляет собой сложные ажурные узоры на фоне платочного вязания, но так как многие вязальщицы вяжут по кругу, то изнаночные петли заменяют на лицевые, что ни в коей мере не портит привлекательность. Широко используются разнообразные виды ажурной каймы, обрамляющие изделие по периметру.
Бесспорно, сегодня выбор материалов не так ограничен, как раньше. И многие вязальщицы для создания изделий в технике шетланд применяют шелк, лен, кид-мохер, меринос, альпака, кашемир, смесовки и даже синтетические составы.
Для того, чтобы вязать такие шикарные узоры весьма важно уметь читать схемы и узор. Только так можно добиться шикарного полотна. Для вязания вам потребуются тонкие спицы. Правда, говорят, что и на толстой пряже такие ажуры не плохо ложатся, но лично я не видела. Итак, потребуются спицы, маркеры и блокираторы.
Если говорить об особенностях вязания, то здесь потребуется умение правильно соединять нити без узлов, так как на полупрозрачном изделии они точно будут смотреться нелепо. Обязательное условие — это блокировка готового изделия после ВТО, в противном случае той роскоши будет добиться сложно.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Вязание для женщин спицами (6736)
- Пуловер, свитер, джемпер, (2867)
- Жакеты, кофты, кардиган, болеро (1761)
- Платье, туника ,сарафан (910)
- Жилеты, безрукавки, топы (865)
- Пальто, пончо (163)
- Юбки, брюки (126)
- Костюмы, комплекты (86)
- Купальник (1)
- Вязание (4512)
- Узоры спицами (1009)
- Шарфы, снуды, шали, палантины (703)
- Азы вязания, мастер-классы (678)
- Береты, шляпки, шапочки, косынки (606)
- Узоры крючком (576)
- Ирландское, брюггское, румынское кружево, фриформ (320)
- Носки, тапки, варежки, пинетки, башмачки (307)
- Идеи для вязания (185)
- Цветы крючком, спицами (104)
- Воротнички (42)
- Нестандартное вязание,ткань+крючок (39)
- Одежда для кукол (16)
- Вязание для женщин крючком (3541)
- Платья, сарафаны, туника (1030)
- Кофта, кардиган, жакет, болеро (794)
- Жилеты,топы, безрукавки (726)
- Джемпер, пуловеры,свитер (586)
- Юбки, брюки (264)
- Костюмы, комплекты (123)
- Пальто, пончо (52)
- Купальник (17)
- Рецепты (1879)
- Салаты, закуски (296)
- Мясо, курица (179)
- Торты (171)
- Пироги, рулеты (151)
- Печенье (136)
- Заготовки (136)
- Кексы, маффины (101)
- Пирожки, пончики (95)
- Булочки, хлеб, бутерброды (88)
- Овощи, грибы (79)
- Лепешки (61)
- Сладости (56)
- Соусы (56)
- Сыр, творог (52)
- Блины, оладьи (48)
- Рыба, морепродукты (47)
- Тесто (37)
- Оформление блюд, украшение выпечки (32)
- Пирожное (29)
- Запеканки, каши, блюда из яиц (25)
- Напитки (22)
- Супы (18)
- Паста (13)
- Постные блюда (9)
- Все для дома (1355)
- Скатерти, салфетки (330)
- Пледы, покрывала, занавески, ковры (190)
- Игрушки (181)
- Сумки, зонты, пояса (140)
- Шьем (137)
- Полезные мелочи, полезные советы (120)
- Цветы, сад, огород (83)
- Раннее развитие детей (54)
- Украшения (44)
- Дизайн (38)
- Декоративные подушки (37)
- Детские прически (2)
- Вязание для детей спицами (641)
- Кофточки (317)
- Платья, сарафаны (176)
- Костюмы, комбинезоны, конверты, комплекты (63)
- Пальто, пончо, куртки (48)
- Юбки (29)
- Брючки, штанишки (6)
- Вязание для мужчин (319)
- Журналы (287)
- Красота и здоровье (262)
- Вязание для детей крючком (253)
- Платья, сарафаны крючком (135)
- Кофты, кофточки (65)
- Костюмы, комбинезоны, конверты крючком (21)
- Юбка крючком (20)
- Пальто, пончо крючком (10)
- Брючки, штанишки крючком (4)
- Плетение из газет (71)
- Дневник, блог, компьютерные программы, бизнес (61)
- Это интересно (20)
- Английский, немецкий язык (16)
- Новая жизнь старых вещей (8)
- Бисероплетение (5)
- Цветы из бисера (3)
- Украшения из бисера (2)
- Поздравления (0)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Сообщества
Платье по мотивам шетландских узоров спицами-подробное поэтапное описание со схемами.
В этой статье я хочу поделиться своим опытом вязания платья спицами по мотивам шетландских кружев. Надо сказать, что прежде я ничего подобного не вязала. Я никогда не вязала из тонкого шелка узоры на тонких спицах, мне казалось это очень сложным и трудоемким процессом. Но очарованная красотой изделий в стиле «шетланд», я все же решилась на сей подвиг, и хочу поделиться с вами своими впечатлениями.
Забегая вперед, сразу же оговорюсь, ажурный «шетланд» стал для меня еще одной любовью с первой петельки! А сами шетландские ажуры оказались не такими уж и страшными, как показались на первый взгляд.
Итак, все по порядку.
Мне захотелось связать длинное платье с шетландскими мотивами. Просматривая традиционные шетландские шали, я заметила, что в них, как правило, сочетаются несколько различных контрастных узоров. Именно эта пестрая и сложная «конструкция» из узоров в одном изделии и делает шетландские творения такими уникальными и необычными. Этот принцип я решила взять за основу в композиции моего платья, и мне кажется, получилось в итоге все очень даже похоже на «классический» шетланд, такой, каким мы его привыкли видеть в тематических книгах.
Мы знаем, что классический шетланд вяжется платочной вязкой, т.е. во всех рядах лицевые петли. Понятно, что по узору могут вязаться и изнаночные петли, но основной принцип именно такой. Для шалей платочная вязка идеальна, нет изнанки, со всех сторон шаль выглядит одинаково. Многие вяжут шетландские узоры лицевой гладью, при этом почему-то такое вязание получило широкое название «ленивый шетланд», хотя я лично бы с этим поспорила. Одно дело вязать на круговых спицах лицевыми по кругу, например, юбку. Но если вяжем кофту или платье с круговых спиц всегда приходится переходить на обычные спицы, когда начинаешь вязать проймы. И тут приходится в изнаночных рядах вязать изнаночными петлями, а вязать две изнаночных вместе за заднюю стенку, чтобы сохранять наклон в рисунке да еще тонким шелком на тонких спицах – это я вам скажу совсем не ленивый шетланд!
В любом случае, скажу одно. Один и тот же узор, связанный по одной схеме платочной вязкой и лицевой гладью – это два совершенно разных узора. И какой нравится больше – решать Вам. Я сама раньше настороженно относилась к платочной вязке, мне почему-то казалось, что такие узоры нечеткие, невыразительные и грубоватые. Может все дело в шелке, тонкой нити, не знаю, но шетландские узоры, по моему мнению, именно в платочной вязке раскрываются по-настоящему! (При этом, когда вяжешь образец, этого совсем не видно). Да и вязать все ряды лицевыми петлями намного легче!
Начните с образца. Свяжите один узор, потом другой. Обязательно намочите образец и растяните его. На спице ваш образец будет выглядеть, мягко говоря, неказистым, но вот стоит его расправить!
Посмотрите, как смотрится один узор, как смотрится другой, свяжите еще узор и все это на одной спице. Так вы сможете не только потренироваться (набить руку), подобрать подходящий себе узор, но и посмотреть, как узоры сочетаются между собой. Если узор оказался немного сложным или не понравился вам, начните вязать сразу другой узор, не распуская предыдущий. Может получиться так, что половина связанного узора может неплохо сочетаться с новым узором и стать переходным участком между основными узорами. Словом, экспериментируйте!
Схемы шетландских узоров очень удобные в плане вязания: быстро запоминаются и легко соотносятся с рисунком на полотне. В любой момент четко осознаешь, на каком участке схемы идет вязание, и даже если вы вдруг собьетесь, ошибку заметите очень быстро.
Я решила взять за основу два базовых шетландских узора, которые похожи, и противопоставить им совершенно другой контрастный узор. Для перехода между узорами добавила еще несколько небольших узоров. Главная мысль при составлении композиции – сочетать узоры между собой так, чтобы комбинация ни разу не повторилась. Ведь часто в шетландских моделях один узор плавно переходит в другой, и практически нет повторений в узорах.
Итак, я выбрала базовый узор, условно назовем его №1 и похожий узор №2. (Хочется остановиться на этих узорах поподробнее). Основа узора – ромб, серединку которого можно заполнять разными элементами и каждый раз получается новый узор!
Напоминаю, так как часто узор вяжется с накидами во всех рядах, то нечетные ряды мы читаем с лева направо, а четные (изнаночные) с права налево, если вы вяжете не на круговых спицах.
В этом узоре вяжутся два накида вместе и «дырочка» от накида получается крупная. От этого узор очень выделяется на фоне остальных узоров. Из этой схемы я взяла за основу только начало. Обратите внимание, на схеме в самом ромбе нечетное количество петель, но для провязывания ажура с двумя накидами необходимо четное количество петель, из-за этого на схеме в ряду от начала границы ромба 2 петли, далее ажурный элемент, а до конца границы ромба – 3 петли. Можно сделать количество петель четным, сделав в начале каждого ромба прибавку в одну петлю, а ближе к концу – убавку. Мне нужна была полоса из ромбов, высота которой была равна высоте ромба. Поэтому я, провязав половину ромба из крупных дырочек и маленький ромбик – переход, в буквальном смысле переворачивала схему и начинала вязать ее обратно к началу. В ряду, где во второй половинке ромба на схеме в самом ромбе 7 петель, я прибавляла одну петлю за счет того, что в одном месте вместо 2 лиц. вместе вязала 1 лиц. = 2 лиц., 2 лиц. вместе, 2 накида, 1 лиц., 2 лиц. = 8 петель.
Узор №3, рапорт 20 петель | ||
---|---|---|
Узор № 4, рапорт 12 петель. | |
---|---|
Узор №6, рапорт 34 петли |
---|
|
Этот узор я не довязала до конца. Он мне понравился, но, возможно, из-за большого количества накидов в схеме, полотно платья на этом участке стало мохриться, на шелке стали появляться небольшие начесы, я не стала распускать, но и продолжать вязать узор до конца не стала, узор и недовязанный смотрелся вовсе не плохо.
Кайма. Схемы каймы в ширину мне попадались маленькие, в итоге я нашла схему широкой каймы, но она оказалась слишком широкой. Я ее сократила. Начало каймы выделено в красный квадрат на схеме вверху. Продолжение от красной линии на схеме внизу. Обратите внимание на нумерацию рядов, это важно, при вязании номера рядов должны совпадать.
Переходы между узорами я вязала так. 3-4 ряда лицевыми, далее ряд * 2 лиц. вместе, накид*, далее 3-4 ряда лицевыми. Иногда я вязала два накида (* 2 лиц. вместе, накид, накид, 2 лиц. вместе с наклоном влево*), тогда «дырочки» получались больше.
Здесь еще такой нюанс. Рапорт одного узора 32 петли, рапорт другого 20 и т.д. При этом, чтобы узор не «обрубался» по краям, нужно все рапорты уместить целиком, иногда при переходе между узорами мне приходилось прибавлять №-е количество петель, или убавлять №-е количество петель, чтобы к началу вязания нового узора у меня на спицах было необходимое количество петель. Делала я это равномерно, распределяя убавки по всему ряду. Вязаное полотно очень пластично, оно может где-то растянуться чуть больше, где-то ужаться. Сами узоры разные, где полотно тянется больше, где меньше. Разница до 10-20 петель совсем не существенна и никак не заметна, главное равномерно их прибавить или убавить.
Когда с узорами определились, встает вопрос: «С чего начинать вязать платье?»
В книгах, посвященных шетландскому вязанию на спицах, можно увидеть, что вязание начинается с каймы, далее от каймы набираются петли для подола и сам подол для платья вяжется снизу вверх. Даже схемы такие, что вязание идет снизу вверх и логичнее всего их так и вязать. Также я читала на форумах, что при таком приеме, когда полотно набирается от каймы все полотно – кайма и подол выглядит как единое целое. Если же кайма потом пришивается отдельно, то она смотрится не так гармонично, так как присутствует шов, который все равно заметен. Еще есть вариант привязывания каймы по ходу ее вязания.
Я считаю, что для тех, кто впервые вяжет длинное платье по шетландским мотивам нужно продумать способы возможной дальнейшей переделки этого платья, если вдруг возникнет такая необходимость. Нередко бывает, что в процессе носки или стирки вязаное полотно может вытянуться. Это очень актуально для длинного платья. Особенно если это платье в пол, когда подолу вытягиваться просто некуда. В этом случае придется распускать и лучше обойтись малой кровью. Поэтому я сразу решила, что кайма будет вязаться отдельно от подола, чтобы в случае чего, ее легко можно было отделить от низа платья. А сам подол я решила вязать от талии вниз, чтобы сам низ можно было в дальнейшем при необходимости без труда распустить и заново пришить не тронутую кайму. (Кайму укоротить нельзя, ее можно только заново перевязать!) Если все же узор можно вязать только снизу вверх, то тогда будет целесообразно оставить внизу место для широкой полосы, например, от низа юбки набрать петли и связать полоску узором, который напоминал бы кайму и потом к нему пришить связанную настоящую кайму. Если изделие вытянется, то можно будет распустить эту полоску. Словом, такие моменты лучше продумать заранее, чем потом осознать, что переделка будет означать – что все нужно будет связать заново. Вот при вязании второго платья, когда уже будет четкое представление о том, сколько в длину занимает тот или иной узор, можно начинать вязание и от каймы.
Начала я свое платье от талии вверх, связала отдельно перед и спинку. В принципе, можно было начать и на круговых спицах, но я боялась не угадать с количеством петель. Связанный образец дает приблизительный расчет, как ведет себя шелк, я не знала. В итоге мне все же пришлось перевязывать все до начала пройм, но зато, после перевязки я уже точно знала, какое количество петель мне нужно вязать, какие убавки сделать для пройм и как лучше разместить на этих петлях узор, да и кое-что переделать заодно. (На фото мои перед и спинка до переделки, по ним не ориентируйтесь, там я убрала два ромба по краям и затем по другому разместила следующий рисунок. По нему можно посмотреть, как вязалась горловина).
Кому то легче сделать доскональный расчет петель, кому-то проще связать, посмотреть что получилось, внести коррективы и потом перевязать. Кому как удобно.
Для тех, кому важно знать, сколько в граммах.
Материалы. На все платье у меня ушло 370 гр. бобинного шелка. Метраж мне был озвучен 3000/100 гр., но я в этом сомневаюсь, возможно, 6000/100 гр, потому что ниточка ну уж очень тоненькая (тоньше я просто себе не могу представить!), вязала спицами в 6 нитей.
Размер 52-54
Спинка и полочка. Для спинки и полочки я набрала 224 петли, и провязала узором №1, довязав верхний ромб до конца. (Для этого спуститесь на аналогичный ряд вниз по схеме). При переходе добавила 4 петли = 228. Далее узор № 4 (где в схеме я поменяла местами 2 лиц. вместе и накид) Затем, убавила 4 петли, и провязала узор №2. Далее при вязании перехода между узорами убавила 24 петли. = 200 петель (10 рапортов узора №3) Участок, связанный узором №3 растягивается больше, чем участок, связанный узором №2, убавление петель это компенсирует, и мы избавляемся от лишних петель. Довязав узор до середины, закрываем 10 петель с двух сторон, для пройм. (Для того, чтобы закрытые петли не стягивали полотно, в ряду, предшествующему закрытию, я через каждую петлю добавляю обычный накид, тогда у меня становится не 10 петель для закрытия, а 20. Этот прием я всегда использую, когда мне кажется, что закрытые петли стягивают край полотна и он теряет эластичность.) Далее, к началу следующего узора, формируем пройму — закрываем еще по 12 петель по бокам (4 раза по 1 петле в каждом ряду, 5 раз по 1 петле в каждом втором ряду, далее 3 раза по 1 петле в каждом третьем ряду). После провязывания полоски с накидами между узорами у нас на спице 200 – 44 = 156 петель. Для переда начинаем вязать горловину, для этого закрываем по 20 петель в обе стороны от середины. Для формирования округленного выреза нам надо будет при вязании узором №2 убавить еще по 10 петель: 3 раза по 1 петле в каждом ряду и далее 7 раз по 1 петле в каждом втором ряду.
Далее начинаем вязать Узор №2, но вяжем уже два полноценных ромба в высоту. В ширину – ромб и его половинка. Для переда и спинки я выделила убавление петель со стороны рукава на схеме красным цветом.
Для формирования округлого выреза горловины на переде к схеме с правой стороны прибавляете 10 петель, и вяжете их по рисунку так, как схема продолжалась бы вправо, если бы не была ограничена и делаете потом убавление этих петель так, как я описала выше для горловины.
Заканчиваем узором №3, вернее вяжем его до половины. Для ровного скоса плеча, я петли не закрывала, а оставляла на спице, незакрытые, а в следующем ряду не довязывала ряды до конца.
Связав последний ряд, я оставила петли открытыми на спице, а потом сшила по петлям иглой, так плечевой шов не виден совсем. Вот мы с вами и связали верхнюю часть платья, поздравляю! Дальше остается только наслаждаться вязанием.
Подол. Далее набираем петли от талии и вяжем подол на круговых спицах.
Если мы вяжем платочную вязку, нам придется переворачивать вязание и вязать в обратном направлении. Чтобы вязание в месте перехода между рядами было аккуратным, необходимо потренироваться. На форуме я прочитала такой совет: вяжем ряд до конца и провязываем первую петлю нового ряда, потом снимаем ее обратно на спицу и переворачиваем вязание. Я стремилась к тому, чтобы шов был не заметен, но у меня это не получилось, стык оказался более заметен, чем я надеялась, когда полотно расправилось, видимо, нужна практика. Еще важно по мере вязания подола платья периодически снимать петли со спицы на нитку, мочить провязанное место и все расправлять. Во-первых, легче будет расправлять это все потом, а во-вторых, только так можно контролировать длину.
Итак, вяжем переход между узорами, убирая 8 петель. Напоминаем, на спицах у нас 224 + 224 =448 – 8 (4 по переду и 4 по спинке) =440. Вяжем узор №3 . При этом, в переходе между рядами прибавляем 8 петель обратно и вяжем узором №2 – целый ромб и над ним еще ромб: объединяем две схемы. (18,24). Затем, вяжем узор №5, затем узор №6. Далее узор №2. Я ранее писала, что этот узор растягивается меньше, чем узоры, между которыми он находится. Поэтому я решила, что в этом месте дополнительная прибавка петель не помешает, и добавила количество ячеек-сот в середине, вместо пяти вязала шесть. Из-за этого ромб получился крупнее, и увеличилось количество рядов в высоту. Затем вяжем узором №3, потом узором №4, далее начинаем вязать узором №1, и после первого связанного ромба плавно переходим на узор №2, который продлевается еще на рапорт в высоту. Я думаю, что к этому моменту все уже прекрасно освоились в схемах и вносить в них коррективы по ходу вязания уже ни для кого не проблема! Подол связан, платье практически готово. Остается кайма и рукава.
Для того чтобы платье как можно больше вытянулось и меньше было сюрпризов потом, пока мы будем вязать кайму и рукава, лучше дать возможность платью максимально провиснуть, повесить его на манекен или на вешалку.
Кайма. Далее вяжем кайму по схеме. Я подсмотрела такой прием. Для того, чтобы обойтись без бокового шва на кайме, начальные петли каймы набирают от провязанной крючком цепочки из воздушных петель. В конце вязания каймы цепочку распускают и с двух сторон получаются открытые петли, которые соединяют иглой без шва. Кайму я решила не пришивать, а привязать в процессе вязания крючком пышных столбиков. Это удобно, без швов, легко распределять саму кайму и можно легко распустить при необходимости. Единственное, крючком вязание получается тяжеловатым по сравнению с тонким полотном спицами. Целесообразно для этой цели взять нить тоньше, например, не в 6 нитей, а в 5 или 4. Еще нюанс, после того как это все намочится, растянется и высохнет, то что связано спицами больше ужимается обратно, чем то, что связано крючком, получается некая неровность. (Поэтому с растяжкой именно крючкового полотна лучше не усердствовать) Но с другой стороны, разность фактур в кайме придает ей большую выразительность и это все прекрасно сочетается с обвязкой крючком горловины.
Я просто не знаю более удачного способа обвязки горловины, чем обвязка крючком. Это и проще в плане вязания и главное, «крючковая» основа прекрасно держит форму горловины, и она не растягивается потом.
Рукава. Расчет рукава специально я не делала. У меня была готовая выкройка рукава, я перевела ее на прозрачный целлофан, вырезала ее и приложила на свое готовое практически платье, выбрав подходящий для рукава по узорам участок. (Заметьте, этот участок уже растянут, и значит, вполне может служить ориентиром для вязания по нему рукава).
По этому ориентиру я набирала петли, делала прибавки и т.д. Рукава я вязала сверху вниз, вязала сразу оба, чтобы потом не ломать голову над тем, а сколько я тут прибавляла или убавляла петель, чтобы в итоге рукава получились одинаковыми.
Честно скажу, что мой рукав получился не идеальным. Во-первых, он оказался немного уже, чем пройма, хотя это не большая проблема, так как, сшивая рукав, можно где-то растянуть, где-то присборить, и в итоге рукав будет вшит хорошо. Во-вторых, и это главное, после того, как рукав был вшит, на примерке оказалось, что плечевой шов сползает вниз по плечу. С этим мириться было уже нельзя, и я решила немного удлинить свой рукав, и, набрав петли сверху, довязала немного, делая по бокам необходимые убавки, узором № 4
На что нужно обратить внимание. Мы знаем, что окат рукава к переду с более выраженной выемкой, чем к спинке. Этим отличается левый рукав от правого. Это нужно учитывать при вязании в убавках с левой и правой стороны рукава. Если вязать платочной вязкой, то оба рукава можно вязать одинаково, потому что у рукава не будет переда и изнанки, с любой стороны он выглядит одинаково. Но, если вам, как и мне, придется что-то довязывать, то появится шов. И этот шов (на втором рукаве) нужно будет сделать с нужной стороны, чтобы в итоге не получилось два левых или два правых рукава. Рукава готовы. Теперь вяжем кайму и привязываем ее, все сшиваем.
Горловина. Горловину я обвязала крючком, регулируя ее длину окружности по ходу вязания. Это удобно делать именно крючком, плюс крючок хорошо держит форму, если провязать несколько рядов столбиками без накида, горловина потом не растягивается. Я провяза 3 ряда, столбиками без накида, затем ряд * пышний столбик, 2 ВП* (в местах закругления вносила коррективы и вязала 1 ВП вместо 2ВП), следующий ряд * 1 СБ (цепляя за ВП предыдущего ряда), 3 ВП*, затем 3 ряда столбиками без накида последний ряд «лежачие пышные столбики»- *пышный столбик, СБН через 3 петли*.
И наше платье готово! Ура! Мы это сделали! Поздравляю всех с победой.
Итог. Подводя итог всему моему вязальному приключению, скажу, что вязать шетландские платья оказалось более легким делом, чем казалось в начале. Признаюсь, что перспектива вязать тонкими нитками на тонких спицах по 500 петель в ряду меня пугала, но все оказалось как всегда, глаза боятся, а ручки то вяжут! Шетландские узоры очень простые и интересные для вязания, они часто менялись и просто не успевали надоедать. А та красота, которая получалась на спицах просто подгоняла вязать еще и еще. Единственный неприятный момент – перемотка шелка (уж очень это утомительный процесс) и спицы, которые быстро приходили в негодность, сменила их, наверное, штук десять, причем несколько были забракованы сразу. Спицы покупала дешевые (других тонких спиц просто не нашла у себя, а заказывать и ждать когда они придут не хватило терпения!) Тончайший шелк в 6 нитей – круговые спицы должны быть идеальными! Но я думаю, если подойти к этому осознанно, то можно найти хорошие круговые спицы. И если петельки легко скользят – то вязать шетланд сплошное удовольствие.
Схемы шетландских узоров я брала из книг и журналов.
Немного картинок с моделями для вдохновения.