Как вязать самозатягивающийся морской узел

Самозатягивающийся узел для веревки

Одним из первых умений, которым овладело человечество, является вязка разнообразных узлов. Наиболее простым и популярным в плане применения является самозатягивающаяся петля. Она представляет собой самую простую форму удавки, чья петля служит креплением для веревки. Имеется очень много видов такой петли, затягивающаяся узловая конструкция весьма простая и надежная.

Использование узлового соединения

Самозатягивающийся узел для веревки нашел наибольшее применение на флоте. Они наиболее простые и надежные, научиться их вязать не составляет особого труда. Кроме того, такие петли активно применяются в альпинизме и морском деле, однако, их применение вполне возможно и в домашнем быту.

Основное использование таких затягивающихся узлов помогает в следующих случаях:

  • Для того чтобы повесить гамак или прикрепить навесные конструкции,
  • Закрепить веревку для сушки белья или разнообразных трав,
  • С его помощью можно привязать животное на улице или выгуливать различных коз или коров,
  • На рыбалке помогает привязать лодку и леску к удочке,
  • Также часто применяется при изготовлении различной бижутерии по типу браслетов или иных изделий.

Главное предназначение самозатягивающихся узловых соединений состоит в фиксировании веревки на стационарном объекте или возможность зафиксировать груз на самом тросе, при этом сам груз будет перемещаться вдоль узлового изделия.

Как сделать такую конструкцию

Основная особенность такой петли состоит в том, что она будет надежна при наличии нагрузки на ходовой конец. При этом она должна быть на постоянной основе, иначе такая узловая конструкция без особых проблем развяжется. Последовательность действий для создания такого узла:

  1. Выбираем опору для закрепления узла, например, ствол дерева, столб или иная опора. Делаем полукольцо вокруг основания,
  2. Далее, проводим конец под основной веревкой и просовываем в созданную петлю,
  3. Натягиваем ходовой конец и затягиваем узловое соединение.

В результате получается действительно качественный узел, который будет прижимать ходовой конец к основе, не давая ему развязываться.

Разновидности самозатягивающихся петель

Имеется немалое количество различных самозатягивающихся узлов, но мы рассмотрим наиболее популярные и применяемые в различных сферах:

  • Узловая конструкция c полуштыком. Она аналогична классическому узлу, но свободный конец снова пропускают внутрь опоры, заводят за основную веревку и затягивают в образовавшуюся петлю. Если длина веревки позволяет, то можно сделать и большее количество обвязок,
  • Узловое соединение коровьего типа. Такая разновидность узла активно применяется в морском флоте, однако, ее вполне можно применить на суше. Завязывать такой узловой вариант следует в форме перевернутого штыка,
  • Глухая петля не зависит от постоянной нагрузки, чтобы она держалась крепко, нужно ее просто завязать и хорошо затянуть. Вязка узловой конструкции происходит так, что одна петля просовывается в другую и затягивается,
  • Констриктор является наиболее крепким из представленных вариантов, так как после затягивания он не развязывается. Обычно его разрубают его, чтобы освободить тот или иной объект. Наиболее применим в быту, с его помощью завязывают разнообразные шланги, мешки, круглые предметы.

Стандартная самозатягивающаяся петля применяется на тросе, который закреплен на перекладине для разнообразных мешков. Это помогает уберечь припасы от сырости и грызунов. Он может стать и легко развязывающимся. В петлю нужно просунуть ходовой конец сложенной петлей, в таком случае, его при необходимости быстро развязать достаточно потянуть за конец узловой конструкции.

Для браслета

При изготовлении различных изделий ручной работы требуется закрепить нить самозатягивающимися узлами.

Популярны украшения, которые застегиваются скользящим узловым соединением, позволяющим регулировать длину браслета.

Делать самозатягивающиеся узловые соединения для ручных изделий нужно по следующей схеме:

  1. Сложить концы шнура параллельно друг другу, дабы они смотрели в разные стороны,
  2. Обхватить проходящий шнур одним из концов. Проходя через себя, конец выходит в получившуюся петлю,
  3. Вторым концом аналогично завязываем узловое соединение,
  4. Затягиваем узловые конструкции и получаем готовый браслет с регулировкой длины.

Подобные конструкции присутствуют в различных сферах, одной из них является рыбалка. С их помощью привязывают лески, крючки, воблеры и другие рыбацкие принадлежности. Получается качественный узловой вариант, не требующий особых навыков в вязке. При этом он надежен, так как на одном из концов располагается небольшой груз.

Можно сказать, что петля самозатягивающегося типа является достаточно распространенным и надежным, применяется как в быту, так и в морском деле. Но надо помнить, что некоторые конструкции могут быть надежными только при наличии постоянной нагрузки на ходовой конец. Кроме того, они способны выдержать нагрузку пропорциональную плотности материала, из которого делается веревка для завязывания узла. Желаем удачи в деле создания самозатягивающихся соединений для веревки!

Самозатягивающийся узел

Самозатягивающийся узел считается самым простым типом соединения. Фактически, это обычная удавка с петлей, которая используется для крепления веревки.

Несмотря на простоту, существует несколько способов вязки самозатягивающихся узлов. Детальные схемы сферы применения приведены в данной статье.

Как вязать самозатягивающийся узел

Ключевая особенность такого узла в том, что соединение будет крепким лишь в том случае, если на ходовой конец веревки будет воздействовать постоянная нагрузка (рисунок 1).

Классический самозатягивающийся узел вяжется так:

  1. Вокруг основания выбранной опоры делают полукольцо из веревки. В качестве опоры может выступать ветка, столб, ствол дерева и даже рыболовная снасть.
  2. Конец веревки постепенно сдвигают вниз. В результате вокруг опоры образуется петля, в которую продевают свободный конец.
  3. Узел надежно затянется, когда ходовая часть веревки будет находиться под нагрузкой.
Читайте также:  Как вязать платье клеш

Рисунок 1. Пошаговая схема вязки

Пока трос держит определенный вес, соединение не развяжется. Но как только нагрузка уменьшится, веревка ослабнет и узел распустится.

Сфера применения

Большинство узлов придумали и начали применять на флоте и самозатягивающийся не исключение. Их популярность в морском деле объясняется тем, что такие соединения легко вяжутся и отличаются высокой надежностью.

Рисунок 2. Соединение используется не только в рыбалке и морском деле, но и в альпинизме

В современном мире данный тип соединения часто используют в альпинизме и скалолазании. Но их можно применять и в повседневной жизни. Например, во время отдыха на природе с помощью такого узла легко повесить гамак или соорудить навес. Дома он пригодится для подвешивания бельевых веревок или для того, чтобы привязать корову или козу на выпасе (рисунок 2).

Кроме того, самозатягивающиеся узлы часто используют в рыбалке для крепления снастей и закрепления лодок, а в ювелирном деле применяют для фиксации элементов крепления.

Виды самозатягивающихся узлов со схемами вязки

Кроме классического самозатягивающегося узла, существует несколько его разновидностей. Все они имеют общую сферу применения, но немного отличаются схемами вязки (рисунок 3).

Коровий

Относится к лучшим морским узлам, так как отлично держит соединение под постоянной нагрузкой.

Фактически, этот узел представляет собой перевернутый штык. В морском деле его применяют для крепления снастей, а на суше действительно используют для привязывания коров и коз к кольям.

С полуштыком

Этот узел вяжется так же, как и классический. Но свободный конец повторно обводят вокруг опоры, заводят за основную веревку и протягивают в петлю.

Рисунок 3. Основные разновидности самозатягивающихся узлов

Аналогичным образом делают и большее количество обвязок при необходимости, но следует обязательно учитывать общую длину веревки.

Глухая петля

Главное отличие этой разновидности самозатягивающегося узла в том, что он используется не только при постоянных, но и при переменных нагрузках.

Вяжется узел так же, как и классический, но вместо одной петли делают две, а потом продевают их друг в друга. Далее соединение просто затягивают и оно не распустится ни при каких обстоятельствах.

Схема самозатягивающегося морского узла

Морской самозатягивающийся узел считается одним из самых простых и надежных. Его используют не только на флоте, но и в рыбалке, для крепления катушки с намотанной леской.

Рассмотрим схему вязки на примере крепления рыболовной лески:

  1. Леску оборачивают вокруг шпули катушки. Кончик желательно оставлять длинным, чтобы снасть было удобнее держать.
  2. На конце лески делают петельку. Для этого ее разворачивают в противоположную сторону, предварительно обмотав ведущим концом лески.
  3. В основании скрутки образуется петля, в которую продевают свободный конец лески. Чтобы соединения держалось прочнее, леску смачивают водой и затягивают.
  4. Образовавшуюся петлю надевают на шпулю и еще раз затягивают узел, потянув за основной конец.

В дальнейшем леска полностью стянется самостоятельно. Останется только обрезать торчащие концы.

Больше информации о способах вязки самозатягивающихся узлов вы найдете в видео.

Затягивающиеся узлы

Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется «проще не придумаешь». К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки.

Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие.
Если это усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса.

Самозатягивающийся узел с полуштыком

Самозатягивающийся узел с полуштыком

Добавив к самозатягивающемуся узлу один или два полуштыка, мы получим более надежный узел, который можно будет применить для различных надобностей в быту.

Коровий узел

Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (перевернутый) штык, работающий в другом качестве.

Издавна этот узел применяли на кораблях для креплений с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания. На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.

Глухая петля

Если ходовой и коренной концы коровьего узла соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей.

Иногда его называют бирочным узлом, так как им очень удобно пользоваться для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие, а также для обтягивания горловины мешка при его завязывании.

Выбленочный узел

Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки — поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты. Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса.
Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно.

Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги. Существуют два различных способа вязки выбленочного узла.
Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен (а), второй, когда трос приходится обносить непосредственно вокруг предмета (б).
Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натянуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу.

Читайте также:  Вяжем узоры спицами сердечки

Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки. Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку.
Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмиралтейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.

Задвижной штык

На парусных кораблях этот узел находил еще большее применение, чем выбленочный. Это объясняется тем, что он еще более совершенен и более надежен, нежели выбленочный. Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса находится под острым углом к бревну или к тросу, к которому он прикреплен. Задвижной штык держит даже в том случае, если тяга направлена почти вдоль бревна.

В отличие от выбленочного узла у задвижного штыка не два, а три охватывающих предмет шлага; один с одной стороны коренного конца и два — с другой. При завязывании этого узла необходимо учитывать, в какую сторону будет направлена тяга за коренной конец, и в зависимости от этого вязать узел. Легко запомнить с какой стороны тяга — — там два шлага.

Когда-то задвижной штык на флоте применялся для подъема наверх рангоутных деревьев, если трос приходилось вязать за их середину. Им вязали концы горденей при подъеме на реи лисель-спиртов. Им же привязывали блок со свитнем к рею и к лисель-спирту.

Концы вымбовок шпилей крепились свистовом также при помощи задвижного штыка. Когда шлюпки стояли близ борта корабля на шкентеле, на бакштове или буксировались, они привязывались фалинями за банку тем же задвижным штыком. Применяя этот узел в быту, не стоит забывать, что он, так же, как и выбленочный узел, надежен только под нагрузкой и не любит резких ослаблений.

Констриктор

«Боа констриктор» — это зоологическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон и анаконда, как известно, убивают свою жертву, сжимая ее тремя петлями своего тела. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов.

В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. «Констриктор» хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах. В этом случае он незаменим. Это очень полезный и важный для нашего быта узел.
С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое.

С помощью этого удивительного узла можно поднять, тушу убитого медведя, не попортив его шкуры. Для этого надо взять драек или короткую прочную палку, вложить ее в пасть зверя, за его клыки, н завязать пасть с палкой «констриктором». Его концы прикрепить к гаку или грузовому шкентелю. Профессиональные такелажники с помощью «констриктора» накладывают временные марки на стальной трос в тех местах, где его нужно перерубать. Этим самым они предотвращают саморасплетание троса до наложения постоянных проволочных марок.

Двойной констриктор

Хотя этот узел сложнее обычного «констриктора», затягивается он еще сильнее. Он считается незаменимым затягивающимся узлом для быта.

Питонов узел

Как питон почти ничем не отличается от удава, так и этот узел не имеет особых отличий от «констриктора». По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и «констриктор». Кроме этого, он очень может пригодиться для связывания двух поперечных реек (б).

Их соединение с помощью этого узла будет намного прочнее, чем на гвоздях. Например, питоновым узлом удобно связывать деревянные рейки воздушного змея. Им можно воспользоваться при сооружении плетеной изгороди, когда одну веревку нужно привязывать к другой под прямым углом.

Шахтерский узел

Прост, оригинален и надежен этот узел. При постоянной нагрузке он хорошо держит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах.

И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.

Пикетный узел

Этот узел чем-то напоминает выбленочный, хотя его схема иная. Он может быть применен для тех же целей.

Очевидно, свое название он получил от того, что им привязывали к стоякам трос, когда делали пикеты.

Гафельный узел

Само название уже свидетельствует о том, что он из семьи морских узлов. В наше время его уже забыли, видимо, потому, что необходимость в нем отпала.

Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.

Лисельный узел

На парусных судах лиселями назывались дополнительные паруса, которые ставились с каждой стороны прямых парусов на особых рангоутных деревьях — лисель-спиртах.

Этим узлом лисель пришнуровывался штертами к лисель-рейке. Хотя теперь лисельный узел больше на флоте не применяется, им можно воспользоваться для крепления троса к круглому рангоутному дереву.

Читайте также:  Вяжем крючком салфетка или скатерть

Фаловый узел

На парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса-реем и нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он принимал название «грот-марсель» на грот-мачте, или «фок-марсель» на фок-мачте. Снасть, которой поднимали реи этих парусов, назывались грот-марса-фал и фок-марса-фал.

К рею эти снасти прикреплялись фаловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу в нашем быту.

Щучий узел

Он так же, как и фаловый и лисельный, служит для прикрепления троса к предметам цилиндрической формы.

Щучий узел намного проще фалового узла.

Верблюжий узел

Если вам нужно привязать тонкую веревку к другой, более толстой веревке для тяги под любым углом, советуем воспользоваться этим удивительным узлом.

Будучи правильно завязан, он не скользит ни влево, ни вправо. Его всегда легко развязать даже в том случае, если он намок и сильно затянулся.

Стопорный узел

При выполнении различных судовых работ на палубе иногда возникает необходимость задержать находящийся под натяжением трос. Это выполняется с помощью другого троса, прикрепляемого стопорным узлом к тросу, который нужно задержать.

Если тяга троса, который нужно остановить, будет вправо, то ходовой конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, потом делают еще шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и второму шлагам, в зажим их, а далее вправо вокруг троса в обвивку, делая еще один-два шлага, и в двух-трех местах кладут прочные схватки или закрепляют «под себя».

Качельный узел

При устройстве своими силами качелей выбор троса и узла, которым этот трос будет прикреплен к перекладине, имеет большое значение. От этого в основном и зависит надежность вашего самодельного сооружения. Если вы надумаете сделать на даче или во дворе своего дома качели, не ищите другой узел.

Зигзаговый узел

Название узла как нельзя лучше соответствует его форме. При вязке этого узла ходовой конец проходит как бы зигзагами то в одну, то в другую сторону. Зигзаговый узел весьма специфичен. Он в основном применяется для утягивания и закрепления высокого штабеля груза в открытом кузове грузового автомобиля, оборудованного высокими стойками.

Если, например, на таком грузовике требуется перевезти несколько сотен легких ящиков, то их прежде всего необходимо надежно закрепить. Сделать это можно с помощью длинной веревки, применив зигзаговый узел. Крепить веревку вокруг стоек грузовика лучше всего, держа ее моток в руке, иначе придется каждый раз протаскивать всю длину веревки.

Паловый узел

Этот нехитрый узел очень удобен для закрепления фалиня шлюпки или катера за пал, битенг или одинарный кнехт.

Чтобы правильно завязать его, ходовой конец фалиня нужно сложить вдвое, обнести пал сбоку, пропустить петлю под оба конца и накинуть сверху на пал.

Битенговый узел

Он также служит при швартовке небольших судов для зачаливания за битенг, пал или причальную тумбу. Ходовой конец фалиня или швартова обносят вокруг битенга, потом складывают его вдвое петлей и пропускают под коренной конец.

Здесь петлю перекручивают один раз на 180 градусов и надевают сверху на битенг. Такой способ закрепления швартовного конца прост и вполне надежен.

Удавка с полуштыками

Удавка с полуштыками

Лет сто назад в парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо. Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев — стеньг, реев, гафелей и пр.
Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Этот же узел использовался для крепления коренных концов марса-шкотов, марса-гитовых и других снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи.

Удавка без полуштыков нередко применялась для крепления швартова за береговой пал. Этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу.
Его широко используют лесорубы. На многих иностранных языках название этого узла «лесной узел» или «бревенчатый узел». Удавка с полуштыками — надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета. Ходовой конец троса нужно пропускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону зажимаемого предмета.
После того как петля обнесена ходовым концом 3 — 4 раза, его выводят из петли и в сторону дальнего конца, с которого будет тяга. В то же время ее очень легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается.

Чтобы без риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или тяжелую металлическую трубу, не обязательно иметь какие-то особые такелажные приспособления для крана.
Можно прекрасно обойтись растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для этого необходимо уметь правильно завязать этот узел. Его всегда нужно вязать немного в сторону от середину бревна (трубы).
Выведя ходовой конец троса из петли, составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреплен (б). Слабина троса между удавкой и полуштыками перед подъемом должна быть выбрана.

Подняв предмет краном, его лучше за один прием, не опуская на землю, доставить на место. Всегда следует, помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъемом (если он осуществляется в два приема).
Немаловажным является и то, в какую сторону делать на бревне полуштыки. Их следует укладывать по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.

Оцените статью