Как рисовать лицо человека: простой и доступный метод
Здравствуйте, дорогие друзья!
Лицо – это индивидуальность каждого человека. Чтобы изобразить человека похожим, нужно внимательно смотреть на лицевые пропорции и подмечать характерные детали. Сегодня мы подробно разберем, как рисовать лицо человека простым карандашом.
Положение в анфас
Вы наверняка слышали об овале лица. Это ни что иное, как та лицевая форма, которую мы видим, если человек смотрит прямо на нас. Форма лица может отличаться от стандартного овала. Уточняйте это по мере рисования.
Тем не менее, принято начинать именно с обозначения овала. Затылочная часть представляет из себя кругообразную форму. В целом лицо имеет тенденцию сужаться к низу и расширяться кверху, поэтому голову часто называют яйцеобразной формой.
Давайте нарисуем поэтапно карандашом лицо человека.
- Намечаем овал и затылочную часть в виде круга.
- Делим «яйцо» вертикальной линией. Это ось симметрии, которая поможет нам в дальнейшем нарисовать симметрично части лица. Затем делим голову посередине горизонтальной линией. Это ось глаз.
- Намечаем расположение глаз. Чтобы правильно найти глаза, разделите горизонтальную линию на 4 равных отрезка и обозначите эти отрезки. Глаза будут находиться как раз в этих точках посередине отрезков.
- Делим нижний отрезок вертикальной оси на 5 равных частей. На втором отрезке будет находиться нос, на третьем — линия рта, на четвертом — подбородок. Ухо имеет размер носа и располагается между верхним веком и основанием носа.
- Делим верхнюю часть вертикальной оси на 4 части. Между первым и вторым отрезком будет находиться линия роста волос, на третьем — брови, а точнее надбровные дуги.
Помните, что каждый человек уникален. Глаза могут располагаться очень близко к друг другу или, наоборот, быть широко расставленными.
В классических пропорциях принято, что между глазами помещается еще глаз. Ширина лица составляет размер 5 глаз. Расстояние между нижней губой и подбородком — один глаз.
Части лица
Как научиться рисовать лицо человека, чтобы все детали были гармонично расставлены?
Лицо девушки карандашом поэтапно
Нарисовать человека карандашом для начинающих бывает весьма непросто. Большинство через чур увлекается деталями и рисует глаза, нос и рот по отдельности. Это в корне неверно, так как в результате модель, скорей всего, будет непохожа, а лицевые части будут «разлетаться».
Главная схожесть — в пропорциях. И это на самом деле так. На начальном этапе рисования уделяйте внимание большим формам. Если большие пропорции будут найдены верно, то с маленькими деталями разобраться будет куда легче.
О том, как рисовать глаза, нос, губы читайте подробнее в моих статьях.
Ракурс
Как рисовать человека поэтапно разобрались. Но что делать, если голова находиться в ракурсе?
Здесь в ход идут законы перспективы. Мы будем наблюдать, как прослеживаются сокращения на всех лицевых частях. При чем, чем больше наклон головы, тем сильнее ракурс.
Давайте разберемся как правильно рисовать лицо в ракурсе. Сначала внимательно изучите модель.
- Если вы смотрите на человека снизу, то вы будете видеть большое раскрытие нижнечелюстной зоны, нижней части носа, верхней губы, верхней части глазниц. А лоб, нос, скулы будут выглядеть меньше, чем обычно. Нос будет располагаться выше, чем уши.
- Если вы смотрите на модель сверху, то сокращения будут происходить наоборот. Вы будете видеть сильно раскрытую теменную часть головы, а лицевая часть уменьшиться в разы вместе со всеми деталями. Уши поднимутся наверх, а нос опуститься вниз.
Важно помнить, что линии, которые помогали нам при построении сохраняются. Теперь они выгибаются в зависимости от того, куда направлена голова модели. Для начинающих рекомендуется сохранять вспомогательные линии на протяжении всего построения, чтобы не запутаться в ракурсе.
Рисование в ракурсе — одно из самых сложных. Ведь здесь необходимо не только хорошо знать пропорции головы, но и уметь уложить их в перспективу. К этому этапу следует приступать, когда вы изучили основы рисования.
Поворот головы
Изображать лица карандашом очень интересно. Даже когда вы овладели всеми законами перспективы, это не перестает увлекать. Каждая модель имеет свои особенности: пухлые губы, большие выразительные глаза или строгое очертание скул.
Лицо девушки будет отличаться от лица парня, у старого человека есть множество характерных черт, которые помогают художнику «зацепиться» за характер и нарисовать красивый портрет.
Если вы делаете наброски на улице или в метро, то скорее всего вы будете рисовать человека, отвернутого от вас. Чтобы голова получилась в сокращении,нужно помнить о следующем:
- Когда человек полностью отвернут от нас, мы видим лишь скулы, надбровные дуги и силуэт ресниц, обозначающий местоположение глаз. Линия шеи накладывается на линию подбородка — таким образом мы обозначаем ракурс. Чем сильнее ракурс тем больше таких линейных наложений друг на друга.
- Внимательно нарисуйте кончик носа, уточните насколько сильно он виден. Линия щеки обязательно будет его перекрывать. Если модель развернута не очень сильно, то мы также сможем увидеть часть века и линию брови.
- Если мы наблюдаем человека практически в профиль, то все части лица в небольшом сокращении. Отчетливо вырисовываются губы, хотя разрез линии рта остается маленьким. Шея сливается с подбородком плавной линией.
Хорошее упражнение
Безусловно, лучшим упражнением в рисовании является само рисование. Делайте множество наброском в свободное время.
Не бойтесь ошибиться, так как самое важное — это ухватить наклон головы и лицевые пропорции.
Ищите что-то интересное для себя в каждой модели, и тогда вам будет интересно передать эту особенность у себя в рисунке. Обозначьте тени на лице, чтобы придать голове объем и подчеркнуть важные детали. Как понять как рисовать карандашом поэтапно для начинающих? Не понимаете при чем тут перспектива и какие-то сокращения? Есть один способ, который будет понятен даже ребенку.
Сварите куриное яйцо и изобразите на нет схематично лицо, как мы разбирали в самом начале урока. Наметьте также линии, которые помогают при построении.
Покрутите полученную голову в руках, поднимите ее, опустите. Видите как меняются лицевые части? А линии выгибаются то вверх, то вниз? Нет ничего лучше наглядного примера. Теперь рисовать лица людей не так страшно.
Возрастные признаки и особенности изображения
Наверняка многие новички сталкивались с тем, что изображаемый человек не был слишком похож. Иногда рисуя молодую девушку, получается бабушка. Почему так происходит? Состарить человека на бумаге очень просто и многие из-за нехватки опыта рисуют «лишнее». Например носогубные складки или мешки под глазами.
Чтобы изобразить лицо девушки карандашом нужно поэтапно рисовать все основные элементы, а затем детали. Акцент должен быть во взгляде, постарайтесь создать настроение рисунка, а не перечислять все детали без исключения.
Если рисуете лицо девочки или мальчика, помните о том, что пропорции головы у детей сильно отличаются от взрослых. Лицевая часть у детей маленькая, а теменная часть большая.
Как правильно нарисовать лицо мужчины? Главное — это передать мужественность. В отличии от женского портрета, мужское лицо имеет более резкие очертания и ярко выраженные формы. Подбородок, нос, скулы, надбровные дуги — вот характерные части лица, которые помогут нарисовать выразительный портрет.
Заключение
Как рисовать человека для начинающих разобрались. Занимаясь портретом и изображением лица, помните о том, что все детали подчиняются большой форме, форме головы. Старайтесь рисовать все вместе. А не рисовать по очереди глаза, нос и губы. Тогда у вас получится замечательная работа! На этом все!
Понравилась статья? Расскажи друзьям!
Как нарисовать лицо: основы и пропорции
Подробно изучив строение человека, мы можем теперь тщательно присмотреться к деталям. И начнём мы с лица.
Лицо человека – первое, на что мы обращаем внимание в любой ситуации, и это тоже определённым образом применимо к искусству: наблюдатель в первую очередь будет рассматривать лицо с вашими характерными особенностями. Перенесение лица на бумагу, особенно рисование живых экспрессивных выражений, несомненно, стоит приложенных усилий.
Мы также рекомендуем внимательно ознакомиться с тонкостями и советами во вспомогательной статье Как нарисовать лицо поэтапно.
В этом уроке мы познакомимся с основными компонентами рисования лица – пропорциями, чертами и ракурсом, а в следующих уроках уже подробнее разберем разнообразные выражения лиц.
1. Пропорции лица
В этом положении череп будет плоской окружностью, к которой добавляются очертания челюсти, что в целом образует форму яйца, заострённое внизу. Две перпендикулярные по центру линии делят «яйцо» на четыре части. Чтобы распределить черты лица:
— Отметьте середины левой и правой половин горизонтальной линии. В этих точках будут глаза.
— Разделите вертикальную нижнюю линию на пять равных частей. Кончик носа будет на второй точке от центра. Губная складка будет на третьей точке от центра, на одну току ниже от кончика носа.
— Разделите верхнюю половину головы на четыре равные части: линия роста волос (если у человека нет залысин) будет располагаться между второй и третье й точкой от центра. Ухо будет располагаться между верхним веком и кончиком носа (в том случае, если лицо на одном уровне). Когда человек смотрит вверх или вниз, положение ушей меняется.
Полезно знать, что ширина лица – это ширина пяти глаз или чуть меньше. Расстояние между глазами равняется ширине одного глаза. Для людей нехарактерно иметь широко поставленные или слишком близко расположенные глаза, но это всегда заметно (широко поставленные глаза придают человеку невинное детское выражение, а узко поставленные по какой-то причине возбуждают в нас подозрительность). Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется ширине одного глаза.
Еще одним критерием меры является длина указательного пальца над большим пальцем. В схеме ниже все длины размечены в соответствии с этим критерием: высота уха, расстояние между уровнем роста волос и уровнем бровей, расстояние от бровей до носа, расстояние от носа до подбородка, расстояние между зрачками.
Профиль:
Со стороны форма головы также напоминает яйцо, но заостренное в сторону. Центральные линии теперь делят голову на переднюю (лицо) и заднюю (череп) части.
Со стороны черепа:
— Ухо располагается прямо за центральной линией. По своим размерам и расположению оно также находится между верхним веком и кончиком носа.
— Глубина черепа варьируется между двумя разделёнными точками линиями (как показано в Шаге 4).
Со стороны лица:
— Черты лица располагаются так же, как в анфас.
— Углубление переносицы либо совпадает с центральной линией, либо расположена чуть выше.
— Самой выдающейся точкой будет уровень брови (1 точка от центра).
2. Черты лица
Глаза и Брови
Глаз строится из двух простых дуг, по форме напоминающие миндаль. Здесь нет строгих правил, так как формы глаз может быть совершенно разными, но есть и общие рекомендации:
— Внешний уголок глаз выше внутреннего, а не наоборот.
— Если сравнивать глаз с миндалём, округленная часть зрачка будет со стороны внутреннего уголка, уменьшается по направлению к внешнему уголку.
Детали Глаза
— Радужка глаза частично спрятана за верхним веком. Она пересекает нижнее веко только в том случае, если человек смотрит вниз или щурится (поднимается нижнее веко).
— Ресницы изгибаются наружу, и они короче на нижнем веке (на самом деле, необязательно прорисовывать их каждый раз).
— Если вы хотите изобразить овал слёзного канала во внутреннем уголке глаза, а также показать толщину нижнего века, это полностью зависит от ваших предпочтений; избыток деталей не всегда выглядит уместно. Добавление таких деталей пропорционально сложности рисования.
— То же самое может быть применимо к рисованию складки века – это добавляет выразительности и делает взгляд менее встревоженным. Я думаю, что лучше не добавлять складку, если вы выполняете стилизованных рисунок или ваш рисунок слишком маленький.
Глаз в профиль напоминает по форме кончик стрелы (стороны могут быть вогнутыми и выпуклыми), с небольшим обозначением верхнего века и, выборочно, нижнего. В жизни мы не видим радужку в профиль, но мы видим белок глаза. Когда я работала над уроком, многие говорили, что «это выглядит странно», поэтому радужку нужно всё-таки обозначить.
Что касается бровей, проще всего рисовать их после глаз, чтобы повторить изгиб верхнего века. Большая часть длины брови смотрит внутрь, а её кончик всегда немного короче.
В профиль форма брови меняется – она становится похожей на запятую. Эта «запятая» продолжает уровень ресниц (там, где они изгибаются). Иногда бровь кажется одним целым с ресницами, поэтому вы тоже можете нарисовать одну кривую для верхней части глаза и границей брови.
Нос
Нос обычно клинообразной формы – её проще визуализировать и придать трёхмерность, прежде чем дополнять деталями.
Перегородка и боковые стороны носа плоские, что будет заметно на готовом рисунке, однако уже на этапе наброска необходимо обозначить их, чтобы впоследствии правильно распределить детали. В нашем клине нижняя плоская часть – усечённый треугольник, соединяющий крылья и кончик носа. Крылья изгибаются по направлению к перегородке, образуя ноздри – обратите внимание, что, если смотреть снизу, линии, образующие боковые стороны перегородки, находятся на переднем плане, параллельно лицу. Перегородка выступает ниже, чем крылья (если смотреть прямо), что означает, что при ракурсе ¾ дальняя ноздря не будет видна соответственно.
Самым сложным моментом при рисовании носа может быть принятие решения, какие части носа лучше не изображать для естественно выглядящего результата. Вам не всегда придется полностью прорисовывать крылья носа (там, где они соединяются с лицом), и в большинстве случаев рисунок выглядит лучше, если вы просто нарисуете нижнюю часть носа. То же самое касается четырёх линий перегородки носа, в том месте, где они соединяются с лицом – в большинстве случаев будет лучше, если вы нарисуете только нижнюю часть носа (крылья, ноздри, перегородка) – можете поочередно закрывать пальцем линии, чтобы в этом убедиться. Если голова повернута на ¾, появляется необходимость дорисовать линии переносицы. Вам потребуется много наблюдать, методом проб и ошибок распознавать уникальные черты носа. Этой особенностью обладают карикатуристы – нужно внимательно рассматривать очертания носов, чтобы понять, почему они изображены именно так. Мы снова вернемся к этому вопросу в следующих уроках.
Губы
Советы по изображению рта и губ:
— Сначала нужно нарисовать губную складку, так как это наиболее линная и тёмная из трёх почти параллельных линий, которые образуют рот. На самом деле, это не сплошная прямая – она состоит из нескольких неявных кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть гиперболизированные примеры движения линии рта – обратите внимание, что они повторяют линию верхней губы. Эту линию можно «смягчить» несколькими способами: впадинка над губой может быть уже (для различения уголков) или настолько широкой, что она становится незаметной. Может быть и наоборот – нижняя губа настолько полная, что создает ощущение надутых губ. Если вам сложно придерживаться симметричности на этом этапе, попробуйте начать от центра и рисуйте по одной линии с каждой стороны.
— Верхние уголки губ более заметны, но вы можете смягчить их, изобразив двумя широкими кривыми, или смягчить настолько, что они перестанут быть заметными.
— Нижняя губа, безусловно, напоминает обычную кривую, но и она может быть почти плоской или довольно округленной. Мой совет – обозначать нижняя губу хотя бы обычной черточкой под нижней границей.
— Верхняя губа почти всегда уже нижней, и она меньше выдаётся вперёд. Если ее контур обведён, он должен быть ярче выражен, так как нижняя губа и так выделяется своей тенью (по размеру не должна превышать размеры губы).
— В профиль губы напоминают по форме наконечник стрелы, и выступ верхней губы становится очевидным. По форме губы также разные – верхняя плоская и расположена диагонально, а нижняя более округлая.
— Губная складка в профиль отклоняется вниз, начиная с пересечения губ. Даже если человек улыбается, линия спускается ниже и вновь поднимается в области уголков. Никогда не поднимайте уровень линии, если рисуете в профиль.
Основная часть уха (если она нарисована правильно) имеет форму буквы С с внешней стороны и форму перевернутой буквы U с внутренней стороны (граница верхнего хряща уха). Часто рисуют меньшую U над мочкой уха (вы можете приложить палец к своему уху), которая переходит дальше в меньшую букву С. Детали уха изображают вокруг самого ушного отверстия (но не всегда), и их формы могут быть совершенно разнообразными у разных людей. Рисунок может быть стилизованным – например, на рисунке внизу ухо в своем общем виде напоминает вытянутые символы «@».
Когда лицо повернуто в анфас, уши изображают в профиль соответственно:
— Мочка, прежде обозначенная в форме перевёрнутой буквы U теперь видна отдельно – то же самое, когда вы наблюдаете за тарелкой сбоку и затем видите ее дно, как если бы оно было ближе к вам.
— По форме ушное отверстие напоминает каплю и выделяется на общем фоне уха.
— Толщина уха с этого ракурса зависит от близости к голове, это еще один индивидуальный фактор. Тем не менее, ухо всегда выдаётся вперед – так сложилось в ходе эволюции.
Если смотреть сзади, ухо кажется отдельным от тела, в основном это мочка, соединённая с головой с помощи канала. Не преуменьшайте размеры канала – его функция в том, чтобы уши выступали вперёд. В этом ракурсе канал весомее мочки.
3. Ракурсы
Так как в основе головы лежит круг, где контурами обозначены черты лица, изменять ракурс головы проще, чем это кажется на первый взгляд. Тем не менее, еще важнее наблюдать за положением голов людей в разных ракурсах в жизни, чтобы запомнить все выступы и впадины, накладывающиеся друг на друга самым неожиданным образом. Нос, несомненно, значительно отступает от головы (также выступают брови, скулы, центр губ и подбородок); в то же время глазницы и боковые стороны рта образуют некоторые впадины на нашем «круге».
Когда мы с вами рисовали лицо в анфас и в профиль, мы упростили задачу до двухмерного изображения, где все линии были плоскими. Для всех остальных ракурсов нам понадобится перестроить наше мышление в трёхмерный мир и осознать, что форма яйца – это на самом деле яйцо, а линии, которыми мы пользовались раньше, чтобы расположить черты лица, пересекают это яйцо подобно экватору и меридианам на глобусе: при малейшем изменении положения головы мы увидим, что они округлые. Расположение черт лица – это всего лишь рисование пересекающихся линий под определенным углом – теперь их три. Мы можем снова делить голову на верхнюю и нижнюю части, «разрезая» наше «яйцо», но теперь нужно иметь в виду: самые ближние к нам компоненты выглядят толще. То же самое относится к рисованию лица в поднятом или опущенном состоянии.
Человек смотрит вниз
— Все черты изгибаются по направлению вверх, а уши «поднимаются».
— Так как нос выдаётся вперёд, его кончик опускается ниже первоначальной отметки, поэтому кажется, что он теперь ближе к губам, а если человек опустит голову еще ниже, то ном частично закроет губы. С этого ракурса не нужно рисовать дополнительные детали носа – достаточно будет переносицы и крыльев.
— Дуги бровей достаточно плоские, но могут снова быть изогнутыми, если слишком сильно наклонить голову.
— Верхнее веко глаз становится более выразительным, и достаточно лишь немного изменить положение головы, чтобы они полностью скрыли орбиты глаз.
— Верхняя губа практически невидима, а нижняя увеличивается.
— Обратите внимание: если сохранить первоначальный изгиб основной кривой линии рта, то может показаться, будто человек улыбается; поэтому, для естественной передачи выражения необходимо изменить степень изгиба кривой линии.
Человек смотрит вверх
— Все линии черт лица стремятся вниз; уши также перемещаются вниз.
— Верхняя губа видна в полном объёме (чего не случается в анфас). Теперь губы кажутся надутыми.
— Брови изгибаются сильнее, а нижнее веко поднимается, из-за чего глаза кажутся сощуренными.
— Нижняя часть носа теперь полностью видна, обе ноздри явно отображены.
Человек поворачивается
- Когда мы видим человека почти полностью отвернувшимся, из видимых черт остаются надбровные дуги и скулы. Линия шеи накладывается на линию подбородка и находится рядом с ухом. Когда человек поворачивается, мы также видим ресницы.
- Также при повороте мы можем видеть часть линии брови и выступ нижнего века; также появляется кончик носа прямо из-за щеки.
- Когда человек поворачивается почти в профиль, появляются глазные яблоки и губы (хотя складка между губами небольшая), а линия шеи сливается с линией подбородка. Мы все еще видим часть щеки, закрывающую крыло носа.
Пора практиковаться
Пользуйтесь методом быстрого наброска, накидывая на бумагу выражения лиц, которые вы замечаете вокруг себя в кофейне или на улице.
Не старайтесь детализировать все черты и не бойтесь ошибиться, главное — передать черты из разных углов.
Если вам сложно рисовать в объёме, возьмите настоящее яйцо (можете сварить его, на всякий случай). Нарисуйте три линии по центру и добавьте разделяющие линии. Понаблюдайте и зарисуйте яйцо контурными линиями с разных сторон – таким образом вы прочувствуете, как будут вести себя линии и расстояния между ними в разных ракурсах. Можете наметить черты лиц на поверхности яйца по основным линиям и проследить как они меняются в размере при вращении яйца.