Воскресенье, 15 Февраля 2015 г. 11:53 + в цитатник
Летние шляпки крючком. Этап 1-й. Донышко
Начинаем совместно вязать летнюю шляпку. Донышко.
Здравствуйте, дорогие рукодельницы! С дрожью в коленках вхожу в свою первую авантюру. Надеюсь, что вы будете ко мне не очень строги. Выдав мастер-класс, я откликнулась на просьбы мастериц сделать совместник. Перелопатила весь интернет, наскачивала кучу схем и полезностей. Теперь выдаю все это вам!
Первое, о чем я вас прошу, это, пожалуйста, читайте ВЕСЬ текст внимательно. Чтобы мне не пришлось тратить время на ответы, а они могут оказаться здесь. Мои домашние просят кушать иногда. Нужно еще вязать. Стирку, глажку и уборку оставила на потом. )))
Начало-начал шляпки — это выбор размера и пряжи из которой будем вязать.
Размер шляпки определяется по окружности головы ( ОГ )
Вязание шляпки начинаем с донышка.
Размердонышка шляпки определяем, измерив окружность головы ( ОГ ), делим на число Пи (3,14 ), отнимаем 1 см.
Надеюсь, что все умеют это сделать правильно. Для тех, кто не умеет: берем портновский метр и охватываем им голову так, как бы вы одели шляпку :))). Смотрим. У меня это 56 см. Делим на 3,14 = 17,8 -1 = 16,8. Округляем до 17 см. 2 мм роли не сыграют.
Рекомендую все записать.
Важно: после того, как провязали один круговой ряд, проверить не сделали ли ошибки в вывязывании узора. Лучше распустить один ряд, чем потом распускать все до ошибки.
Ввожу нумерацию шляпок, чтобы не запутаться. В комментариях прошу указывать именно эту нумерацию.
В течение недели до пятницы можно задавать вопросы, если что непонятно.
Как рассчитать и связать донышко (макушку) шапки/берета/шляпы. Часть 1.
Часть 1 “Теория”. Как сформировать донышко при вязании шапок/беретов/шляп спицами и крючком: виды макушек, основные термины и общие принципы
В тексте использованы изображения из открытых источников в интернете
Коснусь одного из самых распространенных способов формирования донышка при вязании шапок/беретов/панамок/шляпок как спицами, так и крючком.
Я разделила этот пост на две части – ну, возможно, вы не уже не начинающая мастерица и вам будет неинтересно читать основы, а хочется сразу перейти к практической деятельности)) Хотя… ЧТО конкретно имеется ввиду, какие понятия используются, в какие способов я постараюсь углубиться на практике – все это найдется именно здесь в 1-й части. А конкретные примеры, расчеты, образцы собраны в Продолжении
Часть 1 «Теория»
Большинство форм головных уборов имеет этот конструктивный этап – круг, центр которого соответствует центру модели шапки (макушка головы), независимо от того, какой это вид: панама, бини, берет, ушанка и т.п. Учитывая технику вязания, мы либо начинаем вязать от донышка и далее в направлении вниз, либо, наоборот, заканчиваем изделия именно им, донышком, при вязании снизу вверх.
Есть модели, где дно не вывязывается каким-то дополнительным образом, а просто все петли собираются и стягиваются одновременно, либо имеющиеся убавления мизерные – в этом случае это объемная часть выступает как конструктивно-планируемая деталь фасона. Например, на фото шапки связаны таким способом
В этом посте мы не будем обсуждать подобные фасоны или изделия, верхняя часть которых формируется способом последовательного вывязывания отдельных частей (напр., по принципу пятки носка), укороченными рядами, в поперечной технике вязания и т.п., а только те, для которых требуются специальные манипуляции при оформлении «круглой» формы донышка – это может быть как выпуклая, так и ровная поверхность верхней части изделия. К таковым головным уборам в этом посте применяются общие термины «шапка» или «берет».
Для макушки шапочки как при вязании спицами, так и при вязании крючком, как для зимних моделей, так и для легких, включая летние панамы/шляпы, а также для любого рисунка, которым выполняется головной убор, необходимо выполнить определенные действия: убавления к центру или прибавления от центра донышка.
Чаще всего используется вариант распределения общего количества петель на клинья и затем в процессе вязания выполняются равномерные убавления/прибавления.
Например, в большинстве случаев при вязании спицами мы вяжем снизу вверх, т.е. донышко будет формироваться за счет убавлений.
И, наоборот, связанные крючком изделия, как правило, начинаются от макушки, и образование донышка идет при помощи прибавлений.
НО все эти операции подчиняются одну и тому же принципу – расположение линий убавок/прибавок складывается в процессе вязания клиньев.
К примеру, схема для донышка шапки из 8-ми клиньев выглядит примерно так
Количество клиньев в каждом конкретном изделии может варьироваться от 4 до 16-18 и даже до 24. От этого зависит, какая форма получится в результате: чем меньше клиньев, тем более «длинным/вытянутым» будет донышко по высоте и более плавное сужение/расширение полотна. Соответственно, бОльшее количество клиньев предполагает наиболее быстрое убавление/прибавление петель и в итоге плоский вид.
Например, для беретов с тем самым «плоским» дном выбирают многоклинную форму макушки, в частности 12-клинку
или 18-ти и даже 20-ти клинку
А для шапочки-бини с гладкой макушкой более рационально использовать 4-8 клиньев.
Но сумма таких клиньев не является априори «правильной» даже для определенного вида головных уборов – каждый мастер и для каждой индивидуальной модели выбирает наилучшее решение! Их может быть 4, 5, 7 и любое другое число.
Например, 5-ти и 7-ми клинки спицами
или 7 и 8 клиньев для филейного вязания шляпок крючком
И не путаем: «плоское» дно – это не значит, что оно «гладкое», т.е. без складочек, сборок, фалдов и подобных характеристик полотна. Оно может быть и «гладким», и «со складками» (пусть назовем так): вот какую разницу я имею ввиду во внешнем виде одной и той же формы – «плоской» макушки, но само полотно на донышке лежит в разных положениях.
Точно также можно охарактеризовать и донышко т.н. «вытянутой» круглой формы
Как конкретно вязать, выбирает мастер, и здесь нет каких-то приоритетов или правил» – кому что нравится)) Я, например, предпочитаю вязать шапочки спицами, где донышко со складками, в то же время модели, связанные крючком, выполняю именно с «гладкой» макушкой. Правда, везде есть исключения.
В зависимости от рисунка полотна убавления/прибавления выполняются также разными способами, например, если изделие вяжется узором косами, то изменения количества петель обязательно будут влиять на внешний вид этого рисунка, поэтому в этих случаях процесс убавлений/прибавлений подробно расписывается в описании к модели.
Нет описания понравившейся модели и вяжете самостоятельно? Что тогда можно использоваться при такой версии рисунка? Например, изначально начать убавления в прилегающих к самой «косе» эпизодах (в частности, изн. петель если вяжем спицами или СБН/ССН при вязании крючком), как правило, отделяющих один раппорт от другого, т.е. сужения/расширения отрезков между «косами», затем перейти к уменьшению/увеличению петель в самих «косах». Таким образом, плавно образуем форму донышка шапочки.
Но чаще всего используется способ, при котором сами «косы» переходят в другой рисунок, обычно в резинку
Как видим, есть достаточно вариантов различных «переходов» от основного узора к рисунку с уменьшением/увеличением петель. Напр., начав вязание крючком от центра макушки и довязав донышко на нужную высоту самой обычной резинкой из рельефных ССН, основное полотно шапочки продолжить вязать по схеме узором – для этого потребуется лишь довести количество столбиков до нужной суммы исходя из раппорта узора. Таким же образом можно сформировать макушку и при вязании крючком снизу вверх
Кроме того, для изделий крючком, особенно летней сезонности, часто вяжем ажурные шляпки, панамы, береты. И в этих вариантах все изменения количества п. обязательно отражены в соответствующих схемах вязания конкретной модели.
Любым инструментом можно вязать и таким образом, что рельефные линии убавлений/прибавлений будут образовывать узор, в то время как остальная часть полотна выполняется гладью.
И даже обычный рисунок шапочки спицами резинкой 1х1 или 2х2, как правило предусматривает отдельное описание для вывязывания макушки, ведь на общем фоне полотна такие убавления/прибавления будут очень заметны и привлекать внимание, и если их связать неровно, неравномерно, то внешний вид будет «загублен».
Поэтому во всех этих вариантах донышко будем вывязывать строго по схеме в описании к модели.
А вот если рисунок полотна предполагает возможность достаточно «простого» убавления/прибавления петель/столбиков, например, шапочка вяжется лицевой гладью, «рисовым» узором, платочной вязкой и подобными рисунками спицами либо СБН/ССН/филейной сеткой крючком, то можно использовать стандартные принципы и/или схемы убавлений/прибавлений для образования донышка.
Такие схемы без узора для изделий крючком можно свободно и быстро найти в интернете. При вязании спицами также действуют определенные «классические» правила – убавления в клиньях выполняются в определенном порядке, подробнее о котором во 2-й части поста «Порядок вязания».
При этом границы клиньев можно сместить, чтобы они не выделялись – например, как на фото ниже,
или оставить «видимую» строчку убавок/прибавок, хотя это и очень условно))
либо придерживаться «стандартных» действий и убавлять\прибавлять, специально выстраивая линии и при этом можно также их аккуратно размещать – к примеру «спиралью»
Для моделей, где донышко не является декоративно-эффектной частью изделия, все прибавления/убавления вяжутся без каких-либо дополнительных манипуляций, выделяющих их на общем фоне полотна. Скажем, на лицевой глади это могут быть те же лицевые или изнаночные петли.
Поля для шляпок крючком. Подборка схем.
Донышки для шляпок и панамок есть в отдельной записи https://www.stranamam.ru/post/11549189/ Как накрахмалить шапочку или шляпку? Изделие опускаем в раствор, вытаскиваем, расправляем края и сушим на каком-либо подходящем по форме предмете. Вполне подойдет обычная банка или даже свернутое в рулон полотенце. Главное здесь – чтобы полы шляпы были плотно прижаты к любой горизонтальной поверхности. Есть несколько вариантов сделать поля шляпы жесткими: 1. крахмал разводим холодной водой, следя за тем, чтобы не образовалось комочков. Получившийся холодный раствор вливаем в кипяток, не забывая постоянно помешивать, доводим все до кипения. Получившейся клейкой массе даем остыть, а затем окунаем в нее шляпу. 2. Берем килограмм сахара, растворяем его в горячей воде, доводим до кипения, постоянно помешивая и следя за сиропом. В противном случае вас ждут либо комочки и обгоревший сахар, либо грязные разводы и пятна на новеньком изделии. Как только сироп приготовился и остыл, окунаем в него шляпу. Даем ей просохнуть, затем кисточкой наносим еще один слой сладкой жидкости. 3. Вместо крахмала можно использовать желатин. Замочите 1 столовую ложку желатина примерно в 1/4 стакана воды. Дайте веществу набухнуть. Долейте воды до объема стакана. Нагревайте смесь до полного растворения желатина. Намочите в растворе шляпку и дайте ей высохнуть на болванке, после чего отгладьте.
4. В отличие от крахмального клейстера, клей ПВА варить не нужно. Разведите его водой один к одному.
5. С помощью регилина — смотрите первое видео. Как соединить регилин — смотрите второе видео.