Как вязать донышко берета

Как вязать донышко берета

Ольга Щепетильникова запись закреплена

ВЯЗАНИЕ БЕРЕТА берета столбиками без накида. ЧАСТЬ 1. ДОНЫШКО

Для начала хочу немного сказать о пряже, которую лучше использовать для вязания беретов. Пряжа должна быть мягкая, для моих моделей я чаще использую пряжу 220 — 300м/100г. Из бюджетных вариантов предпочитаю Ланаголд, пряжа недорогая, но хорошо смотрится и изделие не теряет вид даже после многочисленных стирок. Вязать берет столбиками без накида надо плотно, но в тоже время, чтобы вязаное полотно было эластичным.

Вязание берета крючком чаще начинается с донышка.
Главное, связать донышко правильно: нужного размера и идеальной формы, так чтобы донышко имело форму круга, а не многоугольника. Для этого будем использовать известную схему из интернета.
Если возникают вопросы, пишите в комментариях к посту.

СБН — столбик без накида
Итак, для донышка простого берета 56-го размера надо связать сбн по спирали (без замыкания кругового ряда соединительным столбиком) крючком №4 круг диаметром 21. Отмечать начало каждого кругового ряда маркером или контрастной нитью. *Есть другой способ для закругленного перехода от донышка к ободку, об этом мы поговорим позже*

При вязании другого размера, уменьшить или увеличить диаметр круга: (54: 19 — 19,5см; 55: 20 – 20,5см; 57: 21,5 – 22см; 58: 22,5 – 23см; — и т.д.) Детские размеры: 48 — 49: 17 – 17,5см; 50 — 51: 17,5 — 18см; 52 — 53: 18,5 – 19см.

ВЯЗАНИЕ КРУГА СТОЛБИКАМИ БЕЗ НАКИДА ДЛЯ ДОНЫШКА БЕРЕТА:
Донышко берета крючком, если не оговорено в описании, надо вязать за обе стенки петли без замыкания ряда соединительным столбиком, то есть по спирали.
Круг, связанный столбиками без накида состоит из 6 клиньев, в каждом круговом ряду необходимо делать 6 прибавок. Количество столбиков в каждом клине нового ряда, увеличивается на 1, в круговом ряду на 6. Прибавки располагаются не друг над другом, а со смещением, чтобы не было выступов в месте прибавок и у круга была идеальная форма. См. схему.

Для начала надо освоить выполнение скользящей (самозатягивающейся) петли, видео можно найти в интернете.

1 КРУГОВОЙ РЯД: Связать 6 сбн в скользяющую петлю (волшебное кольцо).
Продолжить вязание по спирали.

2 КРУГОВОЙ РЯД: связать по 2 сбн в каждый сбн предыдущего ряда.
Отмечать начало каждого кругового ряда контрастной нитью, для этого привязать нить контрастного цвета к хвостику основной нити с изнаночной стороны и вытянуть её в начало нового ряда на лицевую сторону. Или воспользоваться покупным маркером.
Продолжить вязание круга с шестью прибавками в каждом круговом ряду по схеме.

Порядовое описание:
***прибавка – вязать 2 сбн в сбн предыдущего ряда***
1 ряд: связать 6 сбн в кольцо (затягивающуюся петлю)
2 ряд: связать по 2 сбн в каждый сбн предыдущего ряда – 12сбн
3 ряд: (прибавка на 1-ом сбн клина, сбн) — повторять 6 раз — 18сбн.
4 ряд: (2 сбн, прибавка на 3-ем сбн клина) повторять 6 раз — 24 сбн
5 ряд: (прибавка на 1-ом сбн клина, 3 сбн) повторять 6 раз — 30 сбн.
6 ряд: (2 сбн, прибавка на 3-ем сбн клина, 2 сбн) 6 раз — 36 сбн.
7 ряд: (4 сбн, прибавка на 5-ом сбн клина, сбн) 6 раз — 42 сбн
8 ряд: (6 сбн, прибавка на 7-ом сбн клина) 6 раз — 48 сбн.
9 ряд: (прибавка на 1-ом сбн клина, 7 сбн) 6 раз — 54 сбн.
10 ряд: (2 сбн, прибавка на 3-ем сбн клина, 6 сбн) 6 раз — 60 сбн.
11 ряд: (4 сбн, прибавка на 5-ом сбн клина, 5 сбн) 6 раз — 66 сбн.
12 ряд: (6 сбн, прибавка на 7-ом сбн клина, 4 сбн) 6 раз — 72 сбн.
13 ряд: (8 сбн, прибавка на 9-ом сбн клина, 3 сбн ) 6 раз — 78 сбн.
14 ряд: (10 сбн, прибавка на 11-ом сбн клина, 2 сбн) 6 раз — 84 сбн.
15 ряд: (12 сбн, прибавка на 13-ом сбн клина, сбн) 6 раз – 90 сбн.
16 ряд: (14 сбн, прибавка на 15-ом сбн клина) 6 раз – 96 сбн.
17 ряд: (прибавка на 1-ом сбн клина, 15 сбн) 6 раз — 102 сбн.
18 ряд: (2 сбн, прибавка на 3-ом сбн клина, 14 сбн) 6 раз — 108 сбн.
19 ряд: (4 сбн, прибавка на 5-ом сбн клина, 13 сбн) 6 раз — 114 сбн.
20 ряд: (6 сбн, прибавка на 7-ом сбн клина, 12 сбн) 6 раз — 120 сбн.
21 ряд: (8 сбн, прибавка на 9-ом сбн клина, 11 сбн) 6 раз — 126 сбн.
22 ряд: (10 сбн, прибавка на 11-ом сбн клина, 10 сбн) 6 раз — 132 сбн.
И так далее до достижения нужного диаметра круга.

Как связать берет спицами

Для берета понадобилось 100 г. пряжи: по 50 г. светло-серой и темно-серой. Светло-серой пряжи немного останется, но темно-серой, которой вяжется околыш берета, хватает впритык, а возможно, понадобиться чуть больше. Рекомендуем: связать шарф, на комплект потребуется по 150 г. светлой и 150 г. темной пряжи.

Описание модели. Классический берет среднего объема связан снизу вверх, со швом сзади. Донышко состоит из 6 клиньев, диаметр донышка 22 см. Ширина стенки 6 см. Ширина околыша, равна 5 см. Берет связан узором Соты пряжей темно-серого и светло-серого цвета (схема и описание вязания узора Соты, видео урок по вязанию узора). Околыш связан резинкой 1×1.

Читайте также:  Мужчина вяжет мужчина умеет вязать

А теперь посмотрим, из каких частей состоит берет.

Вязать берет начинаем с околыша. Размеру околыша нужно уделить особое внимание. Если классическая шапка обхватывает голову достаточно плотно и за счет этого держится на голове, то берет, имеющий свободную форму, держится, в основном, за счет околыша. Если околыш будет слишком свободным — берет будет сваливаться, а если слишком плотно сидеть на голове — носить головной убор будет не комфортно. Вяжут околыш, чаще всего, резинкой из-за ее эластичности и способности держать форму. В нашей модели мы используем резинку 1×1. Набор петель будем делать итальянским способом, который позволяет сделать упругий плотный край.

Определяем плотность вязания резинки, довольно сильно растягивая образец, учитывая, что резинка должна плотно облегать голову. Расчет делаем так: плотность вязания резинки по горизонтали в растянутом виде умножаем на обхват головы: Пгрр x 57 = 2,1 x 57 = 120 петель. Для того, чтобы проверить насколько правильно сделан расчет, можно, связав ободок, перевести петли на вспомогательную нить и сделать примерку. Если вы ошиблись в расчете — легче перевязать околыш, чем потом весь берет. Следует также учитывать раппорт вязки. Удобно, когда общее количество петель кратно раппорту (у резинки он равен 2), поэтому число набираемых петель можно слегка скорректировать.

Ширина стенки и диаметр донышка берета определяются моделью. И здесь перед вами встает трудная и, вместе с тем, интересная творческая задача. Как видим, стенка берета расширяется кверху. В зависимости от узора и пропорций берета, это расширение может быть выполнено за счет прибавления петель или за счет разницы в плотности вязания резинки и основной вязки, а также за счет комбинации этих приемов. Донышко представляет собой круг. Убавление петель при формировании круга также может быть выполнено разными способами: можно вывязать несколько клиньев (как правило, 6 или 8), можно сделать равномерный круг без клиньев или использовать какие-то другие приемы. При проектировании следует учитывать, как красиво сделать убавления для выбранного узора. Для узора Соты убавления удобно делать во 2-ом и 6-ом рядах раппорта (по изнаночной стороне), провязывая группу из трех петель (изнаночная — лицевая — изнаночная) вместе изнаночной, таким образом, за одно убавление становится меньше на две петли. Так раппорт узора не будет сбиваться и получится красивая линия убавлений.

Важно! В узоре Соты первый ряд вспомогательный, вяжется только в начале. При дальнейших расчетах, мы считаем, что раппорт узора составляет со 2-го по 9-ый ряд (8 рядов).

Набираем на спицы 120 петель (включая кромочные). Набор делаем итальянским способом, спицы № 2. Далее переходим на спицы № 3 и вяжем резинку 1×1, ширина околыша (h) равна 5 см (19 рядов).

Теперь нам нужно рассчитать количество петель для стенки берета. В данном случае мы используем свойства узора Соты. Этот рыхлый, объемный узор может сжиматься без потери красоты рисунка. Поэтому мы сделаем нужные прибавления сразу же после околыша и далее будем вязать стенку берета без прибавления. Количество петель, которые нужно прибавить, будет зависеть от диаметра (радиуса) донышка.

Радиус донышка зависит от вашего желания, но кроме этого, следует учесть раппорт рисунка. Предположим, мы проектируем радиус донышка 11 см, что составляет 11x Пво = 11 x 4 = 44 ряда или 44 : 8 = 5,5 раппорта. За один раппорт можно сделать 2 убавления (во 2-ом и 6-ом рядах), получается 11 убавлений за 44 ряда. Если проектировать 6 клиньев, за одно убавление можно сократить число петель в ряду на 12, а за 11 убавлений получается 132 петли. Остается 18 петель, которые стягиваем на макушке.

Итак, радиус донышка 11 см, тогда длина окружности равна 2ПR или 2 x 3,14 x 11 = 69 см. Умножаем эту величину на плотность вязания узора Соты по горизонтали, получаем 2,12 x 69=146 петель. Скорректируем эту величину в зависимости от раппорта основного узора и учтем удобство прибавлений петель по околышу. Получим 150 петель — кратно 6 (раппорту основного узора). Прибавлять петли также удобно: по линии околыша нужно прибавить 30 петель (150 — 120 = 30), делая по одному прибавлению за 4 петли (120 : 30 = 4).

Связав околыш, делаем прибавления следующим образом: по изнаночной стороне вяжем ряд изнаночными петлями по схеме: кромочную снять, 1 изнаночная, * 2 изнаночных в изнаночную петлю предыдущего ряда, 3 изнаночных *, 2 изнаночных в изнаночную петлю предыдущего ряда, кромочная петля. В результате, на спицах должно получиться 150 петель.

Вяжем боковую стенку берета 6 см ( 6 x Пгв = 6 x 4 = 24 ряда или 3 раппорта). Вязание стенки заканчивается лицевым, 9-ым рядом раппорта.

Переходим к убавлению петель на донышке. У нас 6 клиньев, поэтому ставим 6 маркеров, равномерно распределяя петли.

Если смотреть по лицевой стороне, маркеры должны приходиться на изнаночные петли (см. выше, как удобнее убавлять петли в узоре Соты). А шов должен быть посередине клина. Исходя из этого, ставим маркеры следующим образом:

Береты

Берет — мягкий головной убор без козырька с плоским донышком (верхушкой).

Вяжут береты из любого вида пряжи по цвету, составу и фактуре, используя различные узоры: косы, резинки, крупный жемчужный узор («крупный рис»), мелкий жемчужный узор («мелкий рис» или путанка), чулочную вязку и другие.

Береты носят в любое время года: зимой, весной и осенью — теплые, летом — ажурные.

Читайте также:  Люблю вязать спицами модели с описанием для женщин схемы

Зимний берет

Весенний берет

Осенний берет

Ажурный летний берет

В современной моде существует несколько решений внешнего дизайна этого головного убора:

1. Берет с высоким ободком от 4 см до 8 см (кашпен), который закрывает лоб и уши, в том числе так называемый «берет на стойке»

2. Объёмный плоский берет с узким ободком 2-3 см, который выполняет сугубо декоративную функцию, «не даря» ни тепла, ни защиты от ветра

Берет можно вязать снизу вверх или сверху вниз на 5 спицах без швов или на двух спицах с одним швом по затылочной части (схема 1).

Схема 1

Техника вязания берета снизу вверх

Вязание начинается с ободка (на схеме 1 часть А), который вяжут как правило резинкой 1 х 1 или 2 x 2.

Затем полотно расширяют одним из двух способов: постепенно прибавляя в одном ряду по 8-10 петель через каждые 2-4 ряда или сразу равномерно прибавив все петли в одном ряду (прибавляя по 1 петле через каждые 2-5 петель).

В этой части беретa количество петель резко увеличивается, что делает окружность головного убора в два раза больше окружности головы.

Прибавив нужное количество петель вяжут ровное полотно. Высота берета (часть Б) составляет 10-13 см.

Процесс вязания завершается формированием верхушки (часть В) берета с помощью уменьшения количества петель. Убавление петель должно быть постепенным, равномерным, чтобы в результате получилось плоское донышко.

Донышко может выглядеть как колесо, концентрические круги или «водоворот» (схема 2).

Схема 2

При вязании донышка берета в форме колеса убавления выстраиваются в линию попарно и выполняются в каждом последующем круге через равные интервалы подобно спицам в настоящем колесе.
Для получения заметного яркого эффекта необходимо, чтобы убавления с наклоном вправо следовали за убавлениями с наклоном влево соответственно для каждой спицы.

Для более неприметных убавлений на верхушке берета делают отдельные убавления вдоль всей окружности в концентрических кругах. Убавляйте количество петель приблизительно на 25% в одном круге и повторяйте такие уменьшающиеся окружности 5-6 раз с одинаковыми интервалами между ними. Когда эти кольца получаются четкими, верх берета напоминает мишень.

Также как и форма колеса, «водоворот» вяжется с убавлениями в равных интервалах в каждом круге. Направление «водоворота» зависит от наклона, с которым выполняются убавления. Если убавление выполняется с наклоном влево, «водоворот» будет левосторонним. Если убавление выполняется с наклоном вправо – правосторонним.

Техника вязания берета сверху вниз

Вязание берета начинается с макушки (на схеме 1 часть В). На спицы набирают нужное количество петель, распределяют равномерно на 4 спицы и замыкают в кольцо. В каждом круговом ряду, согласно выбранной формы донышка, делают прибавления до тех пор, пока диаметр берета не станет в два раза больше окружности головы. После чего начинают уменьшать количество петель в обратном порядке их прибавления, до тех пор, пока их количество не станет равным окружности головы. С этого момента вяжут ободок на нужную высоту. После чего все петли закрывают.

К верхушке берета можно пришить такие же украшения, что и для шапок.

Совет 1. Если вяжете берет лицевой или изнаночной гладью, прибавление делайте по рисунку или в шахматном порядке.

Совет 2. Если хотите получить особенно большой и мягкий берет, вяжите большее количество рядов между рядом, в котором идут прибавления и первым рядом макушки, в котором начинаются убавления.

Как рассчитать и связать донышко (макушку) шапки/берета/шляпы. Часть 1.

Часть 1 “Теория”. Как сформировать донышко при вязании шапок/беретов/шляп спицами и крючком: виды макушек, основные термины и общие принципы

В тексте использованы изображения из открытых источников в интернете

Коснусь одного из самых распространенных способов формирования донышка при вязании шапок/беретов/панамок/шляпок как спицами, так и крючком.

Я разделила этот пост на две части – ну, возможно, вы не уже не начинающая мастерица и вам будет неинтересно читать основы, а хочется сразу перейти к практической деятельности)) Хотя… ЧТО конкретно имеется ввиду, какие понятия используются, в какие способов я постараюсь углубиться на практике – все это найдется именно здесь в 1-й части. А конкретные примеры, расчеты, образцы собраны в Продолжении

Часть 1 «Теория»

Большинство форм головных уборов имеет этот конструктивный этап – круг, центр которого соответствует центру модели шапки (макушка головы), независимо от того, какой это вид: панама, бини, берет, ушанка и т.п. Учитывая технику вязания, мы либо начинаем вязать от донышка и далее в направлении вниз, либо, наоборот, заканчиваем изделия именно им, донышком, при вязании снизу вверх.

Есть модели, где дно не вывязывается каким-то дополнительным образом, а просто все петли собираются и стягиваются одновременно, либо имеющиеся убавления мизерные – в этом случае это объемная часть выступает как конструктивно-планируемая деталь фасона. Например, на фото шапки связаны таким способом

В этом посте мы не будем обсуждать подобные фасоны или изделия, верхняя часть которых формируется способом последовательного вывязывания отдельных частей (напр., по принципу пятки носка), укороченными рядами, в поперечной технике вязания и т.п., а только те, для которых требуются специальные манипуляции при оформлении «круглой» формы донышка – это может быть как выпуклая, так и ровная поверхность верхней части изделия. К таковым головным уборам в этом посте применяются общие термины «шапка» или «берет».

Для макушки шапочки как при вязании спицами, так и при вязании крючком, как для зимних моделей, так и для легких, включая летние панамы/шляпы, а также для любого рисунка, которым выполняется головной убор, необходимо выполнить определенные действия: убавления к центру или прибавления от центра донышка.

Чаще всего используется вариант распределения общего количества петель на клинья и затем в процессе вязания выполняются равномерные убавления/прибавления.

Например, в большинстве случаев при вязании спицами мы вяжем снизу вверх, т.е. донышко будет формироваться за счет убавлений.

И, наоборот, связанные крючком изделия, как правило, начинаются от макушки, и образование донышка идет при помощи прибавлений.

НО все эти операции подчиняются одну и тому же принципу – расположение линий убавок/прибавок складывается в процессе вязания клиньев.

К примеру, схема для донышка шапки из 8-ми клиньев выглядит примерно так

Количество клиньев в каждом конкретном изделии может варьироваться от 4 до 16-18 и даже до 24. От этого зависит, какая форма получится в результате: чем меньше клиньев, тем более «длинным/вытянутым» будет донышко по высоте и более плавное сужение/расширение полотна. Соответственно, бОльшее количество клиньев предполагает наиболее быстрое убавление/прибавление петель и в итоге плоский вид.

Например, для беретов с тем самым «плоским» дном выбирают многоклинную форму макушки, в частности 12-клинку

или 18-ти и даже 20-ти клинку

А для шапочки-бини с гладкой макушкой более рационально использовать 4-8 клиньев.

Но сумма таких клиньев не является априори «правильной» даже для определенного вида головных уборов – каждый мастер и для каждой индивидуальной модели выбирает наилучшее решение! Их может быть 4, 5, 7 и любое другое число.

Например, 5-ти и 7-ми клинки спицами

или 7 и 8 клиньев для филейного вязания шляпок крючком

И не путаем: «плоское» дно – это не значит, что оно «гладкое», т.е. без складочек, сборок, фалдов и подобных характеристик полотна. Оно может быть и «гладким», и «со складками» (пусть назовем так): вот какую разницу я имею ввиду во внешнем виде одной и той же формы – «плоской» макушки, но само полотно на донышке лежит в разных положениях.

Точно также можно охарактеризовать и донышко т.н. «вытянутой» круглой формы

Как конкретно вязать, выбирает мастер, и здесь нет каких-то приоритетов или правил» – кому что нравится)) Я, например, предпочитаю вязать шапочки спицами, где донышко со складками, в то же время модели, связанные крючком, выполняю именно с «гладкой» макушкой. Правда, везде есть исключения.

В зависимости от рисунка полотна убавления/прибавления выполняются также разными способами, например, если изделие вяжется узором косами, то изменения количества петель обязательно будут влиять на внешний вид этого рисунка, поэтому в этих случаях процесс убавлений/прибавлений подробно расписывается в описании к модели.

Нет описания понравившейся модели и вяжете самостоятельно? Что тогда можно использоваться при такой версии рисунка? Например, изначально начать убавления в прилегающих к самой «косе» эпизодах (в частности, изн. петель если вяжем спицами или СБН/ССН при вязании крючком), как правило, отделяющих один раппорт от другого, т.е. сужения/расширения отрезков между «косами», затем перейти к уменьшению/увеличению петель в самих «косах». Таким образом, плавно образуем форму донышка шапочки.

Но чаще всего используется способ, при котором сами «косы» переходят в другой рисунок, обычно в резинку

Как видим, есть достаточно вариантов различных «переходов» от основного узора к рисунку с уменьшением/увеличением петель. Напр., начав вязание крючком от центра макушки и довязав донышко на нужную высоту самой обычной резинкой из рельефных ССН, основное полотно шапочки продолжить вязать по схеме узором – для этого потребуется лишь довести количество столбиков до нужной суммы исходя из раппорта узора. Таким же образом можно сформировать макушку и при вязании крючком снизу вверх

Кроме того, для изделий крючком, особенно летней сезонности, часто вяжем ажурные шляпки, панамы, береты. И в этих вариантах все изменения количества п. обязательно отражены в соответствующих схемах вязания конкретной модели.

Любым инструментом можно вязать и таким образом, что рельефные линии убавлений/прибавлений будут образовывать узор, в то время как остальная часть полотна выполняется гладью.

И даже обычный рисунок шапочки спицами резинкой 1х1 или 2х2, как правило предусматривает отдельное описание для вывязывания макушки, ведь на общем фоне полотна такие убавления/прибавления будут очень заметны и привлекать внимание, и если их связать неровно, неравномерно, то внешний вид будет «загублен».

Поэтому во всех этих вариантах донышко будем вывязывать строго по схеме в описании к модели.

А вот если рисунок полотна предполагает возможность достаточно «простого» убавления/прибавления петель/столбиков, например, шапочка вяжется лицевой гладью, «рисовым» узором, платочной вязкой и подобными рисунками спицами либо СБН/ССН/филейной сеткой крючком, то можно использовать стандартные принципы и/или схемы убавлений/прибавлений для образования донышка.

Такие схемы без узора для изделий крючком можно свободно и быстро найти в интернете. При вязании спицами также действуют определенные «классические» правила – убавления в клиньях выполняются в определенном порядке, подробнее о котором во 2-й части поста «Порядок вязания».

При этом границы клиньев можно сместить, чтобы они не выделялись – например, как на фото ниже,

или оставить «видимую» строчку убавок/прибавок, хотя это и очень условно))

либо придерживаться «стандартных» действий и убавлять\прибавлять, специально выстраивая линии и при этом можно также их аккуратно размещать – к примеру «спиралью»

Для моделей, где донышко не является декоративно-эффектной частью изделия, все прибавления/убавления вяжутся без каких-либо дополнительных манипуляций, выделяющих их на общем фоне полотна. Скажем, на лицевой глади это могут быть те же лицевые или изнаночные петли.

Оцените статью