Как вязать арматуру щипцами

Как вязать арматуру для начинающих: способы, нормы и правила, каркас под фундамент

Существует всего два способа крепления арматуры в каркасе: электросварка и вязка. Мы не будем открывать дискуссию о том, какой из них предпочтительнее. Скажем лишь, что при вязке не снижается прочность рабочих стержней.

Любая сварка ослабляет металл, поскольку создает в нем локальные напряжения. Это негативно сказывается на надежности всей конструкции.

По сравнению со сваркой вязальные работы более трудоемкие.

Несмотря на это, в частном строительстве с его небольшими объемами лучше выбрать их. Особенно, когда речь идет о таких ответственных конструкциях, как фундамент и плиты перекрытия.

Содержание статьи:

В этой статье мы расскажем начинающим строителям о том, как правильно вязать арматуру. Рассмотрим инструменты, материалы и технологии, применяемые для этой работы. Надеемся, что полученная информация поможет вам уверенно обращаться с металлом, собирая прочные и надежные каркасы.

Способы вязки арматуры

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

  • Пассатижи;
  • Крючок (простой и реверсивный);
  • Шуруповерт с насадкой.

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Технология работы крючком

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Читайте также:  Катерина мушин вязание крючком

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Нормы и правила выполнения работ

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

Читайте также:  Полосатый узор вязание спицами

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Ориентировочные цены

Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).

Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.

Вязка арматуры

Перед всеми, кто строит монолитный фундамент своими руками, встает задача связать арматуру перед укладкой бетона. Рассмотрим подробней приемы в работе и приспособления, с помощью которых можно связать арматуру.

Известно, что арматуру можно соединить сваркой. Но процесс этот не очень быстрый, да к тому же, когда речь идет о строительстве своими руками, нужно говорить о том, что подавляющее большинство домашних умельцев все же не сварщики. И сварочной аппаратуры у них дома нет.

Поэтому, для застройщика два выхода – либо для скрепления арматуры пригласить квалифицированного сварщика, либо вязать арматуру металлической проволокой самостоятельно.

Можно применить композитную арматуру

Если речь идет о строительстве фундамента, то возможно применение неметаллической композитной арматуры из стекловолокна и базальтоволокна.

Такая арматура по своим характеристикам хорошо подходит именно для фундаментов домов. К тому же, с ней «жизнь сразу станет легче», ведь трудоемкость, связанная с тяжестью и жесткостью металла, исчезнет. А не подверженный коррозии композитный стержень будет служить дольше в обводненной среде.

Проблема – невозможно зафиксировать в согнутом состоянии. Уголки нужно заказывать, или применять металл…

Скрепление стержней скобами (скрепками)

Сейчас скрепление арматуры возможно и с помощью готовых к применению специальных зажимных скоб (скрепок). Они изготовлены из упругой стали, при монтаже просто надеваются на пересекающиеся прутья арматуры, стягивая их.

Вся работа при этом намного упрощается и выполняется сравнительно быстро, без значительных физических усилий.

Но стоят они довольно дорого. Зато, применяя зажимы, можно значительно ускорить процесс монтажа больших арматурных каркасов.

Подготовка проволоки

В настоящее время, в большинстве случаев для скрепления арматуры своими руками, по прежнему, применяется специальная стальная гибкая низкоуглеродистая проволока. Ее диаметр чаще порядка 1,0 мм, но возможно применение и 0,8 – 1,4 мм.

Для вязания арматуры необходимы отрезки проволоки длиной около 0,3 метра. Так что во время работы придется постоянно откусывать такие кусочки, что добавляет трудоемкости и увеличивает затраченное время.
Что бы упростить этот процесс поступают следующим образом. Первоначально проволоку в мотке сгибают, так что бы между местами изгибов получилось нужное расстояние. Затем болгаркой просто режут по этим изгибам сразу толстый пучок проволоки. В результате — множество кусочков проволоки для вязки арматуры готово.

Читайте также:  Вяжем рукава под жилетку

Как связать арматуру проволокой

Вязать арматуру проволокой можно вручную и обычными пассатижами, или же щипцами. Петля вязальной проволоки просто закидывается вокруг арматурных прутьев, а затем концы закручиваются на скрутку. Но такой способ наиболее долгий и трудоемкий, да и требует приложения немалых усилий.

Процесс можно упростить, если применить простейшее приспособление – крючок для вязки арматуры.

Его нужно лишь продеть в петлю скрутки в пол оборота и вращать, затягивая на скрутку проволоку. С применением крючка скреплять арматуру получается быстрее. На видео отражен процесс вязки арматуры с помощью специального крюка.

Винтовой вязальный крючок для скрепления стержней

Механизировать же процесс соединения арматурных прутьев можно если применить строительный винтовой вязальный крючок. Это приспособление уже не нужно вращать вручную, но зато его нужно дергать.

Поступательное движение этот механизм преобразует во вращение крючка. Но сам процесс ускоряется, хотя по прежнему требует приложение физических сил от исполнителя. На видео показано как выполняется эта работа.

С помощью шуруповерта

Кардинально же улучшает положение дел применение электроинструментов. Когда речь идет об объемных строительствах терять дни на вязку арматуры своими руками конечно не хочется. Да и нужно ли так поступать, если вязку арматуры можно механизировать запросто.

С широким распространением ручных электрических инструментов, умельцы приспособили их для выполнения, в общем то не свойственных им задач. И наиболее часто нестандартно применяется аккумуляторный шуруповерт.

Его приспосабливают везде, где необходима вращательная энергия, даже для временного вращения колес автомобиля, или например, для бурения лунок во льду на зимней рыбалке.

Конечно, такой инструмент легко приспособить и для вязки арматуры. Дрель же в этом случае не лучший помощник, так как у нее гораздо выше скорость вращения. Поэтому возможны порывы проволоки.

Для того, чтобы приспособить шуруповерт для связывания арматуры достаточно в его патрон вставить подобие вязального крючка. Его можно изготовить из металлической проволоки диаметром порядка 4 мм. Это может быть и отрезок электрода, или же обрубаный толстый гвоздь. Теперь уже вращать ничего не нужно – достаточно нажимать на кнопку, крепко удерживая инструмент в руках.

Применение электровязчика

Но существует и специальный электрический вязчик проволоки, его применяют в строительной промышленности. В нем уже нет никаких крючков. В аппарат вставляется проволока, а завязка происходит в автоматическом режиме, причем с нужным усилием.
Конечно, при выполнении строительства фундамента своими руками, такое оборудование вряд ли будет доступным.

Выполнение вязания

Теперь сам процесс связывания арматуры
Сначала металлическая арматура подготавливается, очищается от грязи, режется на отрезки необходимой длины, выпрямляется или сгибается в соответствии с чертежами.
Затем прутья устанавливаются на свое место в каркасе и закрепляются в нужном положении, стропуются.

При продольном соединении прутьев, их нахлест должен быть не менее 25 см. При этом вязку в обязательном порядке делают не менее чем в дух местах у концов прутьев.

Вот видеоинструкция о вязании арматуры крюками

Оцените статью