Как вязать арматуру для балки

Содержание
  1. Особенности армирования ж/б балок
  2. Разновидности балок
  3. Основные задачи усиления
  4. Назначение расчетов
  5. Принципы армирования
  6. Требования к арматуре
  7. Особенности усиления
  8. Выполнение отгибов
  9. Специфика поперечного армирования
  10. Соблюдение величины защитного слоя
  11. Ошибки при усилении
  12. Итоги
  13. Как правильно вязать арматуру: помощь крючка, шуруповерта или пистолета
  14. Роль армирования
  15. Технология создания армирующего каркаса
  16. Требования к каркасу
  17. Последовательность работ
  18. Как соединяют арматуру?
  19. Соединение сваркой
  20. Вязка проволокой
  21. Использование пластиковых хомутов
  22. Материалы, инструменты для вязки каркаса
  23. Арматура для фундамента
  24. Проволока, годящаяся для арматуры
  25. Инструменты для «фундаментального труда»
  26. Как правильно вязать арматуру?
  27. Работа с помощью крючка
  28. Простой узел
  29. «Мертвый узел»
  30. Помощь шуруповерта или клещей
  31. Пистолет для вязки арматуры

Особенности армирования ж/б балок

Предприятия, производящие железобетонные изделия, выпускают широкую номенклатуру продукции. Не всегда стандартные изделия можно использовать при реализации проекта конкретной постройки. Наверняка многие обращали внимание на строителей, размещающих в опалубке стальную арматуру. Все понимают, что стальные прутки обеспечивают высокие прочностные характеристики железобетонной балки.

Однако правильно определить диаметр прутков, их количество могут только специалисты, владеющие расчетной методикой. Для большинства обывателей, не сталкивавшихся с методологией выполнения расчёта балок прямоугольного сечения, этот процесс остается загадкой.

Арматурный стержень воспринимает значительные нагрузки на растяжение, но неустойчив к сжатию и изгибу.

Серьезной строительной задачей является выполнение расчёта армирования. Потребность в этом возникает при выполнении строительных мероприятий в частной застройке. Можно, конечно, обратиться к профессионалам или использовать специальные программные средства. Но, к сожалению, такая возможность не всегда имеется, поэтому рекомендуем ознакомиться с представленными в материале рекомендациями. Уверены, они помогут вам принять правильное решение, осуществляя армирование балок.

Разновидности балок

Что представляет собой конструкция железобетонной балки? Каковы отличия по способу установки и форме сечения?

Балка – изготовленный из бетона и армированный стальными прутками элемент, работающий в составе строительной конструкции и воспринимающий силовые нагрузки. Такие строительные конструкции еще называют ригелями или прогонами. В зависимости от метода установки они могут быть:

  • Монолитными элементами, представляющими собой свободно расположенные или защемленные с одной или двух сторон однопролетные конструкции.
  • Комбинированными (сборно-монолитными) конструкциями, в том числе консольными.
  • Сборными, состоящими из отдельных частей, входящих в состав общей многопролетной конструкции.

Цельные армированные балки используются при строительстве как элементы фундаментов и перекрытий.

Сечение элементов различное и может иметь прямоугольную форму, представлять трапецию, тавр, двутавр или другие виды. Согласно строительным нормам, ширина сечения принимается равной 5 сантиметрам и представляет собой цифровой ряд, начиная от 100 мм, и заканчивая 250 мм. Высота изделия соответственно изменяется.

Комбинация арматурных стержней и бетона даёт комбинацию их свойств

Основные задачи усиления

Обсуждая вопрос усиления железобетонных конструкций прямоугольного профиля, остановимся отдельно на терминологии. В специализированных строительных источниках процесс повышения прочности бетонных конструкций, связанный с установкой арматуры, называется армированием ЖБ изделий. Что обозначают буквы аббревиатуры? Ответим:

  • Ж – сокращённое обозначение наличия в конструкции железных (стальных) арматурных стержней или сетчатых каркасов, способствующих увеличению прочностных характеристик.
  • Б – характеризует материал бетон, массив которого усилен закладными элементами.

Основными задачами усиления железобетонных балочных элементов являются:

  • Обеспечение высокой несущей способности изделий.
  • Повышение прочностных характеристик.
  • Противодействие разрушению.
  • Увеличение устойчивости к восприятию повышенных нагрузок.

Решение поставленных задач по обеспечению прочности осуществляется путем армирования и реализации специальных методов, направленных на:

  • оценку прочностных характеристик;
  • проверку выносливости бетонной опоры под воздействием многократных циклов нагружения;
  • контроль устойчивости железобетонной балки, сохранения ее целостности и расположения.

Большинство заводских изделий производится с использованием предварительно напряжённой арматуры

Назначение расчетов

Расчёт позволяет определить площадь элементов усиления, в зависимости от заданных усилий, или несущую способность, согласно фактическим размерам применяемых прутков. В частности, выполнение предварительных расчетов помогает определить:

  • Размер прутков в диаметре.
  • Длину элементов.
  • Характер расположения в изделии.

Для определения оптимального варианта армирования конкретной бетонной балки учитывайте следующие параметры:

  • геометрические размеры изделия (длина, ширина, высота);
  • толщину защитного слоя, характеризующую расстояние от арматуры до внешней плоскости бетонной поверхности;
  • величину распределенной или точечной нагрузки.

Принципы армирования

Усиление бетонных конструкций производится с использованием следующих элементов:

  • Отдельных стальных арматурных стержней.
  • Металлических каркасов.
  • Стальных сеток.

В высотных зданиях арматурный каркас служит основой всей конструкции

В процессе армирования прутки могут устанавливаться как в растянутых участках бетонной балки, так и в сжатых. Специфика применения опор при выполнении строительных работ позволяет отнести их к изгибаемым элементам, в которых под воздействием прилагаемых усилий возникает растянутая зона, сжатый участок, так как действует изгибающий момент и поперечные усилия.

Армирование балок осуществляется стержнями, расположенными продольно и поперечно. В зависимости от направления приложения сил, верхний и нижний арматурные прутки каркаса могут быть как растянутыми, так и сжатыми.

Рассмотрим основные части горизонтального каркаса усиления, находящегося под воздействием приложенных вертикальных усилий. Он состоит из следующих элементов:

  • расположенных в верхней части каркаса стержней, находящихся в сжатом состоянии;
  • находящихся внизу прутков, растягивающихся под воздействием нагрузок и упрочняющих бетонную балку;
  • поперечных элементов, обеспечивающих прочность прямоугольного сечения;
  • распределительной арматуры, связывающей элементы единым контуром.

Требования к арматуре

К поверхности элементов усиления предъявляется комплекс специальных требований.

При армировании ребра плоскими сварными каркасами стержни сваривают между

  • Обезжирьте прутки.
  • Очистите стержни от грязи, краски и неметаллических покрытий.
  • Освободите поверхность от отслаивающегося налета ржавчины, используя металлическую щетку.

Бытует мнение о целесообразности увлажнения арматурных стержней водой за неделю до укладки и бетонирования. В результате она покроется ржавчиной, и к ней сильней будет прилипать раствор бетона. Специалисты подтверждают, что присутствующая на поверхности прутков ржавчина, не имеющая отслоений, увеличивает коэффициент сцепления арматуры с раствором. Прутки с ржавой поверхностью эффективнее склеиваются бетонным составом, но, при этом, ржавых отслоений не допускается.

Стальные стержни, имеющие переменный профиль, обладают 3-кратным запасом сопротивления выдергиванию по сравнению с гладкой арматурой.

Особенности усиления

Усиление арматурными стержнями осуществляют с применением продольных и поперечных прутков арматуры с последующей сваркой или вязкой. Выполняя вязку каркасов, применяйте арматуру с Г-образным изгибами.

Производя армирование балок, соблюдайте следующие требования:

  • применяйте прутки диаметром более 10 миллиметров для продольного армирования;
  • используйте в качестве ненапрягаемых арматурных прутков стальные стержни, диаметром не менее 12 мм, для вязаных каркасов, предназначенных для опор, высотой более 40 сантиметров;
  • обеспечьте интервал между продольными силовыми элементами каркаса не меньше 25 миллиметров – для стержней нижнего уровня, и 30 мм – для прутков верхнего слоя.
Читайте также:  Как вязать следки спицами схемы описания

Как правило, из железобетона устраивают два вида элементов — балки и плиты

В зависимости от изменения класса бетона, из которого изготавливаются изделия, изменяется диаметр продольных прутков. Для арматуры, имеющей прочность 500 МПа, ее размер в диаметре должен быть:

  • 16 мм – для легкого бетона класса В12.5 и ниже.
  • 25 мм – при армировании массива класса В15-В25.
  • 32 мм – при усилении состава категории В30 и выше.

Если выполняется усиление балок из ячеистых составов класса ниже В10, допускается уменьшение диаметра продольно расположенных прутков – меньше 16 миллиметров.

Выполнение отгибов

К местам стыков и расположения отгибов стержней предъявляются специальные требования, так как они определяют прочностные характеристики. Определяя место загиба прутка, соблюдайте рекомендации:

  • выдерживайте величину интервала от загиба до внешней поверхности (не более 50 миллиметров);
  • не применяйте короткие прутки, имеющие один наклонный участок и свободно расположенные в каркасе («плавающие» стержни);
  • обеспечьте величину угла изгиба к оси изделия на уровне 45 градусов. Допускается увеличение для высоких конструкций (более 80 см высотой) значения угла до 60 градусов, а для низких, работающих при точечных усилиях, уменьшение до 30 градусов;

При размещении отгибов надо следить, чтобы на участке, где их ставят по расчету, в любом сечении, нормальном к оси балки, был по крайней мере один отгиб

  • производите отгиб на одном продольном прутке в каждой из плоскостей каркаса изделия, имеющего ширину меньше 20 сантиметров. При увеличении ширины изделия загните не менее 2-х прутков в каждой плоскости;
  • располагайте отогнутые части стержней симметрично относительно оси;
  • определяйте расчётным путём интервал между наклонными участками прутков, расположенных в разных плоскостях каркаса.

Специфика поперечного армирования

Производя поперечное усиление каркаса, выполняйте следующие требования:

  • Применяйте вертикальные элементы усиления, если высота балки составляет более 15 сантиметров.
  • Не устанавливайте поперечную арматуру, если высота меньше 15 сантиметров.
  • При наличии одного продольного стержня арматуры или сварной сетки, строительные нормы допускают отсутствие поперечных прутков.
  • Вычисляйте расчетным методом, учитывающим особенности сварки каркаса, значение диаметра расположенных в поперечной плоскости стержней.

Соблюдение величины защитного слоя

Выдерживание необходимого значения защитного слоя, представляющего собой интервал от арматуры до внешней поверхности изделия, позволяет предохранить каркас от проникновения влаги и обеспечить оптимальный режим работы в бетонном массиве. Кроме того, защитный слой определяет огнестойкость конструкции.

Для балок, предназначенных для установки в фундаментах и сборных конструкциях, значение не должно быть меньше диаметра арматуры и составляет 30 миллиметров.

Фиксированный размер величины слоя обеспечивается путем применения специальных подкладок и пластиковых фиксаторов, обеспечивающих неподвижность каркаса и необходимое положение при заливке бетона. Если бетонные изделия имеют сечение меньше 250 мм, то размер защитного слоя для поперечного армирования составляет один сантиметр. При большем размере сечения достаточно полтора сантиметра для обеспечения защитного интервала.

Ошибки при усилении

В процессе армирования бетонных конструкций имеют место нарушения технологии армирования, вызывающие снижение прочности бетонных изделий. Выполняя работы, обратите внимание на следующие моменты:

  • Не допускается применять вместо рабочей арматуры трубы изделия из алюминия, отходы промышленного производства, проволоку и некондиционный металл произвольной конфигурации. Применение указанных материалов, не обладающих необходимыми эксплуатационными характеристиками, вызовет деформацию бетона и его растрескивание.
  • Запрещается нагревать участки загибов автогеном, применять болгарку, надпиливая деформируемые участки. Это вызывает ослабление стержней и приведет к непоправимым последствиям под воздействием усилий. Все операции по загибу прутков производятся без искусственного нагрева.
  • Прутки усиления класса А-III сгибаются на угол не более 90 градусов с применением специальной оправки, радиус которой равен 5-кратному размеру сечения арматуры. Выполнение загиба на развернутый угол (180 градусов) уменьшает прочность конструкции на 10 процентов.

Итоги

Соблюдение изложенных рекомендаций по усилению бетонных изделий обеспечит прочностные характеристики конструкции, их эксплуатацию на протяжении длительного времени.

Как правильно вязать арматуру: помощь крючка, шуруповерта или пистолета

Строительство практически любого капитального здания начинается с обустройства фундамента. Поскольку на это основание ляжет нагрузка всех конструкций постройки, на него будут оказывать сильное влияние процессы, происходящие в грунте, и климатические условия, требования к нему достаточно высоки. Для максимальной прочности фундамента внутрь опалубки укладывают армирующий каркас — прутья, надежно связанные между собой. Если произвести соединение некорректно, то готовую проектную прочность гарантировать не получится. Чтобы обеспечить надежность конструкции, до начала работ лучше узнать, как правильно вязать арматуру. Занятие это непростое, оно требует соблюдения всех норм и правил, терпения, а также применения определенных инструментов.

Роль армирования

Предназначение любого фундамента — служить надежной опорой, выдерживающей все нагрузки сооружения. На практике они чаще всего бывают неравномерными, поэтому в основании нередко возникают напряжения. Виноваты в этом изменения, происходящие в грунте, ошибки, закравшиеся в проект. Последние нередко становятся причиной того, что отдельные элементы конструкции сильно отличаются весом, поэтому сила давления прикладывается неравномерно.

Бетон имеет достаточно хорошие показатели на сжатие, однако на растяжение они не выдающиеся. Армирующий каркас призван компенсировать этот недостаток. Такая комбинация бетона и арматуры превращает материал в железобетон, поэтому позволяет справиться с разнонаправленными нагрузками: как со сжатием, так и с растяжением. Армирование не только повышает прочность основания. Благодаря каркасу есть возможность экономии материала, так как можно соорудить менее массивный, но такой же «нерушимый» фундамент.

Технология создания армирующего каркаса

Армирующая конструкция рассчитывается, а затем монтируется в зависимости от массы будущего здания, от размеров траншеи (котлована). Сечение рабочей арматуры, вспомогательной проволоки тоже выбирают заранее, учитывая будущую нагрузку на фундамент. Монтаж можно делать непосредственно в опалубке, около нее, либо на длинном верстаке, но такой удобный стол найдется не у всех.

Требования к каркасу

О том, как правильно вязать арматуру, можно узнать из Строительных норм и правил (СНиП). Если владельцы приняли решение сооружать ленточный, самый популярный вид основания, то им необходимо соблюдать такие требования:

  • арматурный каркас располагают так, чтобы он не создавал ни малейших проблем при заливке основания;
  • установка арматуры требует преждевременного и тщательного расчета всех элементов конструкции;
  • подвижные (плавающие) соединения недопустимы, независимо от того, какой способ вязки используется;
  • замена элементов разрешена, если требуемая несущая способность каркаса остается прежней.

Слой, защищающий металл от коррозионных процессов, обязателен. Как правило, его обеспечивает сам бетон. По этой причине каркас должен всегда находиться в толще раствора.

Читайте также:  Ажурная схема вязания как понять

Последовательность работ

Сама подготовка и установка армирующего каркаса состоит из нескольких этапов.

  1. Сначала подготавливают вертикальные элементы. Положение хомутов обязательно проверяют при помощи отвеса.
  2. Затем монтируют нижний горизонтальный пояс. К вертикальным хомутам его крепят вязальной проволокой.
  3. Фиксируют верхний горизонтальный пояс, потом переходят к монтажу угловых элементов. Поскольку они связывают стороны основания, им уделяют максимальное внимание. Максимальную жесткость обеспечивают дополнительными вертикальными стойками. Их шаг — в 2 раза чаще, чем на остальных участках конструкции.

Если опалубка не готова, то ее сколачивают и монтируют. Потом укладывают армирующий каркас. Между его элементами прокладывают трубы, предназначенные для коммуникаций. Следующий этап — изготовление раствора и заливка цементной смеси.

Когда каркас собирают непосредственно в траншее, то сначала в грунт вбивают вертикальные прутья. После проверки вертикальности к ним крепят поперечные перемычки, а затем нижний и верхний арматурный пояс.

Как соединяют арматуру?

Прежде чем интересоваться насчет того, как правильно вязать арматуру, не мешает рассмотреть все способы соединения элементов армирующего каркаса. Сейчас есть три метода. Это:

  • сварка;
  • вязка проволокой;
  • использование пластиковых хомутов.

У каждого варианта есть не только недостатки, но и преимущества, поэтому их применяют в зависимости от конкретных условий.

Соединение сваркой

Этот способ известен давно. Чаще его применяли (и применяют) при сооружении суперпрочных оснований для многоэтажных зданий. Однако у сварки есть несколько слабых мест.

  1. Для того чтобы привести работу качественно, необходим опыт обращения со сварочным аппаратом. Так как далеко не каждый мастер, задумавший идею строительства дома своими руками, знаком с подобными работами, для выполнения операции придется нанимать профессионального сварщика, а это обещает дополнительные расходы, которых хочется избежать во время масштабного строительства.
  2. Ненадежность армирующего каркаса. Во время сварки металл нагревается до температур, которые провоцируют нарушение структуры стали в зоне разогрева. Кроме того, сварное соединение не лучшим образом реагирует на изгибы, поэтому возможна деформация материала еще на стадии уплотнения, при использовании вибраторов. Результатом становится частичная потеря каркасом жесткости.

Гнуть металл вблизи от места сварки не рекомендуют. Полное разрушение соединений при работе вибратора — еще одна потенциальная и серьезная проблема, поэтому данный метод не рекомендуют, несмотря на скорость и относительную простоту решения.

Вязка проволокой

Самый большой плюс этого метода — его несложность, так как необходимости в дополнительном оборудовании нет, особых навыков от строителя тоже не требуется. В случае ошибки ее очень просто устранить. Весь процесс армирования легко выполнить в опалубке. Себестоимость работ минимальна, но знать, как правильно вязать арматуру самостоятельно, мастеру все же необходимо.

Недостатком вязки проволокой является относительная шаткость созданной конструкции. Если армирующий каркас делают вне опалубки, то при последующей его установке требуется максимальная осторожность.

Использование пластиковых хомутов

Главные преимущества способа — самая высокая скорость работ, надежная фиксация арматуры, простота, не требующая навыков. Недостатки у таких пластиковых стяжек тоже есть. К ним можно отнести:

  • большую сумму, которая уйдет на покупку этого материала, если сравнивать эти расходы с приобретением практичной, недорогой вязальной проволоки;
  • возможный брак: если хомут был неправильно зафиксирован, то его придется откусывать, а это обещает лишние траты, так как элемент станет непригодным;
  • негативное воздействие на элементы при отрицательных температурах: такие пластиковые хомуты, особенно недорогие, способны лопнуть при морозе.

Если делать выбор, то любой метод из двух последних вариантов можно рассматривать в качестве основного претендента. Однако вязка проволокой выигрывает у пластиковых конкурентов, так как в этом случае работа обойдется в меньшую сумму. Кроме того, не все профессиональные строители одобряют пластмассовую продукцию. Они говорят, что хорошие стяжки стоят дорого, а дешевые изделия попросту не выдерживают критики: они быстро рвутся.

Материалы, инструменты для вязки каркаса

Что потребуется для этой операции, как правило, становится первым вопросом для изучения. О том, как правильно вязать арматуру, речь пойдет немного позже. Армирующий каркас — это прутья арматуры, соединенные в одну конструкцию, поэтому с ними надо познакомиться сначала.

Арматура для фундамента

Пруты для вязки отличаются по материалу изготовления и профилю. В состав каркаса (пояса) входит рабочая арматура (горизонтальные прутья) и хомуты (поперечные вертикальные, горизонтальные), связывающие элементы в единую конструкцию.

  1. Материал изготовления. Классикой остается сталь, которая по прочности подразделяется на 6 классов. Ее можно сваривать либо гнуть. Композитные изделия состоит из арамидных, базальтовых, стеклянных или углеродных волокон. Их преимущества — легкость, невысокая цена, отсутствие коррозийных процессов. Минусы — несгибаемость, невозможность сварки.
  2. Профиль. Для армирующих каркасов используют оба вида: арматуру, имеющую или гладкий, или периодический профиль. Первую чаще применяют для изготовления соединительных перемычек. Из-за рельефной поверхности второй ее считают идеальной для сцепления с бетоном, поэтому данный вид арматуры используют для поясов.

Сечение арматурного профиля зависит от постройки: 10-14 мм используют для небольших хозяйственных зданий, 12-18 мм — для жилых домов.

Любой армирующий каркас состоит из нескольких элементов.

  1. Горизонтальные отрезки. Эти пруты укладывают с нахлестом, затем связывают с вертикальными стержнями. Один пояс армирования может состоять из 2-4 прутов. Мелкозаглубленный фундамент предполагает 2 слоя, глубокозаглубленный — 3. Расстояние между ними — 300-400 мм.
  2. Вертикальные элементы, поперечные хомуты (прямоугольные, квадратные). Они служат для соединения и поддержки верхних и нижних уровней. Их шаг — 400-900 мм. На них нагрузка не настолько большая, поэтому для них используют профиль немного меньшего сечения — 6-12 мм.

Чтобы защитить каркас от коррозии, его полностью погружают в бетон. Небольшое расстояние (40-50 мм) необходимо обеспечить от дна траншеи (котлована). Для этого используют специальные подставки-бобышки, обломки кирпича, небольшие камни и т. д. От опалубки армирующий каркас должны отделять 60-80 мм.

Проволока, годящаяся для арматуры

От нее зависит не только качество и долговечность армирующего каркаса, но и скорость работы. У СНиП к ней тоже есть требования.

  • проволока сечением 1,2 мм необходима для арматуры диаметром до 12 мм;
  • материал сечением 1,6 мм — для прутьев диаметром от 16 до 18 мм;
  • 2 мм (или сдвоенная, по 1,2 мм) нужна для арматуры более 18 мм.

Как говорят опытные строители, наиболее удобной является изделие с меньшим диаметром — 1,2 мм. Ее лучше всего вязать простым ручным крючком. Проволока с сечением 1 мм станет причиной слишком слабого узла, в этом случае ее рекомендуют сдваивать. Изделие диаметром около 2 мм или толще уже значительно усложнит работу.

Читайте также:  Как красиво вязать крючком пинетки

Инструменты для «фундаментального труда»

Ответ на вопрос о том, как правильно вязать арматуру, зависит от того, что для этой цели планирует использовать строитель. Пространственный каркас можно вязать вручную, однако такой труд можно назвать «неблагодарным», так как времени уйдет много, ведь действовать приходится только руками, защищенными перчатками. Для вязки арматуры рекомендуют использовать специальные инструменты.

  1. Вязальный пистолет. Это орудие труда гарантирует быструю работу (узел за секунду), однако недостатков непрофессионалы найдут очень много. К этой категории можно отнести неудобное использование на труднодоступных участках, а также крайне большой расход проволоки. Но самый большой минус — его высокая цена. Профессиональный, качественный вязальный пистолет обойдется мастеру в несколько десятков тысяч (50000, 60000). Альтернатива — китайский инструмент, однако в этом случае надо иметь в виду, что «оружия» может хватить только на один фундамент.
  2. Вязальный крючок. Это приспособление больше всего похоже на изогнутый гвоздь, к которому вместо шляпки приделали рукоять, деревянную или пластмассовую. Его можно использовать в качестве насадки для шуруповерта. У заводских винтовых крючков тоже есть недостаток: несмотря на их эффективность, процесс вязки не слишком быстр. Виноваты слишком длинные проволочные хвосты, которые оставляет инструмент. Зато его цена вполне демократична: инструмент обойдется в сумму 1000 рублей.

Есть еще одна альтернатива — народные методы. Такие решения нередко используют в том случае, если ведутся не очень масштабные работы. В некоторых случаях крючок делают из обычного гвоздя, из прутка, старого мастерка или малярного валика.

Относительно удачной заменой нередко становятся простые плоскогубцы, клещи. Оба варианта новичкам использовать не рекомендуют, потому что прочность конструкции после такой работы гарантировать невозможно.

Как правильно вязать арматуру?

Корректность работы зависит от выбранного инструмента, поэтому сначала надо рассмотреть правила обращения с самыми популярными вариантами орудий труда. А затем выбрать тот, который кажется самым удобным, целесообразным, либо гарантирующим идеальный результат. В большинстве случаев при самостоятельной работе пользуются вязальными крючками.

Работа с помощью крючка

«Священнодействовать» начинающим строителям на первых порах будет трудно, так как для такой работы необходимо время, чтобы «набить руку». Сначала нужно познакомиться с видами соединительных узлов, которые используют при вязке.

Простой узел

Создание этого элементарного соединения состоит из нескольких этапов.

  1. Сначала берут проволоку длиной 200-300 мм, ее сгибают пополам.
  2. Затем ее заводят под пересечение стержней, размещают по диагонали.
  3. Место сгиба (получившуюся петлю) захватывают крючком, а противоположный конец двойной проволоки заводят над нахлестом.
  4. Вращая крючок относительно верхнего конца проволоки, создают скрутку, состоящую из 3 или 4 оборотов.

Затем инструмент извлекают, а торчащие концы проволоки загибают внутрь конструкции, чтобы предотвратить коррозию элементов. Если используют проволоку с петлями, то работа выглядит еще проще, удобнее. Одинарный отрезок обводят вокруг соединения, затем подцепляют петли крючком (плоскогубцами) и делают скрутку.

Работа с крючком, зафиксированным в шуруповерте, не сильно отличается от действий с покупным инструментом с рукоятью. Однако она обещает меньшую трудоемкость и более высокую скорость. В этом случае важно выставить минимальную скорость вращения патрона. Использование дрели не рекомендовано, так как момент завершения стяжки очень трудно определить точно.

«Мертвый узел»

Этот вариант используют для соединения горизонтальных стержней с хомутами. «Мертвым» это соединение назвали не зря: в надежности его сомнений не возникает. Сам процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Сначала берут проволоку длиной 300-400 мм, затем ее точно так же сгибают пополам.
  2. Проволоку заводят вперед петлей под низ арматурного прута, слева от хомута, на 20-40 мм.
  3. Затем ее заводят на хомут, снова загибают под низ прута. Крючок вставляют в петлю, потом им зацепляют свободный конец проволоки.
  4. Крючок тянут на себя, одновременно делая несколько оборотов. Так продолжают до тех пор, пока не почувствуют, что узел получился максимально крепким.

В этом случае должно быть выполнено одно важное условие: необходимо обеспечить максимально плотный контакт — соединение сдвоенной проволоки с арматурой и с углом хомута. Проверка качества довольно проста. Если при расшатывании соединения элементы расходятся даже на небольшое расстояние, то лучше операцию повторить. Или для надежности (в качестве дополнительного соединения) сделать еще простой узел. Комбинация обычного и «мертвого» элемента гарантирует надежное армирование даже самых сложных участков.

Помощь шуруповерта или клещей

Эта работа во многом напоминает процесс вязки крючком. Чтобы сделать из шуруповерта автоматизированный инструмент-крючок, обычно используют кровельный гвоздь. В этом случае самое главное — регулировка скорости работы. Чрезмерное ее увеличение спровоцирует обрыв проволоки, а недостаточная скорость приведет к созданию слабых узлов.

Вязка арматуры клещами имеет преимущество. Это экономия проволоки, так как отпадает необходимость в петлях для крючка. В этом случае многое решает опыт. Если его нет, то времени у строителя уйдет гораздо больше, чем при манипуляциях с крючком. И наоборот, профессиональные арматурщики могут потратить на одну завязку минимум — 3-4 секунды.

Пистолет для вязки арматуры

В этом случае работа никаких трудностей не обещает, но приспособиться к «оружию» необходимо. Внутрь инструмента вставляют катушку проволоки, но не простую, а специально предназначенную для этих приборов. Пистолет, готовый к операции, подносят к месту стыка, определяют лучшее положение, затем нажимают на «курок». Через секунду работа по обвязке будет выполнена, а владельцу останется перейти к следующему узлу.

Цены на подобные агрегаты далеки от того, чтобы называться приемлемыми, поэтому такие инструменты — «оружие» строителей-профессионалов. Однако качество и минимальные потери времени будут достаточным стимулом. Если у мастера, имеющего навыки, на ручную работу крючком уходит не менее 9-10 секунд, на манипуляции с крюком-шуруповертом — до 7 секунд, то на каждый узел с пистолетом у него уйдет «лишь только миг» — 1 секунда. Помимо покупки есть и другая возможность заполучить в свои руки чудо-инструмент: это его аренда.

Большинство частных застройщиков предпочитает делать армирующие каркасы для фундамента самостоятельно. Причина проста: готовые образцы максимально надежны, но их качество перекрывается очень высокой ценой, неприемлемой для таких масштабных, затратных работ. Узнав, как правильно вязать арматуру, строитель выполнит этот этап своими руками, но сможет гарантировать как качество и долговечность металлической конструкции внутри бетона, так и прочность самого основания.

Пример такой «крючкотворной» работы показан в следующем видео:

Оцените статью