История вязания мягкой игрушки

История вязания мягкой игрушки

Автор: Наталия Горюшкина

Сложно сказать, когда же появились первые амигуруми, ведь в Японии, как и в других культурах, издревле существовала традиция изготовления кукол и сувениров небольшого размера, служивших не только декоративными сувенирами, но и оберегом для своего хозяина, или же напоминанием о каком-то значимом событии. Наверное не стоит удивляться, что эта древняя традиция нашла своих почитателей и в наши дни. Причем — даже далеко за пределами Японии.

А что нам скажут словари?

Амигуру́ми (яп. 編み包み, букв.: «вязанное-завёрнутое») — японское искусство вязания на спицах или крючком маленьких, мягких зверушек и человекоподобных существ. Это чаще всего симпатичные животные (такие как мишки, зайчики, кошечки, собачки и другие.), человечки, но это могут быть и неодушевлённые объекты, наделённые человеческими свойствами (суши, кексы, шляпы, сумочки и другие).

Новая волна любви к амигуруми в Японии началась в 70-х годах XX века, с модой на культуру каваий. Каваий (яп. 可愛い) — японское слово, означающее «милый», «прелестный», «хорошенький», «вызывающий жалость, желание пожалеть, приголубить». Неотъемлемой частью кавайи стала маленькая нэко Hello Kitty, придуманная дизайнером Юко Симидзу, которая моментально завоевала сердца японцев. Вмиг все маленькое, миленькое, с большой головой и грустными ( веселыми ) глазками стало неимоверно популярным, милым и забавным. Причем, придумывать и делать амигуруми стали и сами японцы, используя для этого вязание — спицами, но чаще всего крючком.

Фото. Знаменитая Hello Kitty — «родоначальница» современных амигуруми. Автор работы — Sonbahar.
Фото. Кокэси — традиционная японская кукла, тоже стала прототипом для амигуруми. Автор работы — Anji.

Не важно кто или что стало прототипом новой игрушки, главное, что результат должен быть мил и трогателен. Часто встречаются ами-зверьки, насекомые, растения, фрукты, овощи и даже предметы быта – но все они непременно с глазками, ротиками.

Очень популярны миниатюрные игрушки в виде медвежат, собачек, кошек, а так же героев японских мультфильмов и комиксов – Тоторо, Пикачу, Кити. Японцы любят вязать и «вкусные» амигуруми – торты, шоколадные конфеты, пирожные, пончики, суши. Однако в последнее время миниатюрные игрушки стали расти: все чаще встречаются схемы амигуруми до полметра в высоту и с множеством мелких деталей: ушками, лапками с «пальчиками», выпуклыми мордочками, глазками по форме приближенным к натуральным, ресницами и т.д.

Фото. Классический мишка-амигуруми, высота 7 см. Автор работы — Алена75.
Фото. Еще одна знаменитость — кот Итиро. Автор работы — bijouette.

В начале XXI века популярность амигуруми в Японии стала столь большой, что в 2002 году была даже основана Японская ассоциация амигуруми. И примерно с этого же времени это искусство стало очень популярным во всем мире. Причем, особую роль в его популярности сыграл интернет: на интернет-аукционах продавались готовые игрушки, а на специальных сайтах для любителей ами публиковались схемы вязания.

Фото. Котенок. Автор работы — Laska_sweden.
Фото. Брелок-осминог. Автор работы — Anji.
Фото. Ами-зайка. Автор работы — mimoza12.

Чем же отличается классическая амигуруми от обычной вязаной игрушки?

Первую отличительную особенность амигуруми мы уже знаем — это характерные пропорции: большая голова с большими глазами и относительно маленькое тельце с короткими тонкими лапками. И даже появившиеся позже амигуруми в виде животных, растений, машинок и даже пирожных все равно подходят под этот принцип. Ведь большая голова и маленькое тельце человеком подсознательно ассоциируется с младенцем, а значит вызывает умиление и радость. Именно поэтому классические амигуруми всегда имеют округлую форму.

Фото. Эту малышку зовут Котяшка. Автор работы — ladyirisha.

Еще одна характерная черта амигуруми — это их размер. Классические ами-фигурки не превышают 8 –10 см в длину или ширину, при этом их минимальный размер практически не ограничен: известны умельцы, изготавливающие игрушки размером 1 см и даже меньше.

Амигуруми отличает и особая техника вязания. Их всегда вяжут в виде отдельных деталей, которые потом аккуратно сшивают. Причем, крючок для вязания всегда берут меньшего размера, чем нить, чтобы полотно было плотным, без дырочек. Поэтому же в основе каждой детали лежит так называемый «круг амигуруми» — специальный прием начала вязания, позволяющий избежать отверстия в центре детали.

Фото. Ами-заяц. Автор работы — usotsuki69.
Фото. Ами-зверушки. Автор работы — Puschinka -2007.

По правилам амигуруми всегда вяжутся по спирали, по часовой стрелке и за две петельки — это тоже позволяет получить плотное ровное плотно без дырочек и характерных для вязания крючком «полосок». Хотя в последнее время мастерицы часто отходят от этого правила, что позволяет получить более интересные игрушки.

Читайте также:  Косичка 12 петель вязать спицами

Но главная особенность — все амигуруми имеют имена. Совсем как люди. И это вполне можно объяснить: амигуруми — это очеловеченные предметы и животные. А любой человек, согласно восточной традиции обязательно имеет имя. Во-вторых, первыми прототипами для амигуруми становились герои мультиков или японских комиксов — манга. Позднее эту традицию подхватили и дизайнеры — авторы схем для вязания амигуруми, и простые рукодельницы. Достаточно сказать «кот Итиро» (или «кошечка Аминеко») — и сразу становится понятно, кто имеется в виду.

Фото. Крошка Бегемошка. Автор работы — businka.ks.
Фото. Зеленый портфель.

Сейчас амигуруми завоевали популярность во всем мире, и в каждой стране вобрали в себя традиции местной культуры и местных техник рукоделия. Так амигуруми японских и китайских мастериц несут в себе идею японского минимализма, в котором содержание подчёркивается лишь самым необходимым количеством деталей, формы — предельно простые, цвета — монохромные. А вот отличительные особенности европейских и американских мастериц — это «европейские» образы, подчеркнутая детализация и полнота образа, точная передача цвета (в последнее время стало модных подкрашивать лица и мордочки игрушек) или нарочитая карикатурность отдельных черт игрушки.

Сейчас амигуруми – это особая философия. Их носят на сумках, мобильных, в автомобиле, украшают ими новогоднюю елку, тем самым подчеркивая свою индивидуальность и самобытность. Ведь даже связанная по одной схеме игрушка у разных людей получается разной. Вдохновляйтесь и тренируйтесь, если только начинаете осваивать это милое искусство, пришедшее к нам из Японии.

На фото — работы, выполненные мастерицами нашего Клуба.

Творческие проекты и работы учащихся

1.1. История возникновения вязания крючком

Свое исследование я решила начать с изучения истории вязания крючком и истории возникновения вязаной игрушки.

История возникновения вязания крючком свидетельствует: жители Китая и арабы также умели пользоваться загнутыми на концах палочками. Они владели техникой вязки, позволяющей создавать сложные многоцветные узоры.

В нашей стране вязание крючком появилось в 19 веке. Крестьянами чаще всего использовалась овечья шерсть, из которой вязали рукавицы, носочки, сапожки. Искусные мастерицы создавали кружева для отделки одежды и украшения скатертей, занавесок.

Постепенно вязаные изделия стали настолько популярны, что на них обратили внимание модные дизайнеры. На сегодняшний день вязанием крючком увлекаются люди различного социального статуса, возраста и пола.

История возникновения вязаной игрушки

Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относятся к периоду 10-15 веков. В это время игрушки делали из подручного материала – дерева, кожи, глины, ткани. С малых лет дети играли с игрушками в виде птичек, коней, медведей, которые прививали любовь к природе и окружающему миру. Они кроме забавы еще служили оберегами.

Технология изготовления игрушек со временем совершенствовалась. Очень часто в народном творчестве использовались такие материалы как лен, солома, пряжа.

Проходили годы, и игрушки из глины постепенно утрачивали свою актуальность. Их место занимали вязаные игрушки. Они очень мягкие и приятные на ощупь. А глиняные фигурки превращались в простые сувениры.

Вязаные игрушки крючком не только красиво смотрятся. Важная особенность состоит в том, что у вас есть возможность полностью контролировать процесс изготовления изделия.

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

Изготовление мягкой игрушки в технике вязания крючком

Проект – это цель, принятая и освоенная, актуальная, – это самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов.

Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Мне очень нравиться вязать. Подыскивая интересные идеи для своего проекта я познакомилась с техникой изготовления вязанных игрушек. Это занятие заинтересовало меня.

Не секрет, что даже взрослые любят игрушки. Они позволяют пусть и на короткое время вернуться в мир, где нет тревог и забот, где все просто и интересно, в мир своего детства. Может, поэтому многих захватывает изготовление игрушек. Кто-то мастерит их из кожи и дерева, кто-то – из лоскутков ткани, отливает фарфоровые или гипсовые лица кукол, лепит из глины крошечные ручки и ножки, а кто-то берет в руки спицы или крючок и начинает вязать. Порой из рук мастерицы выходит не совсем аккуратный персонаж, не то, что хотелось бы, но все равно эта игрушка для ребенка становится наиболее любимой, так как она несет тепло рук ее изготовительницы.

Читайте также:  Как вязать крючками цветок розы

Начиная вязать игрушку, подумайте о своем будущем создании, постарайтесь передать через него все свои любовь, радость, заботу о вашем ребенке или о том, кому предназначается поделка.

Я решила связать игрушку. Выбрала я эту тему потому, что подыскивая интересные идеи для творчества, у меня возникло желание связать игрушку, которая будет красивой и привлекательной. Вязать оказалось очень легко и захватывающе.

По моему мнению, всегда можно купить что-нибудь, но изделие, выполненное своими руками, будет украшением и надолго сохраниться.

1.2 Цели и задачи проекта

Изготовить вязаную игрушку в рамках творческого проекта.

Развивать умения анализировать и синтезировать информацию, применять полученные знания по проектной методике на практике.

Формировать самостоятельное, критическое мышление.

Формирование установки на творческий подход.

Воспитание интереса к предмету и искусству вязания.

Выбрать тему творческого проекта.

Разработать этапы проектной деятельности.

Обучиться технологии изготовления вязаных игрушек.

Спроектировать и изготовить игрушку из подручных материалов.

Обобщить результаты работы над проектом в форме портфолио.

Защитить творческий проект.

Вязание крючком относительно молодой вид рукоделия. Первое полотно датируется XVI веком. Первое письменное упоминание этого вида рукоделия найдено в мемуарах 1899 г. Элизабет Грант – ирландской путешественницы того времени.

История возникновения вязания крючком свидетельствует: жители Китая и арабы также умели пользоваться загнутыми на концах палочками. Они владели техникой вязки, позволяющей создавать сложные многоцветные узоры.

В нашей стране вязание крючком появилось в XIX . Крестьянами чаще всего использовалась овечья шерсть, из которой вязали рукавицы, носочки, сапожки. Искусные мастерицы создавали кружева для отделки одежды и украшения скатертей, занавесок.

Постепенно вязаные изделия стали настолько популярны, что на них обратили внимание модные дизайнеры. На сегодняшний день вязанием крючком увлекаются люди различного социального статуса, возраста и пола.

История возникновения вязаной игрушки:

Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относятся к периоду 10-15 веков. В это время игрушки делали из подручного материала – дерева, кожи, глины, ткани. С малых лет дети играли с игрушками в виде птичек, коней, медведей, которые прививали любовь к природе и окружающему миру. Они кроме забавы еще служили оберегами.

Технология изготовления игрушек со временем совершенствовалась. Очень часто в народном творчестве использовались такие материалы как лен, солома, пряжа.

Проходили годы, и игрушки из глины постепенно утрачивали свою актуальность. Их место занимали вязаные игрушки. Они очень мягкие и приятные на ощупь. А глиняные фигурки превращались в простые сувениры.

Вязаные игрушки крючком не только красиво смотрятся. Важная особенность состоит в том, что у вас есть возможность полностью контролировать процесс изготовления изделия.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Материалы и инструменты

Для изготовления необходимо:

2. ниточки коричневого цвета, серые нитки «Ирис» ;

3. мулине чёрного цвета;

4. две мелкие бусинки.

в.п. – воздушная петля,

с.б.н. – столбик без накида,

пр. – прибавка – 2 с.б.н. в одну петлю,

уб. – убавка – 2 с.б.н. провязанных вместе.

2.2 Маршрутная карта

1. Выбрать тему проекта.

2. Ознакомиться с историей возникновения вязаных игрушек.

3. Выбрать инструменты и материалы.

3. Изготовить поделку.

4. Оформить портфолио.

5. Сделать рекламу.

6. Сделать презентацию.

3. КОНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

Правила безопасной работы с ножницами:

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8. Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

I. Общие требования безопасности при работе с крючком для вязания.

1. Вязальные крючки должны быть хорошо отшлифованы; хранить их следует в специальных пеналах.

2. Во время работы следует быть внимательными и аккуратными.

3. При вязании крючком возможно воздействие на работающих следующих опасных факторов:

– прокалывание пальцев рук острым крючком;

– поражение глаз и других частей тела осколками сломавшегося крючка;

– травмирование рядом сидящего человека;

– снижение остроты зрения, вызванное плохим освещением.

4. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан сообщить учителю.

II. Требования безопасности перед началом работы

1. Убрать волосы под косынку.

2. Организовать своё рабочее место так, чтобы освещение было достаточным. Свет должен падать на рабочую поверхность спереди или слева.

3. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.

III. Требования безопасности во время работы

1. Вязальные крючки использовать только по назначению.

Читайте также:  Как называют женщин которые вяжут

2. Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.

3. Следить за правильной организацией рабочего места, не ходить по кабинету с расчехленным крючком.

4. Следить за правильным положением рук и посадкой во время работы.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии сообщить учителю.

2. При получении травмы оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

V. Требования безопасности по окончании работы

1. По окончании работ снять спецодежду.

2. Привести рабочее место в порядок.

Последовательность выполнения работы

1. 2 в.п. сомкнуть в кольцо. 6 с.б.н. во вторую петлю = 6п.
2. (пр. )6 раз = 12 п.
3. (1с.б.н., прибавка) 6 раз = 18 п.
4. (2 с.б.н., прибавка) 6 раз = 24 п.
5. (3 с.б.н., прибавка) 6 раз = 30 п.
6-9. с.б.н. в каждую петлю предыдущего ряда = 30 п.
10. (3 с. б. н., убавка) 6 раз = 24п.
11. (2 с.б.н., убавка) 6 раз = 18 п.
12. 1 с.б.н. в каждую петлю предыдущего ряда = 18 п.
13. (1 с.б.н., убавка) 6 раз = 12 п.
14. (уб.) 6 раз = 6 п.
Набить голову плотно синтипоном, хвостик нитки аккуратно заправить.
Набить синтепоном. Туловище должно получится каплевидной формы. Стянуть и оставить нить для пришивания.

1. 2 в.п. сомкнуть в кольцо. 6 с.б.н. во вторую петлю = 6п.

2. (пр. )6 раз = 12 п.

3. (1с.б.н., прибавка) 6 раз = 18 п.

4. (2 с.б.н., прибавка) 6 раз = 24 п.

5. (3 с.б.н., прибавка) 6 раз = 30 п.

6-9. с.б.н. в каждую петлю предыдущего ряда = 30 п.

10. 9 с.б.н. в каждую петельку, 6 убавлк, 9 с.б.н. в оставшиеся 9 петелек=24 п.

11-13. с.б.н. в каждую петлю предыдущего ряда = 24 п.

14. (2 с.б.н., убавка) 6 раз = 18 п.

15. 1 с.б.н. в каждую петлю предыдущего ряда = 18 п.

16. (1 с.б.н., убавка) 6 раз = 12 п.

17. (уб.) 6 раз = 6 п

Верхние лапки(2 детальки):

1. 2 в.п., 6 с.б.н. во вторую петлю = 6 п.,

2. (прибавка) 6 раз = 12 п.

3. (2 с.б.н., прибавка) 4 раза =16 п.

4 — 5. с.б.н. в каждую петлю предыдущего ряда =16 п.

6. (2 с.б.н., убавка) 4 раза = 12 п.

7-10. с.б.н. в каждую пелю = 12п.

11. (убавка) 6 раз 6 п.

Набить лапку синтепоном и стянуть отставшие петли. Другую лапку вязать аналогично. Можно немножко согнуть дугой.Самый верх лапок набиваем не сильно плотно, чтобы они не торчали после пришивания к телу.

Нижние лапки (2 детальки) :

1. 2 в.п., 6 с.б.н. во вторую петлю = 6 п.,

2. (прибавка) 6 раз = 12 п.

3. (с.б.н, прибавка) 6 раз = 18 п.

4 — 7. с.б.н. в каждую петлю =18 п.

8. 5 с.б.н, 4 убавки, 5 с.б.н. = 14 п.

9 -12. с.б.н. в каждую петлю = 14 п.

13. (убавка) 7 раз = 7 п.

Набейте лапку наполнителем и закончите вязание, провязывая по СБН в две петли до конца. Самый верх лапок набиваем не сильно плотно, чтобы они не торчали после пришивания к телу Другую лапку вязать аналогично.

Пришить голову, верхние и нижние лапы к туловищу.

Это очень короткая, но важная деталь в игрушке.

Вязать по кругу основной пряжей.

Сделать две воздушные петли (в.п) и во вторую петлю от крючка провяжите 6 с.б.н. Провязать второй круг из 12 с.б.н — провязывая в каждую петлю по 2 с.б.н. Оставить «хвостик», чтобы пришить ушки к голове. Связать второе аналогичным способом.

Затем намечаем и пришиваем ушки к голове.

1. 2 в.п. , 4 с.б.н. во вторую петлю — не замыкать в кольцо.

2. в.п. , вязание переворачиваем — прибавка = 8 п.

3. в.п., вязание переворачиваем — прибавка = 16 п.

4-5. 1 .б.н. в каждую петельку предыдущего ряда = 16.п. А теперь намечаем мордочку к голове в самой нижней части. Прикалываем булавочкой и немного пришиваем.

Набиваем немножко синтепоном и прошиваем до конца. Теперь мишке нитками черного цвета вышить носик. Для глазок лучше сделать небольшое углубление с помощью иголки с ниткой, вроде глазниц — так мордочка будет гораздо живее, и пришить глазки (можно приклеить). Главное, чтобы они были небольшие, располагались близко друг к другу, глубоко «сидели». Если хотите, сшейте или свяжите мишке наряд. Можно связать ему платье и шляпку.

Инструкция по эксплуатации

Предназначена для детей от 2 лет.

Может быть использована для разнообразных игр в домашних условиях и в образовательных учреждениях.

Желательно держать подальше от огня.

Возможна аккуратная ручная стирка.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Экологическое обоснование проекта

В наш современный век натуральные ткани встречаются редко в основном синтетические, а для своей работы я выбрала вязальные нитки и наполнитель синтепон, которые являются экологически чистыми продуктами. Синтепон – это материал растительного происхождения, он не требует химической обработки и не загрязняет окружающую среду.

Вся поделка является экологически чистой. Вместо утилизации использованных, ненужных вещей им была дана «Новая жизнь».

Оцените статью