Программа дополнительного образования: «вязание»
Все большее внимание в настоящее время уделяется эстетическому воспитанию детей. Переход системы образования на личностно-ориентированную модель, введение образовательных стандартов федерального, национально-регионального, школьного уровней позволяет решать данную проблему комплексно и, в то же время, дифференцировано, а именно дает возможность педагогу и ребенку работать в структуре сотрудничества в определенном образовательном поле. Выделение в структуре образования разных уровней дает возможность и содержательную линию рассматривать в виде базовой, факультативной и творческой, что в свою очередь дает возможность педагогу предлагать ребенку выбирать и пробовать.
Вязание — комплексный социально эстетический курс для учащихся среднего и старшего школьного возраста, рассчитанный на два года обучения. Он может быть использован педагогами дополнительного образования при реализации основной программы, а также для проведения занятий в кружках как материал для решения задач национально-регионального компонента в рамках культурно-исторической линии. Программа предполагает, прежде всего, практическое обучение, закрепление и совершенствование приобретенных навыков.
Основная роль программы заинтересовать учащихся, побудить к творчеству в доступной для них форме, расширить знания и представления о декоративно-прикладном искусстве. В течение многих столетий вырабатывались определенные приемы исполнения декоративной отделки изделий в традиционных видах декоративно-прикладного творчества, формировались характерные особенности, колорит. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественного вкуса. Актуальность использования данной программы в условиях дополнительного образования заключается в том, что вязание является древнейшим видом декоративно-прикладного искусства, и занятия с детьми этим видом творчества направлены на сохранение, развитие и создание новых культурных ценностей.
Занятия по данной программе дают возможность развернуть перед детьми основные направления развития декоративно-прикладного, искусства в целом и родного края в частности. Познакомить их с закономерностями эстетической организации предметной среды, раскрыть их творческие способностями через обучение приемам свободного вязания, создают условия для самовыражения, самореализации в творческой деятельности: развивают фантазию , воображение, интеллект. Ведущий мотив деятельности — творчество ради общения через искусство.
Программа имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на условия микросреды, где формируется ученик как личность, на интересы и приемлемые для ребенка способы проведения досуга, на активное участие в жизни детского коллектива. В условиях творческого коллектива формируется общий интерес и ответственность, творческое общение и обмен мнениями, помощь и руководство друг другом.
Комплексное решение этих проблем диктует необходимость трактовать цели воспитания, прежде всего как подготовку учащихся к жизни, воспитание в личности творческого начала, особенно в отношении к труду как важнейшей сфере деятельности.
Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть учащиеся учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества.
Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс введено такое направление декоративно-прикладного искусства, как вязание крючком и на спицах, что способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга.
При составлении рабочей программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от простого к сложному. Основанием данной программы является создание благоприятных условий для реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности.
На каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и способы вязания крючком и на спицах, знакомятся с их условными обозначениями. Знание и понимание условных обозначений помогает школьникам зарисовывать схемы узоров вязки и свободно пользоваться схемами, которые печатаются в журналах по вязанию.
Происходит усложнение выполняемых изделий. К концу учебного года ученики вправе выбирать, какое изделие они хотят выполнить, при этом они сами учитывают свои возможности, ориентируясь на полученные умения и навыки. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Это способствует оптимизации процесса обучения вязанию крючком и спицами.
В процессе реализации программы у учащихся формируются ЗУН в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, развиваются творческие способности, внимание, память, мышление, воображение. Школьники учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно.
По окончании обучения дети могут самостоятельно изготовить достаточно сложное изделие, используя условные обозначения на схеме. Могут сами оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия. Могут давать консультации учащимся, которые только начали осваивать технику вязания крючком и на спицах.
-обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;
-приобщить учащихся к ручному труду, в частности к вязанию крючком и спицами;
-адаптировать учащихся к новым условиям, к учреждению и группе;
-гармоническое развитие личности ребенка средствами художественно-эстетического образования;
-развитие его художественно-творческих умений;
-содействие жизненному самоопределению учащихся.
– познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
-обучить правильному положению рук при вязании;
-научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
-познакомить с основными условными обозначениями;
-обучить строить схемы для вязания по описанию;
-научить четко выполнять основные приемы вязания;
-научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
-обучить особенностям кроя и вязания различных моделей ;
-научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
– развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
– развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
– развивать положительные эмоции и волевые качества;
– развивать моторику рук, глазомер.
– приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
– побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
– способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
– воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
– развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Отличительные особенности программы.
Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком и на спицах. Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы со спицами и крючком, способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности.
Программа построена так, чтобы учащиеся приобрели практические навыки постепенно. Содержание и последовательность изучения практических тем подчинены принципам:
-культуросообразности . Познакомившись с культурой разных народов, с особенностями изделий декоративно-прикладного творчества, овладев азами вязания, ребенок «возвращается» к истокам декоративно-прикладного искусства;
-природосообразности. Педагог должен обязательно учитывать половозрастные, физиологические и биологические особенности детей;
-креативности. Творческую личность можно воспитать только в творческой обстановке и при участии руководителя, творящего и увлекающего своими идеями детей;
-ценностно-смыслового равенства. Ребенок выбирает игрушку, которая ему больше нравится, и они вместе с руководителем воплощают задумку в жизнь;
-коллективности. Коллективная работа помогает сплочению детей. Каждый подросток может выразить свои способности или в вязании каких-нибудь деталей, или в оформлении выполняемой игрушки. В результате этой деятельности развиваются дружеские отношения, взаимопомощь, и приходит общая радость от хорошо выполненной работы.
Каждая последующая учебно-практическая тема базируется на предыдущей и участвует в раскрытии следующей.
Учебно-педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальными особенностями: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Основным методом сообщения нового материала на занятии служит слово педагога, сопровождаемое демонстрацией изделий, показом технологических операций. На каждом этапе практикума используются комплексы средств обучения, которые обеспечивают достижение цели, создают условия для самостоятельной работы в индивидуальном ритме. Такими средствами обучения являются образцы изделий, таблицы по технологии, технические рисунки, приспособления. Прикладные умения невозможно понять и усвоить только с помощью теоретических методов обучения, нужно практическое их закрепление.
На начальном этапе технология обработки изделий должна быть несложной, а время, затраченное на их изготовление — минимально, чтобы учащиеся смогли быстрее увидеть результат своего труда. Это способствует развитию их интереса, стремлению к самостоятельности. При изготовлении изделий можно нацелить детей на общественно-полезный труд, т.е. на изготовление изделий для школьных ярмарок, подарков друзьям и учителям, памятных сувениров к праздникам. Темы занятий, учитывающие имеющиеся в распоряжении кружка материалы, приближены к интересам и потребностям школьников.
В программе предлагается разработка изделий разной сложности изготовления, так как в кружок приходят дети с разными способностями: одни усидчивы, быстрее привыкают находить красивые сочетания цветов; другим все это дается менее успешно. Требуется немалое терпение, чтобы приобрести необходимое умение в работе с материалом, добиться технической чистоты. Разная степень сложности учитывается и при обучении разновозрастных групп.
Формирование у детей целостного восприятия прикладного творчества происходит в несколько этапов. На первом этапе ученики осваивают простейшее специальное действие, внутри которого складываются зрительно-моторные механизмы обобщенного восприятия произведения. На следующем этапе это действие преобразуется в сложную структуру совмещения в восприятии и воображении ребенка. Сначала дети овладевают простой формой технических действий, затем действия усложняются и, наконец, применяя эти действия для анализа работ, составляют содержательные характеристики изделий.
Завершают цикл занятия, на которых ученики составляют и выполняют работы, основанные на собственном замысле, подбирая наиболее целесообразные методы вязания.
Начиная работу с учеником (группой), педагогу необходимо проводить входную диагностику — выявить имеющийся к началу обучения запас знаний и умений, выявить готовность к переходу на новые уровни знаний и умений. В процессе обучения необходимо проводить текущий и промежуточный контроль. После каждого этапа работы проводится обобщающий контроль, показывающий уровень обученности учащихся произошедшие в них изменения.
Контроль практических умений осуществляется учителем в процессе наблюдений за трудовой деятельностью учащихся, при систематической операционной проверке выполняемых изделий, при осмотре изделий в целом, отборе готовых изделий для выставки. Уже на первых этапах обучения важное значение приобретает развитие у учащихся навыков самоконтроля, воспитание привычки самокритично оценивать результаты труда.
Формой контроля теоретических знаний служат беседы направленные на закрепление и систематизацию знаний, анализ и самоанализ изделий.
Постепенное усложнение программного материала, опора на возрастные особенности ребенка позволяют педагогу развивать детский коллектив в системе ближних и дальних перспектив на протяжении обучения.
Возрастные особенности группы.
Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 8-12 человек. Набор детей — свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания крючком и спицами. Группы могут формироваться по возрастному признаку.
Программа кружка рассчитана на 2 года обучения. Количество занятий: первый год – 68 ч. (1 раз в неделю по 2 часа), второй – 68 ч. (1 раз по 2 часа).
Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами вязания крючком, техникой вязания узоров и кружев. Второй год — на овладение учащимися основными приемами вязания спицами, техникой вязания на двух и пяти спицах.
Дополнительная образовательная программа «Вязание на спицах»
рабочая программа по теме
Дополнительная образовательная программа «Вязание на спицах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vyazanie_na_spicah.doc | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
«Вязание на спицах»
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.
Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей и технического творчества учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию творческих способностей и нравственно-эстетического воспитания детей. Данной задаче формирования личности ребенка может отвечать организация кружка «Вязание на спицах».
Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.
Группы имеют постоянный состав. Их численность 8-12 человек. Возраст учащихся с 8 лет. Набор детей — свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания спицами. Группы могут формироваться по возрастному признаку.
Дети могут приниматься на второй год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений вязания на спицах.
Программа кружка рассчитана на три года обучения. Первый год предполагает 144 ч. (занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа), второй и третий 216 ч. (3 раза по 2 часа).
Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами. Второй год обучения — на обучение детей основам многоцветного вязания, вышивки на трикотажном полотне и кругового вязания спицами. Третий год предполагает работу по обучению учащихся особенностям вязания мягких игрушек, сложных моделей и их декорирования.
Цель программы – развитие творческих способностей и нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
- Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
- Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;
- Научить четко выполнять основные приемы вязания;
- Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
- Обучить особенностям вязания различных моделей;
- Обучить основным условным обозначениям;
- Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
- Привить интерес к данному виду творчества;
- Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
- Привить основы культуры труда.
- Развивать творческие способности;
- Развивать произвольность психических процессов;
- Развивать образное мышление;
- Развивать воображение и фантазию;
- Развивать моторные навыки.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы : принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.
Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.
Используются следующие методы обучения :
— словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);
— метод показа, или наглядный метод;
— метод расчлененного разучивания элемента вязания.
Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.
1-ый год обучения
Учащиеся должны знать:
- Историю техники вязания на спицах;
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Инструменты и материалы;
- Условные обозначения, понятие «раппорт»;
- Основные приемы набора петель и вязания на спицах.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами;
- правильно пользоваться вязальными спицами, ножницами;
- подбирать материалы для вязания;
- выполнять основные элементы вязания;
- свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.
2-ой год обучения
Учащиеся должны знать:
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Различные способы набора петель;
- Особенности вязания цветных полотен;
- Способы соединения цветных полотен по вертикальной и наклонной линиям;
- Виды украшений вязаных изделий;
- Особенности вышивки на трикотаже;
- Способы переведения рисунка на полотно;
- Особенности снятия мерок и расчета для вязания шапочки, носок, перчаток и варежек;
- Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.
Учащиеся должны уметь:
- Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе;
- Изготавливать помпоны, кисти и шнуры;
- Переводить рисунок на полотно;
- Вышивать узор на трикотажном полотне с помощью различных швов;
- Владеть техникой цветного вязания с протяжками и интарсии;
- Соединять цветные полотна по вертикальной и наклонной линиям;
- Вязать шапочку, варежки, носки.
3-ий год обучения
Учащиеся должны знать:
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Современные тенденции в моде вязаной одежды;
- Технологию вязания объемных мягких игрушек;
- Понятия «пропорции фигуры», «осанка», «выкройка-основа», «контрольный образец»;
- Особенности снятия мерок;
- Особенности вязания по выкройке и по расчету;
- Виды швов;
- Последовательность изготовления деталей вязаного изделия;
- Влажная обработка трикотажных деталей;
- Особенности ухода за готовыми изделиями.
Учащиеся должны уметь:
- Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
- Вязать мягкие игрушки;
- Снимать мерки;
- Определять плотность вязания;
- Вязать по выкройке спинку, полочку, рукава, карманы, воротники различных видов;
- Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей;
- Правильно соединять элементы между собой;
- Выполнять трикотажные швы различными способами;
- Выполнять заключительную отделку готовых изделий.
В результате обучения по данной программе у детей могут наблюдаться положительная динамика в развитии психических процессов (память, мышление, внимание и др.). Работа по обучению вязанию на спицах способствует развитию творческих способностей, трудовых навыков, привитию эстетического вкуса.
Контроль за реализацией программы
Важным в осуществлении программы данного кружка является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.
О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.
Текущие работы представляются на выставках.
Выставка — форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз.
Критерием оценки умений может также считаться участие в различных конкурсах прикладного искусства на уровне МБОУ ДОД Дома детского творчества, района и области.